Всегда ли альтруизм – это добро?

Альтруизм - это цементирующая основа культуры и морали, объединяющая людей. Без него во многих случаях теряется причина для общего взаимодействия. В мире случается немало обстоятельств, когда без единства становится проблематично выживание. Эгоизм делает человека гипертрофированно замкнутым в самом себе. В этом случае даже чужие акты альтруистичного поведения извращаются, преломляясь сквозь призму потребительства, самовлюблённости и высокомерия.

Способность к истинному альтруизму выступает как критерий нравственности поведения и высший этап развития личности. Моральное усовершенствование общества может быть достигнуто путем воспитания в людях особого общественного чувства - альтруизма, которое должно противодействовать их эгоизму. Не отделение и противопоставление своих и чужих интересов, а их конечное единство, обусловленное общностью целей всех людей, лежит в основе принципов будущего общества.

Кто берет — наполняет ладони,
кто отдает — наполняет сердце.
Лао-цзы
 

1. Введение

Определение понятия «альтруизм» очень противоречиво. С одной стороны − это знакомый каждому феномен, который имеет разнообразные проявления в обыденной жизни: бескорыстная помощь другому человеку, преподавание и лечение, воспитание, поддержка слабого, забота друг о друге, родительская опека, самопожертвование в военное и мирное время, меценатство и благотворительность и др. Все эти поведенческие акты, в той или иной степени, наполнены альтруизмом. Словом альтруизм мы пользуемся в быту при повседневном общении, в каком-то смысле оно стало нарицательным и понятно даже школьнику. Альтруизм в обыденном, бытовом представлении связан с определенной моральностью поведения, с поступками на благо других, с приоритетом чужих интересов над собственными.

С другой стороны, существуют научные взгляды на данное явление. Они касаются происхождения альтруизма, его места среди видов и форм поведения, чувств человека, совершающего альтруистический акт, влияния альтруизма на поведение других людей, возможных выгод от альтруизма и пр. Естественно, научные взгляды базируются на ряде эмпирических фактов − на тех феноменах, сущность которых они пытаются раскрыть и описать.

В современном мире достаточно много проявлений альтруистичного поведения, но даже поверхностное соприкосновение с перечисленными явлениями указывает на разнородность и разноплановость присутствующего в них альтруизма. Более того, чем больше мы сталкиваемся с различными проявлениями альтруистического поведения, тем больше возникает вопросов. Действительно ли люди поступают альтруистично, и что несет в мир данный вид альтруизма?

В отношении толкования сущности альтруистического поведения, его различных проявлений и лежащей в его основе мотивации обнаруживается целый ряд парадоксов и разночтений даже в определениях альтруизма, как научного понятия, в различных областях наук. Обзор научных исследований понятия феномена альтруизма был изложен в моей предыдущей статье.

2. Психологические и ииссиидиологические взгляды на альтруизм

Основная масса людей на нашей планете рассматривает альтруизм как источник непреходящих ценностей человеческой сущности, но в этой статье хочется коснуться отрицательной стороны отдельных видов альтруизма и рассмотреть позиции психологии и ииссиидиологии по этому вопросу.

2.1. Психологическое понятие альтруизма

Остановимся на некоторых психологических понятиях феномена альтруизма. Наиболее полные исследования феномена альтруизма проведены психологами и психоаналитиками в прошлом и начале этого веков. Психологическая классификация видов и типов альтруистического поведения разделяет его на:

  • природный уровень альтруизма - включает родственный, половой, реципрокный, принудительный;
  • личностный альтруизм – составляет подлинный и невротический виды;
  • трансфинитный уровень альтруизма.

«На первом уровне, альтруизм выступает в своей природной ипостаси, имеет инстинктивную сущность и наследуется. Второй уровень − это уровень личностного альтруизма. На данном уровне альтруизм является социальным и морально-этическим образованием, сформированным в процессе социализации личности в культуру конкретного социума. Личностный подлинный альтруизм всегда характеризует избыток внутренних сил, психического ресурса и позитивного самоотношения, а осуществление истинного альтруизма влечет переживание морального удовольствия от поступка. Невротический альтруизм проявляется и развертывается сам по себе, используя энергию подавленных бессознательных желаний и импульсов. В то же время, данный уровень развития исследуемого явления основывается на биологическом базисе природной альтруистической мотивации и является следствием её культурной переработки. Наконец, третий уровень − трансфинитный альтруизм − отражает максимальную степень развития данного феномена, может сформироваться только у духовно зрелого человека, и выступает, как высший уровень альтруистического отношения личности к миру» [1].

Многие эксперименты современных ученых имеют дело только с отдельными видами альтруизма первых двух его уровней: природного и личностного. По мнению современных психологов, данные виды альтруизма являются начальными ступенями в развитии духовного или трансфинитного альтруизма. Высшими проявлениями альтруизма можно считать такие, когда альтруистическое поведение является следствием альтруистической мотивации. Такие проявления мы называем подлинно бескорыстным поведением. Мотивация альтруистического поведения может быть как осознанной, так и иметь полностью бессознательную природу.

Бескорыстное помогающее поведение, осуществляемое в соответствии с альтруистическим мотивом, является одним из средств достижения морального самоуважения, сохранения и усиления чувства собственного достоинства. При этом личность сохраняет и эгоцентрическую ориентацию, получая своеобразную внутреннюю «моральную награду» за свой поступок. Выражаясь метафорически, можно сказать, что участие в подготовке большого праздника создает особую радостную атмосферу и счастливое настроение даже у тех, кто на самом празднике не будет. Сходные переживания, по мнению А.Фрейд, испытывают и альтруисты.

«Трансфинитный альтруизм - это высший, духовный уровень альтруизма, основанный на свободной причинности внутреннего выбора, на ответственности, на любви ко всему миру и на бескорыстном отдавании себя, внутренне наполненной счастьем личности» [1].

У духовно зрелой личности сформирована внутренняя свобода и ответственность, которые вместе образуют единый механизм осмысленной активности, который своими ценностными ориентирами «дает возможность строить альтернативные модели будущего и тем самым выбирать и создавать будущее, а не просто прогнозировать его» [2]. Таким образом, трансфинитный альтруизм, как высшее проявление альтруизма, обладает ещё и со творящей природой. Это мнение психологов очень созвучно с понятиями Ииссиидиологии о высокоинтеллектуальном Альтруизме. К сожалению, психологическое определение трансфинитного альтруизма не учитывает огромной роли интеллекта, так необходимого для проявления у духовно зрелой личности истинного Альтруизма.

2.2. Психологические понятия о проявлениях начальных уровней альтруизма

Читая и анализируя исследования ученых различных областей наук по феномену альтруизма и наблюдая проявления его в жизни, появляется вопрос: всегда ли и любая ли его форма несет в мир добро, приносит пользу, как самому альтруисту, так и тому, на кого этот альтруизм направлен? При многих жизненных ситуациях понимаешь, что альтруизм альтруизму рознь, часто альтруизмом можно нанести непоправимый вред человеку, испортить его жизнь и судьбу.

Давайте рассмотрим некоторые жизненные ситуации, которые так часто встречаются в современном обществе. Остановимся немного на связи и точках пересечения альтруистического и агрессивного поведения личностей. Агрессия может выступать как реакция, сопутствующая некоторым видам альтруистического поведения. Вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что моральное наказание − одно из действенных средств воспитания вообще и обучения альтруистическим нормам поведения в частности. Часто на детских площадках можно услышать увещевания молодой мамы своему малышу, не желающему поделиться с товарищем своей игрушкой, а когда объяснения не помогают, может последовать и наказание в виде обещания не покупать ребенку больше игрушек и т. п.

Другой пример, когда агрессия сопутствует альтруизму, иллюстрирует поведение лидера в группе, которая охвачена паникой из-за возникшей экстремальной опасности. С одной стороны, лидер предельно жесток и деспотичен, с другой, он поступает альтруистически, сохраняя целостность группы и жизнь отдельных людей.

«Избыточный» альтруизм может быть скрытой формой агрессии. Хорошо известно, насколько широко распространено поведение матерей, которые ради своих детей «куска не доедают», «лучшее отдают», и «всю жизнь бросают к их ногам» (о чём, кстати, не забывают сообщать своим отпрыскам), формируя чувство вины, которое дети отрабатывают потом всю жизнь.

Причём это чувство вины столь мощное, а долг столь «неоплатен», что позволяет подобным матерям удерживать потомков на «коротком поводке» максимально длительное время.

Компенсируя неосознаваемую агрессию в отношении своего ребенка, мать задаривает его подарками, закармливает его, вкладывает в него все свои доступные ресурсы, лишь бы заслониться материальным щитом от собственной враждебности в отношении своего чада.

Природа такой «неэгоистичности» заключена в убежденности матери, что благодаря ей ребенок узнает, что значит быть любимым, и увидит, что значит любить. Результат, однако, совсем не соответствует ее ожиданиям. Ребенок не чувствует себя счастливым и любимым, напротив он встревожен, напряжен, боится родительского неодобрения и опасается, что не сможет оправдать ожиданий матери. «Обычно он находится под воздействием скрытой материнской враждебности к жизни, которую он скорее чувствует, чем явно осознает, и, в конце концов, сам заражается этой враждебностью. В целом воздействие неэгоистичной матери не слишком отличается от воздействия матери-эгоистки; а на деле оно зачастую даже хуже, потому, что материнская неэгоистичность удерживает детей от критического отношения к матери. На них лежит обязанность не обмануть ее надежд; под маской добродетели их учат нелюбви к жизни» [1].

«Психотерапия с женщинами, придерживающимися такой стратегии, позволяет выявить сильную агрессивность, перенаправленную на ребенка. Зачастую матери с подобным отношением и «рады бы так не поступать, но это сильнее их». Сценарий «всю жизнь положу для тебя, и… буду потом обвинять», безусловно, является защитной стратегией. И она имеет очень благовидный предлог: «всё во благо собственного потомка» [1]. Но на выходе эта стратегия полностью калечит жизнь самой женщины и её ребенка и не делает обоих полноценно счастливыми.

Остановимся на враждебном характере крайних форм альтруистического поведения. Зачастую родители передают необходимые ресурсы (деньги, полномочия, власть) своему выросшему ребенку, даже тогда, когда эти ресурсы начинают идти ему во вред. Например, молодой человек тратит деньги на алкоголь, азартные игры, ведет себя асоциально, привлекается правоохранительными органами, но родители не перестают лишать его вредоносного для него ресурса. Более того, часто они отказывают себе во всем, лишь бы скопить требуемую «материальную помощь». Они отрицают все объективные факты, вытесняют свои эмоции по поводу поступающей негативной информации и… продолжают альтруистически поддерживать своего ребенка на прежнем финансовом уровне. Эта слепая, так называемая, любовь наносит непоправимый вред личности выросшего ребенка.

Интересно, что родительское чувство у животных длится ровно такой срок, на протяжении которого детёныш действительно нуждается в по­мощи и охране родителей, а затем родители перестают обращать на него внима­ние и часто изгоняют своих подросших детей из собственных семей, последние вынуждены начинать вести свою жизнь самостоятельно.

У людей же многие естественные процессы доведены до крайности, и родительская забота во многих семьях длится всю жизнь, вплоть до смерти самих родителей. Так что в нашем обществе чуть ли не нормой является получение помощи и ресурса людьми в полном расцвете жизненных сил от их немощных, престарелых предков (отец, мать, дедушки, бабушки). Такие проявления в живой природе немыслимы и в некотором роде ей противоестественны.

Другой важный момент родительского альтруизма состоит в том, что ресурс и помощь передаются из поколения в поколение по нисходящей линии, от родителей к детям, затем от последних - к их отпрыскам и т.д.

В противоположном направлении такого движения нет. То есть родительский альтруизм − это явление естественное, заложенное логикой самой эволюции, в то время как противоположно направленное ему понятие «детского альтруизма» в природе не существует. Опять же у нас, у людей ситуация, зачастую, обстоит противоположным образом. Не редки случаи, когда дети живут для родителей, в своей жизни реализуют их желания и стремления, отвечают их запросу и воплощают их жизненные сценарии. Более того, в некоторых случаях подобного рода повзрослевшие дети выбирают между реализацией своей жизненной программы и такой жизнью с родителями, при которой последние становятся объектом их «детского» альтруизма. Нередкой причиной подобного положения дел являются сами родители, они своим воспитанием формируют не самостоятельных, автономных личностей, а второй комплект символических родителей для самих себя. И дети невольно включаются в эту программу, направляя свой родительский альтруизм на собственных же родителей.

Я, ни в коем случае, не поддерживаю здесь детей, бросающих своих престарелых родственников, нуждающихся в их помощи. Уход за больными, престарелыми людьми - это уже альтруизм, основанный на норме социальной ответственности. «Именно эта норма лежит в основе альтруистического поведения в отношении социально незрелых или беспомощных людей − детей, немощных, инвалидов, пожилых и всех тех, кто воспринимаются нами, как неспособные участвовать в равноценном обмене и не могущие ответить нам взаимностью. Таким образом, норма социальной ответственности заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас» [3]. «Заметим, что норма социальной ответственности имеет выраженную инстинктивную природу и присутствует у многих видов млекопитающих, ведущих групповой образ жизни. Напомним также, что целый ряд учёных-этологов считает, что инстинкт родительской заботы и бережное отношение к пожилым, легли в основу практически всех видов альтруистического поведения» [1].

Альтруистическое поведение, базирующееся в своей основе на естественной альтруистической мотивации, делится на генетический, реципрокный, коалиционный и принудительный виды.

Данные виды альтруизма определенно влияют на поведение субъекта и, зачастую, несут не только бескорыстные, но и агрессивные импульсы, которые не всегда отслеживаются в мотивации. Кроме того, как и любое благо, даже самый бескорыстный и подлинный альтруизм в больших количествах становится бременем для того, по отношению к кому он направлен. Добавим к этому важность причинно-следственных связей - то, что на сегодняшний момент представляет пользу, в перспективе может обернуться значительным злом. И наоборот, лишение некоторых благ сегодняшнего дня в перспективе оказывает значительное позитивное влияние. Только повышение осознанности, ответственности и волевого фактора, как считают психологи, поможет воспитать истинный личностный, а затем и трансфинитный альтруизм, и избежать множества непоправимых ошибок в жизни.

«Готовность к подлинному альтруистическому поведению необходимо формировать у ребенка с детства», в том числе и своим собственным примером, «а во взрослом возрасте, её нужно самовоспитывать» [1]. «Способность к подлинному и его высшему проявлению − трансфинитному альтруизму, свидетельствует о духовной зрелости личности, её душевном богатстве и значительном гуманизме. Такая личность свободна от любых проявлений эгоизма, так как внешний мир является в то же самое время и ей самой, а она сама − всем миром» [1].

2.3. Самосознание личности по материалам Ииссиидиологии

В этом разделе я углублюсь в некоторые фундаментальные представления ииссиидиологиии, без которых понять суть рассматриваемого понятия "высокоинтеллектуальный Альтруизм" не представляется возможным. Поэтому наберитесь терпения и постарайтесь на интуитивном уровне "ухватить" смысл.

Первый том "Основ Ииссиидиологии" посвящен взаимодействию Информации и Энергии, которое и является первопричиной возникновения творческой активности, как Самосознания, так и Мироздания в целом. Много материала в Ииссиидиологии посвящено именно человеческому пути развития личности. Что значит следовать человеческому направлению развития? Это значит синтезировать (соединять, сочетать, объединять) такие человеческие качества, как альтруизм и интеллект, в своем жизненном творчестве.

Высокоинтеллектуальный Альтруизм (по материалам Ииссиидиологии) – это Высочайшая Любовь (Все-Приятие, Все-Прощение, Все-Жертвенность) соединенная с Высочайшим Знанием (Понимание Универсальных Законов Мироздания с реализационной динамикой каждого их Принципа).

Самосознание любой человеческой личности имеет многоуровневую структуру, оно состоит из Информации и Энергии, как и всё в мироздании. Самосознание – это универсальная способность человеческой личности осознавать себя и в низших, и высших формах своего творческого проявления. Каждая форма самосознания имеет свое субъективное восприятие окружающей действительности и событий, происходящих в ней, согласно собственным представлениям. «Именно конфигурации специфически сочетающихся друг с другом информационных фрагментов и принцип образованных ими … взаимосвязей между собой задают каждой резонационной точке проявления Пространства-Времени свойственные только им метрические особенности и свойства (тип мерности, энергетические параметры, плотность Информации в объеме проявления Формы и т.п.)» [4].

То есть каждый объект окружающей действительности представляет собой определенный набор фрагментов энерго-информации, разнокачественно взаимосвязанных между собой свойственными им интересами. Любая человеческая личность, существо, предмет или явление природы совместно проявлены в каждой точке окружающего нас пространства-времени только благодаря некой общности взаимообразующих их энергоинформационных взаимосвязей. Уровень самосознания каждой личности определяется количеством и качественностью энергоинформационных взаимосвязей, организующих его.

«Самосознание – это чрезвычайно сложный и самый Универсальный Механизм субъективной реализации Энергии и Информации (Энерго-Плазмы)…» [5]. Перечислю Уровни самосознания, характерные для биологической формы проявления личности:

  • коллективное бессознательное (инстинктивное поведение)
  • "личностное" самосознание
  • коллективное Подсознание

Существуют еще более высокие уровни самосознания (Надсознание, Суперсознание, Протосознание, Гиперсознание, Звездное Сознание), но они не привязаны уже к нашей биологической форме. Эти уровни сознания доступны лишь очень ограниченному числу людей и только в измененном состоянии сознания (глубинная Медитация). Расмотрим более подробно доступные нам уровни самосознания.

Коллективное бессознательное (инстинктивное самосознание) – отражается в нашем самосознании как множество инстинктов и специфических навыков, индивидуально характерных для представителей животного мира (ощущение голода, жажды, усталости, внезапная агрессивность, боязнь или ужас, желание грубо сексуальных переживаний, свойственные диким животным и т.д.).

Более качественной категорией творческого проявления человеческой личности является личностное самосознание. Под личностным самосознанием подразумевается та часть самосознания, которая структурирована текущими представлениями о себе, о возможных отношениях с окружающим миром, о взаимосвязях, как с людьми, так и с представителями других форм разумов.

Низшее личностное самосознание (в наибольшей степени субъективное) представляет собой принцип творческой реализации биологических и физических аналогов всех представителей окружающей нас действительности (животных, растений, микроорганизмов и минералов), подвергнутое человеческой адаптации в информационном пространстве Самосознания личности.

«Высшее личностное Самосознание проявляется в людях через состояния элементарного (выгодно мотивируемого личностью) альтруизма (семейные заботы, дружбу, любовь, благотворительность и т.д.), позитивной рассудительности, прикладной и абстрактной мыслительной деятельности…» [4]

Личностное самосознание способствует ежемгновенному переживанию нами субъективной конкретики действий и деталей окружающей действительности. Оно формирует, накапливает и делает их нашим опытом, который впоследствии помогает нам более широко и глубоко понимать суть происходящих с нами событий. Так постепенно мы обогащаем самосознание более сложными представлениями и более качественным опытом, что позволяет нам использовать уже высшие уровни личностного самосознания, а затем и низшие уровни коллективного подсознания. Благодаря этому, мы ограничиваем влияние на наше психоментальное творчество ограниченных представлений низшего личностного самосознания. Мы обретаем способность охватывать своей системой восприятия целую цепочку жизненных событий, давая им оценку с анализом причинно-следственных взаимосвязей, объясняющих нам, каким образом тот или иной поступок повлияет на проявление в нашей жизни определенного события или обстоятельства. Поэтому мы сможем выбирать наиболее приемлемые и лучшие сценарии развития нашей жизни. Творческие реализации людей устремляются к высокоинтеллектуальным возможностям и высокочувственным тенденциям.

Совокупное сознание личности – это весь опыт возможных индивидуальных психоментальных реакций личности на информацию, события, интуитивно или непосредственно (эмпирическим путем) воспринимаемые ею. Совокупное сознание каждого человека представляет собой уникальный и специфический набор представлений (СФУУРММ-Форм), свойственных при проявлении коллективного бессознательного и низшего коллективного Подсознания, по своему влияющих на взаимосвязи личности с окружающей действительностью. Также можно сказать, что совокупное сознание – это вся субъективная память личности, образовавшаяся в результате личностного осознания информации уже прожитой части жизни.

Самосознательные тонкоматериальные структуры образуют психо-энергетические Центры Совокупного Сознания человека (ИИССИИДИ-Центры). Система ИИССИИДИ-Центров в форме специфической волновой динамики особых вихревых конструкций обеспечивает все возможности силовых, творческих взаимосвязей между мыслями, чувствами и желаниями. Перечислю все ИИССИИДИ-Центры в направлении углубления синтеза (повышения качественности и степени осознанности):

  1. АРГЛЛААМУНИ-Ииссииди;
  2. ИНГЛИМИЛИССА-Ииссииди;
  3. ОРЛААКТОР-Ииссииди;
  4. АИГЛЛИЛЛИАА-Ииссииди;
  5. УЛГЛУУ-Ииссииди;
  6. ССААССФАТИ-Ииссииди;
  7. ОЛГООЛЛОНИ-Ииссииди;
  8. ААНИ-Ииссииди;
  9. РААКЛИМА-Ииссииди;
  10. УЛУУГУМА-Ииссииди;
  11. СВААГАЛИ-Ииссииди;
  12. ЭЙЯАА-Ииссииди.

ИИССИИДИ-Центры по организующей их природе и энергоинформационной структуре подобны Звездам и Галактикам, распространяющим свою самосознательную динамику во множество разнотипных вселенных и разные уровни мерности Пространства-Времени. «Это не просто некие, как их часто называют, «психические центры», как бы «находящиеся» в нашем биополе и обеспечивающие всю нашу психоментальную и физическую деятельность, Нет, это – гораздо большее, чем все то, что хотя бы в какой-то степени подвластно нашему субъективному Восприятию». [5] Это Универсальное Поле Сознания присуще нам всем. Оно информационно, творчески взаимосвязывает наши Формы Самосознаний не только с Самосознаниями всей окружающей нас действительности (животные, растения, минералы и т.д.), но и с Самосознаниями других Планетарных, Звездных и Галактических систем. Эта взаимосвязь осуществляется по принципу резонанса, т.е. по максимальной информационной согласованности разнокачественных конфигураций или фрагментов Информации.

Личности, творчески реализующиеся на Уровнях инстинктивного Самосознания и низшего личностного Самосознания, осуществляют это через АРГЛЛААМУНИ-ИИССИИДИ и ИНГЛИМИЛИССА-ИИССИИДИ, кроме этого задействуются нижние первые уровни ОРЛААКТОР-ИИССИИДИ и АИГЛЛИЛЛИАА-ИИССИИДИ. Более подробно об этом можно прочитать в статье: «Инстинктивные уровни Самосознания».

2.4. Уровни Самосознания и виды альтруизма

Альтруизм – это Любовь в непосредственном действии, направленном на то, чтобы причинить добро так, как именно вы понимаете это добро. И, в зависимости от ваших представлений о добре, (на каком уровне развития находится ваше самосознание при психоментальном творчестве) такой вид альтруизма и будет вами осуществлен. Чем выше уровень нашего самосознания, тем больше наша альтруистическая мотивация соединяется с разумностью интеллекта.

Действительно, будучи мотивированным исключительно эмпатией, можно, например, накормить и дать денег серийному убийце, бежавшему из колонии. Мы действительно поступим «из сострадания», безусловно, альтруистически, но предвидение возможных последствий у любого нормального человека вызовет сомнения в правильности подобного «альтруизма».

Если совокупное сознание личности творчески реализуется на уровнях инстинктивного самосознания и низшего личностного самосознания (излучает в мир и, соответственно, притягивает по резонансу только информацию и энергии такого же качества), тогда и поступки данной личности и уровень ее альтруизма не поднимется выше природного уровня альтруизма (родственный, половой, реципрокный, принудительный) и невротического личностного альтруизма. Альтруизм подобной личности показан в выше приведенных примерах о родителях и детях. Только выходя за пределы нижних уровней самосознания, мы сможем проявить альтруизм более высокого уровня. А для этого нам необходимы наработки более высокого интеллекта и чувственности и их синтез. В этом нам помогают новые и более современные знания, для меня этим знанием стала ииссиидиология.

Если мы хотим вывести свое самосознание за пределы нижних уровней, то реакция на любое событие в нашей жизни, наши мысли, чувства, эмоции, желания, действия на это событие, должны соизмеряться с моделями поведения, присущими более высоким уровнями самосознания (высшего личностного или коллективного Подсознания). «В этом процессе невозможно обойтись без неустанного культивирования в своем самосознании насущной потребности в проявлении только интеллектуально-альтруистичных выборов». [5] Это значит, что к каждому своему выбору надо относиться бескомпромиссно и без предвзятости: присутствуют ли в нем одновременно признаки интеллекта (или хотя бы благоразумность) и альтруизма (или хотя бы бескорыстие). Если вы будете предельно честны с самим собой, и подобных признаков не обнаружите, то лучше такой выбор не совершать, а немного повременить, подумать, и вскоре вариант с такими признаками обязательно появится. Каждый такой выбор будет способствовать повышению уровня вашего самосознания, а значит и качества вашей жизни.

Мудрый альтруизм предполагает интеллектуальный подход и осмотрительно разбирается, кому, сколько, чего дать, учитывая последствия этого, и предпочитает «не рыбкой накормить, а научить пользоваться удочкой», чтобы человек мог уже кормить себя сам.

Настроившись на высокие уровни альтруизма, мы приобретаем опыт созидательных процессов. Настроившись на агрессию и разрушение, мы получаем опыт уничтожения каких-то форм окружающей нас материальности.Истинному альтруизму, как и настоящей Любви, необходимо учиться. Нужно развивать свои способности к самопожертвованию, а они связаны не только с сознательным выбором, но и с волевой установкой. Подлинный альтруизм в себе нужно культивировать, постоянной работой с проявлением нижних уровней самосознания и воспитывать в себе неустанную честность и бескомпромиссность к их проявлениям. Уже одно то, что вы обнаружили и признали в себе инстинктивные уровни, делает вас на шаг ближе к повышению своего уровня самосознания.

Альтруизм выражается в способности служить и дарить другим не потому, что когда-нибудь другие вернут долг или отблагодарят, а потому, что жизнь любого Другого человека вызывает уважение и является ценностью уже сама по себе. Способность проявлять бескорыстную заботу и доброту является одним из вариантов свободы от инстинкта жизненного прагматизма.

3. Выводы

1. Психологическая классификация видов и типов альтруистического поведения включает природный, личностный и трансфинитный альтруизм. Природный и личностный альтруизм являются нижними ступенями для развития духовного или трансфинитного альтруизма. Определение трансфинитного альтруизма не включает огромной роли интеллекта, что отражено в понятии высокоинтеллектуального альтруизма в ииссиидиологии.

2. Агрессия может выступать как реакция, сопутствующая низким уровням альтруистического поведения. Крайние формы альтруистического поведения могут иметь враждебный характер. Повышение осознанности, ответственности и волевого фактора помогает воспитывать истинный личностный, а затем и трансфинитный альтруизм.

3. Уровень самосознания каждой личности определяется количеством (объемом информации) и качественностью энергоинформационных взаимосвязей. В биологической форме личности проявляются следующие уровни самосознания: инстинктивное и личностное самосознания, коллективное подсознание. Ииссииди-Центры, как универсальное поле сознания, взаимосвязывают наши формы самосознаний с самосознаниями окружающей нас действительности и с самосознаниями других планетарных, звездных и галактических систем.

4. На каком уровне развития находится наше самосознание, такой вид альтруизма и будет нами осуществляться. Чем выше уровень нашего самосознания, тем больше наш альтруизм соединяется с разумностью интеллекта. Только выходя за пределы нижних уровней самосознания, мы сможем проявлять высокоинтеллектуальный альтруизм, несущий в мир только добро, этому альтруизму необходимо учиться, его нужно самовоспитывать в себе, разотождествляясь с нижними уровнями самосознания.

Ссылки на первоисточники:

[1] - Кейсельман (Дорожкин) В.Р. «Альтруизм: так называемое добро», Таврия, г. Симферополь, 2010 г.

[2] - Леонтьев Д.А. «Внутренний мир личности» // «Психология личности в трудах отечественных психологов», Питер, г. СП-б, 2000 г.

[3] - Майерс Д. «Социальная психология», Питер, г. СП-б, 1998 г.

[4] - Орис О.В., «Основы ииссиидиологии», Том 1, ОАО «Татмедиа», г. Казань, 2013 г.

[5] - Орис О.В., «Основы ииссиидиологии», Том 3, ОАО «Татмедиа», г. Казань, 2014г.

Просмотров: 2106