Для того чтобы из ничего сделать что-то, нужно приложить к этому усилия. Так и в Песенном проекте на Айфааре нужно немало усилий, чтобы песни, написанные Орисом, дошли до слушателя в качественном исполнении. Именно поэтому он состоит из четырёх этапов, в каждом из которых есть свои особенности. О первом и втором этапах мы уже вам рассказали. А что же происходит на третьем?
Это непосредственно запись песни, но прежде чем её произвести, нужно выучить мелодию, а также посмотреть, как сочетаются слова, написанные Орисом, с музыкальной ритмикой. То есть фактически необходимо сделать так, чтобы слова и музыка стали одним целым. Этим и занимается наша певческая группа под руководством Ормалы. Вот они – наши певуньи с верным аккомпаниатором.
Можно сказать, что сам процесс записи также состоит из нескольких стадий. Первая – это прослушивание оригинала песни. Несмотря на то, что делаются репетиционные файлы, которые и служат музыкальным ориентиром, оригинал обязательно нужно слушать, потому что он даёт основное представление о том, какой должна быть песня. Хотя на практике мы уже убедились, что айфааровский вариант часто очень сильно отличается. Почему? Ведь мелодию мы соблюдаем практически на 100%. Но есть нюансы, о которых я напишу чуть позже.
Отличие в основном происходит из-за разного аккомпанемента. Вот представьте себе, сколько инструментов задействовано в вокально-инструментальных ансамблях. Это гитары, клавишные, ударные, а к ним могут добавляться флейта, саксофон и другие. А если певца сопровождает оркестр, там разнообразие ещё больше: духовые (труба, гобой, кларнет, валторна), струнные (скрипка, виолончель, арфа) и также клавишные, ударные (барабаны, литавры, колокольчики, ксилофон). Всё это создаёт богатую музыкальную палитру.
В нашем Проекте пока присутствует только гитара и, конечно же, это снижает богатство красок. Но мы благодарны тому, что у нас есть этот аккомпанемент и верим, что со временем в Проекте появятся и другие инструменты, а значит, люди. Как это было, например, в прошлом году, когда к нам приезжала Алгмиллириммс – профессиональный музыкант из Москвы. Она аккомпанировала на фортепиано, подключала к этому гитару, и мы услышали, как по-другому могут звучать песни. Ну а сейчас мы знаем, что гитарный аккомпанемент всегда есть и это радует.
Но вернёмся к нашему процессу записи. Итак, прошло прослушивание оригинала песни и наступает вторая стадия – разучивание мелодии. Собственно, когда звучит оригинал, мелодия уже в какой-то степени понятна, но без нюансов. Их можно услышать в репетиционном файле. Что имеется в виду под нюансами? Точность нот в мелодической линии, которые нужно воспроизвести голосом. То есть включается репетиционный файл и под него участницы певческой группы пытаются спеть слова Айфааровской песни.
Почему пытаются? Вот здесь я и вернусь к теме отличия наших песен от оригиналов. В данном случае это касается стиля исполнения. Как правило, в качестве оригиналов идут эстрадные песни, у которых есть своя специфика и заключается она не только в количестве используемых инструментов. В основном эстрада призвана веселить, развлекать, хотя, конечно, не только. Тем не менее, часто эстрадные песни не отличаются глубоким смыслом, зато в музыкальном плане подаются богато. Ведь главное, чтобы песня стала популярной и для этого не жалеют средств. Это отражается и в стиле пения, который часто идёт с рваным ритмом.
В случае же Айфааровских песен любая мелодия делается более плавной, хотя ритм всё равно соблюдается, насколько это возможно. Тем не менее, другой вариант исполнения иногда до неузнаваемости преображает песню. На это также влияет то, что в кавер-версии меняются слова. Посмотрите сами, какая иногда бывает разница. Приведу в пример первые четыре строчки из песни «Жизнеутверждающая», оригиналом для написания которой послужила песня «Акапулько» (музыка И. Крутого, слова В. Пеленягрэ):
А теперь сравните их со строчками оригинала:
По смыслу несколько отличаются . Соответственно, энергии, которые вкладываются при пении, будут разными. Думаю, что в этом и есть основное отличие Айфааровских песен – в смысле, который сразу же накладывает свой отпечаток на музыку, являющуюся только дополнением к словам. То есть у Айфааровских песен другая задача – не развлечь, а сделать так, чтобы человек, возможно, задумался о том, как нужно жить. Хотя среди них немало весёлых, поднимающих настроение, бодрящих. В любом случае они всегда настраивают человека на позитив, а значит, приводят его состояние в более гармоничное. Задача певческой группы – передать высокочастотные энергии, заложенные Орисом в словах, в процессе исполнения.
Итак, при прослушивании репетиционного файла мелодия разучивается до тонкостей. Также при этом выясняется, как новые слова ложатся на музыку. Иногда бывает, что приходится просить Ориса об изменениях, на что он быстро откликается и в ответ даёт даже несколько вариантов. Такую песню, конечно, не получается записать за один день, но большинство песен записывается сразу после разучивания. Собственно, после работы с репетиционным файлом и начинается последняя стадия – пение под гитару с последующей записью. Здесь важным моментом является то, как сливаются голоса поющих.
Фактически четыре голоса должны звучать как один, то есть все нюансы мелодии и слов воспроизводить одинаково. Это достигается только в процессе репетиций. На разные песни идёт разное количество времени для того, чтобы добиться звучания в унисон. Но результат всегда один – как только достигается нужное качество, идёт запись. На этом и заканчивается третий этап Песенного проекта, который можно было бы назвать основным. Однако дальше идёт не менее важный четвёртый этап, без которого песни просто не смогут появиться в виде конкретных аудио файлов. Но о нём в нашем следующем репортаже. А в завершение этой статьи предлагаем вам посмотреть небольшой видеоролик с фрагментами о том, как проходит разучивание и запись песни.