Человек – удивительное существо. В нем сочетаются самопожертвование, интеллектуальность, сердечность наряду со способностью к уничтожению себе подобных. Почему, будучи способными любить беззаветно, люди зачастую в повседневности уподобляются животным и забывают вовсе о проявлении человеческой любви? В статье приводятся рассуждения о том, где кроются истоки наших выборов, которые позволяют либо умножать любовь в мире, либо предавать ее. Мы рассмотрим мировоззрение людей, их потребности и способы их удовлетворения, чтобы понять, как из благих намерений людей формируются выборы, которые к благим последствиям и всеобщей гармонии тем не менее не приводят.
Вопрос об острой нехватке любви в мире может для кого-то звучать парадоксально. Многие скажут, что любят членов семьи, друзей, коллег. Некоторые служат родине или отправляются работать волонтерами в Африку и считают эти виды деятельности проявлением любви. Кто-то посвящает всю жизнь духовному служению, отказывается от разнообразных материальных благ и привилегий, от возможности создать семью и выполнения воинского долга - и считает все это выражением любви к богу или иным высшим силам. Все люди любят, но по-разному! И если попытаться объединить благие намерения разных людей на основе их совершенно разных пониманий о любви, вот тут-то и возникнут разногласия. Порою эти разногласия доходят до конфликтов самого разного масштаба.
Чтобы это понять, можно далеко, «в Африку», и не ходить. Возьмем, к примеру, обычную современную семью: мать, отец, 2-3 ребёнка, дедушка и бабушка. Возможно, вы сами, дорогой читатель, из такой семьи, а может, ваши соседи или коллеги как раз живут такой семьей. Как же все по-разному воспринимают и любят друг друга даже в тесном семейном кругу! Несмотря на то, что все члены семьи обычно объединены единой культурой, социальными моральными ценностями, вероисповедованием, мы не раз заметим, сколько споров возникает в семье о том, кто кому и сколько оказывает внимания, помощи, поддержки, и главное – какого вида! Дедушки и бабушки любят внуков и разрешают, например, им есть мороженое перед обедом. Родители любят тех же детей и НЕ разрешают им есть мороженое перед обедом! А теперь представьте, сколько увлеченных бесед, споров и, возможно, конфликтов последует, если родители застанут врасплох сердобольную бабушку и счастливого ребенка с мороженым ПЕРЕД обедом. Может, и вы бывали в похожих ролях, уважаемый читатель?
Здесь различия в благих намерениях как раз позволяют увидеть, как по-разному понимают любовь бабушка, мать и ребенок. И то, что один считает полезным (сначала суп, потом сладкое), другой сочтет безрадостным и расстраивающим. Еще один пример-анекдот иллюстрирует, как одно и то же событие то отождествляется с проявлением любви и радости, то становится ненавистным…
Странное дело… Все ко всем хорошо относятся, никто из родственников никому сознательно зла не желает. Все хотя бы что-то и кого-то любят, но когда бабушки, мамы, внуки и правнуки стараются состыковать свои представления о любви и о благе, часто возникают конфликты и недоразумения. Неразрешенные споры могут перерастать в обиды и накапливаться, трансформируясь затем в тяжелые последствия. А зацикленность на собственном видении пользы и любви может перерасти в фанатизм и даже в агрессивные проявления.
Конфликты из-за нестыковки понятий о «благости» намерений проявляются как в межличностных отношениях, так и в глобальном масштабе. В изобилии этих конфликтов и рождается вопрос «почему в мире так мало любви?» Истребляются животные, истощаются природные ресурсы и загрязняется окружающая среда. Совершаются акты насилия, разгораются эпидемии; а когда мы становимся свидетелями подлости и лжи, вовсе забывается о том, что вообще-то все хотят блага, пусть и каждый по-своему. Так получается, что люди любят и начинают зачастую с благих побуждений. Но оказываются ли они благими в результате? Что делать, если благо для одного человека становится помехой в жизни другого? Очевидно, что известных нам представлений о любви недостаточно, чтобы эти конфликты исчерпали себя.
Что поможет нам любить и взаимодействовать так, чтобы проявления любви оказывались наиболее полезными и приносили счастье в результате для всех людей? Как привести субъективные благие, добрые, любвеобильные намерения к состоянию всеобщего блага?
Стараясь ответить на все эти вопросы, в нашем Центре Интеллекта и Альтруизма "Айфаар" уже несколько лет трудится команда специалистов. Мы изучаем главное препятствие на пути к взаимопониманию – эгоизм, и формируем на базе различных практик и теорий такие способы самоанализа и трансформации эгоистических черт личности, применяя которые возможно урегулировать большинство конфликтов. Оказывается, что существует общая «платформа», на которой возможно состыковать разнообразные представления о любви и пользе, - это мировоззрение, отражающее состояния Высокочувственного Интеллекта (ВЧИ) и Высокоинтеллектуального Альтруизма (ВИА). Но культивирование этих состояний, по мнению наших специалистов, должно неотъемлемо сопровождаться трансформацией эгоистичных, грубых и поверхностных представлений о жизни и межличностных отношениях. Эту двунаправленную методику самоанализа в Центре Интеллекта и Альтруизма (развитие ВЧИ и ВИА, трансформация эгоизма во взаимопонимание, а затем любовь) воплощают в себе наши тренинги, сочетающие теорию ииссиидиологии[3] и практику межличностных отношений. [1]
Попробуем применить некоторые идеи нашей методики в ответе на вопрос: «Почему в мире так мало любви?» Давайте вместе разберемся, почему исчезает любовь из нашей жизни, и что можно изменить, чтобы она никогда не уходила из наших отношений, работы, досуга, творчества и всех остальных сфер жизни. Мы поговорим о том, что именно упускают современные люди в своей жизни, в каких случаях развитие человека и общества осуществляется в ущерб культивированию любви. Так, разобрав причины, по которым расходятся прогресс и любовь, и последствия реализации этих причин, мы сможем по-новому взглянуть на эволюцию человека.
Общность либо разность интересов и предпочтений людей кроется в степени сходства их мировоззрений. Мораль человека подобна уникальным очкам, сквозь которые он смотрит на мир и формирует субъективное мнение о нем – это мнение и составляет его мировоззрение. Чаще всего мы имеем дело с проявлениями обыденного мировоззрения, которое формируется в привычных ежедневных событиях. Можно предположить, что именно в повседневности формируются устойчивые стили мышления и поведения, которые впоследствии влияют на жизнь человека и общества.
Иногда на формирование обыденного мировоззрения влияют принципы из религиозного или научного мировоззрений. Научное имеет гораздо меньше примеров и поводов для воплощения, чем обыденное, так как зачастую требует специальных профессиональных знаний. Несколько чаще нашу жизнь сопровождают проявления религиозного мировоззрения, особенно тесно переплетены обыденная жизнь и религиозная идеология в странах Востока, среди последователей ислама, буддизма, иудаизма и прочих восточных, религиозных и философских конфессий. Думаю, вы знаете, что воспитание детей на Востоке и Западе обычно имеет существенные различия. Уважение к старшим поколениям и их влияние на младшие тоже имеет яркие различия. А ведь, посмотрите, воспитание, проявление уважения и почтения – формы реализации любви! Так, образ любящей матери-воспитателя на Востоке и Западе будет поразительно отличаться в тех чертах, которые определены мировоззрением людей и их народов.
Восточная мама с детства внушает дочери признавать превосходство мужчин с уважением и почтением. В то время как западная мама не постесняется записать дочь в секцию каратэ, чтобы дочь не чувствовала себя хоть сколько-то уязвимой перед мужчинами. Обе мамы действуют из побуждений, сформированных их родителями, историей, культурой их народов и, безусловно, желают добра дочерям!
Но как мы уже говорили, трактовка любви разными людьми может вызывать недопонимание между ними. Давайте в воображении познакомим этих двух матерей и попросим их поговорить о воспитании дочерей. Согласитесь, очень быстро они обнаружат, что их подходы к воспитанию разные, мягко говоря! Эту разность они будут осознавать все время вне зависимости от того, как дальше пойдет разговор: спокойно и уважительно к мировоззрению друг друга либо в жарких спорах о правильном воспитании.
Итак, с помощью двух воображаемых женщин, мы увидели, что разность мировоззрений неизбежно создает препятствия при обсуждении, как любить «правильнее» и «лучше». По этой причине дети иммигрантов зачастую посещают отдельные образовательные учреждения с программой, учитывающей их родную культуру, язык – принимающей во внимание особенности их обыденного мировоззрения (с вкраплениями религиозного, конечно же). Разницу в мировоззрении мы наблюдаем не только у разных народов, но и в общении с поколениями разных возрастов своего народа, в общении людей разных культурных и социальных «слоев» общества.
Но разница в мировоззрении еще не является основной причиной того, почему наши представления о любви бывают антагонистичны до того, что любовь порой и не видна вовсе! Есть кое-что очень важное в нашей жизни, в человеческой психике, что формирует мировоззрение и делает нашу любовь до удивления разнообразной. Это человеческие потребности, которые хорошо описал известный психолог А.Маслоу.
Философский словарь определяет обыденное (или житейское) мировоззрение как отражение повседневной жизни людей, в которой они следуют удовлетворению своих потребностей. [2] Можно предположить, что зачастую в рамках этого мировоззрения мы стремимся удовлетворить потребности, которые А.Маслоу включены в первые четыре уровня иерархии потребностей человека: [3]
Три верхних уровня потребностей также могут войти в обыденную жизнь, но для их реализации необходимо подключение к обыденному научного и/или религиозного мировоззрений. Все описанные А.Маслоу потребности в той или иной степени реализуются каждым человеком. Таким образом, на наше мировоззрение влияют испытываемые нами потребности! Мама из окраин Нью-Йорка испытывает более острую потребность в безопасности для себя и своей дочери, чем мама из респектабельной семьи с Манхэттена. Поэтому первая мама постарается воспитать дочь так, чтобы та смогла постоять за себя, удовлетворяя потребность в безопасности. А вторая мама это же время в жизни дочери займет, записав ее в танцевальную секцию – вот и проявление материнской любви через эстетические потребности матери.
Опять в воображении посадим побеседовать этих двух матерей со схожим мировоззрением (народность и культура у них общие), но с разными актуальными потребностями. Скорее всего, и они определят лучшее воспитание дочери по-разному!
Тем не менее потребности и мировоззрение – еще не все, что заставляет нас любить по-разному и порой горячо спорить, иногда «до смерти», как любить правильнее. Третья причина, по которой наши представления о любви так сильно различаются, как раз мною считается наиболее существенной. Ее суть в том, что каждый реализует свои потребности строго индивидуальным, неповторимым способом.
Мировоззрение у людей может быть схожее (две женщины, которые являются подругами еще со школы), потребности у людей хотя и в разное время активны по-разному, но в целом они все актуальны для каждого (одна из этих двух подруг живет в Гарлеме и ощущает потребность в безопасности острее, но и ее подруга с Манхэттена уделяет внимание охране своей жизни). А вот в способах и подходах к удовлетворению одних и тех же потребностей лежит куда более серьезная причина, которая не позволяет людям с разными мнениями приходить к компромиссу и создавать поводы для вопросов «почему в мире так мало любви?»
В подходах к удовлетворению потребностей существует кое-что общее между всеми людьми. Постарайтесь вспомнить своих знакомых, чей образ мыслей и поведения вам знаком на протяжении нескольких лет. Описав про себя каждого человека, вы сможете заметить, что одну группу людей вы охарактеризуете некоторыми общими определениями - вы назовете их преимущественно разумно действующими, рациональными, предусмотрительными, организованными, умными, интеллектуальными, волевыми и так далее. Возможно, таков ваш сосед или зять – дома у него всегда порядок, каждое утро он начинает с зарядки (в любую погоду), придерживается раздельного питания уже второй год и живет по недельному расписанию.
Другую группу знакомых вы назовете преимущественно интуитивно и спонтанно действующими, добросердечными, импульсивными, эмоциональными, чувственными, мягкими и так далее. Это тот самый милый молодой человек с улицы напротив – в качестве сюрприза своей горячо любимой девушке он время от времени неожиданно появляется у нее на работе с новым маленьким подарком: цветком, открыткой, свеженаписанным стихотворением. Он может на выходные пригласить ее в театр, а накануне извиниться и отменить встречу, так как сосед попросил срочно отвезти его в аэропорт или куда-то еще по чрезвычайно важным делам.
Безусловно, черты характера, «разделяющие» людей на две группы, приведены лишь как преобладающие тенденции в мышлении и поведении. Фактически люди из одной группы обладают в разной степени чертами характера другой группы и наоборот. Таким образом, мировоззрение и потребности – еще не все, что определяет мышление человека! Свои потребности люди удовлетворяют (то есть мыслят и действуют), используя преимущественно один из двух подходов:
Такую классификацию возможно провести на основании теории о человеческом пути развития в ииссиидиологии, теоретической базе нашего Центра Интеллекта и Альтруизма. Эта теория утверждает, что человек имеет свой уникальный, отличительный от других существ, потенциал к развитию, который он может полноценно реализовать, гармонично развивая Высокочувственный Интеллект (ВЧИ) и Высокоинтеллектуальный Альтруизм (ВИА)[4]. В повседневности эти критерии человеческого пути развития проявляются в реализации таких человеческих качеств, как ответственность, честность, инициативность и открытость. Безусловно, их воплощение неотделимо от проявления множества других качеств, выходящих за рамки эгоизма и примитивных инстинктов. Осознанно развиваясь по этому пути, человек учится оценивать процессы в своей психике и поведение на присутствие в них этих двух критериев и впоследствии корректирует саморазвитие, реализуя все чаще эти критерии и качества. В рамках человеческого пути (опять же осознанно организуя свою жизнь по его критериям) личность естественно использует преимущественно либо интеллектуально-волевой подход к жизни, либо чувственно-спонтанный. Причем, в разные периоды жизни человек меняет один подход на другой.
Что дает нам это разграничение? Анализируя эти два подхода, мы поймем, что гармоничная жизнь, полная любви, а также взаимопонимание между людьми, возможны в случае сбалансированного развития интеллектуальности и чувственности человека. А чрезмерное преобладание одного из подходов создает проблемы в жизни людей и лишает их гармонии и любви. В последнем случае нельзя говорить о культивировании ВЧИ и ВИА, так как гипертрофированные интеллект (перекос в развитие интеллекта) и альтруизм (перекос в развитие чувственности) становятся орудиями реализации как утонченного эгоизма, так и грубых инстинктов.
Так, не только недоразвитость интеллекта и чувственности, но и чрезмерное преобладание одного над другим создают эгоистичное мировоззрение у человека, который глупо или хитро конкурирует и подавляет вместо того, чтобы находить мудрые компромиссы. Но если проблема неразвитого интеллекта и чувственности нам более-менее понятна, то куда сложнее разобраться в сути перекоса, то есть чрезмерной развитости одного или другого! Чтобы нам было удобнее это сделать, сначала давайте рассмотрим примеры повседневной жизни, на которых можно проиллюстрировать такие перекосы, то есть неумение сбалансированно пользоваться интеллектуальным и чувственным подходами.
Представим себе семейный ужин вечером в понедельник, в первый учебный и рабочий день недели. Семья: мать, отец и двое детей-школьников – собираются к столу. Отец спрашивает у сына, какие оценки он получил на сегодняшних школьных занятиях. Услышав о двойке по математике, отец объясняет сыну, что мужчина должен хорошо учиться, чтобы впоследствии работать на высокооплачиваемой должности и содержать семью. Отец ставит условие: никаких уроков в музыкальной школе, пока сын не поправит оценку по математике на дополнительных занятиях. Услышав о том, что придется пожертвовать любимыми занятиями по пению и рисованию ради нелюбимой математики, сын расстраивается и плачет; сестра мальчика в ужасе ожидает вопроса об ее оценках; мать пытается смягчить наказание, вступая в спор с мужем. Ужин приводит к ссоре.
Эта ситуация – отражение одного из конфликтов, которые создаются при попытках усилить развитие ума и интеллекта в ущерб культивированию интуиции и эмоциональности. Так проявляется доминирование техногенного и интеллектуального подходов к решению глобальных и повседневных проблем[5]. Приверженцы перекоса в интеллектуальность зачастую упускают теплоту и сердечность взаимоотношений в погоне за результатом.
Вернемся к семье. Дочь с облегчением уходит из дома на прогулку с друзьями. С ними она чувствует себя легко и беззаботно, ведь кредо их компании – «никаких запретов, никаких ограничений». Это позволяет им курить «травку» и предаваться случайным сексуальным связям, в последнем случае считая невежливым отказ «помочь другу обрести радость». Ребята обсуждают необходимость отказа от использования техники и электричества, возможность быть открытыми и искренними, потому что первое ведет к конкуренции, войнам и разобщенности, а открытость и искренность – к родству и единству всех людей на планете.
Субкультуры, чьей целью является обретение радости и счастья в противовес догматам, вовлекают в соответствующие сообщества людей, уставших от лицемерия, конкуренции и цинизма. Случай с девочкой основан на категоричном противостоянии ее компании некоторым социальным нормам, которое основано на чувствах и ощущениях гораздо больше, чем на разумности и рациональности. Также встречаются люди, которые истово стремятся к единству в более морально допустимой форме. В разнообразных сообществах, от церковных до неформальных, люди стараются вновь прочувствовать близость и единство, ведомые верой, интуицией, внутренним голосом, инстинктами, иными чувствами. Некоторые или все ограничения их пугают, тут же ассоциируясь с философией «разделяй и властвуй».
В нашем примере, с одной стороны, отец исходит из своего понимания любви к семье, борясь за дисциплину для себя и своих близких, ответственно зарабатывая на существование семьи на нелюбимой работе и выплачивая ипотеку. Этому же подходу он старается обучить сына, считая такой образ жизни проявлением любви к семье. С другой стороны, его дочь понимает любовь по-своему и иногда пытается помирить близких тем, что в напряженные моменты говорит о несущественности любых проблем, ведь главное, по ее мнению, - просто радоваться сегодняшнему дню, людям и забывать плохое. К сожалению, ее подход не решает ни одной проблемы и раздражает родителей, которые считают его легкомысленным и беспринципным.
И отец, и дочь исходят из своих лучших побуждений и выражают любовь так, как понимают ее. Эти виды любви отражают их мировоззрения, в которых явно прослеживаются перекосы в интеллектуальность и чувственность. Подобных примеров масса, и в дополнение к ним можно привести другие примеры чрезмерного возобладания либо интеллекта, либо чувственности.
Что мы наблюдаем, когда интеллект подавляет чувственно-интуитивные тенденций в нашей повседневности? Происходит следующее:
Как правило, люди, для которых естественны вышеупомянутые манеры поведения, могут привести для них десятки оправдательных причин, которые могут выглядеть справедливыми и логично преподнесенными. В общении с человеком, проявляющим перекос в интеллектуальность, собеседника не покидает ощущение правильности и справедливости происходящего, которое тем не менее кажется фальшивым, неискренним.
Перекос или чрезмерное погружение в чувственность имеет следующие обличья в повседневности:
Перекос в чувственность нередко сопровождается драматизированием ситуации. В такие моменты человек, проявляющий данный перекос, способен к раздражению и гневу, если он встречает от собеседников конструктивные вопросы или замечания. Собственные переживания и эмоции переполняют сознание, где совсем не остается места для анализа и сопоставления. Как и в случаях гипертрофированности интеллектуального подхода, здесь возможно нагромождение аргументации, которая не оставляет шансов для компромисса. Только аргументация при перекосе в чувственность, в отличие от перекоса в интеллектуальность, изобилует бессвязными эмоциональными словами и беспорядочными манерами.
И тому, и другому перекосу сопутствуют бескомпромиссность, зацикленность на собственном мнении, иногда манипулятивность и хитрость. Почему так происходит? Зачастую мы поверхностно представляем себе, какую пользу принесет реализация той или иной нашей идеи, но нам не хватает терпения в привлечении обоих подходов к воплощению идеи. Жизнь подбрасывает новые испытания, ее ритм становится интенсивнее, и кажется, что совсем нет времени на размышления и самоанализ, ведь решения нужно принимать быстро, быстрее и еще быстрее с каждым годом, а то и месяцем. Возникает впечатление о том, что благое намерение, реализуемое по привычке, по проторенному пути (интеллектуальному либо чувственному), обернется обязательно благим результатом. Так порою и случается: накричав и напугав человека, можно добиться от него моментального выполнения поручения, но в дальнейшем такой человек сделает все возможное, чтобы избегать контакта с агрессором, который привык добиваться качества и полезности сугубо грубо эмоциональным, грубо чувственным подходом.
Или случается так, что бездумное «доброжелательное» потакание чьим-то слабостям позволяет не портить отношения в текущий момент, но в перспективе совместные дела таких людей зайдут в тупик, если слабости и невежество продолжат воплощаться. Удобными и удовлетворительными оказываются лишь быстрые результаты, когда происходит зацикливание либо на интеллектуальности, либо на чувственности. А в долгосрочной перспективе из таких результатов формируются совершенно неудовлетворительные тенденции в масштабах семьи, рабочего коллектива, страны и всего мира.
Получается, что интеллект и чувственность – сродни лекарственным средствам. В умеренной дозе они полезны, но в чрезмерной – опасны для здоровья и жизни. Также и слабое развитие интеллекта и чувственности, как и полное игнорирование лекарств, имеет свои пагубные последствия.
В случае недоразвитости интеллекта и чувственности мы привыкли говорить, что человек уподобляется животному. Так, к сожалению, происходит с некоторыми детьми, которые с малых лет непрерывно подвергаются физическому насилию родителями и не получают интеллектуально-чувственного воспитания. Такие случаи являются вопиющим нарушением прав человека, но они составляют далеко не все проблемы современного общества. Явные проявления деструктивного и аморального поведения относительно легко распознать, и человечество уже обладает обширным опытом обезвреживания таких угроз.
Гораздо сложнее выявить зарождающуюся проблему в случаях чрезмерного упора в развитии интеллекта или чувственности! Вышеприведенные примеры, список возможных вариантов проявления перекосов, из этой главы считаются более-менее приемлемыми для человека в современном обществе и давно уже вошли в привычку. Предусмотреть надвигающуюся беду в том или ином перекосе почти всегда невозможно, не обладая знанием о природе и последствиях этих перекосов. Когда мы не располагаем такими знаниями, мы не в состоянии предусмотреть пагубные результаты перекосов в долгосрочном периоде. К тому же, пытаясь понять человека с перекосом, нас очень легко обманывают прижившиеся в нашем обществе «болезни»: синдром жертвы, профессиональное самолюбие, лицемерие и прочие. Хороший уровень образования, приобретенный авторитет и статус в обществе, грамотная PR-кампания у человека, проявляющего перекос, подчас также сбивают с толку при попытке глубокого понимания как человека, так и ситуации в целом.
Как недостаток в развитии интеллекта и чувственности, так и излишнее преобладание одного над другим растормаживают грубо эгоистичные и инстинктивные стороны личности. Как раз, когда последние вмешиваются в реализацию благих намерений, то провоцируют множество явлений в обществе, которые заставляют людей задаваться вопросом «почему в мире так мало любви?» Ответы кроются в недрах самосознания человека, где уживаются инстинкты, эгоизм с интеллектуальностью и самопожертвенностью. Ииссиидиология помогает понять место тех и других противоречивых проявлений в человеке на основе представлений о природе самосознания, которые приводятся далее.
Ииссиидиологическая концепция рассматривает каждое существо, как обладающее самосознанием. Что представляет собой самосознание человека, мы хоть сколько-то представляем себе на своем примере. Психическая и инстинктивная деятельность животных тоже составляет их самосознание. Рассуждать о самосознании растений еще труднее, чем о самосознании животных, хотя и имеются свидетельства реагирования растения на положительные и негативные влияния на него, отдаленно напоминающие человеческие реакции. Каковы черты самосознания минералов и других атомно-молекулярных структур – исследовать и понять пока что совсем сложно.
Самосознания всех элементов окружающей действительности, будь то человек или камень, имеют единую информационную природу. Если самосознание сравнить с садом, где взращиваются потребности человека, подходы к их удовлетворению, мировоззрение, то информацию можно сравнить с атомами, из которых состоят земля, деревья, вода и воздух в саду. В ней выражено единство и общность всего со всем, родство и единство всего в мироздании. Многие люди, даже не зная об этом, в разные моменты чувствуют единство с людьми, с природой, со всем сущим – как раз информация, как единая субстанция, доступная всем, и позволяет считать справедливыми эти чувства.
Можно упрощенно представить себе, что в этом едином информационном поле существует великое множество разных инфо-фрагментов, которые компонуются в неповторимые сочетания, называемые самосознаниями. Похожим образом атом углерода комбинируется в разных молекулах, создавая разные формы жизни и природы.
В ходе развития и жизнедеятельности самосознание ежемгновенно претерпевает изменения. Согласно ииссиидиологии, с каждым мигом к самосознанию «присоединяется» новый инфо-фрагмент, который обрабатывается психикой (или ее аналогами) и физиологией (или аналогами – молекулярными структурами), составляя индивидуальный опыт. Процесс накопления жизненного опыта, обработки самосознанием поступающей информации, ииссиидиология называет синтезом.
Согласно ииссиидиологии, информация не имеет никаких границ и препятствий для того, чтобы любое существо (в соответствии с ииссиидиологической терминологией - форма самосознания) могло воспользоваться любым ее фрагментом. Так, и животные, и люди, и растения пользуются некоторыми общими фрагментами информации и некоторыми, которые необходимы для получения опыта сугубо определенными видами флоры и фауны и являются «неинтересными» для синтеза, например, человеком. Но фактически люди и некоторые животные, растения имеют много общего в своем синтезе, что выражается в схожих повадках и особенностях физиологии, в инстинктивных реакциях, в рефлекторной деятельности психики и прочем. Геном человека содержит много общего с геномом некоторых животных и даже растений. Так в организме человека отражается общность синтезируемой информации им и другими формами самосознаний.
Эта общность инфо-фрагментов начинает создавать сложности для человека, когда черты, свойственные, например, животным, бесконтрольно проявляются в его психике и поведении. Инстинкты и стремления к выживанию, которые составляют часть самосознания человека, образуют коллективное бессознательное[6] в самосознании человека. Сама информация, структурирующая инстинкт самосохранения, как у животного, так и у человека, обезличена и нейтральна. Только в контексте индивидуальной реализации ее в том или ином исполнении, она приобретает субъективную окраску с уклоном в «плохое-хорошее», «красное-зеленое» и так далее.
Так получается, что один и тот же инстинкт голода, переживаемый волком и человеком, в своей реализации будет расцениваться людьми совершенно по-разному. Если волк преследует зайца, догоняет, разрывает его зубами и съедает сырое мясо с жадностью, мы склонны относиться к этому нормально и скорее удивимся, если кто-то будет пытаться накормить волка жареным мясом. Но если тот же самый процесс утоления голода будет пытаться осуществить человек, наша реакция будет резко противоположной. Люди производят технологическую обработку сырого мяса, соблюдая гигиенические и эстетические нормы. Если какой-то человек всеми этими условиями приготовления мяса пренебрегает, ведя себя словно дикое животное, мы вряд ли назовем его нормальным.
Это несколько радикальный пример, который в цивилизованных обществах встречается крайне редко. Но в повседневных примерах работает похожая система оценки. Если к агрессии или импульсивной игривости собаки мы отнесемся с некоторым пониманием, зная, что даже при определенной дрессировке, она останется собакой, следующая инстинктам, то к таким же проявлениям у людей мы отнесемся с большей претензией. Если отойти от неоправданно осуждающих и излишне критичных оценок, то в целом, к людям мы предъявляем иные требования, нежели к животным, и от людей ждем нечто большего, чем машинального удовлетворения своих инстинктивных потребностей. Так, одни и те же фрагменты информации, формирующие способ утоления голода – догнать зверька и разорвать его зубами – могут быть воплощены в самосознаниях разных существ, но интерпретироваться их сообществами по-разному.
В разных вариантах, от грубых до хитрых и утонченных, бесконтрольные и неосознанные проявления инстинктов и эгоизма можно считать нечеловеческими именно сообразно человеческому пути развития. Ииссиидиология утверждает, что для полноценного развития человека мало наработки им светлых и позитивных сторон интеллекта и чувственности - совершенно необходимо овладевать методами осознанной трансформации эгоистичных и инстинктивных побуждений, чтобы создать общество, где «животным» проявлениям насилия, ненависти и прочего не оставлено ни малейшего места. Простыми словами, полноценно развивающийся человек совмещает в саморазвитии стремление к лучшему и не игнорирует работу над худшим, что в нем есть. Еще раз стоит подчеркнуть, что «животное» не означает объективно «худшее», имеется в виду лишь оценка результатов беспрепятственной реализации животных моделей поведения человеком.
Таким образом, не только чрезмерное развитие интеллекта или чувственности в человеке создает проблемы. Недостаток, либо перебор в их развитии стимулирует к реализации примитивные черты личности, которые без навыков самоанализа и осознанной работы над ними, вытесняют любовь и счастье из наших отношений и решений. Эту проблему решает применение методики самоанализа и культивирования критериев человеческого пути развития - Высокочувственного Интеллекта и Высокоинтеллектуального Альтруизма (ВЧИ и ВИА). Данная методика сформирована множеством людей на базе ииссиидиологии и практикуется более десяти лет в крымском Центре Интеллекта и Альтруизма "Айфаар".
Но! Следует отметить, что само по себе изучение каких бы то ни было концепций, методик, истин без их практического применения в саморазвитии не является даже слабым способом самосовершенствования. Лежа на диване с «умными» книгами, никак не пробуя посмотреть самокритично на свою жизнь, любую концепцию человек может превратить в инструмент реализации перекоса в интеллектуальность. Демагогия, «учительство», цинизм незаметно станут проявляться у такого «умника», далеко уводя его от взаимоотношений с людьми, полными взаимопонимания и любви.
Можно было бы предположить, как могла бы обернуться ситуация с семейным ужином, приведенная в главе 5, если бы члены семьи старались осознанно и по совести относиться друг к другу, как минимум стараясь привлечь в свое поведение базовые качества и критерии человеческого пути развития: Высокочувственный Интеллект и Высокоинтеллектуальный Альтруизм. Это рассуждение было бы довольно актуальным, но в данной статье, раскрывающей проблематику, стало бы отвлечением от темы. Но будьте уверены, специалисты Центр Интеллекта и Альтруизма с удовольствием обсудят с вами этот пример и примеры из вашей жизни на занятиях, консультациях и прочих встречах!
Любовь, как и правда, у каждого своя. Тем не менее, задавая вопрос «почему в мире так мало любви?» мы подразумеваем, что, какими бы мы хорошими ни были сами по себе, нам предстоит еще многое сделать, чтобы нас объединяла куда более всеобъемлющая Любовь! Такая Любовь – состояние, над которым стоит кропотливо работать, чтобы оно развивалось. Иначе мы рискуем так и остаться заложниками разницы в наших мировоззрениях, актуальных потребностях и способах их удовлетворения.
Скорее всего, наши индивидуальности мы не сумеем привести к всеединому любвеобильному образу жизни, если мы будем лениться развивать себя всесторонне, уповая на легкодостижимые успехи и закрывая глаза на непозитивные и негативные тенденции в нашей психике, потакая закрытости, бесчестности, безответственности и безынициативности как в себе, так и в других людях. Мы все можем любить, но насколько эгоистично мы это делаем, настолько воинственными будут взаимоотношения между нами. А чтобы никакие эгоистичные проявления не смогли победить любовь в наших сердцах, нужно активно развивать, как ее высокочувственную, так и высокоинтеллектуальную составляющую.
Это возможно при изучении принципов и законов мироздания, которые отражаются в нашей повседневности, нашем сознании. Так мы научимся понимать, что именно можно изменить в качестве своей жизни, чтобы увидеть лучшую жизнь вокруг.
Любви в мире не мало – она везде! Скорее, слишком много эгоистичных тенденций, которые бесконтрольно подавляют любовь. Причины этих тенденций, согласно ииссиидиологии, кроются в самосознании человека, а именно, в неосознанной реализации того, что роднит его с животными – коллективного бессознательного. Фактически нет ничего предосудительного в реализации любой потребности, проблемы возникают в тех случаях, когда реализация осуществляется в ущерб раскрытию высоконравственного человеческого потенциала, неосознанно и без привлечения совести. Несложно эгоизм распознать при слабом развитии интеллекта и альтруистичной чувственности, куда сложнее его обнаружить при чрезмерном развитии одного из них.
Но этому просто необходимо научиться, если мы хотим построить полное любви и взаимопонимания общество, свободное, прежде всего, от наших эгоистичных уловок. Если мы станем примером осознанной работы над собой, то этот пример вдохновит наших детей на сохранение и развитие того лучшего, что мы им оставим. И у них все реже будет возникать вопрос: «Почему в мире так мало любви?»
[1] Взято из интернета, автор неизвестен.
[2] Центр Интеллекта и Альтруизма.
[3] Ииссиидиология представляет собой концепцию, состоящую из гипотез и теорий, которые ожидают в перспективе научного обоснования. Она основывается на интуитивном методе познания, который используется автором Орисом для изложения представлений о тесной взаимосвязи окружающей действительности с сознанием и физиологией человека. По утверждению главного редактора книг по ииссиидиологии, к.ф.-м.н. Хохрякова А.А. «ииссиидиология представляет собой целостное научно-ориентированное мировоззрение, интегрирующее знания социальных, гуманитарных и естественных наук».
[4] Критерии человеческого пути развития - Высокочувственный Интеллект (ВЧИ) и Высокоинтеллектуальный Альтруизм (ВИА) - в ииссиидиологии пишутся с заглавных букв, чтобы подчеркнуть их отличие от всех существующих в психологии представлений об интеллекте и альтруизме.
[5] Данный пример не рассматривается в порицание какого-либо способа воспитания – для этого в примере отсутствует множество уточнений. Имеется в виду лишь общая, но распространенная схема реагирования на интеллектуально-волевой посыл при игнорировании чувственно-эмоционального, интуитивного подхода к жизни.
[6] Коллективное бессознательное упомянуто здесь в соответствии с ииссиидиологической терминологией, а не с терминологией аналитической психологии.
[1] Программа тренингов по саморазвитию в МИЦИАР.
[2] Новейший философский словарь. / Под ред. А. А. Грицанова. — 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.
[3] Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Перевод А.М.Татлыбаевой