Многовариантность личности человека

Данный реферат посвящен вопросам потенциала и возможностей человека, способности изменять себя, пределах и способах этих изменений. Описываются как подходы к более глубокому и объективному пониманию себя в настоящем, так и практические механизмы осуществления внутренних изменений. В частности, рассматривается вопрос наличия многих вариантов личности человека и возможности выбора одного из них, а также то, правильно ли сводить успех только лишь к личным качествам, дарованным природой. Также анализируются отдельные концепции психологической и психотерапевтической теории по упомянутым выше темам. Наряду с выводами из практического опыта психологов и специалистов в области обучения, в данной работе приводятся данные о результатах статистических исследований профессиональной компетенции и факторов, способствующих успеху личности.

администрация сайта: данная статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с мнением и представлениями автора Ииссиидиологии

1. Вопросы, помогающие «отделять зёрна от плевел» в жизненных выборах

Мы живем в эпоху глобального смешения культур, представлений, социальных ролей. С одной стороны это дает расширение возможностей для роста и обогащения самым разнообразным опытом. А с другой стороны может внести в жизнь изрядный сумбур и хаос, в котором сложно самоопределиться. Бывает, человек в этом случае начинает жить придуманной или навязанной кем-то (родителями, школой, телевиденьем, модными социальными тенденциями и т.д.) жизнью. При этом многих начинает интересовать, почему они именно такие, и насколько они могут это изменить. В наши дни доступна масса информации на тему силу мысли, о неограниченном потенциале и возможностях человека, способностях изменять себя и управлять собственной судьбой. И особенно сейчас актуальны вопросы, которыми наверняка хотя бы раз в жизни задавался каждый человек: «ради чего я живу?», «куда и зачем я иду?», «каковы мои потенциал и возможности?», имеющие множество оттенков.

 

Ответы на такие вопросы помогают «отделять зёрна от плевел» жизненных выборов, не гнаться за искусственными ценностями, которые в итоге не принесут истинной радости, а лучше определить свои цели и приблизить те обстоятельства, которые приведут человека к внутреннему счастью. В своей книге «Разбуди в себе исполина» (1) американский предприниматель и мотивационный спикер Энтони Роббинс обращает внимание на то, как важно уметь задавать правильные вопросы (1). Например, «для чего?», «чему я могу научиться?», «как?», а не «почему». Спикер говорит, что если человек задает дурацкий вопрос, то получит дурацкий ответ и дурацкое состояние. Это происходит в силу устройства мозга: он вынужден дать ответ на заданный вопрос.  Следовательно, задав вопрос лучше, человек получает и более хороший ответ. По мнению Энтони Роббинса, наиболее мощный способ управлять своим фокусом - посредством использования вопросов. Получить ответы на важные жизненные вопросы на практике зачастую не так просто. При этом поиск таких ответов может стать увлекательным путешествием к себе, в котором прилагаемые усилия окупаются стократ в виде добрых и позитивных жизненных изменений.

2.   Наличие многих вариантов личности и возможности выбора одного из них

2.1. Контакт с внутренними и внешними источниками информации

Чтобы лучше узнать свои возможности и потенциал, можно начать с понимания того, что у меня есть сейчас, кто я есть на данный момент. Согласно одной из ключевых концепций гештальт-терапии (2), информация обо всём, что человек знает, присутствует здесь и сейчас.

Например, к такому выводу пришел в своей терапевтической работе в гештальт-методе Джон Энрайт. В своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» он пишет о том, что Гештальт-терапия ничему не должна учить, поскольку человек уже обладает необходимым ему знанием о себе. И всё, что нужно – это «способы разблокировать, отпереть, отпустить это знание»: «Все, что только случится с вами, и все, что случалось с вами, все, что может повлиять на вас в будущем, – присутствует прямо сейчас. На небесах нет картотеки, где хранился бы ваш опыт, чтобы высылать его вам вниз по мере надобности. Он здесь. Сейчас. Каждый импульс ударить кого-то, который вы когда-либо переживали, сохранился в ваших мышцах, так же как и каждое удержание от этого. Это часть того, что называют подавлением или вытеснением – мышечное напряжение при удержании от реализации импульса. Все это здесь, в нервно-мышечной системе. Поистине, если бы можно было остановить любого из нас на мгновение, и потом в течение вечности разворачивать это мгновение жизни, мы обнаружили бы в нем все. Любой опыт. Всё, всё, всё» (3).

С другой стороны, информацию о том, кто есть человек сейчас, дает  ему окружающий мир. Каждый может быть более объективным с собой благодаря непредвзятой оценке результатов своей деятельности, ведь результат – либо есть, либо его нет. В своей лекции «Самомотивация» специалист в области обучения Владимир Герасичев говорит о том, что при отсутствии результата человек может жить по хитрой формуле: «Результат у нас в голове равен отсутствию результата плюс хорошая история об этом». В. Герасичев делится подходом его команды к тому, как помогать другим в решении их задач. Они решили вместо того, чтобы рассказывать людям о том, как попасть в пункт «Б», акцентировать внимание участников тренингов на причинах – почему они находятся в пункте «А». Потому что на практике убедились, что намного оказывается эффективнее показать, в каком пункте человек находится сейчас, чем предлагать ему способы попасть в желаемую точку (4).

Итак, знание о себе всегда есть у человека здесь и сейчас, а отпереть это знание, понять его нам помогает обратная связь мира (обстоятельства, факты, события, которые реально произошли), которая всегда объективна. Она дает ясную оценку того, кто мы есть сейчас, в виде наличия или отсутствия результатов, в виде определённых обстоятельств жизни человека и его отношений с другими людьми.

2.2. Ясность, пробуждающая сердце

Обретение ясного видения того, какая сейчас у человека личность, порой сопряжено с достаточно болезненным разрушением самообмана, столкновением с реальностью: несоответствие желаемого действительности может сопровождаться мощным стрессом. В своей статье «Жизнь, любовь и разочарование» врач-психотерапевт Вячеслав Гусев пишет о том, что при распадении иллюзии человеку приходится встречаться с настоящими людьми – партнерами, родителями, детьми, соседями, президентами, с тем, что есть. Разочаровавшись, человек обнаруживает свою беспомощность в изменении чего бы то ни было в мире. Как пишет Вячеслав, стремясь сохранить свою «власть над душой», ум может вызывать ненависть к жизненным обстоятельствам, ощущение невыносимости жизни. Возникает страх разрушиться, невыносимость встретиться с болью. Но синоним слова «разочарование» — это ясность; боль разочарования является в действительности пробуждением сердца, как пишет Вячеслав дальше, и если перестать бороться с болью, принять её – то сердце просыпается. Ведь «Не имея возможности изменить этот мир, нам не остается ничего другого, как любить его, поскольку мы рождены любить, это наша естественная способность. А вот не любить — это чудовищное насилие над собственной природой», по мнению В. Гусева (5).

Таким образом, объективное оценивание своей текущей личности хотя и может быть сопряжено с болезненным столкновением с реальностью и принести временную боль разочарования, но оно способно пробудить сердце и открыть путь к большему приятию и пониманию жизни, а также к выбору желаемого жизненного сценария. В своей многолетней работе коучем и тренером с самыми разными людьми Владимир Герасичев убедился: только признав то, что есть сейчас, что именно человек выбирает в данный момент, он может сделать какой-то новый выбор (4).  Джон Энрайт в своей книге  «Гештальт, ведущий к просветлению» описывает похожее мнение: если человек начинает действительно осознавать себя и свои действия на уровнях фантазий, слов и действий, то он может увидеть и понять, каковы его трудности в настоящем и каким образом он сам их создает. Тогда он сможет обеспечить себе возможность разрешить эти трудности здесь и сейчас. При этом каждая трудность, с которой человек справился сам, усиливает его способность опираться на себя, и таким образом, облегчает нахождение решения для следующей задачи (3).

Не сразу бывает легко принять как сами трудности, которые человек начинает замечать, так тем более то, что человек создает себе их сам. Вместе с тем, опыт многих людей показывает, что к успеху приводит путь многих ошибок, взлетов и падений. Как говорил американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон, он нашел 999 способов, при которых электрическая лампочка не работает, и один, когда она засветилась. Из доставшегося лимона всегда можно сделать лимонад, использовать любой отрицательный опыт как основу для дальнейшего роста и улучшений. Также человек, умеющий позитивно и с юмором признать свой не самый позитивный опыт, показывает другим людям таким образом – что он не идеален, тем самым чувствуя себя более непринужденно и располагая к себе.

Помимо возможности осознанно сделать новый выбор и возможности решить свои трудности, ясная оценка себя и своих жизненных обстоятельств может принести ряд других плюсов. Когда человек не обладает такой оценкой, он может начать подстраивать свой образ и свою жизнь под взгляды и преставления других людей, начать играть роль другого человека, привлекая в свою жизнь тех людей, которые этой роли соответствуют. А ведь на самом деле это могут быть вовсе не те люди, которые ему подходят. Чем объективнее человек осознает себя, тем полнее он может себя выразить, и тем проще будет людям, которым он нравится, найти его. Как пишет американский писатель и оратор Тим Феррис в своей книге «Как работать по 4 часа в неделю»: «Одна из главных причин неуверенности и депрессии - пытаться произвести впечатление на тех людей, которые вам не нравятся» (6).

2.3. Всё уже есть, остается только выбрать

Заканчивается ли наш путь к себе только на понимании того, кто я есть сейчас? Действительно ли человек – это только то, что существует в данный момент, его текущая личность? Ответ для меня – и да, и нет одновременно. Да, потому что, увидев объективно текущее положение вещей, мы можем с ним согласиться, остаться такими, ничего не меняя. Нет, потому что каждый миг у человека есть возможность выбрать – кем ему быть. Возникают закономерные вопросы: почему вообще я могу выбирать, и что именно? Где грань моих возможностей, кем я могу стать? Мне интересно не только рассмотреть общую информацию по этой теме, но и понять глубинные принципы – как работает возможность выбора желаемой личности, по каким законам.

Для этого актуальным является знание о многомировой реальности, уже рассматриваемое в ряде научных направлений, которое затрагивает вопросы свободы выбора и потенциала изменений личности. Например, многомировая интерпретация квантовой механики рассматривается физиком Х.Эвереттом и рядом других учёных, таких как С. Хокинг, Дж. Хартль, А. Виленкин, М.Б. Менский и др. Вопрос многомировой реальности на концептуальном уровне рассматривается и в ииссиидиологии, которая предлагает совершенно по-новому взглянуть на проблематику происхождения сознания и принципы эволюции Вселенной. Ииссиидиология – это совокупность новейших прогрессивных высокоинтеллектуальных и нравственно-моральных представлений об окружающей действительности, природе человека (его самосознании) и о динамике становления общества (7).

Возвращаясь к вопросу о многомирии, в первом томе Основ ииссиидиологии её автор – Орис О.В. – пишет: «Механизм проявления в информационном пространстве вашего Самосознания всех объектов окружающей вас действительности базируется на изначальном (реальном, а не воображаемом вами!) существовании всевозможных вариантов (интерпретаций) как воспринимаемых, так и недоступных вашему субъективному Восприятию Форм и событий сразу во всём множестве «точек» их разнокачественного проявления в Пространстве-Времени» (8). В результате одновременно-многомирового механизма проявления окружающей действительности в одно и то же время существует множество всевозможных вариантов («сценариев») жизни. Но в силу ограниченности возможностей текущих систем восприятия, мы пока воспринимаем эти сценарии преимущественно только интуитивно, как предчувствие ситуаций, которые уже реально существуют. По этой же причине пока мы осознаем как единственно возможные и существующие только те события и Формы, привлекаемые нами по резонансу из уже существующих вариантов возможного развития в ближайшем «будущем» (9). Таким образом, наличие множества Миров является объективной основой интуитивных решений и предчувствий тех или иных ситуаций.

 Также, согласно многомировой структуре окружающей действительности, одновременно существует бесконечное количество разнообразных и разнокачественных интерпретаций (вариантов проявления) «личностей» человека, при этом в каждом Мире проявлена только одна, уникальная, качественно соответствующая только этому — и никакому иному! — Миру, Конфигурация (Форма) Самосознания человека.   Каждая Форма окружающего мира обладает своей Конфигурацией – некой совокупностью  Информации со строго соответствующим ей Потенциалом проявления (Энергией), в которых преобладают возможности для реализации в определённом Направлении развития. Отличие одной «личностной» Интерпретации от другой (то, что их «отделяет») состоит лишь в разнице в качественных состояниях Конфигураций Формы, что и создает Иллюзию всеобщей дискретности и «неодинаковости» («индивидуальности»). Хоть как-то изменить этот или любой иной Мир невозможно, – абсолютно всё в Мироздании уже изначально есть,  и ни на каплю ни измениться, ни исчезнуть просто не в состоянии. Все состояния объектов и субъектов окружающего мира изначально смоделированы (запрограммированы) для конкретного  сценария развития определённой группы Миров и поменять это невозможно никакими своими усилиями (10). Остается только выбрать желаемый «сценарий». При этом всегда только сам человек выбирает те «сценарии» (обстоятельства жизни), которые включают либо желаемые, либо не желаемые для него события: «Судьба – это не синоним неизбежности, рока и некой жёсткой предопределённости, а лишь небольшая составная часть нашего потенциального «будущего», смысл которого определён и конструктивно очерчен лишь в самых общих чертах (благодаря нашим неустойчивым Представлениям о нём!) и подвластен структурной модификации, постоянному усовершенствованию и всевозможной дополнительной конкретизации со стороны нашей Фокусной Динамики» (11).

 Чем более качественные (более объективные и достоверные) представления лежат в основе выборов, совершаемых человеком, тем большее количество вариантов и последствий своих выборов он способен проанализировать и интуитивно предвидеть. Многовариантность окружающей действительности по своей природе потенциально всегда является доступной для выбора, но спектр доступных вариантов реально расширяется в сторону качественности только при неуклонном повышении степени позитивности психических реакций: чем она выше, тем из большего числа  вариантов человек может реально выбрать наиболее благоприятные для него сценарии «будущего», интуитивно «отфильтровывая» все менее благоприятные варианты (12).

Из чего можно заключить, что каждый миг человек действительно способен выбирать, кем ему быть в следующее мгновение. И хотя изменяться (каждый раз последовательно выбирать желаемые «личностные» Интерпретации) человек  может только постепенно и последовательно, но возможности изменений никак и ничем не ограничены, кроме его же собственных выборов.

2.4. Разотождествление и творческое приспособление

Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла.
Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.

Альберт Эйнштейн

Таким образом, свои внутренние изменения зачастую человек ограничивает только сам. Например, любовь к себе можно понимать по-разному. Можно выражать её, удовлетворяя свои ежеминутные потребности и хаотичные желания. А можно проявлять любовь к себе в заботе о перспективе, о создании себе в будущем благоприятных условий жизни, даже если сейчас это требует определённых усилий (например, заниматься спортом или получать образование). Я думаю, что представления о любви к себе искажены, если человек полностью отождествляет себя только с тем собой, каков он есть в настоящий момент, боясь в чем-то ущемить или ограничить текущую личность в её не самых лучших  и не полезных для самого же человека проявлениях. Привязка к текущей личности фиксирует и ограничивает возможности человека, затрудняет его изменения. Если проанализировать, как сильно мы изменились с детства, какими мы были 5 лет назад, год или хотя бы месяц назад, становится видно – текущая личность подобна временной «одежде». Как пишет Орис О.В., невозможно выбрать стать собой новым, продолжая цепляться за свое отражение в зеркале – за «личность», «оторванную» в большинстве случаев в восприятии человека от биллионов других его же «личностей», каждая из которых не менее реальна, чем эта (13). Отождествляться со своей текущей личностью – это верить, что то, что есть сейчас, – только этим мы и являемся, забывая о том, что каждый миг мы можем выбрать: кем быть, а кем – нет. Чтобы стать тем, кто уже достиг желаемых целей и задач, нужно суметь разотождествиться с рядом тех своих проявлений и представлений, которые есть сейчас, перестать проявлять их.

Потеря способности человека осознавать непрерывно всё то, что происходит, от минуты к минуте, снижение его реального контакта с окружающей средой фиксирует и ограничивает его способности творческого приспособления. Жан-Мари Робин, один из ведущих гештальт-терапевтов современности, в своей книге «Гештальт-терапия» описывает  термин «осознавание» как немедленное и имплицитное знание, используя именно американский термин "awareness" (в отличие от термина "conciousness", другой формы осознания, которая указывает скорее на рефлексивное сознание, на мышление и т.д.). Под термином "awareness" подразумевается форма немедленного сознавания, одновременно и двигательная, и сенсорная, которая интегрирует совокупность всех показателей внутреннего мира человека и окружающего его мира.  Восстанавливая непрерывность сознавания, человек вновь обретает способность творческого приспособления, выходя из неподвижного состояния фиксации (14).

Ж.-М. Робин также описывает, что, сохраняя устойчивые представления о себе, человек может долго не обращать внимания на то, что заключается в текущем моменте, на реально происходящее с ним. Обнаруживая же реальный опыт текущего момента, человек может увидеть, что он чувствует, думает и ведет себя совершенно иначе чем то, как он о себе думал. При этом зафиксированные представления о личности в значительной мере определяют действия в повседневной жизни; он способен налаживать контакты с людьми, только подчиняясь этому представлению. Человек ведет себя так и создает себе такие условия, чтобы иметь все основания подтверждать свои представления о самом себе (14).

Одним из частных случаев подобной потери способностей к творческому приспособлению является отсутствие способности своевременно переключать внутренние роли – части идентичности, осуществляемые человеком в определенном контексте. Например, если человек в отношении друга ведет себя как отец семейства, или в отношении детей – как психотерапевт. Другим примером является ситуация, когда человек имеет представления о своем опыте, которые не соответствуют реальности этого опыта. Например, представляясь другим людям как романист, к настоящему моменту ничего не написав, а только строя планы об этом. Нарушение здесь состоит в том, что человек в данный момент не романист. Также нарушение творческого приспособления может происходить в силу верности каким-то представлениям, например семейным традициям, согласно которым из поколения в поколение члены семьи считают себя "нулями в математике" и объявляют себя "склонными к гуманитарным наукам",  ограничивая тем самым возможности своего развития в направлении точных наук. Таким образом, человек часто в действительности не является тем, что он о себе думает, но действует в силу приобретенной привычки; в этом случае происходит потеря осознания нашего актуального "оно": например, нашего желания, потребности, аппетита, когда в действительности нет потери желания и аппетита. Следовательно, если у человека в результате фиксации нарушен контакт с внутренними и внешними источниками информации, он теряет свободу: делает что-то похожее на выбор, но что в действительности не является выбором, поскольку в данном случае человек не может не поступить так, не смог бы сделать иначе (14).

По моему мнению, гораздо более широкие возможности к творческому приспособлению, умению не фиксироваться на нежелаемых проявлениях, разотождествляться с текущей личностью у человека появляются при глубоком изучении и практическом использовании представлений о многомировой реальности и сознании человека, например посредством такого знания, как ииссиидиология. С одной стороны, ииссиидиология дает глубокие представления как о самом человеке, так и об окружающем мире. С другой же стороны, это знание учит двум очень важным для людей качествам – высокой интеллектуальности и  проявлению альтруистичной любви, которые постепенно приводят к затуханию эгоистичных привязок к личности (как к своей собственной, так и к личностям других) (15) (16) (17). Благодаря усвоению этого знания, а также практике упомянутых выше качеств интеллектуальности и альтруистичности в жизни, постепенно всё больше и больше ослабевает конфликтность внутренних психических процессов. Это позволяет воспринимать мир с меньшей мерой ложной предвзятости и искажений, связанных с самолюбием и болезненным честолюбием. Понимание, что качество внутренних состояний гораздо больше влияет на развитие благоприятных жизненных сценариев, чем только внешние действия, помогает всё меньше отождествлять свои выборы с потребностями текущей личности и с сугубо физическим существованием, направляя внимание и силы на наработку тех качеств и внутренних состояний, которые соответствуют желаемому сценарию жизни в будущем (18).

2.5. Этика личности и этика характера

Посеешь мысль - пожнешь поступок;
посеешь поступок - пожнешь привычку;
посеешь привычку - пожнешь характер;
посеешь характер - пожнешь судьбу.
Сэмюэль Смайлс

Вместе с тем, что способность к творческому приспособлению и умение разотождествляться с текущей личностью важны для выбора благоприятного жизненного сценария, не следует забывать о важности постоянности, длительности и глубины изменений для достижения ощутимых результатов. В своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей», бизнес-тренер и консультант-психолог Стивен Кови проводит интересный анализ между этикой личности и этикой характера. Он описывает то, к какому открытию пришел в результате исследования, посвященного успеху литературы, написанной за последние двести лет. Стивен Кови отметил разительную разницу между литературой об успехе за последние пятьдесят лет (носящей поверхностный характер) и литературой на эту же тему за первые сто пятьдесят лет, в которой шла речь о фундаментальных, глубоких изменениях личности, формировании характера (19).

При изучении литературы успеха С. Кови заметил, что более современные книги, статьи и очерки в основном предназначены для решения сложных, острых жизненных проблем, содержали техники и специальные приемы быстрого действия ("социальный аспирин" или "пластырь"). В них описывались быстродействующие техники влияния, навыки общения, а местами техники явной манипуляции или даже обмана; они выражали стратегию силы и направление позитивных ментальных установок. Всё это не решало глубинную суть проблем, а только могло принести временное облегчение. В отличие от этого, более старая литература была посвящена теме "Этика Характера как основа успеха"; в ней уделялось внимание развитию и интеграции определённых принципов и навыков, обретению цельности личности, наработке добрых человеческих качеств, таких как скромность, верность, умеренность, мужество, справедливость, терпеливость, трудолюбие, простота и других. В результате своего исследования Стивен Кови разделил подходы к достижению успеха на Этику Личности и Этику Характера, которая подразумевает возможность успешной жизни только при воплощении основополагающих принципов эффективной жизни в своем характере. Как на личном семейном опыте воспитания сына, так и на опыте жизней многих других людей, он осознал принципиальное различие между Этикой Личности и Этикой Характера (19).

2.6. Волшебное число мастерства

Для меня описанное Стивеном Кови исследование еще раз показывает, что достичь устойчивых глубинных внутренних преображений, и, как следствие, значительной смены жизненного сценария невозможно посредством только «косметических», поверхностных изменений. Во время изучения причин успеха разных людей канадский журналист, поп-социолог  Малкольм Гладуэлл исследовал вопрос, правильно ли сводить успех только лишь к личным качествам, дарованным природой. Он обнаружил скрытые законы за тем, что всегда казалось исключительно волей случая. В своей книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего» Малкольм Гладуэлл описывает истории о людях, которые не отмахнулись от выпавшей им уникальной возможности работать в поте лица, и показывает, что их успех был обусловлен не какими-то таинственными факторами, а имел логическое обоснование (20). Среди прочих закономерностей, ведущих человека к успеху, автор делится как собственными наблюдениями об одном правиле успеха, так и исследованиями других ученых, которые вывели волшебное число мастерства: 10 000 часов практики.

В частности, Малкольм Гладуэлл упоминает в своей книге исследование, проведенное в начале 1990-х гг. психологом Андерсом Эриксоном вместе с двумя коллегами в Академии музыки в Берлине (21). В результате него была выявлена общая закономерность как для студентов-скрипачей (разделенных в три группы: «звёзды» – потенциальные солисты мирового класса, «перспективные», и будущие учителя музыки), так и для профессиональных пианистов и пианистов-любителей. Закономерность заключается в том, что к 20 годам у лучших студентов и профессионалов в общей сумме набиралось до 10 000 часов занятий, потому что они каждый год увеличивали продолжительность занятий. Любители же в детстве никогда не занимались более трех часов в неделю, поэтому к 20 годам общее количество часов практики составляло 2000. Интересным является то, что исследователи не смогли найти ни одного человека, добившегося высокого уровня мастерства без особых усилий и упражнявшегося меньше сверстников. Также не нашлись и те люди, которые так и не вырвались вперед в силу отсутствия нужных качеств, несмотря на их выкладывание изо всех сил. Примечательным является наблюдение, что лучшие студенты не просто работали больше, а работали гораздо, гораздо больше, чем все остальные. Людей, способных поступить в лучшее музыкальное учебное заведение, от остальных различало только то, насколько упорно они трудились.

 

Согласно Малкольму Гладуэллу, многие исследования по профессиональной компетенции приходили к заключению, что достижение высокого уровня мастерства в сложных видах  деятельности невозможно без определенного объема практики, что равнозначно относится и к тем людям, которые с детства считались чрезвычайно одаренными (20). Также Малкольму Гладуэлл описывает заключение невропатолога Даниель Левитина: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов эквивалентны примерно трем часам практики в день, или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался за меньшее время. Создается впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию» (22).

Другими словами, Малкольм Гладуэлл пришел к выводу, что одним из ключевых факторов талантливости является способность упорно трудиться часами — до тех пор, пока уже трудно разобрать, является ли это природной способностью или начинается готовность вкалывать.

2.7. «Игра в поддавки»

Вместе с тем, я думаю, что не только количество усилий, но также направление их приложения имеет принципиальное значение для достижения желаемого. Для того чтобы реально начать осознавать себя в определённом жизненном сценарии, необходимо устойчиво и шаг за шагом сфокусироваться на таких своих проявлениях и выборах, которые соответствуют желаемому варианту будущего. Одного только знания недостаточно, только реальные выборы человека определяют, в каких жизненных обстоятельствах он будет себя осознавать.

 В коллоквиуме за 24 июля 2013 года автор книг по ииссиидиологии –  Орис О.В. – раскрывает  вопрос «Как ускорить процесс развития интуитивного чувствования» и описывает понятие разотождествления: «Перестать отождествлять себя с этой формой, а начать в большей степени о себе представлять, как о том, кем вы являетесь в будущем. Даже в этой форме, но знать, что этот вы – это не Вы с большой буквы. … Вы ориентируетесь на те Конфигурации, а не на эти, у которых есть возможность сейчас для себя любимого лучше и больше получить. Следовательно, вы отрываетесь от тех себя, которые находятся в более благоприятных вариантах будущего». Как говорилось на коллоквиуме, изменение себя – это индивидуальный самостоятельный путь разотождествления себя с той личностью, в которой в настоящий момент вы пребываете. Для этого требуется другой пример, который внутренне вырисовывается: если «я не такой», то «кто я тогда?». Здесь главное не заиграться, ведь раз «я такой», то я должен и соответствующие выборы делать. Если же хочется быть другим, но соответствующие выборы человек делать не хочет, начинается «игра в поддавки» с самим собой, когда он поддается, потакает более легким, но менее благоприятным для него выборам, только притворяясь, что он уже изменился,  но в реальности не меняется. До тех пор, пока игра устраивает, мы в неё играем. «Игра в поддавки» – это как хождение вокруг да около той «лестницы», по которой можно уже сейчас взять и подняться на «этаж выше», где и человек другой, и возможности другие, и обзор другой. Когда игра надоедает, человек решается на выбор и становится способным этот выбор сделать (23).

2.8. «Схлопывание»

Почему и каким образом человек действительно становится способным сделать определённый выбор, в своих книгах Орис О.В. описывает, в частности, рассматривая процесс «схлопывания» с желаемой «личностной» Интерпретацией (механизм резонационной «сонастройки»). «Схлопывание» происходит между разными «личностными» Интерпретациями человека (вариантами проявления его «личностей»), проявленными в разных временных потоках многомировой структуры мироздания (разных жизненных сценариях). Это происходит за счет «совмещения» по резонансу участков голографичной фокусной Конфигурации, выражающих очень высокую степень смысловой аналогичности, информационной  идентичности, схожести. Этот механизм – это определенная адаптация, настройка на любую из «личностных» Интерпретаций человека (24). Под «схлопыванием» же подразумевается «совмещение» по резонансу максимально схожих, обладающих наивысшей степенью информационной идентичности участков Конфигурации человека – Представлений его «текущей» и «следующей» «личностной» Интерпретации (25).

Для того чтобы это произошло, предварительно между этими Интерпретациями должна подобраться и внедриться именно такая Информация, которой им не хватает для уравновешивания между собой по резонансу всех «внутренних» и «внешних» взаимосвязей в соответствующем пространственно-временном режиме проявления. В результате такой внутренней качественной «перестройки» все взаимосвязи между «текущей» и «следующей» «личностными» Интерпретациями начинают резонационно соответствовать друг другу – происходит «схлопывание». Это автоматически приводит к «перепроецированию» человека в следующий ближайший, наиболее резонационно соответствующий его Конфигурации, Пространственно-Временной участок проявления, который может находиться как в пределах того же самого Временного Потока, так и в очень удалённых Временных Потоках. Такая потребность к непрерывному усвоению новой Информации обусловлена Эволюционной необходимостью постоянного приобретения дополнительного Энергетического Потенциала, который позволит всем живым существам осознавать себя и реализовываться во всё более универсальном жизненном творчестве (26).

Таким образом, постепенно «перепроецируясь» во всё более благоприятные «сценарии», человек способен всё в большей степени срезонировать с ещё более качественными состояниями, последовательно и неуклонно смещая свое внимание и интересы именно в те обстоятельства, где другие его «личностные» Интерпретации смогли сделать ещё более качественные выборы. Для человека такие выборы возможны при  одновременном проявлении им альтруизма и интеллекта (подробно о критериях качественности в человеческом пути развития можно прочитать в 15 томе ииссиидиологии (27). В итоге, когда человек аннигилировал все внутренние напряженности, «тензоры», которые мешали принять более качественный выбор, он «схлопывается» по резонансу с соответствующей своей «личностной» Интерпретацией. Тогда он осознаёт себя в определённой ситуации именно в тот момент, в который он теперь сможет принять более качественное решение, тем самым определяя для себя более благоприятные жизненные обстоятельства. Но кроме такого решения, потенциально в многомировой структуре мироздания всегда присутствует огромное количество вариантов ещё более качественных решений, принимая которые, человек осознает себя во все более качественных сценариях развития, где и его творческие возможности всё более возрастают (28).

Как видим, ключевую роль для разотождествления и выбора желаемых обстоятельств жизни играет смена представлений о себе и мире. При этом именно посредством соответствующих поступков человек способен каждый миг выбирать, кем он является.

2.9. Причина – в будущем

Если открыл дверь в будущее,
нужно закрыть дверь в прошлое,
чтобы не выдуло настоящее. 
(пословица)

По моим наблюдениям, даже осознавая возможность выбора, предыдущий опыт человека неизбежно накладывает свой отпечаток на его текущие взгляды и поступки. Если непозитивный опыт остается в нашем сознании, он продолжает влиять на жизнь, мешая проживанию нового опыта или достижению целей. Зачастую, если  человек получил определённый опыт (особенно, если это происходило неоднократно), он может начать опираться на него как на аксиому в своей жизни. Для того чтобы человек мог осознанно выбирать свою желаемую личность (то есть, согласно ииссиидиологической концепции, осознанно сместиться фокусом своего внимания), очень важным является научиться жить настоящим.

С точки зрения гештальт-терапии, проблема человека не только произошла в прошлом, но и продолжает существовать для него сегодня, здесь и теперь. Интересным в данном случае является то, что даже если человек ведет себя определенным образом сейчас, "потому что" нечто произошло с ним в прошлом, тем не менее его сегодняшние трудности связаны именно с его действиями сегодня. Пока человек не научится справляться со своими задачами в настоящем по мере их возникновения, он будет не способен справляться с ними в будущем. Решить свои задачи трудно, лишь частью сознания присутствуя при тех проблемах, которые возникают здесь и теперь. Джон Энрайт в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» различает качество сознавания и его содержание. Он приводит аналогию, что  «Содержание для сознавания – как раковина для моллюска… Но тот моллюск, который создал раковину, мертв. Вы можете многое узнать о нем, может быть даже что-то важное, изучая оставленную им раковину, но вы никогда не узнаете его». Джон Энрайт обращает внимание, что люди могут носить с собой целые мешки озарений, которые полезны не более чем раковины. Согласно его терапевтическому опыту, такие прошлые озарения скорее являются препятствиями, чем путями к новому опыту, свежему сознаванию: «вчерашний инсайт – сегодня прошлое, а завтра – сопротивление» (3). При этом Ж.-М. Рабин описывает подобные явления как возвращение прошлого в настоящее: «Ответ устарел, он был успешен в своем контексте, возможно был хорош еще один раз, но он уже не относится к настоящему и теперь ответ является промахом, в собственном смысле этого слова, т.е. он неправильно адресован» (14).

Восстановление своих способностей к творческому приспособлению к актуальным жизненным обстоятельствам, развитие умения непрерывно осознавать жизнь и полнее жить в настоящем – всё это благоприятствует сознательному выбору желаемого жизненного сценария в будущем. Не малую роль в этом играет умение работать с негативным прошлым опытом, для чего существует множество подходов, например техника модификации опыта Филиппа Славинского (29).

Интересным также является понимание свойств, которыми обладают представления о прошлом и будущем. С позиции ииссиидиологии,  воспоминания  о  «прошлом»  могут  быть  только  лишь определёнными следствиями наших  выборов, именно они составляют всю основу представлений нашей памяти. Именно поэтому, как пишет Орис О.В., любое наблюдаемое нами следствие принадлежит прошлому, главное  свойство  которого –  это  дезинтеграция (разотождествление  с  целым,  инволюционность,  центробежность). В то же самое время истинная  причина  любого  выбора, проявившего данное следствие, закреплена в будущем, поскольку всегда остаётся недоразгаданной, недовыясненной нами. Посредством свойственных следствиям представлений, в нашей памяти они направляют  сознание человека к  дифференциации состояния  «индивидуальной»  целостности, приводя к разотождествлению  с целостной картиной мира. Из этого следует, что чем больше человек живет «прошлым», тем меньше его сознание находится в «будущем» и, следовательно, тем меньше у него будет реальных возможностей понять истинные причины происходящих с ним жизненных обстоятельств (30).

Находя ответы на такие вопросы, как «ради чего я живу?», «куда и зачем я иду?», «каковы мои потенциал и возможности?», человек всё полнее познает себя. В 13 томе ииссиидиологии Орис О.В. описывает подобный поиск как путь осознания глубинных причин нашего существования: «Весь «индивидуально» окружающий нас Мир – это практический Духовный Путь, поочерёдно раскрывающий и утверждающий в Самосознании каждого из нас более истинные, исходные состояния – всё более и более достоверные Причины нашего с вами одновременного проявления в этих несовершенных Формах. Весь его «внешний контекст» –  явления природы, вещи, «люди», события (в общем, все возможные сценарии развития) – «запрограммирован» именно таким образом, чтобы каждый из нас, через конкретные субъективные переживания происходящих с нами событий и осуществляемых взаимоотношений, смог когда-то чётко осознать в себе То, Что уже не является Следствием, а изначально составляет Нас Самих – Причину Того, Чем Мы с Вами изначально являемся» (30).

3. Становление лучшим выражением себя

Время бежит, но поиск смысла жизни и путей расширения способностей и возможностей личности не теряет для человечества свою актуальность. И не без весомых на то причин: он определяет направление жизни и те результаты, к которым можно прийти. Чтобы определить точку, в которой человек находится сейчас, можно обратиться как к внутренним ощущениям, так и к обратной связи окружающего мира. Обе эти оценки позволят сформировать целостную и более полную картину того, какая именно личность есть в данный момент у человека. При этом, хотя временно и возможны стресс и разочарование, но ясность касательно текущей ситуации ведет человека к более глубокому пониманию себя и жизни, и дает возможность осознанно сделать новый выбор. Также это помогает увидеть, каким образом человек сам создает свои трудности и решить их в настоящем, усиливая способность опираться на себя.  Одновременное же существование множественности миров и свобода выбора дает возможность стать тем, кем мы хотим.

Ранее мы рассматривали, что фиксация на текущей «личности» ведет человека к потере способностей к творческому приспособлению. В противоположность этому, способности к разотождествлению и повышение умения сознавания здесь и сейчас помогают восстановить свободу выбора желаемого сценария жизни. Для обретения ощутимых и значимых изменений жизненных обстоятельств важна глубокая внутренняя работа с характером. Также зачастую требуются стабильные, продолжительные усилия, а порой и способность выкладываться на полную, превозмогая себя. И только когда человек перестает играть, а действительно готов делать соответствующие желаемым обстоятельствам выборы, появляется возможность настроиться по резонансу и «схлопнуться» с таким собой, у которого уже есть желаемое. Вместе с тем, умение осознавать настоящее здесь и сейчас и фокусироваться на благоприятных сценариях будущего приводит к восприятию картины мира более целостно. Также это помогает скорее найти причины происходящих событий, а не только фиксироваться на прошлых представлениях и решениях, которые в настоящем могут быть уже не актуальны.

Со временем я всё больше и больше убеждаюсь, что решающую роль в жизни играет не то, какое у меня прошлое, какова моя наследственность  и даже не то, каковы сейчас объективные обстоятельства моей жизни. Главное – это ежемгновенный выбор, кем быть. Я могу или согласиться, чтобы моё прошлое и моя наследственность влияли на мои выборы и определяли мою жизнь, или же, не в призрачном будущем, а уже сейчас выбираю быть той,  которой хочу быть. И пусть на деле это не всегда просто, зато радость от свободы выбирать свою судьбу и получаемых результатов ни с чем несравнима. Я думаю, что ключевое значение для проявления в определённом жизненном сценарии имеют представления самого человека, и то, насколько они независимы от представлений других. Ведь человек создает свою жизнь индивидуально и в соответствии со своими личными представлениями, а скорость достижения желаемого в большой степени зависит от того, насколько сильно он убеждён в важности и ценности для него своих целей. Чем более стабильно и активно человек остается убежденным в том, что всё должно происходить именно в соответствии с его ожиданиями, чем больше его представления доминируют над представлениями всех тех, кто может как-то повлиять на его мнение (СМИ, Интернет, соседи и т. д.), тем больше в его жизнь приходит то, что он ожидает.  Не получаться это может в результате неуверенности в себе, в силу неконкретности представлений и желаний, или неглубокого знания о том, как устроены взаимосвязи человека с окружающим миром, о структурах мироздания и законах их взаимодействия.

Вместе с этим, я думаю, что самых значимых результатов человек способен достичь, проявляя все самое лучшее, что в нем есть, развивая свои сильные качества; ведь копия не может быть лучше оригинала. На тему глубинной связи с собой мне очень понравилась медитация Стива Павлина, в которой он описывает возможность разговора с будущим собой для получения ответов на актуальные жизненные вопросы (31). От всего сердца желаю вам, как и себе, всегда помнить о возможности выбирать то, кем мы будем в следующий миг, и осознанно творить свою жизнь.

Ссылки на первоисточники:

1. Роббинс, Энтони. "Разбуди в себе исполина". б.м. : Popurri, 2012. ISBN-10: 9851517453.

2. Психодрамы, Московский Институт Гештальта и Психодрамы. Метод и обучение гештальт-терапии. МИГИП. [В Интернете] http://migip.ru/education/gestalt-therapy.

3. Энрайт, Джон. "Гештальт, ведущий к просветлению или пробуждение от кошмара". б.м. : Спб.: ЦГТ"Человек", 1994г.

4. Герасичев, В. www.youtube.com - "Владимир Герасичев — Самомотивация". [В Интернете] http://www.youtube.com/watch?v=v7gao8W64S8.

5. Гусев, В. "Жизнь, любовь и разочарование". Livejournal "notonties". [В Интернете] http://notonties.livejournal.com/12432.html.

6. Феррис, Тимоти. "Как работать по 4 часа в неделю". б.м. : Добрая книга, 2014. 978-5-98124-495-7.

7. О.В., Орис. "Об ииссиидиологии". www.ayfaar.org. [В Интернете] http://www.ayfaar.org/iissiidiology/ob-iissiidiologii.

8. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 1, п. 1.0028. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/435-tom-1.

9. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 1, п. 1.0029. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/435-tom-1.

10. О.В., Орис. "ИИССИИДИОЛОГИЯ. Комментарии к Основам. Бессмертие доступно каждому". Том 10, п. 10.10752-10.10757. г. Казань : ОАО «Творческая мастерская», 2010 г. http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/414-tom-10.

11. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 3, п. 3.0106. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/457-tom-3.

12. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 1, п. 1.0033. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/435-tom-1.

13. О.В., Орис. "ИИССИИДИОЛОГИЯ. Комментарии к Основам. Бессмертие доступно каждому" Том 15, п. 15.16893. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/427-tom-15.

14. Робин, Жан-Мари. "Гештальт-терапия". б.м. : Институт общегуманитарных исследований . ISBN 978-5-88230-208-4.

15. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 1, п. 1.0794. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/435-tom-1.

16. О.В., Орис. "ИИССИИДИОЛОГИЯ. Комментарии к Основам. Бессмертие доступно каждому", Том 15, п. 15.17343-15.17367. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/427-tom-15.

17. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 2, п. 2.0155-2.0162, 2.0168 – 2.0176. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/436-tom-2.

18. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 3, п. 3.0056-3.0057. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/457-tom-3.

19. Кови, Стивен Р. "Семь навыков высокоэффективных людей". б.м. : Альпина Паблишер, 2014 г. ISBN 978-5-9614-4828-3.

20. Гладуэлл, Малкольм. "Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего". б.м. : Манн, Иванов и Фербер, 2012 г. ISBN 978-5-91657-592-7, 978-5-00057-115-6.

21. The Role of Deliberate Practice in the Acquisition of Expert Performance. K. Anders Ericsson, Ralf Th. Krampe, and Clemens Tesch-Romer. No. 3, 363-406, б.м. : Psychological Review, 1993 г. г., Т. Vol. 100. Inc. OO33-295X/93/S3.OO, http://graphics8.nytimes.com/images/blogs/freakonomics/pdf/DeliberatePractice%28PsychologicalReview%29.pdf.

22. Levitin, Daniel J. This Is Your Brain on Music: The Science of a Human Obsession. б.м. : Plume / Penguin, 2007 г. ASIN: B00M0DABYK.

23. О.В., Орис. "Как ускорить процесс развития интуитивного чувствования (Коллоквиум)". www.ayfaar.org. [В Интернете] 24 Июль 2013 г. г. http://ayfaar.org/pub/new-info/otvety-mp3/2013/07_july/2013-07-24-6-k.mp3.

24. О.В., Орис. "ИИССИИДИОЛОГИЯ. Комментарии к Основам. Бессмертие доступно каждому", Том 15, п. 15.16893. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/427-tom-15.

25. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 2, п. 2.0333. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/436-tom-2.

26. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 1, п. 1.0954, 1.0526. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/435-tom-1.

27. О.В., Орис. Ииссиидиология Том 15. www.ayfaar.org. [В Интернете] http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/427-tom-15.

28. О.В., Орис. "Основы ииссиидиологии", Том 1, п. 1.0794. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/435-tom-1.

29. Slavinski, Filip Mihajlovic. "Spiritual option". [В Интернете] http://www.spiritualoption.com/default.aspx.

30. О.В., Орис. "ИИССИИДИОЛОГИЯ. Комментарии к Основам. Бессмертие доступно каждому", Том 13, п. 13.14384-13.14386. г. Казань : ОАО «Татмедиа». http://ayfaar.org/iissiidiology/books/item/417-tom-13.

31. Павлина, Стив. My Favorite Meditation. www.stevepavlina.com Personal Development for Smart People. [В Интернете] http://www.stevepavlina.com/blog/2005/08/my-favorite-meditation.

 

Просмотров: 2257