Страх в своих проявлениях - наиболее запутанная часть психологии и между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Эмоция страха слабо изучена с психологической точки зрения, хотя очень подробно описана с точки зрения физиологической, то есть можно найти большое количество исследований, раскрывающих физиологические механизмы возникновения и протекания данной эмоции.
Страх - одна из эмоций, которая позволяет адаптироваться и избегать ситуаций, которые угрожают человеческой жизни. Множество всевозможных разновидностей страха и фобий уже изначально заложены на генетическом уровне, и если родители постоянно реагируют на определённые стимулы страхом, то велика вероятность того, что эти стимулы будут вызывать страх и у их ребенка.
Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх, но и другие эмоции, например: печаль, стыд и вина, могут быть задействованы в тревожном переживании. В основе феноменологии тревоги лежит переживание страха. Страх, как любая базовая эмоция, может варьировать в своей интенсивности, соответственно и в тревоге он может быть выражен слабо, умеренно или сильно. Описывая состояние тревоги, некоторые люди упоминают о переживании стыда или вины. В нашем обществе взрослые приучают детей, особенно мальчиков, не показывать страха. Таким образом, переживание страха и боязнь обнаружить свой страх могут вызывать у человека чувство вины и стыда. Комбинация страха со стыдом в эмоциональном паттерне тревоги особенно вредна для психического здоровья человека, так как ни одну из этих эмоций нельзя считать хоть сколько-нибудь благоприятным фоном для социального взаимодействия.
Важно понимать, что в состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на наше восприятие, мысли и поведение.
Состояние страха является довольно типичным для человека, особенно в экстремальных видах деятельности, при наличии неблагоприятных условий и незнакомой обстановки. Во многих случаях механизм появления страха у человека является условно-рефлекторным, в результате испытанной ранее боли или какой-либо неприятной ситуации. Мы испытываем страх от незнания и невежества, который на начальной стадии «человеческой» эволюции является следствием, инстинктивно проявляющимся и доминирующим в животных формах и перешедшим «по наследству» от «животно-человеческих» предков наших биологических форм.
Их мы можем «разворачивать» в информационном «пространстве» своего Самосознания как результат недополученного опыта при взаимодействии с объектами и обстоятельствами окружающей действительности. Любой опыт сопутствует развитию человека. Чем больше будет информации об объекте, вызывающем страх, тем адекватнее будет ваша реакция. Но проблема в том, что если человека что-то пугает, то он старается информацию об этом объекте отстранить от себя вместо того, чтобы больше узнать что-то о нём и разрушить внутри себя конфликт, найти своим страхам объяснение и преобразовать в логическое человеческое представление.
Эмоции, и в том числе эмоции страха, внешне у разных людей проявляются по-разному, но в их организмах происходят схожие физиологические изменения.
Вот что пишет К. Изард, признанный исследователь эмоций, по этому поводу: «…резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все: нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям».
Страхи условно можно разделить на три уровня, по нарастанию интенсивности:
Под первой категорией имеются в виду простые страхи: страхи природных явлений, таких как землетрясение, конец света, наводнение и прочие катастрофы случайного характера. Это незамысловатый страх перед возможностью стать их участником.
Второй уровень страхов - глубинный. Это страхи и боязнь тех эмоций, которые могут быть дискомфортны и поэтому парализуют деятельность по их преодолению. Типичный страх — страх своего разочарования.
Третий уровень — самый сильный. Это уровень, на котором получаются самые сильные эмоциональные состояния, и, чтобы избежать состояний, например депрессии, мы готовы вообще ничего не делать. Тут задействованы самые сильные предохранители нашего подсознания.
Во внешности страх проявляется по-разному: у кого-то один признак выявлен сильнее, у кого-то другой, но в организмах людей процессы происходят одинаковые.
Эмоция страха индивидуальна и отражает генетические особенности, особенности культуры и воспитания, темперамента, акцентуации, нейротизма каждого конкретного человека.
Чаще всего склонность к определенным видам страха передается генетически (а потом накладываются внешние факторы). Родители и дети имеют схожие генетические и часто - психологические характеристики. В частности, такой характеристикой является темперамент. От особенностей темперамента, зависит скорость и стабильность психических процессов, их глубина. Поэтому люди с сильным темпераментом эмоции чувствуют сильнее. Кроме этого, еще одной генетической и психологической особенностью является акцентуация. Акцентуация - чрезвычайно выраженные особенности характера, находящиеся на грани нормы. От нее зависит взаимодействие с обществом, людьми и склонность к появлениям определенных видов страха.
Для определения степени патологии страхов используют параметры адекватности (обоснованности), интенсивности, длительности, степени контролируемости человеком чувства страха. Обоснованность - это соответствие степени выражения страха реальной опасности, исходящей от события или от окружающих людей. Интенсивность определяют, основываясь на физиологических реакциях (интенсивность потоотделения, сердцебиения, иногда дрожь в теле, чувство удушья, слабость, рвота и т.д.) дезорганизации деятельности и самочувствия человека, которым овладела эта эмоция. Контролируемость - способность не подчиниться страху и преодолеть его. Длительность - это продолжительность действия эмоции страха.
Страх может быть рациональный, оправданный и иррациональный (невротический). Развитие чувства страха (эмоции) и рационального, и иррационального происходит одинаково. Оно устанавливается по двум нейронными путям, расположенным по всему телу, которые должны функционировать одновременно.
Первый отвечает за развитие основных эмоций (самосохранение), реагирует быстро (раздражитель – зрительный бугор – амигдала – гипоталамус), но сопровождается большим количеством ошибок в жизни. Второй более точно реагирует, но медленно (раздражитель – зрительный бугор – гиппокамп – чувственная кора – амигдала – гипоталамус).
На первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.
На втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.
Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путём, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определённые признаки опасности как несуществующие.
Префронтальная кора (совокупность нескольких областей лобных долей, непосредственно связанных с отделами лимбической системы) снижает силу импульсов миндалевидного тела и действует подобно абсорбенту, “впитывающему” эмоциональный стресс. Если у человека от природы миндалевидное тело слишком активно, то организм компенсирует это уплотнением префронтальной коры.
У людей и у животных эта подкорковая мозговая структура участвует в формировании как отрицательных (страх, оборонительное и агрессивное поведение), так и положительных эмоций (переживание удовольствия, наслаждения от еды, секса, внимания, лицезрения и т.п.). Причём её размер коррелирует с агрессивным поведением: у менее развитых «личностей» префронтальная кора всегда крупнее. Такие состояния, как беспокойство, аутизм, депрессия, посттравматический шок и фобии, связаны с наличием (изначальной запрограммированностью подобных состояний) функциональной несогласованности и доминированием “животных программ”, что физиологически проявляется как ненормальное функционирование миндалины с вытекающими отсюда психическими и физиологическими последствиями».
Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству уверенности. Представим ситуацию: человек находится в опасности, в мозг сначала поступает импульс, принимаемый миндалевидным телом, которое в свою очередь даёт сигнал другим системам. Вегетативная система, которая отвечает за дыхание, приходит в движение, и уже в течение нескольких секунд физическое тело готово защищаться. Поток выделяемых эндокринной системой химических веществ, стремительно попадает в кровоток, и выделяемые гормоны, адреналин и кортизол, ускоряют работу сердца, что заставляет кровь приливать к мышцам, чтобы действовать быстро. В таком состоянии меняется восприятие времени: всё в пространстве кажется замедленным и человек застывает в ужасе, но на самом деле все вышеперечисленные процессы в мозге происходят всего лишь на протяжении нескольких секунд.
В это время происходит сбор информации для принятия решения: первый инстинктивный порыв призывает защищаться, но в процессе приходит в активность гиппокамп.
У гиппокампа уходит больше времени на реакцию, иногда слишком много, чтобы принести хоть какую-то пользу для оценки ситуации, так как миндалевидное тело действует мгновенно на уровне эмоций. Реакция инстинктивного страха после момента фиксации опасности очень быстро достигает мозга, и поступившая информация «стопорится» с целью создания более широких возможностей для реализации соответствующих животных программ в человеке. В результате этого происходит обратный процесс: сознательная оценка ситуации и принятие решения о наличии действительной опасности, осуществляется он в сознании человека гораздо дольше, и он за это время успевает наделать множество глупостей, дальнейшее исправление которых и позволяет накопить дополнительный жизненный опыт. Для обеспечения возможности быстрого выхода из особо опасных ситуаций в мозге и предусмотрен своеобразный «релейный» выключатель страха, работающий по принципу «включено-выключено», который помогает удерживать под контролем слишком бурные эмоции, способные разрушить мозг или даже весь организм, проходя через такие стрессы, как инфаркт, инсульт и другие.
С эмоцией страха связано множество гормонов и нейромедиаторов. Они действуют на организм в комплексе, вызывая реакцию организма, сужение сосудов, усиление мышечного напряжения; работа всего организма притормаживается. Важнейшие гормоны, вырабатывающиеся при страхе - адреналин и норадреналин.
При страхе в кровь вбрасывается адреналин. Он выделяется надпочечниками, вызывая реакцию борьбы или бегства, его секреция резко увеличивается при стрессе, опасности, пограничных ситуациях, боли. Его воздействие ускоряет расщепление гликогена, из-за чего происходит повышение содержания глюкозы в крови. Адреналин действует в экстремальных ситуациях, он воздействует на концентрацию глюкозы в крови, в то время, когда человек испытывает гнев или страх. Человеческому организму требуется немедленно много глюкозы, для того, чтобы снабдить энергией мышцы, для осуществления реакции «бей или беги». Адреналин содействует расщеплению гликогена в мышцах, они потом его используют. Он повышает артериальное давление (собственно именно по этому признаку адреналин и был открыт) и увеличивает частоту сердечных сокращений и дыхания.
Два этих эффекта реализуются в тесном взаимодействии с нервной системой; химическая (гормональная) и электрическая (нервная) регуляции функций организма не являются независимыми, но тесно переплетаются одна с другой: норадреналин, гормон, и нейромедиатор (по нейромедиаторам передается электрический импульс между нейронами). Уровень норадреналина также повышается при стрессе, шоке, травме, тревоге, страхе, нервном напряжении. Основное действие его при эмоции страха направлено исключительно на сужение сосудов и повышение артериального давления. Считается, что норадреналин - гормон ярости, а адреналин - гормон страха. Норадреналин возбуждает в человеке чувство злобы, гнева, ярости, вседозволенности. Адреналин и норадреналин тесно связаны между собой. В надпочечниках адреналин синтезируется из норадреналина. Это подтверждает предположение о том, что эмоции страха и ненависти близки, они порождаются одна из другой.
Опасные ситуации могут вызвать у человека тревогу и перерасти в страх различной степени выраженности (от робости до ужаса и паники), то есть сопровождаться переживаниями, но могут быть восприняты и без переживаний, когда человек ограничивается лишь констатацией самой опасности. Например, когда он говорит, что боится змей, это не значит, что он переживает эмоцию страха (в данный момент угрозы, змеи, поблизости нет). Последнее означает, что у человека возникла эмоциональная установка в отношении к тому или иному объекту.
Решение проблемы может быть совсем рядом, и зачастую находится в самой проблеме. Многие люди даже не осознают, что они испытывают страх. В таких случаях нужно постараться осознать, что мы испытываем страх довольно часто. И после осознания нам нужно научиться его контролировать. Когда мы преодолеваем страх, то наступает момент истины, что ничего не может с нами случиться. Если пересиливая себя идти навстречу своему страху – различные разновидности страхов трансформируются, и уже конкретный страх может не повториться. Но ум может и подвести; если не изменить мысли и представления о воображаемом страхе, то можно остаться в прежней позиции по отношению к данной проблемной ситуации.
И для решения этого вопроса разработаны методики, вот некоторые способы побороть в себе страх, предлагаемые доктором Зейном.
Переключайте отрицательные мысли на мысли положительные. В состоянии фобии у человека появляются неприятные мысли и страшные картины в воображении, которые в свою очередь запускают физические симптомы. Вы должны предположить, чтобы вам стало страшно, но попытайтесь перейти от отрицательных мыслей, типа: "Эта собака меня укусит" на что-нибудь реально положительное, типа: "Эта собака крепко привязана и не может сорваться".
Встречайтесь со страхом лицом к лицу. Избегать того, чего вы боитесь, - значит не превозмогать свой страх. Вместо этого можно достичь желаемого контроля с помощью процедуры, называемой "лечение экспозицией", при которой вы мало-помалу подвергаетесь действию объекта вашего страха и убеждаетесь в том, что того, что вы воображали и ожидали, в реальности не случается. Такая дозированная экспозиция может помочь вам привыкнуть к объекту.
Например, ваша фобия - пауки. В час лечения экспозицией вы сначала можете посмотреть в лицо своему страху, обычно в присутствии другого человека, например на картинку с изображением пауков. Когда вы научитесь с этим справляться, вы можете перейти к тому, чтобы смотреть на дохлого паука, потом на живого и более того подержать одного в руке. Каждый раз вы все ещё можете чувствовать некоторый страх, но при такой экспозиции вы научитесь тому, что ужасные вещи, которые вы воображали, с вами и с пауком на самом деле не происходят.
Первый шаг на пути к изменениям - разглядеть свой страх, признать его наличие, узнать о том, для чего он вам был жизненно необходим в детстве, чем он может быть вам полезен сейчас, а когда он вам мешает и его необходимо преодолевать.
Интуитивно зная о потенциальной возможности, каких-то негативных последствий, можно предусмотрительно смоделировать обстоятельства таким образом, чтобы исключить некоторые неблагоприятные последствия. Предусмотрительность в этом случае означает не страх, а здравый смысл, не ожидание чего-то плохого и опасного, а уверенность в том, что все меры предосторожности предприняты и опасность нам не грозит, а если и возникнет опасность, то мы будем заранее готовы к встрече. Подобное перестраховочное поведение так же не является абсолютно позитивным, но оно более уравновешенно и менее деструктивно, чем страх и ужас ожидания чего-то неведомого и опасного для жизни. Перестраховка, является свидетельством того, что в самосознании человека уже имеется опыт, но в то же время представляет собой явный признак недополученного опыта прохождения подобных ситуаций, (полноценный опыт вообще не позволил бы фокусироваться на ожидании чего-то опасного).
Процесс последовательного обретения нами любого опыта способствует разрешению той или иной ситуации. Вначале все постигается за счет большого количества проб и ошибок, а когда полученные результаты собраны, проанализированы и сопоставлены между собой, появляется возможность осознанно совершать контролируемые действия, заранее предвидя большую часть их возможных последствий. И если в нашем самосознании имеется множество пробелов недополученного жизненного опыта, то всякий раз будет сложно разобраться в своих “внутренних” состояниях и решиться на какой-то конкретный выбор.
Что же касается моей работы с одним из видов страха - публичного выступления, - то для себя я определила, что этот страх был основан не только на неизвестности и неуверенности в том, каков окажется результат выступления. Этот страх когда-то означал недостаток опыта и понимания глубинных причин, стимулирующих страх перед публикой. Ими являлись гордость и еще один страх - быть непонятым окружающими людьми. Боязнь публики была сформирована богатым воображением: я начинала думать, что обо мне скажут другие, дорисовывать в своих фантазиях негативную реакцию окружающих на мои слова. И таким образом доводила себя до стресса, в результате чего начиналась паника, неконтролируемые слезы и нежелание выступать, что привело к замыканию в себе.
Начав работать с этим видом страха, я перестала воспринимать все только с позиции собственных чувств, собственных интересов, собственных проблем и посмотрела на мир в другой плоскости с помощью методик и объяснений ииссиидиологии. Методом проб и ошибок в практике я находила мотивации для выступлений и выходы из неудобных ситуаций, возникавших в процессе. Постепенно трансформируя страх, я нашла радость от участия и общения с другими людьми. Шаг за шагом поле осознания безопасности и радости публичного общения расширялось, интенсивность страха снижалась и появлялось ощущение стабильности и порядка в своей жизни. Когда я вспоминаласобытия моего прошлого и прослеживала, каким образом я их привлекала в свою жизнь, «создавала» их, мне становилось понятно, что все возможности и условия своей жизни я создаю сама, как радостные, так и стрессовые.
Отвечая себе на вопросы о том, как я могу сама создать свою жизнь радостной, осознанной, ответственной, свободной от страхов, я поняла следующее. Перспектива осознанного существования и ответственности за каждый свой выбор в полной мере недостижима для человека, пока он не избавится от одного из основных страхов - страха смерти.
Механизм реализации и трансформации эмоции страха смерти подробно описывается в ииссиидиологии (цикл «Бессмертие доступно каждому», том 13). А вот, как определяет ииссиидиология понятие смерти: “Смерть” - это субъективный результат нашего эгоистического самовосприятия, степень драматичности или благоприятности которого в отношении каждого индивидуума целиком и полностью зависят от степени качественности состояния его Самопознания”(БДК том 13 п.13.15081).
В заключение хочется сказать: чтобы преодолеть барьер страха нужно более глубоко понять истинные механизмы этого процесса, избавиться от многотысячелетних представлений, внушающих людям инстинктивный ужас и безотчётный страх полного исчезновения из жизни. Не разобравшись в важных деталях и подробностях, не понимая смысла нашего существования, мы продолжаем цепляться за то, что видим перед собой в зеркале. И когда мы разберёмся с тем, что же представляет собой «смерть», мы освободимся не только от страха перед смертью, но так же и от страха перед любыми неприятностями, которые являются лишь необходимыми атрибутами для получения нами недостающего опыта.
1. Документальный фильм «Наука страха»
2. Психология Эмоций 2003 г. Изард К.
3. Философский словарь, М.М. Розенталь
4. «Психологос». Энциклопедия практической психологии, проф. Н.И. Козлов
5. Орис, Ииссиидиология, цикл книг «Бессмертие доступно каждому», 11-й и 13-й тома, и «Основы»