В данной работе рассматривается стресс, а также его влияние на развитие личности через воздействие на биологические системы организма и психику человека в целом. Объясняются причины и последствия конфликтных ситуаций и обстоятельств, провоцирующих нас на стрессовую реакцию. Что делать, чтобы сохранять спокойствие и самоконтроль в стрессовых ситуациях? Для ответа на этот вопрос с помощью соответствующих характеристик даётся оценка различным видам стрессов и описываются методы работы с ними на основе новейшего космологического знания - ииссиидииологии.
Согласитесь, уважаемый читатель, что до сегодняшнего времени очень немногие из людей задумывались о том, что, возможно, постоянно, но незаметно для себя находятся в состоянии стресса. Скажем, человеку, жившему сто-двести лет назад, наши с вами жизни, порой доведённые до автоматизма, показались бы весьма переполненными неординарными событиями и поэтому довольно стрессовыми для него. И это связано в первую очередь с тем, что мы оперируем гораздо большими объёмами информации, чем те, кто жил до нас. Причина этой тенденции - в «технологическом прорыве», который осуществило человечество за последние время, тем самым ускорив темп нашей жизни.
Стресс является следствием выхода человека из своей зоны комфорта (неких привычных ему жизненных условий или отношений) в зону дискомфорта (неизвестного, неизведанного), вынуждая его тем самым приспосабливаться к постоянно меняющимся жизненным обстоятельствам. Причём не имеет значения, приятна или неприятна нам та ситуация, с которой мы столкнулись. При благоприятном разрешении ситуации стресс может трансформироваться в гармоничное состояние, в котором человек становится уверен, что может решить любые проблемы. Тогда можно утверждать, что благодаря обстоятельствам, из которых человеку удалось найти благоприятный выход, он расширил свою зону комфорта. И в следующий раз, в схожей ситуации, степень его стресса будет гораздо ниже или он вообще не испытает никакого дискомфорта.
При неблагоприятном же исходе мы часто входим в состояние нервно-эмоциональной напряжённости, тогда у нас ухудшается настроение, падает самооценка и возникает стресс. То есть, когда мы подолгу задерживаемся в зоне дискомфорта (неприятных для нас событий) и не находим возможностей для положительного разрешения ситуации, мы испытываем стресс. Как видите, виновниками стрессов являются не сами обстоятельства, а наша неспособность понять причины происходящего и позитивно отреагировать на ситуацию.
Если мы спросим себя, из-за чего испытывали стресс в течение последнего месяца, то, проанализировав вспомнившиеся нам ситуации, поймём, что большинство случаев, приводящих к стрессу, объективны - они просто есть. Но какая из этих ситуаций превратится в стрессовую, зависит от самого человека, осознанности его выборов и интереса познать эту часть своего восприятия. Многие «провокационные» ситуации, которые происходили с нами, в принципе остались для нас нейтральными: мы не поддались на провокацию, нашли мотивации и отреагировали спокойно.
Многие люди трактуют слово «стресс», как и слова: «успех», «провал», «счастье», «неудача», - по-разному, поэтому дать общепринятому понятию стресса однозначное определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Чаще всего стресс является просто синонимом дистресса - слова, означающего горе, страдание, нужду, несчастье или же утомление, недомогание, истощение, боль, страх, публичное унижение или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада. Переживание этих процессов может предполагать как отрицательную оценку стресса, так и положительную. Любое из перечисленных явлений, их признаков и симптомов может вызвать стрессовое состояние, но ни одно из них нельзя выделить и сказать: «Вот это и есть стресс», - потому что этот термин является многозначным.
В любом случае можно сказать, что стресс является необходимым элементом в личностном развитии каждого человека, поскольку он всегда возникает в ситуациях, когда мы сталкиваемся с чем-то новым для нас, неизведанным нами ранее. То, как мы реагируем на любые изменения в нашей жизни, показывает уровень нашей стрессоустойчивости. Чем более позитивны наши представления о происходящем и отношение к самим себе и чему или кому бы то ни было, тем более созидательны эти представления и не образуют возможностей для проявления диссонанса в виде негативных мыслей, выборов, решений, которые действуют разрушительно на наш организм.
В Центре Интеллекта и Альтруизма "Айфаар" на обучающих слоуллингах, тему стресса разбирают более подробно, - мы же в этой брошюре ответим лишь на некоторые популярные вопросы касательно этой темы. Почему мы переживаем стресс по-разному, от чего это зависит? Как наши повседневные интересы связаны с возникновением в нашей жизни стрессов? Какой сделать выбор, чтобы в стрессовой ситуации сохранять спокойствие и самоконтроль?
Для начала разберёмся, дорогой читатель, какое влияние оказывает стресс на психическое состояние человека и каковы его многогранные аспекты.
Существует множество стрессов различных категорий: физический, нервный, окислительный, осмотический, соматический, тепловой, адреналиновый, травматический или посттравматический, финансовый, юношеский, индустриальный, социальный, болевой и т.д. Интересно отметить, что каждый вид стресса, относящийся к каждой из приведённых здесь категорий, отражает совершенно особое событие. По своей сути стрессы всех категорий почти полностью отличаются друг от друга, но в целом их воздействие на нас можно разделить на физиологическое и психологическое. Физиологический стресс характеризуется напряжением биохимических функций, а психологический стресс – нарушением гармонии в психике личности, её дисбалансом.
Психологический стресс, состоящий из информационной и эмоциональной компонент, возникает при информационных перегрузках, когда человек, поставив перед собой какую-то цель, не успевает за тем темпом, который создала ему при этом жизненная ситуация. Этот стресс больше относится к внутренним состояниям человека, подчёркивающим противопоставление двух основных видов стресса, о которых упоминалось выше. А физиологический стресс характеризуется прямым действием на наш биологический организм определённого стимула-раздражителя.
Часто возникает совместное влияние стрессов двух этих видов на человека, потому что связь между физическими и психическими расстройствами, как правило, либо не осознаётся нами, либо осознаётся с опозданием. Мы можем ощущать некоторый дискомфорт, не понимая, что наши состояния являются стрессовыми. Точно так же нельзя разграничить физические и психологические стрессы. Например, конфликт на работе можно отнести к психологическому стрессу, но параллельно с этим мы испытываем и физический дискомфорт, например, в виде какого-то напряжения («сжимается сердце») или головных болей («раскалывается голова») как следствия психического раздражения. Если мы вовремя не уделяем этому внимания, то у нас происходит так называемое «выгорание» (термин, принятый в психологии), ведущее к истощению эмоционально-энергетических ресурсов человека, к депрессии и, как следствие, - к изнашиванию сердечно-сосудистой системы и снижению иммунной защиты организма, что и приводит к заболеваниям.
Обычно мы привыкли замечать только сильные нервные потрясения, которые серьёзно влияют на наши состояния и могут сопровождаться рыданиями, головными болями и другими отчётливо проявляющимися болезненными симптомами. Но значительно более опасными являются изматывающие организм, длительные, не отслеживаемые нами стрессы. Исследователям, изучающим это явление, довольно сложно было определить, какой же орган или система остаются вне стресса. Обязательных участников стресса назвать проще: это структуры головного мозга (гипоталамус и гипофиз), железы внутренней секреции (надпочечники) и вегетативная нервная система. Основным звеном гормонального механизма, который восстанавливает организм после изменений, спровоцированных стрессом, являются гормоны надпочечников.
Мы редко сознательно реагируем на разные виды стрессов, которым подвергаемся. Как правило, мы замечаем только те из них, которые сказываются на нас явно отрицательно. Хотя любой человек с помощью мощного альтруистичного намерения, духовного устремления и устойчивой мыслечувственной фокусировки в наиболее позитивных состояниях может основательно преобразовать всю качественную направленность творческой активности генов своей ДНК (управляющих гормональной системой), то есть благотворно повлиять на изменения, происходящие в структуре генетического аппарата.
Осознанно и достаточно стабильно изменяя динамику геномной активности своими благими мыслями, позитивными чувствами и альтруистично-интеллектуальными устремлениями, мы автоматически становимся, то есть качественно самоотождествляемся, с самими собой более совершенными, альтруистичными, интеллектуальными, а значит - человечными. Смысл всего сказанного заключается в том, что человек способен влиять на активность некоторых генов, запускающих выработку определённых гормонов, посредством которых проявляются те или иные психоэмоциональные состояния, и тем самым изменять свою судьбу в более благоприятную сторону, становясь более стрессоустойчивым.
Но полнее осознать стресс, чтобы быстрее выйти из него, нам мешают защитные механизмы личности, то есть бессознательно мы избегаем травмирующей психику информации, связанной с внутренними и внешними конфликтами и нашим нежеланием уходить от комфортных состояний, чтобы ощутить заново стрессовый дискомфорт. Для выхода из психологического стресса необходимо проанализировать значимость ситуации и рассмотреть особенности самой личности. Ведь, согласитесь, как часто события жизни, чей-то поступок или поведение, могут вызвать полнейшее непонимание и негативные реакции с нашей стороны! И сколько тягостных минут (а порой и лет!) необходимо, чтобы в полной мере переосмыслить своё к ним отношение и выйти на позитивное восприятие!
По большому счёту всё в жизни человека будет зависеть от его способности позитивно смотреть на мир, с оптимизмом относиться к окружающим и, конечно же, прежде всего, к самому себе. Наши каждодневные позитивные решения приводят к тому глубокому пониманию происходящего, к той безусловной любви и, соответственно, кардинально иному жизненному творчеству, к которым, в лучшем случае, мы лишь стремимся.
Сталкиваясь с каким-либо необычным воздействием, наш организм отвечает на него вначале реакцией тревоги, а вслед за ней возникает фаза сопротивления стрессорам - факторам, вызывающим стресс: происходит какое-то осознание и оценивание сложившейся ситуации, возможно нахождение позитивной мотивации, чтобы не испытывать стресс. Но если стрессоры продолжают своё воздействие на организм, то может наступить третья фаза - фаза истощения от борьбы со стрессорами. Это происходит, когда исчерпались ресурсы защитных сил и организм заболевает.
Под воздействием стресса человек постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать своё собственное поведение. Исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение. У человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля. По своей продолжительности стресс индивидуален - от нескольких минут и часов, до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение и усталость. Тем не менее, даже из третьей фазы стресса можно быстро найти выход.
В практиках, применяемых в Центре Интеллекта и Альтруизма, для более быстрого прохождения стадий стресса и выхода из конфликтной ситуации (зоны дискомфорта) есть так называемое «Правило двух минут». [1]Когда мы принимаем решение в критической ситуации, наш мозг посылает нервные импульсы, считываемые нашей психикой как необходимые в первую очередь для эгоистических реализаций: «убежать», проигнорировать, защититься, оправдаться, настоять на своём, выразить своё недовольство или непонимание, предъявить претензию, раскритиковать, осудить, обвинить, продемонстрировать превосходство (физическое или интеллектуальное), повысить тон в голосе, начать парировать, закричать, запугать, не скрывать своих негативных эмоций или явной агрессии, вплоть до открытого нападения, - аргументы, которые мы воспринимаем как «нашу личную выгоду».
Но если, несмотря на всевозможные эгоистические провокации ума, мы в своём выборе принимаем более позитивное и альтруистичное (т.е. «невыгодное» для нас, а «выгодное» для других) решение, зная ради чего мы это делаем, - тензорность (напряжение) в сознании аннигилируется и время для дальнейшей реализации стресса сокращается. «Правило двух минут» - это та внутренняя установка, которую мы для себя определяем в качестве «счётчика» по перепрограммированию негативной реакции. Для того чтобы присоединиться к многочисленному потоку людей, которые ежедневно используют практику применения «Правила двух минут», необходимо договориться с самим собой, что с этого дня вы будете стараться все непозитивные реакции ограничивать двумя минутами, в течение которых постараетесь сделать всё возможное для того, чтобы найти выход в нейтральное или позитивное состояние.
Очевидно, что есть реакции, для которых это правило соблюсти легко. Например, вышел на улицу весной, а там – мелкий дождь. Сначала расстроился, а потом улыбнулся, найдя позитивную мотивацию: «Так ведь скоро деревья расцветут, и станет так приятно гулять по улице!». Другие ситуации, касающиеся наших ключевых жизненных ценностей, обычно требуют гораздо больше времени для поиска причинно-следственных взаимосвязей, внутренних установок и перепрограммирования их новыми позитивными мотивациями.
Например, как мы поведём себя, когда нам ни с того, ни с сего нагрубили в транспорте или на улице? Безусловно такая ситуация может любого вывести надолго из равновесного состояния. Вероятнее всего, что первая реакция будет инстинктивной и эгоистичной – возмущение и обида. Не имея опыта положительного разрешения подобных ситуаций, вполне вероятно, что мы нагрубим в ответ или промолчим и затаим обиду на этого человека, боясь обнаружить конфликт. Свои действия мы будем мотивировать тем, что кто сильнее, тот и прав, и останемся в состоянии затяжного стресса.
А если у нас уже есть подобный этому опыт, то вполне вероятно, что мы вспомним, как в такой же ситуации долго переживали по этому поводу и насколько плохо нам тогда было как психологически, так и физически. Вполне вероятно, что теперь мы поступим иначе – переключимся на что-то приятное, не обращая внимания на обидчика. Конечно, при этом мы останемся в полной уверенности в собственной правоте и несправедливости проявлений нашего окружения по отношению к нам, но не станем винить обидчика, мотивируя свой выбор тем, что, мол, «зачем я буду переживать это таким образом, ведь самому потом хуже будет».
А если и такой опыт мы уже имеем, то вероятно, что в основе нашего выбора будут совершенно иные мотивации. Возможно, мы постараемся оправдать обидчика и убедить себя в том, что не такой уж он плохой, каким сейчас кажется. Может быть, у него день не удался или неприятности какие-то на работе или ему просто не хватает любви. И с пониманием, без осуждения улыбнёмся ему в ответ…
В этом случае данное «Правило» нацелено на переключение из вовлечённости в процесс реализации негатива в так называемое состояние «стороннего Наблюдателя» - наиболее объективное в данных обстоятельствах состояние, в котором мы способны найти конструктивный выход из создавшегося положения. Мы можем подумать: «Да, пускай я пока не понимаю, в чём благо этой неприятной для меня ситуации, но я её принимаю и обязательно разберусь, почему это происходит в моей жизни», - или: «Я знаю, что если сейчас отреагирую непозитивно, я ситуацию не решу, а сделаю только хуже. Лучше хорошо обдумаю всё, понаблюдаю, а потом приму решение/поговорю с этим человеком».
Главное для нас в любой ситуации - быстрее решиться сделать радикальный выбор и несмотря ни на что остаться в позитивном состоянии, чтобы не допустить длительного стресса. Все остальные наши выборы с различными последствиями остаются вне нашей динамики и интерес к непозитивным реализациям постепенно снижается. Стресс возникает, когда мы сталкиваемся с чем-то новым. Если мы осознанны, то быстро справляемся со стрессом, а в бессознательных состояниях стресс становится длительным и разрушительно влияет на наш организм. Мотивируя себя позитивными представлениями обо всем, что нас окружает, мы организуем своё понимание жизни и душевное спокойствие.
Когда «Правило двух минут» становится принципом нашего реагирования во время любых дисгармоничных ситуаций, мы обретаем прекрасный ресурс для тренировки осознанности. Для того чтобы подобное «упражнение» дало максимальный эффект, для всех ситуаций, с которыми мы не справились за две минуты (не смогли отнестись позитивно или хотя бы нейтрально, стать «Наблюдателем» и «разотождествиться» с потоком эмоций), можно определить «последствия» в виде чего-то, не приносящего удовольствия, а может быть даже неприятного. И будет ещё эффективнее, если эта деятельность принесёт какую-то общественную пользу, - например, мы можем обязать себя вымыть всю посуду для всей семьи или неделю выносить за всеми мусор, или, наконец, сделать то, что постоянно откладывали по дому/хозяйству, отремонтировать что-то нужное для всех или убрать в подъезде/во дворе, посадить цветы, которые принесут удовольствие соседям или купить что-то для общего пользования и так далее и тому подобное.
Позиция человека, который готов нарабатывать психологическую неуязвимость, – это движение к своей цели в жизни: «Интересно, какую ситуацию мне подкинет сегодняшний день для проверки моих возможностей?». Многие исследования показывают, что человек позитивно реагирует на стресс только в том случае, если он способен отнестись к стрессовым событиям как к вызову, вознаграждающему усилия. Говоря о методах управления стрессом, полезно думать о позитивных моментах, которые можно извлечь из большинства стрессовых ситуаций. Когда человеку удаётся реализовать эту способность на практике, он преодолевает самое большое препятствие на пути обретения устойчивости к стрессу.
Конечно, разные люди по-разному реагируют на одни и те же раздражители. Кто-то в сложной ситуации остаётся невозмутимым, а кто-то теряется. Кто-то даже по незначительному поводу может «взорваться», наговорить обидных слов, а кто-то объяснится совершенно спокойно. Всё зависит от склада характера, от индивидуальных особенностей человека, от наличия приобретённых им в процессе жизни средств защиты от стресса, а также от тех желаний и интересов, что у него существуют.
О том, как наши повседневные (текущие) интересы связаны с возникновением в нашей жизни стрессов, поговорим в следующей главе.
В начале данной работы мы вкратце коснулись понятий зоны комфорта и зоны дискомфорта (о которых более детально вы можете прочесть в одной из брошюр, распространяемых в Центрах Интеллекта и Альтруизма - «Зона комфорта – выходить или оставаться?»). Также мы определили, что стресс возникает, когда мы покидаем первую зону и оказываемся во второй. Иными словами, - когда мы сталкиваемся с тем, в чём пока ещё не имеем опыта.
Мы не стоим на месте, а постоянно развиваемся. У нас есть некие желания или цели, к осуществлению которых мы стремимся. А когда добиваемся одних, то начинаем планомерно реализовывать другие, - и так всю жизнь. Когда мы хотим того, чего у нас нет (машина, дом, карьерный рост, личностное развитие), то испытываем дискомфорт и стремимся его устранить, обретя желаемое. Когда наши желания исполняются, то становятся частью нашей зоны комфорта. И как только мы обретаем желаемое, то тут же начинаем хотеть чего-то ещё. И так непрерывно.
Для получения желаемого мы начинаем прикладывать определённые усилия. Например, если мы хотим купить дорогостоящие предметы комфорта, то начинаем откладывать деньги или берём кредит в банке и начинаем делать выплаты по этому кредиту. Если мы стремимся к карьерному росту, то записываемся на курсы повышения квалификации, начинаем осваивать новые области своей профессии. Если стремимся к успехам в личностном или духовном развитии, то покупаем соответствующие книги, посещаем соответствующие тренинги и школы. В любом случае, мы начинаем делать то, чего не делали раньше, оказываясь в ситуациях, в которых себя ещё не познали. И это, безусловно, на первых порах будет ввергать нас во множество стрессов, с которыми нам придётся справиться, чтобы достигнуть своих целей. При этом вместе с желаемыми событиями с нами могут также происходить и нежелательные, на наш взгляд, явления, ситуации.
Иными словами, большинство наших стрессов «заложены» в наших же желаниях и целях. Любое желание – это своеобразный психический диссонанс для нас, который мы пытаемся устранить. На пути к целям мы сталкиваемся с новыми ситуациями, стараясь справиться с ними. Таким образом, мы расширяем свою зону комфорта в определённом направлении. Если «Правило двух минут» можно рассматривать как тактический ход в работе со стрессами, то пересмотр своих целей и осознанный выбор направления, в котором мы готовы меняться (а значит, и испытывать стресс, и справляться с ним), можно назвать стратегическим планом.
Давайте рассмотрим два примера того, какие стрессы могут возникать и как может меняться зона комфорта при стремлении к разным целям. Первый, - когда наша цель связана с приобретением дома. Это крупная покупка, на которую нам нужно несколько лет усердно работать и иметь определённый достаточно высокий минимальный месячный доход, чтобы позволить себе его приобрести. Вполне вероятно, что большинство стрессов на пути к такой цели будут связаны со страхом потери источника дохода или работы, которая его обеспечивает. Также стрессы могут возникать в случае изменения ситуации на рынке недвижимости в неблагоприятную для нас сторону или с неожиданным повышением ежемесячных расходов в нашей семье и тому подобное. Каждый раз, оказываясь в ситуациях, которые будут препятствовать достижению нашей мечты, мы будем вынуждены каким-то образом справляться с возникающими негативными эмоциями, страхом и подобными переживаниями, расширяя тем самым свою зону комфорта в этой сфере.
Или другой пример. Из информации, изучаемой в Центрах Интеллекта и Альтруизма, можно узнать о том, что существует множество направлений развития для людей и то, которое способно привести к состояниям истинной Человечности, характеризуется культивированием таких качеств, как альтруистичность, интеллектуальность, ответственность, открытость, честность, инициативность. Мы решили, что хотим развиваться в этом (Человеческом) направлении и добиться определённых результатов. В отличие от первого примера, в этом результаты будут измеряться не материальными вещами, а качественными изменениями в нашем самосознании. И мы решили, что путь к своей цели начнём с того, что будем учиться выявлять в себе эгоизм и трансформировать его в альтруизм.
С какими стрессами мы столкнёмся в таком случае? На первых порах мы столкнёмся с тем, что любой альтруистичный поступок станет стрессом (дискомфортом) для наших же эгоистичных уровней самосознания (которые прежде для вас были зоной комфорта). И придётся много в себе преодолеть на этом пути. Со временем уже эгоистичные поступки станут дискомфортными, а альтруистичные всё более привычными и комфортными. И в нашу зону комфорта всё больше и больше будут входить альтруистичные поступки. Сначала в них ещё будет присутствовать доля эгоизма, но постепенно мы будем изменять это соотношение в сторону преобладания альтруизма. Таким образом, зона нашего комфорта будет расширяться в направлении более альтруистичных и интеллектуальных поступков.
Как видите, в обоих примерах стрессы возникают в разных плоскостях и определяющими в этом являются именно цели и желания (интересы). А может быть и такое, что у нас есть несколько целей, которые могут противоречить одна другой (такое тоже бывает). И каждый раз, мечась между ними, мы очень часто будем испытывать дискомфорт и стресс. Потому что, приближаясь к одной цели, мы будем отдаляться от другой.
Кроме того, бывает и так, что ставя перед собой какие-то материальные цели, мы часто не задумываемся над тем, а какие обстоятельства происходят в тех сценариях, где мы достигли желаемого. Возможно, в них нет рядом с нами кого-то из наших близких (в случае их смерти и получения нами наследства от них, например), или у нас самих там есть серьёзные проблемы со здоровьем и тому подобное. Незнание этого часто приводит к неожиданным для нас, но вполне закономерным с позиции устройства мироздания обстоятельствам, вызывающим стресс. И нам лишь нужно научиться определять эти закономерности и предвидеть последствия, когда загадываем желания и ставим перед собой цели.
Суть всего описанного в том, что своими интересами и целями мы определяем то, в каком направлении наша зона комфорта будет расширяться. Осознанно выбирая цели и желания, которым посвящаем жизнь, мы направляем развитие стрессов в нужном нам направлении. Мы как бы задаём вектор нужных нам изменений в жизни. И тогда в любой стрессовой ситуации мы сможем смотивировать свой возврат в зону комфорта позитивными мотивациями и уравновешенностью состояний, соответствующих нашим насущным, более возвышенным (а не текущим – повседневным), целям и желаниям. Таким образом, наши текущие реакции на сложившиеся обстоятельства являются нашими истинными интересами, определяющими те события и ситуации, которые будут происходить в нашем более качественном - Человеческом - будущем.
Как же влияют на наши выборы осознаваемые нами насущные интересы, рассмотрим в следующей главе.
Среди всего множества выборов, которые мы можем осуществить в стрессовой ситуации, всегда есть те, которые «решают» проблему или конфликт и ведут к большей гармонии. Как правило, это наиболее сложные для нас выборы, так как они требуют гораздо большей мудрости, отказа от эгоизма и гордыни. Тем не менее возможность совершить такие выборы у нас всегда есть и только от нас зависит, используем мы её или нет.
Как уже говорилось, важно анализировать те стрессовые ситуации - конфликты, болезни, потерю чего-либо, - которые случаются в нашей жизни, потому что только тогда можно сделать вывод, что такие события, как и любые другие, являются лишь следствиями наших предшествующих выборов или нашего прошлого опыта. Причём, чем большая степень эгоизма и невежественности присутствовала в наших выборах, тем сильнее был стресс. То есть своими предшествующими выборами мы сами определяем, какого опыта нам не хватает, и оказываемся в соответствующих обстоятельствах и отношениях с окружающими. А причины любых жизненных событий и желания получить в них каждым из нас соответствующий опыт кроются в будущем, то есть в том, кем относительно нашей качественности (большей человечности) каждый из нас должен стать в своём более благоприятном, чем сейчас, будущем.
Давайте рассмотрим следующий пример. Человек, который по разным на то причинам длительное время продуцирует негативное отношение к кому-то из своего окружения, будет всё чаще встречать людей, которые будут вызывать в нём отрицательные эмоции. Тот факт, что в его жизни появляется всё больше людей, которые его раздражают, злят, обижают, является следствием его же неспособности найти объяснение такому поведению других людей и выйти с ними на положительные взаимоотношения. А истинной причиной таких обстоятельств может быть, к примеру, его умение в будущем дипломатично разрешать любые конфликтные ситуации. Для того чтобы он смог этому научиться, ему и необходим негативный опыт, чтобы понять их неэффективность и начать искать более действенные способы построения гармоничных отношений с окружающими.
Поэтому для того чтобы осознать, почему в нашей жизни происходят те события и складываются те отношения с людьми, которые приводят к стрессу, в первую очередь надо попытаться понять, освобождению от каких эгоистичных и ложных убеждений, надуманностей, страхов они способствуют, какие из негативных представлений о чём-то или о ком-то они помогают нам трансформировать. Ведь внутреннее состояние стресса вызвано лишь тем, что приходится от чего-то, привычного для нас, отказываться, заменяя одни интересы другими.
Иными словами, надо стараться понять, какие из наших выборов в разных ситуациях эгоистичны и приводят к стрессам, а какие, наоборот, приближают нас к благоприятным обстоятельствами и к гармонии со всем. И тогда любая ситуация, в том числе и «неблагоприятная», воспринимается не как помеха на пути к желаемому, а как очередной этап на пути нашего эволюционного развития. Такой подход помогает сохранять положительный настрой и проходить этапы «неблагоприятных» обстоятельств, не уходя в уныние и разочарование, а наоборот, постоянно стимулировать себя положительными мотивациями.
Так, прикладывая последовательные и постоянные усилия, анализируя причинно-следственные взаимосвязи каждой своей жизненной ситуации, мы начинаем учиться осознанно управлять своей жизнью, зная о том, что любая стрессовая ситуация – это возможность освободиться от ненужных нам интересов, желаний и потребностей. Осознанность даёт нам возможность воспринимать себя в каждый момент «здесь и сейчас» и находить оптимальные варианты решений в любых происходящих ситуациях, а также контролировать наши психоментальные состояния и ответственно поступать в сложившихся вокруг нас обстоятельствах. Учитывая всё это, можно сказать, что рост осознанности возможен лишь как результат постоянного и последовательного применения её в нашей жизни.
Понимание происходящего появляется лишь тогда, когда мы умеем видеть причинно-следственные взаимосвязи чего бы то ни было в окружающей нас действительности. В основе слова «осознанность», как и в основе слова «сознание», лежит смысловое значение такого понятия, как знание, а его каждый из нас получает разными путями с помощью умственных рассуждений, анализа и сопоставления с уже известной нам и вновь получаемой информацией о чём-либо или о ком-либо. Это может быть путь глубоких медитативных процессов и высокого развития интуиции, что даёт нам расширенное понимание всех явлений, происходящих в нас и во всей окружающей нас реальности. Поэтому можно сказать, что знание связано не с нашей умственной осведомлённостью, а с более глубокими уровнями понимания строения всего нашего мироздания.
Осознанность в этом случае помогает подвергать анализу все наши умозаключения, отслеживая искажения в них. Она является понятием постоянным и не зависит от наших умственных процессов. По мере её развития нам становится доступным более глубокое осознание всех процессов, происходящих как с нами, так и во всей окружающей нас действительности. Стресс при этом является почти неизбежным следствием таких осознаний практически всех аспектов современной жизни, однако при этом имеются необъяснённые пока наукой индивидуальные различия в восприимчивости к нему людей.
Чтобы разобраться с этим, необходимо учитывать информацию о влиянии на восприятие человеком окружающего мира представлений существующих в этом мире животных и растений. Воздействуя на процесс осознавания нами происходящего, «программы» их развития вызывают у нас бессознательные, инстинктивные реакции, подобные таким, как ощущение жажды, голода, усталости или потребности в отдыхе. Это могут быть вспышки ничем необусловленной агрессии, что присуще хищным животным, например, либо панического страха, заставляющего думать о «бегстве», что свойственно травоядным.[2]
Такое информационное влияние на наше восприятие является одной из причин разногласий между людьми в коллективах, семьях, что и приводит к стрессам. Но объективная реальность заключается в том, что мы сами являемся одновременно и «причиной», и «следствием» всех своих осознанных и неосознанных выборов. Впадая в одну из крайностей, мы либо виним себя, погружаясь в деструктивное состояние самобичевания, либо же находим достаточно субъективных доводов для того, чтобы в своих неприятностях обвинить других.
Тогда мы обрушиваем на себя шквал своих же негативных эмоций, которые со временем конвертируются в различные психологические расстройства и физические болезни. Это происходит потому, что в объективном мире нет разделения на виновного и жертву, хорошее и плохое, - есть только человек, познающий себя через призму разнокачественного жизненного опыта, и только он своим не всегда осознаваемым интересом привлекает в свою судьбу определенные жизненные обстоятельства.
Задача же человека состоит в том, чтобы осознанно и целеустремлённо начать трансформировать эгоистические (животные) представления и психические проявления в такие их формы, которые позволят каждому человеку быстрее перестать отождествлять себя только со своей личностью и постепенно расширить границы своего сознания до позитивного восприятия всего, что его окружает. Это и есть тот насущный Интерес, который отличает, на наш взгляд, человека от Человека и который очень детально изучается на айфааровских тренингах.
Ни одна из переживаемых нами ситуаций не происходит случайно и существует для «обучения» нас умению находить из них более качественный для человека выход. Это длительный и последовательный процесс. Вначале всё постигается за счёт большего количества проб и ошибок, совершаемых в жизни, обусловленных активностью наших деструктивных качеств (проявляющихся в разных ситуациях по-разному, но обычно как злость, раздражение, недовольство, обида, зависть, ревность, осуждение).
Но в дальнейшем, при анализе полученных результатов, у нас появляется возможность не поступать «вслепую», а совершать осознанные действия, заранее предвидя большую часть их возможных последствий. Каждое наше действие зависит от наработанных способностей нашего восприятия к формированию или избеганию конкретных событий и ситуаций, от полученного опыта. Для принятия уравновешенного и наиболее качественного решения в каждой – даже в самой, на первый взгляд, безысходной - ситуации предлагается развивать в себе способность занимать в каждой ситуации позицию «стороннего Наблюдателя».
Начну с того, что взгляд с позиции «стороннего Наблюдателя» помогает в сложившихся стрессовых обстоятельствах находить качественные мотивации, чтобы не поддаваться первым импульсам негативной реакции, а в каждой̆ ситуации оставаться осознанными и стремиться позитивно (альтруистично-интеллектуально) найти решения с наиболее благоприятным исходом. Мотивации могут быть как более эгоистичными, так и более альтруистичными. Так, например, те люди, которые знают о научных исследованиях, подтверждающих, что прощать полезно, поскольку это улучшает здоровье и продлевает жизнь, могут стараться всех прощать с позитивной, но всё же эгоистичной мотивацией: «Хочу быть хорошим и всех прощать, чтобы быть здоровым и дольше жить».
Всё же более качественно (человечно) искать в себе более альтруистичные мотивации и принимать ещё более альтруистичные решения, хотя они бывают порой очень сложны для выполнения, - намного сложнее, чем лично выгодные, эгоистические. Если поначалу только стараться не думать о своей личной выгоде, что может оказаться непростой задачей, то можно себе напоминать, что альтруистичные поступки «вознаграждаются»: исследования показывают, что в мозгу человека, проявляющего доброе отношение к другим людям, синтезируется химическое вещество – дофамин, которое вызывает приятное ощущение.
Следует пояснить, что альтруизм может быть разных качественных уровней: от бескорыстной заботы о благе родных и близких, рабочего коллектива, родного города, страны до готовности жертвовать собственными интересами во имя Служения всем людям Земли. Чем выше уровень альтруизма в мотивации, тем быстрее человек может приблизиться к той желаемой, качественной конфигурации своего самосознания, где позитивный исход сложившихся вокруг неё жизненных ситуаций достигается всё быстрее и быстрее.
«Сторонний Наблюдатель» как раз и есть то состояние, которое позволяет эффективно развиваться, идя по этому пути. Это такое качественное состояние, когда мы безличностно, как бы со стороны, наблюдаем за своим поведением, процессом принятия решений и их реализацией. Это состояние помогает нам избавиться от субъективизма, дискретности и разобщённости - восприятия самих себя в качестве «одной-единственной личности». В состоянии «стороннего Наблюдателя» мы непрерывно можем отслеживать свои реакции и интуитивно, используя опыт, полученный нами в менее благоприятных сценариях (о многосценарности мироздания можно прочесть в книгах по ииссиидиологии), принимать самые качественные - самые человечные - решения, которые в итоге приведут нас в наиболее благоприятные жизненные обстоятельства (на занятиях по изучению многомирия и многовариантности Судьбы, которые проводятся в нашем центре, на слоуллингах, это очень детально рассматривается).
Поначалу занимать позицию «стороннего Наблюдателя» не так-то просто, но со временем, при большом желании и старании, это получается всё лучше и лучше, и помогает во всех жизненных ситуациях принимать самые интеллектуальные и альтруистичные решения. Каждому из нас самому решать, как жить, к чему стремиться, чему учиться, как реагировать, как строить свои отношения и насколько осознанно подходить ко всему происходящему вокруг.
Чем качественнее – осознаннее - мы сделаем выбор, тем быстрее изменятся и разрешатся в лучшую сторону нежелательные обстоятельства нашей жизни. Чтобы научиться совершать качественные (альтруистично-интеллектуальные, т.е. истинно человеческие) выборы, нужно стремиться стать не только осознанным «участником» всех событий, происходящих в жизни, а их анализирующим «Наблюдателем».
Я предполагаю, что пока полностью контролировать каждую стрессовую ситуацию в нашей жизни сложно, но контролировать многие наши психические реакции на стрессовые обстоятельства мы способны. Это непросто, но возможно! Так что основной принцип борьбы со стрессами - постоянный самоконтроль и анализ значимости лично для себя самой ситуации, как и последующего влияния стресса на жизнь. Исследования показывают, что чувства социальной привязанности и любви значительно повышают устойчивость людей к стрессовым факторам. Необходимо больше проявлять любви к людям и стараться создавать вокруг себя дружественное окружение.
Давайте рассмотрим одну из методик, которая предложена доктором медицины Джеффри М. Шварцем и ориентирована на достижение пластичности функционирования мозга. Вначале она использовалась как метод лечения людей, страдающих ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство мозговой деятельности). Мучения этих людей связаны с тем, что при малейшей реальной вероятности некой опасности они воспринимают её как неизбежную, например: если они испытывают страх болезней и микробов, то моют постоянно руки и принимают душ; когда это не помогает избавиться от тревоги, они стирают всю одежду, моют полы и даже стены, пребывая в страхе.
Но в последствии было выяснено, что эта методика может оказаться полезной для нас и в тех случаях, когда мы психологически «приклеиваемся» к своим тревогам и упорно за них держимся или когда не можем сопротивляться «дурным привычкам», таким, как, например, непреодолимое желание грызть ногти или страсть к покупкам, влечение к азартным играм и еде. Данную терапию доктор предложил использовать для лечения некоторых форм навязчивой ревности, наркотической зависимости и токсикомании, компульсивного сексуального поведения и излишней обеспокоенности тем, что о нас думают другие.
Обычно, когда мы совершаем ошибку, происходят три вещи. Во-первых, у нас появляется «ощущение ошибки» – мучительное чувство, что что-то не так. Во-вторых, мы начинаем тревожиться, и это беспокойство заставляет нас исправить сделанную нами ошибку. В-третьих, после исправления ошибки в нашем мозге происходит автоматическое «переключение передач», позволяющее нам перейти к следующей мысли или действию. После этого «ощущение ошибки» и беспокойство исчезают. Но бывают ситуации, когда «переключение передач» у нас не работает, а ощущение ошибки и сопутствующее ему беспокойство - усиливаются.
Так вот, в процессе сканирования мозга было выявлено, что в возникновении чрезмерной тревоги участвуют три отдела нашего мозга. Нижняя часть лобной доли коры головного мозга, располагающаяся непосредственно за глазами, связана с процессом обнаружения ошибки. Результаты сканирования показывают: чем более человек одержим какой-либо идеей, тем более активирована нижняя часть лобной коры. Когда этот отдел коры активирует «ощущение ошибки», он посылает сигнал в поясную извилину – более глубокую зону коры. Усиление поясной извилины вызывает чувство мучительного беспокойства, ощущение, что произойдет что-то плохое, если ошибка не будет исправлена. Затем кора посылает сигнал в желудочно-кишечный тракт и сердце, тогда возникают физические ощущения, которые ассоциируются у нас с ужасом. А сама «коробка передач» (по аналогии с устройством автомобиля) называется хвостатое ядро.
Эта структура находится в центральной части мозга и позволяет нам переходить от одной мысли к другой, если только, при наличии навязчивых состояний, ядро не становится чересчур «вязким» и перестаёт обеспечивать «переключения передач». Шварц задумался над тем, не могут ли пациенты «переключить» хвостатое ядро «вручную», уделяя постоянное, усиленное внимание, и активно фокусируясь на чем-то, не связанным с тревогой, например, на новом виде деятельности, доставляющем удовольствие. Этот подход – в духе нейропластичности, поскольку он способствует «выращиванию» в мозге новой схемы, доставляющей удовольствие, и активирующей выработку дофамина, который, укрепляет и формирует новые нейронные связи. В конце концов, сформированная новая схема может вступить в конкуренцию со старой, и в соответствии с принципом «не использовать – значит, потерять», произойдёт ослабление патологических нейронных сетей. С помощью такой терапии мы не столько «ломаем» плохие привычки, сколько заменяем их хорошими.
Первый шаг в терапии заключается в том, что в момент приступа тревоги человек должен переклассифицировать происходящее с ним и сделать для себя следующий вывод: «Да, в данный момент у меня действительно есть проблема. Но она заключается, к примеру, не в микробах на моих руках, а в моем тревожном расстройстве по этому поводу». Это «изменение координат» позволяет человеку дистанцироваться от содержания навязчивой идеи, взглянуть в качестве «стороннего Наблюдателя» на самого себя в этом расстройстве и таким образом постепенно отделиться от неё. Далее человек должен сделать следующий важный шаг. Ему надо научиться перефокусировать свое внимание на позитивный, полезный и, в идеале, доставляющий удовольствие вид деятельности.
Причем как раз в тот момент, когда он понимает, что у него началось это тревожное состояние. В качестве позитива может быть занятие садоводством, оказание кому-нибудь помощи, игра на музыкальном инструменте, прослушивание музыки, физическая тренировка или танцы. Это занятие помогает человеку сохранять новую фокусировку. Если приступ тревоги застает его во время поездки в автомобиле, на этот случай должна быть заранее подготовлена аудиокнига или нечто подобное. Очень важно что-то делать, чтобы «переключиться». Конечно, понятие «переключения передач» – это автомобильная метафора, а наш мозг устроен гораздо сложнее, - он живой и пластичный.
Но всё-таки каждый раз, когда человек пытается «переключить передачи», он фиксирует этот момент, формируя новые нейронные цепи и влияя на хвостатое ядро. Меняя фокус своего внимания, человек учится не зацикливаться на содержании своей навязчивой идеи, а обходить её. Шварц считает: неважно, что вы чувствуете, а важно, что делаете. «Суть борьбы состоит не в том, чтобы избавиться от определенного чувства, а в том, чтобы не поддаться ему» (претворяя в жизнь привычный ритуал или думая о своей навязчивой идее). Данный метод не приносит мгновенного облегчения, потому что для длительного пластического изменения необходимо время, но он закладывает основы перестройки, по-новому тренируя мозг. Важно в момент проявления тревожного состояния «переключить канал» на какой-то новый вид деятельности на срок от 15 до 30 минут. Если человек не может противостоять своей навязчивой идее так долго, он все равно должен это делать, потому что такое сопротивление будет производить положительный эффект, даже если продлится всего минуту. Именно это противостояние и затраченные на него усилия дают начало новым схемам и влияют на активность генов в структуре ДНК. Но есть и ещё более радикальный метод. Это ииссиидиологический подход к изменению личности, заключающийся в нахождении интеллектуально-альтруистичных мотиваций.
Мотивации обязательно должны содержать в себе две составляющие – интеллект и альтруизм. Альтруистично-интеллектуальные мотивации в ииссиидиологических методиках считаются наиболее эффективными, потому что, на мой взгляд, помогают разорвать порочный круг любой зависимости. Круг этот состоит из наших реакций на происходящие события и в своей основе содержит гормональную активность. Например, на сделанное в наш адрес замечание у большинства из нас происходит выработка гормонов «агрессии» (адреналин, кортизол), и следом за этим у нас возникает чувство обиды, гнев или раздражительность. И реакция эта основана больше на животном инстинкте самосохранения, который очень прочно укоренился в нас. А мотивация здесь берёт на себя роль, так сказать, стоп-крана, не дающего возможности довести первоначальное ощущение обиды до этой самой раздражительности, гнева в адрес обидчика или желания мести. И вместо того, чтобы «призвать к ответу наглеца», я в таких обстоятельствах задаю себе вопрос: «Почему я непозитивно отреагировала, что помешало мне и дальше пребывать в состоянии позитивного восприятия окружающего мира?».
Мотивацией и рассмотрением ситуации под другим углом мы, с одной стороны, не даем возможности нашему организму выработать на данный момент такое количество гормонов, которое явится источником нашего агрессивного и деструктивного состояния. С другой стороны, запускаем механизм выработки других гормонов, - так называемых гормонов «счастья» (допамина, эндорфинов, серотонина), которые, участвуя в химических реакциях нашего организма на клеточном уровне, способствуют появлению у нас мыслей и эмоций, имеющих в своей основе лояльность, терпение, смиренность - с элементами мудрости и альтруизма.
Альтруизм невозможно культивировать без привлечения интеллекта, без умения поразмыслить и найти ответ на вопрос: «Почему я должен так поступать - прощать, оправдывать, протянуть руку помощи, отказать себе в чём-то ради другого человека; не полюбить, но хотя бы с терпением отнестись к тому, кто сейчас мне неприятен?» Зачастую мы сразу не можем ответить на этот вопрос, но желание получить ответ способствует изучению различной информации (книги, статьи, фильмы и т.п.) в таких областях знаний, как философия, психология, физика, медицина и т.д.
Таким образом, мы развиваем свои интеллектуально-аналитические способности, и появляется возможность для изменения себя, своих взглядов, интересов, выборов в более качественном направлении нашего развития - как человека, обладающего милосердием, терпением, мудростью, целеустремленностью, ответственностью, волей. Из импульсивной личности мы постепенно становимся более осознанными, способными к самоконтролю. Такая своеобразная тренировка работы нервных клеток способствует закреплению реакций уже на генном уровне, т.е. происходит дезактивация генов, отвечающих за выработку возбуждающих химических веществ в нашем организме. А далее - активация генов, способствующих производству других химических веществ, присутствие которых в нашем организме влечёт за собой уже более качественные, с позиции альтруизма и интеллекта, реакции.
Попадая в стрессовую ситуацию, мы можем пройти более короткий путь к формированию позитивной реакции и к пониманию, для чего нам даны подобные ситуации в жизни. Нам необходимо своевременно найти позитивную мотивацию, которая убедит в том, что наши прежние субъективные представления не связаны с нашими текущими опасениями, и что мы всего лишь получаем индивидуальный жизненный опыт через специфические состояния или повторяющиеся стрессовые ситуации.
Их нужно воспринимать как промежуточные между текущим моментом и тем более сгармонизированным состоянием, которого мы стремимся достигнуть в отношениях с окружающими людьми и миром, как необходимые процессы, которые обеспечивают качественность нашей дальнейшей жизни. Но и мотивация образуется на базе какого-то жизненного опыта. Если нам не хватает его, то лучше ориентироваться на чувственное восприятие и отнестись к сложной ситуации как к данности. И тогда постепенно в нашем самосознании появятся образы и разумное обоснование для её решения, - появится мотивация.
Подводя итог, можно сказать, что главная причина того, что в нашей жизни случаются неприятности – это то, что мы слишком боимся сложностей и защищаемся от них, постоянно находясь в так называемом напряжении. При этом мы непрерывно проявляем интерес к своим деструктивным состояниям, чтобы избежать как бы возможных для нас неприятностей. Поэтому мы творим из своей жизни то драму, то трагедию, моделируя всевозможные неприятности, заранее негативно реагируя на них.
Способность преобразования негативного восприятия ситуаций в позитивное является своего рода кульминацией в навыке управления стрессом. Научившись контролировать ситуации, в которые мы неожиданно попадаем, мы сделаем шаг к их быстрой личностной трансформации, эволюции. Таким образом, наш выбор заключается в следующем: позволим ли мы событиям одержать над нами верх или будем сами контролировать их и, соответственно, сумеем принять стресс как возможность, которую можно эффективно использовать.
Вся наша жизнь так или иначе связана со стрессами. Стрессовые ситуации встречаются в жизни каждого человека и наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой деятельности не вызывает сомнений. Стресс оказывает немалое воздействие как на физическое здоровье, психическое состояние, так и на социально-психологические функции человека. Он отражается на всех сторонах нашего жизненного творчества и накладывает некий отпечаток на все наши возможности и способы взаимодействия с окружающим миром.
Несмотря на то, что стресс провоцирует множество заболеваний, по мнению Ганса Селье, канадского эндокринолога, нет смысла его избегать, так как «стресс - это аромат и вкус жизни, и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает»: «Мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Полная свобода от стресса означала бы смерть или полную стабильную гармонию, чего в нашей жизни пока не бывает».
Сложность понимания причин затяжных стрессов в том, что все происходящие в нашей жизни неприятности соответствуют качественности наших собственных психических состояний. Жизнь не принимает во внимание, насколько мы «плохие» или «хорошие» по мнению общества, главное, - как мы, лично себя оцениваем и преобразовываем своё личностное существование. Мы сами своим интересом привлекаем в свою жизнь множество стрессовых и неприятных нам ситуаций.
Выход только один – насытить наше жизненное творчество позитивным и доверительным отношением к людям и ко всему окружающему нас миру, объединив его с глубоким пониманием причин происходящих в нашей жизни обстоятельств. Фактически даже одноминутная визуализация того, как изменяется какая-либо ситуация к лучшему, уменьшает страх и наполняет наше существование положительными эмоциями. Поэтому основное в жизни - принять стресс не как негативный переломный момент, а как определённый этап, разрешение которого откроет большие возможности для нашего – человеческого - развития.
[1] О том, почему именно две минуты как минимум необходимы для кратчайшего (без отрицательных последствий) выхода из тензорной (конфликтной) ситуации, - читайте в книгах по ииссиидиологии.
[2] Более подробную информацию о том, что все окружающие нас формы проявления, включая растения и минералы, имеют собственные представления, особым образом взаимосвязанные с теми, что имеются у нас, – читайте в книгах по ииссиидиологии.