Зачем нам интуиция?

Наверное, всем известен такой термин, как интуиция. И, разумеется, у каждого есть своё понимание этого феномена. По исследованиям интуиции написано много статей, книг и даже диссертаций. Её уже изучали и рассматривали с разных сторон и с разных точек зрения многих наук. В данной работе я привожу своё видение и понимание интуиции, а также её взаимосвязь с ииссиидиологией.

администрация сайта: данная статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с мнением и представлениями автора Ииссиидиологии

История исследования интуиции и основные представления

Человечество на протяжении почти всего времени своего существования использует два метода познания – теоретический и экспериментальный. Интуитивное познание часто выполняет роль лишь догадок и предположений, хотя без его участия в любом творческом процессе ни одно выдающееся открытие не было бы сделано.

Интуиция исследовалась ещё с античной эпохи. Аристотель связывал интуицию с основой научного знания. Платон, наоборот, считал, что идеи – это непосредственное знание, которое приходит как внезапное озарение. В средневековье же философ Оккам описывал интуицию как основу абстрактного знания, а Фома Аквинский интерпретировал её как царство «высшей истины».

Немецкие классические философы и философы Нового времени трактовали интуицию уже с несколько иных позиций: Декарт говорил, что интуиция – это «понятие ясного и внимательного ума», Спиноза и Лейбниц видели в ней «высшую рациональную природу», Кант интерпретировал её больше как чувственную интуицию, Фихте и Шеллинг рассматривали интуицию именно как проявление интеллекта, а Гегель в своей философской системе диалектически совмещал опосредствованное и непосредственное знания.

Фейербахом интуиция трактовалась как «...безоговорочно несомненное, ясное, как солнце... только чувственное». Бергсоном интуиция понималась как инстинкт, а Фрейдом - как скрытый, бессознательный «первопринцип творчества».

По информации, приведенной в электронной энциклопедии: «Интуи́ция – непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность» [1].

Иногда, принятие мгновенно кем-то какого-то решения или нахождение правильного решения без обоснования с помощью дискуссии и есть проявление интуиции. Можно сказать, что интуиция – это некий тип мышления, в процессе которого различные звенья мыслительного процесса осуществляются подсознательно, а осознаётся лишь итоговое решение. Само мышление может происходить непоследовательно, нерационально и бездоказательно.

Для интуиции характерны внезапность принятия решения и неосознанность алгоритма и средств решения. Эти признаки отличают интуицию от процессов, в результате которых решения достигаются аналитическим и логическим путём.

Проявление интуиции в различных условиях у всех людей может быть разным. Человеческая мыслительная деятельность основана на работе двух полушарий мозга: правое в большей степени отвечает за обработку ассоциативных и чувственных процессов при образном мышлении, а левое – за использование логических рассуждений и абстрактных понятий. Интуицию можно представить как некое условное «совмещение» одного типа мышления со вторым. Как можно заметить, возможны два направления – при одном происходит наложение чувственных образов на понятийные (чувственная интуиция), а в другом – понятийных на чувственные (интеллектуальная интуиция). Условное добавление чувственных и наглядных образов к понятийным (и наоборот) позволяет преодолеть барьеры, возникающие при получении любого нового знания. Это как раз и позволяет получить новые, прорывные результаты, которые нельзя никак получить любыми другими способами, кроме как интуитивными.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что ранние философы не имели единого мнения о природе интуиции: кто-то приписывал её к интеллектуальной сфере, кто-то относил к чувственным проявлениям.

Дальнейшее развитие философской мысли приходит к тому, что эти процессы переплетаются, дополняют друг друга, и интуиция выступает уже неким третьим состоянием, совмещающим и чувство, и интеллект.

Интуиция с точки зрения ииссиидиологии

Одним из направлений дальнейшего рассмотрения понятия интуиции мною выбрана концепция ииссиидиологии, так как именно в ней объединяются чувственный и интеллектуальный аспекты интуиции.

Две вышеупомянутые составляющие интуиции выражаются в нашей жизни как высокие проявления любви и воли. Любовь заложена абсолютно в каждом из людей в виде альтруистичной чувственности, которая при взаимодействии с интеллектом превращается в жизненную мудрость.

В ииссиидиологии рассматриваются два вида интуиции: «кишечная» интуиция (о которой пойдёт речь в следующем разделе) и высококачественная. «Кишечная» интуиция отвечает за выживаемость, то есть за сохранение физического тела. Высококачественная интуиция «подсказывает» нам информацию, благоприятствующую нашему духовному развитию и совершенствованию самосознания. Критерии качественности очень субъективные и у каждого могут быть своими – для кого-то финансовый достаток, для кого-то слава и популярность, и так далее. Мы же будем рассматривать качественность именно в ключе ииссиидиологии – высокочувственного Интеллекта и высокоинтеллектуального Альтруизма [2, п. 3.0304].

Высококачественная интуиция направляет нас в благоприятные события, где позитивное творчество становится всё продуктивнее и существеннее. Только совместное взаимодействие интеллекта и любви в разнообразных жизненных ситуациях позволяет нарабатывать проявления интуиции и, как следствие, преодолевать в себе различные дисгармоничные состояния. С помощью устойчивого проявления в своих выборах более качественных, позитивных, спокойных и уравновешенных выборов (в противоположность эгоистичной заботе о выживании и других сиюминутных выгодах) вырабатывается способность ко всё большему восприятию интуиции, которая поможет из всех возможных вариантов выбирать только самое ценное и необходимое для более плодотворного и осмысленного творчества.

В широком понимании об интуиции можно сказать, что она является некой способностью выбрать из множества ежемгновенных возможностей те, которые формируют в данный момент наши самые главные устремления, намерения и, конечно, желания.

В каждый миг жизни интуиция выступает прикладным выражением всего опыта, который был накоплен личностью (или даже группой, если вспомнить «эффект сотой обезьяны» [3, п. 12.13243]).

С точки зрения ииссиидиологии, интуиция – это способность сознания в каждый миг осознанно ощущать и чувствовать какие-то проявления наших же «параллельных» жизней, в которых мы, через схожие обстоятельства, проживаем что-то подобное и получаем соответствующий опыт с совершенно разными последствиями. Отчасти можно сказать, что интуитивное восприятие – это своего рода экстрасенсорность или сверхвосприимчивость, поскольку если мы прислушиваемся к своей интуиции, то из всего множества возможных вариантов решений в данной ситуации выбираем тот или те, которые приводят к осуществлению текущих поставленных нами целей и задач. Ещё можно сказать, что интуиция – это когда до какого-то момента мы совершенно ничего не знали о чём-то, но в тот момент, когда нам сильно потребовалось, то пришёл правильный ответ как бы из «ниоткуда».

Необходимо также подчеркнуть, что многие люди, которые способны интуитивно улавливать различную информацию, поступающую в их сознание (из «ниоткуда»), часто не могут никак разобраться и интерпретировать эту самую информацию. Тогда они, очень сильно искажая и перевирая её, строят на основе своих интерпретаций весьма субъективные домыслы и предположения. Бывает, что кто-то слышит какие-то голоса, а кто-то видит различные картинки или образы, и это многими интерпретируется как сверхспособности, ясновидение, яснослышание или телепатия. Но отсутствие в сознании людей какого-либо понимания того, что действительно с ними случилось или происходит, а также тщетность попыток более объективно дешифровать и интерпретировать эту информацию может говорить о недостаточной степени развития этого человека именно в человеческом направлении развития.

В ииссиидиологии ещё затрагивается интуиция в ключе так называемых «радикальных перефокусировок». Благодаря им можно всего лишь за один какой-то условно самый качественный выбор в данной ситуации достичь тех состояний, которые в других (параллельных) сценариях достигаются через сотни тысяч или даже миллиарды последовательных выборов. И получается, что с каждым таким радикальным выбором проявление и воздействие интуиции на наше сознание становится всё стабильнее и глубже. Если при нашей обычной жизни мы получаем опыт постепенно, методом проб и ошибок (то есть от одного незначительного события к другому), то во время «радикальных перефокусировок» мы как бы интуитивно чувствуем результат своих, условно ошибочных, действий, и можно сказать, что в момент таких интуитивных «чувствований» мы получаем гораздо бóльший неэмпирический опыт, чем при обычной последовательности действий.

Также в ииссиидиологии широко используются различные методики медитации, в том числе и на «звуковые космические коды» [4, п. 1.0008], которые упоминаются её автором в тексте. Подобная медитация может характеризоваться как более высокий уровень познания. Любой читатель, кто уже сможет своей развитой интуицией воспринять на высоком уровне сознания ту информацию, что была заложена в эти коды, будет иметь реальную возможность самостоятельного углубления в области творчества, в которых эти коды будут представлять большую важность и актуальность. Те, кто добьются успехов в медитации на эти коды, смогут на собственном интуитивном опыте убедиться, что они в гораздо большей степени отражают смысл всей окружающей действительности, по сравнению с тем, что мы можем сейчас себе вообразить. Хотя и в этом случае могут возникнуть сложности. Информацию, которая будет раскрываться при медитации на «звуковые космические коды», передать в словах и терминах просто невозможно, поскольку ни единого аналога чего бы то ни было из того, что есть «там», в наших представлениях пока что нет.

Интуиция «кишечного мозга»

Рассматриваемая в ииссиидиологии «кишечная интуиция» проявляется при активности «кишечного мозга» или кишечника. Наш кишечник обладает очень разветвлённой сетью нейронных цепочек и белковых компонентов, которые работают по схожему принципу, что и головной мозг.

Американский учёный Михаэль Гершон предложил теорию, относительно которой у человека есть 2 мозга: «У человека два глаза, две руки, две ноги и два мозга: один пульсирует в голове, другой активно действует в животе» [5].

Он говорит, что некоторые болезни проявляются одновременно и в головном мозге, и в кишечнике. Симптомы и последствия каких-то болезней сказываются одновременно на обоих мозгах – и головном мозге, и «желудочно-кишечном». Гершон считает, что оба мозга хотя и являются отдельными компонентами, но, тем не менее, постоянно находятся в непосредственном контакте. Во многих исследованиях было замечено, что кишечник продолжает функционировать, даже когда спинной и головной мозг уже не функционируют.

Как уже говорилось выше, «кишечный мозг» в свойственных ему процессах функционирования использует такие же принципы, как и головной мозг: сеть нейронных цепей и белков. Оба мозга (и головной, и «кишечный») постоянно находятся в информационном контакте друг с другом, и каждый из них отвечает за обработку строго определённой информации. Главным связующим звеном между ними служит гормональное соединение серотонин, 90% которого концентрируется в кишечнике.

Приведу очень условный пример, чтобы пояснить, что такое «кишечная интуиция». Мы стоим на морском пирсе, а на море небольшое волнение, но мы (по тем или иным причинам) хотим пройти по всему пирсу и подойти к его краю. Идя по пирсу, у нас может возникнуть какое-то внутреннее интуитивное чувство, что не надо идти туда сейчас, хотя никаких очевидных опасностей не видно. И если мы остановимся, то буквально через некоторое время увидим большую волну, накрывшую край пирса и которая бы смыла нас в море, если бы мы всё-таки подошли к краю.

С точки зрения ииссиидиологии, в этом примере во множестве параллельных сценариев нашего развития нас смыло в море. И тот опыт, который получили от этого события те, кого смыло (пусть и ценой своих жизней или травм), передался в виде интуитивного озарения тем, кому в голову пришла мысль, что лучше по пирсу в этот момент не идти. Но этот пример может рассматриваться только как очень утрированный и «грубый». На самом деле, интуиция – это более тонкие ощущения, которые проще прочувствовать, чем описать.

Примеров «кишечной» интуиции можно привести очень много. Вот ещё один – мы купили какой-то продукт питания в магазине и только собрались его съесть, как что-то нас остановило, хотя и чувство голода было, и продукт выглядел нормально. А когда мы остановились, то решили посмотреть срок годности, и оказывается, что продукт просрочен, и если бы мы употребили его в пищу, то могло быть расстройство желудка.

Всё, что можно отнести к интуиции при возникновении вопросов выживания и сохранения здоровья (чем питаться, что полезно, а что может навредить) – это проявления описанной выше «кишечной интуиции». У каждого из нас были едва уловимые чувства внутреннего предостережения в каких-то ситуациях, грозящих нам или нашему организму опасными или даже «смертельными» для наших тел последствиями. Иногда мы можем не придавать им значения, в других же случаях, чувствуя в себе эти подсказки, слыша внутренние голоса, можем легко отмахнуться от них, считая их излишне надуманными или ничем аргументированно не подтверждёнными. Но это именно «кишечный мозг» (посредством нейронных взаимосвязей) обрабатывает и оформляет информацию (о возможности какой-либо опасной ситуации или неблагоприятных вариантов развития для личности), которая после этого поступает «снизу-вверх» в головной мозг. Затем соответствующими отделами головного мозга она декодируется, усиливается и ретранслируется уже в систему нашего восприятия. И если мы всё-таки научимся «слышать» эти тонкие и порой сложно различимые сигналы, то сможем избегать всевозможных неприятностей и угроз нашей жизни и здоровью.

При решении множества вопросов более правильный и быстрый ответ или совет может дать только интуиция. Только надо понимать, какая именно это интуиция. Если это интуиция «кишечного мозга», то тогда события будут оцениваться только с позиций своих выгод, выживаемости, или эгоистических тенденций, и много более «истинной» информации будет игнорироваться или ставиться под сомнение. Если же это интуиция, которая отождествляется с высокоинтеллектуальной и высокотворческой деятельностью, то при её проявлении будет возникать лишь «тонкое», едва уловимое ощущение, что что-то нужно сделать именно «так», но почему «именно так», разуму будет не понятно.

Ещё интересно заметить, что в самом ближайшем будущем, при создании искусственного интеллекта, есть вероятность возникновения «искусственной интуиции», базирующейся уже на аппаратно-программных комплексах. Скорее всего, данный тип интуиции будет совершенно иным (не «кишечной интуицией» и не «высококачественной интуицией», описанной в ииссиидиологии). Уже сейчас известны «адаптивные программы и алгоритмы искусственного интеллекта, основанные на методах обучения автоматических систем. Они демонстрируют поведение, которое имитирует человеческую интуицию. Эти системы производят знание из данных без логического оформления путей и условий его получения, в силу чего это знание является пользователю как результат непосредственного усмотрения» [1].

Например, М. Г. Доррер для имитации интуитивного принятия решений создал нестандартный для компьютерных методик интуитивный подход к психодиагностике, заключающийся в выработке рекомендаций с исключением построения описанной реальности [6].

Интуитивный метод познания

Можно сказать, что большинство научных открытий, блестящих идей, теорий и законов не являются результатом последовательного рассудочного и аналитического мышления, а появились на базе развитой интуиции, внезапного озарения или, в понимании некоторых, «откровения свыше».

Наверное, каждый человек в какой-то мере стремится к приобретению новых знаний. Процесс познания невозможен без творческого подхода, когда происходит поиск и открытие новой информации для исследователя. Творческий подход, в зависимости от начальных условий, в той или иной степени является интуитивным. В противовес такому способу, в некоторых научных дисциплинах есть методики, последовательное соблюдение которых является одним из условий совершения открытий. Но на самом деле, ни одна из них не может привести к сверхгениальным идеям, которые могли бы радикально изменить текущие представления академической науки. Все научные достижения связаны с получением различных новых идей и представлений, которые не являются логическими следствиями или обобщениями уже известных научных знаний. Когда исследователь пытается разобрать и проанализировать какую-то задачу, то он не может обойтись без озарений, догадок, прозрений и переживаний. Поэтому интуиция играет одну из самых важных ролей в различных научных открытиях и исследованиях.

В ииссиидиологии на первый план выдвигается интуитивный метод познания, следование которому приводит к повышению качества как ментального, так и чувственного восприятия окружающей действительности. Результатом этого будет повышение объективности и достоверности любых видов исследований.

Ииссиидиология частично описывает и то, что академической науке пока ещё не известно и не может быть измерено и определено обычным способом. В ииссиидиологии говорится, что та материальность, в которой мы все с вами сейчас находимся, объективно нигде (разве что в нашем субъективном восприятии) не существует. Следовательно, все эксперименты и любые научные выводы нельзя считать объективными и абсолютно достоверными, так как они всегда будут зависеть от сознания самого исследователя (примером может служить щелевой эксперимент [7]).

Ещё следует отметить, что изначально интуитивное предвидение результатов любого научного исследования также в очень большой степени зависит от качественности тех представлений, которыми может оперировать исследователь. Чем менее качественными они будут, тем менее достоверным окажется результат любого исследования.

Здесь речь не идёт только об уровне образования (хотя и это тоже сильно влияет), а скорее о тех потенциальных возможностях, которые есть у каждого человека. Различные субъективные представления самого исследователя в какой-то степени будут проецироваться именно в процесс формирования или ожидания результатов исследования. Это обстоятельство, разумеется, окажет влияние на результаты исследований и эксперименты, проводимые различными учёными. Вследствие этого одни и те же эксперименты, проводимые разными группами учёных или даже отдельными исследователями, могут достаточно сильно различаться как по результатам, так и по выводам. С другой же стороны, разные учёные или группы учёных, используя интуицию в своей работе, могут прийти к похожим выводам о необходимости проведения каких-то исследований или использования конкретных методов в их работе.

Заключение

В данной работе были рассмотрены различные взгляды философов разных времён на интуицию и некоторые аспекты ииссиидиологического трактования интуиции.

Подводя итог, можно сказать, что для избавления от различных проблем, неприятностей, негативных обстоятельств и болезней, которые иногда возникают в нашей жизни, интуиция может подсказать наиболее оптимальный вариант выборов, что автоматически начнёт изменять окружающие нас события на те, где никаких проблем (которые были интуитивно почувствованы) нет.

В итоге получается, что чем более достоверной информацией мы владеем, тем более качественными и обоснованными будут и наши представления, в том числе и о себе. Высококачественное восприятие информации может стать нашим «шестым чувством», которое будет надёжным и устойчивым механизмом осознанного моделирования и устойчивого проявления высококачественной интуиции в нашем творчестве.

Ссылки на первоисточники:

1. Интуиция, статья из электронной энциклопедии.

2. О.В. Орис, «Ииссиидиология. Основы», 3-й том, издательство: ОАО «Татмедиа» «ПИК «Идел-Пресс», г.Казань, 2014 г.

3. О.В. Орис, «Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому», 12-й том, издательство: ОАО «Татмедиа» «ПИК «Идел-Пресс», г.Казань, 2011 г.

4. О.В. Орис, «Ииссиидиология. Основы», 1-й том, издательство: ОАО «Татмедиа» «ПИК «Идел-Пресс», г.Казань, 2013 г.

5. Второй мозг находится в кишечнике, подтвердил американский ученый. Новостной сайт Newsru.com

6. М. Г. Доррер, Психологическая интуиция искусственных нейронных сетей.

7. Опыт Юнга, статья из электронной энциклопедии

Просмотров: 1749