В этой статье рассматриваются результаты некоторых исследований активности мозга в момент медитации и делаются выводы о пользе разного уровня медитативных практик на основе ииссиидиологической информации.
Несколько лет изучая ииссиидиологию (новейшее космологическое когнитивное знание о человеке как «части» мироздания), я не могла не заинтересоваться тем, как реагирует на пребывание в состоянии медитации человеческий мозг. Потому что ииссиидиологическая информация, приближающая к решению загадок вселенского и человеческого бытия, что волновали меня с детства и в течение всей жизни, получена её автором в глубоко изменённом – медитативном - состоянии сознания, для которого характерны и определённые ритмы функционирования головного мозга.
Правда, оговорюсь, что между теми медитациями, о пользе которых «кричит» весь интернет, и теми, результатом которых стало ииссиидиологическое знание, - большая разница. Состояние действительно глубокой медитации в силу своей редкости плохо изучено. В этой же статье речь пойдёт о медитационном процессе вообще, - о том, полезен ли он в принципе относительно активности головного мозга в этот момент[1].
И это очень важно! Большой процент тех претензий, которые вынуждены отклонять пропагандисты медитативной деятельности, основан на «обличающих» медитацию фактах существования не совсем благополучных, а иногда и совсем неблагополучных (с точки зрения некоторых представителей современной классической медицины) процессов, происходящих в мозге медитирующего. Поясню, что имею в виду.
Но сначала замечу, что мои рассуждения основаны на итогах лишь одного из исследований, хотя и очень показательного. На его примере можно явственно отследить некоторые закономерности тех процессов, что происходят с мозгом человека, погружённого в изменённое состояние сознания. Конечно, выводы, сделанные мной, могут показаться кому-то довольно оригинальными, но для меня они убедительны, поэтому продолжим.
В конце прошлого века с помощью ЭЭГ (электроэнцефалографии[2]) российский врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор детской невропатологии А.И. Берестов[3] выяснил, что во время медитативной практики может происходить необоснованное ничем (никакими внешними обстоятельствами) усиление так называемой десинхронизации мозговых электрических импульсов, т.е. исчезновение регулярного ритма из спектра ЭЭГ с заменой его более быстрыми и менее регулярными колебаниями биопотенциалов.
Тут стоит пояснить, что синхронизация корковой ритмики мозга[4] создаёт оптимальные условия для восприятия и обработки сигналов внешнего мира. Её появление в процессе филогенеза[5] человека обеспечило ему организацию состояния относительного покоя и готовности к действию. Главным образом это касается, конечно, альфа-ритма, так как филогенетически это доминирующий ритм для человека (чётко формируется только у него, хотя появляется и у человекообразных обезьян). На ЭЭГ регистрируется обычно в состоянии спокойного бодрствования.
Итак, как может проходить мозговая активность в процессе вхождения медитирующего в изменённое состояние? Как было выявлено при упомянутом исследовании, альфа-ритм, частота которого 8 – 13 Гц, может подавляться ритмом более высокой частоты (13,5 - 30 Гц), характерным для активного бодрствования (физического и умственного напряжения, настороженности, мощной концентрации внимания), - бета-ритмом. Оказывается, это типичная реакция мозга на любую дополнительную стимуляцию его функционирования (интенсивное дыхание – при вхождении в медитацию; фотовспышку и др.), которая применяется и для регистрации ЭЭГ.
В этой связи замечу, что когда мы просто засыпаем (или просыпаемся), то на ЭЭГ наблюдается замещение бета-ритмов альфа-ритмами, затем уменьшение активности альфа-ритмов, а потом их медленное замещение ритмами, близкими к тета-активности. У человека же, вошедшего в медитативный транс, альфа- и бета-ритмы могут не просто взаимозаменяться, а как бы взаимонакладываться, сосуществуя одновременно и переходя в так называемые патологические ритмы (несбалансированные импульсы), что расценивается невропатологами как проявление активности, похожей на активность в момент эпилептического приступа[6].
Такие сочетания одновременной пассивности (общего расслабления организма) и активности (существенного усиления уровня концентрации внимания на чём-либо) присущи практически всем техникам вхождения в паранормальное, по оценкам «недоброжелателей» медитации, состояние. «Что же в этом опасного? – спросите вы. - Ведь медитирующий человек совсем не похож на бьющегося в припадке эпилептика?!» Да, не похож. Но это-то и кажется представителям классической медицины странным.
Как и следующий факт, обнаруженный в процессе исследования функционирования мозга во время медитации. Считается, что три основных режима работы головного мозга, соответствующие трём основным состояниям организма – бодрствованию, медленноволновому сну и парадоксальному (быстроволновому) сну, - не могут проявиться вместе, так как сопровождаются принципиально разной мозговой активностью (с регистрацией совсем другой ЭЭГ). Более того, пока мозг работает в каком-то одном очередном режиме, два других должны в это время «восстановиться», как бы обновив свои ресурсы, иначе человека ожидают довольно тяжёлые расстройства психики и мозговой деятельности.
Чтобы понять, что именно тревожит противников вхождения в особые состояния сознания, интересно рассмотреть те электронейрофизиологические процессы, которые сопровождают каждый режим и отражены на соответствующей электроэнцефалограмме. Итак, это:
а) бодрствование, сопровождающееся низкоамплитудной дизритмичной активностью (мышцы тела при этом - в активном напряжении);
б) медленноволновый сон, которому свойственны высокоамплитудные нерегулярные медленноволновые колебания (регистрируются в момент засыпания и во время сна; мышцы тела расслаблены, но пассивно напряжены);
в) парадоксальный гиперсон с низкоамплитудными гиперритмичными колебаниями быстрой частоты (их график больше похож на график бодрствования, хотя мышцы тела полностью расслаблены, что говорит о стадии очень глубокого сна; кроме того, у здорового человека во время бодрствования электроэнцефалограмма никогда не бывает столь однородной и гиперритмичной; максимально отдохнуть, полностью снять напряжение и усталость возможно только при наличии периодов такого как бы дополнительного сна, длящегося всего минуты и возникающего лишь несколько раз за 7-8 часов ночного сна).
Теперь представьте себе недоумение нейрофизиологов, привыкших к таким ЭЭГ, когда они видят не совсем обычную кривую, соответствующую сильно выраженным изменениям биоэлектрической активности головного мозга в состояниях медитации, транса, йогического полета, сеанса экстрасенсорики, гипноза и т.п.
При такой высокоамплитудной, регулярной и даже гиперритмичной активности человек не спит. Хотя выраженное проявление подобных колебаний - в частотном диапазоне от гамма- до медленных дельта-волн - у здорового взрослого человека в момент бодрствования считается признаком патологии.
Интересно отметить роль дельта-ритма, присутствие которого отмечается на ЭЭГ медитирующих. Обычно он регистрируется только либо у взрослого человека во время глубокого сна без сновидений, либо у плода в животе беременной им матери[7].
Ещё в 1938 английский нейрофизиолог и кибернетик Грей Уолтер (William Grey Walter 19.02.1910 - 06.05.1977) высказал предположение, что «нейроны, вовлеченные в дельта-активность, не могут осуществлять полезной работы. Величина дельта-волн, - писал он в своей знаменитой книге «Живой мозг», - иногда весьма значительная, позволяет заподозрить, что они могут парализовать кору путем электрического воздействия на нее. Можно предположить, что в этом парализующем влиянии и заключается их специальная функция, подобная функции боли, иногда приводящей к иммобилизации поврежденной части тела».
Напомню, что мы говорим о медитации, поэтому можно предположить, что такие свойства дельта-волн – ещё один аргумент в пользу настороженности медиков в отношении её. Но даже когда волны мозговой активности медитирующего близки к «привычному» альфа-ритму, то всё равно принципиально отличаются от него тем, что не подавляются никакими, включая световые (даже при открывании глаз), раздражителями. Надо сказать, что обычная альфа-активность связана со зрительными анализаторами и участвует в сканировании зрительных образов, но это происходит у человека обычно при закрытых глазах.
Поэтому наблюдаемые у большинства людей во время спокойного мышления с закрытыми глазами альфа-ритмы исчезают всякий раз, когда глаза открываются или мыслительный процесс усиливается, например, производится какое-либо математическое действие в уме (у слепых же альфа-ритм отсутствует вовсе, т.к. не требуется анализа именно зрительных – увиденных – образов[8]). У тех же, кто в это время (при открывании глаз) находится в изменённом состоянии сознания, подобного не происходит, но происходит соответствующая «увиденному» модуляция ритмов мозга (была зарегистрирована также во время гипноза и снохождения – лунатизма).
Вот такое загадочное состояние! Оно как бы объединяет в себе все три режима работы мозга, что были рассмотрены нами ранее, в какое-то одно, но иное. Неизвестность и непознанность этого нового состояния и обескураживает учёных, которые не могут объяснить те процессы, что происходят при этом на нейробиологическом уровне[9]: при снятии электроэнцефалограммы у медитирующего мышцы его тела не расслаблены, он не спит, но и не бодрствует; а также не находится в режиме медленноволнового сна, хотя высокоамплитудные медленноволновые колебания регистрируются; нет, как видно из графика, и режима парадоксального сна, хотя отражённая на ЭЭГ активность мозга на удивление гиперритмична.
Если сюда добавить проявляющийся у самых «продвинутых» медитирующих тета-ритм, в норме встречающийся лишь на ЭЭГ детей[10], да ещё взрослых в состояниях сильного эмоционального возбуждения и некоторых фаз сна (часто являясь, к тому же, признаком патологии диэнцефально-стволовых структур мозга), то картина полной не то что паранормальности, а, прямо скажем, аномальности (если не сказать, - неадекватности!) медитирующего нам обеспечена… Как же быть с такой противоречивой информацией?
Будучи служителем православной церкви и духовным писателем, невропатолог А.И. Берестов, например, не мог не озадачиться приведёнными здесь фактами. Его можно понять! Исследователи не находят причин необычного функционирования мозга во время медитаций и объясняют его «переходом на какую-то иную систему психической саморегуляции», называя эти состояния «какой-то совсем особой формой сознания человека».
Если бы только они знали, как они правы! Это безусловно абсолютно особое состояние сознания – сознания «пробуждающегося» и стремящегося обрести себя человека. Но без хорошей высокочастотной информационной базы понять это, как и происходящее с мозгом, нелегко. И такая база есть, - детально и логично объясняющая, почему же происходят такие метаморфозы, при которых наблюдается абсолютно разноуровневая мозговая активность от вхождения в медитационный транс, заставляющая думать, что «просто человек» становится как бы «сверхчеловеком», приобретая особый (можно сказать, «надритменный», своего рода объединяющий) универсализированный вид мозговой деятельности, который может навредить только тому, кто не умеет с ним обращаться.
Речь об ииссиидиологии. Не зря именно о ней я заговорила с самого начала статьи! Напомню, что ответы на волнующие меня жизненные вопросы я нашла здесь – в этом интуитивном знании, полученном его автором, Орисом, в глубинной медитации. И доверяю этой информации! Потому что теперь, исходя из своего опыта применения её и в медитативной практике, и в практике повседневной жизни, понимаю разницу между теми состояниями, что описаны здесь, и теми, которых удалось достигнуть Орису.
В одной из своих книг по основам ииссиидиологии он пишет о том, что когда «йоги, экстрасенсы или духовно самосовершенствующиеся люди входят в так называемое «трансцендентальное» состояние (глубокую Медитацию), они фактически целенаправленно настраивают свою систему Восприятия на резонационное улавливание излучений, не воспринимаемых ими в обычном состоянии». Но при этом их мозг постоянно преобразовывает «в язык частот» лишь «сенсорные проявления доступного им волнового диапазона, в то время как… динамику экстрасенсорных (сверхчувственных) областей Восприятия полностью или частично игнорирует…» (Орис О.В., Ииссиидиология. Основы, т.3, п. 3.0210).
Почему так происходит? Что это за «сверхчувственные» области? Ииссиидиология объясняет, что наше сознание многоуровнево и в нём есть «зона», свободная от влияния нашей биологической формы, где нет перегруженности заботами о выживаемости, сексуальными желаниями и другими насущными проблемами[11]. Ведь и ритмы мозга, которые, как известно, отражают наши эмоции, чувства и мысли, можно разделить на те, что мы «генерируем» в повседневности и суете (бета-ритмы), в более спокойных мыслительно-созерцательных (альфа-ритмы), практически трансовых, расслабленных (тета-ритмы) состояниях и на те, особые, что «посещают» нас лишь в медитационных процессах, - более универсальные, отражающие всю многогранность, что свойственна восприятию человека в этот момент.
Ещё Будда, как гласит история, призывал сделать медитативный процесс зеркалом, отражающим нашу суть. Но готовы ли мы воспринять то, с чем встретимся в медитации? При вхождении в состояния «изменённости», как показывает практика, «внутри» своего информационного пространства (оно очень детально описано в цикле книг Ориса «Бессмертие доступно каждому» - том 12) мы «встречаемся» со всем тем, что живёт в нас неосознанно. Всё это и может проявиться в тот самый момент, когда контроль ума ослаблен и позволяет нам стать тем, кем мы «тайно и подспудно» желаем стать, но даже не подозреваем об этом.
Такое положение вещей обусловлено самой структурой нашего самосознания и всего мироздания – многомирием[12]. Об этом в своих книгах по ииссиидиологиии пишет Орис, и с этим мы сталкиваемся, когда входим в медитационное состояние. Мы встречаемся с теми «самими собой», кто в этот же самый момент проживает «свои» (а по сути «наши» общие - как единой высокой сущности) жизни в других мирах, реальностях и временных потоках одновременно с нами, чувствуя себя «там» по-разному, не всегда позитивно и высокодуховно - отсюда и соответствующие ритмы.
Мы сами, живущие и «обитающие» в разных сценариях развития в разных формах и состояниях, спешим, «пользуясь» медитационными возможностями, когда барьеры сняты, на встречу с самими собой, чтобы пообщаться и обменяться тем недостающим опытом, без которого нам не стать настоящими людьми, не понять, какая информация в данный момент нам – как людям – подходит больше всего. Ведь мы есть разные: менее качественные в человеческом отношении и более. И у каждого своя частота, одновременно улавливаемая и генерируемая нашим мозгом, что напоминает настройку на нужную волну радиоприемника, - достаточно только покрутить нужную ручку (последовательно и детально вся эта структурность воспроизведена в книгах по основам ииссиидиологии и комментариям к ним).
Вместе же все мы, все наши «интерпретации», - это единая форма существования, которая сама по себе – в своей слаженности - пребывает в гармонии, и соответственно, можно предположить, что и волны, генерируемые ею, достаточно сгармонизированы, но поляризованы (локально синхронизированы) в зависимости от уровня восприятия каждым человеком по-своему. Речь о так называемых пи-волнах, совсем недавно открытых отдельными исследователями, но «не признанных» пока академической наукой[13].
Современный человек уже достаточно наслышан от представителей научных кругов о том, что он - не более, чем «сгусток» электромагнитных волн, и что существует такая шкала всевозможных частот (химических, электромагнитных, рентгеновских, звуковых, тепловых и прочих), которая практически неисчерпаема, как и элементарные частицы в своём квантовом выражении. А современные учёные даже говорят, что любая цивилизация достигает такого уровня в своём развитии, частоту какого диапазона она смогла освоить, постичь.
Так вот пи-волны, скорость распространения которых в вакууме, по мнению исследователей, порядка 10 в двадцатой степени метров в секунду (больше скорости света в квадриллионы раз!), а частота - примерно 10 в сороковой степени Гц, фактически не испытывают при распространении никаких преград и никогда не затухают. Пока они только исследуются, но можно себе вообразить, что это такие волны, которые изначально как бы концентрируют в себе волны всех остальных типов. Может быть, это такое излучение, которое при медитации вводит мозг в универсальный режим, включающий в себя все функционирующие на разных частотах режимы его работы, и помогающий нам преодолевать все существующие в нас непонимания самого себя.
Получается, что в медитации мы стремимся к своеобразному объединению самого себя менее качественного (относительно нашего – человеческого – поведения и развития[14]) с самим собой более качественным на всех уровнях нашего самосознания, «вибрирующих», если можно так сказать, каждый в своём ритме.
И ритмы повседневности, суеты и приземлённости нам по большей мере не очень-то интересны, когда, отрываясь от обыденности, мы «выходим» на необозримые просторы собственного самосознания, раз наш мозг, «не задумываясь», меняет их на что-то совсем иное, трогающее нас своей непостижимостью и грандиозностью (именно так, как мне кажется, выглядит ЭЭГ медитирующего человека, - помните эту синусоиду?!)
«Для наших систем Восприятия это становится реально возможным либо в изменённых состояниях Самосознания (глубокая Медитация - отключение от процесса обыденного самоосознавания, который позволяет нам воспринимать окружение с помощью зрительных, тактильных, вкусовых, слуховых ощущений), либо при достижении той степени качественности…, при которой… мощно активизируются сверхинтуитивные, экстрасенсорные способности[15]» (Орис О.В., Ииссиидиология. Основы, т.3, п.3.0005). В этом, на мой взгляд, и заключается разница между различными видами медитативных релаксаций (проходящих в основном в диапазоне альфа-ритмов) и той степенью погружения в трансцедентальную медитацию, что заставляет мозг переходить в режим универсальной активности.
Наш мозг – это мощный квантовый (то есть выбирающий из возможного) преобразователь тех информационных излучений, что улавливаются его разными областями отовсюду, - можно сказать, из внешней и внутренней «среды» человека. Каждый уровень нашего многоуровневого самосознания резонирует только на то, что идентично его вибрациям, и «самовыражается», трансформируя (преображая) свойственную ему информацию, лишь в соответствующие биоэлектрические сигналы, продуцируемые мозгом. И если мы не просто в состоянии полёта, если мотивированы не только желанием расслабиться и отдохнуть (для себя любимых), но и узнать то, что поможет кому-то ещё, будет полезно для других, то перестаём зависеть от ограничивающих наши возможности биологических параметров.
Метрические показатели для исследователей таких состояний, я думаю, могут выглядеть необычно или даже аномально. Потому что не зависят от биоактивности нашей физической формы, потребности которой и вынуждают мозг поддерживать правильность чередования «установленных» для него режимов (сон-бодрствование). Когда человек ставит перед собой «запредельную» цель, то доступно всё и даже больше! Тогда и появляются необходимые для этого способности и возможности.
О таких возможностях нам говорит ииссиидиология, автор которой поставил перед собой цель помочь людям обрести знание о лучшем человеческом будущем и смог «выйти» в процессе глубинной медитации на такую информацию об устройстве всего в мироздании, которая просто не может уложиться в отведённые раз и навсегда рамки. Она постоянно изменяется и усложняется в зависимости от того, какой уровень глубинной медитации осваивается Орисом для привнесения её (этой очень нужной людям информации!) в наши континуумы.
Каждый из нас может научиться тому же. Для этого у каждого есть «собственные» интерпретации его самого в других – более качественных - мирах, которые владеют подобной информацией. Процесс глубокой медитации, как мы уже говорили, – способ «соединения» с ними (а вернее, с самими собой), устанавливания «контакта» и «передачи сведений». Конечно, подобные «встречи» могут сказываться на работе мозга, вводить его в стресс (возможно «зашкаливая» на ЭЭГ активностью сродни эпилептической).
Но в этом и заключается метод изменения себя, предложенный Орисом, - через практически «принудительную» активизацию уровней восприятия высокодуховной информации о себе как о человеке, об истинной роли людей во вселенной:
«И если каждый раз процесс систематического изучения вами ииссиидиологии будет представлять собой не спокойное чтиво, происходящее без неустанных попыток глубокого и детального погружения в самую Суть написанного, а мощный ментальный шквал…, то тем самым вы сможете заставить» ваш мозг «испытывать длительный стресс и в поисках скорейшего выхода из него активно обращаться к имеющимся… возможностям освоения ранее не используемых… нейронных цепочек (которые уже активизированы в мозгах ваших «будущих»… Интерпретаций). Благодаря этому процессу... (возрождения своей изначальной Сути) … однажды вы начнёте отслеживать в своей Жизни факты неожиданного проявления у вас всевозможных экстрасенсорных способностей, что скажется и на более продуктивных результатах, получаемых вами в медитативной практике. (Орис О.В., Ииссиидиология. Основы, т.3, п.3.0948).
Узнавая из книг по ииссиидиологии о своей «изначальной сути» в качестве людей, постигая от медитации к медитации глубинные тайны своего самосознания, мы сможем, я уверена, научиться управлять своей мозговой активностью (как и работой всех наших биологических систем) осознанно. Учитывая, например, и то, что мы постоянно обмениваемся информацией и с самими собой в других мирах, и с другими существами в наших мирах посредством пи-волн (переструктурируя их в электромагнитные, - по Орису), излучаемых молекулами нашей ДНК и клетками наших биологических органов, включая мозг.
Эта информация влияет и на нашу мозговую активность при попытках войти в состояния изменённого сознания, заставляя нас испытывать не самые благоприятные её проявления. То, что свойственно нам не в самых качественных наших состояниях, может «принадлежать» какому-нибудь «другому» из «нас», - более приземлённому, реализующемуся пока в более «животных» проявлениях, - вдруг может обозначиться у нас (и регистрироваться на ЭЭГ) какими-либо неконтролируемыми импульсами в мозге. Объяснить такие процессы можно ииссиидиологической концепцией так называемого диффузгентного обмена информацией[16].
Я убеждена в том, что пока нейрофизиологи не изучат её и не попробуют отделить такие биоритмы от истинно человеческих, чтобы помочь нашему мозгу функционировать интенсивнее в этом направлении развития, мы вынуждены будем довольствоваться предложенными здесь официальными оценками мозговой активности в медитативных состояниях. Но в наших с вами силах продолжать исследовать своё самосознание, используя самые прогрессивные методы получения информации в трансцедентальных высокочастотных состояниях, дающих надежду и уверенность в бесконечности процесса интуитивного (читай – истинного!) познания.
Успехов нам всем на этом пути!
[1] Ритмические колебания электрических потенциалов в порядке возрастания подразделяются на несколько диапазонов: дельта (0,5–3,5 Гц), тета (4–7,5 Гц), альфа (8–13 Гц), бета (13,5–30 Гц) и гамма (выше 30 Гц).
[2] Электроэнцефалография (ЭЭГ) - метод регистрации биопотенциалов головного мозга с накожно расположенных электродов путём их усиления, фиксирующий суммарную электрическую активность миллионов разряжающихся нейронов. Важные показатели — мощности в различных диапазонах частот, или локальная синхронизация (в данной точке мозга нейронные ансамбли начинают разряжаться синхронно). Пространственная синхронизация, или когерентность, в том или ином ритме показывает степень связанности и согласованности нейронных ансамблей различных отделов коры одного или разных полушарий. Области наибольшей пространственной синхронизации называются фокусами максимального взаимодействия. Они указывают, какие зоны мозга в большей степени вовлечены в выполнение определенной деятельности.
[3] Иеромонах Анатолий (Берестов) Оккультное поражение человека - СПб.: Общество православных врачей Санкт-Петербурга, 2001.
[4] В нейробиологии синхронизацией называют динамический режим, который характеризуется периодической одновременной активацией определенной популяции нейронов, или синхронизацию между локальными колебаниями двух или нескольких популяций нейронов.
[5] Филогене́з — историческое развитие организмов.
[6] Эпиле́псия — расстройство мозга, характеризующееся повторными судорожными припадками, проявляющееся обычно как внезапное изменение поведения в связи с временным изменением биоэлектрического функционирования мозга (в виде непрерывно генерируемых им упорядоченных крошечных электрических импульсов, проходящих по сети нейронов в мозге и во всем теле). Нормальная ЭЭГ внезапно сменяется на патологическую: появляются очаги синхронизированных вспышек электрической активности, которые могут на короткое время повлиять на сознание больного.
[7] Если наложить электроды на живот женщины с восьмимесячной беременностью при движениях головки плода вблизи места наложения электродов всегда можно зарегистрировать медленные нерегулярные дельта-волны, прерывающиеся иногда большими и более ритмичными разрядами, напоминающими пик волн, связанных с эпилептическими припадками. Но ведь нельзя сказать, что все дети, у которых до рождения были обнаружены эти виды активности, превратились в эпилептиков!
[8] Появление альфа-ритма на ЭЭГ совпадает с наличием предметного зрения. При увеличении остроты зрения нарастают амплитуда и индекс альфа-ритма. Разрушение альфа-ритма и снижение амплитуды ЭЭГ наблюдалось в случае атрофии нервов и при врожденной катаракте, которую можно рассматривать как модель зрительной деафферентации. При исследовании ЭЭГ по прошествии некоторого времени после потери зрения было показано увеличение степени разрушения альфа-ритма в случаях больших сроков слепоты. При сопоставлении слепых и глухих людей, у лиц с потерей слуха в отличие от лиц с потерей зрения не наблюдается разрушения альфа-ритма.
[9] Настолько сильные и своеобразные изменения электроэнцефалограммы бывают не только при эпилепсии, но и при приёме существенных доз алкоголя, или же при проваливании в сон долго не спавшего человека.
[10] Тета-активностью называют низшие частоты так называемого «детского спектра», вероятно связанные с ранними и наиболее ранимыми стадиями развития коры головного мозга (с частотой между четырьмя и семью циклами в секунду). «Тэта-активность обычно доминирует в записях детей в возрасте от 2 до 5 лет, становится примерно равной альфа-активности в 5-6 лет, уступает альфа-активности у детей старше 6 лет и становится слабой и прерывистой к 10 годам. Наблюдения, сделанные при других обстоятельствах, дали основания рассматривать эту группу ритмов как специфическую для определенных состояний. Во время клинических исследований их впервые определили как ритмы, возникающие вблизи или внутри зрительного бугра - таламуса, который некоторые считали фабрикой чувств, центром эмоций. Отсюда и их название – «тэта». Если альфа-ритмы сканируют зрительные образы, то можно предположить, что тэта-ритмы обеспечивают сканирование чувства удовольствия». (Г. Уолтер, «Живой мозг»).
[11] Дррааоллдлисс. Инстинктивные или «животные» уровни в структуре сознания человека.
[12] Фироксанта. О многовариантности Мироздания.
[13] С начала 2000-х годов доктор технических наук, профессор Харьковского Университета радиоэлектроники (ХНУРЭ) Николай Колпаков при помощи специальной аппаратуры начал регистрировать т.н. «пи»-волны, которые представляют собой, как утверждает ученый, генерацию, говоря на современном языке, от некой «инсталляции» мозга человека, как своеобразного биокомпьютера. При этом, как практически установлено в этом украинском вузе, каждый человек на Земле имеет свою собственную полосу излучения психической энергии, свой собственный канал частот, который четко индивидуален и, как отпечатки пальцев, не имеет аналогов.
[14] Трайюллсгрууммс. Человеческие отношения как основа миров гармоничного будущего.
[15] Надо заметить, что генерация пи-волн во время экспериментов Н. Колпакова происходила с помощью экстрасенсов, которые могут мощно аккумулировать биоэнергию этого уровня.
[16] Флооффт. Теоретические и практические аспекты принципа диффузгентности.
1. Аллксзаауста. Ритмы мозга – так ли всё однозначно?
2. Надежда Вячеславовна Маркина, кандидат биологических наук, "Загадки и противоречия творческого мозга", «Химия и жизнь», №11, 2008
3. Иеромонах Анатолий (Берестов) Оккультное поражение человека //— СПб.: Общество православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского, 2001.Берестов + про детей Википедия
4. О.В. Орис, «Ииссиидиология. Основы», издательство: ОАО «Татмедиа» «ПИК «Идел-Пресс», г. Казань, 2014г.
5. О.В. Орис, «Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому», издательство: ОАО «Татмедиа» «ПИК «Идел-Пресс», г. Казань, 2012г.
6. Грей Уолтер. Живой мозг.