Стресс в жизни человека

В данной работе рассмотрена проблема стресса в жизни человека, каково его влияние на развитие личности, как он воздействует на биологические системы человеческого организма и психику в целом. Объясняется причина нашей конфликтности по отношению к окружающему миру, а так же почему в нашей жизни немало событий и обстоятельств, которые провоцируют нас на стрессовую реакцию. Но получит ли эта провокация развитие дальше, даёт ответ ииссиидиология, которая предлагает по-новому взглянуть на эту проблему. 

администрация сайта: данная статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с мнением и представлениями автора Ииссиидиологии

Введение

Раньше мало кто задумывалcя о том, что он находился постоянно в состоянии стресса. Скажем, человеку, жившему сто, а то и двести лет назад, наши ежеминутные, даже уже незаметные и доведённые до автоматизма действия показались бы весьма даже событийными. И это связано в первую очередь с тем, что мы оперируем большими объёмами информации. Потому что в связи с «технологическим прорывом», который осуществило человечество, темп нашей жизни за последние время сильно увеличился. Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввёл Уолтер Кэннон в своих классических работах об универсальной реакции человека «бороться или бежать».

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для определения, обозначения общего адаптационного напряжения.

В наше время тема стресса приобретает всё большую популярность. Она проявляется и в научных обсуждениях, и в публицистических материалах, при том, что, в науке до сих пор не существует единой точки зрения в объяснении причин возникновения и механизма протекания стресса. Так К. Купер, Ф. Дэйв, М. О'Драйсколл в монографии "Организационный стресс" отмечают, что существуют значительные расхождения в понимании подлинного значения "стресса", которые отражаются в огромном количестве подходов к его определению.

Психологи при выборе определения категории стресса, конфликта, фрустрации или кризиса исходят в основном из интуитивных или стилистических соображений. Все это приводит к большой терминологической путанице. Американские учёные Т. Холмс и Р. Рейх на основе многолетних исследований составили перечень наиболее частых перемен в жизни, вызывающих стресс. Из своих выводов они поняли, что обычно появляется много вопросов, на которые человек, попавший в стресс, находит неоднозначные ответы, например: чем является стресс в его жизни, всегда ли он приводит к негативным последствиям?

В этой работе мы рассмотрим понятие стресса под другим углом, с позиции нового знания – ииссиидиологииСтресс - это тензор (напряжение, диссонанс), качественная разница в интерпретации одной и той же информации.

1. Понятие стресса в психологии

Слово "стресс" пришло к нам из английского языка и в переводе означает "нажим, давление, напряжение". Первым определение стресса дал Селье.[1] Следуя этому определению стресса свойственны множественные изменения в организме человека и его личности.

Ганс Селье в последнем периоде своей научной деятельности разделил стресс на две составляющие:

  • эустресс; понятие имеет два значения: «стресс, вызванный положительными эмоциями», и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма;
  • дистресс - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться; он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям; от стресса страдает иммунная система; в стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекций, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в моменты физического или психического напряжения.

Для многих людей слово «стресс», так же, как слова «успех», «неудача» и «счастье», имеет разное значение, поэтому дать ему определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Чаще всего стресс является, просто синонимом дистресса - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; или же усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, публичное унижение, потеря крови; или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада. Понимание этих процессов может предполагать как отрицательную оценку, так и положительную. Любое из перечисленных явлений, их признаков и симптомов, может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать: «Вот это и есть стресс», - потому что этот термин является многофункциональным.

Стресс бывает нам необходим, чтобы приспособиться к тем или иным условиям окружающей среды, и наше отношение к данному тревожному событию, зависит от многих факторов. Причём имеет значение не то, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись, а лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. При благоприятных условиях стресс может трансформироваться в гармоничное состояние человека, при котором он чувствует, что проблемы имеются и он в состоянии решить их. Никакой слабости и депрессии. А при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряжённости, тогда у человека ухудшается настроение, падает самооценка и возникает стрессовое состояние.

Можно сказать, что стресс является одной из составных частей развития каждого человека. Чем большим количеством позитивной информации структурированы наши представления о самих себе или о чем-либо, тем большей энергией (потенциалом) она обладает, тем в большей степени информация созидательна и не создаёт возможностей для проявления тензорности [I] в виде негативных мыслей, выборов, решений которые действуют разрушительно на наш организм, тогда энергия затрачена на уравновешивание тензоров и остаётся в нашем сознании как жизненный опыт. На повторную ситуацию за счёт полученного опыта уже возникла возможность найти множество позитивных мотиваций. Поэтому тензор будет использоваться в меньшей степени как разрушение и восприниматься нами как созидательный, то есть мотивирующий к усилию и жизненным достижениям.

Весьма важно стимулирующее, созидательное, формирующее влияние стресса в сложных процессах работы и обучения.

[I] Тензор – это условное понятие. В одних условиях проявления тензор будет вызвать диссонанс, несоответствие (напряжение, непонимание, сопротивление) информационных взаимосвязей чего-то одного по отношению к чему-то другому, в других же условиях он проявляет себя как совместимость этих взаимосвязей. 

2. Разновидность стрессов и их влияние на развитие человека

Психологи осуществили широкую классификацию разновидностей стрессов, - изменились не только представления, но и отдельные термины, отображающие понятие стресса.

В научной и популярной литературе последних двух десятилетий, отделивших нас от разработок Селье, можно встретить такие категории стресса, как физический, нервный, окислительный, осмотический, соматический, тепловой, адреналиновый, травматический или посттравматический, финансовый, юношеский, индустриальный стресс, социальный стресс, болевой стресс. Интересно отметить, что каждый из приведённых терминов отражает совершенно особое событие, по своей сути почти полностью отличающееся от события, описываемого любым другим термином, но в целом их воздействие можно разделить на физиологическое и психологическое. Физиологический стресс характеризуется напряжением биохимических функций, а психологический стресс – нарушением гармонии личности, её дисбалансом.

Психологический стресс, состоящий из информационной и эмоциональной компоненты, возникает при информационных перегрузках, когда человек, поставив себе цель, не успевает за темпом, который создала ему жизненная ситуация. Физиологический стресс характеризуется прямым действием определённого стимула раздражителя для биологического организма. Психологический стресс больше относится к внутренним состояниям. Здесь требуется обязательно проанализировать значимость самой ситуации и рассмотреть особенности личности.

Часто возникает совместное взаимодействие этих видов стресса на человека. Связь между физическими и психическими расстройствами часто мы либо не осознаем, либо осознаем с опозданием. Мы можем ощущать некоторый дискомфорт, не понимая, что наши состояния являются стрессовыми. Полнее осознать стресс мешают защитные механизмы личности и наше нежелание уходить от комфортных состояний, чтобы ощутить заново стрессовый дискомфорт.

Для развития человека очень актуальны эмоциональные стрессовые стимулы — те, которые могут не представлять объективной опасности для организма, но воспринимаются психикой как опасные. Особенно ярко это можно оценить на примере детей, для которых таким стрессовым стимулом может являться даже громкий голос или брань. Сюда можно отнести и психологическую агрессию, болезненные эмоциональные переживания, — словом, всё, что оказывает травматическое воздействие на психику.

Возникают вопросы: почему одни люди, переживая трудные жизненные ситуации и психические воздействия отрицательного характера, быстро адаптируются к окружающей действительности, а другие, даже при незначительных неприятностях впадают в состояние стресса с последующим усложнением обстоятельств и дальнейшим развитием каких-либо симптомов заболеваний организма. Играет ли в этом роль религиозность, национальность, географическая широта, цвет кожи или волос, манера держать вилку за столом? Одинаково ли склонны к стрессу разные люди – скажем, мужчина 22 лет и женщина 55 лет?

Предлагаю рассмотреть ответы на эти вопросы с позиции нового знания - ииссиидиологии. Стресс является почти неизбежным следствием практически всех аспектов современной жизни, однако при этом имеют необъяснённые индивидуальные различия в восприимчивости людей. Существует множество направлений развития и различных форм существования прото-форм [II] (люди, животные, растения, минералы, молекулы, атомы и т.д.) Человечество развивается по свойственному ему типу синтеза специфических характеристик – это разноуровневые проявления качеств «Все-Любовь–Все-Мудрость» (через человеческую чувственность, эмоциональность) и «Все-Воля – Все-Разума» (человеческие ментальность, интеллект).

Множество других форм самосознаний различных прото-форм создают свойственные им представления о самих себе и окружающей их действительности на базе совершенно иных, чем у нас с вами, энергоинформационных взаимосвязей, и развитие этих прото-форм происходит по другим типам синтеза. Мы образуем с этими формами самосознаний общие энергоинформационные взаимосвязи, которые проявляются через нашу систему восприятия. Множество прото-форм в виде проекций проявлено в нашей системе восприятия посредством биологических систем: различных участков мозга, клеток, молекул, атомов, элементарных частиц.

«Вклиниваясь» в процесс нашего восприятия, эти прото-формы вызывают в самосознании у нас бессознательные, разумно никак не объяснимые, реакции: либо ощущение жажды, голода, усталости и потребности в покое; либо внезапную агрессивность или кровожадность, свойственную хищникам; либо безотчётный страх, боязнь и ужас, которые неосознанно мотивируют в нас одно-единственное желание - бежать прочь без оглядки или спрятаться куда-нибудь подальше.

Каждый день нашей жизни слагается из каких-то дел и творческих реализаций, и каждый раз этот процесс стимулирует индивидуальное перепроецирование нашего самосознания в какое- то из направлений синтеза, характерных для разных прото-форм. Этот процесс в нашем жизненном творчестве происходит через стрессы для получения индивидуального опыта и синтеза определённых качеств в дальнейшей нашей эволюции.

Как именно тензор проявляется в жизни человека? Ситуация накаляется до определённого критического объёма, и при соответствующем психическом состоянии наступает возможность для проявления этой диссонационности, в результате чего возникают наши реакции на раздражитель.

Перед тем как сделать выбор, мы предварительно рассматриваем разнокачественные представления, пытаемся связать их с уже имеющимся опытом. Каждый из возможных качественных вариантов наших выборов привязан к разным по протяжённости инерционным промежуткам пространства-времени и как «проекция» предыдущих решений (c присущими тензорами) накладывается на каждый последующий выбор. Чем выше степень осознанности, тем выше его эффективность и меньше соответствующих стрессовых ситуаций привлекается для аннигиляции напряжённости, когда не происходит синтез человеческих качеств («Все-Любовь-Все-Мудрость» и «Все-Воля-Все-Разума»).

 Получается, что ни одна из переживаемых нами ситуаций не происходит случайно – этот процесс последовательный. Вначале всё постигается за счёт большего количества проб и ошибок, совершаемых в жизни, которые были обусловлены активностью деструктивных качеств (злость, раздражение, недовольство, которые, конечно, также могут проявляться в разных ситуациях разноуровнево).[10] Но впоследствии при анализе полученных результатов у нас появляется возможность не поступать «вслепую», а совершать осознанные действия, заранее предвидя большую часть их возможных последствий. Каждое наше действие зависит от наработанных способностей восприятия к формированию или избеганию конкретных событий и ситуаций.

Чем качественнее (осознаннее) мы сделаем выбор, тем быстрее изменятся и разрешатся в лучшую сторону нежелательные обстоятельства нашей жизни. Чтобы научиться совершать качественные (альтруистично-интеллектуальные) выборы, нужно стремиться стать «наблюдателем» всех событий, происходящих в жизни, а не просто их «участником».[11]

[II] Прото-Форма (ииссиид. термин) – это любая реализационная форма самосознания, проявляющаяся в наших реальностях как волновое отражение инерционно происходящих в ней процессов одновременного и абсолютного разнокачественного синтеза.

3. Изменение функционального состояния организма, биохимических процессов в нём

Обычно мы привыкли замечать только сильные нервные потрясения, которые влияют на наше здоровье, сопровождающиеся рыданием, головными болями... Но более опасными являются изматывающие организм, длительные, неотслеживаемые стрессы. Изучая стресс, исследователи сталкивались с определёнными трудностями. Как оказалось, довольно сложно определить, какой же орган или система остаются вне стресса. Обязательных участников стресса назвать проще: это структуры головного мозга (гипоталамус и гипофиз), железы внутренней секреции (надпочечники) и вегетативная нервная система. Основным звеном гормонального механизма, который восстанавливает организм после изменений, спровоцированных стрессом, являются гормоны надпочечников.

Так что же происходит с организмом при стрессе?

Мозг подаёт сигнал надпочечникам, которые вырабатывают гормоны стресса - адреналин, а затем кортизол. Адреналин сразу включает реакцию мобилизации организма, например, убежать. Кортизол возвращает системы от экстремального к нормальному состоянию, этот гормон синтезируется в надпочечниках, когда организм сталкивается с резким изменением условий и мобилизуется на борьбу. Также усиливаются обменные процессы, в крови появляется больше глюкозы, подавляются воспалительные процессы, уменьшается чувствительность к боли и т.д. Одновременно с этим мозг человека, химические рецепторы которого также возбуждены кортизолом, посылает непрерывные команды надпочечникам снизить выработку этого гормона как опасного для организма в длительном «применении».

Если стресс непродолжителен, этот механизм обратной связи позволяет восстановить нормальный уровень кортизола. В противоположном случае может произойти заболевание организма или его саморазрушение, или например при повышении уровня кортизола в крови повышается уровень другого гормона — ММР9, который делает стенки сосудов более подверженными разрыву и образованию тромбов, что, в свою очередь, увеличивает риск инфаркта и смерти от него. Насколько быстро человек реагирует на стресс и восстанавливается после него, зависит от качества генотипа.[12]

Ииссиидиологией объясняется, что ассоциативное поведение уже заложено в человеческом геноме по родовой линии и реализуется в результате генетической предрасположенности к эгоистическим реализациям (связанным с адаптацией нашей личной индивидуальной формы в мире). Система восприятия и биологический организм у каждого человека разные.

Геном человека содержит большое количество различных генов других прото-форм - растений, животных, минералов. В результате ментально-чувственной динамики самосознания происходит активизация участков генома, свойственных определённым отделам мозга. И когда эти участки при стрессе активизируются, то мозг получает импульсы, характерные также и для какой-то прото-формы

Все психосоматические реакции выражаются в организме через деятельность эндокринной системы посредством выработки гормонов и если мы не отслеживаем, например, страх, то он всё равно отражается на работе отделов мозга и воспринимать как опасность возможных последствий для биологической формы.

Таким образом мы редко сознательно реагируем на разные виды стрессов, которым подвергаемся. Обычно мы замечаем только те стрессы, которые сказываются на нас отрицательно. Но при достаточном сознательном интересе в позитивном и альтруистичном реагировании на жизненные ситуации можно управлять и изменять активность тех или иных генов[15] в молекулах ДНК, предотвращая тем самым психосоматические нарушения в организме.

4. Фазы стресса и устойчивость человека к ним

Наш организм, сталкиваясь с необычным воздействием, вначале отвечает на него реакцией тревоги, вслед за ней возникает фаза сопротивления стрессорам (факторам, вызывающим стресс). Но если стрессоры продолжают своё воздействие на организм, то может наступить третья фаза - фаза истощения борьбы со стрессорами. Это происходит, когда исчерпались ресурсы защитных сил, и организм заболевает.

Итак, на первой стадии столкновения с фактором, который мы определяем для себя как стрессовый (реакция тревоги), активизируются защитные механизмы, происходит выделение катехоламинов и кортикостероидов, которые на физиологическом уровне подготавливают организм к действию. Селье доказал, что самый главный гормон стресса у человека - кортизол - стимулирует жизненно важные процессы при адаптации к стрессу.

На первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль. Он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать своё собственное поведение. Исчезает психологический контакт в общении , появляется отчуждение. Характерной эмоциональной особенностью этой фазы является переживание беспокойства и тревоги.

Для более быстрого прохождения первой стадии в ииссиидиологии даётся «правило двух минут» выхода из конфликтной ситуации. Когда мы принимаем решения в критической ситуации, наш мозг навязывает свои эгоистические реализации и выгодные аргументы, которые мы воспринимаем как «нашу личную выгоду» и если, несмотря на всевозможные эгоистические провокации ума, мы в своём выборе примем более позитивное решение, зная ради чего мы это делаем, - тензорность в сознании аннигилируется и время для дальнейшей реализации стресса сокращается.

Главное для нас в любой ситуации - быстрее решиться сделать радикальный выбор. Все остальные наши выборы с различными последствиями остаются вне нашей динамики и интерес к непозитивным реализациям постепенно снижается. Стресс возникает, когда мы бессознательно проживаем свою жизнь и не несём ответственности за свои выборы. Мотивируя себя позитивными представлениями обо всем, что нас окружает, мы организуем своё понимание жизни и душевное спокойствие.  

На второй стадии - постепенное приспособление к трудной ситуации и активное ей сопротивление. Этот уровень обеспечивается расходованием большего, чем обычно, количества жизненной энергии. Признаки реакции тревоги в организме практически исчезают. В этой стадии возникает привыкание к стрессу под длительным действием вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к изменённым условиям. Примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как "анемия спортсменов", "спортивная тахикардия".

Эта стадия проявляется в том, что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля. По своей продолжительности стресс индивидуален - от несколько минут и часов, до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение и усталость. Однако не всегда, даже когда активировались две первые фазы, человек находит позитивный выход из ситуации, что затягивает поиск новой тактики и стратегии поведения и удерживает индивида в стрессовом состоянии.

На третьей стадии происходит истощение организма в случае, если воздействие стрессора слишком интенсивное. Общая сопротивляемость организма резко падает. В результате могут наступить «выгорание», болезнь или смерть, если стрессовый фактор не перестанет действовать, или если организму не будут оказаны необходимые помощь и поддержка.

Конечно, разные люди по-разному реагируют на одни и те же раздражители. Это знает каждый из своего личного опыта. Кто-то в сложной ситуации остаётся невозмутимым, а кто-то теряется. Кто-то даже по незначительному поводу может "взорваться", наговорить обидных слов, а кто-то объяснится совершенно спокойно. Всё зависит от склада характера, от индивидуальности человека и от наличия приобретённых средств защиты от стресса.

Если мы спросим себя, из-за чего мы испытывали стресс за последний месяц, то, проанализировав ситуации, поймём, что большинство случаев, приводящих к стрессу, являются не более чем его провокаторами. Но какая ситуация превратится в стрессовую, зависит от самого человека, осознанности его выборов и интереса познать эту часть своего восприятия.

В психологической литературе также активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека дистресс в ответ на определённое событие. Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой. Стрессодоступность свойственна пассивным, зависимым, высоко тревожным или склонным к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.

Психолог Ш. Мельник считает, что любая проблема состоит на 50% из фактов, которые мы можем контролировать, и на 50% из влияния другого человека и обстоятельств, которые не зависят и не подконтрольны нам. Если мы осознанно контролируем только свои 50%, то несём ответственность за свои действия, а на другие 50% на сопротивление обстоятельствам жизни - не тратим свою энергию. Это правило, по мнению Ш.Мельник, делает нас хозяином ситуации: «Это также означает, что у вас появляется стимул к дальнейшим активным действиям. Не ждите, что изменятся условия или люди вокруг вас, вместо этого примите ответственность за то, что вы делаете. Изменение вашего эмоционального или физического состояния позволит вам быть частью решения, а не частью проблемы».

Есть три категории механизмов избавления от стресса. Независимо от ситуации, вы всегда можете:

  • изменить своё отношение к обстоятельствам;
  • адаптировать свою физиологическую реакцию;
  • предпринять меры для решения проблемы. [7]

Позиция человека, который готов нарабатывать психологическую неуязвимость – это движение навстречу к своей цели в жизни: «Интересно, какую ситуацию мне подкинет сегодняшний день для проверки моих возможностей?». Многие исследования показывают, что человек позитивно реагирует на стресс только в том случае, если он способен отнестись к стрессовым событиям как к вызову, вознаграждающему усилия. Говоря о методах управления стрессом, полезно думать о позитивных моментах, которые можно извлечь из большинства стрессовых ситуаций. Когда человеку удаётся реализовать эту способность на практике, он преодолевает самое большое препятствие на пути к обретению устойчивости к стрессу.

Способность преобразовывать негативное восприятие ситуаций в позитивное, является своего рода кульминацией управления стрессом. Научившись контролировать их, в которые неожиданно попадаем, мы трансформируем в волнующий и ценный жизненный опыт, автоматически считая, что именно они позволяют нам демонстрировать свои лучшие качества и делают нашу жизнь более результативной и полноценной.

Таким образом, ваш выбор заключается в следующем: позволите ли вы событиям одержать над вами верх или будете сами контролировать их и, соответственно, сумеете принять стресс как возможность, которую можно эффективно использовать.

Я предполагаю, что пока полностью контролировать каждую стрессовую ситуацию в нашей жизни нереально, но контролировать многие наши психические реакции на стрессовые обстоятельства мы способны. Это не просто, но возможно! Так что основной принцип борьбы со стрессами - постоянный самоконтроль и анализ значимости лично для себя самой ситуации, как и последующее влияние стресса на жизнь. Необходимо больше проявлять любовь к людям и стараться создавать вокруг себя дружественное окружение. Исследования показывают, что чувства социальной привязанности, любви значительно повышают устойчивость людей к стрессовым факторам.

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что главная причина того, что в нашей жизни случаются неприятности – это то, что мы слишком боимся осложнений в жизни и защищаемся от них, постоянно находясь в напряжённом состоянии. При этом мы непрерывно проявляем интерес к своим деструктивным состояниям, чтобы избежать как бы возможные для нас неприятности. Поэтому мы творим из своей жизни то драму, то трагедию, моделируя всевозможные неприятности, заранее негативно реагируя на них.

Когда мы попадаем в стрессовую ситуацию, то можно пройти более короткий путь к формированию позитивной реакции и пониманию, для чего нам даны подобные ситуации жизни. Нам необходимо своевременно найти позитивную мотивацию,[13] которая убедит в том, что наши прежние субъективные представления не связаны с нашими текущими опасениями, и что мы всего лишь получаем индивидуальный жизненный опыт через специфические состояния или повторяющиеся стрессовые ситуации.

Их нужно воспринимать как промежуточное состояние между текущим моментом и тем более с гармонизированным состоянием, которого мы стремимся достигнуть в отношениях с окружающими людьми и миром, как необходимые процессы, которые обеспечивают качественность нашей дальнейшей жизни. Но и мотивация образуется на базе какого-то жизненного опыта. Если нам не хватает его, то лучше ориентироваться на чувственное восприятие и принять сложную ситуацию как данность. И тогда постепенно в нашем самосознании появятся образы и разумное обоснование для её решения.

5. Стресс – это "аромат и вкус жизни"

Вся наша жизнь, так или иначе, связана со стрессами. Стрессовые ситуации встречаются в жизни каждого человека, и наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой деятельности не вызывает сомнений. Стресс оказывает немалое воздействие как на физическое здоровье, психическое состояние, так и на социально-психологические функции человека. Он отражается на всех сторонах нашего жизненного творчества и накладывает некий отпечаток на все наши возможности и способы взаимодействия с окружающим миром.

Несмотря на то, что стресс провоцирует множество заболеваний, по мнению Г. Селье, нет смысла его избегать, так как «стресс - это аромат и вкус жизни, и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает... Мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Полная свобода от стресса означала бы смерть».

Проблема наших затяжных стрессов в том, что все происходящие в нашей жизни неприятности, соответствуют качественности наших собственных психических состояний. Жизнь не принимает во внимание, насколько мы «плохие» или «хорошие» по мнению общества, главное как мы себя лично оцениваем и преобразовываем своё личное существование. Мы сами резонационно (своим интересом) привлекаем в свою жизнь множество стрессовых и неприятных ситуаций.

Выход только один – насытить наше жизненное творчество позитивным и доверительным отношением к людям и ко всему окружающему нас миру, объединив его с глубоким пониманием причин обстоятельств нашей жизни. Фактически даже одноминутная визуализация того, как изменяется какая-либо ситуация к лучшему, уменьшает страх и наполняет наше существование положительными эмоциями.

Поэтому основное в жизни - принять стресс не как переломный момент, а как определённый этап, разрешение которого откроет большие возможности для нашего развития. Ииссиидиологическая оценка научных характеристик стрессов и их осознание помогли мне понять следующее:

  • стресс позволяет выявлять недостатки моего восприятия;
  • существует насущная потребность в анализе и работе со своими стрессами;
  • последующие изменения представлений о себе и об окружающем мире привносят существенный вклад в становление меня более качественной - как Человека с большой буквы.
Ссылки на первоисточники:

1. Книга  «Стресс без Дистресса»,  автор Ганс Селье

2. О.В.Орис, «Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому», 13-й том, издательство: ОАО «Татмедиа» «ПИК «Идел-Пресс», г. Казань, 2011г.

3. О.В. Орис, «Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому», 14-й том, издательство: ОАО «Татмедиа» «ПИК «Идел-Пресс», г. Казань, 2011г.

4. О.В. Орис, «Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому», 15-й том, издательство: ОАО «Татмедиа» «ПИК «Идел-Пресс», г. Казань, 2012г.

5. Книга  «Психология стресса»,  автор: Китаев-Смык Л.А.  Издательство. Наука. Год. 1983.

6. Видео  Келли МакГонигал «Как превратить стресс  в  друга? Как убеждения убивают и как возвращают к жизни»

7.  Книга  «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность  в любых ситуациях»,  автор: Шерон Мельник. Издательство: "Манн, Иванов и Фербер" (2014)

8. Книга «Организационный стресс.Теории, исследования и практическое применение», автор: Кэри Л.Купер, Филипп Дж. Дэйв, Майкл П. О'Драйсколл

9. Книга «Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс», автор Р. Лазарус

10. Статья «Размышления о качестве выборов», автор: Трайюллсгрууммс

11. Статья «Самоконтроль, осознанность и позиция «стороннего Наблюдателя» в стрессовых ситуациях», автор: Уллмиллирийллас

12. Статья «Призраки в наших генах», авторы - редколлегия сайта

13. Статья «Мотивация как механизм работы самосознания», автор  Ииррффлийррисс Лууррффм 

Просмотров: 10516
Комментарии для сайта Cackle