В данной работе рассмотрен вопрос о кризисе в науке и технике, как составной части уровня предельного развития цивилизации. Для раскрытия данной темы проведен анализ существующих в прошлом веке футуристических идей и реализованных достижений на данный момент, а также рассмотрены современные концепции будущего. Анализ последних выявляет недостатки отдельных проектов, на основе чего предлагается вариант привнесения идей в жизнь общества посредством новой концепции – ииссиидиологии.
Начало XXI века оказалось совсем не похожим на прогнозы пятидесятилетней давности – нет разумных роботов, летающих автомобилей, городов на других планетах. Человечество не приблизились к такому будущему, которое предсказывали многие футуристы середины прошлого века. Появились iPhone, Twitter и Google, но и они до сих пор используют операционную систему, появившуюся в 1969 году. Складывается впечатление, что технический прогресс сильно пробуксовывает. Гаджеты меняются каждый месяц как по часам, а более значительные проблемы, решение которых казалось близким, до сих пор не разрешены.
Писатель Нил Стивенсон попытался сформулировать эти сомнения в статье «Истощение инноваций»: «Одно из моих первых воспоминаний: я сижу перед громоздким чёрно-белым телевизором и смотрю, как один из первых американских космонавтов отправляется в космос. Последний старт последнего шаттла я увидел на широкоэкранной ЖК-панели, когда мне стукнул 51 год. Я наблюдал, как космическая программа приходит в упадок, с печалью, даже горечью. Где обещанные тороидальные космические станции? Где мой билет на Марс? Мы неспособны повторить даже космические достижения шестидесятых годов. Боюсь, это свидетельствует о том, что общество разучилось справляться с действительно сложными задачами». [1]
Его мнение разделяет Питер Тиль, основатель платёжной системы Paypal. Статья, которую он опубликовал в издании National Review, озаглавлена «Конец будущего»: «Технический прогресс явно отстаёт от величественных надежд пятидесятых и шестидесятых годов, и это происходит на множестве фронтов. Вот самый буквальный пример замедления прогресса: скорость нашего передвижения перестала расти. Многовековая история появления всё более быстрых видов транспорта, начавшаяся с парусников в XVI-XVIII веках, продолжившаяся развитием железных дорог в XIX веке и появлением автомобилей и авиации в XX веке, обратилась вспять, когда в 2003 году списали в утиль «Конкорд», последний сверхзвуковой пассажирский самолёт. На фоне такого регресса и стагнации те, кто продолжает мечтать о космолётах, отпусках на Луне и отправке космонавтов на другие планеты Солнечной системы, сами кажутся инопланетянами». [2]
Существует много доводов в пользу теории, что технический прогресс замедляется. Её сторонники предлагают посмотреть хотя бы на вычислительную технику. Всем фундаментальным идеям в этой области, самое меньшее, сорок лет: Unix через год исполнится 45 лет, SQL придумали в начале семидесятых годов, тогда же появился интернет, объектно-ориентированное программирование и графический интерфейс.
Экономисты оценивают влияние технического прогресса по темпам роста производительности труда и ВВП. Изменения этих показателей в течение XX века подтверждают, что темпы роста падают уже несколько десятилетий – в Соединённых Штатах влияние технического прогресса достигло пикового значения в середине тридцатых годов XX века. Если бы производительность труда в США продолжала расти со скоростью, заданной в 1950—1972 годах, то к 2011 году она достигла бы значения, которое на треть выше, чем в действительности.
В 1999 году экономист Роберт Гордон опубликовал работу, в которой высказал предположение, что стремительный рост экономики, который принято связывать с техническим прогрессом, в действительности был ограниченным по времени всплеском. Р.Гордон полагает, что всплеск вызвала новая промышленная революция, происходившая в этот период. На конец XIX и первую половину XX века пришлись электрификация, распространение двигателей внутреннего сгорания, прорывы в химической промышленности и появление новых видов связи и новых медиа, в частности кино и телевидение. Рост продолжался до тех пор, пока их потенциал не был израсходован до конца. [3]
С точки зрения Р.Гордона, электроника и интернет в гораздо меньшей степени повлияли на экономику, чем электричество, двигатели внутреннего сгорания, связь и химическая промышленность, и потому куда менее важны: «Большая четвёрка была куда более мощным источником роста производительности труда, чем всё, что появилось в последнее время. Большая часть изобретений, которые мы видим сейчас, представляют собой «производные» от старых идей. К примеру, видеомагнитофоны объединили телевидение и кино, но фундаментальное влияние их появления нельзя сравнить с эффектом, который произвело изобретение одного из их предшественников. Интернет тоже, в основном, приводит к замене одной формы развлечений на другую — и только». [3]
Питер Тиль был согласен с этим: интернет и гаджеты — это неплохо, но по большому счёту всё же мелочи. Мы мечтали о летающих автомобилях, а получили твиттерные 140 знаков. Мы можем отправлять фотографии кошек на другой конец света с помощью телефонов и смотреть на них же старое кино про будущее, находясь при этом в метро, построенном сотню лет назад. Мы умеем писать программы, реалистично моделирующие футуристические ландшафты, но реальные ландшафты вокруг нас почти не изменились за половину века. Мы не научились защищаться от землетрясений и ураганов, путешествовать быстрее или жить дольше. [2]
Многие видят, что развитие науки, техники и общественного устройства в том виде, которое есть сейчас, уже подошло к некой черте (это можно судить даже из картинок, приведённых выше – они все 50-60 годов и с тех пор никакие радикально новые идеи, которые были бы воплощены в жизнь, высказаны не были). Все инвесторы хотят вкладывать финансы лишь в то, что может принести прибыль в краткосрочной перспективе, и, более того, большинство появляющихся новинок предназначены исключительно для развлечения. Для перехода на следующую ступень развития необходимо что-то радикально новое – новые мысли, новое понимание, новые идеи и принципы, которые бы более глубоко раскрывали, описывали и поясняли как фундаментальные принципы мироздания, так и социумную жизнь. Одним из наиболее ярких источников новых идей и представлений является знание ииссиидиологии.
Для этого надо перестать мыслить о сексе, как о самом желанном удовольствии и высшем наслаждении, надо прекратить ненавидеть кого-то или ревновать, завидовать, использовать лицемерие и ложь в отношениях друг с другом. До тех пор пока нам эти состояния будут интересны, о благоприятных перспективах развития можно только мечтать. Однако избегать депрессивных состояний станет возможно путём культивирования таких качеств, как душевная инициативность, открытость, честность и ответственность. Благодаря этим качествам мы будем находить глубокое объяснение и причину происходящих событий, в том числе и тех, которые вызывают апатию, безразличие и безынициативность. И только когда это произойдёт, мы естественным образом выйдем на такое творчество, которое величайшие умы нынешнего человечества не в состоянии представить себе даже в самых смелых и оптимистичных прогнозах.
Принципы и способы психоментальной деятельности, которая зависит от гормональной активности, будущих людей всё в меньшей степени будут зависеть от биологических состояний, в результате чего и картина генетической активности ДНК существенно видоизменится. За счёт значительного увеличения количества синтетических аминокислот в человеческой ДНК проявится дополнительная пара хромосом. В биологических организмах видоизменятся нервная, вегетативная, кроветворная, мочеполовая, пищеварительная, эндокринная и дыхательная системы. Когда самосознание пребывает в состоянии высокой ментальности и высокой чувственности, то это автоматически приводит к проявлению способностей предвидения возможных вариантов будущего, к развитию интуиции и ясновидения.
С точки зрения ииссиидиологии [4], вся окружающая нас действительность очень сильно зависит и взаимосвязана с нашей внутренней психоментальной деятельностью и активностью. Как только мы сможем устойчиво пребывать в состояниях, свободных от проявлений различных негативизмов, раздражительности, агрессии, злобы, а на замену этому придут позитивные мысли, спокойная интеллектуальная рассудительность и проявления альтруизма, то сразу повысится качественность окружающего нас мира. В более позитивных состояниях за единицу времени мы с вами сможем обрабатывать больше информации, и скорость реализации принимаемых нами решений вырастет, люди смогут достигать поставленных целей намного быстрее, чем это происходит сейчас.
Можно надеяться, что смена поколений на протяжении эволюции человечества обеспечивает развитие присущих человеку основополагающих качеств, таких как интеллект, альтруизм, сопереживание, сострадание, ответственность и многие другие, в противовес уменьшению активности качеств, свойственных многим другим живым существам - агрессия, злость, месть, пассивность, ярая забота о выживаемости. Возможно, благодаря именно этому развитию всё наше жизненное творчество также станет качественно иным - осознанным и опирающимся на высокодуховные, благородные и масштабные цели. Если все народы, независимо от их традиционных вероисповеданий, станут искренне стремиться лишь к позитивному взаимообмену и активному творческому сотрудничеству, начнётся глобальное и широкомасштабное воссоединение всех духовноустремлённых людей, что неизбежно приведёт человеческое сообщество к необходимости образования единой мировой формы государственности, не разделённой ни религиозными, ни национальными, ни экономическими, ни территориальными или какими бы то ни было иными эгоистичными интересами.
В информации, изложенной в ииссиидиологии, говорится, что быть альтруистичным - это очень выгодно. До ииссиидиологии никто не мог убедительно и логически обоснованно ответить на вопрос, зачем надо помогать даже тем, кого вы не знаете или, возможно, никогда не увидите. Ииссиидиологические концепции чётко отвечают на него: благодаря стабильно проявляемому альтруизму непрерывно повышается качественность существования за счёт того, что происходят целеустремлённые смещения во всё более и более благоприятные условия для осуществления дальнейшего жизненного творчества. В этом случае в самосознании человечества всё больше будут проявляется люди, осознанно стремящиеся к единству со всем, и такие понятия, как ответственность, толерантность, милосердие, сочувствие и другие станут активно входить в жизнь всех людей на планете.
Среди наиболее известных современных концепций будущего существуют: трансгуманизм, постчеловек и постгуманизм, движение раэлитов, технократический проект будущего «Венера», Россия-2045.
В трансгуманизме [4] используются достижения науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными. В концепции постчеловека разрабатывается гипотетический образ будущего человека, который отказался от привычного человеческого облика в результате внедрения передовых технологий: информатики, биотехнологии, медицины. Постгуманизм основан на представлении, что эволюция человека не завершена и может быть продолжена в будущем.
Раэлиты [5] верят в сверхцивилизацию инопланетын, с которыми можно контактировать с помощью специальных духовных практик. Одной из своих главных задач раэлиты видят достижение бессмертия человека средствами науки, основные надежды связываются с клонированием С этим схоже Стратегическое общественное движение «Россия 2045» [6], имеющеерансгуманистическую направленность и выступающее за развитие человека, в том числе за счет ускорения технического прогресса и интеграции современных технологий, за сопротивление дальнейшему росту общества потребления и эксплуатации природной среды.
Проект «Венера» [7] направлен на достижение мирной, устойчивой, постоянно и стабильно развивающейся глобальной цивилизации, через переход ко всемирной ресурсно-ориентированной экономике, всеобщей авоматизации, внедрению всех последних научных достижений во все области жизни человека и применению научной методологии принятия решений.
Проведя краткий анализ различных концепции по преобладанию того или иного признака (хотя невозможно категорично разграничить), можно выделить две категории:
Наряду с идеологическими концепциями существуют и реальные экспериментальные проекты городов будущего, такие как Ауровиль в Индии [8], Масдар в ОАЭ [9], Great City в Китае [10], эко-поселения в разных странах и многие другие. Помимо этого практикуется прогнозирование развития существующих крупных городов исходя из принципов экологического строительства. Также существуют футурологические проекты плавающих городов (Lilypad, автор Венсан Каллебо [11]), подводных городов (Sub Biosphere [12]), перерабатывающих отходы (Lady Landfill [13]), станции для океанических и подводных исследований (Underwater Skyscraper [14]), летающих городов, космических станций (Kalpana One, автор Брайан Верстиг, Сфера Берналь [15]), подземных городов (Sietch [16]). Подобные идеи, имеющие реальное воплощение или детальный проект, в большей степени относятся к материальной сфере.
Во многих проектах городов будущего заложена идея изменения каких-либо принципов мышления, определенный образ жизни. Например, Ауровиль призван реализовать единство людей путём создания интернационального общества, живущих вне политики и религиозных предпочтений. Однако, по моему мнению, в данном проекте при должном чувственном наполнении не достает интеллектуальной составляющей, позволяющей принести пользу не только людям, принявшим данную идею, но и тем, кто живет за пределами данного города.
Проект Жака Фреско «Венера» несколько технократичен, то есть в нем при преобладании интеллекта (который позволил создать новую модель городов и общества) недостает чувственной составляющей, которая воплощалась бы в новых человеческих ценностях и межличностных отношениях. Так же как и в общественном движении «Россия-2045» и движении раэлитов. В этих проектах также преобладает интеллектуальная составляющая, и строго расписан сценарий развития человечества в материальной сфере без учета развития духовности, то есть не учитывается необходимость развития самосознания каждого человека, открывающая новые способности и преображающая мир вокруг.
Проанализировав вышеописанные концепции по принципу наличия в них двух составляющих – интеллекта и альтруизма, - можно пронаблюдать их неполноценность для реализации в таком варианте будущего, который основывается на обоих этих признаках. Обязательное совместное присутствие этих качеств объясняется тем, что отсутствие одного из них (то есть перекос в ментальную или чувственную сторону) влечет за собой разрушительные последствия, как для отдельной личности, так и для всего человечества в целом.
Однако не все так плохо. Прогрессивные идеи, которые могут помочь в гармоничном, уравновешенном и созидательном развитии человеческой цивилизации все же можно найти среди уже существующих. С моей точки зрения, такой является ииссиидиологическая концепция, которая гармонично сочетает именно два этих признака.
Какие же перспективы ждут нас в ближайшем будущем в соответствии с информацией ииссиидиологии?
Прилагая психоментальные усилия для того, чтобы постоянно совершать только самые качественные выборы [17], вы тем самым автоматически смещаетесь во всё более и более благоприятные условия проявления жизненного творчества. И в ближайшем будущем, где межличностные отношения приближаются к ллууввумическим признакам (высокоинтеллектуальному Альтруизму и высокочувственному Интеллекту, дополненными иммунитантной Ответственностью и гуманитарной Свободой), наука и технологии станут настолько высокоразвитыми, что в обществе отпадает необходимость как материальных накоплений, так и денежных отношений.
Одной из задач, решение которой послужит мощным стимулом для развития научно-технической базы, станет глубокое изучение и освоение недр Луны. Это повлечёт за собой установление тесных контактов с другими разумными расами и космическими цивилизациями. В данный момент человечество воинственно настроено на проявления всего внеземного и не готово к подобным двусторонним контактам. Но когда люди освободятся от животного страха перед неизвестным, то тогда станут возможны контакты с инопланетными цивилизациями.
Это станет стимулом для развития земных технологий по всем направлениям, от освоения космоса до удовлетворения ежедневных промышленно-индустриальных и социально-бытовых потребностей, освоение различных биохимических, биологических, генетических и микрополевых квантовых процессов.
Параллельно с этим возможны контакты с иными земными расами, которые обитают в глубинах океанов и морей, сформировав там уникальные разумные сообщества. Появятся технологии для получения из морской среды большого количество различного дешёвого сырья, химических, промышленных и пищевых ресурсов.
Станет возможно слияние сухопутных и океанических цивилизаций путём проведения простых хирургических операций по вживлению синтетических жаброобразных конструкций или с помощью активизации в определённых участках хромосом людей тех генов, которые у китов и дельфинов ответственны за функции снабжения организма кислородом. Отличия, существующие между нами и представителями водных цивилизаций, являются результатом генных мутаций, произошедших в биологических организмах в силу длительного существования в разных средах обитания. Возможно, одним из условий для такого содружества станет процедура дезактивации в ДНК генов агрессии.
На больших глубинах океанов будут сооружены стационарные научно-исследовательские центры, в которых подолгу смогут жить и работать тысячи специалистов по разным направлениям науки и производства. Вместе с ними будут находиться и предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых и донной растительности.
На поверхности морей и океанов будут медленно курсировать тысячи плавучих городов, в которых смогут комфортно жить и плодотворно работать те, кто захочет изучать и осваивать водные богатства Земли.
Многие цивилизации не вступали и не вступают пока с нами в контакт из-за отсутствия с нами интеллектуально-чувственной платформы для обоюдного общения и ассоциативного понимания. Но в будущем будут созданы устройства, которые позволят легко общаться на уровне преобразования мыслей в ассоциативные формо-образы, адаптированные к специфике различных самосознаний. Вначале появятся устройства, которые смогут напрямую переводить ваши слова в мысли и наоборот. Затем станут использоваться располагаемые в височной части головы специальные датчики для чтения мыслей. Произносимые кем-то звуки и слова при этом могут оставаться для вас непонятными, но вам будет абсолютно ясно, о чём идёт речь.
В будущем возможно огромное количество формообразующих манипуляций с фотонами, создание уникальных разновидностей «разумной материи» в генной инженерии, в кибергенетике, в кибербионике и в астробиологии. Почти всё необходимое будет производиться из искусственных материалов и полимеров. Металл будет использоваться лишь в некотором промышленном и научном технологическом оборудовании, например, при создании сверхточных устройств и космической техники.
В архитектуре появится много новых технологий благодаря материалам, сочетающим в себе прочность металлов и мягкость шёлка. Один из механизмов строительства в будущем похож на тот, как паук плетёт свою паутину. Сначала строители делают основание необходимой конфигурации, устанавливают на нём направляющие, после этого по этим волокнам запускаются роботы, в конструкции которых заложены программа и механизм плетения, и за несколько часов огромные территории помещений превращаются в высокие купола с необходимым количеством межэтажных перекрытий с уже готовыми перегородками. При этом получаются мощные армированные конструкции, которые способны выдерживать невероятные нагрузки.
На площадях в несколько десятков квадратных километров будут строиться огромнейшие торговые и общественные здания, которые будут располагаться под прозрачными куполами с красивейшими надстройками, со множеством уровней возвышающихся друг над другом прозрачных и светлых этажей. Легко и быстро перемещаться в них можно будет не только по бесчисленным эскалаторам, но и с помощью бесшумных панельных устройств на воздушной подушке, свободно прикрепляющихся к подошвам обуви.
Также появятся подъёмные и левитационные конструкции, которые смогут создавать вокруг себя устойчивые антигравитационные эффекты, что даст возможность манипулировать огромными массами, без особых усилий перемещая их на любые расстояния. Если из них сформировать корпус космического корабля, то ему можно будет задать скорость, приближающуюся к 300 км/с, и при этом иметь возможность осуществлять манёвры любой сложности. Одно только это открытие, в сочетании с уже изобретёнными к тому времени средствами радикального омоложения биологического организма, станет мощным стимулом для начала эры массовых космических путешествий.
А со временем станет возможным летать без всяких хитроумных устройств и приспособлений. В нашей ДНК за раскрытие способностей к левитации ответственны отдельные гены. Когда этот ген будет выявлен учёными, то всего лишь незначительная корректировка в генотипе позволит любому желающему, даже ребёнку, обрести эти способности. Это массово начнёт происходить параллельно с другой, спонтанно возникшей у миллионов людей, тенденцией – делать генетические коррекции для освоения водных просторов нашей Планеты. Будут и такие, которые, наряду с левитационными способностями, захотят обладать ещё и повышенными возможностями для длительного пребывания в воде. Для этого тоже не будет никаких ограничений, поскольку каждый волен выбирать для своих творческих реализаций всё, что ему или ей будет угодно.
В ближайшем будущем широкое развитие получит голография. Она затронет всё, и, в первую очередь, кино, живопись, СМИ, интернет-ресурсы. С её помощью можно будет оформить любое помещение, например, самому сформировать у себя дома «кусочек» леса, лужайки, поля, океана. Для размещения высокоскоростных голографических объектов будут нужны соответствующие их реальным размерам площади и объёмы, поскольку они могут лишь временно инкрустироваться в общую динамику всех объектов окружающей реальности.
Но все эти описанные в ииссиидиологии будущие достижения человечества не случатся без радикального изменения парадигмы мышления всей нашей цивилизации. Только меняя себя, своё сознание, мы сможем изменять и мир вокруг нас, те технологии и объекты материальности, которые нас окружают.
Какие же из всех этих невообразимых будущих достижений, о которых говорит ииссиидиология, уже стали появляться в нашей жизни благодаря последним достижениям науки?
Например, команда NASA под руководством Гарольда Уайта приступила к разработке двигателя деформации пространства, способного перемещать объекты быстрее скорости света. С помощью него учёные намерены преодолеть 4,3 световых года, отделяющих нас от Альфа Центавра, за две недели. Проект получил название «Скорость». Двигатель искривления сжимает пространство впереди корабля и расширяет позади, что обеспечивает движение корабля. [18]
Большой прорыв произошёл в медицине, которая старается как можно дольше поддерживать в людях жизнь, тем самым приближая нас к одному из аналогов бессмертия — вне зависимости от того, будет это биологическое, цифровое или кибернетическое бессмертие. Этому способствуют уже разработанные технологии: изготовление искусственной крови (красных кровяных клеток универсального O-типа, который можно передать любому без осложнений), выращивание частей тела в лабораториях из клеток пациента, обращение паралича (электрические импульсы в нервной ткани позвоночника позволили ученым вернуть возможность двигаться людям, которые остались бы парализованными на всю жизнь), обращение процесса старения (определен один химикат, который был ответственным за этот эффект возрастного реверсирования), печать нового сердца (используя жировые клетки и коллаген в 3D печати). [19]
Всем очевиден кризис науки, техники и общественного устройства в существующем сейчас виде. Для перехода на следующую ступень развития необходимы радикально новые мысли, идеи, принципы и концепции, которые бы более глубоко раскрывали, описывали и поясняли как фундаментальные принципы мироздания, так и социумную жизнь.
Сделав небольшой экскурс в историю и изучив современное положение концепций будущего, можно сделать вывод, что ииссиидиология – это концепция, которая способна обеспечить новый этап развития человеческой цивилизации, привнести новые идеи дальнейшего прогресса, базирующегося на гармоничном развитии как ментальной, так и чувственной составляющей.
Благодаря информации, изложенной в ииссиидиологии и активно применяемой на практике повседневной жизни, каждый человек в самое ближайшее время сможет на себе ощутить новые технологии, которые самым коренным образом перестроят не только окружающий нас мир, но вместе с ним и всю привычную физиологию человеческого организма, перепрограммировав её на тысячи лет активного и творчески продуктивного существования. С помощью ииссиидиологии мы способны интегрировать и объединить ныне принципиально разделённые понятия о наших эмоциях и материальном мире, о жизни и смерти, об академической науке и духовных воззрениях. А активизация интуитивных уровней сознания открывает грандиозные перспективы космического творчества!
1. Нил Стивенсон «Истощение инноваций».
2. Peter Thiel. The End of the Future. National Review, 3.10.2011 , issue of NR.
3. Robert J. Gordon, U.S. Economic Growth since 1870: One Big Wave. The American Economic Review, Vol. 89, No. 2, (May, 1999), pp.123-128
4. ССЫЛКА №4
5. ССЫЛКА №5
6. ССЫЛКА №6
7. ССЫЛКА №7
8. ССЫЛКА №8
9. ССЫЛКА №9
10. ССЫЛКА №10
11. ССЫЛКА №11
12. ССЫЛКА №12
13. ССЫЛКА №13
14. ССЫЛКА №14
15. ССЫЛКА №15
16. ССЫЛКА №16
17. Орис О.В., «ИИССИИДИОЛОГИЯ», Том 15, Изд.: ОАО «Татмедиа», г.Казань, 2012 г.
18. ССЫЛКА №18
19. ССЫЛКА №19