Понять сущность человека задание не из легких. Чтобы разобраться в появлении этих базовых аспектов нашего существования, стоит рассмотреть вопрос с точки зрения различных наук. В гуманитарных науках понятие дуалистической природы человека давно является аксиомой. Как любое животное, человек подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но одновременно руководствуется духовными идеалами добра, социальными нормами поведения, осознанием свободы и стремлением к исполнению цели жизни. Такая двойная детерминация наглядно проявляется в оппозиции эгоизм-альтруизм.
Если взять во внимание философскую точку зрения, то альтруизм и эгоизм являются абсолютно противоположными по значению терминами.
Считается, что невозможно проявлять только одно качество характера, в зависимости от ситуации человек склонен проявлять эгоистические или альтруистические черты.
На первый взгляд перед учеными стоят два неразрешимый вопроса:
Наглядно увидеть эволюционные проявления можно на примере развития простейших. К примеру, рассмотрим бактерии Pseudomonas fluorescens. Поместив их в жидкую питательную среду можно увидеть, что они будут спокойно развиваться. Со временем питательных веществ и места становится меньше, преимущества здесь получают, так называемые «мутанты» (клетки, которые могут склеиваться). Фокус здесь в том, что склеенные клетки выплывают на поверхность и получают больше питательных веществ. Такие небольшие колонии способны выживать намного дольше, однако со временем начинают распадаться. Так, почему, если им это выгодно? Все дело в бактериях «жуликах», которые со временем замечают, что могут не производить клей, но пользоваться всеми возможностями колонии. В результате безнаказанности они начинают размножаться активнее, что и приводит к распаду.
На данном примере, можно наглядно увидеть, в чем же состоит препятствие в развитии альтруизма. Это правило является общим для всех видов жизни: как только создается кооперация появляются паразиты, лишающие систему возможности а в полной мере воплощать задуманное. Становится очевидным, что борьба альтруизма и эгоизма началась еще в процессе эволюции на клеточном уровне и идет постоянно.
Такие особенности можно заметить и у многоклеточных животных, их средства защиты от нахлебников достаточно сложные. В ученом мире существует гипотеза, которая стала научным прорывом. Она свидетельствует о том, что изначально развитие иммунной системы у животных было направлено на борьбу с клетками-паразитами, а не с инфекциями.
Перейдем непосредственно к проблеме эгоизма-альтруизма у человека. Достаточно сложный эволюционный процесс изначально проявлялся только эгоистическим характером – необходимостью выжить в сложном мире. Но со временем человек понял, что если совместить свои усилия с другими людьми, то можно создать более продуктивную защиту и успевать гораздо больше за короткий промежуток времени.
Но, как и в случае с бактериями, обманщики есть и у людей. Желание нажиться за счет других привело к новой вехе эволюции, совмещении в одном индивидууме двух совершенно противоположных качеств характера: заботы о собственном выживании и желании социально адаптироваться в обществе.
Социальные и психологические наблюдения, вместе с тем, демонстрируют, что противоречивость альтруизма и эгоизма обусловлена не только внутренними противоречиями личности, но и сильно зависит от индивидуальных биологических различий: некоторые больше проявляют заботу о людях, другие ведут себя больше как эгоисты. И данные проявления не являются случайными. Индивидуальные различия зависят от генетических особенностей и от среды, в которой происходит формирование личности.
Из всего написанного выше следует, что эгоизм и альтруизм — это двойственные понятия, которые зародились еще до появления человека. Эгоизм, как протекция интересов индивидуума на уровень культуры и противоречия с социумом обуславливалась борьбой за продолжение рода и существование. Эгоистические помыслы позволяли индивидууму адаптироваться к внешним условиям и защитить себя.
В борьбе за существование возникала необходимость стать сильнее. В ученом мире существует гипотеза, которая стала научным прорывом. Она свидетельствует о том, что изначально развитие иммунной системы у животных было направлено на борьбу с клетками-паразитами, а не с инфекциями.
Альтруизм, как необходимое следствие развития социума, поспособствовал улучшению эффективности борьбы, делая ее менее жестокой и расширяя возможности человека выжить. Данные типы отношений необходимы в жизни каждого человека, определяя возможности формирования индивидуума и общества. Зарождение альтруизма было предопределенно и являлось необходимым моментом в развитии индивидуума.
По словам О. Конто (психолога, который ввел понятие «альтруизм») смысл жизни заключается в служении человечеству, а альтруизм является принципом построения идеального общества, создав которое человек перейдет на новый уровень сознания. Именно благодаря альтруизму человечество может объединившись достичь новых высот в различных сферах жизни. Углубившись в историю можно понять, что коллективная способность к жертве ради блага других позволяла на протяжении многих веков сберечь все человечество, а не одного конкретного индивида.
Рассмотрев историю происхождения альтруизма и эгоизма с точки зрения различных наук можно сделать вывод, что каждая из них объясняет появление данных понятий с различной точки зрения. Но все сходятся в том, что они неразделимы и являются необходимыми для развития индивидуума и его существования в социуме.