Дорогие друзья! Мы уже начали вас знакомить с тем, как работает на Айфааре Песенный проект и в предыдущем репортаже рассказали о его первом этапе – подборе аккордов для гитары. Но этот этап предназначен только для аккомпанемента, то есть к самому разучиванию песни он в принципе не имеет прямого отношения. А вот второй этап связан именно с правильностью воспроизведения мелодии, являющейся неотъемлемой частью песни. О нём мы и расскажем в этой статье.
Сначала давайте подумаем, как вообще пишется любая песня? Если говорить о её рождении, так сказать, с нуля, то существует два варианта. Первый вариант - композитор пишет музыку, а затем на неё поэт пишет стихи, придерживаясь уже готовой ритмики, присутствующей в любой мелодической составляющей. Второй вариант – поэт написал стихи, на которые затем композитор пишет музыку. А как рождаются Айфааровские песни? Фактически все наши песни являются кавер-версиями. Что это такое?
Кавер-версии песен – это когда уже существующие песни с готовой музыкой и словами исполняются в другом варианте. Это может быть какая-то аранжировка, то есть представление музыкальной линии песни в несколько изменённом виде. Но меняется не сама основная мелодия, а эта мелодия обрамляется чем-то дополнительным. Например, могут добавляться партии других музыкальных инструментов или, наоборот, изначальный оркестровый вариант меняется на более узкий инструментальный состав и т.д.
Ещё один вариант кавер-версии песни - это когда меняются её слова. Такое достаточно распространено, особенно когда тексты популярных иностранных песен представляются в русском варианте. В случае написания Айфааровских песен используется именно этот вариант. Причём Орис, как правило, берёт достаточно известные песни, чтобы многие люди знали музыку. Тогда песню будет легче разучивать, да и на слова будет больше обращаться внимания, потому что мелодия уже знакома.
Тем не менее, мелодию всё равно нужно учить, потому что, слушая различных исполнителей, мы не углубляемся в нюансы музыкального звучания. А вот когда нужно исполнить песню самим, здесь и приходится более внимательно подойти к материалу. Особенно, если песню нужно записать в качестве ориентира для исполнения других людей, что и является сутью Песенного проекта на Айфааре. Раньше это происходило так: прослушивался оригинал теми, кто имеет хороший музыкальный слух, разучивалась мелодия и на неё пелись слова, написанные Орисом.
Буквально ещё три месяца назад эта обязанность в Песенном проекте лежала на Ормале. Причём ей нужно было не только самой выучить новую песню, но и записать так называемый репетиционный файл для той группы, которая потом делает запись окончательного варианта песни. Именно этот вариант уже выкладывается в интернет, а также используется для ориентира на песенных медитациях на Айфааре и в Айфааровских группах в разных городах. Если учесть, что в основное рабочее время на Айфааре проводится запись группой, то можете себе представить, сколько внерабочего времени уходило у Ормалы на то, чтобы подготовить репетиционные файлы.
И это помимо того, что она постоянно проводит репетиции выступлений на субботних обедах и праздниках. А ещё же на Айфааре нужно интеллектуально развиваться, участвовать в семинарах, коллоквиумах, дежурить и т.д. Может, поэтому, неожиданно для меня самой, родился новый вариант записи репетиционных файлов, который оказался довольно комфортным для разучивания мелодии песен. Он связан с воспроизведением мелодии на фортепиано, которое одновременно сопровождается гитарой. Так получилось, что игру на фортепиано поручили мне, хотя я никогда этому не училась профессионально. Правда, три класса музыкальной школы я всё-таки закончила, но инструментом, который я выбрала сама, был баян.
Тем не менее, мы изучали сольфеджио, являющееся универсальным для игры на любом инструменте. То есть я знаю, что такое ноты, аккорды и, соответственно, по нотам могу сыграть мелодию. Но также важно то, что я могу подбирать мелодию на слух. В этом мы очень похожи со Стааллустонгом, и такие способности от рождения помогают в разучивании песен. Как же непосредственно происходит процесс записи репетиционных файлов в виде игры на фортепиано и гитаре? На это отводится один из трёх рабочих дней в неделе, установленных на Айфааре. Итак, в 9.00 мы приходим в шатёр, где нас уже ожидают музыкальные инструменты: меня – фортепиано, его – гитара.
К этому моменту у Стааллустонга уже подобраны аккорды к определённым песням, а также скачаны ноты, если, конечно, они есть. В нотах прописана мелодия и моя задача – сыграть её на фортепиано, но сыграть не аккордами, а по отдельной нотке, чтобы было чётко понятно, как петь. Немножко объясню, почему аккорды здесь не используются.
Для начала скажу, что вообще такое аккорды – это сочетание трёх и более звуков разной высоты. Причём они воспроизводятся обязательно одновременно! Вообще именно они используются, когда идёт аккомпанемент песни, потому что дают красоту в виде музыкальной гармонии различного сочетания звуков. Но выучить по ним мелодию сложно, ведь из нескольких нот, входящих в аккорд, нужно вычленить какую-то одну. Поэтому в нотах, как правило, обязательно даётся основная мелодия. Именно её мне и нужно воспроизвести на фортепиано.
Однако всё не так просто, потому что иногда при исполнении песен могут быть какие-то нюансы. Трудно сказать, почему они существуют, но их нужно учитывать, ведь мы опираемся всё-таки на оригинал песни. Поэтому, даже если есть ноты, после их разучивания обязательно идёт сверка с песенным оригиналом. Если нот нет, то просто нужно слушать песню и тут же подбирать ноты. Для этого песня замедляется до 70 или даже 50 процентов. Звук при этом, конечно, странный , но зато хорошо слышно ноты, что и требуется в нашем случае.
Когда мелодия на фортепиано сыграна и, что очень важно, запомнилась, наступает следующий этап – сочетание фортепиано с гитарой. Честно вам скажу, что для меня это самое сложное, хотя в музыкальной школе я играла в ансамбле народных инструментов, то есть какие-то навыки есть. Почему этот этап всё-таки сложный? Думаю, потому что у меня нет опыта игры на фортепиано. А здесь же нужно не просто сыграть, а чисто, без помарок, полностью сочетаясь с ритмом гитары. Для меня это очень ответственно, но потихоньку я к этому привыкаю. Правда, надеюсь, что со временем появятся профессионалы, для которых всё это просто, благодаря чему записи будут делаться гораздо быстрее. А сейчас на запись репетиционного файла одной песни уходит от 30 минут до одного часа.
Итак, мы со Стааллустонгом начинаем играть вместе. Иногда он корректирует свои аккорды, спрашивает, какой аккорд звучит лучше. Потом мы определяем тональность песни для общего исполнения. Это тот диапазон, который будет комфортен для большинства. Как правило, самой высокой при этом должна быть нота «до» первой октавы, а самой низкой – нота «соль» малой октавы. Возможно, это лишние подробности, но те, кто хотя бы как-то знает музыкальную грамоту, поймут, для чего это нужно. Ведь у каждого человека есть определённый диапазон голоса.
Например, у меня диапазон такой – от «ми» малой октавы до «ля» первой октавы. Это не значит, что ноты выше «ля» или ниже «ми» я не смогу взять, хотя многие действительно просто физически не воспроизведу. Но уже та же «до» второй октавы для меня некомфортна. Однако мы ориентируемся на большую часть людей, поэтому выбрали именно вышеуказанный диапазон. Мелодии же песен могут быть в разных диапазонах и наша задача – сыграть в комфортной тональности, при этом не изменяя мелодию! Хорошо, что сейчас для этого есть необходимые приспособления. Например, для гитары это каподастр, о котором уже упоминалось в предыдущем репортаже.
Что же касается фортепиано, то в обычном случае нужно было бы использовать другие ноты, то есть учить новое расположение клавиш. Но на Айфааре такой инструмент, у которого есть функция транспонирования. Благодаря ей лёгким движением руки и нажатием нескольких кнопочек получаем нужную тональность, а клавиши при этом не меняются. Фактически после этого мы приступаем к завершению работы с песней, то есть записи репетиционного файла. Как это происходит, вы можете посмотреть в этом небольшом видео.
Вот так рождается то, что затем слушает наша песенная группа или те, кто хочет разучить песню. Честно вам скажу, что сначала, когда мне предложили таким образом участвовать в Песенном проекте, я сомневалась, что такие записи будут хорошо помогать. Но потом, послушав отзывы ребят, поняла, что это нужное дело. Ведь теперь есть музыкальная основа в виде конкретных нот, по которой можно сверять, правильно ли запомнилась мелодия песни. Человеческий голос в этом плане более сложный ориентир. К тому же, это даёт возможность Ормале заняться другими, не менее важными, айфааровскими делами. А значит, идёт на пользу не только Песенному проекту, но и Айфаару в целом.
И ещё с недавнего времени эти репетиционные файлы теперь доступны всем на сайте аккордов и нот к Айфааровским песням http://ayfaarnotes.org/, о котором более подробно мы расскажем в наших следующих репортажах. Как и о других этапах айфааровского Песенного проекта. Так что продолжение следует…