Знание не есть нечто законченное,
закристаллизовавшееся, омертвевшее,
оно вечно движется.
Д. Прянишников, ученый-агрохимик, 1865-1948
Последние 20 лет понятие «чакра» на слуху у западного читателя. Российский читатель стал активнее интересоваться восточными философиями о чакрах после 90-х. Курсы и сеансы по биоэнергетике становились все популярнее. Очень редко пустовали маленькие фотостудии, где вам могли сделать снимки ауры и составить обзор по активности чакр. Сейчас немало людей знают и скажут, что у каждой чакры есть внутреннее строение в виде структуры из чаши, лепестков и каналов.
Есть немало скептических толкований о существовании чакр, о том, надо ли вообще выделять эти понятия, и не шарлатанство ли – учение о них. С другой стороны, приверженцами индуизма, буддизма и целительных практик аюрведы философия чакр применяется в оздоровлении души и тела, медитативных техниках расслабления и концентрации, раскрытии сверхспособностей. Получается, понятие о чакрах по-своему полезно и занимательно.
Вот и автор ииссиидиологии, Орис, обратил внимание на понятие о чакрах в своих медитативных исследованиях человеческой сущности. Информация, которую он стал получать из медитаций по этому термину с 2002 года, оказалась многообразнее, чем традиционные восточные представления. Спустя несколько лет, из таких медитативных исследований чакр Орис набрал множество информации, которая выходит за рамки представлений о чакрах. Обозначенная им структура, аналогичная чакре, но куда более детальная и расширенная, была названа ииссииди-центр. Впоследствии, с помощью новых представлений об их структуре выработалась система саморазвития и практик. Одна практика описана в заключении статьи, и вы можете попробовать увидеть, узнать что-то новое о себе уже сегодня! А пока разберемся, что нового содержит понятие об ииссииди-центре по сравнению с чакрой.
В Ииссиидиологии приведена подробная и детальная привязка состояний психики к активности чакр, чего не было в восточных представлениях. Хотя и можно было раньше встретить толкования наподобие: «Если у вас заблокированы энергии муладхары-чакры, вы можете часто утомляться и болеть», «Если у женщины энергия кундалини не может свободно протекать через свадхистхану, ее женственность и репродуктивные функции могут деградировать». Выводы о привязке к чакрам психических переживаний и эмоций делаются не в первую очередь. То есть прежде всего чакры привязаны к биоэнергетике: энергии кундалини связываются с функционированием органов тела. Психика косвенно ассоциируется с функциями чакр и органов тела.
Автор ииссиидиологии, многократно промедитировав на чакры, обнаружил, что психические переживания человека тесно связаны с их активностью. Найдя еще несколько отличий своего видения от традиционных представлений о чакрах, он решил назвать увиденные им структуры «ииссииди-центры» и впоследствии категоризировать всю психику человека по ииссииди-центрам (ии-центры дальше по тексту). Каждый центр также получил название, отличное от санскритского. О принципе формирования названий (как «ииссииди», так и остальных) читайте здесь. Автор несколько раз отмечал, что его система привязки психики к активности ии-центров субъективна, удобна для его восприятия и не претендует на совершенство. Что ж, пока лично я остановилась на данной обширной интерпретации чакр, в которой связана информация о психике, гормонах, здоровье человека, а также о возможных сценариях развития жизни человека в соответствии с активностью тех или иных ииссииди-центров.
Таким образом, ииссииди-центры – условные категории психических состояний, чувств, эмоций, мыслей, переживаний человека. Такой взгляд на психику, здоровье человека и его прошлое, настоящее, будущее поможет нам успешно идентифицировать свои переживания, состояния и не метаться в сомнениях: «Что на меня нашло, что я натворил нечто этакое?! И как мне понять это в себе и справиться с этим?» Или можно будет умело ловить себя на зачатках возвышенных, счастливых, радостных переживаний и развивать их в себе осознанно, делая себя и мир гармоничнее и счастливее.
Давайте продолжим разбираться в себе и своих ииссииди-центрах!
ПЕРВОЕ ОТЛИЧИЕ: ииссииди-центров от чакр: ииссииди-центры не имеют фиксированной локализации в организме.
Однако, с биологическими процессами их работа еще как связана! Возьмем психические состояния, относящиеся к активности аргллаамуни (Муладхары). Сузим выбор переживаемых на аргллаамуни психизмов до слабо выраженной злости и ворчания («Машину на парковке то и дело «запирают»! Что за народ…») с последующим ухудшением настроения до раздражительного и угрюмого («Ничего святого! Каждый готов парковаться где попало, а на порядок всем наплевать!»). Такие мысли, как, впрочем, и любые, не проходят бесследно - они обязательно сопровождаются активностью соответствующих отделов мозга и выбросом в кровь определенной порции гормонов. В данном случае наш ворчун испытывает на себе преимущественное влияние лимбической системы мозга+нескольких участков коры мозга (орбитофронтальная, дорсомедиальная кора). В кровь выбрасывается солидная порция гормонов: кортизол, адреналин). Они вырабатываются как в мозге, так и в надпочечниках. А также очередной приступ раздражительности нашего героя может отозваться для него болью в сердце, почках или других нездоровых органах и частях тела, так как частые выбросы (выработка) избыточной порции кортизола, адреналина со временем приводят к ухудшению здоровья. Да и продолжительность жизни человека потихоньку уменьшается, потому что кортизол угнетает производство белка теломеразы в наших ДНК, который отвечает за количество делений клетки (регенерацию клеток). Регенерация – обновление клеток - обеспечивает жизнь человеческого организма. Подробнее о влиянии кортизола на теломеразу здесь.
Таким образом, данное «аргллаамунное» психическое состояние находит отклик в самых разных точках организма: мозг (подкорковые центры и участки коры), надпочечники, весь организм в целом (теломераза снижается в количестве – дряхлеет весь организм). Поэтому мы можем впредь говорить о целом ансамбле биопроцессов, сопровождающих активность тех или иных ииссииди-центров (и соответствующих им психизмов).
В одноименной передаче (об отличии чакр от ииссииди-центров) приводится больше примеров связи ии-центров и локализаций в организме человека.
ВТОРОЕ ОТЛИЧИЕ: подкатегории внутри ииссииди-центра, по которым сгруппированы психизмы данного центра.
Раз уж психизмы человека классифицированы по ии-центрам, логично оттенки одних и тех же чувств, мыслей, переживаний отнести к подструктурам центра. Так автор Ииссиидиологии выделил в каждом ииссииди-центре 7 уровней и у каждого уровня по 3 подуровня: низший, средний, высший. Для обозначения рассматриваемого психического состояния даже выработался такой «сленг»: раздражительность и ворчание? – активны третьи верхние и четвертые нижние аргллаамуни.
Кадр из фильма «Ворчун», реж. Кастеллано и Пипполо. «Привет твоим 3-м от моих 4-х!»
Или активны четвертые и верхние третьи инглимилиссы (свадхистханы) – так скажем о девушке на свидании, флиртующей и ожидающей продолжения вечера. Кстати, два персонажа с данными активными уровнями представлены в главных ролях фильма «Ворчун», которых сыграли Адриано Челентано и Дебра Фойер. Подробнее о структуре ии-центров рассказывается в видеопередаче, а о классификации психизмов по ии-центрам – на тренингах в Центре «Айфаар».
ТРЕТЬЕ ОТЛИЧИЕ: Любая психическая активность даже за краткое время обеспечивается попарной активностью ии-центров.
В любом психическом и поведенческом стереотипе всегда присутствует умственная (ментальная) и эмоциональная (витальная) составляющая. Даже если речь идет об аффекте ярости, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, всегда имеет место реализация уже имевшихся ранее у человека ментальных конструкций: манера проявления аффекта, представления о вещах, предметах, людях, на которые предпочтительнее направить ярость. Казалось бы, это сугубо эмоциональное состояние, но оно не может реализоваться без малейших представлений ума о формах и объектах для приложения данных эмоций. В данном случае, аффект или неконтролируемый инстинкт обеспечивается ментальной составляющей с одного из уровней аргллаамуни-ииссииди (-центра) и эмоциональной составляющей с идентичного уровня инглимилисса-ииссииди.
Ии-центры условно обозначены трансляторами более витальных/ментальных характеристик психики. Из-за того что ии-центры активны всегда попарно (см. таблицу справа), на практике неправильно категорично относить мыслительную деятельность к аргллаамуни или орлаактор, а эмоциональную – лишь к инглимилисса или аигллиллиаа. Но иметь такое условное разделение удобно для анализа переизбытка, неадекватного доминирования в психике человека ментальности/чувственности, которые привели к проблемам. Например, на переизбыток либо ментала, либо эмоций (дисбаланс в соотношении «ментал+эмоции») указывают такие фразы и переживания: «Как я до этого докатился?» «Я же хороший человек, почему мною постоянно недовольны?» «Как же меня это достало!» «Я жить не могу без этого человека – люблю до беспамятства!»
Как выравнивать в себе такие дисбалансы в ментальности или чувственности (переизбыток одного или другого в тех или иных ситуациях) с помощью информации об ии-центрах и другой информации Ииссиидиологии, можно поучиться на тренингах в Центре Интеллекта и Альтруизма «Айфаар». А пока давайте перейдем к последнему отличию ии-центров от чакр.
ЧЕТВЕРТОЕ ОТЛИЧИЕ – продолжение третьего. Каждый «вышестоящий» ии-центр по ментальной/витальной направленности «курирует» предыдущий.
Ии-центры реализуются не только попарно в любом психическом проявлении человека. Самореализация на уровнях аргллаамуни с 5 по 7 курируется уровнями орлаактор с 1 по 3 соответственно (5 аргл. – 1 орл., 6 аргл. – 2 орл., 7 – 3 орл.). Что это значит?
Вы замечали, что мудрость приходит в результате многочисленных взлетов/падений, проб и ошибок? Допустим, вы осваиваете новый навык – пусть это будет сложная компьютерная программа по обработке изображений Photoshop. Чтобы освоить ее профессионально, придется регулярно прикладывать усилия и справляться с разными сложностями заданий по программе и собственным тугодумием. Через 10 лет вы получите большой, разносторонний опыт работы в Photoshop и похожих программах, что даст вам возможность при желании обучать других премудростям работы с фото и рисунками. Если вы действительно испытываете искреннее желание научить людей эффективно и в удовольствие работать в программе, вы будете относиться к ученикам с пониманием и сочувствием, если они испытывают затруднения в обучении – вы помните, как сами переживали и ошибались в начале обучения и работы. К тому же, при всем сочувствии вы не станете снова впадать в ступор с учеником «за компанию» - вы станете стимулировать ученика выйти из состояния незнания в состояние овладения навыком работы. Вы – спокойный и знающий наиболее эффективные способы работы в Photoshop – выступаете куратором по отношению к растерянному ученику, переживающему трудности обучения.
А теперь представьте, что на каждое ваше внутреннее переживание (растерянного «ученика») есть ваше же другое состояние – более мудрое, развитое, с усовершенствованным видением. Например, на свою тревогу вы пытаетесь отреагировать сам для себя как куратор, «учитель»: «А стоит ли нервничать? Наберусь-ка я побольше знаний и оптимизма перед экзаменом на диплом по Photoshop, и сделаю лучшее, на что только способен». И так, раз за разом, экзамен за экзаменом, вы совсем мало тревожитесь перед любым экзаменом жизни в принципе, потому что обладаете все большим опытом сдачи экзаменов и пониманием, как быстрее и без лишних энергозатрат выучиться навыку и выдержать экзамен. Таким образом, опыт переживания тревоги в течение жизни перепроецируется в опыт знания и душевного комфорта в данной сфере жизни: опыт тревоги на 3-4-х уровнях аргллаамуни-инглимилисса перепроецируется в опыт 5-х аргллаамуни-инглимилисса, становясь базисом для 1-х уровней аигллиллиаа-орлаактор.
Перепроецирование опыта происходит тем быстрее, чем больше человек замотивирован на саморазвитие в конкретной сфере жизни, чем больше энергии, внимания и средств он вкладывает в свое обучение. Любое перепроецирование осуществляется с определенной степенью осознанности, однако она может приходить по одной и той же проблеме разным людям за разные периоды времени. Кому-то хватит совершить пару ошибок, чтобы вынести урок и больше их не повторять, а кому-то всей жизни может не хватить на переосмысление. В ЦИА «Айфаар» мы изучаем и применяем эффективные подходы для развития навыков к осознанному и ускоренному перепроецированию человеком своего разнообразного опыта – так человек быстрее превращает свою жизнь в сбалансированную, счастливую и успешную.
Попробуйте прямо сейчас побыть для себя куратором и совершить маленькую трансформацию своего опыта. Вспомните какое-то неприятное, но полезное и важное для вас дело. Это может быть потрошение рыбы, ремонт крыши на даче (а вы боитесь высоты), тот же экзамен у строгого преподавателя или деловое общение с несимпатичным вам коллегой по работе.
А теперь представьте: если вы будете осознанно и регулярно трансформировать свой опыт (готовить рыбу почаще и повкуснее под ТВ-передачу), то со временем неприятные переживания заменятся на приятные и конструктивные – на состояния любви (а ваши блюда из рыбы станут самыми популярными у ваших гостей)! Чем чаще опыт трансформируется осознанно, тем быстрее мы переходим от этапа к этапу в этом упражнении, пока не станем автоматически переходить от первого к последнему этапу (осознал – сделал, скорректировал состояние и ситуацию).
Что нового мы узнали о чакрах, а вернее, об их «продвинутой» версии – ииссииди-центрах?
Во-первых, они не имеют локализации в организме. Во-вторых, по ним удобно рассортировать все человеческие эмоции и мысли. В-третьих, мысль и чувство, эмоция и воля всегда неразрывны, поэтому всегда имеет место активность пары ии-центров (как минимум). В-четвертых, помимо реализации психического состояния через уровни пары ии-центров происходит постоянное перепроецирование опыта из низлежащих в более высокие уровни тех же ии-центров и далее – в опыт следующей пары ии-центров.
Представления об ии-центрах, которые изучаются на тренингах в Центре Интеллекта и Альтруизма «Айфаар», являются вспомогательными для самого важного процесса – саморазвития на пути к собственной гармонии и счастью! Все знания и практики в нашем Центре применяются так, чтобы наши участники сумели помочь сами себе сделать свою жизнь насыщеннее, отношения с людьми – любвеобильнее, а свой внутренний мир – понятным для них и прекрасным. Чтобы быть счастливым в современном мире, нужно гораздо больше знать и уметь любить в это непростое время. А этому нужно учиться – вот поэтому древние воззрения пересматриваются и углубляются, как наша сегодняшняя тема.
"Как же можно сделать человека счастливым,
не сделав его добродетельным и умным?"
Иммануил Кант, немецкий философ, 1724-1804