Осознанность – наш компас в многомирии и ключ к гармоничной жизни

Данный реферат является продолжением цикла публикаций о теории и практике айфааровского самоанализа. Осознанное и медитативное состояние, возникающее в результате практик развития внимательности и наблюдения за собственной психоментальной динамикой, было исследовано учёными из разных направлений науки. В этой работе рассматриваются результаты практик, направленных на развитие осознанности с точки зрения психологии и нейропсихологии, а также предлагаются некоторые концепции ииссиидиологии для повышения эффективности самоанализа и самонаблюдения.

1. Вступление

Темы личностного роста, повышения уровня эмоционального интеллекта и приобретения лидерских качеств, развития способностей неконфликтного общения и командной работы приобретают всё большую популярность в современном обществе. За последние 20 лет отношение к развивающим программам и тренингам радикально изменилось: если раньше их посещали в основном психологи и наиболее устремлённые искатели истины, то сейчас тренинги личностного роста приобретают всё большую популярность и проводятся даже на предприятиях и в государственных учреждениях.

Популистская психология вошла в нашу жизнь также как и массовый поток эзотерической литературы, новых развивающих течений и адаптированных научных книг, описывающих новейшие достижения квантовой физики, генетики, нейронауки. Youtube постепенно перестал быть сугубо развлекательным видео-порталом, приобретя новую роль глобального видеоархива лекций и семинаров учёных из разных направлений науки, представителей религиозных и эзотерических течений.

Несмотря на экономический и политический кризис, уровень сознания человечества растёт с прогрессирующей скоростью и разговор о медитации, осознанных снах и астро-выходах, о многомирии и параллельных вселенных, о потенциальном бессмертии и «прошлых жизнях» уже не является уделом избранных, «детей индиго» либо психически нездоровых людей.

С чего же начать и как разобраться во всём многообразии предложений индустрии развития личности? Отдать ли предпочтение проверенным тысячелетиями восточным практикам или записаться на популярный тренинг по холотропному дыханию? Или может быть освоить трансцендентальную медитацию? Пройти предварительные практики буддийской традиции? Найти гуру? Уехать в место силы и открыть для себя практику удалённого ретрита? А как совместить это с желанием жить в социуме? Что является квинтэссенцией практик медитации, на что обратить внимание, чтобы сделать практику эффективной и не блуждать по кругу месяцы и годы?

Многие ищущие задаются этими вопросами снова и снова; опробовав предложения современной индустрии личностного роста и приобретя разнообразный опыт измененных состояний сознания, они приходят к пониманию необходимости глубоко изучать механизмы, которые стоят за нашими разноуровневыми психоментальными проявлениями.

Неизбежно возникают вопросы: «Как именно это всё работает?», «А как связана активность мозга с психикой и различными практиками?», «Как структурировать эту разнообразную информацию, течения, практики; на какой фундамент знаний их поставить?», «А что представители науки думают о технологиях духовного развития, о изменённых состояниях сознания» По мере поиска ответов постепенно становится всё более понятной истина «Все ответы в нас самих»; но каким образом их «там» искать?

Эти вопросы уже много лет интересуют и автора этой статьи. В цикле публикаций о теории и практике самоанализа я ищу ответы и делюсь теми озарениями и пониманием, к которому пришла в результате своих исследований. Самоанализ основывается на изучении структуры сознания, механизмов, обеспечивающих функционирование психики, их взаимосвязи с окружающим миром, а также предлагает набор действенных практик для повышения уровня осознанности и универсальности наших представлений о жизни, человеке и межличностных отношениях.

Именно в этом детальном и скрупулёзном исследовании, объединении научных представлений с метафизическими, интуитивными догадками я вижу ответы на поставленные вопросы об эффективной духовной эволюции личности.

В моих предыдущих работах кратко была рассмотрена структура личности с точки зрения психологии и ииссиидиологии и место деструктивных эмоций в ней, а также общие принципы и упражнения самоанализа, практикуя которые можно наработать «состояние наблюдателя». [1], [2]

Данная статья сосредоточена на современных исследованиях воздействия практик повышения осознанности, медитации и самоанализа на активность мозга и на восприятие жизни человеком. Также эти вопросы рассматриваются с точки зрения ииссиидиологии, позволяющей радикально по-новому взглянуть на проблематику вопросов сознания, базирующегося на принципах многомирия и многомерности. Понимание этих механизмов, на которых основывается процесс эволюции сознания, создаёт фундамент для повышения эффективности и глубины духовных практик.

2. Основная часть

2.1. Определение осознанности и «наука созерцания»

Исследование понятий осознанности и внимательности в Западном мире началось с возрастания интереса к восточным практикам, в частности, к буддизму, которые в течение тысячелетий способствовали приобретению интуитивного опыта исследования сознания человека.

Психология, психотерапия, нейронаука, философия – представители этих научных направлений за последние 50 лет активного интереса к восточной культуре провели многочисленные теоретические и практические исследования феномена осознанности.

Для описания восточного понимания осознанности в большинстве англоязычных научных работ используется термин «mindfulness», в который вложен многогранный психологический смысл. На русский язык этот термин переводится как осознанность, внимательность, полнота осознания. [3]

При адаптации восточных медитативных концепций к западному образу жизни, то состояние осознанности, которое на востоке называют «mindfulness», приобрело следующие психологические трактования:

  • «Это практика безоценочного, сострадательного, принимающего наблюдения за собственным опытом»;
  • «Это внимание, которое мы направляем (1) намеренно, (2) на настоящий момент, (3) безоценочно к существующему положению вещей»;
  • «Это осведомленность о настоящем моменте с его принятием»;
  • «Это способность непрерывного отслеживания состояний своей психики: реакций на внутренние и внешние стимулы»;
  • «Это саморегулирование внимания с тем, чтобы оно направлялось на текущий опыт таким образом, чтобы усилить распознавание психических событий, имеющих место в данный момент… ему присущи такие качества как «любопытство, открытость, принятие». [3]

Восточные традиции зачастую преподносят практики в контексте религиозного мировоззрения, тогда как западные исследователи сознания человека ставят за цель найти ту действенную суть предложенных методов, которая свободна от религиозных ритуалов, и изучить её с точки зрения современных представлений науки.

Так, в 1980-2000 годах начало формироваться новое научное направление «наука созерцания» («contemplative science»), занимающееся исследованием восточного и западного подхода к осознанности на пересечении точек зрения психологии, когнитивной нейронауки, физики и восточных учений (буддизм, индуизм, даосизм, конфуцианство). Всё большее количество университетов США предлагает «науку созерцания» в качестве курса занятий. Например, Университет Вирждинии создал Центр Наук Созерцания; подобный центр есть в Атланте. Центр последипломного образования Нью-Йоркского Университета организовал Проект Изучения Наук Созерцания в области психотерапии и психоанализа, а Райс Университет в Хьюстоне, США, предлагает обучение созерцанию студентам, изучающим религии. Университет Брауна, расположенный в городе Провиденсе, США, наряду с классическим образованием предлагает занятия по созерцанию. Тем временем, Стэнфордский Университет в Калифорнии создал Центр Изучения и Обучения Состраданию и Альтруизму. [4]

Параллельно с приобретающим всё большую популярность обучением проводятся эксперименты и исследования представителей восточного и западного mindfulness-подхода к духовному росту личности.

2.2. Воздействие медитации и практик повышения осознанности на мозг и психику

Далай-Лама, лидер буддийской традиции, выступил одним из инициаторов широкомасштабных научных исследований воздействия медитаций на сознание, а также связи эмоций с активностью мозга, проводимых с 2000 года философами, неврологами, психологами совместно с представителями буддийской философии и мастерами медитаций. [5]

Многочисленные эксперименты показали действенность осознанной медитации как метода активизации тех мозговых структур, что отвечают за более позитивное восприятие жизни. Так, основатель аффективной нейронауки Ричард Дэвидсон занимается исследованием взаимодействия мозга и эмоций. В своих работах он изучает нейропластичность – способность мозга меняться в результате тренировки и получения жизненного опыта. Учёный пришёл к выводу, что медитация способствует развитию пластичности аффективных центров мозга, подавляя деструктивные эмоции и стимулируя позитивные; были найдены участки мозга, способные «заменить» тревожные чувства на невозмутимость или радость.

Экспериментально подтверждено, что люди, занимающиеся медитацией, способны резко менять активность своего мозга в результате сосредоточенности на конкретном психоментальном состоянии; тогда как неподготовленный человек не имеет такой власти над своим мозгом и психикой, и его попытки изменить свои состояния оказываются гораздо менее успешными, так как в мозговой активности присутствует много «помех», - фоновой активности других отделов мозга.

Благодаря эксперименту Пола Экмана, эксперта в мире эмоций, появилось еще одно открытие: медитация, направленная на повышение осознанности, способствует развитию проницательности и способности чувствовать эмоции других людей, что говорит о развитии эмоционального интеллекта. Удивительно, но эксперименты показали, что медитаторам свойственна в разы большая способность идентифицировать мимолётные эмоции других людей. [5, стр. 54]

Другое исследование показало, что человек в процессе медитации на состояние открытости (принятия жизни во всех её проявлениях как блага) способен не вздрогнуть при очень громком звуке, что не удавалось даже полицейским снайперам, регулярно слышавшим громкие выстрелы. Рефлекс вздрагивания является результатом активизации ствола головного мозга, одной из наиболее примитивных частей мозга, которую также считают «наследием рептилий». Удивительно, что сосредоточенность на позитивном и открытом принятии жизни способна в большой степени исключить из психической активности инстинктивные реакции. Тем не менее, Далай-Лама и Д. Гоулман прокомментировали этот эксперимент следующим образом: «Реальным мерилом духовного развития служит умение человека управлять беспокоящими эмоциями, такими как гнев и зависть, а не умение погружаться в необычные состояния во время медитации или демонстрировать искусство физического самоконтроля, - например, подавлять рефлекс вздрагивания».

В лаборатории Р. Дэвидсона также исследовался вопрос, возможно ли посредством практик медитации и тренировки осознанности изменить привычные нейронные схемы мозговой активности, которые связаны с конкретными деструктивными эмоциями. [5, стр. 60]

Согласно исследованиям, опубликованным в Журнале Исследования Личности (Journal of Research in Personality) в 2008 году о воздействии практики развития осознанности на восприятие стрессовых ситуаций, адаптивность и эмоциональное благополучие, те, кто практикует развитие осознанности, склонны воспринимать стрессовые ситуации более открыто, не оценивая их негативно, не прибегая к приёмам защиты и избегания. [6]

Исследователи также изучили способность справиться и «пережить» стрессовую, непозитивную ситуацию. Эксперименты показали, что человек, развивающий осознанность посредством практик самоанализа и медитации, склонен воспринимать внешние и внутренние стимулы более объективно, не оценивая их как угрозу, тогда как «обычный», свойственный неподготовленным людям режим обработки информации основывается на привычной фильтрации и оценке событий, что совершается с активным привлечением негативных воспоминаний, шаблонов, верований, ограничений, а также с использованием стратегий избегания и неприятия. Осознанный режим восприятия уменьшает уязвимость и понижает эмоциональную негативную впечатлительность от внешних стимулов. [6]

Учёные отнесли состояние осознанности к «высшему психологическому благополучию», которому свойственна большая эффективность, доступны позитивные способы принятия решений и внутренние адаптивные механизмы для перепрограммирования отношения к стрессовым ситуациям.

Основываясь на этих результатах, становится очевидной ценность практик, развивающих осознанность и внимательность, как инструментов для улучшения нашего психологического комфорта, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности и эмпатии, саморегуляции и самоконтроля.

2.3. Осознание своих деструктивных эмоций и перепрограммирование реакций

Ключевой темой в «работе над собой», повышении осознанности и обретении понимания своего внутреннего мира является осознание и трансформация своих деструктивных эмоций. Повышение осознанности напрямую связано со способностью человека «возвыситься» над своими эмоциями и инстинктивными побуждениями и посмотреть на ситуацию со стороны.

В результате тренировки самоанализа и самонаблюдения мы становимся способными разотождествиться с негативными состояниями и наблюдать их как некий феномен, процесс, оставаясь невовлеченными, способными анализировать причинно-следственные связи. Одна из эффективных практик повышения осознанности и обретения контроля над своими деструктивными эмоциями - это целенаправленная идентификация, поименование и разотождествление (публичное или индивидуальное) с обнаружением психическим проявлением. Этим методом издавна пользуются психологи, но лишь недавно было проведено масштабное нейрофизиологическое исследование воздействия поименования («affect labeling»), что научно обосновало эффективность этой практики для освобождения от деструктивных реакций. [7]

Использование магнитно-резонансного сканирования помогло учёным объяснить, что именно происходит в мозге человека: поименование негативных реакций и состояний приводит к усилению активности правого префронтального кортекса, что препятствует активизации амигдалы и других лимбических отделов мозга в ответ на те события, что изначально воспринялись негативно. В результате происходит уравновешивание негативного эмоционального всплеска, так как именно лимбическая система выступает генератором инстинктивных проявлений психики. Также из экспериментов было сделано еще два интересных вывода:

  • поименование реакций может быть не только вербальным, но также происходит при использовании другой символьной интерпретации событий: через рисунок, через аналитическое прописывание;
  • переоценка и пересмотр своих психических реакций как техника перепрограммирования представлений о событиях, воспринятых негативно, также задействует механизм снижения ответных реакций от лимбической системы параллельно с другими более сложными нейро-процессами. [7]

Удивительно, что упражнения на развитие осознанности приносят результаты не только монахам, сидящим в затворничестве, но и «обычным» людям, которые привнесли подобные практики в свою активную социальную жизнь. В одной из американских обучающих программ по снижению уровня стресса (MBSR) группа людей проходила 8-недельную практику обучения осознанному восприятию самих себя. [8] Этот эксперимент не отрывал их от привычного окружения: группа продолжала работать, общаться с семьями, получать опыт других социальных взаимодействий, и тем не менее, вечерние занятия в группе за 8 недель привели к стабильному повышению активности префронтальной коры, понижению активности лимбической системы, более спокойному и эмпатичному восприятию окружающей действительности.

Исследования свойства нейропластичности мозга объясняют, что мозг преобразуется в результате любой достаточно продолжительной практики посредством формирования новых нейронных цепочек, что отражают конкретные схемы активности мозга, и в результате стимулируют образование соответствующего гормонального фона. А ведь еще 30 лет назад считалось, что после взросления мозг развивается лишь за счёт образования новых синаптических связей... Новейшие исследования демонстрируют, что повторяемые действия способны привести к зарождению новых нейронов и перестройке нейронных связей.

Свойство нейропластичности позволяет людям, устремлённым к саморазвитию, меняться и внутренне расти, перепрограммировать свои шаблоны восприятия, становиться спокойнее, добрее, мудрее, радостнее. Таким образом, тренируясь в наработке самонаблюдения и самоанализа, медитативных состояний, мы обретаем возможность более объективно смотреть на мир (не только с позиции «я», но также и с неличностных позиций), разотождествляться с теми психическим реакциями, которые нам «диктуют» примитивные отделы мозга, и в буквальном смысле менять свой мозг, становясь более человечными.

Осознанность “живёт” в наиболее эволюционных отделах мозга, позволяющих нам смотреть на мир без призмы предубежденности и эгоистичной заинтересованности. Наиболее простой способ измерить осознанность - это дать оценку своей способности быть наблюдателем и смотреть на мир и существ, обитающих в нём, с состраданием и принятием, осознавая свою сопричастность ко всему, что происходит вокруг, независимо от того, нравится нам лично происходящее или нет.

2.4. Ииссиидиологическая концепция: развитие осознанности и выход из временных петель в более качественную конфигурацию самосознания

Рассмотренные исследования подтверждают благотворное воздействие практик по повышению осознанности на когнитивные способности человека и его ощущение полноты жизни, способности справляться со стрессом, со своими негативными эмоциями и быть эффективным в достижении своих целей.

Исследователи из области нейропсихологии акцентируют внимание на активизации наиболее эволюционных зон мозга, постепенной деактивации архаических участков, ответственных за инстинктивные реакции, на повышении способности осознанного человека своим намерением регулировать мозговую деятельность. Учёные ищут корреляции эмоциональной динамики и активности разных участков мозга.

Те, кто использует медитацию и самоанализ в целях духовного развития, стремятся достичь совершенства в работе с деструктивными эмоциями и стать способными реализовать свой наивысший психический потенциал на благо всего, что их окружает.

Концептуально новый взгляд на причины и следствия развития осознанности предлагается в ииссиидиологии, которая сочетает в себе научный и интуитивный подход к изучению строения Вселенной и человека.

Научные исследования, которые мы рассмотрели в этой статье, отражают эмпирический подход, основанный на точно выверенных экспериментах об активности мозга и психики. Но, несмотря на прогресс в точности данных, современному состоянию науки ещё предстоит найти способы исследовать истинность тех интуитивных постулатов, которые давно известны и применяются мастерами медитаций и о которых можно прочитать в гипотезах наиболее смелых учёных.

Что получится, если попробовать увязать эти научные исследования позитивного воздействия повышения осознанности на мозг и психику с концепцией многомирия, многосценарности развития человека, его параллельного существования во множестве миров? В чем заключается более глубокий, перспективный смысл развития осознанности и зачем в принципе нужна осознанность на духовном пути?

2.4.1. Психическая реакция как очередной шаг в многомирие

Согласно ииссиидиологии, посредством своих ежемгновенных жизненных выборов (психических реакций на окружающую действительность, которые мы постоянно генерируем) мы выбираем один из многочисленных вариантов развития событий, каждый из которых существует параллельно и одновременно со всеми остальными вариантами нашей дальнейшей судьбы.

Каждый человек обладает уникальной конфигурацией самосознания - набором определённых признаков, жизненного опыта, потенциально доступных психоментальных состояний от наиболее примитивных до одухотворённых и возвышенных. То есть в соответствии с конфигурацией самосознания мы совершаем выборы, реагируем на внешние и внутренние стимулы в определённом диапазоне свойственных нам реакций, - и именно в нашем выборе конкретной реакции заключается ежемгновенно доступная нам свобода выбора варианта дальнейшего развития событий.

Кто-то может возразить: «Но я не думаю о том, как реагировать, я не способен выбирать свою реакцию, она просто происходит и всё!», - и в своём утверждении такой человек будет по-своему прав. Не развивая способности осознанно реагировать, размышлять над своими шаблонами поведения, мы продолжаем плыть по течению своих бессознательных реакций, зачастую уводящих нас далеко в сторону от жизненных целей и гармоничных устремлений.

Вернемся к «конфигурации самосознания»: для понимания этого определения тем, кто знаком с компьютерными технологиями, может помочь следующая аналогия. Мы знаем, что ноутбуки бывают по-разному укомплектованы зависимо от целей их использования. Набор всех характеристик конкретной модели можно назвать конфигурацией модели, которая позволяет ноутбуку функционировать в своём диапазоне производительности (как в режиме «отдыха», так и «на максимуме»). При этом, конфигурация может быть изменена для повышения производительности посредством замены или добавления деталей, чистки «мусора», установки новой операционной системы и т.д. Так и конфигурация самосознания человека является описанием диапазона его возможностей и позволяет ему проявить себя в определённом спектре психоментальных состояний, быть «на высоте», быть «как обычно» или «упасть на дно», - и именно этот потенциал является основой параллельного существования разных вариантов нас с вами и разветвления жизненных сценариев. То есть, конфигурация самосознания и разновариантность наших психоментальных реакций и создают эффект распараллеливания нас по разным вариантам реагирования (к слову, здесь можно вспомнить, как мы бывает жалеем о своём проступке и четко знаем, что могли бы поступить по-другому. «Где-то» в разновариантности «другой вариант нас» именно так и поступил).

2.4.2. Структура личности: ключ к пониманию себя и карта для самоанализа

Для того, чтобы суметь сориентироваться в многообразии психических реакций, оценить и понять уровень их условной качественности (эволюционности, универсальности), ииссиидиология предлагает концепцию о структуре личности, которая с разных сторон описывает многоуровневость самосознания. Например, конфигурация самосознания может быть рассмотрена с позиций активности в ней разных уровней самосознания, которые в ииссиидиологии называются: бессознательное, личностное самосознание, подсознание, надсознание и т.д.

С другой стороны, конфигурацию самосознания можно рассмотреть с позиций активности в ней Ииссииди-центров, которые представляют собой ииссиидиологически расширенное понимание энергоинформационных Центров, по-разному отражающихся в психоментальной активности личности.

С третьей стороны, понимание разнопротоформности направлений развития позволяет нам постепенно начать ощущать разницу между Человеческим направлением развития и направлениями, свойственными другим формам (животным, растениям, минералам и т.д.), в которые мы эпизодически «уходим», «смещаемся», выбирая не-Человеческие реакции в ответ на происходящие с нами события.

И всё это – одновременное и параллельное многовекторное развитие постоянно происходит с каждым из нас; в разных вариантах своей жизни мы делаем выборы, ведущие нас к тем или иным судьбам, жизненным сценариям, встречам с теми или иными людьми, появлению тех или иных глобальных и локальных событий…

Как сориентироваться во всём этом многообразии, понять, где я нахожусь сейчас и куда я хочу прийти, кем стать в этой жизни, и, собственно, в какой жизни я хочу жить?

Надеюсь, на этих строчках читатель, так же как и я, начнёт осознавать всю сложность и  красоту того, что мы называем существованием, и поймёт, что вопросов пока гораздо больше, чем ответов, - и что это – очень увлекательно!

Учитывая вышесказанное, становится понятным, что ииссиидиологический информационный фундамент позволяет в практике медитации и самоанализа выйти на гораздо более глубокие уровни осознанности, чем если бы мы просто отмечали свои психические реакции, не имея знаний об их природе и причинно-следственных связях и не зная, что с ними делать дальше.

Одним из интересных ииссиидиологических образов, имеющих прикладное значение, является понятие «временных петель». Временная петля – это условное временное расстояние между мной менее развитой и мной же, но более развитой, опытной. [9, п. 14.15843] Развиваясь, целенаправленно занимаясь духовной работой над собой и повышением своей осознанности, понимания мироустройства, человек сокращает временные петли, отделяющие его от своих более опытных и универсальных конфигураций.

Для меня озарением было то, что временные петли между одной моей конфигурацией и другой, более универсальной, могут быть пройдены за разное время – от минут до десятилетий, зависимо от тех психоментальных усилий, которые я прикладываю, от тех жизненных выборов, которые я совершаю. Это значит, что я, более опытная и духовно развитая, не обязательно осознаю себя в возрасте 60, 70, 80 лет, - есть такая я, которая сумела приобрести необходимый жизненный опыт и радикально повысить уровень своей осознанности за гораздо более короткое время…, а есть та, кто дожив до глубокой старости, так и не смогла изменить своих представлений и стать добрее, осознаннее, радостнее, мудрее, человечнее…

2.4.3. Более осознанные и универсальные «мы» живём в более гармоничных мирах

Всё вокруг нас - отражение нас самих”, “Измени себя и изменится мир”, “Мир - это твоё зеркало” - эти утверждения далеко не новы для многих из нас; мы всё чаще видим и слышим их в прогрессивных развивающих фильмах и литературе. Ииссиидиология поддерживает этот ответственный взгляд на жизнь и предлагает расширенное объяснение, позволяющее не просто принять на веру эти постулаты, но и глубоко проанализировать, прочувствовать их и сделать частью своей модели мышления, отношения к жизни.

Вследствие разноуровневости самосознания каждой личности, каждого существа, ежемгновенно всеми нами совершаются мириады параллельных выборов, изменяющих жизнь в ту или иную сторону. Если представить все возможные комбинации всех возможных выборов всех существ во все времена, мы получим образ многомирия, - одновременно и параллельно существующего бесконечного множества миров. Да, система восприятия среднестатистического человека не позволяет ощущать и переживать эту масштабность, но появляется всё больше озарений, теорий, гипотез, доводов в пользу существования параллельных миров.

Ииссиидиология соединяет концепцию многомирия с принципом резонационности, который определяет качественное соответствие всего, что мы видим вокруг. То есть, ко всему наблюдаемому нами у нас есть резонанс - осознаваемый или неосознаваемый нами интерес познать себя в конкретных обстоятельствах жизни. Соответственно, более универсальные конфигурации нас живут в других мирах, соответствующих им по энергоинформационному наполнению.

Представить и осознать это мне помогает историческая аналогия: в нашем мире и сейчас далеко не всё гармонично и стабильно, но если вспомнить историю и условия, в которых параллельно с текущими нами (!) в другом временном потоке 15 столетия также живут некие конфигурации, мечтают о чем-то, стремятся, переживают… То возникает понимание, что, наверное, именно те условия существования были им нужны для получения жизненного опыта, понимания и познания чего-то, что позволит им двигаться дальше. То есть, для тех конфигураций век информационного «бума» и развития технологий и цивилизации, который мы видим сейчас, не актуален в силу необходимости познать себя в других условиях. «Их» от «нас» отделяют определённые временные петли, которые сокращаются по мере приобретения опыта.

Ииссиидиология предлагает нам еще одно новое понятие - «перефокусировки», или другими словами, смещения фокуса самосознания, которые происходят каждый миг по мере нашего синтеза – обработки, усвоения поступающей информации и трансформации сознания. Вся та динамика, которую мы осознаём как поток своей жизни, является следствием нашего постоянного перефокусирования во всё более новые конфигурации, находящиеся в новых мирах, - наши смещения в тех «нас», которых мы еще «не познали», но с которыми смогли срезонировать посредством своих психоментальных состояний.

Этим очень кратким и упрощённым экскурсом в отдельные принципы, глубоко описанные в многотомном издании ииссиидиологии, я хотела показать читателю альтернативную точку зрения, направление поиска ответов на глубокие вопросы о природе существования и о нашем месте в многовекторном переплетении жизненных сценариев.

Развитие осознанности, медитативные практики, обретение навыка самоанализа, углубление понимания структуры мироздания и места человека в ней, а также параллельное развитие Человеческих психических качеств являются первыми необходимыми шагами на нашем пути к становлению себя как эволюционно развитой Человеческой цивилизации.

Подводя итог этого раздела, я хотела бы акцентировать внимание на том, что эффективность практик повышения осознанности, аналитического наблюдения за собой напрямую зависит от понимания механизмов функционирования самосознания личности. Именно поэтому перспективным направлением своих дальнейший исследований я вижу углубление этого понимания, одновременное развитие интуитивных способностей и повышение уровня осознанности, способности к аналитическому разбору своей психоментальной активности.

2.4.4. Медитация и самоанализ как механизмы повышения осознанности и навигатор в многомирии

В предыдущем разделе я коснулась концепции многосценарности нашего существования и соответствия психоментальных состояний жизненным обстоятельствам, в которые мы резонационно попадаем среди всего многообразия параллельных миров.

Когда это понимание глубоко прорастает в нас и становится частью нашего отношения ко всему, неизбежно появляется ответственность за всё происходящее в жизни. Ответственность и понимание своей сопричастности позволяет начать всерьез и по-настоящему заниматься духовной работой: культивированием в себе наиболее Человечных качеств и постепенным перепрограммированием всего того «внутреннего багажа», который им не соответствует.

Из раздела о научных исследованиях мы уже узнали о благотворных эффектах медитации и самоанализа в отношении стрессоустойчивости, эволюционной активности мозга, состояния гармонии и уравновешенности. Ииссиидиология помогает увязать эти эмпирически доказанные личностные эффекты с глобальными принципами нашего коллективного существования и путешествия по многовекторной судьбе, которое мы с вами продолжаем в течение всей своей бесконечной жизни.

Как вы помните, в начале статьи была приведена цитата Далай-Ламы о том, что духовный рост человека следует мерить его успехами по работе с деструктивными эмоциями, а не способностями контролировать физиологические аспекты. С позиций ииссиидиологии это означает стабилизацию конфигурации самосознания в уровнях высшего личностного самосознания и подсознания - тех тонких сфер, структур нашей психики, которым свойственна высшая психическая активность, способность к метавниманию и метапознанию [10, стр. 130], развитый эмоциональный интеллект, склонность к интеллектуально-альтруистичной деятельности, высокий уровень ответственности.

Подобные результаты духовных устремлений не возникают сами по себе, а являются следствием усердной и кропотливой работы над каждым «кусочком», «кирпичиком», аспектом своей конфигурации, в котором присутствует непозитивное отношение к жизни, который пока не соответствует образу духовно развитого, гармоничного человека.

Практики медитации и самоанализа позволяют выработать в себе психоментальную привычку оставаться наблюдателем за внутренними и внешними изменениями и оценивать их как бы с позиции третьего лица, не вовлечённого в личностные эгоистичные желания. Эта способность к метавниманию (наблюдение за наблюдением) позволяет раз за разом в момент выбора собственной реакции на внешний стимул (например, стресс, нечто противоречащее нашим желаниям и ожиданиям), совершить волевое усилие над собой и поступить не по привычке, а иначе, используя те мотивации и решения, которые нам всегда «подсказывает» подсознание (но мы не всегда в состоянии его «услышать»).

Такой более осознанный подход к восприятию жизни позволяет нам постепенно перестать доверять управление своей судьбой инстинктивным, шаблонным, автоматическим реакциям и начать задумываться о причинно-следственных связях, о тех временных петлях, в которые мы «попадаем» вслед за своими неосознанными выборами, и тех, из которых нам удаётся «выйти».

2.4.5. Стратегия быстрой эволюции

Многолетний практический опыт, наработанный в Центре Интеллекта и Альтруизма "Айфаар" на основе концепций, предложенных в ииссиидиологии, показал эффективность совмещения двух стратегий для быстрой эволюции личности в Человеческом направлении:

  1. Работа с «низшими проявлениями» наших конфигураций.
  2. Активизация высшей психической деятельности, так называемых «уровней кураторов», внутренних проводников к нашим более универсальным, опытным, гармоничным конфигурациям.

Для работы с «низшими проявлениями» эффективна практика айфааровского самоанализа, некоторые аспекты которой описаны в предыдущей статье. [2] Также командой Центра наработан обширный опыт работы с разноуровневыми непозитивизмами. [11]

Активизация уровней кураторов происходит по мере смещения интереса человека из эгоистичной погони за личной выгодой в познание своей природы и вселенских механизмов по мере активизации потребности в определении своей миссии, в служении другим, интуитивного устремления в гармоничное будущее.

Эту тему специалисты нашего Центра раскрывают в других тематических статьях.

3. Заключение

В продолжение цикла публикаций о теории и практике айфааровского самоанализа эта статья охватывает две основных темы: современные научные исследования феномена осознанности и некоторые ииссиидиологические концепции, на которые опирается айфааровский самоанализ как практика развития осознанности.

Возрастающий научный интерес к восточным духовным практикам и их результатам позволил учёным в многочисленных экспериментах обнаружить позитивные результаты методик, стимулирующих осознанность и внимательность: благодаря их применению происходит активизация более эволюционных зон мозга, постепенное развитие эмпатии, повышение стрессоустойчивости, оптимизма и нейтрального восприятия негативных событий.

Практики самоанализа и медитации могут дать гораздо больший эволюционный эффект при глубоком изучении механизмов человеческой психики и их связи с окружающей действительностью, что формирует фундамент для анализа интуитивно воспринятых переживаний и озарений.

С этой целью отдельный раздел в этой статье посвящен краткому и упрощённому рассмотрению концепций ииссиидиологии о разноуровневой конфигурации самосознания, временных петлях, перефокусировках, многомирии и связи наших выборов с дальнейшей судьбой, что призвано помочь читателю осознать необходимость обретения глубокого понимания природы человека и его взаимосвязи с окружающей действительностью.

Таким образом, повышение осознанности происходит вследствие психической тренировки смотреть на мир по-другому, выходя за пределы личностных ограничений и потребительского отношения к жизни. Это становится возможным в результате применения практик самоанализа и медитации, а также углубления понимания процессов и механизмов происходящих в самосознании.

Повышение осознанности напрямую связано с активизацией эволюционно более развитых отделов мозга, что позитивно влияет на все сферы нашего существования - от гармонизации межличностных отношений до развития интуиции и понимания причинно-следственных связей происходящего с нами.

Надеюсь, что рассмотренные в этой статье результаты исследований и ииссиидиологические концепции о строении самосознания и его связи с миром помогли читателю углубить своё понимание осознанности и захотеть меняться в лучшую сторону, активнее работать над собой, становиться наблюдателем, осознанно и ответственно анализировать себя, свои поступки и свою жизнь.

Ссылки на первоисточники:

[1] Дррааоллдлисс, «Инстинктивные или животные уровни в структуре сознания человека»

[2] Дррааоллдлисс, «Самоанализ психоментальных состояний»

[3] Лаборатория RealMindfulness, «Что такое Mindfulness?», 2011 г.

[4] Huffingtonpost, «Наука созерцания приобретает популярность в Университете Браун и за его пределами», 2014 г.

[5] Д. Гоулман, «Деструктивные эмоции», Попурри, Минск, 2005 г.

[6] Netta Weinstein, Kirk W. Brown, Richard M. Ryan, «A multi-method examination of the effects of mindfulness on stress attribution, coping, and emotional well-being», Journal of Research in Personality, 43 (2009) 374–385.

[7] Lieberman, M., Eisenberger, N., Crockett, M., Tom, S., Pfeifer, J., and Way, B., «Putting Feelings Into Words: Affect Labeling Disrupts Amygdala Activity in Response to Affective Stimuli». University of California, Los Angeles, Psychological Science, Volume 18—Number 5, 2007.

[8] Chade-Meng Tan, «Search inside yourself», Harpercollins, 2012.

[9] Орис О.В., «Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому», Том 14

[10] Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов, «Психология внимания». М.: Тривола, 1995.— 347 с., ISBN 5-88415-018-0

[11] Базовый тренинг саморазвития на МИЦИАР Аииллиисс

Рекомендуемая литература:

Современный взгляд на психодинамические аспекты просветления сознания

Мотивация как механизм работы самосознания

Решение проблемы возникновения неконтролируемых эмоций с точки зрения нейропсихологии и ииссиидиологии

Просмотров: 1186