Активность мозга при стрессе

Окружающая среда постоянно меняется, что приводит наш мозг к особой гибкости и устойчивости к стрессу, позволяя решать жизненные задачи через познание мира. Соответственно - увеличились его способности к обработке информации. Так почему нам всё сложнее справляться со стрессом?  Какие процессы происходят в момент стресса в мозге? Как всё исправить и испытывать счастье? Данное направление дополняется рассмотрением этой темы с позиции нового знания - ииссиидиологии.

1. Системный мозг

Окружающая среда постоянно меняется, что приводит наш мозг к нейронной пластичности и устойчивости к стрессу, позволяя решать жизненные задачи более гармоничным образом через познание мира. Соответственно увеличились возможности, позволяющие обработать больший объём информации. Несмотря на это, со стрессом очень многим людям сложно справляться. Так почему мы испытываем совершенно непонятные, не обусловленные ничем чувства тревоги и паники, хотя умом понимаем, что подобного рода эмоции уже переживали?

К сожалению, большинство людей не задумываются об этом и продолжают совершать неосознанные выборы, получая соответствующие жизненные обстоятельства. Поэтому для того чтобы управлять ситуациями, необходимо во многом разобраться, а именно: как реагируют системы мозга на различные ситуации и отчего это зависит. Имеет значение, сможем ли мы осознанно прогнозировать свои выборы в тех или иных ситуациях, учитывая возникающие эмоции, связанные с прошлым опытом. Итак, давайте в первую очередь рассмотрим функционирование тех отделов мозга, от которых зависит наша ориентация в подобных ситуациях.

Каждый отдел мозга осуществляет характерные ему функции, но в тоже время они связаны между собой. Рассмотрим более подробно, как функционируют и взаимосвязаны три системы мозга, что показаны на рисунке. Палеокортекс (так называемая древняя кора – занимает около 1% всей коры обоих полушарий, состоит из: обонятельного бугорка, переднего вещества, подмозолистой, полулунной и боковой подмозолистой извилины) осуществляет контроль над телом и побуждение к действию.

Древняя кора также включает в себя ретикулярную формацию ствола головного мозга, которая представляет собой совокупность клеток и нервных волокон (продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг). Нейроны этой части мозга имеют разветвлённые дендриты и аксоны. Био-творцы[1] ретикулярной формации непрестанно фиксируют представления о чём-либо, транслируемые через органы чувств, внутренние и другие органы. Оценивают их, фильтруя, что подходит для человеческого тела, и передают дальше в лимбическую систему и кору больших полушарий мозга. Эти био-творцы выполняют свою роль не только в формировании личностного самосознания (состояние системы Восприятия в целом), ими также организуется целесообразность и качественность поведения каждой личности, способность организма подстроиться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Деятельность био-творцов ретикулярной формации связана с особенностями функционирования в головном мозге клауструма – тонкой перегородки, сформированной из клеток серого вещества.

Клауструм обеспечивает взаимосвязи между отделами ЦНС и вегетативной нервной системы, благодаря чему мы двигаемся, осуществляем условные рефлексы и многое другое. Ретикулярная формация руководит «животными» реакциями организма (бегство или борьба) в состоянии стресса в условиях опасности (болезни, ярости, боли, усталости), размножения (привязанность, зависть, ревность, любовь к детям, страдания от потери близких), стадности и коллективизма (через страх перед одиночеством), собственничества (через ненависть и агрессию), развития и познания (через интерес, любопытство, депрессию) и так далее. Польза рептильного мозга в том, что он отвечает на всё происходящее немедленными реакциями. Когда жизни биологического тела грозит опасность, его реакция обретает необыкновенную скорость. Например, вы успеваете отдёрнуть руку от чего-то горячего ещё до того, как вы успеете подумать об этом.

Именно инстинкты являются основой реакций и нашего поведения, большая часть которого нарабатывается в течение всей жизни в процессе обучения. Нарушение деятельности рептильного мозга (древней коры) может проявиться как понижение бодрости, нарушения сна, различные вегетативные изменения, эмоционально-психические расстройства и другие патологические признаки. Если нас спросят, что важнее в стрессовой ситуации: скорость или точность, - в большинстве случаев мы выбираем скорость, более короткий путь, опираясь на эмпирический опыт, который не всегда основан на логике. Этот путь часто инстинктивен, так как он завязан на спасении своего биологического тела, то есть на страхе смерти.

Дальше давайте разберём, какие же функции выполняет архикортекс- (эмоциональный мозг) - лимбическая система, которая тоже относится к “животному базису”. В неё входят такие отделы, как таламус, гиппокамп, гипоталамус, поясная извилина. Их функциональная роль в организме человека - эмоциональное состояние человека, мотивы поведения и формирование памяти. Также структуры лимбической системы участвуют в регуляции важнейших биологических потребностей поддержанием водного и солевого баланса, оптимизацией температуры тела и другими.

Главный механизм этой системы - эмоции, как бы пульт управления. Данная система вместе с корой больших полушарий регулирует работу внутренних органов - сердца и сосудов, моторику и секрецию органов пищеварения, колебания температуры тела, частоту дыхания и так далее. В разных отделах лимбической системы выявлены центры удовольствия (прилежащее ядро, некоторые структуры гиппокампа и гипоталамуса) и неудовольствия. Несмотря на важность этих отделов головного мозга (палео- и архикортекс), только благодаря био-творцам неокортекса мы держим под контролем естественные реакции организма и способны совершать свои выборы с помощью необходимых нам форм проявления инстинктов.

Давайте рассмотрим следующий (третий) отдел мозга - это неокортекс, церебральный мозг, который состоит из двух полушарий и мозолистого тела. С помощью этой системы мы можем держать под контролем естественные реакции организма и останавливать проявление инстинктов. В этом отделе мозга строится наш образ окружающего мира (планирование и постановка целей, формирование системы наших убеждений, анализ текущей ситуации, принятие решений), развивается устная речь и письменный язык. Эти био-творцы мозга регистрируют и сортируют различные ощущения, возникающие во внешнем мире. Био-творцы неокортекса обеспечивают реализацию самых качественных представлений (позитивные чувства, благие мысли), которые составляют наивысшее духовное и интеллектуальное достояние современного человечества.

Реализационная суть всех био-творцов головного мозга заключается в том, чтобы анализировать, корректировать, согласовывать нашу активность с человеческими представлениями, интересами и особенностями психоментальных состояний. Давайте на простом примере разберёмся, как все эти отделы мозга работают. Допустим, у нас есть мечта. Церебральный мозг всё распланировал, нарисовал картинку будущего – грандиозного проекта например; мы определили для себя, что это важно и необходимо. Дальше занялись постановкой целей и учитывая все детали, написали для себя план действий, - вдохновились этой идеей. Казалось, мы всё учли и поставили для достижения своих целей, которые принесут радость и счастье, более реальные сроки…

Таким образом наш мозг сигнализирует: «Можно выполнять план!» Лимбическая система - «в предвкушении восторга». Рептильный мозг расценивает всё как «ничего опасного для себя». Все согласились с этим проектом. Осталось внедрить эту картину будущего в жизнь. Разворачиваем план действий и начинаем действовать. Итак, первое - сделать важный звонок спонсорам и рассказать свою идею. Находим нужный нам телефонный номер, звоним - отвечает грубый голос. Уже не слыша голос собеседника, погружаемся в прошлое, вспоминая, что именно таким голосом нам когда-то ответил сокурсник по институту в момент разговора об идее нашего будущего. Так мы подключились к эмоциональному мозгу, который возобновил через воспоминания ощущения безысходности и страха за будущее. Утопая в накрывших нас эмоциях, мы заканчиваем разговор, так и не услышав, что ответил нам собеседник, но найдя в себе силы завершить диалог переносом разговора на другое время.

Не в состоянии думать об этом, так как захлестнули эмоции, остаток дня мы проводим в воспоминаниях о рассуждениях сокурсника насчёт того, что это - «бредовая» идея. Появляется ощущение, что весь мир жесток и опасен, агрессивно настроен, а рептильный мозг уже незаметно для вас реализовал свою задачу («спасайся!») действием, когда мы повесили трубку, испугавшись тона голоса собеседника, которому звонили. Звонок не состоялся, время потеряно. Ну да ладно, есть ещё пункты плана, которые надо выполнить! Надо начать с самосовершенствования. «О! Поеду на тренинг!» - обнадёживаем мы себя.

И вот настал счастливый день, когда мы на месте, наслаждаемся новыми впечатлениями от обучения, - эмоциональный мозг торжествует. Мы в предвкушении больших результатов, новых возможностей. На одном из уроков участник тренинга произносит фразу: «А если у меня не получится?» Дальше мы уже ничего не слышим. Эмоциональный мозг опять в воспоминаниях прошлого. Как когда-то в школе на уроке химии не получилось сделать лабораторную работу, за которую соответственно мы получили отрицательную оценку. Эмоциональный мозг в напряжении, ситуация стрессовая, небезопасная, - «а вдруг опять не получится?».

Можно сделать промежуточный вывод о том, что надо учиться исключать такие «испытания», где результат - сплошное переживание. Когда в рептильный мозг поступает сигнал «Тревога!!!!», мы начинаем разочаровываться в жизни: не хочется уже ни достижения целей, ни результатов, учёба уже не вдохновляет как прежде. И мы принимаем решение уехать, так и не пройдя тренинг до конца. На этом примере, думаю, стало понятно, как работают эти три системы мозга.

Подводя итог, можно сказать, что со стрессовыми ситуациями мы сталкиваемся на каждом шагу и дома, и на работе, и в дороге, и просто на улице. Окружающий мир постоянно будет провоцировать нас на негативные эмоции, и мы, не находя вовремя мотивации, чтобы «выключить» эмоциональные воспоминания и реакции, будем ещё больше утяжелять ситуацию. Но зная и понимая нейробиологическую природу эмоций и чувств, их можно трансформировать или направлять в нужное для нас действие. Любые изменения в жизни так или иначе приводят к развитию навыков управления собственным мозгом и к соответствующим знаниям и действиям. Трансформируя осознанно все негативные эмоции, мы начинаем с пониманием относиться ко всему, что происходит с нами. В итоге такими своими выборами мы учимся разрешать всевозможные проблемы, определять тактические задачи и цели и адаптироваться к различным социальным, психологическим и климатическим переменам.

2. Стресс меняет структуру мозга

Есть мнение, что какие-либо стрессы, которые мы начинаем испытывать ещё с детства, могут привести к постепенному угасанию различных отделов мозга, - в первую очередь страдает префронтальная кора лобных долей. Функции био-творцов этой части мозга заключаются в том, чтобы отслеживать, координировать, контролировать, управлять нашими действиями.

Один из примеров - это дети, у которых родители постоянно кричат, стыдят их за что-либо и даже бьют. Такие дети испытывают постоянный стресс, и это отражается на развитии их мозга, поскольку у детей синаптические взаимосвязи между нейронами мозга ещё не совсем сформированы. Уже с раннего возраста лобные доли у них постепенно перестают работать и не развиваются до нужных норм, что очень влияет на успеваемость таких детей в школе и приводит к слабому контролю над эмоциями, что также сказывается на качественности и осознанности выборов.

Кроме того, при стрессе страдают гиппокамп и амигдала, а также орбитофронтальная кора мозга. Гиппокамп производит рост новых нейронных сетей и отвечает за долговременную память. При нарушении его работы возникает неспособность человека запоминать элементарные вещи, но при этом в памяти остаются стойкими старые воспоминания. Амигдала участвует в образовании эмоциональной сферы нашего жизненного творчества. При стрессах и эмоциональных впечатлениях переключает наше внимание на другие чувства и эмоции. Когда человек живёт в постоянном страхе, у него происходит сжимание амигдалы, ослабляются её функции. Такие люди быстро впадают в агрессию и не способны к сочувствию, эмпатии, раскаянию, прощению.

Творцы орбитофронтальной коры головного мозга определяют степень разумности и целесообразности проявленных нами эмоций, и когда мы сталкиваемся с какой-нибудь жизненной ситуацией и производим дальнейшие действия, то используем опыт прошлых решений, который включает эта часть мозга. Изменения во взаимосвязях орбито-фронтальной коры и амигдалы могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере жизни человека (проявлениям тупости и всевозможных низших влечений, потере способности к самоконтролю, управлению эмоциями, анализу действий и устранению ошибок в поведении).

Есть ещё и другая сторона воздействия стресса на развитие мозга. При адаптации организма к изменениям условий среды через стресс происходит процесс накопления новых стволовых клеток. В процессе обучения чему-то новому гиппокамп начинает функционировать лучше, способствуя формированию в мозге новых нейронов и нейронных сетей, а также воспроизведению воспоминаний об уже пройденных жизненных ситуациях.

Но при этом последствия переживания нами любого стресса обычно более отягощающие, отрицательные, чем положительные и оздоравливающие из-за нашей неосознанности в подходе к работе с возникающими стрессовыми жизненными обстоятельствами.

Как же снизить стресс? Самый действенный метод - это определить для себя ценности в жизни: как именно вам бы хотелось, чтобы жизнь отвечала на ваши требования, пересмотреть свои приоритеты: что можно изменить, от чего отказаться, чтобы достигнуть поставленных целей. Надо перестать жить в эпицентре раздоров и ссор. Чтобы чего-то достигнуть в жизни, мы непременно обрекаем себя на стресс.

Например, мы хотим поступить в институт, но в тоже время продолжать работать, чтобы обеспечить себя материально. В этом случае приходится всё-таки переживать стресс, но можно попробовать его контролировать, помогая себе позитивными мотивациями и действиями, чтобы не допустить его затягивания. При правильной постановке цели следим за эмоциональным состоянием и не допускаем затяжного стресса. Социальная поддержка также играет немаловажную роль, например - общение с людьми, которые нас понимают и помогают нам. От качества нашего решения зависит, какие отделы мозга на данный момент будут активны.

В нынешнее время можно только мечтать об устойчивости психики. При информационной перегрузке мы не успеваем отследить последствия своих действий при принятии решений, выборов. Давайте более детально разберёмся, какие участки мозга отвечают за нашу эмоциональность и где их «пульт управления».

3. Формирование эмоций в мозге

Био–творцы ретикулярной формации играют важную роль при формировании психоментальных признаков личности, - это состояние системы восприятия: мышление, чувственность, вегетативные функции, фазы сна и бодрствования, движения в целом, механизм формирования реакций биологического организма. Они являются частью интеграционных систем мозга - гипоталамо-лимбических и неокортикальных структур, формируют целесообразность и качественность поведения каждой личности.

Через эмоции мы оцениваем окружающую действительность, воздействие внешней среды на нас, то есть мозг фильтрует информацию, поступающую о внешнем и внутреннем мире, выражаясь через психическое состояние человека. Проявляемые нами эмоции - результат интерпретации нашими системами восприятия информации, заложенной в нашей ДНК, активизация которых приводит как к изменениям состояния организма, так и к психоментальной деятельности. Всё многообразие эмоций представляет в ДНК клеток биологического организма реализационные интересы множества прото-форм[2].

В зависимости от активности в личности тех или иных «животных» программ, эта информация (в виде наклонностей, потребностей, реакций) нами будет переживаться по-разному и влиять на наши выборы. И возникает вопрос: почему эти животные программы имеют такое влияние на наши интересы, поступки, решения? Потому что «животные» представления частично отражаются в человеческих: с помощью эмпирического опыта животных мы как бы разнообразили наше существование. При активной проработке программ, которые в ментально-чувственную динамику людей непрерывно проецируют био-творцы палео-и архикортекса, мы формируем свои – человеческие - представления.

В ДНК клеток нашего организма содержатся гены, которые контролируют уровень тревожности и чувствительность к стрессовым факторам – таким, как ссора с родными или неприятности на работе, например. Каждый ген (определённая последовательность нуклеотидов) будет реагировать на жизненные обстоятельства и стресс по-своему. Осознанно отслеживая те или иные свои психизмы (поведение и привычки), понимая, что это свойственно не только человеку, но и животным (их программам), мы начинаем менять своё поведение, находя мотивации для себя и других. Так постепенно изменяются и функциональные возможности генома - соответственно задачам организма. Наши стрессы в таких случаях будут восприниматься нами как обычная проблема, которую надо решить, и результат (благоприятные обстоятельства) будет зависеть от того, насколько быстро и верно мы выполним это задание.

Насколько же важно понимание процессов, которые происходят с нами в жизни, и их причинно-следственные взаимосвязи. Но так же важно и своевременное нахождение позитивных мотиваций в сложившихся стрессовых обстоятельствах жизни. Проходя через вынужденное «разруливание» множества непонятных событий (конфликтов, драм), мы получаем нужный нам опыт.

3.1. «Думать головой, не только эмоциями»

Жизнь – комедия для тех, кто думает,
и трагедия для тех, кто чувствует.

Хорас Уолпол

Все наши представления, включая восприятие окружающей действительности, зависят от того, какие взаимосвязи между собой произведут био-творцы нашего мозга.

В большинстве случаев мы не осознаем, какую важную роль играют наши мысли, и не обращаем внимания на то, какие привычки мышления у нас уже сформированы. Очень важно каждую появившуюся в сознании мысль исследовать, и не стоит доверять всему, что приходит в нашу голову. С нами постоянно происходит что-то плохое, если есть люди в нашей жизни, которые причиняют нам страдания. Задумайтесь над смыслом происходящего! Лучше всего мы воспринимаем негатив, - таковы уж особенности нашей психики, и поэтому любая проблема, любой дискомфорт являются для нас «топливом» для работы над собой. Но негатив, он же прямо указывает нам на ненужный для нас вариант реагирования и дальнейшие последствия в жизни!

Вспоминая неприятное событие, которое происходило с нами когда-то, возвращая нас в стрессовую ситуацию, наш мозг уже наработал соответствующие нейронные цепочки и эти события отпечатались в сознании как память. У тех людей, которые пережили в детстве достаточно много тяжелых состояний, мозг сформировал устойчивые нейронные цепочки в виде негативных ощущений. И новые события, похожие на те воспоминания, будут восприниматься также в негативном ключе, автоматически заставляя реагировать на происходящее, как в детстве.

Даже если в какой-то стрессовый момент человек к вам нейтрален, то это не будет расцениваться вами как что-то хорошее, если с детского возраста ещё не зафиксирован позитивный опыт от переживания предыдущих подобных событий. Эти ранние воспоминания будут задавать нам непозитивное отношение к жизни до тех пор, пока не перестроятся в мозге нейронные цепочки, соответствующие этому событию, переструктурировав взаимодействия с другими информационными фрагментами о нём. Подобные воспоминания (интерес) постоянно возвращают нас в эти переживания, чтобы трансформировать (понять, осмыслить, простить и так далее) их.

Негативно мысля, мы воображаем себе ненужные препятствия. Наши психические реакции и процессы в организме будут происходить через выделение нейромедиаторов в лимбической системе, поступающих в подкорку мозга. Но чтобы выйти из стресса, мы, в лучшем случае, прикладываем всю свою волю для его разрешения или реагируем, ещё более ухудшая ситуацию. Мы совершаем такие выборы, когда наши представления в большей степени структурированы эмоциональной составляющей. Если бы реакции, которые происходят на уровне коры головного мозга в префронтальной зоне, структурировались большей ментальностью, то соответственно реакции менялись бы. Тогда мы быстрее понимали бы, что надо успокоиться, - таким образом снизилась бы выработка стрессовых гормонов.

Префронтальная область неокортекса имеет множество нейронных взаимосвязей с лимбической системой. При этом чем выше активность неокортекса и чем больше нейронных связей активизировано в этой области, тем быстрее мы находим позитивную мотивацию, а в последствии психическое состояние уравновешивается и задаёт направление развития дальнейшему эмоциональному состоянию. Насколько и что у нас будет более активно: лимбическая система или префронтальная область неокортекса, - то и определит возможности системы восприятия личности отреагировать на возникшую проблему и соответствующие психические реакции в конкретный момент.

Если не прятаться от возникших стрессовых ситуаций, а получать удовольствие от их разрешения, то это сделает нашу жизнь более интересной. А что же нам поможет? Ответ прост - учиться быть счастливыми.

Помоги себе стать счастливым

Отныне я не прошу судьбу послать мне счастья,
моё счастье всегда внутри меня.

Уолт Уитмен

Счастье - оно многогранно, и когда вы находите способы познать его стороны, вы наращиваете свой опыт переживания интереса и альтруистичного вклада в жизнь. Мы часто бываем увлечены только каким-то одним из аспектов «жизненного внимания», не находя их в других видах деятельности, и не заинтересованы привнести это в свою жизнь, довольствуясь только чем-то одним. К примеру, если каждый из нас спросит себя: «Что делает меня счастливым?», то в ответ можно услышать: «Мне радостно, когда у меня отпуск, когда ем торт или разговариваю с другом…» - и тому подобное. Но счастье возможно найти, просто начав раскрывать для себя истинный смысл жизни. Часто нам сложно найти разницу между удовлетворением и удовольствием. Когда что-то хотим для счастья, то в первую очередь проявляет эгоизм с целью что-то получить для себя, не прикладывая усилий.

Почему-то мы думаем, что став успешными в каком-то деле, сможем стать счастливыми, а не наоборот: быть счастливым, а только потом придет успех. Исследования показывают, что 25% успеха зависит от уровня интеллекта, 75% - от наличия оптимизма, поддержки окружающих и способности воспринимать стресс как вызов, а не как угрозу. Нам надо перевернуть эту формулу у себя в сознании и всё сложится в жизни по-другому, намного интересней! Когда мы счастливы, в мозге вырабатывается гормон допамин и другие подобные ему гормоны.

Постоянно испытывать счастье возможно! Развивая себя, самосовершенствуясь, мы счастье делаем настоящим и долгим, и оптимизм в этом - верный помощник! Ежедневно отмечая, например, события, за которые благодарны, постепенно мы закрепляем наши привычки искать в мире хорошее, а не плохое.

Наша жизнь наполнена самыми разнообразными эмоциями и переживаниями, настроениями и прочими состояниями. Наша задача - оставаться самими собой, в осмыслении жизни в целом. Понимая, что через конфликты и стрессы нам неустанно пытаются указать на наличие другого варианта развития и реализационных возможностей. И неустанно работая со своими негативизмами, мы приобретаем взамен более глубокое понимание смысла жизни и собственного места в ней. Вопрос об эффективности нашего самосовершенствования сводится к тому, как мы реагируем на события, какие выборы делаем, что используем для своего развития и кем в результате становимся.

Нарабатывая позитивный опыт, мы намного проще относимся к жизни и меньше переживаем из-за того, что сейчас недостаточно счастливы. Вместо того чтобы грустить из-за отсутствия чего-то, мы находим те интересы, которые нам доставляют радость и творческое вдохновение. Выбирая правильное направление своей жизни, мы более интересно проводим каждый свой день, излучая радость окружающим нам людям.

Генри Форд однажды сказал: «Существует всего две возможности. Или мы сможем себе представить, что сделаем это, или не сможем. Именно так и будут развиваться события. Мы именно те, кем сами себя считаем. Произойдет именно то, во что верим!».


[1] Био-творцы - творцы формирующие биологическую форму люде, животных, микроорганизмов, - всего того, что наша наука понимает как живое; руководят биологическим организмом человека (подробнее см. http://ii.ayfaar.org/ био-тв*)

Ссылки на первоисточники:

[1] Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., Каплун Э.Г., Анатомия и физиология детского организма. - М.: Просвещение, 2008.

[2] О.В. Орис, Ииссиидиология, том 11-й том - Бессмертие доступно каждому, ОАО «Творческая мастерская», г.Москва, 2010 г.

[3] О.В. Орис, Ииссиидиология, том 12 том - Бессмертие доступно каждому, ОАО «Татмедиа» «ПИК «Идел-Пресс», г.Казань, 2011 г.

[4] О.В. Орис, Ииссиидиология, том 15 - Бессмертие доступно каждому, ОАО «Татмедиа» «ПИК «Идел-Пресс», г.Казань, 2012 г. 

Просмотров: 1743