Эволюционная роль честности в жизни человека

Данная работа посвящена вопросу эволюционной роли честности для роста и развития человека.  Рассматриваются как причины, препятствующие проявлению честности в повседневной жизни людей, так и её влияние на разные сферы нашей жизни. Вопрос рассматривается с медицинской, философской, психологической и эволюционной (с позиций ииссиидиологии) точек зрения. В заключение даются на рассмотрения некоторые пути раскрытия у человека честности перед собой и большего проявления её в жизни.

администрация сайта: данная статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с мнением и представлениями автора Ииссиидиологии

1. Понятие честности

Так или иначе, каждый из нас задается вопросами о честности, будь то в учебе, в личных отношениях, в работе или другой деятельности. Честность затрагивает все сферы нашей жизни и непосредственным образом влияет на неё.

В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. дается определение слова «честный» как «проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный». Также понятие честности во многом перекликается с правдивостью, например: «Честное слово - уверение в искренности, правдивости чего-нибудь». «Правдивый» – значит «содержащий, выражающий правду», «правда» же, в свою очередь, – это «1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. 2. Справедливость, честность, правое дело» (1).

При этом наверняка каждый в жизни не раз встречал противоположные понятия: ложь людей как себе самим, так и другим, сокрытие правды, искажение того, что существует в действительности. С одной стороны, существует ряд «камней преткновения» для проявления честности: как внутренних, психологических, так и разнообразных общественных явлений. С другой же стороны, я думаю, что в жизни современного человека зачастую проявляется много нечестности потому, что весьма недооценивается степень её влияния на развитие нашей жизни. В частности, для меня важность честности в жизни значительно выросла после большего понимания того, как она влияет на эволюционное развитие человека, на скорость его личной эволюции, чем я рада поделиться в своей работе.

В частности, я поделюсь своими размышлениями, почему нечестность и закрытость –большие тормозы прогресса для человека и его движения вперёд по пути в наиболее благоприятствующем ему направлении развития. Также замечала, что многие люди, даже желая быть честными с собой, не всегда знают, как к этому прийти. Подробнее все эти вопросы рассматриваются в данной работе, начиная с того, что препятствует честности и что позволяет ей влиять на нашу жизнь, и заканчивая тем, что же всё-таки делать, чтобы стать честным.

2. Что препятствует честности, её влияние на жизнь человека, как обрести честность

2.1. Камни преткновения на пути к честности

2.1.1. Эго – первый и главный камень преткновения

Во множестве ситуаций человеку мешают честно взглянуть на себя такие внутренние качества, как высокомерие, завышенное самомнение, легко уязвимое честолюбие — это самые первые и главные камни преткновения, мешающие человеку честно взглянуть на себя. Часто именно они не позволяют нам признаться хотя бы самим себе в собственной некомпетентности, невежественности, несовершенстве и предпринять какие-то действия, чтобы восполнить подобные пробелы в знаниях или навыках и действительно улучшить свою жизнь.

2.1.2. Запрещение знать

Ряд социальных и психологических явлений современного общества поддерживает самообман и затрудняет возможность человеку быть честным с собой. Например, самообману способствуют отказ от ответственности, цензура, оценочные суждения, психологические проекции[1], моралистские суждения и многие другие общественные проявления. Неглубокое знание своей психики и неосознанность также не дают человеку правдивее взглянуть на себя.

Интересно описывает глобальный самообман теоретик и практик гештальт-метода Джон Энрайт в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» (2). Автор пишет о наличии запрещения знать то, что человек знает. Это запрещение заключается в том, что человек учится не пользоваться тем знанием, которое у него есть в результате массы социальных запретов, запретов на использование внешних чувств, запретов чувствовать то, что человек чувствует и знать то, что он знает. Джон Энрайт говорит о наличии множества способов, посредством которых человек запрещает себе знать и чувствовать.

2.1.3. Вторичные выгоды

«Вторичная выгода» – это широко применяемое в психологии понятие, которое объясняет наличие и проявление тех интересов, которые сознательно подавляются. Ввел и определил это понятие психиатр и невролог З. Фрейд как «сбережение психических усилий, наиболее приемлемое в экономическом смысле разрешение ситуаций, где имеет место психический конфликт» (3). Вторичная выгода - это потребность человека, которая является значимой, но достигается попутно в процессе удовлетворения иных его намерений. Например, при покупке машины позитивными намерениями человека могут быть скорость передвижения, удобство и надёжность, при этом потребность подчеркнуть свой социальный статус может быть вторичной выгодой. Когда вторичная выгода противоречит позитивным (согласующимися с ценностями, морально-нравственными нормами и представлениями человека) намерениям человека, она может вытесняться за пределы его сознания в область бессознательного и не признаваться человеком, но продолжать руководить его поступками исподволь. Неосознаваемые вторичные выгоды зачастую служат причиной непонимания человеком сути происходящих с ним событий и мотивов его поведения, и становятся серьезным ступором к изменениям. Например, вторичными выгодами болезней (или причиной долгого отсутствия выздоровления) часто служат забота и внимание близких или материальные вознаграждения в виде страховок, больничных. Нежелание отказаться от вторичных выгод может значительно затруднить и замедлить процесс выздоровления.

2.1.4. Отказ от ответственности

Самообман также может происходить по причине нежелания человека брать на себя ответственность за свои поступки и выборы (или их отсутствие). Автор книги «Язык жизни. Ненасильственное общение» (4) Маршалл Розенберг рассматривает отказ от ответственности как один из видов «жизнеотчуждающего общения».

Ссылаясь на книгу «Эйхман в Иерусалиме» Ханны Арендт, Розенберг упоминает в «Языке жизни» пример крайней степени отказа от ответственности на заседании суда над военными преступниками. Описывается наличие у подчинённых офицера-нациста специального языка («официальный язык» или «бюрократическая речь») для отказа от ответственности за свои поступки: «Например, когда их спрашивали, почему они делали то или другое, они отвечали: «мне пришлось это сделать». Если же следовал вопрос: почему «им пришлось», то ответ звучал: «приказ начальства», «такова политика организации» или «таков закон»».

Маршалл Розенберг пишет об отказе от личной ответственности, когда человек приписывает причину своих действий:

  • безличной, неявной силе: «Я убрал, потому что так было надо»;
  • состоянию, диагнозу: «Я пью, потому что я - алкоголик»;
  • действиям других: «Я ударил ребенка, потому что он выбежал на улицу»;
  • диктату, требованиям вышестоящих: «Я лгал пациенту, потому что босс мне приказал»;
  • давлению группы: «Я начал курить, потому что все мои друзья курят»;
  • политике, правилам, инструкциям: «Я должен Вас уволить, потому что такая политика школы»;
  • нормам поведения: «Я не хочу работать, но делаю это, потому что я – отец и муж»;
  • неуправляемым побуждениям: «Желание съесть шоколадку было сильнее меня».

Взять на себя ответственность позволит замена выражений, подразумевающих отсутствие выбора, на те, которые подтверждают выбор: «Я делаю этот выбор, потому что… (имеется моя собственная потребность)». Тема ответственности широко раскрывается в книге Роджера Мартина «Вирус Ответственности» (см. список рекомендованной литературы в конце).

2.2. Влияние честности на жизнь человека

2.2.1. Достижение целей

Нечестность с собой может стать мощным тормозом в продвижении к цели. При отсутствии правдивости в оценках своих возможностей и реальных наработок, достижений, человек фокусируется на иллюзорных и надуманных ожиданиях, несмотря на реальное отсутствие нужных ему механизмов и возможностей. Тогда, как пишет Орис О.В., автор цикла книг «Ииссиидиология» (5): «обычно – в самый неподходящий момент придуманной вами Жизни – все ваши мечты и планы на благоприятное «будущее» могут обрушиться как карточный домик под несокрушимой мощью объективных обстоятельств … Поэтому в начале определения и детального планирования вашего Пути к Цели вам надо бескомпромиссно, беспристрастно и без малейшего преувеличения (а это именно тот случай, когда лучше недооценить что-то в себе, чем придумать то, чего нет, поскольку воспользоваться этим практически будет нельзя) проанализировать и реально оценить все свои качества, возможности и перспективы» (6).

Честность подобна лучу света фонарика в тёмном помещении. Чем более яркий свет, тем большее пространство вокруг он способен осветить и тем больше создает возможностей для правильного и быстрого перемещения к выходу. Таким образом, чем честнее и правдивее человек способен оценить себя и обстоятельства своей жизни, тем более и более качественные варианты сценариев жизни становятся ему доступными.

2.2.2. Целостность и полнота жизни

Нечестность ограничивает способности человека полно и глубоко переживать жизнь, будь то горе или радость и счастье. Выдавая желаемое за действительное, человек порождает сомнения в себе. Притворяясь и лицемеря, мы глубоко внутри всё равно знаем правду и боимся её раскрытия. При этом теряется ясность понимания себя и жизни, самооценка начинает базироваться на субъективных показателях, мнениях и оценках других людей. Так человек ставит своё счастье и свободу в зависимость от внешних, зыбких и изменчивых обстоятельств и мнений. С другой стороны, закрываясь от того, какой он есть на самом деле, человек закрывается не только от «плохого» в себе, но и «хорошего», всего того светлого и доброго, что у него есть.

Профессор-исследователь Хьюстонского университета Брен Браун, изучающая межличностные отношения, в своих лекциях и книге «Сила уязвимости» пришла к выводу, что невозможно избирательно подавлять эмоции (подробнее тема раскрыта в её одноименной книге): «Нельзя сказать, вот это для меня плохо. Вот уязвимость, вот горе, вот стыд, вот страх, вот разочарование, я не хочу это чувствовать. Я возьму пару бутылок пива и банановое пирожное с орешками. Я не хочу чувствовать это. …Нельзя подавлять эти тяжелые чувства, не подавляя впоследствии другие эмоции. Их невозможно заглушать избирательно. Итак, когда мы их подавляем, мы подавляем радость, подавляем благодарность, подавляем счастье. И тогда мы несчастны, и мы ищем цель и смысл, и мы чувствуем себя уязвимыми, и тогда мы берем пару бутылок пива и банановое пирожное с орешками» (7), (8).

Таким образом, при подавлении того, что мы не хотим в себе видеть, возникает закрытость и к любви к себе, к приятию себя. Всё это ограничивает способность любить и принимать других людей. «Невозможно испытывать сострадание к остальным людям, если мы не можем относиться по-доброму к себе», - как утверждает Браун (7).

Я действительно заметила, что когда человек открывается себе тому, какой он есть сейчас, искренне и честно признает свои недостатки, то он открывается и хорошему в себе. Так обретается целостность и гармония личности, понимание – что в человеке, как и во всём в мире, «добро» неотделимо от «зла», потому что одно невозможно без другого, всё «плохое» в нём является неотъемлемой частью его же «хорошего». Не зря в русском языке слово «честность» происходит от славянского слова «целостный».

Получая какой-то определённый жизненный опыт, мы остаемся неопытными в других областях, которым не уделяем внимание. Иначе выражаясь, наличие каких-то положительных качеств или наработок неизбежно сопровождается отсутствием этих наработок в других сферах жизни (в которых человек не выбрал активно развиваться). Отсутствие чего-то одного в человеке дало возможность проявиться тому прекрасному в нём, что есть сейчас. За каждым субъективным «недостатком», «неопытностью», нехваткой чего-то стоит глубинный эволюционный смыл, огромная польза и ценность. Учась принимать себя такого, каким он есть, познавая себя глубоко и честно, человек может намного лучше принимать и понимать других людей. Находясь в гармонии с самим собой – признавая с благодарностью и честно то, что есть на данный момент в его окружающей действительности, – человек способен воспринимать жизнь целостно, принимая и «хорошее» и «плохое» в себе и в других. Тогда нет смысла сопротивляться судьбе, бороться, занижать или возвышать себя по отношению к другим; тогда пропадает желание изменять других или их отношение к себе. Человек становится ближе к состоянию приятия и благодарности жизни за то, что она такая, какая она есть, и к видению блага во всём, что происходит. При этом человек остается активным творцом своей жизни, способным менять жизненные обстоятельства в соответствии со своими ценностями, представлениями и целями.

2.2.3. Скорость эволюции

Каково же влияние нечестности и её последствий на жизнь глобально? Глубже этот вопрос мне раскрылся после знакомства с ииссиидиологией. Во многом личные выводы и рассуждения данной работы основаны на изученной информации цикла книг «Ииссиидиология» и пережитом опыте в процессе её освоения и применения. Ииссиидиология – это знание, которое является совокупностью новейших прогрессивных высокоинтеллектуальных и нравственно-моральных представлений об окружающей действительности, природе человека (его самосознании) и о динамике становления общества (5).

Я не раз наблюдала за тем, как нечестность идёт рука об руку с закрытостью: человек закрывается как от себя, так и от жизни в целом. Со временем я всё больше и больше вижу, что нечестность и закрытость - это большие тормозы прогресса для человека и его движения вперёд по пути в наиболее благоприятствующем для него направлении развития, о котором я буду упоминать ниже в данной главе. Рассмотрим подробнее, почему же нечестность и закрытость тормозят эволюцию как отдельного человека, так и всего человечества как вида.

Согласно ииссиидиологии, эволюция – это очень многогранное и сложное понятие, в целом отражающее непрерывное самосовершенствование, выход из более «примитивных» (упрощённых) состояний, кажущихся хаотичными, во всё более и более упорядоченную жизненную деятельность (9).

Синтез (иисс.) представлений (мыслей, чувств и переживаний)это основа всех эволюционных процессов (10). Синтез – это качественное преобразование жизненного потока, приобретение нового опыта, эволюционирование с целью гармонизации, уравновешивания «текущих» состояний. Таким образом, основой эволюции является непрерывное совершенствование представлений, повышение степени их сложности, качественности, глубины. Каждое представление можно рассматривать как набор энергетически-информационных взаимосвязей. Скорость формирования этих взаимосвязей отражает скорость протекания синтетического процесса (иисс.), скорость наработки опыта.

Каким же образом честность и открытость влияют на скорость приобретения нами опыта и на качество этого опыта, т.е. на скорость и качество нашей личной эволюции? Закрытость блокирует поступления новой информации и новых возможностей в нашу жизнь. Нечестность, в свою очередь, не дает объективно воспринять и усвоить имеющуюся информацию, в том числе не дает принять наиболее мудрые решения. Почему я так считаю? Нечестность вносит искажение в восприятие информации, скрывая её отдельные стороны и грани от нашего понимания. В результате вместо целостной картины человек способен увидеть только отдельные фрагменты. Вырванная из целостного контекста информация либо существенно теряет свой изначальный смысл, либо же может быть в корне иначе интерпретирована и понята, искажена. В итоге человек лишает себя возможности рассмотреть информацию наиболее полно, в том числе учитывая не только кратковременную выгоду, но и долгосрочную перспективу.

Самый простой пример тому – казалось бы невинная ложь в детстве. Недавно за обедом с коллегой зашел разговор о зубных коронках: почему и у него, и у меня в достаточно молодом возрасте уже стоят коронки. Он поделился, что принимай он решения сейчас, коронок бы у него не было. В детстве, когда мама спрашивала, почистил ли он зубы, он обманывал и отвечал «да», не думая о последствиях, чтобы получить краткосрочную текущую выгоду, например, поиграть на 5 минут дольше вместо того, чтобы чистить зубы. Последняя его фраза на данную тему мне очень запомнилась: «ложь всегда выгодна только в краткосрочной перспективе, но никогда – в долгосрочной». Нечестность же в зрелом же возрасте может иметь гораздо более ощутимые последствия, чем необходимость ставить коронки. Принимая те или иные решения, мы входим в соответствующий жизненный сценарий, который может на года привязать нас к определённым обстоятельствам жизни (например, получение определённого образования, рождение ребенка, переезд в другой город или страну).

Также в результате нечестности новые данные и опыт плохо усваиваются, потому что их просто некуда вместить: сознание занято не обработанной, не разложенной по полочкам предыдущей информацией. В результате закрытости и нечестности с собой происходит замедление и занижение качественности процессов получения опыта и осознавания – того, в чем заключается суть развития живого существа.

Следовательно, закрываясь от себя настоящего, от своих истинных интересов, желаний и потребностей мы существенно ограничиваем свои возможности изменений, роста и развития. Образно говоря, мы начинаем смотреть на портрет и пытаться исправить его, вместо изменения оригинала. Напротив, честность с собой – это открытость новой информации, а значит, и ускорение процесса получения опыта; чем быстрее и качественнее происходит энергетически-информационный обмен с окружающим миром, тем быстрее и лучше усваивается опыт. Поэтому открытость к обмену и взаимодействию с разными людьми, к разным видам деятельности тоже способна ускорить эволюцию человека. Всю недостающую для дальнейшего роста информацию невозможно получить только от одного человека или занимаясь постоянно только одним и тем же делом, т.е. непрерывно находясь в «зоне комфорта». Конечно же, чем более мудрой будет такая открытость, тем лучше будут результаты для человека. О некоторых особенностях, которые важно учитывать при открытости и проявлении честности, я упомяну в разделе «Правдивая интерпретация информации».

Нечестность и закрытость проявляются очень часто в связи с явным или неявным желанием получения некоей личной выгоды. Если эта выгода противоречит морально-нравственным, этическим представлениям человека или, например, социальным нормам и принципам, то возникает потребность скрыть эту информацию от других или даже от самого себя. Порой кажется, что быстрый выигрыш важнее долгосрочной перспективы; что мы эволюционируем, соперничая друг с другом для достижения временного успеха, пусть даже нечестным путём. Предлагаю рассмотреть отдельные наблюдения ученых разных областей науки (психология, биология, антропология) касательно эволюции человечества как вида.

Во введении в свою книгу «Создание команды» немецкий психолог, психотерапевт К.В. Фопель развинчивает четыре «мифа» о конкуренции, апеллируя тем самым к преимуществам кооперации (совместной работы) (11). Он приводит ряд исследований психологов и антропологов, подтверждающих эволюционно-значимое влияние кооперации, в противовес конкуренции, на развитие отдельных биологических видов, и, в частности, человеческого общества. Среди прочих данных, упоминаются результаты исследований психолога Эшли Монтегю, доказавшего, что именно нацеленность человека на коллективную деятельность и продвигало его от одной ступени эволюции к другой, что без такой деятельности общество вообще не могло бы существовать.

В качестве еще одно аргумента, К.В. Фопель приводит данные работы П.A- Кропоткина «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса». В результате исследований автором механизма коллективной деятельности у животных, он пришел к выводу, что замена соперничества взаимной поддержкой способствует продолжению вида (12). К похожим выводам пришел и биолог С.Ж. Голд: что процесс эволюции по своей структуре вообще не нуждается в таком принципе, как соперничество. Со стороны же сравнительной антропологии, при исследованиях культуры первобытных Народов были найдены подтверждения того, что первобытные люди смогли выжить прежде всего благодаря своей способности и готовности действовать сообща, а вовсе не благодаря агрессии, использованию орудий труда или объему головного мозга. Например, исследования Маргарет Мид, Райн Айслер показали, что первобытные общества, сохранившиеся до сих пор, отличает высокая способность и готовность к групповой деятельности. Именно готовность «поделиться своими ресурсами» и групповая деятельность были характерной особенностью ранних человеческих обществ, в отличие от приматов. К.Ф. Фопель описывает также взгляд некоторых социальных психологов (например, Мортона Дойча, Дэвида Рисмана) на эту проблему, согласно которому: соперничество не является биологической характеристикой человека; конкуренция искусственно воспитывается исключительно человеческим обществом, а не является продуктом деятельности природы; мы начинаем конкурировать и соперничать с другими в процессе воспитания (11).

Наблюдая за результатами технического прогресса, мы можем явно видеть эволюционную значимость интеллектуального развития для человека. Действительно, интеллектуальное развитие обеспечило человечеству повышение комфортности и безопасности нашей жизни, создало большие возможности для творчества и самопознания. При этом в исследованиях учёных разных сфер прослеживается общая тенденция: именно нацеленность на коллективную деятельность, взаимная помощь, способность и готовность действовать сообща и делиться двигала человека от одной эволюционной ступени к следующей. А это значит, что наибольшие возможности для развития человека открывает объединение его интеллектуального развития с чувственной составляющей. А именно: с развитием таких качеств, как готовность к взаимопомощи, которую побуждает душевная инициативность; как готовность к взаимопониманию и сотрудничеству, которые невозможны без открытости, честности, ответственности перед друг другом и окружающим миром, доброты, и других позитивных качеств. Наблюдение таких закономерностей в результате исследований и анализа достижений человечества на сегодняшний день позволяют выделить некую оптимальную для человека программу саморазвития. Действия человека в согласии с такой программой приводят к созданию для него наиболее благоприятных условий как на физическом уровне, то есть в плане здоровья, так и на психическом уровне, в плане быстрого самосовершенствования его сознания.

Иисиидиология предлагает рассмотреть концепцию интеллектуально-альтруистичного развития (13) (14) как путь наиболее быстрой эволюции как отдельного человека, так и всего человечества как вида. Эта концепция включает в себя гармоничное и сбалансированное ментальное и чувственное развитие, в том числе развитие вышеперечисленных добрых человеческих качеств (интеллектуальность, сострадание, ответственность, доброта, открытость, инициативность, взаимопомощь и другие), в результате чего у человека формируются состояния высокочувственного интеллекта и высокоинтеллектуального альтруизма. Одной из характерных особенностей этих качеств является бескорыстие и благоразумие, что исключает проявление хитрости, лживости, нечестности. Глубокое сотрудничество, лежащее в основе эволюции человечества как вида, не может возникнуть в атмосфере закрытости, недоверия и нечестности.

2.3. Как быть честным с собой

2.3.1. Приятие реальности тотально

Специалист по семейной медицине, доктор Д.А. Шаменков в цикле лекций «Первый шаг к здоровью» (15) говорит о честности во всех отношениях как о первом и самом главном правиле поддержания здоровья. Д. Шаменков объясняет, что честность начинается с принятия реальности тотально в том виде, в каком она есть, и осознания, что вся реальность, в которой находимся, включая наше здоровье, наше собственное самоощущение, и является объективным существующим фактом, который не может быть иным, кроме того, каким он является.

В физиологии выделяют первую и вторую сигнальную системы (термины, введенные впервые учёным, физиологом И. П. Павловым). Первая сигнальная система составляет основу высшей нервной деятельности и сводится к совокупности (вплоть до весьма сложных) условных и безусловных рефлексов на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражители или их следы. Речь, как вторая сигнальная система, — это специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов». Благодаря второй сигнальной системе человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ и обобщение. В отличие от первой сигнальной системы, в этом случае раздражителями являются слова, а не непосредственные воздействия предметов на наши физические рецепторы. Когда человек произносит слово «лимон», то он может представить себе лимон на вкус: какой он кислый и как люди морщатся, съедая кусочек лимона – так действует вторая сигнальная система. Если же человек голоден и воспоминание о еде вызвало повышенное отделение слюны, то так проявляется действие первой сигнальной системы.

Таким образом, у человека есть две формы коммуникации, отвечающие двум системам: наша бессознательная часть связи с окружающим миром, которая отражает действительность в форме физических ощущений и восприятий (первая сигнальная система), и сознательная часть связи с реальностью благодаря мыслям и словам (вторая сигнальная система). Согласно Д. Шаменкову, ключ к здоровью – это постоянное следование честности в этих двух формах коммуникации, т.е. постоянное осознание самоощущений. Это постоянное осознание, что та реальность, в которой мы находимся, является отражением окружающей действительности и отражением нас самих, нашей собственной внутренней природы. Человек здоров, когда он просто честно реагирует на то, что приходит из окружающей среды, максимально в соответствии со своей внутренней честностью (15).

Рассогласование первой и второй сигнальных систем является причиной хронического психо-эмоционального напряжения или неразрешимых жизненных задач. Человек создает рассогласование, находясь под воздействием разнонаправленных стимулов: с одной стороны, находясь в объективной реальности (посредством бессознательного контакта с окружающей средой на уровне рефлексов), а с другой стороны, находясь в другой реальности – не реальной субъективной реальности, основанной на самообмане. В результате этого желаемое расходится с действительным. Как справедливо замечает Д. Шаменков, факты в виде увеличения количества заболеваний и нездоровых глобальных процессов говорят о наличии проблемы, причина которой одна – глобальный самообман (15).

Таким образом, честность отражает способность искренне и правдиво воспринимать и выражать то, что соответствует реальному положению вещей. Благодаря честности человек улучшает свое здоровье, обеспечивает себе хорошее чувствование себя и окружающей его реальности. Это дает возможность адекватно реагировать на жизнь и получать желаемые результаты. В противовес этому, нечестность оказывает весьма пагубное влияние на физическое и психоэмоциональное состояние человека.

В свою очередь, для того чтобы быть честным, важно связывать объективную реальность и получаемые извне самоощущения с внутренней субъективной реальностью. Осознание и принятие того, что окружающая нас реальность является отражением нас самих, поможет честно и беспристрастно воспринимать жизнь.

2.3.2. Правдивая интерпретация информации

Как упоминалось во вступлении, понятие честности непосредственно связано с правдивостью, т.е. выражением правды – того, что существует в действительности и соответствует реальному положению вещей. Таким образом, чем достовернее и глубже представления человека о жизни в целом, тем честнее он способен взглянуть на себя и воспринять обратную связь от жизни. Также, чем объективнее человек интерпретирует информацию, тем более полно и правдиво он способен увидеть ситуацию.

Я предлагаю рассмотреть два качества, которые уже упоминались в главе «Скорость эволюции»: высокочувственный интеллект и высокоинтеллектуальный альтруизм. По моим наблюдениям, и согласно опыту тысяч людей, следующих интеллектуально-альтруистичному направлению развития в разных странах мира, доминирование в представлениях этих качеств позволяет получить наиболее правдивую, глубокую оценку внутренних состояний и событий окружающего мира. Давайте же более детально разберемся, что это за качества и как они выражаются в жизни.

Альтруистичная любовь вызывается внутренней потребностью делиться с другими лучшим, что есть у человека, бескорыстно. Она выражается в активности человека в выражении заботы, заинтересованности в благополучии того, кого он любит. Когда альтруизм становится высокоинтеллектуальным, человек становится заинтересован и в духовном развитии любимых им людей. Такой человек способен прийти на помощь и пожертвовать своими эгоистичными интересами и ценностями ради чьего-то духовного самосовершенствования и развития. Такая любовь интеллектуальна, и базируется на глубоком и достоверном знании об окружающем мире и человеке. Она проявляется мудро, позволяя понимать суть того или иного явления, прояснять сложные причинно-следственные взаимосвязи жизни, «встать на место» другого человека.

Высокочувственный интеллект не содержит корыстных мотивов. Он помогает находить эволюционно наиболее эффективные решения и делать глубокие и самостоятельные выводы в любых обстоятельствах жизни. Такой интеллект учитывает существующие реалии и включает видение далёкой перспективы. Состояние высокой интеллектуальности – это умение отличать более истинное от более ложного, способность вникать и понимать суть происходящего. При этом естественно возникает искренняя потребность и даже необходимость делиться уже накопленными Знаниями с другими людьми (16) (17).

Сначала потребность в состоянии высокой интеллектуальности и альтруистичности возникает для обретения личного позитивизма, внутренней радости, гармонии с самим собой и с окружающим миром. Затем оно неизбежно распространяется на окружающих людей, потому что им невозможно не делиться с другими.

Чем больше человек проявляет в жизни качества высокоинтеллектуального альтруизма и высокочувственного интеллекта, тем выше становится его способность честно и ясно воспринимать информацию, глубоко и объективно интерпретировать события жизни. Благодаря высокой достоверности представлений намного легче увидеть то, что соответствует реальному положению вещей, и быть честным с собой и другими.

Напоследок хочу отметить, что очень важно воплощать альтруизм и интеллект совместно и проявлять честность с умом и сердцем. Честность без любви может стать лукавством, жестокостью, бездушным отношением к человеку и нанести глубокую душевную рану. Поэтому прежде чем что-либо честно высказать другому человеку, важно гармонизироваться, обдумать всё тщательно и найти насколько только можно более мудрые, сердечные слова, ведь отнюдь не стоит забывать очень важный принцип человеческих взаимоотношений – «не навреди!» Пусть проявление честности осуществляется максимально человечно, сердечно и интеллектуально.

2.3.3. Что же всё-таки делать

В этой главе я поделюсь своим личным опытом работы с этим качеством. Мои подходы, думаю, не новы. Вы наверняка сможете найти аналогичные описания в других источниках. В этой главе я постаралась обратить внимание на отдельные практические детали, которые для меня оказались важными.

У меня есть плохая и хорошая новость. Начну с плохой: задавшись целью работы с качеством честности я через несколько лет поняла, как же на практике это может быть непросто. Я думаю, что не одна я столкнулась с этим пониманием. Хорошая же новость заключается в том, что это оказалось всё-таки возможным и преодолимым. Раз за разом я видела, как способность предельно честно открыться или стремление поступать честно меняли в итоге мою жизнь в радикально лучшую сторону.

Повезло тем людям, у которых качество честности врождённое. В моей ситуации это не так.  Хотя, бывало, наблюдая за жизнями людей, которые считали себя очень честными, я видела, как много они хитрят и скрывают в отдельных сферах, часто сами себе в этом не признаваясь. Я с детства была достаточно хитрой и лукавой, часто неосознанно, но очень ловко манипулировала родителями и людьми вокруг для получения эгоистичных кратковременных выгод. Со мной случались иногда, в том числе, случаи воровства игрушек или мелких денег. Делясь этим опытом со знакомыми и друзьями, я встречала разные реакции. Кто-то говорил, что я не должна себя корить за то, как меня воспитали. Но меня так не воспитывали: у меня в большой степени честные родители, хотя дело даже не в этом. Я думаю, что даже маленький ребенок всё равно обладает свободой выбора независимо от окружающих обстоятельств, и именно своими выборами определяет дальнейший ход своей судьбы. Но это тема отдельной работы, поэтому вернемся к актуальному для данной статьи вопросу: что делать, чтобы научиться честности?

Я начала хотя бы в какой-то степени осознавать глубину нечестности и хитрости в себе только к 27 годам, когда меня подпёрли к стенке, казалось бы, непреодолимые жизненные обстоятельства. Я очень хотела переехать жить в центр интеллектуально-альтруистичного развития (14) в Германии (18) и заниматься развитием этого проекта. Хотя в Германии я проживала уже несколько лет, но у меня были ограничения на пребывание в стране, связанные с условиями работы (уровень зарплаты, специальность, привязка к работодателю на несколько лет до получения постоянного вида на жительство). Разрешение находиться в Германии мне давали только при условии работы на нужной в данный момент для экономического развития Германии работе. Вполне стандартные, знакомые для многих иммигрантов условия, которые, казалось бы, невозможно обойти в строгой и правильной Германии.

Разрываясь между нелюбимой мной работой в IT, которой нужно было посвящать достаточно внутренних сил и внимания, и участием в Центре Интеллекта и Альтруизма, ради которого я переехала в Германию и которому, я видела, что очень нужна поддержка и намного больше времени, я дошла до внутреннего ощущения полного коллапса. Ощущения, что я больше так не могу: я или найду выход переехать на постоянно в Центр Интеллекта и Альтруизма, или вообще уеду из Германии в аналогичный Центр в России. Состояние внутреннего коллапса сопровождалось поиском выхода. Я придерживаюсь мнения, что внешние обстоятельства жизни с одной стороны соответствуют целям и интересам человека, с другой же стороны притягиваются по резонансу к его внутренним состояниям (подробнее об этой теме вы сможете узнать из источника (19)). Поэтому я сосредоточилась на работе с внутренними качествами для решения внешней ситуации.

  А. Наблюдение и фиксация

Я решила начать более внимательно наблюдать за своими состояниями и письменно вести ежедневный, насколько могу детальный, самоанализ. Отслеживая периодически проявления хитрости или нечестности, я заметила, что полная картина теряется, если я не записываю свои наблюдения. Или же результаты наблюдений замыливаются в заботах будней и нивелируются: мол, это было неважно, ничего страшного не произошло. Тогда я начала кропотливо выписывать свои наблюдения, каждый раз, когда я замечала нечестность, как минимум стараться фиксировать её.

Первый шаг – наблюдайте и отмечайте, а намного лучше – фиксируйте письменно проявления нечестности, хитрости. Изучайте их проявления именно в вашей жизни.

  Б. Количество переходит в качество

В один из вечеров, засидевшись допоздна в офисе, я при разговоре с другом отследила, что в очередной раз автоматически соврала, чтобы показаться лучше в его глазах: во время разговора я отвлеклась и начала параллельно делать что-то другое, слушая его невнимательно; он это заметил и спросил, печатаю ли я параллельно, на что я тут же сказала «нет». Через несколько минут после этого разговора я начала переживать состояние шока. Я вдруг осознала, что такая ложь и хитрость проявляется у меня чуть ли не на каждом шагу, каждый день. Я не могла понять: неужели я так прожила всю жизнь и даже этого не понимала? Я не могла понять, или это только сейчас, в связи с работой с качеством честности во мне вдруг так сильно активизировалась хитрость, или я так жила всё время? Как я могла этого не замечать?

Позитивное последствие шока: я начала лучше чувствовать состояние, когда начинаю хитрить или хочу соврать, по характерным физическим ощущениям или другим признакам (состояние неуверенности в выборе, расчетливые мысли для подтасовки фактов и выгораживания себя, и прочее). Теперь не всегда удавалось опередить состояние хитрости и лжи, но как минимум я чаще всего замечала, когда это происходит. Раньше же большая часть таких проявлений казалась нормальной и была такой естественной, что даже не замечалась.

Второй шаг: постарайтесь отследить, с какими внутренними признаками (например, внутренние мысленные диалоги, или, возможно, образы в сознании, или физические ощущения в определённой части тела) связано проявление нечестности.

  В. Идти наперекор

Чем больше я наблюдала и фиксировала эти состояния, тем чаще удавалось определить эти состояния до момента их реализации, когда еще была возможность поступить честно. Самый действенный способ работы с этим качеством по моему опыту – это поступать наперекор желанию соврать и схитрить, даже если это сопряжено с временной невыгодой. Например, нужно больше заплатить, или признаться, что я сделала ошибку, или что я просто не такая идеальная, как в создаваемой мной для других картине. Чаще всего такие потери связаны с какими-то мелкими интересами эго, и в действительности такие временные невыгоды оборачиваются большим преимуществом в долгосрочной перспективе. Как минимум, это позволит развить в себе качество честности. Также может появиться мотивация действовать в следующий раз так, чтобы не возникало необходимости врать, вплоть до того, что поменять свои жизненные обстоятельства.

Если же всё-таки ложь проявилась, то можно открыться и признаться в ней или людям, которым вы доверяете и с которыми ощущаете себя в безопасности (объяснив потребность в таком методе внутренней работы), или хотя бы дневнику. Важно, чтобы такая открытость была мудрой и сердечной, не навредить голой правдой. Учитывать, какие представления и взгляды у людей, которым я хочу открыться, чтобы мои слова были поняты.

Еще можно устроить себе небольшую воспитательную работу, придумать «отработку»: за свой проступок сделать что-то неприятное, но полезное другим. Благодаря этому в следующий раз, зная последствия нечестности (что придется «отрабатывать»), возникнет меньше желания опять врать.

Для чего это делать даже, казалось бы, в «неважных» мелочах? Потому что в принятии решения огромную роль играют уже установленные, наработанные взаимосвязи определённых нервных цепочек. Мозг человека работает по принципу наименьших энергетических затрат: выбирает тот путь нервных импульсов, который требует наименьших усилий. Если у человека есть привычка врать в мелочах, она проявится и в решающих жизненных ситуациях, когда это в итоге может нанести большой вред как самому человеку, так и окружающим его людям.

Чем же закончилась моя история? Моя история с честностью только начинается. Моя же история с визой закончилась достаточно неожиданно. Я уже перестала о ней думать, всё внимание было сосредоточено на работе с внутренними качествами. После одного из писем открытости моим близким друзьям, в котором я просила прощение за отслеженные мной реакции, вечером в тот же день я неожиданно получила письмо: нашли способ снять ограничения с моей визы. Через два дня все формальные вопросы были решены: у меня было разрешение оставаться в Германии на ближайшие несколько лет без каких бы то ни было ограничений на условия работы и с возможностью открыть постоянный вид на жительство через некоторое время при выплате стандартных страховых начислений. По формальным правилам, которые можно найти на сайте посольства Германии, такое разрешение у меня должно было быть не раньше, чем через еще 3 года работы со строгими требованиями к сфере работы и зарплате. Даже сама скорость получения визы была для меня странной: обычно процесс оформления вида на жительство занимает несколько месяцев, в моем же случае всё решилось за 2 дня. Я не говорю, что только одна моя просьба о прощении к друзьям привела к такому результату.

Конечно же, с моей стороны были и действия в виде обращения в офис по делам иностранцев, и много других факторов. В частности, работа с качеством жадности и внутренняя готовность отказаться от хорошей, стабильной, защищенной работы с неплохим доходом. Но я знаю, что решающим фактором в разрешении этой ситуации были не мои внешние действия, а работа с внутренними качествами. Как минимум потому, что у меня даже мыслей не было о том, что такая ситуация вообще возможна. Ведь, казалось бы, объективные факторы внешнего мира говорили мне об этом. Я не верю в случайности и чудеса. Я думаю, что окружающий мир – очень сложно упорядоченная и абсолютно взаимосогласованная система, которая бы не могла существовать в хаосе случайностей. Для меня любое проявление жизни всегда является следствием той или иной закономерности, действия какого-то определённого закона (подробнее о теме устройства окружающего мира и его законах вы можете узнать из источника (20)). Если же люди не до конца понимают причинно-следственные связи или законы, стоящие за событием, они склонны приписывать это случайности или чуду. Из своего опыта я могу привести не один подобный пример таких «чудес» и «везения». Надеюсь, этот пример чем-то заинтересует вас, и послужит примером тому, насколько работа с качеством честности может улучшить жизнь человека, разрешая даже «неразрешимые» задачи.

3. Выводы о честности и её влиянии на жизнь человека

Получается, что быть честным бывает действительно трудно и с этим сопряжены те или иные сложности: отказ от ряда выгод, необходимость принять на себя ответственность за жизненные обстоятельства, возможно, встреча с болью и разочарованием. При этом я думаю, что обретаемые в результате честности плюсы многократно перекрывают временные неудобства, причиняемые эгоизму. Честность и открытость способствуют как физическому, так и эмоционально-психическому здоровью человека. Они позволяют гармонично и эффективно решать внутренние, а зачастую и многие внешние конфликты и трудности. Признав и осознав свои желания, интересы и представления, человек может преобразовать их в более конструктивные и позитивные проявления, обрести понимание и приятие тех или иных жизненных проявлений и найти лучшие решения. Для меня очень важным является то, что благодаря честности жизнь играет более яркими красками, возрождая способность сопереживать и любить. Честность ведет к глубинному пониманию и приятию себя и людей вокруг, она позволяет обрести целостность и ощущать полноту жизни.

В глобальном плане, честность и сопутствующая ей открытость способны мощно ускорить эволюционное развитие человека. Эти качества ускоряют и улучшают качественность процессов получения опыта и его осознания – сути развития. Честность открывает человеку новые возможности и поступление новой информации и улучшает способность объективно воспринять и усвоить имеющуюся информацию. В результате этого вместо того, чтобы испытывать состояния неопределенности, душевных метаний и множество противоречий, человек обретает чёткое понимание своей цели и смысла своей жизни, которая непременно улучшается.

4. Рекомендуемая литература

  1. Мартин, Роджер Л. «Вирус ответственности». б.м. : Вильямс, 2005 г.
  2. Розенберг, Маршалл. «Язык жизни. Ненасильственное общение». б.м. : София, 2009.
 

[1] Прое́кция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне (Нэнси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», изд. «Класс», 1998.)

Ссылки на первоисточники:

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. "Толковый словарь русского языка". б.м. : «А ТЕМП», 2009 г. http://www.ozhegov.org/.

2. Энрайт, Джон. "Гештальт, ведущий к просветлению или пробуждение от кошмара". б.м. : Спб.: ЦГТ"Человек", 1994г.

3. Б. Э. Мур, Б. Д. Файн. "Психоаналитические термины и понятия" (серия "Библиотека психологии и психотерапии"). Москва : «Класс», 2000 г. http://yanko.lib.ru/books/psycho/psychoanalytic-terms&concepts.htm.

4. Розенберг, Маршалл. "Язык жизни. Ненасильственное общение". б.м. : София, 2009.

5. О.В., Орис. Вступительное слово к первому тому Ииссиидиологии от автора. Орис - ИИССИИДИОЛОГИЯ - Бессмертие доступно каждому. [В Интернете] 2010-2014 г. http://www.ayfaar.org/iissiidiology/anonsy-knig/item/516-vstupitelnoe-slovo-k-pervomu-tomu-iissiidiologii-ot-avtora.

6. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 3, п. 3.0278. г. Казань : ОАО «Татмедиа», 2012 г. http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/457-tom-3.

7. Браун, Брен. "Как важно быть несовершенным". "ADME". [В Интернете] 2014 г. http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/kak-vazhno-byt-nesovershennym-566405/?fb_action_ids=741347272558996&fb_action_types=og.likes&fb_source=aggregation&fb_aggregation_id=288381481237582.

8. —. "Сила уязвимости" ("The Power of Vulnerability: Teachings on Authenticity, Connection, and Courage"). б.м. : Audible Audio Edition, 2012. http://www.soundstrue.com/shop/The-Power-of-Vulnerability/4122.pd.

9. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 1, п. 1.0562. г. Казань : ОАО «Татмедиа», 2012 г. http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/435-tom-1.

10. О.В., Орис. "ИИССИИДИОЛОГИЯ. Комментарии к Основам. Бессмертие доступно каждому". Том 11, п. 11.12572. г. Москва : ОАО «Татмедиа», 2010 г. http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/415-tom-11.

11. К.В., Фопель. Создание команды. Психологические игры и упражнения. б.м. : Генезис, 2002. ISBN 5-85297-045-Х.

12. П.А., Кропоткин. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. б.м. : Либроком, 2015. ISBN 978-5-397-04905-4.

13. Склаилффууллс. «Интеллектуально-Альтруистичная модель поведения как основа Человеческого мировоззрения и дальнейшей эволюции сознания». Ииссиидиология и наука, iissiidi.org. [В Интернете] http://iissiidi.org/svzi-s-naukoj/sociologiya/issledovatelskie-stati/intellektualno-altruistichnaya-model-povedeniya-kak-osnova-chelovecheskogo-mirovozzreniya-i-dalnejshej-evolyucii-soznaniya.html.

14. А.Хохряков, К.ф.-м.н. «Айфаар. Концептуальная Парадигма» (воплощение в жизнь «Человеческого пути развития» социума). Международный сайт проекта строительства Международных Информационных Центров Интеллектуально-Альтруистичного Развития. [В Интернете] http://iiaidc.org/ru/realizatsiya-idei/materialy/stati/196-ajfaar-kontseptualnaya-paradigma.

15. Шаменков, Д.А. 60-минутный видео урок «Первый шаг к здоровью». "Система управления здоровьем. Блог Дмитрия Шаменкова". [В Интернете] 2014 г. http://shamenkov.ru/wppage/pervyiy-shag-k-zdorovyu/.

16. О.В., Орис. "ИИССИИДИОЛОГИЯ. Комментарии к Основам. Бессмертие доступно каждому". Том 15, п. 15.17343-15.17367. г. Казань : ОАО «Татмедиа», 2011 г. http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/427-tom-15.

17. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 2, п. 2.0155-2.0162, 2.0168 – 2.0176. г. Казань : ОАО «Татмедиа», 2012 г. http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/436-tom-2.

18. Центр Интеллектуально-Альтруистичного Развития в Германии. [В Интернете] http://iiziae.de/ru/.

19. Даарллойстр. Принцип резонанса. Из физики в психологию. Ииссиидиология и наука. [В Интернете] http://iissiidi.org/svzi-s-naukoj/psihologiya/nauchpop-stati/princip-rezonansa.-iz-fiziki-v-psihologiyu.html.

20. К.ф.-м.н. А.Хохряков. Теория мерности. Общие положения. Ииссиидиология и наука. [В Интернете] http://www.iissiidi.org/svzi-s-naukoj/fizika/issledovatelskie-stati/mnogomirie/teoriya-mernosti.-obshhie-polozheniya.html.

 

Просмотров: 3524