Об одиночестве на духовном пути и духовном росте

Что такое духовное развитие? Духовный рост – это одиночество?

Нет, нет и ещё раз нет. Духовность – это коллективное творчество, и невозможно продвинуться по духовному пути, если вы будете себя держать в полном одиночестве. Хотя в духовности, в духовном пути есть элемент одиночества, то есть наступает время, наступает такая внутренняя необходимость, когда нужно уйти от суетности этого мира, уйти от того внешнего давления, которое создаёт внутри тебя какие-то дисфункциональные деструктивные состояния, и единственный способ избежать этого – стать одиноким. Но стать одиноким не в плане развестись или ещё что-нибудь, а стать одиноким для этого мира, и тогда появляется возможность углубиться в самого себя.

Я это очень хорошо почувствовал в пещере, где я находился 40 дней и имел возможность заниматься лицезрением всего того, что находится внутри меня, начиная от чувств, которые всплывали в какие-то моменты, заканчивая медитацией на прошлые жизни – всё то, что составляет суть моего опыта. Таким образом, углубляясь постоянно в медитации, я многие вещи выяснил и вынес оттуда, из моей подсознательной памяти – тот опыт, который я уже наработал как Никодим, Георгий Ионели, Шота Руставели, и тот, что я получил в этой жизни, но не обращал внимания на какие-то вещи, что-то упускал.

И вот наступил момент, когда я дальше не смог двигаться, нужно было уйти от мира. И я ушёл. Я готовился вообще уйти от этого мира и не возвращаться. То есть наступил момент в моей жизни, когда я должен был перешагнуть планку какого-то предыдущего существования и выйти на новое качество. Для того, чтобы подытожить весь опыт, я должен был какое-то время находиться в состоянии одиночества, отшельничества. Но духовность – это не есть одиночество, потому что духовность вырабатывается в общении между людьми, в повседневной практике общения.

Вот я сейчас общаюсь с вами. Если бы не это общение, вы бы не получили свою толику духовности, не получили бы какую-то информацию. Может, вы какие-то вещи мои не признаёте и правильно делаете. Придите к тому, о чём я говорю, самостоятельно. Может быть, где-то вы мне не доверяете и правильно делаете. Нужно быть полным идиотом, чтобы всему доверять, в том числе и книгам Ориса, в том числе и моим словам. Не доверяйте, потому что, будь я другой, я бы столько вам наговорил приятненького, хорошенького, купил бы на мякине, потом прожевал бы и выбросил. И вы бы верили.

Существует много путей, которые рассчитаны именно на такое доверие, на такие отношения, которые заведут вас ещё больше в тупик. Это и есть путь духовности – обжигаясь, ошибаясь, не доверяя, проверяя, меняя одни взгляды на другие, изменяя одну позицию на другую, вы нарабатываете опыт, в том числе и духовный. Если, допустим, вы идёте по улице и вдруг кто-то подбегает к вам и вырывает сумочку из рук, как вы действуете? Бежите, кричите или просто подумали: «Потеря. Ну, всё равно не догоню, слишком полный», или «Зачем за ним бежать? Если надо, значит, возвратится, если не надо, значит, где-то потерял то, что неправедным путём было мною приобретено, то есть всё уравновесилось и слава Богу».

Имеет отношение к духовности такое событие, есть в этом духовность? Конечно, есть. Вы идёте дальше по улице и вдруг из магазина выбегает мужчина, ударяет вас сумкой по голове и ругает вас за то, что вы вот такой или вот такая сякая. Имеет это отношение к духовности? Имеет, потому что ставит вас перед выбором – как ответить. Но есть и другой путь, тот же самый, как и с сумочкой. Идёте вы дальше по улице, споткнулись на какой-то арбузной или банановой корке, упали, сломали руку и начинаете проклинать того, кто эту корку бросил. Это тоже духовность, это тоже даёт вам возможность выбора.

В конце концов вы подумали: «Господи, что за день такой – сначала сумку вырвали, потом по голове дали ни за что, потом упал и сломал руку, потом кошка перебежала дорогу». Это и есть духовность. Посмотрите – вы прошли кусочек улицы, а за это время какие у вас были возможности для духовного роста! Но, к сожалению, вы думаете, что духовность – это другое. Вы пришли на встречу с Орисом и думаете, что только такие встречи являются для вас возможностью для духовного роста, развития. Вы купили книжки, начали их читать – вот это духовное развитие. Ничего подобного!

Допустим, вы прочитали книжку «Люди и Нелюди» и там есть раздел «Прижизненное очищение от зла», рука у вас за это время уже зажила, вы выходите из дому и в подъезде кто-то к вам подбегает и ударяет ногой в пах. Как вы ответите, прочитав о прижизненном очищении от зла? То есть не всегда книга служит фактором духовного роста и возможностью для такого роста. Только жизнь, только практика даёт возможность действительно что-то понять.

К примеру, вы прочитали весь цикл «Искусство умирать». Познали ли вы благодаря этому смерть? Теоретически – да, вы можете рассказать о том, как Орис пишет, как он с умершей мамой встречался и о других вещах. И вдруг вы находитесь в состоянии, близком к смерти или появляется какая-то смертельная опасность и у вас всё сразу улетучилось. И вы думаете: «Конечно, он писал, что там хорошо, но пусть это будет где-то там, пусть это без меня. Господи, спаси меня, сохрани, дай мне силы преодолеть это, не приведи к смерти!». Вот оно, так сказать, воздействие книг на качество вашего духовного роста.

А одиночество – это возможность остановиться и суммировать этот опыт, вот в чём его суть. Одиночество – это необходимый этап на духовном пути. Нужно почувствовать внутреннюю необходимость одиночества, жизненную необходимость остаться наедине с самим собой. Пусть день, два, пять, десять – столько, сколько нужно для того, чтобы насытиться тем внутренним, что у вас есть и что вы раньше не знали.

Духовное развитие – это процесс самопознания себя в более широких вселенских масштабах. И самопознание не может быть таким, что вот это я хочу в себе знать, а вот это не хочу, это мне нравится в себе, а это не нравится, это я не буду познавать. Это не самопознание. Самопознание всеобъемлющее. Поэтому совершенно ложная теория, которая говорит, что духовный путь – это только лишь путь чистоты. Нафантазировать себе себя и к этому стремиться не получается. К тому идеальному образу вы никогда не подойдёте с таким грузом. Вы будете играть кого-то, но внутри себя будете понимать, что вы не совершенны для этого образа.

Это чувство несовершенности даёт наличие в вас тех желаний, чувств, реакций, которые вы тщательнейшим образом скрываете от остальных и начинаете даже скрывать от себя. Но в какие-то моменты вылезают муладхарные реакции, и вы разражаетесь тем, что скрывали. И люди, которым вы пытались внушить, что вы вот такие совершенные, удивляются – оказывается, вы можете быть и другими. Будьте более откровенными с собой.

2004 год

Просмотров: 601
Комментарии для сайта Cackle