Обзор феномена альтруизма в ииссиидиологии и науке

    В реферате проведено исследование феномена альтруизма от момента зарождения термина до новой его интерпретации в иисиидиологии.

    администрация сайта: данная статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с мнением и представлениями автора Ииссиидиологии

    В наше время тема альтруистического взаимодействия между людьми начинает привлекать к себе все больше внимания. Причин тому много. С одной стороны, это глобальный рост агрессивности, как личностной, вызванной непрерывным стрессом, в котором в последнее время живёт большинство людей, так и межгрупповой. С другой стороны, это перенаселение земного шара, вынуждающее искать альтернативные способы взаимодействия между людьми, народами и странами. С третьей стороны, это массовое распространение у ряда этнических групп и целых наций хронической алкоголизации, наркотизации и депрессий как различных способов суицидального поведения. К сказанному добавим, что значительный интерес представляет также рост эгоистических тенденций, который становится все более очевидным в наше время. Современная нравственность, обусловленная агонией культуры сверхпотребления, поставила эгоизм во главу угла. Эгоцентризм стал нормой, он вызывает симпатию, к нему стремятся, он является целью и средством достижения других целей. Такое мнение в настоящее время высказывают психоаналитики. [8]

     Классические концепции альтруизма рассматривают его либо как биологический феномен, имеющий инстинктивную природу и наследуемый (этологический подход), либо как культурно-социальный феномен, уходящий своими корнями в более широкую плоскость нравственного поведения (философские, религиозные и часть социальных теорий происхождения альтруизма), либо как психологический феномен, связанный с направленностью личности, установками, особенностью переживаемых эмоций и спецификой взаимоотношений психических инстанций между собой (психологические и психоаналитические взгляды на альтруизм). Современные психологи убеждены в том, что альтруизм является биосоциопсихологическим феноменом, требующим междисциплинарного подхода для его изучения. [8]

    Задумавшись над смыслом этого слова «Альтруизм», я решила поинтересоваться, а что об этом думают ученые: историки, психологи, социологи, педагоги, экономисты. При анализе различных современных исследований, я хочу коснуться вопроса коллективного труда, как формы проявления альтруизма, и непосредственно самих понятий альтруизма и эгоизма в обществе и их соотношения в нем.

    Сейчас, изучая ииссиидиологию и осознавая необходимость следования ллууввумическому (человеческому) направлению развития, где полностью отсутствуют признаки личностного эгоизма, а есть только жизненно важная творческая потребность в Служении, я понимаю, что одной из форм проявления Служения является Альтруизм. Следовать ллууввумическому направлению развития – это значит синтезировать (соединять, сочетать, объединять) такие человеческие качества, как Альтруизм и Интеллект, в своем жизненном творчестве.

    Процесс эволюции и гармоничности развития, как отдельной личности, так и человеческой цивилизации в целом состоит из абсолютной переориентации мышления личностей в сторону ллууввумического позитивизма, что достигается с помощью постоянного культивирования в Самосознаниях людей принципов человеческого направления развития – высокоинтеллектуального Альтруизма и высокочувственного Интеллекта. Жизненные приоритеты Альтруистично и Интеллектуально развитого человека состоят в безусловном Служении другим и культивировании в себе таких состояний, как ответственность, честность, открытость, душевная инициативность, оптимизм, милосердие, искренность, жертвенность, устремленность, упорство, добропорядочность и др.

    Насколько созвучны понятие высокоинтеллектуального Альтруизма в ииссиидиологии и понятие безусловного, духовного альтруизма у ученых? Рассмотрим обе точки зрения. Согласно ииссиидиологических представлений высокоинтеллектуальный Альтруизм – Высочайшая Любовь (ВСЕ-Приятие, ВСЕ-Прощение, ВСЕ-Жертвенность) соединенная с Высочайшим Знанием (Понимание Универсальных Законов Мироздания с реализационной динамикой каждого их Принципа, - определение из 15 тома Ииссиидиологии). [1] В таком понимании необходимо рассматривать свою Жизнь с позиции приобретения еще больших возможностей для того, чтобы приносить пользу, как всей Вселенной, так и окружающим людям, не ожидая от них ни благодарности, ни реализации иной личной заинтересованности. Нужно испытывать в себе насущную потребность альтруистично нести Свет ииссиидиологического Знания всем людям и дарить его в Синтезе с Высочайшей Любовью во имя всеобщего блага и скорейшего процветания всей цивилизации. [1]

    А теперь обратимся к мнению ученых.

    Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.).

    Термин введен французским философом Огюстом Контом как антоним понятия «эгоизм». Основатель позитивизма философ Огюст Конт считал, что под влиянием альтруистических тенденций общество как целостный социальный организм будет развиваться в направлении все большей гуманизации ценностей. Альтруизм - бескорыстная забота о благе других людей. Это жизнь для других и ради других. Такое понимание альтруизма соответствует и первичному значению слова. Французское слово altruisme происходит от латинского корня alteri - другой. Индоевропейские истоки al- за пределами, на другой стороне. Английское alter – менять, делать другим.

    Происхождение альтруизма не совсем понятно, так как на первый взгляд данное свойство личности противоречит основному биологическому закону – инстинкту самосохранения. Получается, что если бы данное явление приносило исключительный вред, то со временем исчезло бы в процессе эволюции. Однако люди, которые стремятся делать другим благо во вред себе, есть и всегда были во все времена у всех народов. В связи с этим, некоторые ученые полагают, что «ген альтруизма» вреден для отдельного человека, но полезен для общества в целом, и поэтому сохраняется естественным отбором. К этому нужно добавить влияние воспитания на культивирование альтруизма.

    Единого определения понятия "альтруизм" нет. Анализ литературы представляет альтруизм и как особое нравственное качество личности, и как форму поведения человека, и как группу эмоций, побуждающие совершать поступки, приносящие пользу другим, и как основа всего живого.

    Исторические эпохи поражают многообразием точек зрения и противоречивостью суждений о роли эгоизма и альтруизма в жизни человека и общества. Как в прошлом, так и в настоящем одни философы считают основным созидательным свойством человека эгоизм (Макиавелли, Спиноза, Гоббс, Мандевиль, Кант, Бентам, Шопенгауэр, Штирнер, Ницше, Рэнд и др.), другие — альтруизм (Шефтс-Бери, Хатчесон, Юм, Смит, Конт, Кропоткин, Соловьев, советские философы), третьи признают в определенном соотношении и то и другое (Руссо, Милль, Спенсер, Сорокин, Рассел, Роллз и др.).

    Современное естествознание (социобиология, психогенетика, этология) подтверждает традиционное мнение о том, что люди делятся на эгоистов и альтруистов и что эгоисты образуют подавляющее большинство. По данным популяционных исследований, существует определенное численное соотношение альтруистов и нескольких типов эгоистов (крайне жестких, жестких, умеренных и мягких), близкое известному в генетике отношению (1 : 4 : 6 : 4 : 1), которое свойственно комбинативной системе наследования из двух пар однонаправленных генов. Это значит, что, вероятнее всего, человеческое общество наследственно гетеротипно (количественное проявление признака между его значениями у родителей), причем наследственных альтруистов в нем не более 6%, мягких эгоистов, поддающихся альтруистическому воспитанию, примерно 25%, умеренных (отчасти поддающихся — отчасти не поддающихся) — около 40%, маловосприимчивых к нормам морали, жестких эгоистов — 25%, и чистые генетические эгоисты, подобно альтруистам, составляют не более 6%. [2, 7]

    А вот, что думают о соотношении альтруистов и эгоистов философы и историки. Поступательное историческое движение не может быть случайным. Кроме смены цивилизационных эпох и экономических формаций (рабовладельчества, феодализма, капитализма и коммунизма, или социализма, постсоциализма и посткапитализма), оно включает и более мелкие фазы естественной цикличности: начало, юность, расцвет, зрелость, старение и разрушение социальной системы.

    В разные периоды в соответствии с исторической необходимостью на передний план могут выдвигаться личности с разными генетическими задатками. Революционное начало, как правило, прокладывается героическими усилиями немногих альтруистов, способных жертвовать собой ради высшей идеи. В период юности системы выгоды новых отношений утверждаются с участием передовых, самых образованных и социально востребованных (мягких) эгоистов. В расцвет и зрелость система вступает, когда вокруг ее ценностей объединяется подавляющее большинство, т. е. когда к идеям альтруистов и мягких эгоистов присоединяют свое решающее мнение умеренные эгоисты. Таковы созидательные фазы развития общества. Жесткие и крайне жесткие эгоисты более всего склонны к нарушению общественного порядка, и их обычный удел — криминал, с которым общество в созидательный период своей истории так или иначе справляется. Но в эпоху старения общественной системы, особенно, когда она становится на путь войны, жесткие эгоисты могут выдвигаться на первую роль как агрессоры и завоеватели, сторонники силовой политики и террора. В эпоху старения системы большинство, представленное умеренными эгоистами, переживает разброд и из главной созидательной силы превращается в силу разрушительную. [7]

    Далее наступает момент разрушения системы, когда гетеротипность людей, в особенности эгоистов, придает центробежный характер всем социальным процессам. Именно так происходило падение древних цивилизаций Египта, Рима, Византии, Киевской Руси, так же развивались события времен Великой Французской революции 1789-1799 гг., Октябрьской революции и Гражданской войны в России, фашизма в Германии, перестройки в СССР. Но любой разрушительный эгоистический этап истории сменяется созидательным этапом альтруизма.

    Эксперименты в социальной психологии так же подтверждают похожее соотношение альтруистов и эгоистов. Эксперименты С.Милгрэма со студентами-добровольцами продемонстрировали, что структура человеческих обществ по оси «альтруизм − конфор­мизм − эгоизм» находится в процентном соотношении 1:3:1. Более того, как выяснилось благодаря неоднократному повтору данного эксперимента, это соотношение стабильно для разных обществ, поколений и культур. Постоянный процент людей, склонных к альтруистическому поведению указывает на то, что оно имеет важный адаптивный смысл и наследуется из поколения в поколение. [2] Вот как это подтвердили генетики.

    В 2009 г. израильским генетикам удалось обнаружить связь между некоторыми аллельными вариантами гена окситоцинового рецептора (OXTR) и склонностью людей проявлять бескорыстный альтруизм. Окситоциновый рецептор — белок, вырабатываемый некоторыми клетками мозга и отвечающий за их восприимчивость к окситоцину. Аналогичные свойства обнаружены также и у гена вазопрессинового рецептора (AVPR1a). В регуляторных областях этих генов имеются так называемые однонуклеотидные полиморфизмы (single nucleotide polimorphisms, SNP). Это такие нуклеотиды, которые могут быть разными у разных людей (большая часть каждого гена, естественно, одинакова у всех людей). Оказалось, что некоторые из аллелей этих генов обеспечивают меньшую, а другие – большую склонность к альтруизму. Было проведено тестирование групп людей на альтруистичные поступки, результаты которого затем сопоставлялись с результатами генетического анализа. Частота аллеля Т, который коррелирует с жадностью, среди участников эксперимента составила 29%; частота «щедрого» аллеля Г, соответственно, 71%. [2]

    Все это говорит о том, что альтруизм у людей даже сегодня еще может развиваться под действием биологических механизмов, а не только социально-культурных факторов.

    До настоящего времени мы очень мало знали о том, как происходит становление альтруизма в ходе развития детей. Недавно этот пробел начал восполняться благодаря специальным экспериментальным исследованиям психологов.

    Выяснилось, что большинство трех- и четырехлетних детей ведут себя как абсолютные эгоисты. Принимая решения, маленький ребенок обращает внимание только на свою собственную выгоду; судьба других детей ему совершенно безразлична. В возрасте 5–6 лет ситуация начинает меняться, а в 7–8 лет уже четко выражена готовность помочь ближнему (например, поделиться конфетой). Однако, как показали специальные тесты, это поведение основано не на бескорыстном желании помочь, а на стремлении к равенству и справедливости: дети склонны отвергать нечестные, неравные варианты раздела конфет как в свою, так и в чужую пользу.

    Среди детей есть около 5% добряков, беззаветных альтруистов, которые всегда заботятся о других, и доля таких детей не меняется с возрастом. Есть «вредины», которые пытаются все отобрать у других и никому ничего не дают. Их число снижается с возрастом. И есть «любители справедливости», которые стараются все поделить поровну, и доля таких детей стремительно растет с возрастом. [2]

    Эти результаты заставляют задуматься. Какую роль играют в нашем обществе 5% добряков, не они ли дают нам моральные ориентиры? А если так, почему их всего 5%? Может быть, потому, что излишнее размножение беззаветных альтруистов создает слишком благоприятную среду для эгоистов, которые будут паразитировать на чужой доброте. С этих позиций становится понятной и ключевая роль «любителей справедливости»: они сдерживают развитие паразитизма.

    А с других позиций видна огромная роль воспитания и социально-культурных факторов при развитии детей. Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма является ведущим в педагогике. Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея педагогической системы А.С. Макаренко, которая по настоящий день остается актуальной.

    В качестве трудового воспитания и воспитания альтруизма в педагогике используются трудовые акции (субботники). Смысл субботника состоит в добровольном совместном труде в свободное время, направленном на улучшение окружающей действительности. Воспитательный потенциал трудовой акции предполагает решение таких педагогических задач как формирование у школьников опыта совместного альтруистичного труда, преодоления трудностей, ответственности за порученное дело, самостоятельности в решении предметно-практических задач. Уже давно известно, что при трудовой деятельности интенсивно работает обогащенная связями лобная кора, главная зона разумности. [6]

     Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, а также - основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Выполняемая учениками работа имеет общественное значение и носит коллективный характер. В коллективных формах трудового воспитания происходит эмоциональное обобщение детьми положительного опыта, формируется опыт нравственных чувств. Велика и коррекционная роль трудового воспитания: исправляется внимание, память, воля, речь, мышление. «Участие в коллективном труде, — говорил А. С. Макаренко, — позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся…» [5]

    Анализ целого ряда литературных источников позволяет утверждать, что к праформе альтруизма можно отнести всевозможные процессы группирования. Например, Лоренц говорит о том, что «тенденции к группированию − это филогенетически наиболее ранние проявления силы альтруистического влечения». Утверждать это возможно ещё и потому, что в группе любому её члену приходится сдерживать ряд собственных эгоистических тенденций в ущерб групповым интересам. [13]

    Группа всегда доминирует над индивидом. А жизнь в группе − это и есть преобладание альтруистических процессов, когда они систематически прерывают агрессивные влечения. Например, А.В.Петровский рассматривал альтруизм с точки зрения коллективизма − групповой нормы, регулирующей поведение людей в коллективе и выраженной в таких составляющих, как позитивное отношение к целям группы, уважение к уравнительному распределению «благ» в ней, большая открытость в общении, готовность поставить цели группы выше собственных и пр. Быть в группе и принимать её правила − это уже определенная степень альтруизма. [16]

     При воспитании, считал Макаренко, «должна быть серьезная система требований к человеку, и только это и сможет привести к тому, что у нас будет развиваться в первую очередь требование к себе. Это самая трудная вещь - требование к себе». [5] Но именно с этого и начинается процесс совершенствования и самосовершенствования человека, перестройка самого себя. Эти слова, сказанные в 30-х годах прошлого века, прекрасно соотносятся с ииссиидиологическими представлениями о важности ежеминутного труда над собой при саморазвитии личности (БДК, том 15, раздел XIX). [1]

    Подтверждение необходимости именно такой работы над собой для воспитания истинного альтруизма есть и у современных психологов. «Для того чтобы субъект становился способным к актам трансфинитного альтруизма, он должен сформировать у себя готовность к подлинному альтруистическому поведению, более того, он должен находиться в перманентном духовном росте. Только тогда он сможет осуществлять функцию самотрансцендирования и психическую интеграцию с миром». [8]

    Готовность к подлинному альтруистическому поведению необходимо формировать у ребенка с детства, а во взрослом возрасте, её нужно самовоспитывать. Необходимо также повышать собственную осознанность, чувствительность к различным проявлениям Ид, формировать у себя способность противостоять давлению СуперЭго. В таком случае Эго субъекта становится более зрелым и проницаемым для импульсов бессознательного и директив нормативной инстанции. Подобный процесс духовного роста обеспечит готовность к формированию зрелого альтруизма, без каких-либо невротических проявлений и без крайних степеней принудительности». [8]

    Небольшое пояснение психологических терминов:

    • Эго, Супер-Эго, Ид – понятия, используемые в психоаналитической литературе для обозначения частей или инстанций психики, структуры личности (модель которой была предложена Фрейдом в 1923г.).
    • Эго - Я, можно употреблять термин Самость вместо термина Я. Эго служит посредником между индивидом и внешней реальностью, его важной задачей является достижение оптимального удовлетворения инстинктивных стремлений с одновременным сохранением "добрых отношений" с внешним миром.
    • В метафорическом значении Супер-Эго выступает в качестве совести, внутреннего голоса или судьи.
    • В широком смысле слово "Ид" включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей. 
    • Эго (наше Я), пытающееся следовать принципу реальности, оказывается между молотом и наковальней, раздираемое противоречиями между требованиями Супер-Эго (которое представляется нам совестью) и Ид (руководствующееся исключительно принципом удовольствия).

    Современные психологи пришли в выводу, что Альтруизм личности − это системный феномен, состоящий из трех уровней:

    • неосознанного (природного)
    • осознанного (личностного)
    • духовного (трансфинитного)

    Только последний уровень можно рассматривать как высшую степень альтруистического отношения личности к миру. [8]

    К первому, низшему уровню психологической модели, относится природный альтруизм, составленный родственным/родительским (помогая родственникам, способствуешь распространению своих же генов), реципрокным (прямой - принцип «ты мне — я тебе» и не прямой реципрокности - альтруистические поступки как средство повышения собственной репутации и социального статуса ), ранговым/коалиционным, половым и принудительным (иерархичность, постоянное «самопожертвование» низов в пользу верхов) видами. Отличительной особенностью данного уровня является то, что все перечисленные виды имеют значительный принуждающий характер и содержат агрессивную составляющую, связанную с контролем и доминированием над объектом альтруистического акта. Данный уровень альтруизма наследуется, носит инстинктивный характер имеет низкую осознанность.

    Второй, средний уровень модели альтруизма - личностный составляет подлинный/морально-нравственный вид альтруистического поведения. Данный уровень базируется на низшем уровне и во многом является продуктом его культурной и социальной переработок, посредством которых альтруизм получает новые формы воплощения. То есть личностными могут быть все виды, относящиеся к природному альтруизму. При этом они совершаются с помощью культурных способов их реализации и происходят более осознанно. Данный уровень также не свободен от агрессивной компоненты, которая может быть скрыта в бессознательном взаимодействии интрапсихических инстанций (Ид, Эго и СуперЭго), в динамическом соотнесении которых и рождается альтруистическая мотивация личности. Данный вид альтруизма приобретается в процессе воспитания и социализации; затем становится следствием личностного роста. Подлинное альтруистическое поведение осуществляется от избытка внутренних сил, оно связано с получением морального удовольствия от акта альтруизма. Если подлинное альтруистическое поведение имеет про-общественную направленность, то его можно охарактеризовать как морально-нравственное. Подлинный альтруизм не предусматривает обязательного взаимного поведения. Личностный альтруизм гораздо более осознан, но еще содержит бессознательные компоненты.

    Наконец, третий, высший уровень модели альтруистического поведения, венчает трансфинитный альтруизм. Отражает максимальную степень развития данного феномена, может сформироваться только у духовно зрелого человека, и выступает, как высший уровень альтруистического отношения личности к миру. Последний вид альтруизма свободен от каких бы то ни было проявлений агрессии, доминирования и контроля и состоит в подлинно духовном самотрансцендировании (выход за свои пределы) себя в мир, при котором субъект переживает себя и мир, как части единого целого. Трансфинитный альтруизм исключительно осознан и всегда осмыслен. (Трансцензус - это проникновение в запредельное, выход за пределы реальностей нашего мира). Основан трансфинитный альтруизм на свободе внутреннего выбора и на связанной с ним ответственности; а сам он состоит в бескорыстном отдавании миру любви и добра. Данный вид альтруизма является приобретенным в процессе самовоспитания и духовного роста и не предусматривает обязательного взаимного поведения. [8]

    Классические эволюционные модели рассматривают целый ряд механизмов, обеспечивающих распространение в популяции «генов альтруизма», то есть таких генов, которые склоняют их носителей к поведению, вредному для них самих, но полезному для других особей. Интересные исследования о процветании альтруистов в популяциях микробов проведены американскими микробиологами, которые создали интересную живую модель из двух штаммов генетически модифицированных кишечных палочек. [3]

    Могут ли быть в природе такие ситуации, когда ни один из перечисленных в первой модели механизмов не работает, и альтруисты ни прямо, ни косвенно не получают никакой выгоды от своего альтруизма, но альтруизм тем не менее развивается и процветает? Теоретически это вполне возможно, о чём в свое время говорили такие выдающиеся эволюционисты-теоретики, как Джон Холдейн и Уильям Гамильтон. Проверить эти теоретические построения на практике довольно трудно, потому что в каждом конкретном случае, когда мы наблюдаем распространение «генов альтруизма» в природных популяциях, очень нелегко доказать, что здесь не замешан ни родственный отбор, ни реципрокность, ни какие-то другие, неизвестные нам выгоды, сопряженные с альтруизмом у данного вида живых организмов. Для чистоты эксперимента ученые учли это. Поскольку оба штамма были искусственно созданы самими учеными и не имели никакой эволюционной истории, экспериментаторы знали наверняка, что никаких «тайных хитростей» во взаимоотношениях альтруистов с эгоистами в их модели нет, и альтруисты не получают от своего альтруизма никаких дополнительных выгод.

    Американские микробиологи создали из живых бактерий модельную систему, в которой микробы-альтруисты, производящие с ущербом для себя полезное всей популяции вещество, оказываются, в конечном счете, в выигрыше несмотря на то, что в каждой отдельной популяции они проигрывают соревнование микробам-эгоистам. Процветание альтруистов обеспечивается благодаря статистическому эффекту, известному под названием «парадокс Симпсона». Таким образом, естественный отбор, действуя параллельно на двух уровнях — индивидуальном и популяционном, при соблюдении определенных условий, может обеспечивать развитие альтруизма даже тогда, когда в каждой отдельно взятой популяции он благоприятствует эгоистам, а альтруистов обрекает на постепенное вымирание. [3]

    Экономисты тоже не остались в стороне от изучения феномена альтруизма. Результаты исследований швейцарских ученых-экономистов предоставили антропологам дополнительный аргумент в пользу того, что человеческой природе изначально присуща не только тяга к материальным интересам, но и стремление к справедливости и сотрудничеству с другими людьми. Во многих случаях люди стремятся за свой собственный счет награждать тех, кто действует с ними заодно, и наоборот - наказывать "инакомыслящих". [4]

    Влияет ли пол человека при проявлении альтруизма? Исследователями Одесского национального университета им. И.И.Мечникова, при рассмотрении феномена альтруизма, был затронут гендерный аспект анализа альтруизма. Исследования показали, что альтруистов в популяции людей в 16 раз меньше, чем эгоистов, и существуют значимые различия проявления альтруизма у мужчин и у женщин, среди женщин их в 3 раза больше, чем среди мужчин. Женщины в большей степени, чем мужчины, склонны в межличностных отношениях к проявлению отзывчивости, бескорыстия, заботы о других, щедрости, прощения, сочувствия, великодушия, терпимости, снисходительности, а также заботе о других в ущерб себе. [10]

    Кроме этого, японскими психологами было установлено, что альтруистическое поведение людей сильно зависит от степени анонимности ситуации: любой намек на то, что за человеком кто-то наблюдает, повышает вероятность альтруистических поступков. Эксперименты, проведенные японскими психологами, показали, что этот эффект часто связан не со страхом наказания, а с надеждой на «награду», то есть на улучшение своей репутации [9].

    Прослеживается выгодность альтруистических выборов даже в понятии теории игр, как раздела математики, предмет которого - анализ принятия оптимальных решений в условиях конфликта, теория игр так же включает стратегии альтруистичные и эгоистичные.

    В книге «Эволюция кооперации» Роберт Аксельрод исследовал расширение сценария Дилемма Заключенного (Теория Игр), которое он назвал повторяющаяся дилемма заключённого (ПДЗ). Аксельрод пригласил академических коллег со всего мира, чтобы разработать компьютерные стратегии, для соревнований в чемпионате по ПДЗ. Программы, вошедшие в него, различались по алгоритмической сложности, начальной враждебности, способности к прощению, альтруизму и так далее. Аксельрод открыл, что если игра повторялась долго среди множества игроков, каждый раз с разными стратегиями, «жадные» стратегии давали плохие результаты в долгосрочном периоде, тогда как более «альтруистические» стратегии работали лучше, с точки зрения собственного интереса. Он использовал это соревнование, чтобы показать возможный механизм эволюции альтруистического поведения.

    Теория естественного отбора подтверждает альтруизм, как механизм выживания вида в целом, то есть заботу о себе подобных даже в ущерб самому себе. Тому есть множество примеров среди живых организмов – забота родителей о своем потомстве и потомстве своего вида даже ценой собственной жизни. Так же наблюдается альтруизм и между видами: спасение бегемотом антилопы от крокодила на водопое, помощь тонущим людям дельфинами, а недавно я прочитала о том, как бродячая собака защитила маленькую девочку от педофила и т.д.

    Многие эксперименты современных ученых имеют дело только с первым уровнем психологической модели альтруизма. По мнению современных психологов, виды альтруизма входящие в первый уровень модели альтруизма представляют лишь низшую ступень в развитии духовного или трансфинитного альтруизма. Это мнение очень созвучно с понятиями ииссиидиологии: «…Любая «человеческая личность» с многоуровневой структурой «личностного» Самосознания состоит из Энергии и Информации». [1]

    В представлении ииссиидиологии Самосознание определяется как универсальная способность любой «человеческой личности» к осознанию самой себя как в низших, так и высших Формах своего творческого выражения. Самосознательные тонкоматериальные структуры образуют психо-космические Центры Совокупного Сознания человека (ИИССИИДИ-центры). ИИССИИДИ-система в форме специфической волновой динамики особых вихревых конструкций обеспечивает все возможности силовых, творческих взаимосвязей между мыслями, чувствами и желаниями. Каждый ИИССИИДИ-центр имеет свое название и состоит из 12 уровней. Реализация Форм Самосознаний на энергиях 2-х низших центров и нижних уровнях 2-ой пары следующих центров может продуцировать в мир только альтруизм первого и, иногда, второго уровней психологической модели альтруизма. Не всегда данные виды альтруизма несут добро, как самому альтруисту, так и Форме Самосознания, на которое он направлен. Эта интересная и многогранная тема будет освещена в следующей статье.

    Наиболее близким к понятию высокоинтеллектуального Альтруизма ииссиидиологии является по определению трансфинитный альтруизм у психологов, к сожалению, определение не учитывает необходимость присутствия высокого Интеллекта (достаточно глубоких знаний) в Самосознании альтруиста, что является необходимым условием для продвижения Самосознания личности по человеческому пути развития.

    «Трансфинитный альтруизм − это высший, духовный вид альтруистического поведения; он подлинно гуманен ... Этот вид альтруизма напрямую не связан с культурными и ценностными нормами конкретного времени, он имеет непреходящую ценность, его ориентирами выступают базовые общечеловеческие нормы, и он характеризуется высшей степенью любви в каждом своем акте. Основан трансфинитный альтруизм на свободе внутреннего выбора и на связанной с ним ответственности; а сам он состоит в бескорыстной отдаче миру любви и добра. При этом субъект альтруистического поведения − это внутренне наполненная счастьем личность, которая трансцендирует себя в мир и становится с миром единым целым, сливаясь с ним в осознанном контакте. При этом особенность личности, способной к трансфинитному альтруизму, состоит ещё и в том, что её собственное Эго в некоторой степени растворено, психологические границы с миром проницаемы, а наиболее насыщенные части личности экстериоризированы в мир. Такая личность свободна от любых проявлений эгоизма, так как внешний мир является в то же самое время и ей самой, а она сама − всем миром…». [8]

    Трансфинитный альтруизм − это творение добра в чистом виде, когда личность переживает единение с миром, берёт на себя ответственность за него, передает ему энергию и любой доступный ей ресурс как самой себе. Особенность данного вида альтруистического поведения состоит ещё и в том, что оно свободно от каких бы то ни было проявлений агрессии, доминирования и контроля и состоит в подлинно духовном самопроявлении. [8]

    Отсутствие высокочувственного Интеллекта в Самосознании, как и высокоинтеллектуального Альтруизма, приводит к различным перекосам в развитии личности, к образованию различных деструкций в организме и, как следствие, – к болезням.

    Итак, «ген альтруизма» может быть наследован при рождении, альтруизм должен воспитываться в человеке с детского возраста и развиваться с возрастом постоянной работой над собой. Совершая каждый свой альтруистичный поступок, ты меняешь, хоть чуть-чуть, свою судьбу в лучшую сторону. Ведь хорошее притягивает хорошее. Более того, оказалось (по исследованиям психологов Мак-Фарленда, Майерса), что люди, которые склонны чаще оказывать помощь, сами достоверно чаще начинают ее получать. [14,15] Отдавая, ты приобретаешь!

    Ученый-психоаналитик М.В.Савчин высказывается так: «Человек является моральным за счёт его способностей к симпатии, к сопереживанию, к эмпатии… Человек, чтобы быть по-настоящему счастливым, должен видеть вокруг себя счастье». [17] Истинный альтруизм способствует развитию человека, делает его духовно богаче и сильнее.

    Закончить хочется словами из айфааровской песни "Светом любви озаряющая":

    Каждый день Добротой просветляя,
    Я живу каждый миг торопя,
    Чтобы жить, Свет Души не теряя,
    Для других не жалея себя!..

    Ссылки на первоисточники:

    [1] Ииссиидиология, БДК т.9-15, Основы т.1,2.

    [2] А.В.Марков «Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерии до человека» Расширенная версия доклада на IV Международной конференции "Биология: от молекулы до биосферы" (15.12.2009);

    [3] А.Марков «Альтруисты процветают благодаря статистическому парадоксу», Источник: John S. Chuang, Olivier Rivoire, Stanislas Leibler. Simpson’s Paradox in a Synthetic Microbial System // Science. 2009. V. 323. P. 272–275.;

    [4] «Экономисты исследуют альтруизм» по материалам американского журнала «The Economist, 21.03.02

    [5] А.С. Макаренко «Проблемы воспитания в советской школе», «Лекции о воспитании детей» и др.;

    [6] Б.В. Куприянов «Вариативность социального воспитания школьников. Трудовая акция (субботник)»;

    [7] Лаверычева И.Г. «Философский взгляд на историческую динамику социальных проявлений эгоизма и альтруизма», Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» №123, 2010 г., Научная рубрика - «Социальная философия», Научная библиотека КиберЛенинка

    [8] «Психология альтруизма» Ryo Oda, Yuki Niwa, Atsushi Honma, Kai Hiraishi. An eye-like painting enhances the expectation of a good reputation // Evolution and Human Behavior. 2011 (article in press);

    [9] Громко Д. И. «Феномен Альтруизма и его гендерные различия» Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова, Научное сообщество студентов и аспирантов психологического факультета. 

    [10] Гильбурд О. Избранные очерки эволюционной психиатрии. − Сургут: «Нефть Приобъя», 2000;

    [11] Менингер К. Война с самим собой. − М.: «ЭКСМО-Пресс», 2001; 

    [12] Лоренц К. Так называемое зло. - М.: Культурная революция, 2008.

    [13] Майерс Д. Социальная психология. – СП-б: Питер, 1998.

    [14] Мак-Фарленд Д. Поведение животных: психобиология, этология и эволюция. - М.: Мир, 1988.

    [15] Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности.− Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

    [16] Савчин М. Духовний потенціал людини. − Івано-Франківськ: Місто НВ, 2010.

    [17] Кейсельман (Дорожкин) В.Р.- кандидат психологических наук, доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии Таврического национального университета им. В.И.Вернадского, книга «Альтруизм: так называемое добро»;

    Просмотров: 5749
    Комментарии для сайта Cackle