Репортажи

Новый формат семинаров по Ииссиидиологии

Начало 2018 года ознаменовалось серьёзными изменениями в формате мероприятий по изучению Ииссиидиологии. О коллоквиумах мы расскажем немного позже, а сейчас речь пойдёт о семинарах.

Формат семинаров на Айфааре не менялся много лет – мы изучали материал (самостоятельно или в группах), а затем собирались вместе в шатре для выяснения непонятных моментов. Ведущий озвучивал изучаемые разделы, делал мини-вступление и спрашивал, у кого есть вопросы. Часто вопросов не было, и мы шли дальше. Обычно семинар завершался через 40-50 минут.

За пять лет этот формат проведения исчерпал себя, а посещаемость семинаров серьёзно упала. В начале этого года произошла перестройка формата коллоквиумов, которая вызвала массу позитивных отзывов, а вслед за ней Ииррффлийррисс и Иллиглларасс предложили организовать «круглый стол» для поиска новых идей для повышения качества семинаров.

Поскольку Айфааровцев много, то круглый стол получается не один – мы разбиваемся на команды по 5-6 человек и в каждой команде проводим брейнсторм. Высказываем любые, порой даже экзотичные предложения, но главное – креативные и конструктивные для решения поставленной задачи. Затем ведущие «круглого стола» объединяют решения, найденные в командах и формируют «рабочий набор идей».

В данном случае результатом нашего «круглого стола» стало несколько важных выводов. Первое, что мы отметили, что нас много! Если каждому выделить хотя бы по 4-5 минут, то в сумме нам понадобится более трёх часов, что не соответствует нашим возможностям. А ведь очень важно, чтобы человек не только подготовился к занятию, но и поделился своим мнением!

Чтобы повысить динамику и дать возможность каждому высказываться (и не один раз!) мы решили разделиться на несколько небольших групп по 5-6 человек, и организовывать дискуссии в этих группах. По нашим наблюдениям в группе такого размера все участники успевают проявить активность, высказать своё мнение и прийти к общему за 10-15 минут. Таким образом мы резко повысили динамичность занятий.

  • Семинарские группы. Фото 01
    Семинарские группы. Фото 01
  • Семинарские группы. Фото 02
    Семинарские группы. Фото 02
  • Семинарские группы. Фото 03
    Семинарские группы. Фото 03
  • Семинарские группы. Фото 04
    Семинарские группы. Фото 04
  • Семинарские группы. Фото 05
    Семинарские группы. Фото 05
  • Семинарские группы. Фото 06
    Семинарские группы. Фото 06
  • Семинарские группы. Фото 07
    Семинарские группы. Фото 07
  • Семинарские группы. Фото 08
    Семинарские группы. Фото 08
  • Семинарские группы. Фото 09
    Семинарские группы. Фото 09
  • Семинарские группы. Фото 10
    Семинарские группы. Фото 10
  • Семинарские группы. Фото 11
    Семинарские группы. Фото 11
  • Семинарские группы. Фото 12
    Семинарские группы. Фото 12
  • Семинарские группы. Фото 13
    Семинарские группы. Фото 13
  • Семинарские группы. Фото 14
    Семинарские группы. Фото 14
  • Семинарские группы. Фото 15
    Семинарские группы. Фото 15
  • Семинарские группы. Фото 16
    Семинарские группы. Фото 16
  • Семинарские группы. Фото 17
    Семинарские группы. Фото 17
  • Семинарские группы. Фото 18
    Семинарские группы. Фото 18
  • Семинарские группы. Фото 19
    Семинарские группы. Фото 19
  • Семинарские группы. Фото 20
    Семинарские группы. Фото 20
  • Семинарские группы. Фото 21
    Семинарские группы. Фото 21
  • Семинарские группы. Фото 22
    Семинарские группы. Фото 22

Второе, о чём мы задумались за круглым столом – как не дать друг другу выпасть из коллективной динамики. Для этого мы разработали комплекс мер по активному вовлечению каждого участника в общий процесс. Не секрет, что на семинарах старого формата многие Айфааровцы или отвлекались на свои мысли, или переключались на переписку в чатах и соцсетях. Для решения этой задачи мы решили воспользоваться набором эффективными мер по поддержанию Фокусной Динамики в алертном состоянии: групповые брейнстормы, блицы, резюме и генераторы случайных чисел.

Групповые брейнстормы, включённые в динамику семинара, непрерывно вовлекают участников в беседу и не дают «зависнуть» или отвлечься на свои мысли. Циклы блиц-задач, задаваемых ведущими, также обеспечивают нам непрерывное вовлечение в общий процесс. Ещё одной прекрасной находкой стали резюме – это когда после нескольких ответов на одну тему, кто-то один подводит итог и старается привести высказанные мысли к общему знаменателю.

И последний элемент активного вовлечения участников – генератор случайных чисел. Это означает, что никто не знает, кто будет следующим отвечающим, - роль достаётся тому, кого выберет «госпожа случайность». Отвечающий от каждой группы выбирается случайно, резюмирующий также выбирается случайно. Для реализации этой идеи мы создали специальный «волшебный додекаэдр», имеющий 12 граней, на каждой из которых нанесены числа от 1 до 6.

  • Генератор случайных чисел. Фото 01
    Генератор случайных чисел. Фото 01
  • Генератор случайных чисел. Фото 02
    Генератор случайных чисел. Фото 02
  • Генератор случайных чисел. Фото 03
    Генератор случайных чисел. Фото 03
  • Генератор случайных чисел. Фото 04
    Генератор случайных чисел. Фото 04
  • Генератор случайных чисел. Фото 05
    Генератор случайных чисел. Фото 05

Наша практика показала, что рандомайзер оказался очень эффективным средством – никакой предвзятости выбора у «волшебного додекаэдра» быть не может, а все участники задействуются с равной вероятностью и в случайном порядке.

Мы пошли ещё дальше и применили принцип случайности к формированию мини-групп. Перед каждым семинаром каждый, входящий в аудиторию, случайным образом выбирает номер своей команды. Таким образом наши команды всегда разные, всегда сидят в разных местах, и у каждой команды всегда новый капитан. Это даёт возможность проявить лидерские качества всем без исключения участникам.

В начале мы немного сомневались, все ли справятся с доставшейся ролью, но уже после первого семинара обнаружили, что тензорность практически не возникает. Причина тому – командная работа. Если один человек не справляется – допустим, растерялся, то ему на выручку приходят другие члены мини-группы, что добавляет сплочённости и позволяет проявить взаимовыручку, для которой в старом формате семинаров просто не было возможностей!

Третья тема, активно обсуждавшаяся за круглым столом, - сам процесс изучения Ииссиидиологии. Всем уже поднадоел алгоритм последовательного прохождения абзацев, и хотелось чего-то нового, более динамичного и увлекательного. Чего-то такого, что заставляло бы думать, искать ответы, спорить, приходить к консенсусу, а в случае тупика формировать вопросы Орису.

В результате брейнсторма мы сформировали несколько универсальных блоков, которые можно по-разному компоновать на каждом семинаре. Вот некоторые из них:

1. «Доклад»
Краткий рассказ вопроса для экзамена, сформулированного на прошлом семинаре.
Также докладчик выкладывает вопрос в общий чат, а материал для подготовки к экзамену в специальную гугл-папку.
Время: 10-15 минут.
2. Обсуждение текущего материала + вопросы
20-30 минут в каждой группе обсуждаем материал: что непонятно, что интересно, что не стыкуется, чем хочется поделиться.
Во время обсуждения каждая группа формирует:

   один/несколько вопросов для экзамена
   один/несколько вопросов для обсуждения на этапе №3 “Поиск ответов”
3. Поиск ответов
Ведущие собирают вопросы для обсуждения и формируют список в случайном порядке.
Дальше ведущие запускают цикл: вопрос 1 => поиск ответа => ответы => резюме 1 >>> вопрос 2 => поиск ответа => ответы => резюме 2 >>> вопрос 3…
Пояснение к циклу. Вопрос №1 выносим его на обсуждение в группы. Время обсуждения – 5 минут. За это время каждая группа должна найти ответ, сформулировать его и проинструктировать своего отвечающего (выбирается случайно). По истечение 5 минут заслушиваем ответы всех групп. На каждый ответ 2-3 минуты. После ответов всех групп случайным образом выбираем того, кто подведёт резюме. Дальше переходим ко второму вопросу.
Вопросы, которые не нашли достойного ответа, формулируются группой-инициатором и отправляются Орису.
4. Формирование вопроса для экзамена.
Все команды получают задание придумать вопрос для экзамена, максимально точно отражающий суть изучаемого материала. На задание отводится около 10-15 минут. Также необходимо представить свой вариант ответа.
По истечению времени, команды озвучивают свои варианты вопросов/ответов, и дополняют друг друга, чтобы не повторяться. Ведущие налету формируют на доске оптимальную формулировку.
5. Блиц-термин.
Ведущие готовят 3-4-5 терминов по изучаемой теме.
Задание для каждой группы: в течение 4-5 минут сформулировать простым понятным языком короткое описание этого понятия.
По мере готовности представители выходят к доске и пишут ответы. Жюри выбирает лучший вариант, а затем поясняет свой выбор.
6. Блиц-ответ
Ведущие готовят 3-4-5 вопросов по изучаемой теме (один – простой, второй – немного сложнее, третий – ещё посложнее, четвёртый – сложный).
Задание для каждой группы: в течение 2 минут найти ответ.
Через две минуты - финальный звонок, и каждой группе предоставляется возможность за 2 минуты рассказать ответ.

И последнее, что мы решили применить для стимуляции активности пока ещё не аннигилированных уровней честолюбия, – использовать систему баллов во время блиц-вопросов и подобных динамичных заданий. Команде победителя – шоколадки!

Здесь важно отметить, что при реализации всех задумок мы старались отталкиваться от идеи, что структурной единицей взаимодействия во время семинара является не отдельный человек, а мини-группа. На наш взгляд, такой подход должен способствовать переключению на безличностное восприятие/взаимодействие, когда каждый участник болеет не за свой результат, а за успех команды.

Например, все задания даются для мини-групп, а не для отдельных людей. При этом мини-группа внутри себя обладает полной свободой принятия решения – сама выбирает кто в ней будет играть ту или иную роль. Это позволяет объединить мышление в режиме «много людей – один мозг!».

В конце хочу отметить, что одному ведущему организовать такой динамичный процесс не под силу. Для удержания в активном состоянии Фокусной Динамики нашего коллектива и отработки всех задач требуется два-три ведущих. На текущий момент мы решили привлекать на роль ведущих только тех, кто хочет попробовать свои силы.

  • Ведущие. Фото 01
    Ведущие. Фото 01
  • Ведущие. Фото 02
    Ведущие. Фото 02
  • Ведущие. Фото 03
    Ведущие. Фото 03
  • Ведущие. Фото 04
    Ведущие. Фото 04

Первые эксперименты с новым форматом дали отличные результаты! Основной позитивный признак, который мы отметили, – люди, выходящие с семинара, говорят: «А что, уже два с половиной часа прошло? Так быстро? Я не заметила!».

Чтобы вы могли прочувствовать новый формата айфааровских семинаров, мы сделали небольшой ролик, передающий позитивную и творческую атмосферу.


Спасибо моей любимой Склоулгллийи за создание ролика heartheartheart