Решение проблемы возникновения неконтролируемых эмоций с точки зрения нейропсихологии и ииссиидиологии

администрация сайта: данная статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с мнением и представлениями автора Ииссиидиологии

Последнее обновление материала статьи,  5 роликов на youtube:

 

1. Введение.

Ежедневно большинство людей сталкиваются с решением вопросов, которые играют существенную роль в разных сферах их жизни – семейных отношениях, социальной и профессиональной деятельности, входя во взаимоотношения с окружающими. Например, собрать детей утром в школу, вовремя добраться до места работы, сдать проект в поставленные сроки, провести важные переговоры, пройти собеседование на новой работе или другие неожиданные обстоятельства, способные нарушить планы, или влекущие потерю времени, денег или чего-то ценного. Каждый раз, попадая в стрессовую ситуацию, человек достаточно часто ведёт себя совершенно неожиданным для себя образом. В такие моменты он получает неоценимую возможность прочувствовать свои скрытые (подавленные) эмоции, которые в обычных состояниях у него не проявляются. Кому-то в таких ситуациях удаётся сохранять спокойствие, а для кого-то такие ситуации становятся причиной проявления сильных негативных эмоций (страха, агрессии и прочих) по отношению к себе и окружающим.

Чем же обусловлено импульсивное неконтролируемое поведение человека? Можно ли действительно «взять под контроль» свои эмоции, или существуют другие способы решения проблемы?  Какие есть возможности снижения частоты возникновения импульсивных состояний?

В данной статье я поделюсь информацией о природе негативных эмоций и психических состояний человека на основе исследований нейропсихологии, новых представлений, изложенных в оригинальной гипотезе О.В.Ориса, личного опыта, а также предложу методы решения этой проблемы.

Ученые давно обнаружили, что системой, обеспечивающей связь между всеми органами, системами организма и мозгом являются нервная и гормональная системы, которые объединены в единую нейро-эндокринную систему организма человека. Также была установлена взаимосвязь каждого вида гормона с соответствующими эмоциями, которые влияют на психические состояния и поведение человека.

Активность тех или иных гормонов в организме человека влияет на его эмоциональное состояние. Эмоции формируют психические состояния личности и влияют на её поведение. Остаётся вопрос: от чего зависит, какой гормон выделится в следующий момент, и какие эмоции будет при этом испытывать личность – радость, воодушевление, страх, тревогу, гнев? Можно ли предугадать активность тех или иных гормонов в организме?

Изард К.Э. в своей книге «Психология эмоций» так высказывается об эмоциях: «Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и деятельность. Эмоция мотивирует».

Поскольку командным пунктом организма человека является мозг, давайте определим, какова его роль в возникновении неконтролируемых эмоций человека.

2. Общая часть.

2.1. Краткая информация о физиологии мозга человека

Для начала определим эволюционно значимые структуры человеческого мозга, которые отражены на рис.1.

 
Рис. 1. Структура мозга человека

Таких структур две:

  • Лимбическая система – расположена в центре мозга. Включает таламус, гипоталамус, миндалину (амигдалу), гипофиз, гиппокамп. Размером с грецкий орех.
  • Кора головного мозга (в частности, неокортекс) – расположена по периферии полушарий большого мозга и покрывающая их, является самым большим отделом головного мозга.

Давайте детальнее разберёмся в функциях каждой из вышеперечисленных структур.

Лимбическая система (ЛС), доставшаяся человеку от млекопитающих животных, имеет множество функций, каждая из которых играет решающую роль для выживания человека, формирует его поведение, привязанности, придаёт эмоциональную окрашенность переживаниям, регулирует сексуальное возбуждение.

Более детальная информация о лимбической системе.

Лимбическая система – координирующий отдел работы организма человека.

  • Таламус – отвечает за обработку и передачу сигналов от органов чувств (зрительных, слуховых, тактильных, чувство равновесия и баланса, кроме обоняния) к коре головного мозга.
  • В гипоталамусе размещены центры регуляции эмоций и поведения человека, жажды, голода, сон, бодрствование, температуру тела.  Регулирует оборонительные, пищевые, половые реакции и вегетативные процессы, обеспечивающие выживание человека. Центр регуляции эндокринной (гормональной) системы. Объединяет нервные и эндокринные механизмы в общую нейроэндокринную систему.
  • Гипофиз – вырабатывает гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию. Гипофиз и гипоталамус объединяются в единый функциональный комплекс.
  • Миндалины (расположены по одной в височной доле каждого полушария) - играют ключевую роль в формировании у человека и животных эмоций (реакций страха и  удовольствия), функция мотивации условно-рефлекторного поведения, её активность является запуском сексуального возбуждения.
  • Гиппокамп –  выполняет функции запоминания и распознавания разных мест, объектов, людей. Участвует в механизмах формирования эмоций.

Из краткого описания функций каждого отдела лимбической системы можно сделать вывод, что её активность отражает возможности системы восприятия личности. ЛС отвечает за эмоциональные реакции и регулирует деятельность нейроэндокринной системы человека. ЛС «ответственна» за биологическое выживание (поддержание жизнеспособности своего организма и инстинкт продолжения рода),  «хранение» информации долговременной памяти и «сверку» поступающей информации с уже имеющимся опытом личности.  Работа лимбической системы связана с реализацией инстинктивных интересов, которые свойственны животным.

Кора головного мозга (в частности, неокортекс).

 
Рис. 2. Отделы коры головного мозга человека

Кора головного мозга (см. рис.2) - наиболее молодое в эволюционном отношении образование центральной нервной системы. У человека она достигает наивысшего развития среди млекопитающих. Кора головного мозга имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельности организма, в осуществлении сложных форм поведения и становлении нервно-психических функций.

Лобные доли полушарий – составляют 50% массы головного мозга. В науке функции этой области мозга считают основой психических функций человеческого сознания. Лобные доли ответственны за принятие решений, индивидуальность, движение, речь человека. Особая роль возложена на часть лобных долей - префронтальную область неокортекса, -  которая имеет множество непосредственных взаимосвязей с отделами лимбической системы и отвечает за развитие интеллекта.

Давайте более детально остановимся на функциях префронтальной области неокортекса (ПОН) (на рис.3 - синим цветом).

 
Рис. 3. Префронтальная область неокортекса мозга человека

Активность нейронных связей этой области лобных долей повышает способность личности концентрировать внимание, ставить цели и планомерно достигать их, планировать, организовывать, делать выводы, решать сложные задачи, управлять своими действиями, временем, сиюминутными импульсами, активизирует у личности чувство ответственности и эффективности. Люди с развитой сетью нейронов ПОН способны выстраивать более глубокие отношения с окружающими, основанные на искреннем соучастии, сопереживании и глубоком понимании других людей.

Развитие лобных долей играет ключевую роль в эволюции человека, потому что связано с повышением уровня интеллекта и способностью искреннего сопереживания другим.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: активность двух отделов мозга - лимбической системы и префронтальной области неокортекса – влияет на формирование эмоций, психических состояний и поведения человека. Давайте более детально разберёмся в этих взаимосвязях.

2.2. О связи активности отделов мозга с психическими состояниями человека

Нейробиология – наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы. Изучение поведения является также разделом нейробиологии, которая всё сильнее проникает в сферы психологии и другие науки.

Нейропсихология – наука, изучающая связь между структурой и функционированием головного мозга с психическими процессами и поведением человека и животных.

В основу описания данного раздела  легли результаты исследования Дэниел Дж. Амен в области нейропсихологии и нейробиологии, изложенные в его книге «Измените мозг – изменится и жизнь!», а также информация ииссиидиологии об уровнях самосознания личности.

Доктор Дэниел Дж. Амен (Daniel G. Amen)  - доктор медицины, нейропсихиатр, нейробиолог, руководитель известных во всем мире Клиник Амена (Amen Clinics Inc.) [2] с 1990 года в своей практике применяет компьютерную томографию мозга. Такой подход в работе с пациентами дал возможность установить связь между психическими реакциями и состояниями человека и активностью определённых отделов его мозга, а также понять, как активность разных отделов мозга влияет на поведение человека. В своей книге Д.Амен подводит итог нескольким тысячам обследований компьютерных томограмм и историй болезни этих же пациентов.

2.2.1. Взаимосвязь между уровнем активности лимбической системы и психическими состояниями человека

Автор пишет о парадоксальной, по его мнению, взаимосвязи лимбической системы (ЛС) и настроения человека: повышенная активность этой области  связана с проявлениями отрицательных эмоций, депрессии, а при нормальных, позитивных состояниях её активность  понижена.

Д. Амен называет ЛС «фильтром, сквозь который вы воспринимаете все происходящие события».

Как было показано выше, главными функциями отдела мозга, эволюционно доставшегося нам от животных, являются обеспечение реализации инстинктов выживания и продолжения рода.

Лимбическая система, являясь главным центром эмоций в мозге, в равной степени активна на пиках (!) переживаний страха и удовольствия:

  • открытая опасность физического существования порождает реакции страха, необходимость защищаться;
  • потребность в продолжении рода порождает реакции сексуального возбуждения.

В своей книге «Мозг и любовь» Д. Амен даёт описание связи между сексуальной активностью и активностью лимбической системы: «При оргазме лимбическая система мозга сильно возбуждена, и её активность  снижается после секса, … во время близости подавляется миндалевидное тело, центр страха. … Таким образом, природа  предусмотрела, чтобы люди  и животные не отвлекались  во время соития. Подавление центра страха способствует созданию чувства привязанности».

Формирование эмоциональных привязанностей сопровождается процессом выстраивания определённых нейронных цепочек в лимбической системе. Человек, в отличие от животного, может испытывать удовольствие не только от физической близости, но также и от общения с людьми (любимым человеком, членами семьи, друзьями), обладания вещами (предметами комфорта, вкусовыми ощущениями), от чувства собственной значимости (авторитета, власти, денег, славы), к которым сформировались позитивные эмоциональные привязанности. При этом, если человек остаётся в позитивных состояниях, у него наблюдается нормальная активность лимбической системы.

Центр страха (и сама лимбическая система) отличается повышенной активностью при возникновении физической или эмоциональной опасности. К формам переживания эмоциональной опасности можно отнести лишение чего-то необходимого и ценного, что приносит личности переживания удовольствия, как было описано выше, - люди, предметы, состояния, к которым сформировались эмоциональные привязанности. Эмоции  страха могут порождать реакции злобы, агрессии, ненависти, зависти, жадности, ревности, критицизма, осуждения и другие, которые будут сопровождаться повышенной активностью лимбической системы.

Парадоксальная взаимосвязь ЛС и настроения человека заключается в следующем: активность ЛС, которая включает в себя одновременно центры страха и удовольствия, наблюдается либо на пиках оргазмов, либо негативных реакций. В нормальных позитивных состояниях в ЛС формируются нейронные цепочки, которые при лишении объекта привязанности, могут провоцировать мощные негативные реакции, что будет сопровождаться повышенной активностью ЛС.

Краткий вывод: в моменты повышенной активности ЛС человек ведом инстинктивно-эгоистичными интересами и способен воспринимать и оценивать окружающий мир лишь с позиции своего сексуального возбуждения или отрицательных эмоций (страх, гнев, желание убежать от опасности). На основании вышесказанного я пришла к выводу, что лимбическая система оказывает существенное влияние на  формирование сиюминутного настроения человека. (!)

2.2.2. Взаимосвязь между активностью неокортекса и психическими состояниями человека

Значение этой области невозможно переоценить для эволюционного развития человека, поскольку она влияет на способность размышлять и контролировать импульсивное поведение, а значит, отвечает за интеллект.

Д.Амен в своей книге «Измените мозг – изменится и жизнь!» рассказывает о том, что префронтальная область неокортекса (ПОН), имея множество нейронных взаимосвязей с лимбической системой, способна уравновешивать её импульсивность и эмоциональность. ПОН дает возможность «думать головой, а не только эмоциями». Если перед личностью стоит определённая задача, на которой важно сконцентрироваться, ПОН снижает активность импульсов, поступающих из других областей мозга (в том числе от лимбической системы), «фильтруя» всю неважную на данный момент для организма информацию.

Именно ПОН, по мнению Д.Амена, способна декодировать эмоциональные импульсы, поступающие от лимбической системы, в узнаваемые чувства, эмоции и слова, например любовь или ненависть. В структурах ПОН происходит анализ допущенных личностью «ошибок», что  позволяет не повторять одни и те же ошибки.

Исследования Д.Амена, о чём автор пишет в своей книге, показывают, что при пониженной активности ПОН и повышенной активности лимбической системы у личности появляется предрасположенность к слабо контролируемому эмоциональному поведению.

Здесь важно объяснить тесную взаимосвязь между лимбической системой и ПОН. Чем выше активность префронтальной области неокортекса и чем больше нейронных связей активизировано в этой области, тем выше шанс, что негативная реакция на ситуацию или человека будет погашена и психическое состояние личности будет уравновешено. На мысле-чувственном уровне этот процесс будет сопровождаться возникновением в сознании личности определённой мотивации, которая объяснит причины происходящего и задаст направление развития дальнейшего её эмоционального состояния. Если мотивация будет убедительной, то такой ход мыслей тут же отразится соответствующей биохимической  реакцией организма на раздражитель, и психическое состояние человека уравновесится.

Краткий вывод: в моменты повышенной активности префронтальной области неокортекса человек способен управлять своей эмоциональностью, импульсивностью, более позитивно и конструктивно воспринимать окружающий мир. На основании вышеизложенного я пришла к выводу, что активность префронтальной области неокортекса влияет на способность человека сохранять уравновешенное состояние. (!)

Подведём краткий итог данного раздела: степень активности лимбической системы и префронтальной области неокортекса определяют возможности системы восприятия личности и возможный тип её психических реакций в конкретный момент.

Перед тем, как перейти к рассмотрению методов решения проблемы возникновения неконтролируемых эмоций с точки зрения нейропсихологии и ииссиидиологии, давайте ознакомимся с понятием «нейропластичность мозга». Данная информация важна для лучшего понимания следующих разделов.

2.3. Свойство мозга - нейропластичность

Результаты исследований мозга доказали способность нейронов головного мозга изменять связи в течение всей жизни человека – одни группы нейронов теряют свою активность, другие, наоборот, становятся активными. Такое свойство мозга получило название «нейропластичность». Смена активности нейронных цепочек происходит в периоды обучения, получения нового опыта, освоения новых навыков.

В своей книге «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга» Дойдж Норман [3] описывает исследования, проводимые с пациентами с определёнными физическими или психическими патологиями (например, женщина, не умеющая удерживать равновесие). Исследования, с помощью специально разработанного шлема, показали, что однажды, принудительно активизировав новые нейронные цепочки мозга в моменты получения человеком недостающего опыта (например, удерживание равновесия), эти нейронные связи, при постоянном задействовании в жизненной деятельности, остаются активными.

Открытие учёными нового свойства мозга, на мой взгляд, свидетельствует о том, что человек способен постепенно менять доминирующую активность разных отделов мозга, что прямо влияет на способность организма менять биохимические и психические реакции на одни и те же ситуации. Повышая уровень интеллекта, расширяя кругозор, интересы, осваивая новые области теоретических и практических знаний, выстраивая отношения с окружающими, человек наращивает активность нейронных связей префронтальной области неокортекса, и таким образом  изменяет представления о себе и окружающей действительности, а значит и свою систему восприятия.

3. Два подхода в решении проблемы возникновения неконтролируемых эмоций: в нейропсихологии и ииссиидиологии

3.1. Решение проблемы возникновения неконтролируемых эмоций: подход в нейропсихологии

В клиниках Д. Амена [2] в работе с пациентами применяется «биопсихосоциальный» подход, включающий три направления:

  • приём антидепрессантов (биологических добавок и медикаментов) для снижения влияния физиологических нарушений мозга на эмоции и поведение человека,
  • когнитивная терапия (психологическая работа по замене негативных мыслей и представлений на позитивные),
  • межличностная психотерапия (совершенствование навыков общения).

В совокупности такие методы способствуют снижению активности лимбической системы и повышению активности префронтальной области неокортекса, что значительно влияет на устойчивость личности к негативным реакциям и состояниям, и повышенной способности позитивно воспринимать окружающий мир.

Подводя итоги работы с пациентами в своей книге Д.Амен задаёт, на мой взгляд, два ключевых вопроса:

  1. «До какой степени мы вольны выбирать свое поведение? Похоже, наш выбор не так богат, как мы думаем».
  2. «Что представляет собой наша личность?».

И сам даёт ответы на эти вопросы:

«Но повторюсь: мы с большей вероятностью совершаем неправильный выбор, когда … недостаточно активно работает префронтальная кора».  Д.Амен

 «Наша личность сильно зависит от функции мозга, однако, как мы видим, работа нашего мозга так же сильно зависит от того, что мы думаем и в каком окружении мы живем. Все эти элементы взаимосвязаны, и разорвать этот круг невозможно».  Д.Амен

Нейробиология и нейропсихология смогли объяснить прямую зависимость степени импульсивности и неконтролируемого поведения личности от степени активности лимбической системы и пассивности префронтальной области неокортекса.

На рис. 4 отражено моё субъективное понимание взаимосвязи между проявлениями реакций личности и жизненными обстоятельствами, в которые она попадает:

 
Рисунок 4. Схема последовательного проявления реакции в организме и психике человека

Набор представлений личности о себе и окружающем мире отражает набор интересов познать себя в определённых ситуациях и переживаниях. В соответствии с текущими интересами у личности формируется сеть нейронных связей мозга (в частности ЛС и ПОН) таким образом, чтобы личность смогла получить интересующий её опыт переживаний.

Когда накопился потенциал интереса в определённом опыте, личность попадает в конкретную ситуацию или обстановку, в которой она может получить этот опыт переживаний, что обеспечивается биохимической деятельностью организма. Благодаря единой системе передачи импульсов через нейро-эндокринную систему, в организме человека происходит выработка определённого гормона, который является «материальным носителем» определённых чувств, мыслей. Исследования учёных показали, что существует временной промежуток между импульс-командой мозга (выбор реакции системой восприятия) и моментом, когда личность, по её мнению, приняла решение поступить конкретным образом.

Только после выработки гормонов на стадии психического проявления реакции личность способна осознать, что она в данный момент переживает, какие реакции произошли в организме, и повлиять на дальнейшее развитие своего эмоционального состояния. Все мысли и чувства человека, которые он способен генерировать (как позитивные, так и негативные), возникают лишь как следствие его представлений о себе и окружающей действительности.

Если у человека возникает потребность изменить свои негативные реакции на позитивные, то в первую очередь ему важно разобраться с тем, какие из его представлений, убеждений способствуют возникновению таких обстоятельств в его жизни и соответствующих реакций в организме и психике. Иными словами, человеку важно понять, какую свою внутреннюю выгоду (потребность в каких переживаниях) он удовлетворяет, попадая в те или иные неблагоприятные или благоприятные обстоятельства, и осознанно заменить этот интерес на другой - трансформировать с помощью иной мотивации.

3.2. Решение проблемы возникновения неконтролируемых эмоций: подход в ииссиидиологии

Интересный подход к объяснению процесса возникновения неконтролируемых эмоций предлагает ииссиидиология. В цикле книг ииссиииологии автор, Орис О.В., достаточно развёрнуто объясняет неразрывную связь между представлениями личности, её жизненными интересами, состоянием её физиологического организма и психическими состояниями.

На основании этой информации, систему представлений личности, влияющих на принятие решений (реакции), я условно разделила на три типа:

  • инстинктивно-эгоистичные – проявляются в удовлетворении личностью потребностей физического выживания (еда, одежда, кров), инстинкта продолжения рода (желание иметь детей, удовлетворение сексуальных потребностей);
  • эгоистично-рассудочные – проявляются в привязанностях к вкусной пище, физическому комфорту, накоплению материальных ценностей, в потребности в самосовершенствовании, социальном статусе, способствуют объединению в коллективы по интересам для обеспечения выживания участников такого коллектива. К таким представлениям также можно отнести проявления чем-то обусловленного альтруизма (например, семейные заботы, дружба, любовь, благотворительность, занятия философией, эзотерикой, искусством, религиозные взгляды и т.д.), позитивно-рассудительную, прикладную и абстрактно-мыслительную деятельность в социально полезных направлениях науки, производства, бизнеса, юриспруденции, политики, управления, экономики.

В жизненном творчестве человека, которому свойственны оба вышеуказанных типа представлений, это проявляется в обособленности и раздельности с окружающим миром, противопоставлении себя окружению, что способствует проявлению реакций злобы, необщительности, злорадства, мстительности, обидчивости, ревности, зависти, хамства. При последовательной замене инстинктивно-эгоистичных представлений на эгоистично-рассудочные личность всё чаще способна на проявления доброты, порядочности, общительности, коммуникабельности, отзывчивости, сочувствия, сопереживания, интеллектуальности.

  • интеллектуально-альтруистичные – проявляются  в потребности к актам безусловного альтруизма по отношению к окружающим, основанного на мотивациях с глубоким пониманием причинно-следственных связей происходящих событий, желанием объединяться в творческие коллективы для принесения пользы человечеству в целом.

На сегодняшний день инстинктивно-эгоистичные и эгоистично-рассудочные [4]  представления свойственны пока большинству людей на планете. Наряду с этим, непрерывно повышается активность  интеллектуально-альтруистичных тенденций. Человечество оказалось на «растяжке» интересов, когда множество людей попеременно пытаются гармонизировать в своём жизненном творчестве удовлетворение всех вышеперечисленных типов потребностей.

Информация 15-го тома расширяет представления о возможностях людей и общества, в основу жизненного творчества которых положены интеллектуально-альтруистичные принципы и представления. Ключевую роль в интеллектуально-альтруистичном  направлении развития играет синтез качеств любви и интеллекта, которые включают в себя  представления об «Уважительности, Доброте, Совестливости, Чуткости, Благоговении, Сострадании, Сопереживании, Доброжелательности, Правдивости, Справедливости, Порядочности».

Автор говорит о неизбежности  в интеллектуально-альтруистичном сообществе принятия совершенно новой, «высшей Этики», один из принципов которой: «стремиться не к тому, чтобы больше иметь, а к тому, чтобы всегда быть в наибольшей степени полезным всем людям». Людям, живущим в таком обществе, свойственны в равной степени развитые интеллект и чувственность (альтруизм).

Связать активность отделов мозга и типа преобладающих представлений, свойственных личности, можно следующим образом:

  • доминирующая активность в сознании личности инстинктивно-эгоистичных потребностей сопровождается повышенной активностью лимбической системы;
  • эгоистично-рассудочная деятельность способствует развитию неокортекса, который уравновешивает лимбическую систему. При этом активность неокортекса развивается неравномерно по полушариям и сменяется его пасивностью, уступая активности лимбической системы, - это приводит к перепадам настроения личности. Этот этап можно связать с процессом выстраивания нейронных цепочек между лимбической системой и неокортексом;
  • активность интеллектуально-альтруистичных представлений обусловлена тем, что активность неокортекса стабильна, и постоянно уравновешивает активность лимбической системы, тем самым погашая на биологическом уровне эгоистичные личностно ориентированные интересы, позволяя человеку естественным образом находить мотивации для участия в общественно полезном творчестве.

Для решения проблемы возникновения неконтролируемых эмоций, вызванных повышенной активностью лимбической системы и пониженной – префронтальной области неокортекса, ииссиидиология предлагает системный подход, включающий в себя несколько направлений работы:

  • активизация нейронных связей префронтальной области неокортекса левого полушария через развитие интеллектуальной и чувственной (альтруистичной) составляющей сознания для того, чтобы уметь интуитивно воспринимать и понимать причинно-следственные взаимосвязи любых жизненных ситуаций, как «положительных», так и «отрицательных», и формировать позитивно-конструктивное отношение к ним. Автор предлагает развивать интеллект через глубокое изучение ииссиидиологии, которая поможет сформировать представления о многоуровневой структуре сознания личности и её окружения;
  • активизация нейронных связей префронтальной области неокортекса правого полушария через повышение уровней чувственности с помощью практики песенных медитаций - напевание лирических, позитивных, воодушевляющих песен, - которые помогут человеку выходить в более позитивные, созидательные состояния, и повысят способность строить гармоничные отношения с окружающим миром;
  • активизация нейронных связей между лимбической системой и префронтальной областью неокортекса обоих полушарий через «замену» инстинктивно-эгоистичных и эгоистично-рассудочных тенденций на интеллектуально-альтруистичные [5]  по отношению к окружению личности и обществу, в котором она живёт. В такую работу автор предлагает включить анализ причинно-следственных связей своих реакций и состояний, поиск и применение по отношению к своим негативным и эгоистичным интересам позитивно-конструктивных мотиваций, основанных на глубоком понимании происходящих «вокруг» и «внутри» процессов, осознанное получение интересующего (необходимого) опыта.

Изучение ииссиидиологии даёт массу новых представлений о мироздании и человеке, помогает понять многие неразрешённые вопросы в разных областях науки, способствуя развитию интеллекта более высокого уровня. Чтобы выйти на новые уровни восприятия и замены устаревших представлений о жизни и мире, в котором человек себя осознаёт, мало лишь одной интеллектуальности. Личность, активно развивающая только интеллект, и не уделяющая внимания культивированию в своём  самосознании  чувственности,  со временем  начинает  проявлять цинизм, скепсис и  тому подобные качества.

Песенные медитации способствуют развитию чувственности высокого уровня. Такие медитации помогут любую позитивную мотивацию подкрепить состояниями альтруизма, доброжелательности, соучастия, сопереживания и небезразличия к окружающим.

Нарастание  и стабильность активности префронтальной области неокортекса напрямую связаны с культивированием такого  высокочувственного состояния,  как сострадание, уводящего с уровней критицизма и осуждения, и ведущего к состояниям глубокого понимания (интеллекта) всего происходящего. Эмоциональность, обусловленная активностью только  лимбической системы,  связана с необдуманной  и  часто малоконтролируемой импульсивностью, спонтанностью желаний, диктуемой гормональным фоном, соответствующим качеству проявляемых эмоций. Такая эмоциональность определяет в социуме достаточно эгоистичную тенденцию выборов человека.

Эмоциональность человека при возрастании  активности неокортекса становится  более зрелой - сердечнее, мягче.  Такая эмоциональность уравновешивает и позитивно действует  на окружающих в результате осознанной мотивационной работы по гармонизации негативных реакций, когда сострадание и глубокое понимание всего происходящего  становятся высокочастотной чувственной составляющей мотиваций. Уровни сострадания помогают человеку нивелировать психические состояния осуждения, зависти, обиды, ревности, агрессии.

Выборы человека с растущей активностью префронтальной области неокортекса становятся всё более альтруистичными,  его общение  выходит за рамки межличностных отношений в узком кругу семьи или рода, друзей и близких, а жизненное творчество  всё больше связывается с принесением  пользы  людям в целом.

На основе информации ииссиидиологии и нейропсихологии я пришла к выводу, что именно синтез (объединение) развития человека по двум качествам – интеллекта и альтруизма – сформирует своего рода «надстройку» представлений о себе и окружающей действительности в сознании человека, которыми он сможет пользоваться в повседневной жизни для работы со своими инстинктивно-эгостичными и эгоистично-рассудочными интересами, и обеспечит равномерное развитие неокортекса обоих полушарий мозга.

Важной работой также является «замена» инстинктивно-эгоистичных и эгоистично-рассудочных представлений  личности на интеллектуально-альтруистичные (через поиск мотиваций и соответствующих выборов). А если быть точнее, то происходит не «замена», а пополнение существующих - представлениями более высокого уровня (более интеллектуально-альтруистичными), полученными в результате нового опыта одним из следующих способов:

  • эмпирическим (переживание опыта в реальной жизни) – бессознательно или осознанно,
  • виртуальным  (переживание интересующего опыта в воображении, медитации) – осознанно или бессознательно - во сне,
  • интуитивным (в случаях осуществления выборов с мотивациями, содержащими признаки высокого уровня интеллекта и альтруизма, личность получает опыт всех менее интеллектуально-альтруистичных выборов, а значит, набор её представлений пополняется гораздо большим объёмом новой информации и опытом) – бессознательно или осознанно.

Благодаря постоянному получению нового опыта, в сознании личности ежемгновенно частично изменяются представления о себе и окружающей действительности, что сразу отражается на активности нейронных связей мозга и влияет на возможные реакции личности в конкретных ситуациях. Каждая мысль, каждое переживание связаны с активностью тех или иных нейронных связей. Степень качественности мотиваций, с которыми человек  соглашается получить недостающий опыт, определяет объём информации (количество активных нейронных цепочек), которой пополнится его система представлений.  Чем выше степень интеллектуальности и альтруизма в используемой мотивации, тем большим объёмом информации пополняются представления личности, и тем быстрее удовлетворяются её инстинктивно-эгоистичные и эгоистично-рассудочные потребности. И личность быстрее переходит на новый уровень своего эволюционного развития.

В 1-ом томе «Ииссиидиология. Основы» автор, объясняя молекулярный механизм обеспечения реализации разнообразных психоментальных состояний личности, пишет, что более интеллектуально–альтруистичные представления активизируют в мозге определённые нейронные цепочки взаимосвязей, и нервные волокна именно таких нейронов в большей степени защищены электроизолирующей оболочкой. В науке этот механизм называют миелинизацией (см. рис. 5).

 
Рис.5. Структура нейрона

Миелин— вещество, образующее миелиновую оболочку нервных волокон.

Миелинизация (myelination) - процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути ЦНС. Такая оболочка повышает скорость и точность передачи импульсов в нервной системе.

Благодаря этому, между нейронами может образовываться гораздо большее количество соединений, а значит, и большая информационная ёмкость представлений. Чем шире представления личности о себе и окружении, тем шире её система восприятия, и тем больше вероятность справиться с деструктивными психическими состояниями. Также это свидетельствует о том, что более позитивно-интеллектуальные представления обеспечиваются более устойчивыми нейронными связями, а значит, по мере повышения количества активных нейронных связей такого типа, именно эти связи всё в большей степени будут участвовать в принятии решений личностью.

Ниже рассмотрим два примера применения мотиваций, и как такой процесс отразится на активности нейронных цепочек разных отделов мозга.

Пример применения мотивации при негативной реакции.

Если при возникновении в сознании человека сильной негативной эмоции он будет какое-то время пребывать в этих состояниях, или всё же постарается выйти из этого состояния, не разобравшись в причинах своей реакции, не поймёт причинно-следственных взаимосвязей, а проигнорирует эту реакцию и переключится на другой интерес, то в первом случае произойдёт реализация интереса, а во втором - подавление негативной реакции. В результате полученного в обоих случаях опыта построятся новые взаимосвязи, но их информационный объём будет невелик, что в будущем приведёт личность к необходимости снова и снова переживать подобный опыт негативных реакций.

Если человек, выйдя в более уравновешенные состояния, попытается определить причины возникновения таких реакций, понять, какие из его представлений и убеждений конфликтуют с тем, что предлагает окружающая действительность, то он сможет трансформировать эти представления с помощью мотиваций в более интеллектуально-альтруистичные.

Этот процесс можно описать следующим образом: однажды простроив причинно-следственные связи какого-то события, и найдя интеллектуально-альтруистичную мотивацию на негативную реакцию организма и психики на это событие, у человека активизируются новые нейронные связи, соединяющие лимбическую систему и префронтальную область неокортекса (поскольку был получен новый опыт) с «прочной» миелиновой оболочкой.  В следующей раз, оказавшись в подобной ситуации, эти взаимосвязи активизируются, и реакция будет либо в меньшей степени окрашена негативизмом, либо - уже позитивной. Постепенная смена представления о себе и окружающем мире даёт возможность быстрее находить позитивные мотивации и справляться с негативизмами.

Пример применения мотивации при сексуальном интересе.

Если при активизации сексуального интереса в конкретных обстоятельствах человек, ведомый своим инстинктивным импульсом, пойдёт реализовывать этот интерес, или волевым усилием подавит свои желания, мотивируя себя рамками приличия или отсутствием необходимости получать такой опыт (к примеру, мыслями вроде «Это грязно!», «Это неприлично!», «Я не такой/такая», «Мне это не нужно»), то в первом случае произойдёт реализация такого интереса, а во втором – подавление. Реализованный, как и подавленный сексуальный импульс может спровоцировать негативные реакции и состояния. В обоих случаях, как и в предыдущем примере, построятся нейронные цепочки мозга с небольшим информационным объёмом опыта, что может только усилить потребность личности в повторном получении такого опыта.  

При возникновении у человека сексуального возбуждения (интересов эгоистичной, но позитивной чувственности) он может трансформировать его в более чувственно-альтруистичные интересы. Например, у вас есть человек, которого вы очень любите и с которым строите отношения, при этом вы периодически чувствуете в себе активизацию сексуального интереса по отношению к другим людям, не позволяя себе таких реализаций. Если вы при возникновении сексуального возбуждения к другому человеку  (не любимому) примените аргументацию отказа для себя от реализации такого интереса с позиции более альтруистичной чувственности: «Я сделаю всё, что мне интересно, но с любимым человеком. А если нет возможности с любимым человеком это сделать, то с другими я тоже этого делать не буду», в таком случае произойдёт выстраивание нейронных связей между лимбической системой и префронтальной областью неокортекса. С каждой такой мотивацией интерес к данной личности на сексуальном уровне взаимодействия будет ослабевать, и в дальнейшем может перейти в более уважительные и дружелюбные отношения, если будут приложены усилия для выстраивания отношений на более высоких уровнях восприятия друг друга.

Непрерывный анализ своих внутренних реакций и состояний, поиск и применение мотиваций, осознанное проживание недостающего опыта способны привести к активизации стабильных (с миелиновой оболочкой) нейронных цепочек между префронтальной областью неокортекса и лимбической системой. Это значительно расширит возможности системы восприятия личности и повысит её способность дольше пребывать в осознанных и уравновешенных состояниях. 

И напоследок поделюсь личным опытом и наблюдениями. Изучая более двух лет ииссиидиологию и практикуя песенные медитации, я заметила, что стала понимать происходящие внутри моего сознания и вокруг меня процессы гораздо лучше, а способность к анализу причинно-следственных связей существенно расширилась. Также я заметила, что стала быстрее осознавать свои подсознательные интересы, реакции и вовремя их корректировать, у меня повысилась способность формировать позитивное отношение к себе и окружающим.

4. Заключение

Подводя итоги работы, отвечу на вопросы, которые были заданы вначале.

Чем обусловлено импульсивное неконтролируемое поведение человека? Доминирующей активностью инстиктивно-эгоистичных и эгоистично-рассудочных представлений личности над интеллектуально-альтруистичными. Представления личности формируют своего рода фильтр восприятия информации из окружающего пространства. Способность системы восприятия тесно связана с активностью разных отделов мозга, и влияет на способность человека управлять своими эмоциями и состояниями. Такая особенность определяет поведенческие реакции человека в разных жизненных ситуациях. Нейропсихология даёт результаты исследований и эффективные методы работы по снижению неконтролируемых реакций,  ииссиидиология - представления о степени эгоистичности, альтруистичности и интеллектуальности разных представлений.

Можно ли действительно «взять под контроль» свои эмоции или существуют другие способы решения проблемы? Потребность в получении необходимого опыта невозможно «взять под контроль» или подавить. При этом их можно транформировать в интересы более высокого (интеллектуально-альтруистичного) уровня. Нейропсихология и ииссидиология взаимодополняют друг друга и предлагают ряд эффективных методов.

Какие есть возможности снижения частоты возникновения импульсивных состояний? Нейропсихология предлагает методы мотивационной работы с негативными реакциями и развития навыков общения с окружающими. Ииссиидиология предлагает комплексный подход, включающий развитие интеллекта и альтруистичности человека, а также методики трансформаций негативных реакций и чувственных (в том числе сексуальных) интересов, что в целом будет повышать способность личности выстраивать гармоничные отношения с самим собой и окружающими людьми.

Информация ииссиидиологии о многоуровневой структуре сознания может дать множество ответов на вопросы нейропсихологии, а синтез достижений в нейропсихологии и информации ииссиидиологии может открыть новые горизонты для исследований в данной области. 

Ссылки на первоисточники:

[1] Изард (Izard) Кэррол «Психология эмоций» / Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999 г. 

[2] Амен Дэниэл Дж. «Измените мозг – изменится и жизнь!» / Перев.с англ. – Курашкина Е. Издательство: Эксмо, 2009 г. 

[3] Дойдж Норман «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга» / Перев. с англ. – Виноградова Е.А. Издательство «Эксмо», 2010 г.

[4] Орис Орис Васильевич «Ииссиидиология. Комментарии к Основам» Тома 11 и 15 - Издательство «Москва», 2010, 2012 гг.

[5] Орис Орис Васильевич «Ииссиидиология. Основы» Том 1, 2013 г.

[6] Википедия. Сводная энциклопедия.

[7] Амен Дэниэл Дж. «Мозг и любовь» / Перев.с англ. – Веревкиной И. Издательство: Эксмо, 2011 г. 

Просмотров: 9735
Комментарии для сайта Cackle