В современном обществе всё больше появляются социальные страхи, которые способны наносить вред физическому и психическому здоровью человека, мешая ему полноценно жить и творить. Ииссиидиология показывает совершенно новый взгляд на страх «смерти», как на не имеющий никаких оснований для своего существования. Эта новая система знаний предлагает глубоко изучить природу страхов и вызывающие их причины в нашем самосознании. Она также помогает самостоятельно находить действенные мотивации для преодоления страхов.
В данной статье мы с вами рассмотрим природу страхов, какие они бывают и откуда берутся, что думают по этому поводу учёные и какие выводы делают. Ведь психология страха очень многогранна и глубинна. И вряд ли в мире найдётся такой человек, который ничего не боится. У каждого человека есть страхи, и все они очень разнообразны.
Изначально инстинктивный механизм воздействия страха имел положительные функции для эволюции человека, позволяя ему выживать. Многим может показаться, что с ходом эволюции человека, на современном её этапе, необходимость в страхе должна бы исчезнуть, так как жизненные ситуации в целом больше не представляют угроз для жизни. Тем не менее, страхи продолжают достаточно активно напоминать о себе. Теперь в самосознании современного человека могут устойчиво проявляться страхи такого рода, как потеря социального статуса, угроза самооценке, страх разрыва отношений.
Мы продолжаем бояться заболеть и умереть, потерять родных, быть оставленными любимыми людьми, остаться без средств к существованию. Однако не все знают, что по своей природе страх является разрушительной эмоцией, которая губит не только организм человека, но и мешает полноценно жить и общаться с другими людьми. Поэтому, в первую очередь, нужно постараться убрать страхи из своего самосознания.
Некоторые стороны социальной жизни в современном мире пропитаны чувством страха. Страх держит человека в постоянном напряжении. Врачи свидетельствуют о том, что на уровнях физиологии организма, во время этой эмоции, происходит чрезмерное сокращение и напряжения сосудов и мышц, что в итоге приводит к болезням сердца, кровеносной системы и многих других внутренних органов, а также это отрицательно сказывается на психике человека.
Фундаментом многих фобий человека является страх смерти. Он хорошо завуалирован в нашем самосознании, и поэтому человек не всегда может распознать его. Разбираясь в своих внутренних состояниях, анализируя, какие чувства и эмоции преобладают в нашем самосознании, мы можем распознать его. Затем, мотивируя и объясняя происхождение страха смерти, можно значительно снизить как его частоту, так и силу его проявления в своём самосознании. Конечно, стоит принять во внимание, что такие изменения не происходят моментально.
Изучение ииссиидиологии помогло мне глубоко понять и усвоить, что смерть – это всего лишь Иллюзия. Более подробно об этом написано в цикле книг ииссиидиологии под названием «Бессмертие доступно каждому». Активизируя в своём восприятии высокочастотные уровни коллективного Подсознания (высокочастотная интуиция), человек полноценно и целостно сможет воспринимать себя во всём многообразии своих разнокачественных проявлений. Одна из главных концепций ииссиидиологии – это существование множества миров, поэтому осознать себя умершими мы не сможем никогда. При любой «смертельной» ситуации наше самосознание начнёт воспринимать себя в каком-то другом мире, не замечая смерти своего прежнего тела. Необходимо относится к погребению безжизненного тела, как к необходимой процедуре с пониманием, что «ушедший» из данного сценария человек продолжает жить в параллельном сценарии почти в таком же теле (которое лишь чуть-чуть отличается), и мало того - в окружении тех же людей. Тогда постепенно ощущение драматизма и потери начнёт притупляться и ослабевать, теряя свою многотысячелетнюю силу.
Вот, что об этом пишет сам автор. «Когда новейшие представления «Ииссиидиологии» полностью вытеснят из вашего Самосознания прежние ограниченные и рождающие тревогу мысли о «Смерти», как о некоем «конце» Жизни, у вас уже не будет никакого страха перед своим «будущим», какие бы угрожающие формы по отношению к вам оно ни принимало. Глубоко познав самую Суть происходящего с вами и вокруг вас, вы познаете более качественную Истину, которая сделает вас свободными не только от страха перед «Смертью», но также и от страха перед любыми неприятностями, сложностями, конфликтами, которые являются лишь необходимыми атрибутами придуманной вами Игры под названием «Жизнь» …» [1: 15.16895].
Возможна ли наша жизнь без проявления страха? Сможет ли страх своими проявлениями помочь нам в наших будущих творческих реализациях? Будем ли мы осознавать себя в качественных и гармоничных мирах, если в нашем самосознании будут активны бессознательно-инстинктивные проявления? Рассмотрев происхождение страха, мы сможем ответить на эти волнующие нас вопросы.
Эмоция страха негативно воздействует на психическое здоровье человека, поэтому его изучение является актуальным. Рассмотрим толкование этого термина. Над этой проблемой задумывались выдающиеся умы человечества, и тем не менее, в настоящее время ответ о природе страха пока не найден. Ещё в 80-х годах доктор психологических наук В.К.Вилюнас отмечал, что обобщающая теория страха пока ещё не сформирована. Эта ситуация остаётся точно такой же и в наше время; о том, что до сих пор нет общепринятого понимания свидетельствуют те определения страха, которые мы находим в современных отечественных и зарубежных работах. Так, например, в «Энциклопедии Британника» написано, что чувство тревоги порождает страх, поэтому даны два определения: в первом - страх возникает как реакция на реальную угрозу физическому телу; во втором - тревога, напротив, возникает в ответ на безобидные ситуации или является продуктом субъективных, внутренних эмоциональных конфликтов, причины которых могут быть неочевидны для самого человека [2,3].
Автор книги «Психология личности» Н.И.Рейнвальд считает, что «потребность в самосохранении может в зависимости от обстоятельств выразиться в пассивно-оборонной эмоции – страхе». Р.М.Грановская в работе «Элементы практической психологии» соглашается с тем, что «самой сильной негативной эмоцией является страх, который определяется как ожидание и предсказание неудачи при осуществлении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях» [4,5].
В «Философском энциклопедическом словаре» даётся разъяснение, что «страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию личности и направленная на источник действительной или воображаемой опасности». В большинстве исследований в области психологии эмоций преобладает толкование страха как результата рефлектирующей деятельности субъекта, причём страху отводится важная роль в функционировании механизмов самосохранения [6].
Первоначальная эмоция страха возникла в процессе эволюции с целью защиты организма человека от всевозможных опасностей первобытной жизни (голод, холод, хищники). Со времён наших далёких предков среда, в которой мы живём, сильно изменилась, и природа страха тоже трансформировалась. Профессор Ю.В.Щербатых разделяет все страхи на три группы:
На самом деле, каждый страх в той или иной мере можно отнести к любой из трёх групп, но характеристики одной из групп будут доминировать.
С позиции ииссиидиологии, каждый объект обладает самосознанием. Сюда входят как видимые нами объекты (люди, животные, растения, минералы, вода, камни и тому подобное), так и невидимые (электромагнитные волны, электрический ток, разные виды излучений и так далее).
Человеческая биологическая форма, по своему клеточному составу, имеет много общего с представителями разных видов животных, растений, минералов и других форм разума. Это объясняет тот факт, что, хотя мы по внешнему виду люди, но в нашем самосознании проявляется ещё много именно нечеловеческих психических реакций, свойственных другим формам жизни. Далее мы рассмотрим структуру самосознания личности. Самые низшие уровни самосознания основаны на примитивных грубых инстинктах, которые относятся к коллективному бессознательному.
Коллективное бессознательное или инстинктивное самосознание - это уровень, являющийся совокупностью психизмов и представлений не только людей, но и других форм жизни, например, животных, растений, минералов, микроорганизмов и прочих. Поэтому «…они вызывают в нашем Самосознании бессознательные, разумно никак необъяснимые нами, реакции: либо ощущение жажды, голода, усталости и потребности в покое; либо неудержимое ничем желание грубосексуальных переживаний, свойственное диким животным; либо внезапную агрессивность или кровожадность, свойственные хищникам; либо безотчётный страх, боязнь или ужас, которые неосознанно мотивируют в нас одно-единственное желание - бежать прочь без оглядки или спрятаться куда-нибудь подальше» [8: п.1.0285]
Как же человек, активно проявляющий себя в данных уровнях, может противодействовать страху? Осознанность, которая может противостоять этим инстинктивным проявлениям страхов с позиции человека, на данном уровне находится лишь в зачаточном состоянии. Человек, ведомый страхами и фобиями, непроизвольно активизирует в своём самосознании агрессию. Мысли и чувства такого человека деструктивны, в глубине уровней коллективного самосознания данной личности чувство страха очень активно, а в совокупности это всё имеет мощный разрушительный потенциал.
Личностное самосознание включает в себя отношение и оценку личностью прожитого ею опыта. В нём всё ещё активны эгоистичные уровни выживания, но вместе с тем уже есть духовно-нравственные потребности. Это интерес личности к созданию семьи, реализации в социуме и к творческому самосовершенствованию. Несомненно, здесь также присутствует чувство страха, но личность уже приобретает способность его контролировать, проявление гнева и агрессии ощутимо ослабевает, поэтому человек чувствует себя в обществе более гармонично и естественно.
Коллективное подсознание – в ииссиидиологии (в отличие от традиционных наук) рассматривается как проявление у высокоразвитой личности сверхспособностей и талантов на базе тонко развитой интуиции. Например, все выдающиеся идеи, теории и законы естествознания возникли при внезапном озарении, то есть при кратковременном резонансе с коллективным подсознанием. Только в данном проявлении самосознания у нас начинает реализовываться осознанность, которая присуща людям в гармоничных, качественных мирах: здесь уже нет места чувству страха, идёт полное осознание механизмов своей эволюции и всех происходящих процессов нашей жизни.
Личностью уже синтезированы низшие уровни самосознания (коллективное бессознательное, личностное эгоистичное самосознание), и она уже способна осознанно выбирать такие сценарии жизни, которые соответствуют её творческим потребностям и перспективам. Ииссиидиология даёт представления о том, что существуют ещё более высокие уровни космического самосознания. Эти уровни практически не привязаны к нашей биологической форме и доступны лишь небольшому числу людей и то, в изменённых состояниях сознания, например, в медитации. Большинство людей (примерно 70%) пока неосознанно живёт на уровнях личностного самосознания, и только немногие стремятся вести свою жизнь, осознанно следуя человеческим принципам (современное светское общество построено на гуманистических принципах сосуществования людей в дружественном сообществе).
На основе изложенного можно сделать выводы, что, руководствуясь бессознательным и низшим личностным самосознанием, мы подвластны эгоцентричным представлениям и совсем не замечаем, что нами в этих состояниях руководят эмоции и инстинкты. Они-то и провоцируют впоследствии наше проявление в менее качественных сценариях жизни. И наоборот, активность уровней подсознания у личности свидетельствует о высоком уровне её эволюционирования, как человека зрелого. Поэтому и мир, в котором проявлена такая личность, будет более гармоничным и качественным, с позиции Человеческого направления развития.
Ииссиидиология характеризует Человеческий путь развития такими базовыми признаками, как Высокочувственный Интеллект и Высокоинтеллектуальный Альтруизм. Таким образом, человек, идущий в данном направлении, культивирует в себе Ответственность, безусловную Открытость, жизнеутверждающую Честность и душевную Инициативность [9].
Кандидат медицинских наук Ю.В.Щербатых пришёл к следующим выводам. «Поскольку страх — это древнейшая эмоция, повышающая шансы организма на выживание, то и мозговые структуры, ответственные за неё, находятся в более старых, центральных областях головного мозга, а именно, в лимбической системе, к которой относятся гиппокамп, миндалины, грушевидная доля и ещё несколько мозговых структур. Первоначально считалось, что в нервной системе имеется один центр, активация которого вызывает страх и реакцию избегания пугающего объекта». Поэтому в течение многих лет учёные называли амигдалу (amygdala) центром страха. Данные множества опытов, проводившихся как с животными, так и с людьми, говорили о том, что именно в этой области мозга формируются такие эмоции, связанные со страхом, как паника и ужас.
Группа исследователей под руководством Джастина Файнштейна (Justin Feinstein) из Университета Айовы в США выявила, что чувство страха у людей полностью «отключается» при утрате работоспособности амигдалы, что может быть использовано для разработки методов борьбы с фобиями и страхами. Эти выводы были сделаны на наблюдениях за уникальной женщиной, мозжечковая миндалина которой полностью лишена функциональных свойств. Это редчайшее генетическое заболевание называется болезнь Урбаха-Вите. Несмотря на свою исключительную редкость, недуг этот довольно известен, поскольку в буквальном смысле лишает человека страха: амигдала при болезни Урбаха-Вите твердеет, съёживается и вообще разрушается.
Страдающие этим расстройством слабо реагируют на фильмы ужасов, больших пауков, змей и прочих ужасающих моментов, которые вызывают панический страх. Аналогичные результаты были прежде получены на животных, однако подтвердить их справедливость для людей удалось впервые. Для того чтобы лучше понять эмоции пациентки, группа Файнштейна просила её заполнять соответствующие анкеты и опросники. За три месяца неустанных наблюдений учёным ни разу не удалось зафиксировать эмоции пациентки, хоть как-то связанные со страхом. Например, при встрече со змеями пациентка, несмотря на уверения в том, что она ненавидит пресмыкающихся, практически сразу начинала их трогать и пристально рассматривать. Как выяснили учёные, виной всему чувство любопытства, перевесившее отвращение [10].
Однако при другом опыте, проведённом группой Фанштейна, выяснилось, что испугаться мы можем и без помощи активизации амигдалы, поскольку в мозге есть и другие структуры, которые способны выполнить работу по созданию чувства паники. Для эксперимента учёные пригласили как больных – страдающих болезнью Урбаха-Вите, так и здоровых людей. Немного увеличив им дозу углекислого газа, исследователи заметили, что в организме пошёл перерасход кислорода, таким образом вызвав угрозу удушения. К удивлению проводящих эксперимент исследователей, все испытуемые немедленно испытали приступ страха, причём у больных страх был сильнее, чем у здоровых. Для одной из пациенток это вообще был первый случай, когда она испытала страх. Казалось бы, если амигдала не работает, то и углекислый газ не должен произвести устрашающего эффекта.
По словам учёных, утверждение о том, что только амигдала участвует в проявлении страха, подлежит сомнению. Теперь исследователи намерены самым пристальным образом изучить мозг людей с болезнью Урбаха-Вите — возможно, томографические методы покажут новые центры страха в мозгу человека [11].
Эти данные, пусть и не слишком детализированные, говорят о том, что в нашем мозге, скорее всего, нет зоны, которая монопольно управляла бы чувством страха. А так как страх это всё-таки врождённый эмоциональный процесс с генетически заданным физиологическим компонентом, то значит, ключевую роль играют наши гены, так как именно в них заложена программа в виде инстинкта самосохранения организма, а молекула ДНК присутствует в каждой клетке нашего тела.
Стремление учёных не только избавить людей от различных фобий, панических атак и страхов, но и понимание того, что нужно не просто воздействовать на определённые структуры мозга (а мы уже выяснили, что монопольной зоны, ответственной за страх, не существует), способствовало проведению множества экспериментов и детальному анализу результатов. Как утверждают учёные, наравне с врождёнными страхами и фобиями, передающимися через гены, в течении жизни появляются приобретённые, которые со временем либо укрепляются, либо исчезают.
Брайан Диас (Brian Dias) и Керри Ресслер (Kerry Ressler) из Университета Эмори в Атланте (США) провели исследование, целью которого было доказательство того, что страх передаётся по наследству [12].
Приведём пример эксперимента осознанного формирования в структуре Самосознания конкретного страха. Человек не станет бояться нейтральных предметов: например, красной лампочки. Но посредством повторяющихся лёгких ударов электрического тока у него можно сформировать реакцию страха. Если так произойдёт несколько раз, вы будете знать, что красная лампочка обозначает удар током. Ваше тело продемонстрирует классическую реакцию на страх, и, даже когда удары током прекратятся, организм будет продолжать реагировать на лампочку также. При помощи различных методов исследования, учёные могут заглянуть в человеческий мозг и пронаблюдать, какие же его части при этом наиболее активны. При возникновении страха нейроны миндалевидного тела проявляются ярче всего. Получается, что амигдала, которая хранит информацию о наших прежних страхах, также накапливает и новые информационные взаимосвязи.
Продолжая эксперименты с группой добровольцев, учёные выяснили, что именно воспоминания играют немаловажную роль в возникновении страха. Каждый раз, когда мы вспоминаем съеденный поутру бутерброд или свой 5-летний день рождения, воспоминания о них немного меняются, на них накладываются новые ассоциации, и сами факты часто искажаются. Дело в том, что при воспоминании происходит немного иной процесс, называемый реконсолидация, то есть в процессе воспоминания происходит не просто воспроизведение информации, а её активная перезапись. Также выяснилось, что тех, кого «переучивали» в течении первых шести часов, страха не проявили, а у остальных страх сохранился.
Исследователи из Квинслендского университета (Австралия) решили выяснить, какие же молекулярные механизмы в мозге поддерживают равновесие между памятью и забыванием. В статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, учёные описывают некую микрорегуляторную РНК, которая обнаруживается только в мозге и которая стирает неприятные воспоминания за ненадобностью. В результате, если мы давно не попадали в стрессовые обстоятельства, сигнал страха, который этим обстоятельствам соответствует, в мозге постепенно затухает. Такой процесс нужен для формирования более пластичного и адекватного повседневного поведения: ресурсы нервной системы освобождаются от необходимости поддерживать ставшие ненужными «страшные» воспоминания.
Из вышеизложенного мы можем сделать выводы и представить это следующим образом.
Итак, делая выводы, мы можем констатировать следующее: что не только амигдала участвует в процессе генерирования страха, но он также передаётся и формируется на генном уровне нашего восприятия, через ДНК. Мы просто не сможем решить проблему, подавив свой страх, так как каждая наша клеточка пропитана эмоциями страха. Поэтому от страха мы сможем избавиться только путём культивирования в своём самосознании позитивного мышления и глубокого понимания процессов, происходящих внутри нас. [13]
Почему у людей, занимающихся самосовершенствованием, медитацией, изучающих различную специализированную литературу, стремящихся к альтруистично-интеллектуальной модели поведения до сих пор есть страхи? Ответ один: это присутствие в самосознании одного единственного главного страха «смерти», который, несмотря ни на какие усилия, невозможно так просто убрать из сознания. А все остальные страхи тесно завязаны на нём.
У нас бессознательно всегда присутствует страх «смерти». Все люди разные, и у каждого человека этот страх принимает свои индивидуальные формы. Есть открытый страх смерти, при которым ты уверен, что можешь умереть, и тебя пугает эта безысходность и неизвестность. Также есть скрытый страх смерти, который выражается завуалировано через всевозможные фобии и опасения социального характера. А боимся мы, потому что привыкли отождествлять себя со своим видимым и осязаемым телом. Мы пытаемся всеми силами сохранить, защитить и обезопасить его, так как мы видели, что происходит с телами других людей после их смерти.
Поэтому у нас стали очень устойчивыми представления о том, что смерть - это полное исчезновение нас, как личностей. Иногда, при наших размышлениях, нас посещают мысли о том, что когда другие люди будут жить и наслаждаться жизнью, то мы уже не сможем увидеть красоту окружающего мира и никогда не узнаем, что же случилось с нашими родными и друзьями.
Если мы поймём, что биологическое тело - это не мы сами, то из нашего самосознания начнут уходить страхи и тревоги. Только глубокий, взращённый на личном опыте, интерес к познанию тайн окружающей жизни у человека может положить конец этим заблуждениям. Для этого необходимо более детально разобраться в механизмах строения вселенной и в принципах существования абсолютно всего в ней, начиная от элементарных частиц и атомов, которые образуют наши биологические формы, и заканчивая планетами, звёздами и галактиками.
Вспомните те моменты, в которых у вас возникало чувство страха. Разве он способен помочь нашему становлению, как творческих личностей? Рассматривая самосознание личности чуть выше, я хотела показать вам, что страх реализуется через коллективное бессознательное и личностное самосознание. В нашей реальности — это низшие уровни человека, ответственные за выживание, но стремящиеся к самосовершенствованию люди стремятся избавиться от проявлений этих уровней потому, что они мешают нам эволюционировать.
Один из главных инструментов, помогающий работать со страхом смерти — это глубокое понимание личностью Бессмертия. Вот какое объяснение «смерти» даёт ииссиидиология. «Смерть» – это мгновенное частотное «перепроецирование» восприятия личности из одной своей Формы в другую, почти такую же, принадлежащую параллельным сценариям. Это психоментальный «переход», который через её Самосознание даёт очередную реальную возможность качественно изменить себя в наиболее ожидаемом ею Направлении развития» [14].
«Смерть» - это субъективный результат нашего эгоистического самовосприятия, степень драматичности или благоприятности которого в отношении каждого индивидуума целиком и полностью зависит от качественности состояния его Самопознания» [15].
Но есть и другие страхи, с которыми нужно работать, пересиливая себя. При получении опыта переживания страхов какие-то из них трансформируются, то есть их количество со временем уменьшается, если целенаправленно с ними работать. Процесс последовательного обретения нами любого опыта способствует разрешению той или иной ситуации. Этот опыт мы нарабатываем за счёт большого количества проб и ошибок, а когда полученные результаты собраны, проанализированы и сопоставлены между собой, появляется возможность осознанно совершать контролируемые действия, заранее предвидя большую часть их возможных последствий. А если в нашем опыте имеется множество пробелов, то нам всякий раз будет сложно разобраться в своих «внутренних» состояниях и решиться на какой-то конкретный выбор.
Хочу рассказать вам о своём социальном страхе, с которым я стала работать не так давно. Это страх публичного выступления. Для себя я определила, что этот страх был основан не только на неуверенности в том, каков окажется результат выступления, но и на моей гордыне – быть непонятой окружающими людьми. Мне не хватало опыта в этой социальной деятельности. Меня заботило, что обо мне скажут другие, будут они довольны мною или разочаруются, будут ли они осуждать меня. Все это доводило мою психику до стресса, в результате возникала паника и нежелание выступать, я стала замыкаться в себе. Начав работать со своим страхом, я перестала зацикливаться на своём эгоизме, воспринимая всё только на основе своих собственных интересов и проблем. Я посмотрела на свой страх с точки зрения ииссиидиологии, что в практическом плане подразумевало следующее: практикуясь в выступлениях, методом проб и ошибок я находила мотивации и выходы из неудобных ситуаций, возникавших в процессе своих докладов. Я постепенно трансформировала страх, в результате чего появилось ощущение стабильности и радости от участия и общения с другими людьми. Вспоминая и прослеживая события прошедшей жизни, я поняла, что все возможности и условия своей судьбы я создала сама: как радостные, так и стрессовые.
Итак, страх — одна из наиболее значимых для человека эмоций, оказывающих мощное воздействие на различные аспекты его жизни. Это чувство сформировано в самосознании людей, начиная с самых ранних этапов человеческой эволюции, и является неотъемлемой реакцией биологического организма на «тревожащие» факторы. Поэтому страх сопровождает любого человека в течение всего его жизненного пути. Страх невозможно не испытывать —речь идёт только о степени его выраженности.
Ииссиидиология в целом меняет взгляд на жизнь, объясняя, что для самого сильного страха, страха смерти, причин нет, так как никто и никогда из всех живущих её не испытал и не испытает. Те, кто сталкивались с захоронением умерших, напрасно расстраиваются, полагая, что этот человек потерян, и более того, что самим придётся когда-то «умереть». То, что у людей пока принято считать «смертью», ииссиидиология интерпретирует следующим образом: в данный момент сознание человека покинуло свою текущую биологическую оболочку, мгновенно проявившись в биологическом теле в параллельных мирах.
Если такие рассуждения постепенно начнут становиться привычными, то страхи в целом начнут терять свою силу. Ииссиидиология также предлагает применять инструменты осознанной работы для уменьшения интенсивности страхов:
Чтобы преодолеть барьер страха, нужно более глубоко понять истинные механизмы этого процесса, избавиться от многотысячелетних представлений, заложенных в наши гены, внушающих нам инстинктивный ужас и страх полного исчезновения себя как личности. А также осознать, что «смерть» - это всего лишь иллюзия, а все жизненные неприятности и коллизии нужны нам только для получения недостающего опыта.
Я желаю вам осознанного отношения к своим мыслям и чувствам и наработки жизненного опыта для уменьшения любых видов страха в вашем восприятии.
[1] Орис О.В., «Бессмертие доступно каждому» Том 11, Изд.: ОАО «Татмедиа», г.Казань.
[2] Вилюнас В.К., «Психология эмоциональных явлений». М.: Изд-во МГУ, 1976.
[4] Рейнвальд, Н.И. «Психология личности» Издательство: М.: УДН – 1987 г.
[5] Грановская Р.М. «Элементы практической психологии» Изд. Ленинградского университета - 1988г.
[6] Ивин А. «Философия. Энциклопедический словарь» Изд.: Гардарики – 2006 г.
[7] Щербатых Ю. «Психология страха» М.: Изд-во Эксмо – 2007г.
[8] Орис О.В., «Основы ииссиидиологии», Том 1, Изд.: ОАО «Татмедиа», г.Казань, 2012 г.
[9] Саантофрея, «Радикальный способ самосовершенствования личности»
[10] Justin S. Feinstein, Ralph Adolphs, Antonio Damasio, Daniel Tranel, «The Human Amygdala and the Induction and Experience of Fear». «Current Biology» Elsevier Inc, 2011 г.
[11] Haohong Li, Mario A Penzo, Hiroki Taniguchi, Charles D Kopec, Z Josh Huang, Bo Li «Experience-dependent modification of a central amygdala fear circuit». «Nature Neuroscience» Macmillan Publishers Limited 2013 г.
[12] Ewen Callaway «Fearful memories haunt mouse descendants». «Nature» Nature Publishing Group, a division of Macmillan Publishers Limited. 2013 г.
[13] Иссаллариисс, «Что такое страх, для чего он нам дан и на самом ли деле жизнь без страха бесконечно хороша?»
[14] Орис О.В., «Бессмертие доступно каждому» Том 13, Изд.: ОАО «Татмедиа», г.Казань.
[15] Приодоллпт, «Страхи в своих проявлениях»