Межличностный конфликт - результат скрытой внутренней конфликтности

В данной работе рассмотрены взаимосвязи между внешними и внутренними явлениями в жизни человека, при каких условиях актуализируются внутренние конфликты человека, каким образом они влияют на межличностное общение этого человека. А также приведены способы решения и предотвращения конфликтов в конфликтологии, психологии, соционике и ииссиидиологии.

1.   Введение

Интерес к изучению темы межличностных конфликтов у меня возник в один из моментов, когда я заметила, что людей вокруг себя разделяю на две категории: тех, с кем  общаюсь, и тех, кого избегаю. С первыми я чувствовала лёгкость в общении, доверие, открытость, со вторыми же напряжение, осторожность, желание уйти от общения. При этом могла в разговоре неожиданно для себя войти в открытую конфронтацию или занять позицию приспособления, чтобы не создавать конфликтов.

Проанализировав, что могло послужить причиной подобного отношения к определённым людям, я нашла две таких причины. Первой была моя привычка «навешивать ярлыки»[1] на собеседников и своё дальнейшее общение с этими людьми выстраивать на основе сложившихся предубеждений. Вторая заключалась в страхе обнаружить собственные негативные реакции по отношению к человеку, или встретиться с такими реакциями у собеседника, что могло привести к возникновению неразрешимых, на мой взгляд, конфликтов.

Когда я поняла, сколько дискомфорта и напряжения подобные ситуации создают в моей жизни и жизни окружающих людей, то решила разобраться в сути причин возникновения межличностных конфликтов, методов их разрешения и предотвращения.

В данной работе приведён анализ взаимосвязей между внутренними и межличностными конфликтами, способы решения и предотвращения конфликтов в психологии, конфликтологии, соционике, ииссиидиологии.

2.   Взаимосвязь между «внутренним» и «внешним» миром личности. Причины возникновения конфликтов

2.1. Три условных типа восприятия себя и окружающей действительности

Читая литературу по конфликтологии и психологии общения, а также по другим направлениям, помогающим личностному развитию человека, его самосовершенствованию и повышению эффективности его жизни, я обнаружила, что главным фактором, влияющим на то, каким образом человек взаимодействует с окружающим миром, является уровень его самосознания или эволюционной зрелости. Этот фактор имеет ключевое влияние на то, как человек воспринимает самого себя и окружающих людей, каким образом выстраивает отношения с окружающим миром, «где» проводит условную границу между «внутренними» и «внешними» проявлениями жизни.

По уровню развития самосознания (эволюционной зрелости) личности ниже  выделено три основных типа восприятия человеком себя и окружающего мира. Основные различия между этими типами заключаются в степени эгоистичности и альтруистичности, ответственности и принципах, на которых они выстраивают отношения с окружающими.   Сразу отмечу, что такое разделение людей является условным и между каждым из обозначенных типов существует множество переходных подтипов, которые в данной работе не описаны.

Первый тип характеризирует выраженный эгоцентризм личности. Он подразумевает восприятие человеком самого себя, как центра вселенной, а окружающих людей, как возможность для удовлетворения собственных нужд и потребностей. Интересы и выборы представителей этого типа людей в большей степени основаны на удовлетворении собственных краткосрочных целей и не имеют ничего общего с выстраиванием долгосрочных отношений, достижением совместных с кем-то целей. Они порой не способны взять на себя ответственность даже за собственную жизнь и склонны обвинять в своих жизненных неудачах и невзгодах окружающих людей, обстоятельства, государство и т.д.

Второй тип характеризирует выраженный личностный эгоизм, то есть в первую очередь удовлетворение собственных интересов, а потом - интересов окружающих. Люди, относящиеся к данному типу, воспринимают мир по принципу «я и другие». Они всегда помнят о своих личных интересах, и отношения с окружающими людьми строят по выборочному принципу, то есть с теми, с кем это выгодно с позиции удовлетворения собственных нужд и потребностей. Они способны на акты альтруизма, но только в тех случаях, когда это принесёт им личную выгоду (признание, налаживание необходимых связей, отношений, материальные выгоды, социальную значимость). В отличие от первого, большая часть представителей второго типа берёт ответственность за собственное благополучие и благополучие своей семьи (близких родственников) на себя, но всё, что выходит за пределы этих интересов - их мало беспокоит.

 
Рис.1. Пирамида потребностей по Маслоу

Третий тип - альтруизм - характеризует способность личности жертвовать своими интересами ради достижения общих целей, совершать альтруистичные поступки, предполагает принятие мудрых и взвешенных решений, которые будут способствовать благу окружающих, всего человечества в целом. Таким личностям свойственно восприятие самих себя в неразрывной связи с окружающим миром. Отношения с окружающими они строят на долгосрочной основе и в наибольшей степени готовы брать на себя ответственность не только за свои поступки, но и за всё происходящее в окружающем их мире.

2.2. Пирамида потребностей по Маслоу – взаимосвязь с тремя типами восприятия

Известная Пирамида потребностей по Маслоу (рис.1) наглядно демонстрирует внутреннюю структуру интересов и потребностей личности, которые определяют её систему восприятия, качество психоментальных переживаний, ценности и мотивации, на основе которых личность формирует свои отношения с окружающими миром.

И хотя автор пирамиды утверждал, что удовлетворение потребностей вышестоящих уровней возможно лишь после удовлетворения потребностей нижестоящих уровней, современные исследования[2] доказывают наличие у многих людей одновременно актуализированных интересов, относящихся как к высшим блокам пирамиды, так и к средним, и к нижним. Поэтому данную пирамиду мы будем рассматривать лишь как схематичную структуру интересов личности, на которой наглядно можно показать разницу между вышеописанными тремя типами восприятия.

Первый базовый уровень пирамиды включает в себя удовлетворение потребностей, связанных с поддержанием и функционированием организма человека: потребность в пище, питье, воздухе, сне, сексе и прочем. На данном уровне удовлетворение этих потребностей осуществляется ради самого удовлетворения и в отличие от последующих уровней не несёт в себе дополнительной смысловой и мотивационной нагрузки.

Второй базовый уровень включает потребность в безопасности (дом, семья), поддержании физического здоровья, обеспечении стабильного дохода (трудоустройство), сбережений и наличие собственности для обеспечения нужд первого и второго уровней.

Третий уровень включает потребность в создании и поддержании долгосрочных отношений – интимных, семейных, дружеских. Интересы человека акцентируются на эмоциональных аспектах общения, необходимости быть нужным и полезным близкому окружению.

Четвёртый уровень включает потребность человека в личных достижениях по приоритетному для него направлению (в семье, профессиональной или общественной деятельности),  определения своего социального статуса и принадлежности к определённой социальной группе. Данные уровень предполагает активную социальную деятельность человека, которая помогает ему выйти на уровень личной индивидуализации, достичь самоуважения, уважения других и уважения его окружающими.

Пятый уровень включает потребность человека в актуализации его внутреннего творческого потенциала, предполагает способность человека анализировать свои внутренние переживания, определять внутренние интересы, потребности, желания и осознанно выбирать то, что соответствует его целям. На данном уровне развития цели и интересы личности в большей степени сопряжены с её внутренними качествами, чем с внешней атрибутикой. Активность данного уровня в самосознании личности отражает состояние психологически зрелой личности, которую Якобсон П.М.[3] охарактеризовал так: «Всестороннее и гармоничное развитие личности предполагает взаимное согласование не только интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, но и ее содержательно-смысловых и динамически - энергетических характеристик, сознательных и неосознаваемых уровней. Формируется иерархическое соподчинение потребностей, побуждений, мотивов и целей человека. А это значит, что руководящее ядро, олицетворяющее начало сознательности, используя силу активности, заложенной в потребностях и побуждениях человека, придает всей жизнедеятельности индивида определенное направление, реализуя тем самым высшие цели личности, связанные с ее внутренним ростом».[10]

Если сопоставить вышеизложенную классификацию трёх типов восприятия личности с пирамидой потребностей по Маслоу, то каждый из этих типов включает в себя в определённом процентном соотношении активность интересов разных уровней. Например, у людей, относящихся к первому типу (эгоцентризм), доминирует активность интересов первых двух уровней пирамиды (потребность в физиологическом выживании и безопасности), в гораздо меньшей степени активны интересы двух средних уровней (потребность в долгосрочных отношениях, социальном статусе), а пятый уровень (самоактуализации) вообще не доступен. У людей, относящихся ко второму типу (эгоизм), доминируют интересы двух средних уровней (потребность в долгосрочных отношениях, социальной принадлежности),  интересы первых двух уровней физиологического выживания и безопасности подчинены интересам средних уровней, потребность в самоактуализации активна лишь частично. У представителей третьего типа восприятия (альтруизм) доминируют потребности трёх высших уровней пирамиды - долгосрочные отношения, принадлежность к социальной группе и самоактуализация, а нужды нижних уровней (физиологического выживания и безопасности) подчинены высшим потребностям.

Стоит отметить, что активность в самосознании личности именно уровней самоактуализации существенно влияет на изменения её восприятия самой себя и окружающей действительности и способствует формированию совершенно иных мотиваций, побуждающих её совершать те или иные выборы. По мере активизации данного уровня – самоактуализации – интерес человека постепенно смещается с удовлетворения потребностей, связанных с его внешним миром, к потребностям внутреннего мира. Этот этап сопровождается существенной переоценкой ценностей и сменой приоритетов, что влечёт за собой чувство некой внутренней разобщённости между разноуровневыми желаниями, мыслями, чувствами личности. Этот процесс в конфликтологии называется внутриличностным конфликтом. Давайте детальнее остановимся на этом понятии.

2.3. Внутриличностный конфликт

Внутриличностным конфликтом называют конфликт внутри психического мира личности, свидетельствующий о столкновении в сознании индивида двух сильных, но разнонаправленных тенденций, интересов, что также отражается в противоречивых связях с социальной средой. Такой конфликт отражает противоречия между сознательными и бессознательными потребностями, требованиями совести и стремлением получить удовольствие, между инстинктивными побуждениями и нормами культуры и нравственности. Такой конфликт порождён внутренней необходимостью личности совершить выбор между противопоставляемыми в её сознании интересами.

На примере пирамиды этот конфликт отражает столкновение разнонаправленных интересов, относящихся как к группе интересов одного уровня, так и к группам разных уровней.

По мнению конфликтологов, внутриличностные конфликты возникают при наличии в структуре самосознания личности сложной и развитой иерархии потребностей и мотивов, высокого уровня развития чувств и ценностей, сложно организованной и развитой когнитивной структуры, способностей индивида к самоанализу, наличии ситуативных условий, которые актуализируют противоречивость интересов личности. Такие индивиды, согласно изложенной в начале раздела классификации типов восприятия личности, относятся к третьему типу.

У читателя может сложиться мнение, что в жизни людей, относящихся к первому и  второму типам, внутриличностные, и, как следствие, межличностные, конфликты не возникают. Но это совершенно не так. Люди, относящиеся к третьему типу, попадая в конфликтные ситуации, испытывают внутренний дискомфорт от невозможности положительно разрешить ситуацию, угрызения совести, чувство вины, желание что-то предпринять, чтобы гармонизировать ситуацию, поэтому для них становится нормой жизни стремление жить в гармонии с окружающим миром. В отличие от них, люди, относящиеся к первому и второму типам восприятия, конфликтное общение принимают абсолютно естественно, поэтому у них не возникает внутриличностного конфликта и потребности решать межличностные конфликты с окружающими.

О наличии у человека внутриличностного конфликта могут свидетельствовать следующие признаки: «… противоречивость образа Я, снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и ценностей, принципов, которыми субъект ранее руководствовался,… психоэмоциональное напряжение, значительные отрицательные переживания, … снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения, … нарушение нормального механизма адаптации, усиление психологического стресса».[1]

Внутренняя конфликтность человека плохо влияет на последовательность его поведения, провоцируя на психоэмоциональную неуравновешенность в общении с окружающими, частую смену настроения, тем самым способствуя возникновению непонимания со стороны окружающих (конфликтных ситуаций) и  даже межличностных конфликтов.

2.4. Межличностный конфликт

Межличностным конфликтом называют конфликт между индивидами в результате их социального или психологического взаимодействия. Он может возникнуть при столкновении различных интересов, ценностей, целей, мотивов, противоречий и противостояния между личностями и обычно сопровождается негативными эмоциями и чувствами участников по отношению друг к другу.

Причинами таких конфликтов, по мнению психологов, могут служить искажение информации в процессе межличностной коммуникации, субъективизм в оценке деятельности, психологическая несовместимость.

Изучением, классификацией типов систем восприятия и обработки информации и взаимоотношений между ними занимается соционика. В своих исследованиях соционики пришли к мнению, что психика каждого человека развивается по-разному в четырёх направлениях – мышление (логика), эмоции, интуиция и сенсорика (ощущения), формируя таким образом индивидуальную асимметрию системы восприятия личности. Этот фактор имеет ключевое влияние на то, какую из всей массы поступающей извне информации человек воспримет, а какая пройдёт мимо его внимания, каким образом в его самосознании обрабатывается поступающая информация, с какими людьми он сможет легко найти общий язык, а с какими, наоборот, могут возникнуть конфликты. Главной причиной возникновения межличностных конфликтов, согласно исследованиям социоников, является именно разность систем восприятия людей. То есть причины возникновения конфликтных ситуаций между людьми возникают не из-за того, ЧТО говорят эти люди друг другу, а скорее КАК они это делают.

В своей работе «Соционика. Введение» [3] Аушра Аугустинавичюте[4] так охарактеризовала суть различий в восприятии: «Он (тип ИМ[5]- тип приёма и обработки информации, психологический тип) определяется порядком селекции и обработки психикой получаемой информации. Этот порядок определяет многие психические свойства человека: склонность, способности, интересы, формы активности, целенаправленность и мотивацию поведения, отношения с другими людьми, эстетические и эротические вкусы».

Представьте, обмен какими объёмами информации стоит за каждым взаимодействием  двух людей: их разнонаправленные  интересы одного уровня, которые противоречат интересам друг друга, или разных уровней, основанных на разных жизненных представлениях, приоритетах и ценностях; индивидуальные наборы актуализированных интересов; индивидуальные асимметрии системы восприятия и обработки информации, основанные на предшествующем жизненном опыте. Всё это просто невозможно отследить во время общения. И тем более сразу понять, какая из этих причин  в большей степени способствовала развитию межличностного конфликта.

2.5. Взаимосвязь между «внешними» и «внутренними» явлениями в жизни человека

 При поиске информации о взаимосвязях между «внешними» и «внутренними» явлениями в жизни человека я нашла ответы на интересующие меня вопросы именно в ииссиидиологии. Данное знание даёт существенный информационный базис о разноуровневой структуре самосознания, роли и «месте» в этой структуре личностного самосознания, взаимосвязи человека с коллективным сознанием человечества в целом.

В ииссиидиологии, в отличие от вышеприведённого примера с пирамидой, структура потребностей и интересов личности рассматривается сфероидально. Если сложить множество пирамид (описанных выше) вершинами внутрь, то получится набор вложенных друг в друга сфер  (см. рис.3). Наружный контур в ней соответствует базовым потребностям личности (двум нижним уровням пирамиды – потребность в физиологическом выживании и безопасности, семье, здоровье, собственности, сбережениях), а центр сферы - высшим потребностям человека (самоактуализации). В обоих примерах - с пирамидой и со сферой – менее синтезированные интересы и потребности являются базовыми составляющими более синтезированных интересов человека. Но, в отличие от пирамиды, сфера отражает ииссиидиологический принцип, согласно которому по мере эволюционного развития интересы человека смещаются с внешней сферы взаимодействия внутрь его самосознания.

С более детальной информацией о структуре личностного самосознания вы можете ознакомиться в 1, 10 и 15 томах «Ииссиидиологии» [4,7,9], поэтому я не буду останавливаться на конкретике каждого уровня (сферы), а постараюсь объяснить принцип и причины возникновения внутриличностных и межличностных конфликтов с позиции ииссиидиологии.

 
Рис.3. Сфероидальная структура потребностей и интересов личности

Структура, показанная на рисунке 3, является лишь субъективным отражением моих представлений о личностном самосознании, которые я почерпнула из ииссиидиологии, и приведена в данной работе для того, чтобы наглядно показать, что процесс «повышения» уровня самосознания личности, на самом деле, является процессом его «расширения» за счёт «углубления» внутрь самосознания. «Углубление» происходит тогда, когда личность, получая опыт в различных жизненных ситуациях, отслеживает некие закономерные взаимосвязи между своими психоментальными реакциями (выборами) и теми изменениями в её жизненных обстоятельствах, которые происходят после таких реакций (выборов). Анализируя свои жизненные ситуации и реакции на них, человек разделяет их на условные типичные группы, которые порождают похожие реакции, аккумулирует свой опыт переживаний и вырабатывает алгоритм трансформации негативных эмоций и мыслей в позитивные. Такая внутренняя работа помогает формировать в самосознании личности более информационно ёмкие и целостные блоки представлений о себе и окружающей действительности. То есть, чем выше уровень представлений, тем больший объём информации (опыта) в него вложен, и переходя на этот уровень, человек «расширяет» таким образом своё самосознание, потому что на этом уровне уже есть вся "предыдущая" информация, только в «схлопнутом» ("стянутом к центру") виде.

В приведённом примере со сферой наружные сектора соответствуют уровням выживания личности; представления на этих уровнях более фрагментированы, антагонистичны по отношению друг к другу. А внутри они сходятся все в один центральный круг (самоактуализация) – круг слияния интересов. Представления данного круга наиболее универсальные, глубинно понимающие причинно-следственные взаимосвязи всех событий, они объединяют в себе всю информацию внешних секторов.  Эти высшие уровни самосознания обладают большей интегральностью (синтезированностью) и являются более общими для всех людей. На них гораздо проще достичь согласия и понимания между людьми, они менее антагонистичны, чем низшие уровни выживания. Поэтому, если у человека активен именно внутренний круг, то он может и оправдать и понять человека с активностью любого сектора.

Хочу обратить ваше внимание на то, что на самом деле структура самосознания личности не ограничивается тем, что показано на рисунке 3, и принцип сфероидального «углубления» самосознания можно продолжать бесконечно. Также не существует чётких границ между уровнями самосознания, их деление весьма условное.

А теперь давайте разберёмся, как с ииссиидиологической точки зрения межличностные взаимодействия способствуют «углублению» уровня самосознания личности и что является причиной возникновения межличностных конфликтов?

 
Рис.4. Взаимосвязь личности с окружением

На рис.4 удачно, на мой взгляд, показан принцип взаимодействия личности со своим окружением. Представьте, что в центре – это Вы.  А фигуры, которые размещены по кругу, - это Ваше окружение, с которым Вы чаще всего взаимодействуете в данный жизненный период. А теперь представьте, что структура самосознания (интересов) Вас и Вашего окружения имеет, как показано на рис.3, определённую информационную наполненность, и у каждого она индивидуальная. 

Интересы наружной сферы (уровня) структуры самосознания  личности (рис.3) характеризуются высокой степенью фрагментированности и несогласованности между собой, то есть они менее синтезированы между собой.  Чем ближе интерес расположен к условному центру сферы, тем степень их фрагментированности ниже, а внутренняя согласованность выше.

Поэтому в зависимости от того, интересам какого уровня человек отдаст предпочтение (осознанно или бессознательно) при взаимодействии с другим человеком, такой эффект и получит. Если он будет руководствоваться своими более синтезированными представлениями, соответствующими его внутренней сфере интересов, то вероятность, что такое взаимодействие пройдёт в позитивном ключе, гораздо выше. А значит, любая конфликтная ситуация (непонимание), которая возникнет в процессе общения, быстро аннигилируется, не переходя в стадию межличностного конфликта.

Если же человек во время взаимодействия с кем-то отдаст предпочтение (в большинстве случаев это происходит бессознательно) реализации интересов наружного сектора, то вероятность возникновения конфликтной ситуации и перехода её в межличностный конфликт будет гораздо выше. Это объясняется тем, что на менее синтезированных уровнях выше степень несовместимости представлений и непонимания между людьми, что усиливает конфликтность между ними.

Взаимодействие с окружающими приносит каждому человеку необходимый и интересующий его опыт переживаний (новую информацию). Если человек испытывает позитивные эмоции и понимание по отношению к окружающим людям, ему открывается доступ к опыту этих людей, тем самым способствуя «углублению» и «расширению» уровня самосознания этого человека, и он сам, в свою очередь, открывает свой синтезированный жизненный опыт для других. Если человек находится в негативных состояниях по отношению к кому-то, то доступ к жизненному опыту и поступлению новой информации более синтезированных уровней этого человека для него остаётся закрытым. Когда он остаётся в негативных отношениях по отношению к кому-то, ему приходится довольствоваться обменом с этим человеком менее синтезированными представлениями, что только усиливает степень конфликтности между ними. То есть при общении на высоком качественном уровне у людей происходит взаимный обмен синтезированными информационными блоками, а не разрозненными фрагментами.  По такому принципу осуществляется взаимный энергоинформационный обмен между людьми, который на рис.4 условно показан двусторонними стрелочками, соединяющими центровую фигуру с фигурами круга.

С ииссиидиологической точки зрения любые межличностные отношения, в том числе и любая конфликтная ситуация или межличностный конфликт, образуются не где-то «во вне», а во внутреннем мире личности, откуда её текущие представления о себе и окружающем мире проецируются на окружающую действительность. То есть все интересы, представления, потребности человека в первую очередь формируются в его самосознании, и лишь потом находят отражение в окружающих людях, жизненных условиях, ситуациях. Суть истинных насущных интересов личности заключается в тех психоментальных переживаниях (радость, грусть, страх, неприязнь, симпатия, доброжелательность, обида, зависть, радость за других и т.п.), которые человек непрерывно испытывает в процессе взаимодействия с окружающим миром. А окружающий мир, в свою очередь, служит своего рода декорациями, обеспечивающими этому человеку потенциальные возможности переживаний и жизненных реализаций.

«Ваши так называемые «межличностные» отношения по своей Сути отражают собой не ваши отношения с другими людьми, а «лично» вас  - с «самими собой». … Главное и единственное, что имеет для вас смысл в каждом из ваших внешних  и психических проявлений, это то, кем «лично» вы  являетесь, что именно вы делаете и в качестве кого вы имеете возможность проявить себя в каждый определяющий момент по отношению к каждому  из этих «межличностных» взаимодействий. Не в предвзятых оценках поступков каждого из «других вас» в замкнутом кругу «межличностных» взаимоотношений снова и снова обретаете вы Самих Себя, но в качестве своих собственных ответных реакций на каждое из их воздействий». [6; абз. 3.0053]

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что возникновение  межличностных конфликтов, когда человек не пытается от них уйти, а наоборот, предпринимает попытки его разрешить, является эволюционной возможностью выхода на следующий этап развития. Межличностные конфликты актуализируют скрытые внутриличностные конфликты в самосознании человека, способствуя при разрешении такого конфликта выходу этого человека на новый уровень развития и восприятия самого себя и окружающих, перехода на новый для человека уровень мышления. То есть конфликт – это почва для самотрансформации, поэтому ииссиидиология предлагает рассматривать конфликт, как  способ самосовершенствования.

3.   Способы решения межличностных конфликтов

В данном разделе рассмотрим, какие способы разрешения межличностных конфликтов предлагает конфликтология и ииссиидиология.

Конфликтология [1, 2] предлагает пять возможных путей решения конфликтов:

  • уход,
  • приспособление,
  • принуждение,
  • компромисс,
  • сотрудничество.

Давайте вкратце рассмотрим каждый из них.

Первый путь, ухода, подразумевает нежелание сторон решать возникший конфликт. Применение такого пути возможно лишь как временное средство, чтобы отсрочить принятие решения или когда вопрос не имеет большого значения. Такой путь может нанести вред отношениям из-за возможного нагнетания конфликта.

Второй путь, приспособления, подразумевает, что одна из сторон существенно жертвует своими интересами ради сохранения мира в отношениях. При этом ни одна из сторон не чувствует удовлетворения от такого процесса развития отношений. Такой процесс также вредит отношениям, потому что удовлетворяет интересы только одной стороны. Такой путь решения конфликта рекомендуют применять в тех случаях, когда вопрос не имеет большого значения или в тех, когда необходимо получить социальное уважение.

Третий путь, принуждения, подразумевает, что одна из сторон, отстаивая свои интересы, вынуждает другую сторону на проигрышное для этой стороны решение. Выбор такого пути свидетельствует о нежелании сторон сотрудничать. Как и в предыдущем случае удовлетворяются интересы лишь одной стороны, нанося, таким образом, вред отношениям. Этот путь рекомендуют применять как радикальную меру, если одна сторона поняла, что другая сторона хочет использовать её в своих интересах.

Четвёртый путь, компромисса, подразумевает частичное желание сторон сотрудничать. Исход такого пути принесёт лишь частичную удовлетворённость интересов. И пока часть интересов будет оставаться неудовлетворённой, это будет мешать гармонизации отношений между сторонами. Такой путь рекомендуют применять в тех случаях, когда на принятие другого решения не хватает времени или когда другие способы решения не эффективны.

Пятый путь, сотрудничества, предполагает желание и готовность сторон совместно решить возникшую проблему. При выборе такого пути решения конфликта стороны смогут найти такое решение, которое удовлетворит интересы обеих сторон. Способность сторон   выслушать и понять друг друга будет способствовать укреплению их отношений. Этот путь решения конфликтов рекомендуют применять всегда.

Выбирая сотрудничество как путь решения конфликта, стороны могут сделать это самостоятельно или прибегнуть к помощи третьей стороны. Здесь важно добавить, что эффективность вмешательства третьей стороны зависит от мотивированности всех сторон, участвующих в конфликте, на совместную работу, желания третьей стороны решить конфликт, наличия у третьей стороны успешного опыта по урегулированию конфликтов, знания третьей стороной особенностей конфликта, который предстоит урегулировать.

Ииссиидиология предлагает урегулирование межличностных конфликтов, соблюдая принципы честности, открытости, душевной инициативности, ответственности, проявления которых свидетельствуют о высокой степени синтезированности человеком признаков Высокочувственного Интеллекта и Высокоинтеллектуального Альтризма. Давайте рассмотрим эти принципы детальнее.

Принцип честности подразумевает способность человека максимально объективно оценить своё участие в образовавшемся межличностном конфликте: были ли с его стороны предприняты какие-то эгоистичные действия, которые ущемили интересы другой стороны, какие его поступки, состояния могли спровоцировать конфликт.

Принцип открытости предполагает, что человек, осознав неверность своего поведения, высказанных слов, сможет подойти и искренне попросить прощения у другого человека за то, что вызвал у него своим поведением негативные реакции.

Принцип душевной инициативности предполагает способность человека сопереживать и соучаствовать окружающим, не оставаться по отношению к ним безразличным. Люди, применяющие этот принцип, планомерно уделяют внимание развитию отношений с окружающими, предотвращая, таким образом, возникновение конфликтных ситуаций. И даже если такие ситуации возникают, они способны не доводить их до стадии нерешённого конфликта.

Принцип ответственности подразумевает способность человека нести ответственность за те свои действия, что нанесли вред окружающим, провоцируя их на конфликт, и те, что были предприняты для устранения оного (за их своевременность и эффективность).

В предыдущем разделе, после описания ииссиидиологического принципа связи «внутренних» и «внешних» проявлений в жизни человека, я подвела итог: любой межличностный конфликт актуализирует внутриличностный конфликт в самосознании человека. Для того чтобы человек смог разрешить свой внутренний конфликт и не создавать вокруг себя конфликтных ситуаций с окружающими, ему необходимо постараться понять, почему в его жизни появляются подобные люди, обстоятельства. В этом случае помогает метод, который я для себя назвала «методом зеркала». Суть его заключается в том, что в других людях я вижу и негативно воспринимаю лишь те качества, которые есть во мне самой. Как только я нахожу в собственном самосознании скрытую выгоду появления в моей жизни подобных конфликтных ситуаций, я могу осознанно - посредством мотивации - аннигилировать этот интерес.

В противном случае этот человек будет вынужден сталкиваться с подобными ситуациями до тех пор, пока не разрешит свой внутренний конфликт.

Ииссиидиология объясняет, что окружающий человека мир не является материально-статичным, неизменным, то есть не является той самой объективной реальностью, которая окружает его в течение всей жизни. Более истинное восприятие окружающего мира заключается в возможности увидеть множество энергоинформационных взаимосвязей, которые по резонационному принципу (выборочному резонансу по конкретным качествам характера) объединяют личность и её окружение в целостную субъективно воспринимаемую ею реальность. Субъективная реальность каждого человека является лишь реалистично смоделированной в его собственном самосознании картиной. Это значит, что любые изменения в психоментальных состояниях, отношениях человека с окружением влияют на то, что он способен воспринять вокруг себя, какие возможности жизненных, творческих реализаций перед ним раскроются.

Анализ каждой конфликтной ситуации с позиции собственных переживаний и отношения к конкретному человеку или ситуации будет помогать обнаруживать внутри собственного самосознания несогласующиеся (конфликтующие) представления, то есть те эгоистичные и невежественные тенденции и представления, которые не способствуют реализации  интересов и достижению целей человека и от реализации которых он готов отказаться.

Как же можно предотвратить возникновение межличностных конфликтов? Об этом речь пойдёт в следующем разделе.

4.   Способы предотвращения конфликтов

Все типы восприятия, свойственные представителям нынешнего человечества, соционики разделили на шестнадцать основных групп (психологических типов). Каждый психологический тип имеет свои индивидуальные особенности «отбора» из потока поступающей «извне» информации, которая является наиболее существенной для него. Описание каждого типа содержат информацию о творческом потенциале личности, её сильно и слабо развитых сторонах, помогает определить направления деятельности, в которых она сможет максимально реализовать свои способности, быть наиболее нужной и полезной окружающим. Такая информация может помочь человеку более взвешенно подойти к выбору своей профессии, а также своей роли в командной работе, обществе, которую он сможет выполнять лучше других людей, представляющих другие психологические типы.

Для предотвращения межличностных конфликтов соционика предлагает[6] варианты возможных отношений каждого из 16-ти типов с остальными 15-ю  – от полного взаимопонимания и дополнения (дуальных) до конфликтных. Зная свой психологический тип и тип собеседника, можно заранее спрогнозировать возможное развитие отношений с этим человеком.

Дуальный тип отношений стоит описать подробнее. Такой тип отношений формируется между двумя людьми, относящихся к противоположным психологическим типам, и способствует выравниванию линии жизненной активности каждого из участников таких отношений, предусматривая полно взаимное дополнение между ними. Сильные качества одного полностью дополняют слабые качества другого и наоборот. По мнению А. Аугустинавичюте: «Выживание организма обуславливается его приспособляемостью к окружающей действительности, его способностью войти в гармоничные отношения с этой действительностью, в том числе – с другими организмами. … Сам человек по-настоящему переживает свою невключённость в диаду (пару), то есть отсутствие кооперирующего с ним дуала. Это отражается на его и психическом, и  физическом равновесии».

После образования взаимодополняющей пары соционика предлагает  последовательное объединение таких пар по принципу взаимного дополнения до восьми, в которых участвуют представители всех шестнадцати психологических типов. Это объединение называют «соционом» и он считается наиболее эффективной творческой единицей. В своей работе «Соционика. Введение» [3] А.Аугустинавичюте пришла к заключению, что обработка информации одним отдельно взятым способом непродуктивна, даже если это будут осуществлять множество людей с одним и тем же психотипом: «такая социальная группа будет функционировать вяло и не справится с самыми простыми жизненными проблемами». По мнению А.Аугустинавичюте, интеллект отдельной личности можно считать лишь одной шестнадцатой социального интеллекта, а «социон можно считать единицей человеческого общества и основой социальной природы человека».

Особенность и социальная эффективность структуры «социона» заключается не только в объединении шестнадцати разных типов восприятия и обработки информации, но и в существующей в нём определённой схеме взаимодействия и отношений каждого со всеми остальными участниками. Именно отношения внутри «социона» превращают это объединение «в сплочённое и закономерное целое, как бы энергетическую единицу человечества».

Применение вышеописанной концепции практикуется для выбора стратегии поведения с конкретным человеком, при выборе наиболее подходящего человека для супружества, предприятиями при подборе сотрудников наиболее соответствующих вакансии, руководителями проектов для формирования эффективных творческих команд и распределения ролей в команде.

Подводя итог, можно сказать, что соционика для предотвращения конфликтов предлагает планировать и создавать долгосрочные отношения - супружество, семья, бизнес, творческие группы - с теми, с кем высокая степень взаимного дополнения по психотипу. А с людьми, с которыми степень дополнения низкая, выработать неконфликтную стратегию поведения или перейти в отношения периодического характера.

Ииссиидиология предлагает признаки универсальной системы восприятия и обработки информации (системы восприятия Человека), которая характеризуется симметрично развитой ментальной и витальной составляющими психики личности. Универсальность такой системы восприятия заключается в способности личности строить долгосрочные гармоничные отношения с любым человеком.

Универсализации системы восприятия человека при становлении его Человеком способствуют интеллектуально-альтруистичные выборы, о которых Орис О.В., автор книг по ииссиидиологии, пишет так: «Это означает, что к каждому своему выбору вам надо научиться относиться бескопромиссно и предвзято: присутствуют ли в нём симультанно (одновременно) и признаки высокочувственного Интеллекта (или хотя бы благоразумности), и характерные признаки высокоинтеллектуального Альтруизма  (или хотя бы бескорыстие)? Если подобных признаков вы не можете отыскать, то лучше повременить с таким выбором, переждать, подумать, и если вы будете продолжать оставаться предельно честными, то вскоре вариант, соответствующий этим условиям, обязательно появится….».   [6;абз. 3.0304]

Более глубокая суть признаков Альтруистичности в выборах абсолютно не согласуется с получением «… хотя бы какой-то «личной» выгоды от альтруистичного поступка (кроме морального и духовного удовлетворения) …». [6;абз. 3.0305] 

Более глубокая суть признаков Интеллектуальности не подменяется «…демагогичным умствованием, эгоистичной рассудочностью и разумностью, выгодностью, хитростью, расчётливостью и выживаемостью. Критерий здесь один: ментальная составляющая данного признака должна быть лишена  какой бы то ни было «личной» выгоды  и честолюбивой (эгоистичной) заинтересованности в возможных результатах осуществляемого вами выбора».  [6;абзацы 3.0305, 3.0306] 

Развивая в себе навыки анализа своих собственных интересов, мотивов, побуждений, психоментальных реакций и состояний, человек более самокритично оценивает свои выборы на наличие замаскированной личной выгоды (реализации собственного честолюбия, завышенной самооценки по отношению к окружающим, скрытой потребности манипуляции другими людьми). Таким образом, человек получает возможность осознанно выбирать из бесчисленного множества доступных ему решений такие, в которых присутствует больше признаков бескорыстия и благоразумности. В перспективе такая практика даёт возможность человеку осуществлять жизненные выборы, в которых одновременно присутствуют признаки и высокочувственного Интеллекта (ВЧИ), и высокоинтеллектуального Альтруизма (ВИА), наличие которых способствует нахождению мотивации и культивированию позитивного отношения и понимания любых жизненных проявлений, тем самым способствуя развитию в сознании личности Человеческой Мудрости. Мудрость Человека включает в себя осознание собственной ответственности за свои выборы и понимание, что все его текущие выборы формируют дальнейшие сценарии его жизни.

Одной из составляющих Человеческой Мудрости является состояние иммунитантной Ответственности, основанное на синтезированных качествах ВЧИ и ВИА. Оно подразумевает способность человека брать на себя ответственность не только за собственные выборы, но и за выборы окружающих людей, поскольку своё «я» и «окружающий мир» воспринимаются им как целостная система энергоинформационных взаимосвязей, являющаяся неотъемлемой частью собственного самосознания и механизма самопознания. Выборы, совершаемые окружающими людьми, отражают спектр потенциально возможных выборов человека, который наблюдает их в своей реальности. Эти выборы могут относиться как к категории тех, что ему уже неинтересны (такой опыт уже получен), так и тех, которые представляют насущные интересы личности (опыт в результате таких выборов ещё не синтезирован).

Синтезируя состояние иммунитантной Ответственности, любую конфликтную ситуацию или межличностный конфликт, человек воспринимает лишь как отражение собственного внутреннего конфликта представлений и, подключая взаимосвязи синтезированных интеллекта и альтруизма, разрешает свой внутренний конфликт, получая тем самым опыт    новых переживаний, новые энергоинформационные взаимосвязи в своей системе восприятия. Такой человек изменяет окружающий мир, в первую очередь корректируя свои собственные внутренние эгоистичные и невежественные тенденции, и руководствуется правилом «не навреди» в отношениях с окружающим миром. О принципах взаимодействия между такими людьми Орис О.В. пишет так: "Способность к Пониманию, терпимость и толерантность, Ответственность и Инициативность, интеллектуально-альтруистичные отношения и массовое стремление людей к творческому сотрудничеству в различных Сферах Творчества и Направлениях развития являются в благоприятных вариантах нашего с вами "будущего" самыми главными и основополагающими ценностями и накоплениями". [6;абзацы 3.0361]

Для того чтобы когда-то стать такими Людьми, каждому из нас необходимо пройти эволюционный этап неосознанной реализации своих жизненных интересов и потребностей, в большей степени удовлетворяющих личные эгоистичные нужды и в меньшей степени связанных с созидательными процессами ради общества в целом. Процесс постепенного удовлетворения (синтеза) таких «не Человеческих» интересов, осознание их «ошибочности» и адаптация этих представлений в Человеческие, способствует активизации в сознании личности интеллектуально-альтруистичных тенденций.

Интеллектуально-альтруистичный подход в развитии отношений в обществе  предусматривает расстановку акцентов внимания в равной степени на достижении целей общества и созданию в нём гармоничных отношений. Поэтапная аннигиляция негативных проявлений (непонимания друг друга, вражды, разделённости, обид, осуждения, зависти, ревности) в межличностных отношениях высвобождает психическую энергию человека для реализации в более позитивных переживаниях (проявлениях альтруизма, соучастия, сопереживания, эмпатии, понимания, интеллектуального альтруизма, желания делать что-то для других, объединяться в творческие коллективы для решения общечеловеческих задач). Позитивные психические энергии, устремления, желания Людей гармонично объединяются в единый созидательный творческий поток, в котором никто не растворяется в другом, а всегда остаётся его важной неотъемлемой частью.

Постепенно изменяя подход к решению конфликтных ситуаций по принципу «снаружи – во внутрь», человек начнёт замечать положительные изменения в отношениях со своим окружением, жизненных условий и обстоятельств. Таким образом, изменение внутреннего пространства своего самосознания способно привести людей к обществу, в котором не существует межнациональных, межрасовых, межгосударственных, политических, религиозных конфликтов. В таком обществе будущего принята совершенно новая высшая Этика, согласно которой в основу межличностных, экономических, политических отношений положен принцип «стремиться не к тому, чтобы больше иметь, а к тому, чтобы всегда быть в наибольшей степени полезным людям». [9;абзацы 15.17500]

 

[1] Интерпретировать, оценивать действия человека, показывая его не в лучшем свете.

[2] Исследования (2005 – 2010 гг.) психолога Эда Динера из Университета Иллинойс.

[3] Якобсон Павел Максимович (1902—1979) — советский психолог, специалист в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества, мотивации поведения человека.

[4] Аушра Аугустинавичюте (4 апреля 1928 — 24 августа 2005) — литовский экономист, занималась также социологией и психологией, известна как основоположник концепции соционики.

[5] Тип ИМ – тип информационного метаболизма. Понятие подразумевает тип приёма и обработки информации или психологический тип восприятия.

[6] «Теория интертипных отношений», разработанная Аушрой Аугустинавичюте 

Ссылки на первоисточники:

[1] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.

[2] Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.

[3] Аугустинавичюте А. Соционика. Введение – Москва, 1998.

[4] Орис О.В., «Основы ииссиидиологии», Том 1, Изд.: ОАО «Татмедиа», г. Казань, 2012г.

[5] Орис О.В., «Основы ииссиидиологии», Том 2.

[6] Орис О.В., «Основы ииссиидиологии», Том 3.

[7] Орис О.В., «Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому», Том 10, Изд.: Москва, 2010.

[8] Орис О.В., «Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому», Том 14, Изд.: Москва, 2011.

[9] Орис О.В., «Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому», Том 15, Изд.: Москва, 2011.

[10] Якобсон П.М. Статья в «Психологическом журнале», 1981, №4, с.142-147 «Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности».

Рекомендуемая  литература:

С.Кови, «7 навыков высокоэффективных людей»

Филатова Е. С. Соционика для вас — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.

Просмотров: 2772