Если вы хотите найти секрет Вселенной,
думайте в терминах энергия, частота и вибрация.
Никола Тесла
Здравствуйте! Позвольте мне сразу ввести вас в курс дела. Мы с вами будем говорить об известных для всех явлениях – звуке, музыке и цвете, и малоизвестных фактах их воздействия на психику и здоровье человека. Тема раскрывается с разных сторон. Помимо рассмотрения некоторых важных теоретических аспектов, научно объясняющих суть явления, в заключительной части брошюры приводятся практические советы и рекомендации. Вы узнаете, какие звуки могут быть опасными для организма, а какие благотворно на него влияют. Также узнаете: почему нужно осознанно относиться к выбору музыки, её стилю? как тексты песен влияют на сознание? почему мы так избирательны к цвету, и каково его влияние в нашей жизни?
Я рад, что вы читаете эту брошюру. Значит, вас действительно интересуют вопросы, связанные с гармонизацией своей жизни, с развитием своего Сознания и стремлением познавать новое! И это здорово!
В ходе повествования я использую различные термины (физические, ииссиидиологические), список которых вы сможете найти в конце данной брошюры для более глубокого их понимания.
Данная тема выбрана мной неслучайно. С раннего детства я увлекался музыкой. Моя мама отдала меня в восьмилетнем возрасте (в 1987 г.) в музыкальную школу, которую я через 8 лет благополучно закончил. В школе я по-настоящему полюбил музыку, научился играть произведения разных классических композиторов и стал чувствовать различия в стиле, и иногда сам удивлялся тому влиянию на меня музыки различных композиторов. Хоровое и сольное исполнение приучило внимательно относиться к пропеванию мелодии и переживанию текста песен. По завершении музыкальной школы у меня сформировались вопросы, связанные с влиянием музыки и, в частности, звука на наше сознание, над которыми я долгое время размышлял. Набиравшая тогда моду цветомузыка впечатлила меня по-своему, и я удивлялся тому эффекту, который оказывал цвет в сочетании с музыкой. В связи с этим я, для расширенного понимания темы влияния звука и музыки на сознание, решил включить в данную брошюру анализ влияния цвета.
Основные выводы, полученные при анализе данной темы, помогли мне самому глубже разобраться в этом вопросе и более научно объяснить сам механизм влияния звука, музыки и цвета на сознание и здоровье человека. Полагаю, что полученные выводы в данной брошюре логично подведут читателя к пониманию механизма влияния звука, музыки и цвета, и объяснят смысл использования песенной практики в IIZIAE и наше отношение к определённым цветовым спектрам.
По ходу повествования в данной брошюре, будет встречаться значок , рядом с которым вы найдёте совет-пожелание или интересную информацию.
Итак, начнём! Зрение и слух, являются своеобразными «поставщиками» основной информации, благодаря которой большинство из нас может сказать – я живу и развиваюсь! Сложность этих систем восприятия на данный момент в полной мере исследуется наукой. Однако раньше эта сложность не была очевидной.
Самый ранний способ восприятия – слуховой. Ведь звуки и, в частности, музыка сопровождают нас на протяжении всей жизни, включая и внутриутробное развитие, то есть каждый из нас постоянно находится под влиянием каких-то звуков. Давайте вместе выясним механизм влияния звука и последствия его воздействия на нас самих и на окружающую действительность.
Начнём с определения понятия: Что такое звук?
Рисунок 1. Звук и его восприятие
Звук – это механическая волна, распространяющаяся в упругих средах. Для этого ей нужен источник и сама среда (см. рисунок 1). Под упругой средой понимаются газы, воздух, жидкости и любые твёрдые материалы.
При распространении волна как бы впереди себя создаёт определённые зоны напряжения, а позади себя - зоны разряжения, которые образуют колебания – это и есть частота измеряемой в Герцах. Одна вибрация в секунду = 1 Гц.
Музыка, различные шумы, скрежет, речь и так далее – всё это звуки окружающего нас мира. Всё, что мы привыкли считать звуком, есть разновидность колебаний упругой среды, например, воздуха. Происходит колебательное движение частиц воздуха, и то, что мы слышим есть результат чередования фаз сжатия и разряжения воздуха. Эти колебания воздушной среды преобразуются через слуховой аппарат и передаются через электрические импульсы в определённые зоны головного мозга, где обрабатываются по очень сложному алгоритму.
Что же считать звуком – физическое явление в виде распространения звуковых колебаний в воздухе или ощущения слушателя?
Ответим на поставленный вопрос выше. Безусловно, физическое явление в виде распространения звуковых колебаний является причиной, а возникающие у слушателя субъективные ощущения - следствием восприятия.
Человеческое ухо воспринимает звуковые колебания (рис.2) в диапазоне от 20 Гц и до 20 кГц. (от 20 до 20 тыс. колебаний/сек). Колебания более высокой частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком.
Рисунок 2. Диапазон звуковых колебаний
Под субъективным фактором мы понимаем те ощущения, которые возникают у слушателя при воздействии звуковой волны через слуховой аппарат на мозг. Ощущая звук, человек может испытывать различные чувства и эмоции. И целая гамма чувств завладевает человеком при прослушивании музыки, являющейся последовательным звукосочетанием.
Звуки также составляют основу речи, которая служит главным средством общения в человеческом обществе. И на рисунке 3 ниже показан диапазон восприятия человеческим ухом музыки и речи.
Рисунок 3. Восприятие человеком музыки и речи
Человеческое ухо не слышит инфразвук, но такая звуковая волна продолжает оказывать на весь организм человека негативное влияние, то есть тело человека каждой клеткой реагирует на инфразвук. Влияние инфразвука на организм человека опасно совпадением его частот с частотами внутренних органов, таким образом соответствующие органы начинают вибрировать, что при продолжительном влиянии инфразвука, может сопровождаться сильнейшими болевыми ощущениями, вызывать безотчётный ужас и состояние паники.
Источником инфразвуковых волн могут быть шум волн и крон деревьев во время сильного ветра, глубинные землетрясения, автомобильный и железнодорожный транспорт, различные промышленные установки, вентиляционные шахты и так далее. В общем, инфразвуковых источников достаточно много и каждый из них негативно влияет на организм. Нужно использовать любые средства для ограждения себя от подобного воздействия, например, такие как современные звукоизоляционные строительные материалы, зелёные насаждения и другие.
Диапазон восприятия звуков у человека мы выяснили. И теперь давайте рассмотрим диапазон восприятия звуков другими видами животных. На рисунке 4 видно, что каждый вид имеет свой диапазон восприятия звука, но также есть общий, взаимопересекающийся диапазон. Наибольший диапазон у дельфина, а наименьший у волнистого попугая.
Рисунок 4. Восприимчивость к звукам разных видов животных
И, наконец, существует такая форма звука, как шум. Шум – это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Именно поэтому важно хорошо звукоизолировать жилые помещения, в особенности место отдыха и сна.
Звук действительно представляет собой поток энергии, текущей подобно «речному потоку». Громкость звука измеряется в децибелах (dB). Такой звук может изменить среду, через которую он проходит, и сам изменяется ею. Анализ звука с позиций субъективного восприятия более сложен, чем при объективной оценке.
Рисунок 5. Громкость звуков различных источников
Помимо громкости звука есть и другие его характеристики, которые каждый из нас может уловить. Например, это ощущения, имеющее определённые музыкальные характеристики, такие как:Как мы с вами выяснили, звук в физическом смысле – это «упругие» волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания.
Все перечисленные характеристики звука имеют научное обоснование.
Будьте осторожны! Находясь длительное время под влиянием громких и очень громких звуков вы подвергаете свой слуховой аппарат повышенному износу. При повреждении, слух полностью не восстанавливается![U1] Это напрямую касается молодёжи, которая любит слушать музыку в наушниках особенно громко!
Музыка - это процесс смены акустических форм, их зарождение, трансформация, деформация и исчезновение. Процесс формирования акустических форм, создаваемой музыкой, исследуется киматикой (Cymatics) (с греч. κῦμα «волна») — наукой, изучающей видимые проявления звука и вибрации в различных средах. На рисунке 6 показаны (с помощью кимаскопа) узоры, формируемые каплями воды.
Если бы вы увидели формы, создаваемые звуком (музыкой), вы увидели бы структуры, сходные с горами, долинами, деревьями, микроорганизмами и галактиками.
Рисунок 6. Фигуры в кимаскопе
Ярким и занимательным примером явлений, изучаемых киматикой, являются так называемые «Фигуры Хладни».На данный момент, главными энтузиастами в развитии киматики в основном являются д-р Ханс Дженни (Dr. Hans Jenny) и д-р Гая Мэннерса (Dr. Guy Manners).
В 18 веке немецкий физик Эрнст Хладни (рис.7) обнаружил, что под воздействием звука песок, лежащий на поверхности упругой, колеблющейся пластинки, начинает выстраиваться в точные геометрические орнаменты. И такие фигуры впоследствии стали называть «Фигуры Хладни»[1].
Рисунок 7. Портрет Э.Хладни
Для наглядности приводим картинки с фигурами Хладни на рисунке ниже.
Рисунок 8. Фигуры Хладни
Эффект возникает при модуляции одного тона определённой частоты и при повышении частоты рисунок усложняется. В левом нижнем углу указана частота, а на самой пластинке видна сложность рисунка, который образуется.
В результате колебаний на пластине возникают так называемые стоячие волны. У стоячих волн есть узлы (точки, которые не колеблются) и пучности (точки с максимальной амплитудой). Песок будет перемещаться из пучностей в узлы и в результате весь соберётся в узлах, то есть в зонах с минимальным колебанием. Таким образом возникают причудливые картины. Общий рисунок зависит от формы пластины, положения опор, громкости звука и частоты вибрации.
Вы можете самостоятельно провести в домашних условиях схожий эксперимент с музыкальной колонкой и листом бумаги (желательно тёмного цвета) и сахарным (кварцевым) песком (или мелкой солью). Для этого подойдёт любой генератор звука.
Есть ещё один способ «визуализации» звука (рис.9), который называется «Труба Рубенса», хорошо демонстрирующий влияние звука на физическую материю (различные среды) и научно объясняющий волновой эффект резонанса. Он назван в честь немецкого физика-экспериментатора, автора научных трудов по оптике, спектроскопии, физике теплового излучения. Это физический эксперимент по демонстрации стоячей волны, основанный на связи между звуковыми волнами и давлением воздуха (или газа).
Рисунок 9. Труба Рубенса
А сейчас несколько слов о строении нашего слухового аппарата, с помощью которого мы способны слышать.Труба Рубенса представляет собой полый цилиндрический отрезок (трубы) с отверстиями определённого диаметра по всей длине. Один конец подключается к маленькому динамику, а второй — к источнику горючего газа (баллону с пропаном). Если используется постоянная частота, то в пределах трубы может сформироваться стоячая волна. Когда динамик включён, в трубе формируются области повышенного и пониженного давления. Там, где благодаря звуковым волнам находится область повышенного давления, через отверстия просачивается больше газа и высота пламени больше, и наоборот. Благодаря этому можно измерить длину волны просто измеряя рулеткой расстояние между пиками.
Как человек может слышать звуки?
Рисунок 10. Строение внутреннего уха. Улитка и базилярная мембрана.
Каждой частоте соответствует свой участок базилярной мембраны (рис.10), которая откликается и способна распознавать только свою частоту, то есть максимум звуковой волны приходится на конкретный её участок (см. рисунок 11).
Рисунок 11. Свойства базилярной мембраны
Мозгу достаточно «посмотреть», из какого участка мембраны поступает максимальная активность. Импульсы, поступающие из разных участков мембраны, интегрируются в слуховой зоне коры головного мозга, и в результате возникает ощущение одного смешанного звука.
Получается, что мембрана выполняет роль частотного анализатора, в котором отклики разных частот фиксируются одновременно. Но алгоритм, по которому мозг дешифрует поступающие электрические импульсы науке неизвестен, пока это остаётся тайной за семью печатями. Единая теория, способная адекватно описать весь процесс восприятия человеком звука, в науке на данный момент не сформирована. Кстати, если вы решитесь научно описать весь механизм восприятия человеком звука, то, вполне вероятно, вам за это могут вручить нобелевскую премию!
Мы увидели, насколько сложный и отлаженный механизм восприятия звука у человека. А может ли реагировать на звук, например, растения? Конечно, могут. Растения реагируют на гармоничный звук за счёт резонанса протоплазмы (есть в каждой клетке растений), которая начинает быстрее циркулировать, ускоряя процессы фотосинтеза, плодоношения и развития. Также проводились исследования, что пение птиц в лесу гармонично влияет на рост деревьев, кустарников, травы и других растений. Растения гораздо медленнее растут в полной тишине. Кстати, полная (абсолютная) тишина негативно сказывается и на психофизиологическом состоянии человека[2].
Как вы думаете или, возможно, вы уже догадались сами, как называется этот эффект, за счёт которого в клетках растения происходят наблюдаемые изменения?
Эффект резонанса – явление резкого возрастания амплитуды собственных колебаний за счёт воздействия колебаний вынуждающей силы.
Рисунок 12. Эффект резонанса
Каким же образом такое явление физического мира, как звуковые волны, влияет на наше сознание, и как это отражается на физиологическом организме? Рассмотрим этот вопрос в следующей главе.В истории известен многократно повторявшийся случай, когда военный полк, переходя через мост, активно маршировал, и конструкции моста входили в резонанс с ритмом марша и разрушались. Конечно, в таких случаях гибли люди, и в итоге был издан указ для войск сбивать шаг при переходе через мосты. Также разрушительное влияние резонанса проявлялось раньше при испытании новых самолётов, когда вибрации двигателя входили в резонанс с конструкциями самолёта, и он разваливался в воздухе на части.
«Музыка даёт власть над людьми». Наш организм можно представить, как ансамбль гармонично звучащих резонационных частот. Поэтому внешние звуковые частоты сразу отражаются на балансе внутренних частот за счёт резонанса. Причём внешние частоты (музыка, звуки) оказывают двустороннее влияние на нас.
Первый, эмоционально-психологический аспект, является наиболее ощутимым. Музыка сразу же вызывает у нас какие-то чувства и настроения, ассоциации и образы. То есть напрямую влияет на наши эмоции и чувства. Окунаясь в мир музыкальной гармонии, человек проникается положительным эмоциональным настроем, легко и естественно избавляется от нервного напряжения и стрессов. И, наоборот, музыка более агрессивного характера (громкая, с резкими звуками и мощным битом) вызывает напряжение всех систем организма и дисгармоничное состояние психики.
Второй аспект — физиологический. Он объясняет процессы, происходящие под воздействием музыки (физическое влияние механических звуковых волн) внутри человеческого организма. Каждый орган нашего организма работает на своей частоте и имеет свой «здоровый» диапазон частот, который является общим для подавляющего большинства людей. Например, частота (колебаний) сердца и гладкой мускулатуры внутренних органов близка к 7 Гц – это диапазон инфразвука и при средней/высокой интенсивности и длительном воздействии на организм может быть для него смертельным.
При приближении или совпадении частоты звукового колебания к частоте биоритма того или иного органа возникает резонанс. Таким образом, орган начинает работать в непривычном или вовсе дисгармоничном для него ритме, что может привести к развитию патологий как этого органа, так и всего организма в целом.
Сейчас создаётся множество оздоровительных методик на основе физиологического фактора влияния музыки на организм человека. Доказано, например, что пение изменяет ритм и высоту дыхания, вызываемые им сокращения диафрагмы стимулируют кишечник, все это активизирует обменные процессы. При прослушивании музыки в работу включаются и другие физиологические механизмы.
Научно-исследовательские институты разных стран экспериментально доказали, что воздействие музыки достигает даже уровня клетки и влияет на всю биохимию человека. Таким образом можно влиять на все функции организма!
Музыка имеет психосоматическое воздействие, поэтому музыкотерапия сейчас широко распространена и используется не только в домашних условиях, но и в медицинских целях. В музыкотерапии (так называемый саундхиллинг) инструментом является музыкальное произведение, а не звук или созвучие в чистом виде.
Эффект биорезонанса на акустическую информацию есть основа музыкотерапии. Также, помимо акустической информации, слушателю передаются психические состояния исполнителя, автора стихов песни и композитора, сочинившего музыку. Влияние психических состояний мы разберём в следующей главе детальнее.
Одной из разновидностей музыкотерапии является методика «Сонатал» - от лат. sonus – звук, natal – рождённый. Это пренатальная музыкальная терапия. Суть её в том, что когда будущая мама поёт для неродившегося пока малыша, она передаёт через песню свои чувства и эмоции; вокал, сочетаемый с ритмическим движением, тренирует её дыхание, стимулирует работу всех органов и систем. В заданную матрицу дыхания и сердечного ритма матери попадает и ребёнок. Таким образом, возникает их гармоничное психофизиологическое взаимодействие, благотворное и для здоровья женщины, и для развития плода. И чем гармоничнее состояние матери, в которые она входит через напевание простой мелодии или песни с добрым смыслом, тем гармоничнее происходит развитие плода.
Отсутствие вокальных данных и музыкального слуха у женщины никакого значения не имеет: для малыша голос матери (вибрации голоса) — самый прекрасный из звуков. Но если в первый триместр беременности большее значение имеет вибрация, то в дальнейшем интеллектуальная доминанта возрастает, — ведь к семи месяцам ребёнок уже все понимает. В частности, «Сонатал» помогает женщине и ребёнку сформировать те биоритмы, которые будут определять всю дальнейшую жизнь ребёнка уже после его рождения. Ведь звуковое восприятие человека формируется раньше, чем зрительное. И, согласно исследованиям Альфреда Томатиса, плод человека начинает различать, узнавать звуки и ориентироваться на них, уже на 16-й неделе жизни в утробе матери. Поскольку звук имеет сильное влияние на развитие плода, важно будущим отцам и матерям не забывать это при выборе музыки для прослушивания.
Всемирно известная венесуэльская система всеобщего музыкального образования «Эль-Система», ориентированная, в первую очередь, на бедные семьи, приобщила к музыке 2,5 миллиона таких детей.
Основатель программы хотел повернуть детей душой к музыке и тем самым защитить их от негативного влияния улиц. Успешный опыт венесуэльского проекта переняли в Колумбии, Перу, Боливии, Шотландии и Швеции. В качестве других примеров позитивного влияния музыки можно привести следующие подходы:
Яркий пример разрушительного влияния музыки на организм – это рок и практически любые его разновидности. Помимо физиологических нарушений (изменение пульса и дыхания, повышения секреции эндокринных желёз, воздействие на центры спинного мозга и состояние спинномозговой жидкости, угнетение функций мозга и так далее) самые опасные деструктивные влияния, оказываемые роком, - это манипулирование подсознанием человека (происходящее помимо сознательного контроля в процессе прослушивания).
Под влиянием такой агрессивной музыки, как тяжёлый рок, сознание слушателя становится беззащитным и уязвимым к проникновению разных установок (кодировок) агрессивного характера, жестокости, призывам к бунту, к суициду и так далее.
Такая музыка стимулирует выработку адреналина и других гормонов, а при долговременном прослушивании способствует возникновению у человека адреналиновой зависимости, сродни наркотической зависимости. Тяжёлый рок (heavy metal) является ядом, медленно «убивающим» своего слушателя. В совокупности факторов, такая музыка ведёт к смене модели поведения в сторону деградации личности, вызывая активность грубоэгоистичных, инстинктивных, животных уровней сознания, различные психические расстройства, галлюцинации и отсутствие самоконтроля, особенно на концертах рок-музыки, в том числе и при громком прослушивании в наушниках. Исследование американских учёных 700 самых известных песен тяжёлого металла показало тревожную статистику: в 50% из них поётся об убийстве, в 35% о сатанизме, в 7% о самоубийстве. Для тяжёлого металла характерна общая негативная ориентация смыслового содержания песен в сочетании с разрушающим эффектом музыки.
Но, так же как и музыка, бранная и нецензурная речь, тексты песен с негативным посылом, оказывают на человека сильнейшее деструктивное влияние. Человек, постоянно слышащий вокруг себя ругательства, крики, злость и другие негативные проявления, просто начнёт деградировать, если не задумается над тем, как можно оградить себя от этого пагубного влияния.
Мы выяснили с вами, как могут влиять различные звуки и музыка на человека, каким образом каждый музыкальный фрагмент порождает ответную психосоматическую реакцию, а любая психосоматическая реакция влияет на слаженную работу ДНК. В итоге получается, что качество музыки может являться своеобразным модулятором активности ДНК. Какая по степени гармоничности музыка, такие по степени гармоничности она вызывает внутренние состояния, и таким же образом себя ведёт ДНК и, следовательно, все системы организма.
Отсюда следует важный вывод, что осознанный выбор музыки, гармонично влияющей на организм и сознание человека, также гармонично влияет на формирование здорового генофонда будущих поколений.
Задумывались ли вы, что такое цвет и почему вы выбираете, например, одежду определённой цветовой гаммы? Вы чувствуете себя комфортно в оранжевом или только в чёрном? Предпочтения в одежде, цвете интерьера, который Вы выбираете, могут рассказать много интересного и о чертах Вашего характера и даже о состоянии здоровья.
Начнём с наглядного представления известного спектра электромагнитных излучений (разные длины волн) имеющих следующий вид:
Рисунок 13. Шкала электромагнитных излучений. Спектром выделен видимый человеком диапазон.
Как видно из рисунка выше, человеческий глаз способен воспринимать лишь малую часть из известного электромагнитного спектра (оптический диапазон), который в своей совокупности также представляет собой малую часть из всего спектра волн всех излучений Вселенной, пока ещё не открытых наукой.
Рисунок 14. Видимый диапазон электромагнитного спектра и технические устройства.
Каждый цвет (как и любой другой участок электромагнитного спектра) имеет свою вибрацию, оказывающую соответствующее физиологическое и психологическое влияние. Оптический (видимый) диапазон (рис.14), воспринимаемый человеческим глазом хорошо виден, когда мы смотрим, например, на появляющуюся радугу после дождя. Человеческий глаз настроен в большей степени видеть три основных цвета – это синий, зелёный и красный.
Мы подошли вплотную к ответу на вопрос – что такое цвет?
Цвет – это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами.
Зрительное восприятие человека имеет сложную организованную систему и состоит из пары глаз и различных структур головного мозга. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями зрения, зависящими от специфического строения глаз (рис.15), что определяется набором фоторецепторов на сетчатке глаза (палочек и колбочек). Фоторецепторы превращают воспринимаемый свет в энергию нервного импульса.
Рисунок 15. Устройство глаза (Weitere schematische Darstellung des Auges )
Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов, но при этом могут иметь общий набор смысловых ассоциаций (семантическое пространство), связанных с тем или иным цветом. В зависимости от субъективной важности тех или иных цветов и оттенков в обыденной жизни некоторые из них могут иметь большее или меньшее отражение в языке. Способность цветораспознавания меняется в зависимости от возраста человека и его текущего психоментального состояния. В различные периоды жизни человека, ощущения, вызываемые цветом, отличаются. Влияние цвета связано с особенностями нашей системы восприятия, чем и объясняется его воздействие на сознание человека, на его психологический настрой. Этот эффект используется в цветотерапии и цветовой психодиагностике. Проще говоря, цвет — это ощущение, которое получает человек благодаря монохроматическому свету (фотонам), попадающему в его глаза. Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И восприятие цвета будет варьироваться в той или иной степени. Cпоры, «какой цвет на самом деле», бессмысленны, поскольку для каждого наблюдателя восприятие цвета уникально.
Как вид лечения цветотерапия имеет долгую историю развития, начиная с древнего Египта, Индии, Китая и Руси. Существуют многочисленные факты, говорящие о взаимосвязи цвета и психики, которые не оставляют сомнений в правомерности и обоснованности цветовых методов терапии и психодиагностики. Вместе с тем, критики данных направлений, не отрицая большинства эмпирических фактов цветовой психологии и цветотерапии, считают теоретические посылки этих методов недостаточно обоснованными.
Примеров лечения цветом история знает множество, но оформляться в отдельное направление науки, занимающееся изучением целительных свойств цвета, цветотерапия начала лишь в XIX веке, когда английские учёные Д.Даун и Г.Блант доказали, что ультрафиолетовое излучение обладает лечебными свойствами и может использоваться для терапии кожных заболеваний и рахита. С тех пор метод лечения цветом стал настолько популярным, что сегодня часто используется в медицинской и психологической практике.
Почему некоторые цвета считаются стимулирующими, а другие расслабляющими? Оказывается, такое действие цвета связано с функционированием гипоталамуса и симпатической и парасимпатической нервной системы. Это подтверждают многочисленные эксперименты с цветом. Красно-жёлтая часть спектра активизирует симпатическую нервную систему, отвечающую за реакции борьбы или бегства: учащается пульс, растёт уровень сахара в крови, усиливается кровоснабжение мышц, все чувства обостряются. Синий и зелёный цвета, напротив, подавляют активность симпатической нервной системы, но при этом активизируется парасимпатическая. Организм получает сигнал к отдыху и расслаблению: пульс и дыхание замедляются, кровь приливает к органам пищеварения.
В начале 30-х гг. ХХ в. терапевтический эффект, который оказывают на организм различные цвета, был описан индийским учёным Д.Р.Гхадиали. По его мнению, органы и системы тела чувствительны к определённым цветам, которые стимулируют или тормозят их функционирование. Зная это, многие врачи стали использовать различные цвета с лечебной целью, а последующие научные эксперименты подтвердили лечебный эффект.
Цветотерапия – эффективный метод воздействия цветом на сознание и наш организм с целью нормализации его жизнедеятельности. После исследований Д.Гхадиали, различные учёные доказали, что цвет вызывает определённые биохимические реакции в человеческих тканях, стимулирует различные железы внутренней секреции и некоторые отделы головного мозга, в том числе и гипофиз. Последний стимулирует выработку целого ряда гормонов, которые отвечают за обмен веществ, сон, аппетит, наше эмоциональное состояние, сексуальное возбуждение и прочее.
В медицине, на практическом опыте, сформировались методы лечения, направленные на использование цвета для благотворного влияния на здоровье человека. В прошлом веке (в 1948 г.) швейцарский учёный Макс Люшер опубликовал оригинальный цветовой тест, который сейчас известен как цветовой тест Люшера (ЦТЛ).
Тестовые цвета были подобраны М.Люшером экспериментальным путём из 4500 цветовых тонов, имеющих наибольше влияние на физиологию и психологию человека. Этот тест применяется для определения внутреннего состояния человека и построения его общего «психологического портрета», а также в различных методиках (рисуночные тесты, арт-терапия и другое). Обнаружив схожие по смысловому наполнению цветовые ассоциации, М.Люшер и другие учёные сделали выводы об общих «корнях» культурно-исторического развития отдельных народов. На этой общности свойств цвета у различных культур стали базироваться доказательства действенности диагностических методик, которые используются в психологическом консультировании.
Исследования, проведённые М.Люшером показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например, оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие. Тёмно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности, мировоззрения и характера человека.
Обнаружив у людей разных национальностей схожие по смысловому наполнению ассоциации, вызываемые цветом, учёные сделали вывод об общих «корнях» культурно-исторического развития отдельных народов.
Неудивительно, что цвет имеет колоссальное значение в дизайне помещений. Но важна здесь не только эстетическая составляющая, но и медицинская: различные цвета по-разному влияют на физическое и психическое самочувствие человека, поэтому при отделке дома или офиса необходимо учитывать «азбуку цвета». К примеру, если помещение выполнено в чёрных и серых тонах без ярких акцентов, у обитателей комнат через некоторое время развивается депрессивное состояние. И чем чаще и дольше люди пребывают в окружении такой цветовой гаммы, тем тяжелее будут последствия. Иногда, чтобы справиться с симптомами расстройства, приходится прибегать к помощи натуральных препаратов, обладающих комплексным антидепрессивным воздействием. Но самое верное решение – изменить дизайн помещения, а ещё лучше – заранее продумать цветовое оформление дома или офиса.
Например, исследование, опубликованное в скандинавском «Journal of Work, Environment and Health», а также в «US National Library of Medicine», проанализировало эффекты визуального воздействия различных оттенков света на примере 94 офисных работников на протяжении четырёх недель. Испытуемые заявили об улучшении настроения, производительности и концентрации, а также о более быстром засыпании и улучшении качества последующего сна в условиях преобладания голубых тонов в окружающем пространстве. Помимо этого, они сообщили об уменьшении раздражительности и утомляемости глаз. В исследовании говорится, что «воздействие белого света, насыщенного голубыми волнами, в течение дневных часов улучшает внимательность и производительность труда человека, и уменьшает вечернюю усталость».
Также доказано, что, в зависимости от частоты мерцания и цветовой гаммы, световая стимуляция, как бы «навязывая» новые ритмы определённым отделам мозга, может улучшать приток крови и производство в этих отделах мозга нейротрансмиттеров, в частности серотонина, известного как гормон счастья. А под действием фотостимуляции зелёным цветом, например, на индивидуальной альфа-частоте, происходит нормализация общего сердечного ритма и регуляторных процессов вегетативной нервной системы, что свидетельствует о состоянии релаксации.
В психологии имеется обширный опыт и определены результаты влияния каждого цвета. Приведённая ниже «Азбука цвета» обозначает характер действенного влияния конкретного цвета, а не интерпретацию цвета с точки зрения моды. Влияние цвета на эмоции человека, также как и на его психическое состояние, может быть различным. Прежде всего влияние зависит от индивидуальных особенностей психики человека, его сознания.
Что ж, выбор цветовых решений для дома и офиса зависит лишь от вашего состояния здоровья и темперамента. Осталось только узнать, какой цвет что обозначает и что лечит.
Белый – несёт положительный заряд добра и удачи. Цвет дарит силу, энергию, выравнивает настроение и исцеляет от недугов. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему и способствует очищению организма от шлаков.
Красный – излучает тепло, оказывает возбуждающее действие на нервную систему. Он улучшает обменные процессы в организме, ускоряет кровообращение, нормализует пониженное кровяное давление, сердечную деятельность и повышает иммунитет. Используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори, гнойных ран и дерматологических заболеваний. Переизбыток цвета может вызвать перевозбуждение, переходящее в агрессию, головную боль, усталость и покраснение глаз. Этот цвет противопоказан тучным, раздражительным и легко возбудимым людям.
Оранжевый – помогает раскрепоститься и освободиться от внутренних противоречий. Способствует терпимому отношению к окружающим, укрепляет волю. Цвет омолаживает, помогает восстановлению нервной и мышечной ткани. Используется для лечения болезней мочеполовой системы, селезёнки, улучшает пищеварение, регулирует обменные процессы и оказывает влияние на работу эндокринных желёз.
Жёлтый – стимулирует зрение и нервную систему, тонизирует, улучшает умственные и логические способности, внушает чувство оптимизма. Цвет полезен при нарушении работы печени, стимулирует желчеотделение, лечит кожные заболевания, спасает от бессонницы и возбуждает аппетит.
Зелёный – умиротворяет, успокаивает, обновляет. Цвет нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, успокаивает сильное сердцебиение, стабилизирует артериальное давление и функции нервной системы. Используется при лечении головных болей, утомлении глаз, нарушении зрения.
Синий – ценится за успокаивающее воздействие на психику: оказывает положительный эффект при меланхолии, ипохондрии и истерии. Обладает снотворным эффектом, помогает в борьбе с инфекциями и лихорадками, спазмами и головными болями.
Фиолетовый – успокаивает нервную систему, его можно использовать при психических и нервных нарушениях. Цвет помогает при различных воспалительных заболеваниях, помогает при мигренях, нормализует состояние лимфатической системы. Благоприятен для духовного развития человека, у творческих людей повышает работоспособность. Длительное влияние этого цвета может вызвать состояние тоски и уныния.
Цветотерапию используют даже в фен-шуй (даосская практика символического освоения (организации) пространства), не говоря о современных дизайнерских решениях по оформлению квартир.
Необходимо придавать большое значение цветовым решениям в оформлении помещений, в окраске мебели и одежды. Это необходимо не только для формирования восприятия прекрасного, но и для коррекции поведения и эмоционального состояния человека.
Учитывая особенности влияния цвета на сознание, мы выбрали гармоничное цветовое оформление всех помещений в нашем Центре (iiziae.de), которое благотворно влияет на психоэмоциональное состояние человека. Для этого мы делаем акцент в основном на использовании светлых тонов и различных цветовых оттенков морской волны. В тоже время, яркие цвета мы стараемся использовать по минимуму, также, как и тёмные, делая акцент в цветовой гамме в основном на «эволюционных» спектрах. К так называемым «эволюционным» спектрам мы относим цвета, имеющие позитивное, конструктивное, успокаивающее и гармонизирующее влияние на сознание и здоровье.
Мы внимательно относимся к выбору цвета одежды и стараемся выбирать гармоничное сочетание цветов, создающих дополнительные возможности для каждого участника устойчиво пребывать в позитивных состояниях. Выбор цвета и музыки должен быть сделан с душой и знанием научной базы, благодаря чему создаётся доброжелательная атмосфера в нашем Центре.
С ииссиидилологических позиций, каждый цвет имеет свои особенности влияния на сознание человека, базирующееся на резонансе определённых уровней сознания (см.3 главу). Благодаря музыке, цвету, а также слову, человек может понять и увидеть проявление в себе различных уровней сознания. И наша работа над собой происходит через познание собственных проявлений (активизируются определённые уровни сознания), умение управлять собой и понимать истинные причины своего поведения, психических состояний и реакций.
Что представляют собой звук и цвет? Это — типы проявления излучающих и поглощающих свойств одной и той же, Единой и Универсальной, Энергии, которые очень тесно взаимосвязаны между собой, но всегда по-разному выражают (проявляют) себя в разных условиях Пространства.
Цвет в сочетании с музыкой (звуком) и музыка (звук) в сочетании с цветом имеют сильное воздействие, гораздо большее, чем каждый в отдельности. Одновременному осознанному восприятию звука и цвета нужно научиться. Хотя нельзя отрицать факт влияния музыки и цвета помимо осознанной воли человека.
Многочисленные исследования показали, что сочетание цвета и звука оказывает глубокое и комплексное влияние как на психофизиологическое состояние, так и на всю личностную (психическую) сферу человека.
Самые ранние теории цветомузыки исходят из признания заданной высшей природы трансформации музыки в свет, понимаемой как некий физический процесс. В последующих концепциях начинает учитываться и человеческий фактор с обращением к физиологическим, психологическим, а затем уже и к эстетическим аспектам.
В древнегреческом искусстве проблема синтеза света и звука была разрешена в театре, где драматическое действие, пение, движение, а также эффекты освещения представляли единую организацию.
В XVIII веке была выдвинута идея существования цветовой музыки как независимого искусства. Французский композитор К.Дебюсси (1862 – 1918) хотел, чтобы некоторые его произведения исполнялись при красном свете.
Первые известные теории (Л.Б.Кастель во Франции, также Дж.Арчимбольдо в Италии, А.Кирхер в Германии) были основаны на стремлении достичь однозначности «перевода» музыки в свет на основе аналогии «спектр – октава», предложенной И.Ньютоном под воздействием концепции «музыки сфер» (Пифагор, И.Кеплер). Эти идеи были популярны в XVII-XIX вв. и культивировались в двух основных вариантах:
В России основоположником цветомузыкального искусства считают композитора А.Н.Скрябина (1872-1915). В начале XX века появились первые светомузыкальные композиции, создание которых отвечало реальным эстетическим потребностям. Прежде всего, это замысел «световой симфонии» в «Прометее» А.Н.Скрябина (1910), в партитуре которого впервые в мировой музыкальной практике самим композитором введена специальная строка «Luce» (свет), записанная обычными нотами для инструмента «tastiera per luce» («световой клавир»). Во время исполнения произведения зал погружался в сияние того или иного цвета. Композитор хотел зримо воссоздать «образ пламени» – некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты. Позднее, в 1940 году, знаменитый режиссёр С.Эйзенштейн поставил оперу Вагнера со светомузыкой.
Далее, с развитием электроники и удешевлением её элементной базы, профессиональное световое оборудование стало широко применяться на дискотеках и практически в любой концертной деятельности (что особенно можно проследить на примере поп- и рок-концертов).
В век информационных технологий широко распространены цветомузыкальные визуализаторы. Это специальные мультимедийные программы, которые в момент воспроизведения на экране компьютера или любого цифрового гаджета, строят по определённому алгоритму обработки звукового сигнала узоры, фигуры и прочие цветовые абстракции.
В современной светомузыкальной аппаратуре соответствие цвета звуку строится по такому традиционному принципу разделения частотного диапазона звука на каналы (соответствие необязательное, просто традиционно сложившееся):
В физиологии влияния цвета и музыке открыли немало интересного. Например, при монотонных звуках глаза лучше видят зелено-голубые тона, а оранжево-красные различаются хуже; с нарастанием громкости чувствительность глаз к зелёным цветам увеличивается, а к красным – уменьшается.
Именно для усиления эмоционального воздействия на слушателя применяется синхронизация звука, яркости света и его цветовой гаммы. Проводились многочисленные эксперименты с цветомузыкальным сопровождением занятий как детей, так и взрослых. Например, уроки физкультуры в сочетании со средствами аудиовизуального воздействия способствовали повышению двигательной активности и точности выполнения действий, и в итоге повышается уровень мотивации занимающихся для выполнения физических упражнений.
Как мы выяснили с вами из второй части, посвящённой исследованию влияния звука в совокупности с воздействием цвета и света на сознание и здоровье человека, можно определить основные рекомендации для гармонизации как психического, так и физиологического состояния человека:
Восприятие человека основывается на получении информации от органов чувств, включая интуицию. Все, что нас окружает – есть Информация, а если точнее, множество специфических и разнокачественных фрагментов Информации[3] со своими параметрами и свойствами. Наличие информационных структур, пронизывающих нас и окружающий нас мир является логичным следствием точного выражения – всё есть Информация.
Каждый уровень сознания способен «улавливать» (резонировать) определённую, свойственную только ему Информацию (частоту). Информация, в данном случае, проявляется в сознании человека в виде конкретных мыслей, чувств и эмоций, которые составляют весь набор представлений человека как о самом себе, так и о жизни в целом.
Подобная точка зрения проявления Информации в сознании хорошо сочетается и объясняется в концепциях знания Ииссиидиология. Например, в этом знании глубоко рассматривается универсальная энергоинформационная структура самосознания, его связь с окружающей действительностью и биологическим организмом.
О том, каков механизм возникновения мыслей и чувств в сознании человека, откуда берутся все представления и как формируются в сознании, детально описывается Ииссиидиологией и рассказывается на наших слоуллингах (тренингах) и на тематических докладах в нашем Центре (IIZIAE). Предлагаемая в Ииссиидиологии концепция многомирия логично объясняет одновременное существование всевозможных сценариев развития сознания (проявленного в различных формах людей, животных, растений и так далее), из всей множественности которых каждый раз выбирается тот сценарий развития, который на данный момент является наиболее интересным (резонационным), например, для человека.[4]
С точки зрения ииссиидиологических представлений, прослеживается чёткая взаимосвязь качественности психоментальных состояний человека и качественности сценариев его жизни. Другими словами, качество наших мыслей и чувств, нашего мышления, приводит в итоге к конкретным выборам, от качественности которых зависит, насколько сценарии развития жизни будут для нас благоприятными.
Понимая это, мы стараемся делать акцент на позитивных и интеллектуально-альтруистичных выборах и состояниях. Под выбором также нужно понимать и те слова, которые мы произносим в разговоре. Очень часто получается при общении между людьми накапливается тензорность (неприятие, нежелание общаться с этим человеком), которая возникла из-за недостаточной позитивности и открытости в разговоре.
Ведь слово, как и любой другой информационный элемент окружающей среды, имеет свою смысловую наполненность, качественность и вибрацию, а, следовательно, энергетический окрас. Слово является выразителем наших мыслей и чувств, наших представлений о жизни, наработанных с детства и воспринятых на протяжении всей жизни в социуме. Слово – как часть информации и способ её выражения, имеет свою вибрацию, которая несёт в себе информацию того плана, того уровня сознания, которое активно у нас в данный момент или какой-то период времени.
Одним из способов проявления Информации в нашей психике являются эмоции. Во все времена музыка оказывала и оказывает огромное влияние на психику слушателя. Она способна вызывать бурю различных эмоциональных и чувственных переживаний, которые могут долго оставаться в сознании слушателя после её прослушивания. Выбор любимого музыкального жанра во многом зависит от психологической, социальной и духовной зрелости личности, и от текущего эмоционального и психического состояния. Каждый музыкальный стиль пробуждает в человеке свой образ для подражания. Вот почему музыкальные фанаты начинают невольно подражать своим музыкальным кумирам буквально во всем. И можно достаточно легко определить по внешнему виду и реакциям такого фаната, какому музыкальному стилю (жанру) он отдаёт предпочтение.
Как мы говорили выше, любая музыкальная композиция является выразителем психического состояния её автора. Ведь в момент создания того или иного произведения у автора присутствует активность определённых уровней сознания, которая облекается в музыкальный ряд.
Человеку, который подходит осознанно к выбору музыки, важно знать, что любое музыкальное произведение отражает психическое состояние автора, являясь неким музыкальным рассказом-передатчиком его эмоционального состояния. Написанные в глубокой депрессии, негативизме, негодовании или состоянии радости, влюблённости, ликования, музыкальные произведения навсегда запечатлевают заложенные переживания и всегда несут именно эту информацию слушателю.
Например, послушайте сначала «Лунную сонату» Л.Бетховена и затем Piano Concerto No.21 Andante В.Моцарта или тему Адажио из балета «Щелкунчик» П.Чайковского и сравните ваши состояния.
По этим музыкальным произведениям можно сразу почувствовать разницу в ощущениях, вызываемых этими композициями. Если в первом случае, на мой взгляд, эти ощущения можно было бы охарактеризовать, как выражение какого-то страдания, угнетённости, душевных мук, печали и так далее, то другие - живые, радостные, наполняющие, лёгкие, вдохновляющие[5].
Информация, которую несёт в себе звуковая волна (как и любая другая волна в нашем мире) способна вызывать резонационную активность в конкретном отделе мозга, активизация которого, в свою очередь, ведёт к выработке гормона, соответствующего данной области. Распространяясь по всему организму, гормон, конечно же, влияет на работу органов. Избыточное количество определённого гормона образует дисбаланс в работе всего организма. А если это происходит постоянно, то возможны различные патологии и дисфункции этих органов.
Такое же влияние на выработку гормонов оказывают и наши мысли. Научные исследования показали, что в зависимости от того, о чем думает человек, у него наблюдается активность мозга в разных зонах. Качество психических реакций активизирует определённую зону мозга.
Теперь перейдём к разбору влияния песен, являющихся выразителем союза музыки и смысла слов.
Один из известных творческих деятелей (педагог-новатор) В.Сухомлинский говорил: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством в привлечении к добру, к человечности». Красивая мелодия способна пробудить в человеке положительные эмоции, а стихи в музыкальном сопровождении способны ещё большее влиять на сознание человека.
Часто напеваемые любимые песни становятся нашими мыслями, нашими побуждениями и образом мышления. Поэтому так важен заложенный в стихи песен смысл. Каждая песня оставляет след в нашей памяти и способна даже через многие годы вновь вызвать пережитые когда-то ощущения.
Произносимые или пропеваемые нами слова также являются звуком и несут определённую вибрацию. В наше время существует огромное количество песен, но лишь немногие стихи, на которые написаны песни, имеют высокий смысл, способный наполнить человека самым лучшим, позитивным, добрым и воодушевить на качественный рост сознания.
В песне есть музыкальное сопровождение и стихи. Музыка формирует состояние, а стихи (слово) стимулируют воображение. Стихи вместе с музыкой образуют более глубокий синтез ментальности (интеллектуальности) и витальности (чувства, эмоции).
И именно поэтому одной из действенных методик гармонизации психического состояния в нашем Центре (iiziae.de) является осознанное пение песен с душевными и сердечными словами. Также концерты, на которых мы поем для слушателей высокочувственные песни, являются одним из видов деятельности нашего Центра. Тексты наших песен содержат образ человеческих отношений, основанных на взаимопонимании, доверии, честности, толерантности, открытости, позитивизме!
Основа этого песенного направления – глубокое и осмысленное пение (лучше совместное) задушевных, лирических, высокочувственных песен, помогающих воспитывать и культивировать в человеке чувство гармонии, внутренней красоты, сердечности, альтруизма, понимания. Эти песни с новым смыслом (стихами Ориса), и их уже более 500!, являются кавер-версиями на известные мелодии прошлого столетия. Авторские стихи Ориса легли в основу наших песен.
Когда человек поёт одну из таких песен, то смысл её слов начинает возбуждать в сознании душевные, сердечные психические переживания и это помогает человеку выстраивать образ самого себя, близкий к смыслу текста песни. И таким образом смысл песни становится частью внутренней сути человека и частью его образа. Этот более качественный образ как бы подсказывает человеку, каким он хотел бы быть, помогает вспомнить свои мечты и цели в жизни, и какие взаимоотношения с окружающими людьми он хотел бы иметь. Таким образом, формируется мостик между уже существующей личностью человека в настоящем и им в ближайшем будущем.
Благодаря песенной практике человек может сбалансировать свою ментальность высокой чувственностью для гармоничного развития творческого потенциала личности и стабилизации своих психических состояний на уровне устойчивого позитивизма.
Стихи одной из песен, которые мы используем в песенной практике[6]:
Es kommt vor, dass die Liebe einen seitlich umgeht,
Es kommt vor, dass die Träume uns umsonst aufregen!
Verliere keine Hoffnung und strebe zu deinem Traum mit deinem ganzen Herzen in jegliche Weiten!
Oft spielt das Leben mit uns,
Seelische Ruhe störend,
Aber Träume bleiben Träume, wenn man dazu mit seiner Seele nicht strebt!
Es kommt vor, dass vom alltäglichen Leben müde geworden,
Verlieren wir uns selbst, ohne zu verstehen,
Wo Wahrheit, und wo Lüge ist, wer gut und wer böse ist,
Vor wem wir uns hüten und wem wir vertrauen sollen?...
Unser Leben wählen wir selbst,
Aber, auf jedem Weg gehend,
Begegnet den Menschen mit den Herzen,
Ohne die herzliche Einstellung zu verlieren!
Und wenn man ins Leben auf dem Weg des Guten geht,
Alles in der Welt nur mit Liebe erleuchtend,
So wird das Morgen besser als das Gestern sein,
Und die Welt wird zu einem heissersehnten Traum werden!
Unser Leben ist von uns gestaltet,
Sich mit dem Schöpfer-Schicksal übereinstimmend!
Wenn du deinen Träumen nähertreten willst,
Nimm dein Leben mit deiner ganzen Seele an,
Wenn du deinen Träumen nähertreten willst,
Nimm dein Leben mit deiner ganzen Seele an!
Цвет и звуки, которыми наполнен мир - это бесценный дар каждому из нас. Мы пользуемся им ежедневно, ежечасно, ежесекундно, зачастую даже не задумываясь об этом. Мы воспринимаем цвет и звуки каждой частичкой своего организма. Каждый оттенок имеет свою физическую природу, влияющую на наше сознание и тело. Так давайте использовать этот дар осознанно и целенаправленно, на благо себе и окружающим людям!
Желаем Вам успехов, здоровья и процветания в жизни!
[1] Есть множество видеоклипов в интернете, где вы можете посмотреть этот удивительный и разнообразный по своим проявлениям эффект.
[2] Для создания абсолютной тишины есть специальные, звукоизолированные комнаты, в которой человек может выдержать (согласно книге рекордов Гиннесса) не более 45 минут.
[3] Слово Информация написана с большой буквы для отражения дополнительного смысла, рассматриваемого в ииссиидиологии. Суть его заключается в следующем: всё, что нас окружает, как и мы сами, есть следствие проявления разнокачественных и разнородных фрагментов Информации.
[4] Многомировой подход, одновременность существования всех сценариев развития для любой формы сознания, из которых нужно только выбирать наиболее интересные и качественные, детально описан в одной из брошюр нашего Центра – «О существовании других миров», автор Фироксанта.
[5] Эти и другие классические композиции, а также айфааровские песни и начитанные на немецком языке медитации, вы можете найти на диске, прикрепленном к данной брошюре.
[6] Переводы других песен доступны на нашем сайте iiziae.de