Влияние звука и музыки на сознание и здоровье человека

Значимость музыки и звука в жизни людей, а также её влияние на всё живое отмечены с давних пор. Влияние музыки на человека имеет мощное как созидательное, так и деструктивное воздействие и на психику, и на его здоровье. Оздоравливающий эффект музыки применяется в современной медицине, и это направление имеет большой неизученный потенциал. Звук, обладая проникающей способностью, влияет на самые глубины сознания и тела, неся информацию источника его генерации.

Введение

В жизни современного человека музыка стала привычным и неотъемлемым элементом. Достижения современной техники позволяют слушать музыку в любое удобное время и в любом месте, а её разнообразие способно удовлетворить практически любые вкусы. Огромный интерес человечества к музыкальным произведениям говорит о том, что существует несомненная связь музыки с психическим состоянием человека.

Проведено множество исследований, доказывающих, что музыка и песни имеют активное влияние на процессы в организме человека, от мыслительных и чувственных, до физических. О влиянии музыки на человека существует множество различных мнений, рассуждений и проведено множество различных экспериментов. Музыка способна оказывать эмоциональное воздействие, и это бесспорный факт. Её благотворное влияние было известно ещё в античные времена и применялось для лечения как душевных, так и физических ран. Ещё древние философы утверждали, что музыка способна гармонично развивать и наполнять человека. Пифагор призывал использовать музыку в воспитательном процессе и был первым, кто составил научные принципы изучения музыки и звучания. Он считал, что музыка способна гармонизировать «душевные недуги» человека. Уже тогда существовали мелодии, созданные «против страстей Души: против уныния и внутренних язв, против раздражения, против гнева… и других вожделений». А Платон считал, что музыкальное образование должно стать основой государственного образования и обязательным для всех граждан.

Большинство людей любят слушать музыку, до конца не осознавая какое она имеет воздействие на их психику. Музыкальное произведение может обладать как функциями созидания, так и разрушения, вызывать прилив энергии, а порой оказывать расслабляющее действие. Но какова бы ни была реакция слушателя на музыку, она, безусловно, имеет влияние как на психическую, эмоциональную сферу проявления человека, так и на его здоровье.

Помимо этого, мы живём в мире, где информационный поток, воздействующий на человека, становится всё плотнее и агрессивнее. Состав этого потока настолько многообразен, что мы просто не способны пока многое из него усвоить и пропустить через сознание. Шум улиц, машин, заводов, речь людей, телевизионные передачи…

В нашем центре интеллектуально-альтруистичного развития[1] несколько лет ведутся различные исследования и разработки методик по практическому применению данных в работе самосовершенствования личности. В каждодневной практике совместного проживания нарабатываются описываемые в ииссиидиологии механизмы для адаптации модели межчеловеческих отношений, основанных на информации знания об энергоинформационной структуре человека и вселенной. Она представляет собой целостное научно-ориентированное мировоззрение, интегрирующее различные научные знания, включая медицину и психологию.

В результате мы наработали практический опыт, который лёг в основу комплексной программы по работе с непозитивизмами, внутренними конфликтами, самоанализу личности. Одним из направлений наших исследований является изучение влияния звука, музыки и песен на сознание и здоровье человека. Полученные знания используются нами в жизни и легли в основу практик медитативного пения. Своим опытом мы делимся со всеми, кто стремится разобраться в себе и расширить границы собственных возможностей в самопознании. Мы убедились, что музыка имеет различные аспекты влияния и является не просто звуком, а представляет собой информационный поток, который активно влияет на слушателя.

Разбираясь в механизмах воздействия музыки на человека, нам пришлось обновить и расширить своё понимание о структуре сознания человека, его неразрывных взаимосвязях с окружающим миром, а также об его информационном наполнении.

Информация правит миром

Актуальность смысла фразы «информация правит миром» гораздо глубже, чем то, как мы её понимаем. Любой объект, будь то живой, неодушевлённый или природное явление, несёт в себе информацию, свою вибрацию, образуя генерации того типа волн, который мы характеризуем как «ауру». Любая полученная нами информация влияет на нас и нередко весьма кардинально меняет наше мышление и жизнь.

Автор «Ииссиидиологии» Орис О.В. в своих книгах представляет информацию, полученную путём глубинных медитаций на описываемые процессы, о вселенной и человеке, законах мироустройства и многом другом. В ииссиидиологии Информация[2] постулируется как универсальная базовая основа проявления Всего Сущего в Мироздании.

Впервые понятие ноосферы (от греч. «noos» – разум и сфера), как единого информационного поля человечества, в 1927 году ввели французские учёные Э.Леруа и П.Т.деШарден. В 1944 году академик Вернадский расширил это понимание, выдвинув предположение, что не только люди, но и всё живое на планете имеет единый общепланетарный мозг, а сам человек с его интеллектом является только частью глобального энергоинформационного пространства, к которому можно «подключиться» и черпать нужную информацию. (http://www.youtube.com/watch?t=171&v=uCXKmcutNow)

Возможно, вы уже знаете, что сейчас учёными выдвигаются различные теории существования информационного поля. Учёные из института интеллектуальных исследований IONS (Institute of Noetic Sciences) предполагают, что человек считывает данные с информационного пространства, а тело ежесекундно обменивается с ним данными и стремится к целостному взаимодействию между всеми клетками. Поэтому тело человека рассматривается как большая динамичная информационная система. (https://www.youtube.com/watch?v=aDtsuE_rurg)

Физик Дэвид Бом положил начало развитию теории о том, что Вселенная подобна огромной голограмме. В каждой точке этой голограммы сосредоточена информация обо всём мире, а подсознание каждого человека – это фрагмент такой голограммы. Поэтому информационное поле Вселенной рассматривается как огромный банк идей и мыслей. В нём есть любая информация обо всём, что существует на Земле, существовало и будет существовать. Многие из переживших клиническую смерть говорили, что в это время им становилось доступным много разной информации сразу. Это возможно, потому что в нашем мире время воспринимается линейно, а в информационном поле, как считают некоторые исследователи, поток информации движется по спирали и всегда может быть доступен. Подсознание связано с этим полем и ему доступна вся информация. Поэтому в каждом человеке уже изначально присутствует информация о прошлом, настоящем и будущем. Именно с этого информационного поля приходят к нам все гениальные идеи.

Со своей стороны, ииссиидиология также говорит о существовании общего источника Информации, с которым не только человек, но и всё сущее взаимодействует с помощью своих специфических механизмов. Множество разнокачественных информационных фрагментов образуют Информационное Пространство Мироздания. Людям доступна лишь та часть этих фрагментов, которые составляют Информационное Пространство Сферы Творчества Человечества.

Условно, Информационное Пространство, которым пользуется человек, можно разделить на множество качественных областей. Эти качественные области формируются в процессе мысле-чувственной деятельности человека. Любое представление человека о чём-либо, его понимание жизни, межличностных отношений, моральных принципов, социальных устоев и прочего по принципу схожести организуют формо-образы. Так как человек испытывает разные состояния переживаний, от ненависти, до безграничной любви, то формо-образы отражают качество мысле-чувственного переживания.

Каждый такой формо-образ, сформированный в результате какого-либо переживания человека, отражает все грани, какие только могут проявиться через психику любого человека в похожем эмоционально-психическом состоянии. То есть, у каждой психической реакции (психизма), каждой эмоции есть только своя ниша для проявления, вызываемая резонансом информационного содержания. Любой психизм носит информационный характер. Всё наше Мироздание состоит из сложно-конфигурационных сочетаний разнокачественной Информации. И как часть этого грандиозного творения, мы также состоим из различных аспектов информации. Ну а неповторимость и индивидуальность каждой личности только свидетельствуют о невообразимо огромном количестве различных вариантов комбинаций информационных фрагментов.

В зависимости от того, какой формо-образ в данный момент активен в сознании человека, такое отражение его настроения, взглядов, реакций и происходит. Например, во время пения исполнитель переживает какие-то чувства, у него возникают мысле-чувственные образы, вызванные смыслом слов песни. На его состояние начинают резонировать слушатели. И неважно, где слушатель находится, дома у телевизора или на концерте.

При этом надо отметить, что формо-образы доступны и всем людям, живущим в любом временном периоде, а Информационное Пространство имеет безвременную природу. Благодаря этому, современный человек и человек, живущий в прошлом или будущем, могут использовать один и тот же формо-образ. Например, чувство удовольствия от употребления какого-то любимого блюда. Это состояние вы испытывали как несколько лет назад, так испытываете его и сейчас. К тому же, его может испытывать любой человек, дополняя, насыщая формо-образ своими красками (чувствами, эмоциями). Это можно сравнить с картиной, которую пишут сразу несколько находящихся в примерно одинаковом настроении художников, живущих в разное время, но имеющих доступ к одному холсту. Мазок каждого из них привносит свою яркость, неповторимость и дополняет общее творение.

Если учитывать, что система управления организмом не ограничена химическими процессами, а зависит от взаимодействия с Информационным Пространством, то важным фактором в данном процессе становится качество получаемой информации.

Передача информации на расстоянии

Каким образом данные Информационного Пространства становятся частью нашего мира? Ииссиидиология объясняет этот факт переносом Информации с общего Поля посредством пи-волн (или Р-волн). Р-волна имеет не электромагнитную природу, это направленная поляризованная волна. В отличие от электромагнитных волн с частотами порядка миллионов герц, у поляризационных волн количество колебаний в секунду выражается единицей с сорока нулями (1040 Гц). А скорость распространения в сотни тысяч квадриллионов раз больше скорости света (1019 м/сек). Для этих волн практически нет расстояния, они не затухают. Если свет от далеких звезд идёт миллионы лет, то информация с помощью Р-волн – секунды.

По мнению доктора технических наук, профессора Колпакова Н.Д., занимавшегося изучением Р-волн, всё живое способно генерировать Р-волны и соответственно реагировать на них[3]. Значит, и каждого человека можно рассматривать как источник уникальных энергий индивидуальной информационной сложности. Если вы задумаетесь, то вспомните какую-то ситуацию и в своей жизни, когда почему-то твёрдо знали, что сейчас вам позвонит человек, образ которого вдруг возник в голове. Или у вас было чёткое ощущение, что сейчас идти туда, куда вы собирались, не нужно. Всепронизывающие Р-волны несут индивидуальный отпечаток каждой личности, поэтому, когда до нас доходит такая волна, мы можем это понять как некое предчувствие. Особенно сильна связь между близкими людьми. Например, друзья могут «предугадывать» настроение друг друга, с чем это может быть связано. А каким образом люди понимают, нравятся они друг другу или нет?

Каждая наша мысль – это поляризованная Р-волна, и она несёт свою смысловую нагрузку, заложенную не только в мысли, но и в действия, слова, звуки. Р-волна является универсальным носителем информации, генерируемых человеком переживаний, эмоций различного качества. От того, что мы несём миру в наших мыслях и побуждениях, зависит каким мир будет вокруг нас. Он – зеркало, в котором мы видим наше отражение.

Очень наглядно это демонстрирует известный опыт с кристаллами воды японского исследователя Масару Эмото и его коллег. Воде проговаривали самые разные слова с различным смысловым содержанием, а затем замораживали. В каждом случае образовывались разные по форме кристаллы. Они менялись в зависимости от мыслей и даже от состояния здоровья наблюдателя.

Например, на бутылках с водой приклеивали надписи со словом «Спасибо» на разных языках.

 
по-японски

 
по-немецки

 
по-корейски

 
по-итальянски

Вежливое и грубое обращение отражалось на красоте и гармоничности формы кристалла воды, которая стала обладательницей переданных чувств и мыслей.

 
Вежливая просьба «Давай сделаем это» (по-японски)

 
Грубое «Делай это!» (по-японски)

Вода, которая подвергалась грубым формам выражений, вообще не образовывала кристаллов. Хаос и беспорядок продолжал своё существование в неорганизованности структуры воды.

 
«Ты дурак» по-японски

 
«Ты дурак» по-английски

 
«Ты мне противен. Я тебя убью!» по-японски

А так выглядят кристаллы воды, которая «слушала» музыку. Несомненно, разница в формах кристаллов на лицо.

 
Вивальди, «Зима»

 
Вивальди, «Лето»

 
Песня в стиле "heavy-metal"

 
Элвис Пресли, «Отель разбитых сердец»


А эту форму кристалла воды учёные назвали совершенной. Слова, которые были на бутылке с водой, гласили «Любовь и признательность»:

 

Можно представить, что происходит в организме человека, когда он подвергается тому или иному воздействию. Ведь если тело человека на 75-80% состоит из воды, и многие молекулы имеют форму жидких кристаллов, то значит их структура зависит от того, что мы думаем, говорим, что слушаем. Сила мысли и образа жизни в прямом смысле пронизывают каждую клеточку организма человека.

Таким образом, понимание того, что на эмоции человека на расстоянии реагирует всё живое, становится всё более известным фактом.

Уровни сознания человека и предпочтения в музыке

Как говорилось выше, качественно разные формо-образы по-разному проявляются в сознании человека и выражаются в психоэмоциональном поведении человека. Говоря о сознании человека, чаще выделяют его низшие, негативные, непозитивные стороны, как предмет для трансформации и пересмотра подобных проявлений в жизни; высшие уровни, как желаемый предмет достижения; и средние, как переходные между двумя предыдущими.

Мы с вами остановимся на очень условной и упрощённой градации уровней сознания для возможности оценки самых явных признаков их проявления:

  1. негативные: агрессия, неприятие внешнего мира, людей, есть только «я», грубая форма выражения своей точки зрения и своих потребностей, высокомерие, злоба, насилие и т.д.;
  2. непозитивные: все ещё неприятие, непонимание, критицизм, осуждение и т.д.; различные формы словесного выражения непозитивизмов – от ссор, брани, до нудного изложения недовольства и т.п. Отличаются от негативных более сглаженной формой выражения своей позиции;
  3. нейтральные: таковые относительно предыдущих уровней. На этих уровнях присутствует больше логичности, самоанализа и анализа ситуации в принципе, есть возможность для принятия конструктивных, осознанных и обдуманных решений;
  4. позитивные: пока больше связаны с эгоистичным удовлетворением собственных нужд и возникающих на этом фоне эмоций и чувств, но уже присутствует желание альтруистичных реализаций; постепенное переформатирование позитива в альтруистичные действия по отношению к другим людям, проявление доброты, помощи, честности и т.п.

Как мы видим, каждый уровень имеет свои, характерные, отличительные черты. Находясь в разных состояниях, мы по-разному строим свою речь, употребляем разные по жёсткости или чувственности слова, по-разному формируем из них словосочетания, предложения имеют разную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Всё, что на нас оказывает влияние, вызывает реакцию, которая соответствует определённому уровню сознания. В зависимости от характера наших эмоций и чувств мы ощущаем гармоничное или деструктивное состояние, имеем те или иные предпочтения, выбираем определённую музыку.

Музыка, как один из самых сильных факторов воздействия на психику слушателя, способна вызывать бурю различных переживаний, которые ещё долго отражаются в сознании после её прослушивания. Вызванное ею психическое состояние влечёт и соответствующие действия, выборы, решения. Если наше состояние находится в пределах непозитивного или негативного уровней, то можно сказать, что мы не способны приносить радость ни близким, ни окружающим. Непозитивные и негативные состояния являются выражением эгоцентризма человека. В таких состояниях мы далеки от душевности.

Выбор любимого музыкального жанра или стиля исполнения во многом зависит как от вкуса, так и от других факторов человека, от потребностей удовлетворения внутреннего эмоционального и психического состояния. Каждый музыкальный стиль пробуждает в человеке те или иные эмоциональные переживания. Учёные из университета Хериот-Уотта (Heriot-Watt University – HWU), провели любопытные исследования, из которых они сделали выводы, что между предпочитаемыми человеком музыкальными жанрами и его характером существует определённая зависимость:

  • поклонники блюза креативны, общительны, вежливы и высокомерны;
  • среди любителей джаза чаще всего встречаются творческие, приветливые люди с завышенной самооценкой;
  • фанаты классической музыки относятся к интровертному типу личности, но, несмотря на это, имеют высокое чувство достоинства и незаурядные творческие способности;
  • почитатели рэпа общительны и слегка эгоистичны;
  • к числу любителей оперы принадлежат вежливые, открытые, творческие личности;
  • фанаты кантри-энд-вестерна отличаются своим трудолюбием и умением легко находить общий язык с окружающими;
  • поклонники регги (reggae) имеют высокую самооценку, креативны и общительны, но вот трудолюбие – это точно не про них;
  • любители ритмичной танцевальной музыки относятся к экстравертному типу личности, обладают определёнными творческими способностями, но не отличаются хорошими манерами;
  • у фанатов инди (indie) заниженная самооценка, они не трудолюбивы и зачастую плохо воспитаны;
  • почитатели болливуда (музыка из индийских фильмов) очень отзывчивы и дружелюбны;
  • очень часто у любителей тяжёлой музыки – хэви-метал (heavy metal), хард-рок и т. п. – заниженная самооценка, но они имеют большой творческий потенциал.

Результаты этого исследования наглядно показывают, какие наклонности в человеке может пробуждать та или иная музыка. Конечно, любая оценка такого исследования весьма субъективна и может выражать лишь некую тенденцию, но при этом, она отражает активность определённых уровней Самосознания человека. А находясь в определённом состоянии, мы вольно или невольно генерируем его в окружающее пространство. Любой другой человек, находящийся в близких к этим переживаниям состояниях, способен срезонировать на них и испытывать подобные эмоции или чувства.

Очень наглядным примером является реакция фанатов на концертах любимых групп. Во время исполнения, например, песни, певец в сознании активизирует некое представление, являющееся частью какого-то формо-образа. Его переживание посредством волновой передачи информации доходит до слушателей, которые также начинают его переживать и генерировать в пространство. Этот процесс приобретает лавинообразный эффект, и в результате получается усиленная модуляция энергий одного типа узконаправленного действия, которая охватывает практически всех слушателей. То же самое происходит в любых действиях массового характера, будь то концерт, молитва в храме или драка на улице.

Влияние музыки и произведений искусства на психику и здоровье

Если верить результатам вышеупомянутого исследования, то поклонники определённого жанра музыки могут поддерживать и развивать в себе определённые черты характера. Поэтому психологи и общественность обеспокоены тем влиянием, которое оказывает рок и подражание кумирам миллионов фанатов рок-групп. Помимо негативной информации, заложенной в текстах песен, рок оказывает прямое разрушающее воздействие на организм человека и громкостью звучащих мелодий. Шумовые звуки или негармонические обертоны вредят нервной системе: у человека начинают дрожать руки, теряется острота зрения и слуха и одновременно в крови повышается содержание адреналина и других гормонов. Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?».

Учёный-медик Дэвид Элкин однажды провёл эксперимент, благодаря которому доказал, что пронзительная громкая музыка провоцирует сворачивание белка. На одном из рок-концертов перед громкоговорителем Элкин положил сырое яйцо. К концу концерта, через три часа яйцо оказалось «сваренным» всмятку. В человеческом организме белок живёт всего 2 минуты. Если учесть какое время слушатель на таком концерте подвергается воздействию звука, то можно предположить, что для него это не проходит бесследно.

О том, что рок музыка ведёт к разгулу «тёмных» инстинктов, пишут сами руководители рок-групп. Например, Джерри Рубен лидер группы «Хиппи» пишет: «Грубая животная энергия горячей струёй пронизывала нас, возбуждающий ритм будоражил подавленные желания». Таким образом, песни подобного содержания пропагандируют свой образ жизни.

Можно сказать, мы становимся тем, что слушаем. Действие музыки подобно программированию вести себя сообразно тому, какую информацию она содержит. Музыка воспринимается сознанием через образы. Их переживание и вызывает в человеке соответствующие эмоции. Постепенно, незаметно для человека услышанные слова или всплывающие из подсознания образы становятся его собственными мыслями и выражаются в дальнейшем во всех его действиях. Прежде чем наши мысли обретают словесную форму, Р-волна доносит их до внешнего мира. Возможно, это для кого-то станет убедительным объяснением того факта, что в нашей жизни люди ведут себя не так, как нам того хотелось бы. Ведь человек может реагировать на чьи-то негативные и непозитивные мысли, сам того не понимая, почему так себя ведёт. Может быть, именно об этом говорит пословица «С кем поведёшься, от того и наберёшься»?

Различное влияние на человека могут оказывать не только песни и музыка. Произведения искусства, фотографии, фильмы, стихи также способны вызывать определённые состояния. Например, при просмотре фильмов, в которых сценарии построены с подоплёкой справедливости убийства или мести, создаётся подсознательный образ справедливости и правильности такого поведения. И в любой возможной стрессовой ситуации этот подсознательный образ может сработать, и он может ранить или убить другого человека.

В любое своё творение человек вкладывает эмоциональную, интеллектуальную, чувственную информацию. Созданная в глубокой депрессии, негативизме, негодовании или, наоборот, в состоянии радости, влюблённости, ликования, работа навсегда запечатлевает заложенные в неё переживания и несёт эту информацию слушателю. Точно так же передаётся состояние, которое испытывает композитор или музыкант, актёр или фотомодель в процессе работы, поэт, певец непосредственно во время исполнения стихотворения или песни.

Например, многие произведения Рахманинова, Чайковского, Дебюсси, Моцарта являются очень оптимистичными, энергоёмкими, мажорными и надолго оставляют после их прослушивания возвышенные состояния, наполняющие Сознание радостью, альтруизмом и доброжелательностью, которыми были переполнены композиторы в моменты работы над этими гениальными произведениями.

В то же время, есть много других творений у тех же Рахманинова, Чайковского, Моцарта, а также Баха, Шопена, Бетховена, Листа, Прокофьева, Гайдна, Шуберта и других мировых классиков, созданных ими под влиянием моментов психического негодования, душевного разочарования или чрезмерного сексуального возбуждения. Поэтому слушая любую музыку стоит лишний раз обратить внимание как меняется настроение и к чему мы становимся склонными в общении и поступках.

Целебные звуки

В последнее время всё чаще стала появляться информация о том, что существуют музыкальные произведения, обладающие лечебной силой. И преимущество этого явления в том, что оно способно задействовать внутренние возможности организма, гармонизируя работу всех органов без применения лекарственных средств.

Целым направлением в психотерапии стала музыкотерапия, открывающая новые возможности благотворного влияния музыки на сознание и биологию человека. Музыкальная терапия стала научным методом восстановления сил организма с помощью музыки. Она восстанавливает, поддерживает и улучшает эмоциональное, психологическое и физиологическое состояние.

Влияние музыки на человека начинается ещё с внутриутробного состояния. Она оказывает своё информационное влияние на развитие мозга плода. Интересным опытом благотворного влияния классической музыки на малышей делятся родители в блоге «Реальные родители». Эксперимент одна мама начала, когда её малыш ещё в утробе вёл себя беспокойно. А после рождения долгое время этот малыш быстро засыпал только под полюбившуюся ещё до появления на свет музыку Вивальди и Паганини. (http://real-parents.ru/neozhidannyiy-rezultat-eksperimenta-s-klassicheskoy-muzyikoy.html)

Американский учёный-исследователь Джон Кэмпбелл написал 9 книг, рассказывающих о результатах исследования влияния музыки на человека. Самой известной из них стала «Эффект Моцарта». 20-летние исследования показали, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека. Д.Кемпбелл отобрал из произведений Моцарта по собственной авторской методике наиболее целебные и составил из них серию тематических CD-дисков, поступивших в широкую продажу по всему миру. Среди них есть диски для беременных, новорождённых и детей разного возраста.

Руководитель Научно-исследовательского Центра Музыкальной Терапии и Восстановительных Технологий, врач-учёный Сергей Шушарджан, профессиональный оперный певец и доктор медицинских наук, профессор имеет множество достижений в области музыкотерапии. Он разработал такие методы данного направления, как вокалотерапия, адаптивная музыкопсихотерапия, музыкорефлексотерапия, музыкально-педагогическая реабилитация, мезо-форте терапия (омоложение и оздоровление), клеточная акустика и некоторые другие. Он утверждает, что звук во время пения уходит не только во внешнее пространство, а большая часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации.

Связь голоса, любого звука, акустической вибрации с нервными центрами была известна ещё в древности и широко применялась в лечебной практике на Востоке. Но уже в наше время установлено, что большое значение имеет и интенсивность произношения звуков. В частности, при лечении заболеваний сердца или лёгких она должна быть низкой или средней. Во время пения происходит коррекция частоты больного органа и таким образом можно оздоравливать организм без помощи лекарств. «Музыкальная терапия вообще, и вокалотерапия в частности, редкое по доступности средство для включения резервных возможностей организма и развития его защитных функций. Обратите внимание, хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители. Примадонны редко выходят на пенсию. Если бы в школах вместо непонятных уроков музыки вводились уроки классического пения, больных детей у нас было бы гораздо меньше» – утверждает доктор Сергей Шушарджан.

Для лечения каждому пациенту в центре составляется индивидуальная музыкальная программа, основанная, в том числе, на таком явлении как биорезонанс. Исследователи пришли к следующему выводу: «Давно известно, что каждая клетка нашего организма совершает колебания с определённой частотой. Если эти колебания попадают в резонанс со звуковыми колебаниями, клетка определённым образом реагирует на звук. Впервые в мире мы доказали воздействие музыки на человеческий организм на клеточном уровне. Очень бурно реагируют на музыку раковые клетки, причём от одной музыки они начинают активно расти и размножаться, а от другой, наоборот, их рост замедляется. Мы экспериментировали со стафилококками, с кишечными палочками и подобрали такую музыку, от которой эти микробы погибают».

Возможность резонационного воздействия звука на вибрации органов стало основополагающим фактором эффективного лечения больных органов методом биомузыки. Больным включаются записи вибраций здоровых органов, и выздоровление наступает значительно быстрее. Например, в Китае широкое применение имеют музыкальные альбомы с названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень», есть также «Печень», «Легкие», «Сердце».

Учитывая изложенные выше факты, можно предположить, что со звуковыми волнами больные органы просто получают информацию для гармонизации своей деятельности. При направленном действии музыки орган приходит в состояние максимальной вибрации. Вызывая резонанс определённой частоты, соответствующий физическим характеристикам того или иного органа, звук оказывает стимулирующее действие на него. В результате стимулируется и укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, намного быстрее проходят восстановительные, противовоспалительные процессы и наступает выздоровление.

Каждому здоровому органу соответствует своя частота. Если эта частота начинает подавляться диссонирующими частотами, происходит нарушение работы органа из-за поступления информации, не характерной для его нормальной работы. Источниками диссонирующих частот могут быть как внешние факторы, так и внутренние. Но и те, и другие являются носителями информации разной качественности. Ведь наши мысли в первую очередь влияют на нас самих, т.к. наш организм имеет возможность первым получить излучаемую нами волновую генерацию.

Уже давно замечено, что различные музыкальные инструменты по-разному влияют на самочувствие людей, а каждый орган имеет свой резонанс с определённым инструментом. Например, печени, желчному пузырю по нраву деревянные духовые инструменты: гобой, кларнет. Скрипка и фортепиано успокаивающе действуют на нервы, флейта расслабляет. Саксофон хорошо влияет на мочеполовую систему. При сердечно-сосудистых заболеваниях полезно слушать музыку, исполняемую на струнных инструментах; лёгкие быстрее выздоравливают и восстанавливают свои дыхательные функции при звуках трубы и тромбона; селезёнка перестаёт болеть при прослушивании классического пения.

Разработками положительного влияния музыки на развитие и психику человека успешно пользуются врачи для лечения и помощи больным, которым стандартные методы медицины не способны помочь. В список таких больных входят люди с врождёнными проблемами психики, отсталостью в развитии. Музыкальные произведения способствуют более быстрому усвоению иностранных языков. Также музыкотерапия применяется в лечении депрессионных состояний, повышенной возбудимости, беспокойства, для развития коммуникативных навыков, помощи при подготовке к родам.

Согласно выводам, опубликованным в журнале «Medical Hypotheses», музыка может оказать неоценимую помощь для предотвращения развития болезни Альцгеймера и старческого слабоумия. Она показала свою эффективность при лечении нервно-психиатрических расстройств.

Роль музыки и песен в духовном преобразовании человека

Философия трактует Дух как нематериальное начало и высшую способность самоопределения человека как личности в зависимости от его воли и поступков. Это перекликается с верой в Святой Дух в разных религиозных течениях, который считается внетелесным проявлением. Также Дух трактуется как «настроение и состояние человека или коллектива». Но во всех пониманиях заложен смысл высших возможностей, противопоставляемых низшим проявлениям. Отсюда можно сказать, что «Духовную работу» или «Духовный рост» можно понимать как некое преодоление человеком зависимости от материальности, эгоистичных проявлений и побуждений, животных страстей, всего того, что мы называем эгоизмом, в пользу развития в себе всё более и более альтруистичных качеств.

Само определение Духа как «состояние коллектива» говорит о том, что он является объединяющим моментом для всех людей. Социально-нравственные ценности современного общества образуют формы и типы культур. Духовная культура относится к одной из форм культур и отражает нормы общечеловеческих ценностей как в духовных наработках общества (например, через моральные нормы, науку, право, искусство, образование и т.д.), так и в социально-политической жизни.

Из века в век доброта, честность, отзывчивость, искренность, сердечность и многие другие душевные качества были и есть в числе добродетелей человека. Являясь выражением высоконравственных проявлений представителей человеческого общества, они отражают принципы духовного единения людей.

С древнегреческого «психе» (psyche) переводится как душа. Если музыкальные произведения способны влиять на психическое состояние человека, значит, они влияют на душу человека – основу его сознания, мировоззрение, систему ценностей – всё то, что определяет понимание и отношение к жизни и место в ней.

Песни имеют самый действенный механизм быстрого и точного изменения мышления и чувствования. Сочетаясь с ритмом и мелодией, слова легко запоминаются и проникают в сознание, привнося и своё смысловое влияние. Поэтому песни могут стать инструментом активизации и усиления состояний грусти, тревоги, страха, или наоборот, добродушия, уравновешенности, радости.

В начале этого века появились песни духовно-нравственного содержания[4]. Они предлагают людям возможность проявить и утвердиться в самых лучших представлениях о себе, применяя информацию, содержащуюся в текстах этих песен. Они написаны с одной целью – дать возможность наиболее быстрого духовного преобразования. Все словосочетания в них построены для переживания только самых высоких чувственных образов, какие мы способны в себе ощутить. Прежде всего, в них вложены возвышенные, радостные, позитивные представления, которые при постоянном повторении во время пения, постепенно становятся и нашим расширенным пониманием жизни и мира вокруг нас.

Эти песни входят в многотомное издание «Ииссиидиология». Автор текстов этих песен Орис О.В. так говорит о своём песенном творчестве: «В этих Песнях я постарался заложить всё то, что несёт исключительно позитивную и альтруистичную информацию, активно настраивающую, как исполнителя, так и слушателя, лишь на сердечную Радость[5], Любовь к людям, стремление к Красоте и Гармонии, культивирующую доброжелательность и добротолюбие, мощно стимулирующую в Самосознании высококачественные духовные устремления, определяющую высокие Цели и предлагающую множество Путей для их достижения».

Песни, несущие Любовь, Добро, Открытость и Человечность как принципы взаимоотношения между всеми людьми, открывают возможность каждому найти эти качества в себе и других людях. Каждая песня – это возможность прочувствовать нечто прекрасное, что в обычной жизни нам не доступно, т.к. она большей частью наполнена суетливыми делами.

Основываясь на возможности быстро и легко проникать в сознание, песни духовного содержания рассчитаны на частое и постоянное их исполнение любым человеком самостоятельно. В процесс настройки на смысл, заложенный в текстах, происходит более глубокое погружение сознания в их переживание с помощью сопровождающей музыки. Концентрируясь на смысле слов, пропуская их через собственное сознание, как собственные мысли и чувства, происходит утверждение в том, о чём поётся в песне. Мысленно оценивая смысл текстов, человек проецирует его на собственные уровни понимания, отношения, и у него часто происходит переоценка жизненных позиций. В каких-то ситуациях слова песен приходят как подсказки, ориентируя нас на более мудрое решение, или приходит ответ на, казалось, неразрешимую ситуацию.

Таким образом, каждая песня позволяет глубже прочувствовать, познать Себя и утвердиться в позитивизме, альтруистичности, состоянии переполняющей Любви ко всем и ко всему. Постепенно начинает приходить возвышенное понимание Красоты мира, единения всего живого, желания творить только доброе и светлое.

Чем дольше человек находится в этих возвышенных состояниях, тем глубже и стабильнее они становятся частью его сознания, заменяя многие прежние представления. Таким образом происходит преобразование человеческой личности в сторону её духовного роста.

Медитативное пение как одна из практик в Центре Интеллекта и Альтруизма

«Пускай умножат наши песни
Любовь по всей планете раз и навсегда!"
Орис, слова из песни «Песнями Миры Преображающая»

Основной целью функционирования Центра Интеллекта и Альтруизма "Айфаар" является практика и распространение альтруистично-интеллектуального образа жизни и качественно иного, более совершенного уровня чувствования и мышления. Этот процесс основан на более глубоком понимании взаимосвязи окружающей действительности, человеческой личности и законов Мироздания, пересмотре многих прежних жизненных представлений и формировании новой модели поведения, творчества и взаимоотношений, основанной на чувствах единства, ответственности, сбалансированного ментально-чувственного образа мышления.

Интеллектуально-альтруистичный образ жизни подразумевает гармоничное развитие ментальной и чувственной составляющих сознания с ориентацией на постоянное раскрытие в человеке самых качественных проявлений этих состояний, возможных на данное время. Наработка и развитие людьми ментально-чувственного образа мышления позволяет по-иному взглянуть на вопросы саморазвития человека и общества в целом. В практике взаимоотношений и работы над собой в Центре Интеллекта и Альтруизма в качестве механизма развития интеллекта и интуитивного мышления отводится роль самому Знанию в целом. Способом для наработки чувственности являются «Песни для песенных медитаций». Эти песни содержат лишь самые позитивные и альтруистичные образы, доступные для нашего понимания.

Пение песен – это практика Духовного самопознания и самовоспитания, которая ведётся нами почти ежедневно. Систематическое, каждодневное медитативное пение песен создаёт возможность постепенной переструктуризации сознания высококачественными образами, моделирующими выборы, поступки, психические реакции людей, практикующих медитативное пение[6].

Медитативным пение называется потому, что этот процесс можно сравнить с тем, что понимают под обычной медитацией, когда медитационные техники используются для достижения состояний, не свойственных в обыденности. Песенная медитация – это механизм достижения высокочувственных состояний, которые возникают при погружении в смысл текстов. Их переживание позволяет намного ярче и глубже понять заложенные образы. При этом часто возникают возвышенные состояния воодушевления, всеприятия, чувство единства со всеми. Эти состояния – неисчерпаемый источник сердечной радости, беззаветной любви ко всем и ко всему.

Надо сказать, что один и тот же текст каждым поющим может восприниматься по-разному, и во время коллективной медитации мы дополняем друг друга и усиливаем эффект воздействия информации песен. На собственном опыте мы замечали неоднократно, что существует разница между индивидуальным пением и коллективным.

Ещё мы отметили, что чем чаще происходит песенная медитация, тем быстрее и естественнее нарабатывается осознанное переключение на состояние радости и позитивизма. И это имеет обратный эффект. Чем дольше состояние осознанного позитивизма, тем стабильнее становятся эти состояния.

Для того, чтобы эффект медитации был как можно сильнее, мы определили некоторые условия и правила. К процессу медитативного исполнения песен нужно подготовиться заранее. Это позволяет быстрее сонастроиться со смыслом, заложенным в тексты песен, углубиться во внутренние ощущения. Можно закрыть глаза и представить образно нечто сияющее, открытое, наполненное светом и излучающее неземные вибрации; или солнце, освещающее всё вокруг; серебристый или золотистый поток, любой другой удобный образ, мыслями и чувствами концентрируясь на позитивных, альтруистичных, высокодуховных психических образах и состоянии.

В отличие от общепринятых медитативных способов, эффективность духовного воздействия песенной медитации значительно возрастает, когда песни поются сразу несколькими людьми, объединёнными одними духовными устремлениями и искренне желающими принести своим Служением пользу не только себе, но и всему миру.

Для более разностороннего понимания процесса медитативного пения давайте рассмотрим его с позиции современных исследований нейробиологии. Учёные утверждают, что если человек активно занимается интеллектуальной деятельностью, обдумывает новую информацию и усваивает её, то у него нарабатываются новые нейронные взаимосвязи. Их называют микросетями. Микросети нарабатываются человеком в процессе типичных или часто повторяющихся действий, и за счёт наработки нейронных взаимосвязей выполняются на уровне автоматизма. Так вот, частое пение песен позитивного содержания, несущих не свойственный нашему повседневному пониманию смысл, позволяет нарабатывать нам новые нейронные взаимосвязи. Они постепенно становятся связующим звеном между повседневным состоянием сознания и возвышенным смыслом песен. То есть, мы привыкаем жить на уровнях нашего сознания, которым характерно позитивное отношение к окружающему миру.

Кстати, нейробиологи утверждают, что отсутствие зарядки для ума, привычный распорядок дня, однообразная работа приводят к быстрому старению. В рутинном, привычном образе жизни мозг действует на «автопилоте», и постепенно его функциональность снижается.

За многолетнюю практику медитативного пения мы отметили, что пение этих песен имеет оздоровительный эффект. Он завязан на мощном окислительно-восстановительном процессе, происходящем во время пения песен с высококачественным содержанием текстов. Ведь более качественные энергоинформационные потоки могут творчески проявляться лишь через более качественные состояния наших физических Форм, поэтому и организм меняется в лучшую сторону, постепенно избавляясь от многого из того, что беспокоит и тревожит.

Во время пения начинается повышенное использование кислорода, что приводит к зевоте. Организм требует пополнения кислорода, необходимого для более интенсивных, чем обычно, восстановительных процессов. Пропуская через себя смысл песен, человек меняет себя, свои представления. В его конфигурации происходит смена существующих взаимосвязей на новые, что отражается и на биологическом уровне. Клетки организма начинают обновляться и освобождаться от «мусора», накопившегося по каким-либо причинам. В итоге, происходит постепенное очищение организма и его оздоровление.

При правильном исполнении песни имеют мощный воодушевляющий эффект. Они наполняют чувством уверенности в себе, в жизни, в людях. Как по лестнице позитивизма, Веры в прекрасное, слово за словом словно идёшь к чувству Единства со всем миром, Вселенной. Каждый человек становится родным и близким, и появляется ощущение, что всех нас связывает единая нить сердечности. Поэтому знающие этот эффект воздействия песен, поют их в любых сложных ситуациях. Несколько минут песенных медитаций помогают прийти к состоянию покоя, умиротворения, уходит чувство беспокойства, а причины, вызывавшие расстройства, становятся неважными и далёкими.

При изучении влияния энергий, генерируемых исполнителями песен, мы провели такой эксперимент – в большой очереди включили песни на очень тихой громкости. Буквально в считанные секунды у людей менялось настроение, они становились более дружелюбными и спокойными, чем до включения песен, сами того не осознавая. Это говорит о том, что Душа человека не спит, нужно только дать ей возможность для реализации её сокровенных желаний. У каждой Души есть своя Мелодия, которая позволяет чувствовать гармонию и красоту окружающего мира.

Заключение

Итак, мы выяснили, что влияние музыки на человека широко и многогранно. Любая музыка или песня – это, прежде всего, источник информации, и от качества музыкальной энергии, переносимой от одного сознания к другому, зависят как физическое здоровье, так и психическое состояние. Музыка способна гармонизировать, восстанавливая душевное спокойствие. Её терапевтический эффект на здоровье настолько велик, что стал основой для целого направления использования музыки в лечении различных болезней.

Изучению влияния звуков и музыки на организм и сознание человека уделяется большое внимание учёными, врачами, психологами, общественностью. Это говорит о том, что воздействию музыки на умы людей отводится достаточно серьёзная роль в развитии гармоничной личности как единицы гармоничного общества.

Как вид искусства, музыка способна создавать или изменять нравственно-духовные ценности общества и человека. Являясь одним из наиболее быстродействующих способов изменения психического состояния человека, музыка может и должна войти в систему воспитания и образования. Ведь многие жизненные принципы и взгляды человека формируются в школьном возрасте.

Музыкальные произведения способны оказывать влияние не только на текущее состояние сознания, но на раскрытие и развитие духовных потенциалов человека. В частности, имеется наработанный специалистами Центра Интеллекта и Альтруизма "Айфаар" опыт по применению позитивного влияния музыки и песен, который является одним из методов самосовершенствования, применяемых в Центре. Этот метод предлагается всем интересующимся для использования в практике самосовершенствования и гармонизации сознания.

Надеемся, что изложенная информация поможет вам найти новые грани самопознания и организовать жизнь с более осознанных позиций, привнося только желаемые события.J

 

[2] Ииссиидиологическое трактование терминов отражено написанием с заглавных букв. В ииссиидиологии Информация (информационные фрагменты) понимается как основа для проявления Всего.

[5] Все качества написаны с большой буквы, т.к. предполагаются самые возвышенные их аспекты в сравнении с привычным их пониманием, свойственном нашему типу мышления. Ниже по тексту используется тот же подход в написании качеств.

Просмотров: 2074