Каждый из нас уникален по своей природе. Но в силу наличия дуальной системы восприятия, намеренно или сами того не осознавая, мы нередко сравниваем себя с окружающими и в итоге вырабатываем довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формируем «набор самооценок», от которых зависит ощущение нас в этом мире, самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми.
Примечательно, что отношение к себе и отношение к другим людям влияют друг на друга, образуя замкнутый круг: самооценка — отношение к другим — самооценка. Порой сравнение себя с другими позволяет нам чувствовать превосходство над людьми, а порой - чувство неполноценности. О том, к чему приводят последствия неадекватной самооценки, и о том, какая самооценка является оптимальной как для развития личности, так и для продуктивной её деятельности и пойдет речь в этой статье.
Возможно, вам знакомо чувство страха: «Я никому не нужна? Я с этим не справлюсь. Что обо мне подумают другие?», или же наоборот близко другое: «Я лучше всех! Мне нет равных в этом деле!». А возможно вас вообще это не беспокоит, тогда вы можете не тратить время на чтение этой статьи. Но, так или иначе, явно или неявно, практически у всех людей появляются признаки неадекватной самооценки.
Это статья для тех, кто хочет вырваться из-под гнета страданий от творческой нереализованности, самоедства, кто готов прислушаться к мнению окружающих его людей и попросить о помощи. А также для всех тех, кто хочет гармонично взаимодействовать с окружающим миром, быть уверенным в собственных силах, ставить перед собой реальные цели и быть гибким в их достижении.
Это статья о том, как Знание и Любовь помогают выравнивать самооценку.
Что такое самооценка? Приведу наиболее интересное, на мой взгляд, определение из всех встретившихся мне при подборе информации по данной теме.
«Самооценка — суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях.
Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми. Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим». [1]
То есть самооценка – это субъективное восприятие личностью самой себя посредством локального сравнения своих качеств или черт характера, интересов, достижений или неудач в общении с другими людьми.
Безусловно, знание себя, своих физических и психических сил, а также системы личностных ценностей, дает возможность человеку контролировать и регулировать свои действия. Но когда все эти наши собственные знания и умения поддаются сравнению с наработками (опытом) других людей, бессознательно возникает конфликт собственных интересов.
К примеру, понаблюдали за человеком, зафиксировали понравившийся нам жест, манеру поведения, реакцию или стиль общения – и далее: «Я не такой/такая… умная/красивая/общительная/интересная в общении». Или же произошла обратная реакция - «хм…Какой же глупый, элементарного не понимает!». А ведь это всего лишь мгновение в бесконечном течении времени, а мы уже произвели сравнение себя….
Познание себя по типу «я и другой человек» зачастую закрепляется у человека на всю жизнь и носит мощную эмоциональную окраску, формируя зависимость от мнения других людей. Этот тип познания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций.
Очень важно в развитии познания себя и самооценивания перейти на более высокий уровень сравнения — себя с самим собой, по типу «я и я». Человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был “вчера” и какой он “сегодня”: совершил смелый, решительный поступок, или, наоборот, струсил. Или - что будет более эффективно для саморазвития - по принципу: какой он “сегодня” и каким он может и хочет быть “завтра”, в своих наиболее совершенных представлениях. А вот здесь очень необходимо развитие и совершенствование внутренних приемов самонаблюдения, самоанализа и самовоспитания. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я».
Сравнение по типу «я и я» дает наиболее объективную характеристику нашему поведению, оценке полученных знаний, имеющимся желаниям и устремлениям, а также всем тем прилагаемым усилиям в достижении поставленных целей. Это как голос совести.
Но и тут есть небольшие нюансы. Для того чтобы не заиграться в игру с самим собой: «К чему менять что-то в себе, когда ты и так вполне замечательный!» или «У меня все равно ничего не выйдет» - предлагаю двигаться дальше по страницам моих рассуждений.
Обращаю ваше внимание, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или общественные стандарты, всегда носит субъективный характер.
В психологии существуют разные классификации видов самооценки, но нам для цели данной статьи будет достаточно общепринятых.
Итак, самооценка может быть:
Далее предлагаю собственные наблюдения и зарисовки поведенческих черт личности с яркими признаками заниженной самооценки и личности с признаками завышенной самооценки (высокомерие).
Подбирая материал для этого раздела, я руководствовалась характеристиками собственного проявления заниженной самооценки. Перебирая в памяти разные события и ситуации, переживая их снова и снова, но уже с точки зрения наблюдателя, у меня получился следующий список.
Надеюсь, изучив его, вы сможете посмотреть со стороны на похожие проявления в вашей жизни, на те ситуации, которые могли вызывать и в вас чувство неуверенности в собственных силах. Ведь осознание – это первый шаг к поиску решений и недопущении подобных реакций в дальнейшем.
Вот наиболее яркие черты заниженной самооценки (чувства собственной неполноценности), проявления которой иногда могут характеризоваться диаметрально противоположным поведением.
1.1. Внешний вид и манера одеваться может быть выражена в двух противоположных вариантах:
1.2. Сложности с приятием комплиментов, знаков внимания. Любое проявление внимания вызывает состояние дискомфорта – ощущение того, что не за что хвалить. Отказ от признания и нивелирование качеств, привлекших внимание. Возникает подозрение, что проявление знаков внимания было не искренним, и что это всего лишь попытка поддержать/подшутить.
1.3. Сложности в построении близких отношений, не важно, идет ли речь о дружбе или о создании семьи. Неуверенность и нелюбовь к себе переносятся на отношения с окружающими людьми, что выражается в подозрительности и поиске проявлений нелюбви, неприятия, непонимания. В случае нахождения или их надумывания, порождаются болезненные переживания, обиды, претензии и истерики.
1.4. Дистанцирование от других, застенчивость порождается страхом помешать/отвлечь кого-то от важного дела, обременить, быть лишним, или быть не понятым, отвергнутым и обманутым. При общении присутствует постоянное напряжение, внутренняя зажатость, закрытость. Своими успехами и неудачами такой человек делится только с самыми близкими.
1.5. Слабая инициативность/нерешительность проявляется в избегании ответственности, либо в разделении её с другими людьми из-за страха не выполнить задание, показаться глупым, слабым. Проще принимать участие в видах деятельности, где не нужно проявлять какого-то творчества и инновационных решений, а необходимо лишь терпеливо работать «по-старинке».
2.1. Заниженные требования к себе. Цели носят приземленный характер или отсутствуют вовсе. Человек довольствуется тем, что есть, не веря в то, что может достичь чего-то большего.
2.2. Не умение фиксировать позитивные свершения, выборы и результаты. Жизненные свершения не замечаются и не приносят уверенности в себе и в будущем. Как следствие отсутствует возможность адекватно оценить свои сильные стороны, выделить сферы творчества, к которым есть интерес и добиться высоких результатов. Такой человек часто вспоминает жизненные неудачи, обиды, ошибки и упущенные шансы. Нередко возникает чувство жалости к себе из-за неспособности самостоятельно строить собственную жизнь и кажется, что лучшее уже позади.
3.1. Ввиду неумения адекватно самостоятельно оценить собственные достижения, проявляется зависимость от внешних подтверждений результатов деятельности. Например, повышение в должности, в зарплате, положительное мнение родственников/значимых людей и тому подобное. Та же зависимость проявляется в виде потребности в проявлении внимания со стороны партнёра и друзей (напоминания о любви, нужности и важности, преданности и тому подобное).
3.2. Мнения других людей принимаются слишком близко к сердцу. Стремление исправиться, лишь бы угодить другому, так как мнение других часто является определяющим фактором для определенных психических состояний. Невозможность угодить всем порождает расстройство.
3.3. Любое замечание вызывает множество сомнений в правильности выбора, решения или поступка. Далее следует «опускание рук» и нежелание проявлять инициативу.
3.4. Критика вызывает болезненные переживания, чувство неполноценности, никчёмности, самоедства, расстройства, депрессию.
3.5. Отказ от каких-то привилегий или поощрений связан со страхом, что будут завидовать или сложится мнение, что это неоправданно и незаслуженно.
3.6. Неумение говорить «нет»/отказывать. Невозможность сказать «нет», особенно когда кто-то проявляет внимание, тратит собственное время и силы (например, покупка всего того, что предлагает продавщица в магазине) или отказаться выполнить чью-либо просьбу - ещё одно следствие зависимости от мнения других людей. Оно также может быть выражено в излишнем внимании к комфортности и эмоциональному состоянию собеседника, поддержанию безынтересной темы. Стремление всем угождать, выполнять все просьбы и оказывать всяческую поддержку также может быть связано с желанием всем понравиться.
3.7. Постановка завышенных целей, на реализацию которых потребуется гораздо больше ресурсов, чем запланировано, вызвано желанием получить признание окружающих.
3.8. Страх сделать что-то неординарное, быть в чём-то особенным из-за возможного неприятия или осуждения окружающими.
4.1. Постоянное сомнение в совершённых действиях, которые оцениваются как глупые, неуклюжие, неправильные, далёкие от идеала. Идёт не конструктивный анализ (не поиск правильных решений), а эмоциональное самоедство.
4.2. Придание большой важности какому-либо своему поражению, неудаче приводит к долгим переживаниям и укорам себя за неверные выборы и поступки. Иначе говоря, раздувание «из мухи слона».
4.3. Чувство вины и самоедство проявляется из-за несоответствия чьим-то ожиданиям (особенно близким и значимым для меня людям): «Не такая умная (успешная, красивая, хорошая и др.)». Ощущение чувства вины может быть вызвано надуманными причинами, если с человеком: не поздоровались, не так посмотрели, не улыбнулись, не перезвонили, грубо ответили и пр. Идёт самоедство и мысли типа: «Что я могла сделать не так, что они так ко мне относятся? Ведь так сложно заслужить их внимание! Что со мной не так, что я сделала неправильно?».
Давайте попробуем нарисовать психологический портрет человека с заниженной самооценкой. При общении присутствует постоянное напряжение, внутренняя зажатость. Одержим желанием всем понравиться, угодить, оказать поддержку. Излишне внимателен к комфортности и эмоциональному состоянию собеседника. Зависим от мнения и отношения других людей, а также от внешних подтверждений результатов своей деятельности. Склонен к самоедству и повсеместному (тотальному) чувству вины. Обидчив, завистлив, ревнив. Часто свойственно чувство усталости и депрессии.
Далее я привожу наблюдения человека с завышенной самооценкой за собой. Возможно, вы удивитесь, что человек с высокомерием наблюдает за собственными реакциями, оценивает их, а также прикладывает усилия для их нивелирования. Но чуть позже вы узнаете про многоуровневость самосознания, и всё встанет на свои места.
Итак, вот наблюдения. Они сгруппированы в небольшие тематические блоки:
1. Считает себя самым умным, что может характеризоваться следующими проявлениями:
2. Считает себя лучше других:
3. Болезненно воспринимает критику:
4. Другие:
Попробуем нарисовать психологический портрет личности с завышенной самооценкой. Проявляет надменность и пафосность. Вспыльчив, часто пребывает в состоянии раздражения и недовольства другими людьми и обстоятельствами. Склонен к сарказму, насмешкам над другими людьми и сплетничеству. Эгоцентричен, считает, что всё должно крутиться вокруг него. Ревнив.
Основная разность в поведении высокомерных людей в том, что каждый из них считает ниже своего достоинства. Например, оправдываться.
На первый взгляд два совершенно разных психологических образования: завышенная и заниженная самооценка. Но это только на первый взгляд. Уверена, вы обратили внимание на некоторое сходство между ними. Итак, человек с завышенной или заниженной самооценкой:
В основной своей массе мы умудряемся совмещать в себе оба противоположных полюса самооценки. Так, например, если у человека на работе или в общении с внешним миром самооценка занижена, он пытается компенсировать её дома, становясь эдаким «домашним тираном»[1]. И наоборот, если дома он ощущает признаки заниженной самооценки, то компенсирует её во внешнем мире, поэтому для окружающих может выглядеть гордецом.
То, что часто принимают за низкую самооценку и называют «синдром заниженной самооценки» или «комплексом жертвы», на самом деле может быть, напротив, завышенной самооценкой: завышенная самооценка плюс склонность к позиции жертвы создает иллюзию низкой самооценки.
Неуверенность в одной сфере творчества часто компенсируется высокомерным поведением в другой сфере. Например, женщина на работе «с виду серая мышка», а вот на кухне великолепный кулинар – прекрасно печёт булочки с корицей. У неё это получается просто волшебно. Вполне может оказаться, что её заниженная самооценка компенсируется критичной оценке других людей в части кулинарии.
Ситуативно завышенная самооценка может быть спровоцирована нежеланием «ударить в грязь лицом», когда от внутренней неуверенности человеку кажется, что не знать или не уметь чего-то – это преступление. И вместо того, чтобы учиться, он сообщает о том, что все уже умеет. В отличие от обмана, данное поведение будет бессознательным, и человек сам будет верить, что способен на всё.
Таким образом, неадекватная самооценка и в одном и в другом своём варианте порождает:
С точки зрения психологии причины неадекватной самооценки заключаются в ограниченности восприятия не только самого себя, но и окружающего мира. Чрезмерная уверенность или неуверенность в собственных силах не позволяет человеку полноценно осуществлять свои действия и достигать целей.
Люди, которые имеют завышенные требования к жизни, переоценив свои возможности и способности, часто терпят неудачи, взявшись за достижение непосильных для них целей.
Заниженная самооценка искажает представление о своей личности, об окружающих людях. Такие люди ставят перед собой маленькие цели и не достигают в жизни ничего существенного, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют свои личностные особенности (самоактуализация).
И в том и в другом случае неадекватная самооценка препятствует личностному росту, ведь не зная себя, не знаешь с чем работать.
Оценив уровень своих притязаний (желаний), не менее важно реально оценить свои возможности и способности. Их уровень зависит от нашего жизненного опыта: взлётов и падений на жизненном пути.
С точки зрения ииссиидиологии[2] причины неадекватной самооценки заложены в особенностях конфигурации самосознания человека, а также связаны с активностью низкочастотных уровней.
Согласно ииссиидиологии, конфигурация самосознания человека представляет собой набор всех активных уровней (представлений), и на данном этапе развития людей состоит из бессознательных, личностных, высших личностных, подсознательных и уровней надсознания. То есть наше самосознание является многоуровневой структурой. И каждому уровню самосознания соответствует определённый «набор» так называемых конгломератов - составных частей нашей личности, представляющих собой очень узкий (фрагментированный) диапазон данного уровня самосознания. В психологии это частично описывается аналогичным понятием субличности.
Низкочастотные (бессознательные и низшие уровни личностного самосознания) уровни самосознания характеризуются в виде инстинктивных, эгоистичных и животных проявлений. Эта часть нашего самосознания характеризуется очень узкими взглядами и фрагментированными представлениями и наше отождествление с этими уровнями препятствует конструктивному подходу к жизненным ситуациям и обстоятельствам, а также эффективному жизненному творчеству.
Конкретика информации, которой структурирована бессознательная часть нашего самосознания, определяет склонность к тому или иному виду неадекватной самооценки. На физиологии это выражается через особенности гормонального фона человека. Так, например, при склонности человека к заниженной самооценке наблюдается недостаток выработки норадреналина и серотонина.
Сложно определить бессознательный источник неадекватной самооценки, так как реализация низкочастотных уровней примешивается к реализации среднечастотных, которые связаны с нашей социальной активностью (работа, учеба и т.д.), таким образом формируя нашу модель поведения.
Несмотря на активность всей многоуровневой структуры нашего самосознания, мы потенциально (при определённых навыках) способны выбирать, с какими уровнями нам отождествляться. Большинство тренингов и психологические практики направлены на приобретение навыков отождествления с теми или иными конгломератами[3].
В каждый момент времени через наше самосознание проявляются далеко не все конгломераты сразу, а лишь наиболее активные из них в конкретный момент. Вся наша жизнь и всё наше будущее связано с тем, с какими уровнями самосознания мы в большей степени отождествляемся.
Отождествляясь с низшими уровнями самосознания (к сфере творчества которых относятся крайние проявления неадекватной самооценки), в силу ограниченности их представлений, человек не способен конструктивно мыслить, находиться в позитивных состояниях, принимать дальновидные решения и выстраивать дружелюбные и открытые отношения с другими людьми. Всё это, естественно, далеко не самым позитивным образом отражается на всех обстоятельствах жизни.
Крайние проявления неадекватной самооценки чаще свойственны подросткам. По мере накопления жизненного опыта самооценка в большей или меньшей степени выравнивается. Оставшиеся её черты также могут быть трансформированы либо посредством приобретения дополнительного жизненного опыта, либо через психологические практики и осознанную работу с ними.
Описание психологических практик по выравниванию самооценки вы сможете без труда найти на просторах интернета. Мне же ближе принципы интеллектуально-альтруистичного развития, основанные на ииссиидиологических представлениях, поэтому я и поделюсь тем, как жизнь согласно этим принципам выравнивает самооценку.
Итак, как видно из названия самих принципов, основной ценностью этого направления развития является культивирование интеллекта и альтруизма, взаимосвязанных между собой. Помимо этого, важными вспомогательными качествами являются открытость, честность, инициативность и ответственность. Если помните, качества, порождаемые неадекватной самооценкой (разделённость, закрытость, ложь, безынициативность, безответственность, эгоцентризм), прямо противоположны этим.
На развитие вышеназванных позитивных качеств направлены принципы взаимоотношений и методики саморазвития, разрабатываемые и применяемые в Центре Интеллекта и Альтруизма "Айфаар", где я живу уже более трёх лет и на собственном опыте чувствую их эффективность для выравнивания самооценки (и саморазвития в целом).
Весь интеллектуально-альтруистичный подход к саморазвитию можно разделить на две части: наработка высокочастотных (уровни высшего личностного самосознания и подсознания) и трансформация низкочастотных уровней.
Столпами активизации высокочастотных уровней являются изучение ииссиидиологии и пение Айфааровских песен[5]. Изучение ииссиидиологии помогает обрести знание, глубокие представления и убеждения, понимание того, что всё вокруг зависит только от нас: все обстоятельства жизни объективны, потому что полностью соответствуют конфигурации нашего самосознания. Это означает, что нет в жизни несправедливостей, а только мы сами ответственны за всё, что с нами происходит. Пение песен, в свою очередь, позволяет раскрыть в себе высокочувственный потенциал и высоконравственные образы, прикоснуться к состояниям безусловной любви и приятия, толерантности и альтруистичного служения всему лучшему, что есть в людях и человеческом обществе.
Конгломераты высокочастотных уровней уже обладают ответственностью за все окружающие их обстоятельства и инициативностью по изменению себя и этих обстоятельств к лучшему. Поэтому, чем больше эти уровни проявляются через наше самосознание, тем, соответственно, мы чаще бываем ответственны и инициативны.
Они, в свою очередь, направляют нас на действия в различных областях, постоянно сталкивая с теми или иными задачами. Таким образом, у человека с высокомерием приходит понимание того, что он не настолько всезнающий и всемогущий – самооценка начинает выравниваться, а у человека с заниженной самооценкой – повышаться, потому что оказывается, он может гораздо больше, чем ему казалось. Инициативность и ответственность порождают жизненный опыт. А жизненный опыт – выравнивает самооценку.
По мере повышения нашей жизненной активности на высокочастотных уровнях появляются и новые соответствующие им цели и вырисовывается качественный образ того себя, кем хочется быть. Это позволяет уйти от оценки себя по принципу “я и другие” и перейти к оценке “я и мой качественный образ”. То есть постепенно все свои выборы и действия мы начинаем оценивать с той позиции, соответствуют ли они поведению нашего качественного образа и продвигают ли нас к целям, что также повышает уровень ответственности и инициативности.
Активизация высокочастотных уровней автоматически запускает процессы по “подтягиванию” низкочастотных уровней, в работе с которыми, прежде всего, важна осознанность (состояние Наблюдателя). Это состояние позволяет идентифицировать, какие уровни самосознания в данный момент проявляются, провести анализ и, если необходимо, коррекцию.
Если вы в себе обнаружили завышенную или заниженную самооценку, постарайтесь выписывать проявления неадекватной самооценки в конкретных ситуациях. Посвятите этому, например, месяц. Обращайте пристальное внимание на то, как она у вас проявляется, анализируйте и решайте, как бы вы хотели поступить (представьте, что есть второй шанс проиграть ситуацию заново). Новые представления о себе складывайте в копилку вашего качественного образа. Это позволит вам нарабатывать и проявлять состояние Наблюдателя.
Когда мы научились идентифицировать и фиксировать проявления своих низкочастотных уровней и, в частности, неадекватной самооценки, можем перейти к следующему методу работы с ними.
Все непозитивные уровни “боятся” огласки. Поэтому в интеллектуально-альтруистичном направлении развития культивируются принципы открытости и честности, которые через признание и озвучивание этих реакций позволяют эффективно их трансформировать.
Для этого, в частности, используется методика “Разотождествления и отождествления”, смысл которой заключается в том, чтобы с позиции Наблюдателя рассказать о своих непозитивных проявлениях, выразить своё нежелание более быть ими, то есть разотождествиться, и отождествиться с проявлениями своего качественного образа. Подобную методику стоит делать в кругу людей, также как и вы, стремящихся к саморазвитию и самопознанию, то есть способных вас понять.
В работе с непозитивными уровнями также помогают мотивации, то есть умение объяснить самому себе, например, невыгодность отождествления с этими уровнями. Как универсальная мотивация для выравнивания самооценки может быть представление о том, что каждый человек уникален - у каждого есть свои слабые и сильные стороны. Поэтому ни один человек не хуже и не лучше другого.
Для формирования действенных индивидуальных мотиваций необходима самостоятельная работа. Для человека с заниженной самооценкой необходимо фиксировать свои достижения (например, «Тетрадь успехов», «Книга счастья») и те моменты, когда заниженная самооценка не позволила добиться своих целей. Человеку же с завышенной самооценкой необходимо, в первую очередь, обратить внимание на те ситуации, когда позиция других людей была более качественной, а его высокомерие не позволило добиться его целей.
И я всегда помню, что любые проявления в самосознании - это лишь этапы развития. Всё является необходимым опытом, и любые низкочастотные проявления при их трансформации становятся составляющей частью более качественных уровней. Можно сказать, что если к высокомерию добавить Любовь, то мы получим честь. А если к заниженной самооценке прибавить Знание, то получится инициативность.
Стремление к адекватной самооценке позволяет повысить эффективность всех сторон жизненного творчества. Её наличие является критерием высокоразвитого человека, которому не нужно что-то доказывать, как-то себя выпячивать или наоборот прятаться от жизни. Такой человек коммуникабелен, дружелюбен, открыт людям, целеустремлён и конструктивен.
Нет ничего такого, чего бы мы не могли добиться в жизни, и проявлений, с которыми мы бы не смогли справиться! Самое главное - сделать первый шаг и если вы прочитали эту статью до конца, то первый шаг к адекватной самооценке вы уже сделали!
[1] Более подробно о механизмах психологической защиты читайте статью под названием «Психологическая защита личности. Защищаться или меняться?!»
[2] Ииссиидиология - это новейшие космологические представления о вселенной и человеке.
[3] Конгломерат - это составная часть нашей личности, объединяющая узкий диапазон уровней самосознания. В психологии это частично описывается аналогичным понятием субличности.
[5] Подробнее об Айфааровских песнях см. сайт http://www.ayfaarpesni.org
1. Самооценка. Психологический словарь.
2. Орис, Вступительное слово к первому тому Ииссиидиологии от автора.
3. Об Ииссиидиологии
4. Ииссиидиология
5. Международные информационные центры интеллектуально-альтруистичного развития
6. Новая идея для нового общества
7. Об Айфааровских песнях