Трансцендентная цель – интеллектуально-альтруистичное общество

Если спросить у современного человека о его целях, планах, ценностях, то у большинства они окажутся материальными и будут связаны, в основном, с потреблением. Это самая большая ловушка современности! Во всей этой суете человек не обращает внимания на свои внутренние ощущения и предпочтения - счастлив ли он? Есть ли радость в его жизни? Ощущает ли он творческое самоудовлетворение?

В статье рассматривается проблема духовных ценностей и саморазвития человека в эру потребления. Предлагается постановка трансцендентной[1]  цели, то есть цели, связанной с чем-то большим, чем с личными интересами, как механизм преодоления психоэмоционального напряжения, вызываемого реалиями современного общества и как метод реализации творческих потребностей человека.

Как вариант трансцендентной  цели рассматривается распространение в обществе интеллектуально-альтруистичных принципов посредством организации в разных странах Международных информационных центров интеллектуально-альтруистичного развития (МИЦИАР).

администрация сайта: данная статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с мнением и представлениями автора Ииссиидиологии

Общество потребления как оно есть

Сейчас в эпоху потребления успехом в жизни считается, в первую очередь, финансовое благополучие и высокий социальный статус. Сегодня для большинства людей это основные цели. За деньги можно купить важнейшие ценности в современном мире. И чем больше у тебя денег, тем ты более успешный и признанный. Чем больше денег, тем, соответственно, больше ты сможешь потребить. За все прелести современности  - интернет, телефон, транспорт, комфорт - нужно платить. А если хочешь большего – нужно больше денег. Дом, машина, отпуск, ремонт и прочие атрибуты материального благополучия – все это «кричит» с таблоидов рекламы в метро и на дорогах. Именно поэтому жизнь людей превратилась в гонку за потреблением. Так что будьте уверены - мимо вас это не пройдет, равнодушными вы не останетесь. Если только у вас есть ещё что-то кроме этого. Что-то формирующее стремление к большему, чем всё, что вас окружает.

Выживание занимает большую часть нашего времени. Жизнь похожа на бесконечный забег. Время постоянно ускоряется. Быстро принять душ, быстро позавтракать, быстро на работу….  (если, конечно, ваш рабочий день имеет ограничения), дети, дом или ночной клуб, или бесконечные пространства интернета. И там тоже все бегом. Рассвет – и все начинается сначала.

Согласитесь, жизнь в современном мире стала более комфортной и интересной для человека. Возможности безграничны. С одной стороны технологии позволяют нам более эффективно расходовать время, с другой стороны ускоряющийся информационный поток не позволяет почувствовать нам хоть какой-то его экономии.

«Такое стремительное развитие технологий, облегчающих наше сосуществование,  и научных открытий, расширяющих горизонт нашего познания, безусловно, очень хорошо и полезно для всех нас.
Но в этой стремительной и безоглядной погоне за всё новыми и новыми достижениями мы, совершенно незаметно для себя, растеряли многое из того хорошего, что составляло нематериальную, духовную основу нашего с вами существования: сердечность и задушевность, сочувствие и толерантность, милосердие и самопожертвенность, взаимопомощь и альтруизм. Да, мы стали жить лучше: комфортнее, цивилизованнее, коммуникабельнее. Но при этом что-то очень хорошее и нужное, что было так здорово присуще ещё нашим родителям, стало постепенно уходить из наших взаимоотношений, а наши дети и вовсе не помнят об этом.
Речь идёт не только о постепенном забывании и утрате множества замечательных традиций, но об уже явно дающей о себе знать утрате самой Идеи нашего с вами существования, - того, ради чего, собственно, и понадобилась эта технологическая гонка: чтобы начать жить не только лучше, комфортнее, но, главное, - и СЧАСТЛИВЕЕ, ВООДУШЕВЛЁННЕЕ, ЗАДУШЕВНЕЕ
». [1]

Качество межличностных отношений и, следовательно, общества в целом зависит от людей, живущих в данном обществе. Именно люди определяют характеристики социальности. Если происходит деградация человека, то неизбежно (рано или поздно) наступает деградация общества в целом. Зацикленность человека и общества на потреблении несет мощный потенциал саморазрушения.

Еще в начале века в нашей стране ученные отмечали усиленную переориентацию морально-нравственных ценностей молодежи. [2] Стала снижаться заинтересованность в общественной полезности своего труда и духовных ценностях, таких как: доброжелательное отношение между людьми, порядочность, честность, ответственность, интеллектуализм, вежливость. Общественно значимые цели труда были девальвированы, а новая модель индивидуализма, как более адекватная рыночному обществу, мощно вошла в сознание людей.

На мой взгляд, главная причина падения доверия к государству – это лицемерие властьимущих советского и постсоветского периодов, когда декларировались ориентиры «светлого будущего» и морально-нравственные ценности для народа, а действие правителей было направлено в большей мере на собственное обогащение, комфорт и поддержание статусности. Но это тема уже совсем другой статьи.

Доктор философских наук В.И. Лутовинов[2] в своей статье «Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления» пишет: «Социальный мир XXI века, в который вступает Россия, требует своего собственного осмысления, связанного со сменой вектора общественного развития, норм и ценностей, уклада жизни. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. После потери былых идеологических опор, которые задавались в доперестроечные годы всей системой воспитания, для значительной части молодежи характерна потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие четкой системы ценностей». [3]

Механизмы самосохранения или есть ли  у нас будущее?

Философ К. Ясперс[3] кризис духа объяснял недостатком доверия. «Когда все вокруг нас подчиняется целесообразности, исчезает сознание целого как основы всего. Мир перестает восприниматься нами как позитивное по своей сути единство; мы воспринимаем его фрагментарно, разорвано и в каждом конкретном случае мы ставим под вопрос доверие к «Фрагменту»: можно ли доверять занимаемой нами должности?, профессии?, вещам, которыми мы пользуемся и которые нам навязываются рекламой?, информации, которая нам сообщается?, политику, который маячит на экране телевизора и т.д.? Распад некогда единого мира на фрагменты привел к кризису доверия к миру в целом». [4, 5]

Но есть и другие тенденции по преодолению духовного кризиса! В научной среде, например, выдающийся физик Дэвид Бом[4] считает, что всем нам необходима когерентная культура (от лат. cohaecrens - находящийся в связи), то есть такая, которая основана на общих для всех людей представлениях и ценностях. [4, 6]

«Сейчас такой культуры практически нет, ибо люди на Земле разобщены различием смыслов, которые лежат в основе их духовной жизни. Если же мы все-таки придем к сознанию ценности общего (идея холизма - от греч. holos - целый, весь), как нашей главной ценности, то мы покончим с тенденцией дробления смыслов, воинствующей фрагментарности, что разъединяет всех нас и обрекает на одиночество и духовную гибель». [4]

Таким образом, объединение людей возможно только вокруг одной общей цели, при сознательном добровольном движении к ней всех людей. Поэтому всем нам надо проявлять такие качества, как открытость к диалогу, способность услышать друг друга, понимание принципов друг друга и быть готовыми пожертвовать чем-то ради общего блага.

В современном обществе налицо кризис подобных идей, способных объединить и увлечь множество людей. В то же время любые стрессы и депрессии, широко распространенные в нашем мире, легко преодолеваются через приобщение к чему-то большему, придающему глубокий смысл существованию, некой глобальной идее - идее, которая бы направляла, захватывала, устремляла к самосовершенствованию. Будущая реализация мечты уже сейчас давала бы силы для возможности отказаться от гонки за избыточными материальными благами.

Это не значит отказаться от всего, стать изгоем. Но уметь, обеспечив себя всем необходимым для нормального существования, посвятить время тому, что действительно важно не только для вас, но и для других людей, окружающего вас общества. Научиться ценить в своей жизни не социальный статус и материальную обеспеченность, а дружбу, любовь, заботу, познание, озарения, интуитивный опыт и даже просто праздники, как приобщение к знаменательным датам и событиям и т.д.

В первую очередь человек должен быть устремлен к поставленным перед собой трансцендентными[1]  (высшим) целям, используя при этом разностороннии знания, обретая трансцендентный опыт[5]. При этом догматизм некоторых учений и научных убеждений не должен быть присущ его мировоззренческой позиции, скорее, она должна быть похожа на рабочую гипотезу. То есть, надо быть толерантным, гибким, целеустремленным, нести личную ответственность за все, что нас окружает.

Российский философ Тульчинский Г.Л.[6] проводит прямую параллель между ответственностью и свободой от влияния современного мира. «Свобода от мира не что иное, как ответственность за него. Чем шире зона моего автономного поведения, тем шире зона ответственности. И наоборот: та сфера, которую я беру на себя, за которую ответствен, — и есть сфера моей свободы, а человек тем этичнее (свободнее - ответственнее), чем шире эта сфера». [7, 8]

Ответственность — это мера принятия моральных обязательств за свои поступки перед собой, окружающими людьми и обществом в целом, а также просчитывание негативных последствий своих поступков для названных субъектов с целью непричинения или минимизации возможного вреда.

Эти представления в их превосходной степени лежат в основе Центров Интеллекта и Альтруизма, теоретическую обосновывающую платформу которых создает ииссиидиология. [9]

Основная идея Центров Интеллекта и Альтруизма (ЦИА) состоит в построении совершенно нового и перспективного взгляда на настоящее.  Это распространение нового образа жизни, ценностей, культуры, научных открытий и межличностных отношений. Основой ЦИА являются интеллектуально-альтруистичные принципы.

Принципы ЦИА применимы как для отдельного человека, так и для общества в целом. Центр Интеллекта и Альтруизма - тренинговая площадка, инкубатор новых межличностных отношений, общественных формаций, мироустройства.

В чем их новизна? В объединении и целостном восприятии интеллекта и альтруизма. Интеллектуальный альтруизм – это внутреннее убеждение о взаимосвязи всего и желание учиться и развивать себя с целью помочь обществу и людям в целом.

В чем помощь? Уже одно то, что мы благодаря процессу самопознания и самосовершенствования освобождаем себя и близких нам людей (а значит, и общество в целом) от собственных проявлений эгоизма, жестокости, неуважения, нечестности, лицемерия, закрытости и враждебности – помогает сделать наш мир хоть чуточку лучше.

Еще помощь в том, что собственные изменения каждого человека меняют мир. Основа интеллектуально-альтруистичного развития – это, прежде всего, личная работа человека над собой. То есть в любом случае надо начинать с радикальных изменений в собственном самосознании, чтобы привносить в свое окружение только позитивизм, альтруизм, опирающийся на высокий интеллект и понимание сути происходящего. Так постепенно это распространится и во все общество.

Интеллектуальный альтруизм – это приятие всего мира и людей с пониманием и любовью. Это отношение, которое надо стараться развивать в себе, чтобы оно проявлялось не только в словах или мыслях. А для того, чтобы любить по-настоящему – нужно по-настоящему очень много знать. [10]

Без глубокого интеллектуального анализа сложившейся ситуации, демонстрируя в своем поведении «голый» альтруизм можно совершить много непоправимых ошибок. Интеллект помогает проявлять в отношении с другими людьми понимание и ответственность. Так, например:

  • знание о принципах работы нашей психики и необходимости каждому человеку получения своего жизненного опыта – формирует толерантность. В то же самое время толерантность развивается на базе представлений, выраженных в работе нейробиолога Медицинского колледжа Бэйлора и автора книги «Инкогнито: тайная жизнь мозга» Дэвида Иглмена[7]: «Признание ограниченности вашего восприятия и существования «чужих реальностей» дает вам интеллектуальное смирение. Вы начинаете понимать, что за пределами вашей реальности много того, что вы не видите, того, что является частью реальностей других людей. Это полезно, когда вы строите гипотезы на тот или другой счет». [11]
  • знание о влиянии эмоциональных состояний на физическое здоровье и развитие мозга - формирует ответственность за собственные состояния и за те, которые мы вызываем в других людях, терпимость по отношению к окружающим нас людям. О том, как меняется активность мозга и результативность его деятельности в зависимости от наших психоэмоциональных состояний, проведено немало исследований, написано много статей и книг. Например, нейробиолог Дэниел Амен[8] в своей книге «Измени мозг – изменится и тело» привел результаты исследования психологов о влиянии благодарности и признательности на работу мозга. Признательность в буквальном смысле помогает создавать мозг. А вот ненависть и страх практически полностью тормозит работу мозжечка (мозжечок участвует в физической координации и, согласно исследованиям, помогает скорости обработки информации и определяет, насколько быстро мы интегрируем новую информацию). Таким образом, отрицательное мышление снижает активность мозжечка, люди становятся неуклюжими и хуже находят решение проблемы. [12]  
  • знание о взаимосвязи качественности наших выборов и окружающего мира – формирует альтруизм как одно из высших форм проявлений любви. Влияние наших выборов на формирование окружающей действительности описано в ииссиидиологии и связано с многомировой структурой мироздания. То есть реальным физическим существованием параллельных миров, где качественность наших выборов является механизмом смещения между ними. Чем более качественные выборы с позиции интеллекта и альтруизма мы совершаем, тем в более совершенные миры мы смещаемся – где и мы, и люди отражают лучшие человеческие качества, в том числе и любовь.  

Автор ииссиидиологии Орис[9] в своих книгах пишет, что интеллектуальный альтруизм основывается не на досужих разглагольствованиях «о высоких материях» и надуманных честолюбивых играх в «гуманность», «благотворительность» и «добродетельность», а на том, что иначе жить и поступать мы уже просто не в состоянии. [10] 

Для интеллектуального альтруизма не существуют «хорошие», «плохие», «свои», «чужие» - есть все люди, которым необходимо дать возможность (помочь) учиться, развивать и реализовать свой потенциал. Интеллектуальный альтруизм – самый мощный механизм построения совершенного общества. Он базируется на принципах сердечности и человечности, ответственности и толерантности, открытости и душевности, честности и сотрудничества, на культуре и традициях, помогая государству и молодежи уверенно стать на ноги и начать самим решать вопросы о своем будущем.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что ииссиидиология помогает перевести трансцендентную цель из разряда «заоблачных» в реально достижимую при приложении достаточных усилий. Кроме того, представления ииссиидиологии о структуре мироздания и процессе эволюции нашего самосознания в нём, а также о характеристиках будущих миров и личных качеств, проявляемых нами там, позволяют поставить действительно значимую цель не только для собственного развития, но и для преобразования общества в целом.

Таким образом, трансцендентная цель, которой может быть изложенная выше идея, способна не только поддержать человека в трудную минуту и наполнить его жизнь смыслом, но и постепенно, объединяя множество людей, преобразить весь мир.


[1] Превышающая морально-нравственную и духовную ценность всего окружающего.

[2] Лутовинов Владимир Ильич (1952) – доктор философских наук, профессор (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации). Имеет более 300 опубликованных научных, учебно-методических и публицистических работ по проблемам патриотизма и патриотического воспитания молодежи. 

[3]  Ясперс Карл Теодор (1883-1969) – немецкий философ, психолог, психиатр, родоначальник немецкого экзистенциализма. Экзистенциализм (от позднелатинского exsistentia – существование) - философия существования. 

[4] Бом Дэвид Джозеф (1917-1992) – ученый физик, известный своими работами по квантовой физике, философии и нейропсихологии.

[5] Трансцендентный опыт - придающий высокий и глубокий смысл твоему существованию (Тульчинский Г.Л., Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб, 2003, с. 98)

[6]  Тульчинский Григорий Львович (1947) – российский философ, специалист по философии культуры, логике и методологии наук.

[7] Иглмен Дэвид (1971) – нейробиолог, невролог, философ. Руководитель научно-исследовательской лаборатории неврологии в Бейлорском медицинском колледже. Основной интерес связан с устройством нервной системы и восприятием времени.

[8]  Амен Дэниел (1954) – доктор медицины, нейробиолог, нейропсихиатр-новатор. Одним из первых начал использовать компьютерную томографию мозга в психиатрии. 

[9] Орис О.В. (1954) – автор цикла книг «Бессмертие доступно каждому», «Основы Ииссиидиологии», которые составляют часть ииссиидиологического знания о новейших космологических представлениях о Вселенной и человеке.

Ссылки на первоисточники:

[1] О проекте МИЦИАР

[2] Научная публикация, автор Локова М.Ю. «Структурная трансформация ценностных ориентаций молодежи в модернизирующемся российском социуме», г. Москва,  2007 г.

[3] Лутовинов В.И., Современное понимание российского патриотизма// Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России: материалы межрег.науч.-прак.конф. (Волгоград, 19-20 ноября 1998 г.) – Волгоград: Перемена, 1999. – С.17-22

[4] Научная публикация, автор И.А. Щекалов: «Проблема человекав современной философии», г. Харьков, 1999г.

[5] К. Ясперс. Духовная ситуация времени// Смысл и назначение истории. М.:1991

[6] Д. Бом Наука и духовность: необходимость изменений в культуре //Человек. 1993. №1

[7] Шипунова Т. «Общество потребления или новый тип человека homo possible», Журнал «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия», 15.03.2014

[8]  Тульчинский Г.Л., Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. Изд.: Алетейя, СПб, 2003, с. 140

[9] Ииссиидиология на wikia

[10] Орис О.В., «Бессмертие доступно каждому», том 15 Изд.: ОАО «Татмедиа», г. Казань, 2011 г.

[11] Статья интернет издания Лайфхакер «Перезагрузите свою реальность», автор Артём Леднёв.

[12] Дэниэл Амен  «Измени мозг – изменится и тело». Изд.: Эксмо, Москва, 2011, с.149

Просмотров: 3298
Комментарии для сайта Cackle