Те, кто знаком с творчеством Ориса, знают, что он передаёт знания не только через тексты Ииссиидиологии, но и посредством песен. Так получилось, что его песенное творчество сейчас проходит второй этап, а первый начался в августе 2001 года, когда появились первые песни. За несколько лет их количество выросло до 555. Затем в песенном творчестве Ориса был перерыв, который в конце 2016 года прервался написанием новой партии песен. Тогда никто не знал, сколько их будет написано, но прошло уже больше года и мы видим, что творческий песенный поток не прекращается, благодаря чему уже появилось около 500 новых песен. Как видите, общее количество уже перешло за тысячу и это внушительная цифра, за которой стоит огромный труд автора.
Однако, после того, как песенные тексты появляются для дальнейшего исполнения, их нужно не просто прочитать, а спеть. Причём сделать это не только для себя, но и для тех, кто, находясь в разных местах нашей планеты, хочет приобщиться к этому высокочувственному процессу – пению Айфааровских песен. Я мало знаю о том, как это было на первом этапе написания песен, потому что моё знакомство с Айфааром началось уже в 2007 году, когда можно было услышать на айфааровском сайте аудиозаписи в основном в сольном исполнении некоторых Айфааровцев. Хотя также были записи коллективного пения, которые делались прямо на песенных медитациях. Иногда они сопровождались гитарным аккомпанементом, иногда – нет.
Если говорить о качестве таких записей с точки зрения правильности воспроизведения мелодии, то, конечно, оно оставляло желать лучшего, потому что не у всех, кто живёт на Айфааре, есть стопроцентно хороший слух. Но качество выдаваемых энергий было потрясающим, поэтому записи пользовались успехом. А вот сольное исполнение уже было выверенным по мелодии, потому что подход к записи был более профессиональным. Но в любом случае, чтобы спеть песню, сначала нужно было понять, как её петь – это же не просто стихи… И такое разучивание обязательно происходило. Так постепенно на песенных медитациях стали звучать все 555 песен. Но всегда была группа людей, которая занималась уже более профессиональной студийной записью. Такая запись и выкладывалась в интернет. Сейчас подобная группа тоже существует и всё, чем она занимается, стало называться Песенным проектом.
Мало кто знает, что происходит внутри этой группы, как построен процесс изучения и записи песен, а он достаточно трудоёмкий, включающий в себя несколько этапов:
Мы решили познакомить вас с каждым этапом в отдельности. Зачем? Думаем, что вам будет интересно узнать, чем занимаются те, кто буквально живёт Песенным проектом. А может быть, вы почувствуете, что сможете оказать этому проекту какую-то помощь. Итак, предлагаем вашему вниманию рассказ о первом этапе, с которым вас знакомит Стааллустонг – участник Песенного проекта с марта 2017 года. Именно он полностью сам осуществляет этот этап.
Новые песни мы начали записывать под гитару в начале 2017 года. Первые несколько десятков песен аккомпанировал Олкстараллоокст, затем и у меня получилось приехать на Айфаар и влиться в Песенный проект. В этой статье хочу поделиться с вами некоторыми особенностями процесса подготовки аккомпанемента и находками в этой области.
Чтобы напеть и записать песню, предварительно нужно найти изначальную версию оригинала. Бывает, что более распространенными в интернете являются уже перепетые более современные версии песен. Бывает, что очень популярные песни записывались в исполнении разных певцов, в свойственной им манере и порой значительно отличаются друг от друга. Или некоторые зарубежные хиты перепевали ВИА «Веселые ребята». Конечно же, лучше опираться на изначальный оригинал!
Далее нужно найти ноты и аккорды выбранной песни. Мне очень нравится портал Ale07.ru. Здесь собраны электронные версии почти всех Советских песенников по разным тематикам, по композиторам, по авторам стихов. Больше всего Айфааровских песен написано на музыку таких композиторов, как П. Аедоницкий, А. Бабаджанян, В. Баснер, М. Блантер, Ю. Визбор, В.Высоцкий, В. Добрынин, И. Дунаевский, Э. Колмановский, Е. Крылатов, Е. Мартынов, В. Мурадели, Б. Окуджава, Р. Паулс, А. Пахмутова, Е. Птичкин, В. Соловьев-Седой, Д. Тухманов, О. Фельцман, А. Флярковский, М. Фрадкин, Я. Френкель, Ю. Чичков и В. Шаинский. И для большинства их песен есть ноты. Часто над нотами прописаны аккорды.
Интересно, что после 1991 года почти перестали выпускать какие-либо песенники, и для многих современных песен таких композиторов, как Игорь Крутой, Игорь Николаев и другие мало, что можно найти. Разве что просто аккорды, которыми заполонен интернет. Но подавляющее их большинство очень низкого качества, поэтому каждый аккорд обязательно нужно сверять с оригиналом. Видимо, раньше более ответственно и профессионально относились к тому, что печатают.
И остается где-то треть всех наших песен, для которых вообще нет ни нот, ни аккордов. Вот здесь и пригодились мои наработки еще со школы. Играть на гитаре я начал классе в восьмом, когда отец подарил мне свою чехословацкую Кремону – классическую гитару с нейлоновыми струнами. Сначала он мне показал, как играть «Дом восходящего солнца» и что-то из «Битлз». А потом я начал подбирать красивые проигрыши из «Scorpions», слушая магнитофон… Так постепенно всё лучше и лучше я научился подбирать музыку на слух. Ведь интересно было играть только то, что очень нравилось.
Но вернемся в настоящее… Итак, я надеваю наушники, беру в руки гитару и включаю оригинал песни в замедленном темпе. Для этого есть очень удобная программа Transcribe. В ней можно замедлять или ускорять скорость воспроизведения, изменять тональность выше или ниже, и всё это в реальном времени – просто переместив ползунок.
Для начала нужно определить основной тон всей песни – аккорд, вокруг которого всё крутится. Это и будет тональность песни. На гитаре устанавливаем каподастр (Capo) на нужный лад. После подбора аккордов к первому десятку песен выяснилось, что удобно играть в двух тональностях: Ля-минор (Am) и Ми-минор (Em) – в остальных аккорды зажимать сложнее. Таким образом, используя каподастр, любую песню можно сыграть до 6-го лада. Вот маленький фрагмент того, как это происходит.
На подбор и разучивание каждой песни уходит от получаса до часа времени, в зависимости от сложности. Каждая песня – это своя уникальная мелодия и гармония. Но всё же, после разбора более двухсот песен, часто замечаю универсальную последовательность аккордов, которая с небольшими изменениями повторяется во многих песнях. И огромное удовольствие получаю, когда попадается музыка с богатой гармонией, со сменой тональности в течение песни. Это присуще таким композиторам, как П. Аедоницкий, А. Бабаджанян, И. Дунаевский, А. Пахмутова.
Вместе с ними и с глубочайшим смыслом текстов Ориса я ощущаю причастность к чему-то великому, грандиозному и очень доброму! И всегда благодарю судьбу за возможность реализовывать и развивать свой творческий потенциал с пользой для других людей!