Пение – один из самых замечательных способов самовыражения. Слова, которые часто так хочется сказать и которые, бывает, иногда так трудно озвучить, идеально ложатся на красивую музыку и становятся частью этого мира. Потому что их слышат люди. И не только слуховой зоной коры головного мозга. Их слышат сердцами. Как такое возможно? Не так уж всё и сложно. Просто некоторые сочетания слов задевают своим смыслом то, что пока ещё не определено наукой, но продолжает вызывать вполне реальные физические переживания – нашу душу.
Особые Песни – Айфааровские Песни. И сейчас я хочу рассказать вам о тех минутах и часах, когда у меня появляется возможность петь. На Айфааре есть время для общих Песенных медитаций и для… репетиций! Репетиций перед выступлением во время еженедельного праздничного обеда, который проходит после «субботника» - дружного коллективного альтруистичного труда. С чего всё начинается? С того, что кто-то вдруг понимает, что именно Этой Песне пришло время быть услышанной людьми. Что именно эти слова отзываются в сердце и влекут его туда, где всё произносимое является реальностью. Как хочется рассказать об этом всем! Как хочется передать своим состоянием те образы, к которым удаётся прикоснуться, когда кто-то знакомится с текстом в первый раз.
Я надеюсь, что в недалёком будущем тексты Айфааровских Песен будут ложиться на оригинальную музыку, а пока, самые красивые мелодии прошлого столетия оживают с новым, расширяющим и углубляющим прежний, смыслом. Чем был плох прежний смысл? Ничем, он был очень даже прекрасен! Многие песни прошедших лет вызывали и продолжают вызвать в людях сильные переживания таинственных, неизведанных, смутно представляемых и очень желаемых чувств. Дружбы, Любви, Полёта, Открытий, Необъятной Жизни, Космоса, Прекрасного Будущего…
Например, вот одна из песен-оригиналов: «Этот большой мир» (музыка В. Чернышева, слова Р. Рождественский).
А что, если взять эти мурашки от такой песни и тысячекратно их умножить? А что, если взять это невыразимое стеснение в груди от несовпадения описанного с видимой жизнью и добавить в него безграничную свободу реальности осуществления этого? Новый текст, новый смысл и новые надежды могут превратить ощущение от дальности большой и красивой Мечты в радость от возможности прямо с этого момента начать следовать по пути её претворения в жизнь. Например, вот такой новый текст (автор Орис) есть на мотив песни «Говори в исполнении В. Малежика, и в настоящее время исполняется разными творческими коллективами на Айфааре:
Обычно, на первой репетиции, мы все вместе – исполняющий состав – слушаем оригинал песни. Все мелодии очень разные, какие-то – красивые и волнующие, какие-то – бодрящие и воодушевляющие, а есть и такие, которые практически сразу вызывают желание их выключить или уж точно переделать, потому что один только формат музыкального сопровождения рождает смятение и явный дискомфорт. Часто, очень талантливое исполнение и чувства, выражаемые голосом поющего, передают нам вместе с хорошим настроением и вдохновение, которое служит отличным стартом для начала разучивания новой Песни. Особенно, когда оно начинается в конце большого, наполненного всевозможными делами, дня. Усталость снимает как рукой и начинается волшебство )))
Итак, мы включаем оригинал и начинаем тихонько подпевать, осторожно, как бы встраивая в мелодию новые слова, прислушиваясь друг к другу и вникая в смысл текста. Почувствовав мелодию и примерно запомнив её, мы начинаем петь под так называемую «репетиционную версию» - модифицированную нашими музыкантами – с опорными нотами вместо слов. Когда осваивается и это, то к поющему коллективу присоединяются гитаристы. Обычно, для коллективного исполнения Песни на праздничном обеде, требуется 4-5 репетиций, длящихся около часа. Чтобы как можно полнее передать смысл слов Песни, нужно, несмотря ни на что, постараться её прожить. Нужно самим стать «носителем» этого смысла, вникнув в самую суть образов, передаваемых Автором Песен через слова.
Часы репетиций пробегают как минуты, а каждое произносимое слово бесповоротно меняет что-то внутри. Незаметно, по капельке, по какому-то неуловимому в отдельности фрагментику, меняется каждый человек, который участвует в этом процессе. Это не просто репетиции, это наполненные Смыслом мгновения осознанного «квантования» своего будущего. Многократно усиленные коллективом людей представления, буквально «записываемые на подкорку», становятся неотъемлемой части реальной жизни. Активизирующиеся (с помощью Песен) участки префронтальной коры (в частности, вентро-медиальной), начинают всё больше влиять на состояние всего организма, гармонизируя его и предлагая совершенно другие мысли, нежели крутящиеся в голове в процессе «обычной» жизни. Эти мысли можно назвать «возвышенными», потому что они находятся за пределами хозяйственно-бытовой части наших размышлений.
Систематичность таких мероприятий (практически ежедневно), как и в любом другом деле, позволяет делать то, чего так хотят многие люди – целенаправленно «создавать» свою более качественную конфигурацию, изменяя своё тело в прямом смысле этого слова. Кстати, иногда эти изменения могут происходить как бы «сами собой», не требуя от нас никаких усилий. Наш мозг, а конкретнее, зеркальные нейроны, всё делают сами. Вот как это может происходить: например, во время разучивания Песен на репетициях, происходит неосознанное (а при желании и сознательное!) копирование выражения чувств других поющих. Мимики, жестов, тона голоса. Ориентируясь на профессионального певца, можно многому научиться, даже не применяя особых усилий - просто положившись на зеркальные нейроны. Иногда бывает сложно одновременно петь и улыбаться. Можно всё время вспоминать об этом и активизировать мышцы лица, а можно настроиться на ведущих репетиции и тогда мозг сам задействует всё что нужно для более красивого и гармоничного исполнения Песни!
Эти состояния и действия хорошо запоминаются, происходит даже формирование нового навыка реагирования на многие вещи, происходящие в жизни. Песни содержат невероятное количество всевозможных мотиваций, которые начинают «всплывать» иногда совершенно неожиданно и в разных обстоятельствах, за мгновения до совершаемого выбора предлагая чуть более качественный его вариант… Под словом «качественный» я имею в виду более человечный. Думаю, нет особой надобности говорить – что значит более человечный. Я уверена, у каждого человека это словосочетание вызовет разные, но в целом идентичные переживания. Почувствуйте, как это звучит: Человеческий выбор.
Но, я увлеклась рассуждениями Вернусь к репетициям. Конечно же, торжественное выступление и увлечение зрителей в образы Песни – это настоящее искусство, которому нужно учиться. Горячие чувства и распахнутые сердца выступающих иногда ещё сковываются страхами и неуверенностями перед собственно публичным выступлением и камерой. Но, практика, практика, практика и постоянное «дофаминовое» подкрепление от преодоления себя и очень дружественной поддержки зрителей делают своё дело.
Мы все становимся ближе друг к другу, мы начинаем открываться миру и жизни, мы становимся способными генерировать счастье и уверенность, вдохновляя других людей на радость и желание совершенствоваться, чтобы также дарить другим, своим близким и любимым, а потом вообще всем людям - лучшее, что в них есть! Непросто это. Пока непросто. Но у нас для этого есть всё: знания, чувства, направление, устремлённость, интуиция, свойство нейропластичности и целая планета Друзей.
Вот такая интересная и полезная практика существует на Айфааре )))