Что нас ждёт в медитации? Изменённое состояние сознания

Дорогой читатель, эта статья является продолжением статьи «Медитация или «выход из тела». Что со мной?». В этой статье я поделюсь своими размышлениями о том, что происходит во время медитации, как меняется система восприятия, а также, что собой представляет внутреннее пространство человека.

Введение

Размышляя о новых перспективных способах получения человеком информации из окружающего мира и анализируя свой опыт изменённых состояний сознания, я неизменно прихожу к выводу, что медитация со временем должна стать для человека полезной и важной привычкой. Она способна насытить жизнь неизведанными эмоциями и переживаниями, образами и мыслями. С одной стороны, медитация даёт возможность расслабиться, успокоить свой ум и погрузить сознание в состояние покоя и внутреннего созерцания. С другой стороны, в медитации можно достичь состояния повышенной интеллектуальности, когда можно глубоко размыслить отдельные аспекты своего существования, обдумать насущный вопрос или возникшую проблему. За счёт того, что в спокойном расслабленном состоянии человек не погружен в личные переживания, повышается возможность достичь личностно отстранённого «состояния Наблюдателя», а также активизируется интуитивное мышление. Так мы получаем более объективные ответы на свои вопросы, чем в привычном будничном состоянии. Медитация помогает человеку научиться управлять физическими и психическими состояниями, а также даёт возможность научиться контролировать и удерживать эти состояния на желаемом уровне.

Интересно, что несмотря на то, что у медитации столько плюсов и многие ею интересуются, изучают и пробуют, - мало для кого она становится привычкой. Я задумалась: «почему так происходит»? Ведь практиковать медитацию совсем несложно и доступно каждому. Может быть это происходит из-за того, что у практикующего возникает ожидание «прямой связи с Богом» или чего-то сверхъестественного? Исторически так сложилось, что практика медитации пришла в Европу с Востока и с самого начала оказалась окружена ореолом таинственности. В воображении новичка, намеревающегося заняться ею, возникают образы чего-то сверхъестественного, а мистичность восточных гуру и отсутствие привычной для европейцев логичности и системности в описании этой практики работы с сознанием лишь помогает усилить ожидание чуда. В случае, если такое ожидание не реализуется – а так чаще всего и происходит – появляется разочарование, и человек откладывает новое увлечение на потом, думая, что ещё не готов.

Именно по этим причинам ожидания новичков чаще всего не оправдываются, и после нескольких попыток их настигает разочарование. При этом большинство новичков даже не догадываются, что на Востоке никому не приходит в голову ожидать от медитации какого-то чуда. Для восточных народов медитация – это привычный элемент жизненного уклада, помогающий переключить внимание с внешней динамики на внутреннюю. И если разобраться в процессах, происходящих во время медитации в сознании человека, то станет понятно, что она никогда не для кого не проходит зря. Главная задача медитации – перенастроить систему восприятия и взглянуть на всё по-новому. И не важно, как новая информация будет воспринята, – можно видеть живописные образы и переживать яркие ощущения, а в другой ситуации придёт только одна мысль, но какая!

Именно в таких размышлениях и попытках систематизировать свой опыт у меня появилась классификация достигаемых в медитации изменённых состояний сознания по степени осознанности и глубине погружения. Но прежде чем перейти к классификации, давайте разберёмся с самой техникой медитации и состояниями сознания и постараемся ответить на вопросы: «что такое медитация – это техника или особое состояние» и «отличается ли изменённое состояние сознание от медитативного»?

Часть 1. Медитация и изменённое состояние сознания

Люди часто говорят, что они медитируют, подразумевая, что они пользуются определённой техникой (различные практики, психические упражнения). Например, человек может медитировать каждый день перед сном, чтобы расслабиться после трудового дня. Но расслабиться можно и с помощью массажа. Может ли массаж быть одной из техник медитаций? В какой-то степени да, если рассматривать массаж, как метод достижение глубокого расслабление. Но по своей сути медитация и массаж принципиально различны. Медитация – это не просто техника, а процесс достижения определённого психического состояния (углублённое размышление, внутреннее сосредоточение и т.д.). В то время как массаж - это не более чем воздействие на тело.

В моих представлениях общая картина о медитации складывается такая. Медитация – это практика, которая включает в себя три последовательных этапа: процесс вхождения (погружения), само медитативное состояние и процесс выхода из медитации. Процесс вхождения в медитацию происходит с помощью различных техник, в основном направленных на расслабление и торможение психических процессов с помощью концентрации внимания на одном объекте. Это позволяет минимизировать активность ментально-психической деятельности, отрешиться от внешних раздражителей и перейти в медитативное состояние, непохожее на обычное состояние восприятия действительности. Возвращение в привычное состояние сознания происходит через активизацию системы восприятия тела. Также выход из медитации может происходить через погружение в сон с последующим пробуждением.

Отвечая на поставленный выше вопрос: «что такое медитация – это техника или особое состояние?», я могу с уверенностью сказать, что медитация – это и техника, и состояние! И всё же в большей степени медитация привлекает к себе внимание как особое психическое состояние: погружённость внутрь себя, в свой индивидуальный мир. Это особое состояние и есть изменённое состояние сознания (ИСС), которое отличается от привычного нам будничного восприятия окружающего мира.

Каждый день мы просыпаемся, чтобы жить активной жизнью, работать, творить, общаться с другими людьми и т.д. Вся наша активность направлена на контроль и взаимодействие с внешним миром. В медитации же наоборот человек глубоко погружён в себя и отстранён от происходящего снаружи. Самая яркая разница между привычным и изменённым состояниями заключается в том, что в первом случае мы воспринимаем в большей степени внешний мир, а во втором – погружаемся в свой внутренний. Далее мы рассмотрим ИСС с позиции того, как меняется наша система восприятия, а также отличие ИСС по степени осознанности и глубине погружения.

Хочу обратить ваше внимание, что любое медитативное состояние – это осознанное изменённое состояние сознания, которое достигается через практику медитации. Медитативные техники помогают в достижении изменённого состояния сознания, при этом в ИСС можно попасть не только с помощью таких техник!

У меня для вас хорошая новость! Изменённое состояние сознания – это не какое-то загадочное состояние, а очень даже привычное для нашего сознания. Мы попадаем в него каждый день, вернее каждый вечер. Думаю, вы уже догадались, что речь идёт о сне. Сон – это неосознанное изменённое состояние сознания, которое реализуется через бессознательное погружение и бессознательное «путешествие» по своему внутреннему миру и которое принципиально отличается от медитации, во время которой медитирующий действует целенаправленно и осознанно.

Сон отнесён мною к категории неосознанного ИСС, так как это - яркий пример изменения нашей системы восприятия, когда мы глубоко погружаемся во внутренний мир, при этом полностью отключаемся от ощущений, привязанных к биологическому телу. Можно сказать, что сон и бодрствование – это противоположные состояния ментально-психической деятельности человека. Бодрствование характеризуется высоким уровнем активности мозга, что даёт возможность динамичной и энергичной работы психики при взаимодействии с внешним миром, а сон, наоборот, является процессом пребывания в состоянии с пониженной реакцией на окружающий мир и минимальным уровнем мозговой деятельности. Но между сном и бодрствованием есть ещё одно важное переходное состояние – просоночное. Это промежуточная фаза, которую мы проходим каждый раз, погружаясь в свои сновидения. В этом состоянии активность мозга ещё повышена, а восприятие внешнего уже понижено. Условно можно сказать что, тело уже спит, а сознание ещё бодрствует. Именно в этом, просоночном, состоянии начинают всплывать различные образы, возникают разнообразные ощущения и эмоции, уводя наше внимание за собой, а после наступает глубокий сон. 

Так вот! Ключик к переходу в осознанное ИСС находится именно в этой пограничной фазе. Вопрос только в том, сможет ли человек её уловить и удержаться в просоночном состоянии? Если да, то можно с уверенностью сказать, что ему удастся попасть в медитативное состояние. Но при отсутствии опыта, начиная медитировать, мы часто засыпаем, достигая сильного расслабления. Это происходит по причине отсутствия наработанного навыка, позволяющего удержаться в просоночном состоянии.

Но и это ещё не всё! Скажу больше: состояние нашей системы восприятия может меняться не только в медитации или во время сна, но также и в течение дня, когда мы бодрствуем и физически активны. Когда мы мечтаем, воображаем или планируем, то часто так глубоко уходим в свои размышления и переживания, что забываем об окружающей действительности. В таком состоянии человек может находиться достаточно продолжительное время, пока кто-то или что-то не отвлечёт его от глубоких мыслей. Такой процесс погружения в свои мечты и фантазии можно вполне сравнить с медитативным состоянием. Мечтатель, так же, как и медитирующий, глубоко уходит в свои внутренние образы, при этом понижается уровень восприятия окружающего мира. Его уже не волнует, что происходит снаружи, он увлечён своим новым, собственно созданным, миром.

Восприятие и познание внешнего и внутреннего миров происходит постоянно и одновременно, различие заключается только в том, на какую чашу весов мы кладём свой интерес. Либо мы активно взаимодействуем с внешними объектами, либо уходим в себя, глубоко задумываясь над чем-то. Каждый день по множеству раз, сами того не замечая, мы меняем обычное состояние на изменённое, не задумываясь. Единственное, пока не все люди научились осознавать эти переходы и целенаправленно управлять своими состояниями. Хотя это не сложно – необходимо просто иметь сильное желание познать себя в этом и найти подходящий способ вхождения. Каждому нужно экспериментировать, пробовать и всё получится! Практика медитации нам в этом поможет.

Подводя небольшой итог, хочу ещё раз обратить внимание на то, что изменённое состояние сознания, в котором открываются новые грани самопознания, – это не что-то запредельное и доступное только избранным и просветлённым. Оно доступно каждому, и наша цель – развивать навык его достижения и научиться погружаться осознанно и в любое время. Как мышцы накачиваются во время постоянной физической тренировки, так и уровень осознанности и устойчивости в изменённом состоянии сознания нарабатывается при каждодневной практике медитации.

Часть 2. Информационное пространство самосознания

Цель любой медитации – это достижение изменённого состояния сознания для погружения в себя и переключения восприятия на внутренний мир. Но что это за таинственный мир? Что есть у нас внутри такого, чего не найдёшь снаружи?

До того момента, пока у меня не начались «выходы из тела», о иных мирах я особо не задумывалась. Мне было всё равно, существуют они или не существуют. Но всё изменилось после того, как начались мои «новые путешествия»! Появилось множество вопросов о том, в какие же миры я проникла. Удовлетворяющий меня ответ нашла далеко не сразу. Информация была порой противоречива и часто не совпадала с моими личными ощущениями, переживаниями и образами. Одним из таких противоречий между моим собственным опытом и знаниями, почерпнутыми из книг и от окружающих людей, было в том, что «астральный мир» - опасен! Так получилось, что поначалу мне говорили о том, что практиковать «астральные выходы» без учителя нельзя, можно застрять в «низком астрале» и не вернуться. Конечно, по своей неопытности, я поверила в подобные «страшилки», и мне было страшновато! Но полученный личный опыт показал обратное, чтобы со мной не происходило, я всегда возвращалась из «астрального мира».

Шаг за шагом изучая свой новый мир, мне удалось понять, что он трансформируется под мои интересы и переживания, и что здесь есть возможности пережить то, что в реальном мире прочувствовать невозможно. Например, свободный полёт тела над землёй. Удивляло и то, что тактильные ощущения объектов были очень даже реальными. Моё восприятие, эмоции и ощущения были очень схожи с проявлениями в реальности, а порою даже более яркие и насыщенные. Поэтому временами другой мир мне казался более реальным, чем этот.

Тогда же я стала раздумывать о происхождении этого удивительного мира, в котором можно летать, лёгким движением мысли менять обстановку и совершать прочие замечательные вещи. Потусторонним (в который люди якобы попадают после смерти) этот мир я тоже назвать не могла, ибо не встречали меня там ни умершие родственники, ни ангелы, ни сам Бог J. В общем, не было ощущения, что спонтанно возникший процесс осознания себя в другом мире – это что-то особенное. Мне казалось это достаточно естественным явлением. В итоге я сама для себя определила, что это - мир сновидений. Многие в моём окружении ставили под сомнение мои предположения о том, что у меня появился «пропуск» в другие миры и уверяли меня, что это скорее всего сон, объясняя всё происходящее моей впечатлительностью и богатством воображения.

Когда я впервые познакомилась с ииссиидиологией, меня заинтересовало описание информационного пространства, как основы проявления нашей реальности. Затем постепенно ко мне начало приходить понимание того, что собой представляют иные миры и внутреннее пространство человека. Стало понятно, что сознание человека способно как бы «переключаться» между различными режимами функционирования и связываться с различными частями информационного пространства самосознания. Хотя в ииссиидиологии много достаточно абстрактной и недоказуемой информации, но именно с её помощью я смогла найти удовлетворяющие меня ответы на множество вопросов.

На первый взгляд может показаться, что это знание – выдумка, некая фантазия автора. Однако, когда начинаешь углубляться, то понимаешь, что подробно описанные структуры, механизмы, принципы и законы настолько увязаны друг с другом, что выдумать такое просто невозможно. Представленная в ииссиидиологии информация об устройстве мироздания и сознании человека помогает мне научиться прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между объектами, событиями и явлениями, что меняет мои взгляды на жизнь. Новые представления об информационном пространстве самосознания расставили точки над «i» в моих представлениях о законах и принципах нашего существования.

Давайте немного разберёмся с понятием «информационное пространство». Всё, что проявлено в этом мире, в том числе и мы – люди, имеет информационную суть, которая первична по своему происхождению. В ииссиидиологии говорится о том, что абсолютно всё – это Информация, которая существовала изначально и которая является основой для проявления Всего. Информация – это информационный базис для рождения всего вселенского Творения, частью которого являемся и мы с вами. Если вы захотите разобраться в вопросах эволюции Информации и понять, каковы Принципы и Законы её проявления, вы можете познакомиться с этой информацией на оригинальном сайте по ииссиидиологии http://ayfaar.org, или с помощью одной из популярных статей на сайте http://miciar.ru.

Так вот, информационное пространство любого сознания – это часть глобального информационного базиса мироздания, в котором есть полная информация обо всех процессах во всех временных периодах (и прошлом и будущем). Такой базис можно условно сравнить с бесконечно большой библиотекой, в которой хранятся книги всевозможных тематик. Множество сознаний приходит в библиотеку и изучает заинтересовавшую книгу, погружаясь в образы и представления, описанные в ней. Так и мы каждое мгновение своей жизни, проявляем интерес к какой-то «книге», листая страницу за страницей, и материализуем эти образы в окружающем мире через конкретные формы и объекты, и взаимодействуем с ними для получения опыта психоментальных переживаний.

Или представьте, что существует глобальная энциклопедия, наподобие Википедии, где есть множество файлов, в которых заложена суть и значение абсолютно всего. Получая доступ к информационному файлу такой энциклопедии, мы сразу получаем широкий информационный ответ «что, где, зачем и как». При этом один доступ к одному и тому же файлу могут получать самые разные сознания, от букашек до планет, и в зависимости от типа обращающегося сознания возможны разные интерпретации его смысла. Так, например, по материалам Википедии, слово «Дом» имеет множество значений. Наиболее распространённые значения следующие: «Дом — жилище для человека» или «Дом — павильон для животных в зоопарке». Также есть менее привычные значения: «Дом — астрологический термин», «Дом — в значении династия», «Дом (гора) — самая высокая вершина массива Мишабель в Пеннинских Альпах на юге Швейцарии» и другие. И если мы заинтересуемся значением «дома», как «жилища», то ещё в описании получим множество дополнительных перекрёстных ссылок на значение других слов, например, кто живёт в жилище: «люди» и «животные», или материалы для изготовления: «дерево», «камень», «бетон» и т.д. (Жилище — сооружение, место, в котором обитают люди или животные.  Внешний вид, материал для стен и внутреннее строение жилищ весьма разнообразны: материалом может быть дерево, брезент, камень, бетон, земля, кирпич, сталь, и даже стекло, кость или снег).) Так и любое живое создание получает информацию о чём-либо и насыщает своё жизнетворчество через подобные файлы или фрагменты Информации.

Жизнь каждого существа обеспечена содержимым огромного множества разнообразных информационных файлов (фрагментов). Они определяют конфигурацию сознания любой формы: человека, животного, растения, минерала, бактерии, планеты и т.д. Так, сознание каждого человека имеет неповторимую конфигурацию за счёт уникально комбинированных информационных фрагментов, которые несут в себе информацию о том, какая должна быть форма и какие интересы в неё заложены – это своего рода многозадачные программы, необходимые для получения определённого опыта. Так определяется психоментальная составляющая личности, желания и возможности для её жизненного творчества, а также соответствующие условия окружающей действительности. Вся эта информация находится в общем информационном пространстве мироздания, к которому у каждой личности есть свой уникальный механизм доступа. В зависимости от степени и уровня развития сознания личности она может получать доступ к большей или меньшей части общего информационного пространства. Такая личностная часть общего пространства в ииссиидиологии называется «индивидуальное информационное пространство».

Индивидуальное информационное пространство самосознания – это огромная база данных, где хранится вся информация не только о его текущей жизни, но и о других, так называемых «одновременно-параллельных воплощениях». Каждый из нас, будучи проявлен в биологической форме, может осознавать лишь малую её часть. Это происходит из-за специфики наших биологических форм, которые «привязаны» к определённым параметрам пространства и времени, и в системе восприятия которых может существовать только один, текущий, временной поток. Всё бесконечное множество других «параллельных» временных потоков в привычном состоянии сознания остаётся для нас не доступно! Таким образом, получается, что каждый из нас ограничен особенностями своей индивидуальной биологической системы восприятия, которую мы резонационно (то есть в соответствии со своими внутренними интересам) выбрали для получения специфического опыта в соответствующих сценариях мироздания.

Всё, что мы видим вокруг себя, является отражением специфики функционирования нашего сознания и несёт строго определённый информационный смысл. Можно сказать, что каждая форма сознания (любое существо) организована исключительно на основе всей совокупности своих интересов и обладает своим уникальным направлением развития. Развитие сознания происходит путём фокусного перепроецирования из одной своей формы в другую, обладающую большим опытом (более универсальным информационным наполнением). Шаги такого фокусного перепроецирования могут быть как очень и очень маленькие – бездумное существование, так и весьма существенные - в случае, если человек предпринимает мощные усилия по работе над собой и интенсивно ищет ответы на экзистенциональные вопросы.

Как я уже говорила, у любого существа (атома, клетки, человека или Вселенной) есть индивидуальное информационное пространство, которое является частью универсального информационного базиса всего Творения. Постепенно расширяя границы своего информационного пространства за счёт целенаправленного развития сознания, каждому существу становится доступна всё большая и большая часть общей информации, а значит и больше возможностей для жизненного творчества. Нас с вами интересуют возможности развития сознания человеческого типа, поэтому далее будем говорить именно о человеческих возможностях.

Специфика устройства нашего биологического тела такова, что в нём интегрировано огромное количество сознательных биологических элементов, имеющих общий универсальный характер. Так, например, наши клетки мышц, клетки жировой ткани, клетки эпителия и многие другие имеют очень много общего с аналогичными клетками других живых существ – собак, свиней, дельфинов, обезьян. Минеральные соединения, входящие в структуру нашего организма, также имеют общую информационную основу с минеральным царством (соли, металлы, оксиды, кислоты…). Таким образом, отдельные элементы наших конфигураций сознания имеют нечто общее как с животным, так и с растительным и минеральным царствами. Эти общие сознательные элементы служат мощным объединяющим фактором, обеспечивающим всем этим существам доступ к одной и той же Информации. Вследствие этого мы все оказываемся неразрывно связаны как на уровне органов и клеток, так и на микроскопическом уровне – атомов и молекул.

Когда мы говорим об обычном состоянии сознания человека, то подразумеваем, что оно осуществляется с помощью привычной системы восприятия – пяти базовых органов чувств. Именно эти пять биологических источников информации обеспечивают нам очень плотный и неразрывный контакт с текущей структурой пространства-времени. Обработка информации, поступающей от этих органов непрерывно пополняет копилку нашего опыта и расширяет границы нашего индивидуального информационного пространства. Но, кроме привычной нам системы восприятия, наше сознание оказывается способно получать информацию непосредственно из общего информационного пространства мироздания. Достаточно научиться отключать привычную систему восприятия, переводя тем самым сознание в специфическое изменённое состояние, и мы оказываемся способны существенно расширить границы бытия. В особых изменённых состояниях мозг способен настраиваться на информационное содержимое других временных потоков и других типов сознаний. В таких состояниях мы способны воспринимать не только «другие» свои сценарии жизни, но и частично получать опыт существования других форм жизни (тех, что имеют с нами общую биологическую часть). Именно эти состояния я называю «погружение во внутренний мир», и по моим ощущениям степень такого погружения может быть разной, в зависимости от степени разотождествления со своей биологической формой.

Таким образом, процесс доступа к индивидуальному информационному пространству самосознания может быть как целенаправленным и сознательным, например, при использовании медитативных практик или в моменты бодрствования, так и бессознательным, как это происходит во время сна. В любом случае наше сознание неразрывно связано со своим информационным пространством, и только мы сами выбираем каким способом воспользоваться для доступа к той или иной части хранящегося в нём опыта. В моменты бодрствования мы ограничены психоментальными шаблонами нашей системы восприятия, и никак не способны увидеть «зелёное небо» или «синее солнце». При этом наш фокус внимания чётко контролируется нашими намерениями, а ощущения – окружающей действительностью. В медитативных состояниях мы способны существенно расширить границы своего восприятия за счёт частичного отключения органов чувств и подключения механизмов воображения, моделирования или сценарного сканирования. Управление фокусом внимания осуществляется гораздо более гибко, а виртуальная реальность, формируемая раскрепощённым мозгом, предоставляет огромные возможности. В состоянии сна мы также существенно расширяем границы нашего восприятия - мы способны наблюдать любые метаморфозы нашего сознания, но при этом наш фокус внимания претерпевает хаотические бессознательные флуктуации.

Итог

В изменённом состоянии сознания человек воспринимает индивидуальное информационное пространство специфическим образом. Если ИСС обусловлено медитацией, то человек оказывается способен ослабить влияние привычных органов чувств на своё сознание, и получает возможность «расширенного доступа» к своему индивидуальному информационному пространству. Информационное пространство лишено фактора времени, поэтому сознание медитирующего способно манипулировать информацией любого из доступных ему временных потоков – настоящего, прошлого или будущего. Медитативное состояние сознания позволяет очень гибко совмещать различные фрагменты жизненного опыта, и тем самым даёт возможность, например, сформировать мечту и моментально её воплотить, или перенестись в любую точку пространства, или погрузиться в воспоминания давно минувших дней. Специфика медитативного состояния даёт возможность ощутить безграничность информационного пространства мироздания! Там есть все ответы на любые вопросы и доступ к всевозможному жизненному творчеству! Вопрос только в том, научились ли мы осознанно управлять этой системой, или вынуждены пребывать в ограниченных нашей биологией инерционных условиях существования. Важно помнить, что возможности нашего сознания доступны всем! Необходимо просто сделать первые шаги в направлении освоения и управления доступом в индивидуальное информационное пространство. И в этом нам поможет практика медитаций.

В следующей статье мы поговорим об основных этапах медитаций и рассмотрим типы изменённого состояния сознания.

(продолжение следует…)
Просмотров: 1927