Данный пример не совсем касается практики нашего жизненного творчества, но давайте попробуем его применить, поступая так, как поступают японские мастера. Что они делают? Они 12 лет учатся чему-то одному каждый день. Обязательно какое-то время они посвящают какому-то занятию. Если ты каждый день в течение 12 лет будешь обязательно посвящать время для того, чтобы делать людям добро, поступать альтруистично, чтобы поступать вопреки собственному эгоизму, то ты достигнешь некоторого мастерства. Это соответствует тому, что ты, допустим, некий 12-летний цикл будешь развивать в большей степени спираль ВСЕ-Любовь–ВСЕ-Мудрость, если у тебя хватит терпения.
Далее. Развил ты её до какой-то степени, пусть даже это не та любовь, которая на более высоких уровнях АИГЛЛИЛЛИАА-Ииссииди. После этого 12 лет ты занимаешься другим видом деятельности жизненного творчества. Что ты развиваешь, если занимаешься другим, а не этим? ВСЕ-Волю–ВСЕ-Разума. И получается автоматическое соединение. Когда ты будешь прорабатывать это, ты не сможешь уже то, что в тебе наработано, в отличие от мастеров каллиграфии, не учитывать. Хотя и они только говорят, что не рисуют. Но то, что они в течение 12 лет выработали внутри себя, а именно скрупулезность, утонченность, усидчивость, настойчивость, терпение – они применяют потом в жизни. Это только кажется, что в их жизни нет всего того, чем они занимались в течение 12 лет. Это самообман, иллюзия, игра.
На самом деле они продолжают после этого применять всё то, что они применяли на бумаге. В этом и состоит хитрость, мудрость мастеров дзен-буддизма. Кажется, что ничего не делается и вместе с тем это и есть продолжение того, что было, но внедряя каллиграфию в жизнь. Если ты 12 лет сидел и выписывал каждую черточку, старался, чтобы это приносило радость, хотел какой-то иероглиф подать так, чтобы, глянув на него, человек сразу понимал, что за ним скрыто, что ты в него вложил, за этим кроется жалость, сочувствие, радость, свет, умиротворение и так далее. В каждом иероглифе кроется часть твоей Души, часть твоего Самосознания. И потом делается иллюзия, как бы захлопывается всё это – типа иди и просто живи. И ты начинаешь всё то, что вырабатывал, употреблять в жизни.
Так и с любовью. Если бы ты каждый день посвящал ей столько, сколько буддисты посвящают каллиграфии, ты бы научился перешагивать через себя, жить ради других. Ты бы понял смысл, как это правильно, как это выгодно – жить для других, потому что, каждый раз, перешагивая через свою самость, ты бы понимал, что в этом и заключается радость. Когда что-то для себя делаешь, что-то сам получаешь, нет радости. А когда видишь, что какое-то твоё творчество, какие-то твои действия приносят радость другим, тогда и у тебя появляется радость. Почему? Потому что ты себя открываешь в других и поскольку ты сделал их радостными, счастливыми, эта радость становится твоей. Вот так можно синтезировать, как бы занимаясь нелюбовью в течение следующих 12 лет. Но у нас просто нет столько времени, у нас нет 24 лет, чтобы так учить людей, хотя это было бы полезно.
И вот когда эти уровни, что ты, заставляя себя каждый день, дошел до состояния, что ты не можешь без этого жить, ты стал уже таким, к какому ты стремился, синтезируются с волей, терпением, образуется понимание, кто же ты есть, ради чего ты живешь, в чём смысл твоего существования. Тогда твои решения приобретают истинную красоту и чистоту, они становятся воплощением любви, воплощением того, чему ты учился эти 24 года, потому что ты учился только хорошему. Следовательно, вещи, которые были в тебе изначально и могли проявляться как негативность, ты смог превозмочь, справиться с ними. Почему? Потому что ты учился. Ты учился сегодня и знаешь, что будешь учиться завтра, послезавтра, через 3, 5 дней. Ты знаешь, что будешь учиться, что у тебя нет другого выхода.
Я имею в виду жизнь на Айфааре, хотя и вне его тоже можно учиться, но нужна очень высокая воля и мощное стремление измениться в эту сторону, причём без наставника, учителя. Это очень сложно, а здесь вы практически находитесь в той же школе каллиграфии. И здесь я вам помогаю, говорю, что тут можно было бы вот так сделать, да, ты хорошо поступил, но вот об этом забыл. И уже в следующий раз, когда будет ситуация и возможность для того, чтобы проявить себя, ты вспомнишь, что вот так поступил, а можно было бы поступить по-другому, и попробуешь другой вариант, захочешь посмотреть, что из этого получится. Поступил – получилось хорошо, здорово и пошла радость от того, что кому-то другому сделал приятное, доброе, хорошее.
Вот так нужно делать для того, чтобы любовь как термин, как определение неких психических состояний не была в отрыве от нашей повседневной жизни. Любви можно и нужно учиться, а потом со временем подойдёт момент, когда ты уже не думаешь, что надо так поступить, а просто ты так поступаешь. И это говорит о том, что ты перешел в те Формо-Типы, которые только таким образом могут себя чувствовать. А сделав иначе, лучше исчезнуть вообще. Я даже не знаю, какую анафему на себя наложить, чтобы поступить по-другому, просто в тебе этого уже нет.
25 июля 2007 года