Интеллектуально-Альтруистичная модель как основа Человеческого мировоззрения

Существование разныхмировоззрений и необходимость выбора подходящегопривлекли мое внимание достаточно давно. В данной работе я освещаю круг актуальных вопросов, связанных с поиском наиболее унивесального мировоззрения, и стараюсь выявить взаимосвязь мировоззрения и различных сфер человеческой деятельности. Очевидность влияния мировоззрения на самосознание и, как следствие, на все сферы жизнедеятельности, сподвигла меня глубже разобраться в самом понятии, его составных частях и поиску новых точек зрения на существующие социальные и научные вопросы.

Примечание от автора: размышления и выводы, сделанные в данном реферате,отражают мое личное виденье на данный момент.Используемое нестандартное написание некоторых слов и терминовявляется авторским ходом, попыткой вложить дополнительный смысл к уже известному.

Введение

Ситуация, в которой оказалась наша цивилизация на современном этапе развития всех сфер жизни, требует пристального рассмотрения. Любые мировоззренческие вопросы, касающиеся развития науки, культуры, искусства, любой сферы социума и каждого человека в отдельности, были основополагающими на протяжении всей истории Человечества.

Многие ученые, социологи, психологи, философы и просто обычные люди сходятся в том, что мы живем, с одной стороны, в эпоху сравнимую по важности с открытием огня или изобретением первого компьютера для человечества, с другой - жесткого кризиса Мировоззрения, главных человеческих ценностей и неопределенности дальнейших путей развития.

На мой взгляд, вопросы, затрагиваемые в данной работе очень глубоки и взаимосвязаны по своей содержательной сути и важны для осознания каждым человеком. Ответы направлены на то, чтобы предоставить альтернативную и взаимоувязанную точку зрения всем интересующимся такими мировоззренческими и духовными вопросами, как: «в чем смысл моей жизни и жизни вокруг?», «в каком направлении и как можно развиваться?», «что такое познание и как работает наш разум?», «существуют ли границы научного познания и познания вообще?», «сознание – что это?», «как и где зарождается мысль?», «как и почему я принимаю те или иные решения в своей жизни?» и многие другие.

Неоспоримый технократический рост нашей цивилизации явно доминирует над гуманитарным развитием. Наличие громадного техногенного перекоса обращает на себя пристальное внимание и безотлагательно нуждается в гармонизации в сторону решения ряда социальных вопросов.

Мизерное финансирование во многом порождает низкий процент в общем потоке научных исследований такого объекта изучения, как – сам человек! Стоит упомянуть о слабой активности в этом направлении как самих ученых, так и госаппарата. Это значит функции [17], которые на себя возложила наука, не могут полностью и адекватно выполняться, и в настоящее время наука не может предвидеть и нивелировать множество развивающихся в обществе процессов. Экологический и экономический кризисы только подтверждают крайне однобокое развитие цивилизации и сподвигают на полный пересмотр всех устаревших и мешающих двигаться вперед представлений, а также на поиск информации, отвечающей на поставленные вопросы. В рамках всего Человечества мы говорим о радикальной смене всей парадигмы мышления в интеллектуально-альтруистичную сторону на базе целостного восприятия Мира и человека в нем.

Технократическая асимметрия давно возникла в структуре единого корпуса научного знания: 95% знаний составляют знания естественной и технической предметности, 5% знаний - знания о живом веществе и ничтожная доля от 1% - знания об интеллекте и сознании человека (В.П. Казначеев). Эти тенденции явно указывают на отставание гуманитарной сферы. Оказалось, что перекос знания и образования в сторону технической науки и технологии принес кризисное состояние всей цивилизации. Выход из создавшегося положения философия видит в критическом анализе ценностей, лежащих в основании культуры техногенной цивилизации, создании новой системы ценностей, идеалов, смыслов, которые позволят сформировать как коллективную систему мировоззрения и картину мира, так и индивидуальную систему мировоззрения каждого человека с помощью философии и образования. [7]

Всевозрастающие темпы развития цивилизации выявили узость разных научных подходов, в том числе и самых современных, но показали складывающиеся позитивные тенденции к объединению разных областей знания, включая концепции, объясняющие феномен сознания. И в данной работе речь пойдет об ииссиидиологии, как одной их таких концепций, которая мне наиболее близка.

1. Взаимосвязь эволюции мировоззрения и развития науки

Когда-то давно, когда как таковой науки еще не существовало, была натурфилософия – считавшаяся матерью всех наук. Тогда она занималась изучением всего окружающего Мира. Затем в силу сложности рассматриваемого предмета, слабых познаний и возможностей человеческого разума, начался распад по специализированным «цехам» для сбора, накопления первичной информации и выстраивание первоначальных взаимосвязей. Сейчас в эпоху ускоряющейся конвергенции разных отраслей наук, то есть их пересечении (сближение и взаимодействие) и объединении, возникают все новые и все более сложные междисциплинарные области по разным направлениям, и в том числе изучающим работу сознания, работу мозга. Группы наук объединяются в одну единую группу, но значительно более сложную и более многообещающую.

Я убежден, что развитие любой научной и любой другой сферы жизни полностью зависит от сознания человека, от его мировоззрения – это как призма, сквозь которую мы смотрим на мир, воспринимаем и познаем. Возникающий перекос в сознании влечет искажение в интерпретации наблюдаемого мира и его явлений. И вполне логичным будет вывод, что с осознания собственных «искажений» (или особенностей) при восприятии окружающего и внутреннего мира, начинаются любые изменения в парадигме мышления и освоение творческого потенциала.

На данный момент вопросами познания и функционированием разума занимается когнитивистика, или когнитивные науки. Это целый спектр отдельных наук, объединенных одним предметом исследования. Перечислю основные из них: философия (раздел – эпистемология), психология, логика, физика, математика, биология, нейробиология, нейрофизика, биофизика, генетика и эпигенетика, различные информационные технологии и другие. На современном этапе когнитивные науки активно конвергируют, привлекая новые научные отрасли и знания, результатом такого объединения является аббревиатура НБИК – или нанобиоинфокогно. И относительно с недавнего времени подобные центры стали активно создаваться по всему миру (недавно исследовательский центр с подобным названием открылся и в России).

Когнитивная наука – наука о познании, в рамках которой объединили свои усилия ученые самых разных направлений, включая когнитивную этологию (изучение интеллекта животных) и биологию. Возможно, она поможет существенно продвинуться в деле моделирования деятельности мозга. Сейчас нет ясного понимания того, на каких базовых принципах наш мозг работает. И вообще, что такое сознание и его природа? Ситуация такова сейчас, что наука не способна дать вразумительное объяснение феномену сознания, так как и по сей день официально признанной в ортодоксальной науке является материалистический (ньютоновский) подход. Но, позвольте, данный подход способен с достаточной степенью точности описать материю как совокупность частиц, с набором определенных свойств и характеристик, но в подобный подход сознание никак не вписывается. А как тогда быть с одушевленностью? И поскольку в мире все взаимосвязано, то возникает закономерный вопрос - как тогда одушевленность может влиять на материю? Многие научные воззрения слабо отличают мозг и его деятельность от сознания человека.

Сейчас многие ученые задают подобные вопросы, как например: «Нам важно знать, что такое Сознание, потому что именно с его помощью мы изучаем Мир и создаем все вокруг. Другого способа, инструмента у нас нет. Любые технологические достижения человечества - они сделаны человеческим мозгом. Значит мы должны знать, как это происходит. Сейчас физика активно уделяет внимание изучению мозга, потому что такая сложная вещь как Сознание, в наше знание о физической картине Мира не вписывается, она никаким образом не порождает психические феномены. С этим надо что-то делать. Либо у нас правильные представления о Вселенной и о Мире, в котором мы живем, либо не правильные. И мы хотим знать, кто мы, потому что от наших собственных ментальных возможностей зависит все. Зависит социум, технологический прогресс, медицина и т.д.» ([1], от 31.01.2010г.)

«Моделирование коры головного мозга. Для этого нужно сложить в одну картину связи всех нейронов, вещества, которые они выделяют, взаимодействия. 10 000 контактов для каждого 10 млрд. нейрона, а количество степеней свободы, которыми они обладают, превышает количество частиц в известной нам Вселенной. Вот почему для изучения тайн мозга нельзя применять лобовые атаки. Даже собрав информацию о каждом нейроне, мы получим разобранную до винтика машину, а дальше что?» [1]

Почему человек принимает в одной и той же ситуации порой диаметрально противоположные решения? И процесс принятия решения невозможно свести только к активности отдельных нейронов или конкретным участкам головного мозга в отрыве от всего остального. «Веер конвергенции, направленный на изучение человеческого Разума, ведет к огромному всплеску социальных процессов и соответствующих изменений в массе гуманитарных дисциплин. Работа мозга - это то, что управляет всем нашим социальным поведением. В принятии экономических, политических, психологических и других решений. К примеру, принятие экономических решений изучает нейроэкономика. Нейроэкономика использует экономические модели для изучения мозга и достижения нейробиологии для построения экономических моделей» [1]. Это междисциплинарное направление в науке на пересечении предметов экономической теории, нейробиологии и психологии.

Например, для объяснения механизма зарождения мысли, необходим переход от ньютоновской механики, согласно которой мироздание функционирует как хорошо отлаженный часовой механизм, к своеобразной квантовой теории в области биологии. И наиболее близкими ко всевозможным открытиям в этой сфере сейчас находятся эпигенетика, квантовая физика и квантовая механика. То есть, чем глубже наука погружается в бескрайний океан знаний, тем быстрее она подбирает ключи к объяснению породившего ее и тем быстрее приходит понимание всеобъединяющей сути всего – Сознания.

Решение множества сложных и перспективных проблем человечества сейчас возможно только за счет синергетического эффекта, то есть через объединение целого спектра знаний как из различных научных областей, так и новых концепций, незаслуженно обойденных вниманием. Я уверен, что человечество сейчас проходит этап «первичного» глобального объединения всех ментальных и всех чувственных наработок, что крайне необходимо для дальнейшего гармоничного сосуществования и развития на планете Земля всего человечества и других форм разума. Мне это напоминает процесс собирания единой картины из маленьких пазлов. Чем более гармоничной, то есть четко прорисованной (взаимоувязанной) будет картина, и чем меньше останется неиспользованных пазлов (вопросов разного характера), тем о большей объективности имеющихся представлений, накопленных человечеством на данный момент, можно будет говорить. И к такой более объективной картине можно прийти в одном случае, когда существующая научная картина мира сможет описать феномен сознания (и его конфигурацию), тогда ТО, с помощью чего мы и познаем этот мир станет неотъемлемой областью научных исследований.

2. Ключевая роль мировоззрения

В чем она заключается? И что такое мировоззрение как таковое? Давайте разбираться вместе в этом вопросе, и для этого обратимся к имеющимся представлениям об этом понятии.

Вначале стоит вкратце упомянуть, что количество информации, накопленной человечеством на данный момент огромно, но ничтожное количество ее осознано и понято. Не всякую информацию можно считать знанием. Под знанием понимается особая познавательная единица, как форма отношения (включая практическое) человека к окружающей его действительности. Информация в процессе обработки должна приобрести знаковую форму или выразиться с помощью других знаний, имеющихся в памяти, она должна получить определенный смысл и конкретное значение. Таким образом, в превращении информации в знание участвует целый ряд не исследованных современной наукой закономерностей, таких как регулирующих деятельность мозга различных психических процессов, а также учитывающих разнообразные правила, включающие знание в систему актуальных общественных связей и культурный контекст.

Конечно же, знание является результатом процесса познания, имеющего собственную структуру и этапы, напрямую связанные с этапами развития человеческого общества. Человеческое познание развивается вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением и специализацией, то есть можно условно представить асимптотическую спираль, стремящуюся от краев к центру, от примитивных представлений о природе и человеке до наиболее сложноорганизованного, многоаспектного и информационно более ёмкого понимания процессов в окружающей действительности.

В инерционном (историческом) рассмотрении человечество перешло от мифологического и языческого познания, затем от натурфилософского и религиозного, к научно-духовному познанию, где наука тесно начинает переплетаться с интуицией, как своеобразные «инь и ян». Ответим теперь на вопрос: что такоемировоззрение? Это довольно широкое понятие, включающее в себя систему ценностей и верований человека, убеждения, образ мыслей и чувств, характер и наклонности, привычки, совокупность взглядов, принципы и идеалы, весь опыт. Другими словами – это всё информационное наполнение сознания, используемое человеком ежемгновенно в любых своих выборах и отражающее творческую активность его интеллекта и чувственности.

Можно выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой. Теоретический уровень - это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

В структуру мировоззрения входят и идеалы. Идеалы могут быть как научно обоснованными, так и иллюзорными; как достижимыми, так и нереальными. Как правило, они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу, не только отражающую действительность, но и ориентирующую на ее изменение. В процессе формирования мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства.

Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием. Соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинаково их представление в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей.

Традиционно мировоззрение делится на подсистемы в их взаимосвязи:

  • познавательная;
  • ценностная;
  • поведенческая.

Различают также "Коэффициент интеллектуальности" мировоззрений. Он различен в зависимости от того, какую подсистему мы рассматриваем. Степень эмоциональной насыщенности «Коэффициентов интеллектуальности» также варьируется. Мировоззрения включают в себя оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся только к интеллектуальным составляющим, но и обязательно включают все человеческие эмоции. С мировоззрением сопряжены все человеческие качества. Интегрируясь в Самосознании со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они становятся больше, чем просто знанием, превращаются в познавательные убеждения - в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. «Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды - ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе - всего мирового сообщества».

Ценностные ориентации становятся убеждениями человека после проверки опытом и конкретными действиями. В процессе своей жизни так или иначе человек определяется в своих убеждениях о себе и о Мире, и у каждого это занимает разные временные промежутки. Если человек имеет открытую познавательную позицию, гибок в своих мнениях и умеет конвергировать разные точки зрения, приводя их к общему уравновешивающему все стороны знаменателю, инициативен и открыт новым веяниям жизни, то мировоззрение такого человека имеет больший информационный потенциал, ёмкость и степень гармоничной уравновешенности между всеми фрагментами информации. Некоторые могут сказать о таком человеке как об одаренной, талантливой и эрудированной личности, имеющий ясный разум, живой ум, наряду с его душевностью, сердечностью и чуткостью.

В том случае, если в мышлении человека устойчиво доминируют тенденции к закрытой познавательной позиции, то данную личность в большинстве своем можно охарактеризовать как консервативную, обладающей косностью и неповоротливостью, шаблонностью и стереотипностью мышления, зачастую имеющей отсталые и достаточно поверхностные взгляды на жизнь, боязнь нового и различные страхи перед будущим. Дуальностные характеристики познавательных позиций приведены для того, чтобы читателям было легче себя идентифицировать по характеристикам разных групп и понять, что самые важные изменения начинаются тогда, когда есть осознание и понимание необходимости изменений и/или корректировки в себе.

Уровень сформированности и качественности Мировоззрения зависит от множества факторов, например: от возраста человека, полового признака, начального воспитания, среды обитания и здоровья, а также от наследственных (генотипическая наследственность и эпигенетическая предрасположенность) и некоторых других факторов.

Каждой системе мировоззрения соответствует своя картина мира, и мы это с вами увидели. Это один из важных тезисов. Картины мира делятся в соответствии с мировоззренческими категориями и бывают: научной, философской, религиозной, мифологической и так далее. Таким образом, само по себе мировоззрение - это как призма, сквозь которую мы воспринимаем окружающий Мир, и в тоже время как отпечаток или фотография, на которой запечатлены все произошедшие события и опыт в жизни человека, так и ожидания будущего, и целостно отражающую его психоментальную активность в определенный жизненный период. Эта «фотография» имеет индивидуальные особенности, как в подаче информации, так и в ее интерпретации. Каждая такая «фотография» имеет отпечаток индивидуальности и имеет множество смысловых и психоментальных слоев (уровней).

Еще выделяют структурные части мировоззрения:

  • Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.
  • Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира (религиозные, эзотерические, научные и так далее), пространства, времени, общественного развития человека, его деятельности или познания, будущего человечества и тому подобное.
  • Методологический уровень - высший уровень мировоззрения - включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Мы выяснили, что понятие мировоззрения – это сложная система со множеством собственных составляющих, уровней и коэффициентов. Дальнейшее раскрытие темы реферата будет направлено на рассмотрение эмоциональной и интеллектуальной насыщенности мировоззрения с точки зрения обобщенного описания таких понятий как Альтруизм и Интеллект. Подобный анализ нам позволит выстроить связь между общепринятыми представлениями о чувственной и ментальной составляющей нашего сознания с ииссиидиологическими.

Выбранный формат этой работы не позволяет на данный момент провести объемное исследование всех имеющихся подходов к описанию Интеллекта и Альтруизма, что, конечно же, во-первых, повысило бы уровень достоверности и обоснованности выводов и заключений, а во-вторых, повысило бы у читателей информированность по рассматриваемой тематике.

3. Интеллектуальная составляющая самосознания

Четкого и однозначного определения интеллекта нет. Есть разные подходы и попытки его описать и измерить. Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению и планированию на основе опыта, пониманию, применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [3]. Принято различать два основных смысла термина «интеллект» - эволюционный и дифференциальный [3]. Интеллект, это развивающаяся способность сознания, изменяющаяся в определенных пределах на протяжении жизни. Это его эволюционная характеристика. В дифференциальном смысле интеллект - характеристика, которая варьирует у разных индивидов внутри одного вида. С этой точки зрения люди отличаются друг от друга по типу или уровню интеллекта [3]. Интеллект, как способность, обычно реализуется при помощи других способностей: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и так далее.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

  • способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике;
  • многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации;
  • память, объём рабочей памяти.

Выделяются биофизические параметры «интеллектуальной энергетики»: количество информации, ускорение (частота, скорость) и расстояние её передачи, - с объединением их в «формулу интеллекта». Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность[3]:

  1. любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
  2. глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
  3. гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
  4. логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
  5. доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;
  6. критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
  7. широта мышления — способность ко всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и её многовариантности;
  8. также различают (по версии Википедии) социальный интеллект, как способность правильно понимать поведение людей. Эмоциональный интеллект - группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.

В определенной степени изучен интеллект и рассудочная деятельность у животных, этим направлением занимается отдельная наука - когнитивная этология. Осознанное развитие и реализация интеллектуальных возможностей человека напрямую связаны с мировоззрением.

4. Чувственная (альтруистичная) составляющая самосознания

Альтруизм (франц. altruisme, от лат. Alter — другой, другие) – понятие, нравственный принцип, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму. В психологии иногда рассматривается как синоним или часть просоциального поведения.

Термин введён в этику французским философом Огюстом Контом как противоположный по смыслу эгоизму. Принцип альтруизма восходит к древневосточным нравственным представлениям, формулируется в христианстве («возлюби ближнего своего, как самого себя»), а в 17-18 вв. становится компонентом многих этических учений (Шефтсбери, Хатчесон, А.Смит, Ж. Руссо и другие). В истории морального сознания человечества принцип альтуризма имел двоякое значение. С одной стороны, начиная с эпохи разложения первобытных общин, он выражал нормы взаимопомощи в рамках личных взаимоотношений индивидов, противодействуя влиянию частнособственнических интересов и других общественных тенденций, разделяющих людей, формировал сознание людей в духе бескорыстного служения друг другу. Альтруизм сохранил это значение вплоть до буржуазного общества, где распространяется на область частной благотворительности и личных услуг. С другой стороны, всякая попытка представить принцип альтруизма как путь преобразования антагонистического общества на внеэгоистических началах, в конечном счёте, вела к идеологическому лицемерию, скрывала антагонизм классовых отношений. В условиях социализма принцип альтуризма сохраняет значение главным образом в области личных взаимоотношений между людьми, оказываясь недостаточным там, где люди служат «...не их «ближним», а «дальним», то есть всему обществу в целом...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 22).

Русский философ Владимир Соловьев в работе «Оправдание добра» обосновывает альтруизм через жалость и считает его естественным проявлением человеческой природы (всеединства), тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком. Общее правило альтруизма, согласно В. С. Соловьёву, может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою.

Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях. Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам.

Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому человеку, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность— филантропией.

Кроме доброй воли и сострадания, альтруистические поступки нередко совершаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.

Мотиваций к проявлению человеком альтруизма может быть множество. Альтруизм в нас закодирован даже на генном уровне, но это примитивный альтруизм и не предполагающий интеллектуальных предпосылок. Клетки и все органы нашего организма также функционируют на абсолютно альтруистичной основе. Это естественное проявление Жизни и один из законов Вселенной: «Чем больше и искреннее отдаешь, тем больше пребывает, чтобы отдать еще больше!». Это смысл существования всех энергий вокруг в их круговороте, нескончаемом обмене, качественном видоизменении и преобразовании. Альтруизм - это состояние «ОТДАВАНИЯ и привнесения» всего лучшего, что у меня есть, в жизнь другого человека, и это целым каскадом благородных поступков отражается в обществе.

5. Необходимость синтеза Интеллекта и Альтруизма в своих выборах

На тему проявления Альтруизма и Интеллекта в социуме снято большое количество различных видеоклипов, популяризирующих подобный образ отношений и жизни. И, к сожалению, пока крайне мало создано познавательных фильмов на эту тему, рассказывающих о ценности интеллектуально-альтруистичной модели поведения, о важности такого образа мышления для каждого индивида и общества в целом. Тревожит и настораживает старательное молчание и отсутствие реальных исследований социологов, психологов в различных научных областях, НАПРЯМУЮ связанных с повышением качества социальных отношений в обществе. Совершенно ясным для понимания научными светилами, политиками разных уровней, социологами, должен был стать факт о кричащей необходимости реализации целенаправленных действий по улучшению социально-психологического климата общества, интеллектуального уровня населения и целого ряда вопросов связанных с этим.

Для многих уже стало нормой, когда мы, к примеру, с легкостью помогаем пожилому человеку в транспорте, готовы уступить место, пропустить в очереди, помочь пройти через пешеходный переход, накормить голодных дворняг, поделившись остатками еды и так далее. Но «слепое», бездумное проявление альтруизма может принести больше вреда, чем пользы. То есть необходимо порой глубоко задумываться над интеллектуальной составляющей любого осознанного альтруистичного акта и не только своего. Это порождает еще одно очень важное внутреннее качество человека как Ответственность. Без культивирования в себе этого качества, все наши попытки сделать жизнь счастливее и лучше будут носить очень кратковременный и поверхностный характер и не будут направлены на решение действительных причин, порождающих экономические, экологические, социальные и другие кризисы. Ведь, как известно, любой кризис – это прежде всего кризис мировоззрения, когда жизнь уже порой в крайней форме и настойчиво показывает результаты устаревших представлений, что уже давно пришла пора менять на более новые, совершенные и гармоничные.

К примеру, в межличностных взаимоотношениях - это проявление матери по отношению к своим детям, и без интеллектуальной подхода в этом вопросе мать порой просто не видит, КОГО же она своим всепокрывательством и потаканием воспитывает, и не понимает, как усложняет жизнь ребенку в Будущем. Также отсутствие интеллекта в альтруистичных выборах, тем более, если это происходит методично, приводит к мощному развитию в человеке, к которому обращен альтруистичный поступок, эгоистических, потребительских, иждивенческих тенденций. В таком случае альтруизм просто начинает вредить другой личности, которая может играть на жалости к себе и всячески манипулировать этим другими.

Это сложный и неоднозначный нравственный вопрос: между тем, чтобы не быть безразличным к нуждающимся и тем, чтобы помощь была действенной и достаточной, чтобы помочь человеку «встать на ноги» или разобраться с какой-то сложной, произошедшей в его жизни, ситуацией и вместе двигаться дальше. Ведь даже помощь советом в нужный момент это уже альтруистичное проявление интеллекта. В любом случае каждый решает эту задачу для себя сам и получает свой, необходимый для него, опыт.

В силу того, что интеллект и альтруизм также присущ животному миру, где идет борьба за выживание, то человек неосознанно и часто осознанно копирует поведение животных (наличие разнообразнейших хищнических тенденций в поведении людей), тем самым тормозя не только собственное развитие, но и всей цивилизации. Ведь применение интеллектуальных способностей без их глубокого синтеза с чувственной и с сердечной заботой привносит в жизнь столько очередных «злых гениев», разного рода «интеллектуальных и моральных уродов», приводит к паразитическому истреблению природных ресурсов и многим другим нежелательным последствиям. Когда ученый, творя свое изобретение, мало заботится о том вреде, которое оно может принести другим формам жизни, он показывает явный пример интеллектуального перекоса в ущерб чувственной составляющей. И подобных трагических примеров применения перекошенно-интеллектуальных способностей (считай агрессивных) в истории развития человеческой цивилизации очень много.

Синтез интеллектуальных способностей с высокочувственными – это естественный, эволюционный этап гармоничного единения правого и левого полушарий, что ведет к мощному раскрытию в сознании человека Интуиции и пониманию Ответственности за всё, что нас окружает. Плодами такого единения становятся поистине величайшие открытия и социальное подвижничество на благо всех людей планеты и всех других форм разума. Мы приходим к эре, где мы осознанно можем сделать нашу жизнь лучше!

Интеллектуально-альтруистичные тенденции в обществе нарастают как снежный ком и обретают все больший вес и популярность. Проекты, направленные на интеллектуально-альтруистичное развитие всех людей планеты, уже набирают силу, и один из них - Центр Интеллекта и Альтруизма "Айфаара" в Крыму.

Именно появление такого знания как ииссиидиология дает НОВОМУ мировоззрению, основанному на высокочувственном Интеллекте и Высокоинтеллектуальном Альтруизме детальную информационную базу. В ней детально объясняется значимость двух ключевых составляющих нашей внутренней человеческой сути: это высокоальтруистичный Интеллект и высокоинтеллектуальный Альтруизм, которые, будучи выраженные в ежедневном принятии решений, постепенно, шаг за шагом меняют наш путь развития на более осознанный и целеустремлённый. Что или кто меняет наше общество к лучшему в плане совершенствования наших представлений о смысле существования каждой личности? Это могут быть только люди, вдохновлённые жаждой позитивизма и творческой инициативой посвятить свою жизнь на благо всех людей.

Всестороннее расширение в научном сообществе существующих представлений (детально и концептуально описываемых в ииссиидиологии) о законах природы, начиная с 4-х фундаментальных взаимодействий, о возникновении энергии, пространства и времени. В этом знании аргументируются новейшие представления о многомирии, о природе реликтового излучения, чёрных дыр и квазаров, о сложнейшей иерархии и взаимосвязях элементарных частиц, структурирующих нашу материальность, переопределяются такие понятия, как мерность, континуум, энтропия, частота, геном, сознание.

Вся информация, изложенная в книгах Ориса, взаимосвязана, как с научной точки зрения, так и с гуманитарной. Решение целого спектра актуальных социально-экономических вопросов возможно на основе альтруистично-интеллектуального базиса, утверждающего и развивающего нравственно-этические нормы общества. В частности, предлагается уникальная интерпретация причин всех психических и физиологических процессов, происходящих в организме человека. Но наиболее определяющей, ключевой для духовно-интеллектуального развития, концепцией в ииссиидиологии является интерпретация зарождения Самосознания, которую можно принять в науке как «космическую гипотезу возникновения мироздания».

Решению подобных вопросов в своем творчестве уделяли пристальное внимание многие ученые, философы и мыслители, такие как Вернадский В.И. (Учение о Ноосфере), А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский, Пьер Тейяр де Шарден, И.А.Ефремов (1908-1972), философский аспект развивали такие ученые, как В.С.Соловьёв, И.Кант, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, С.Булгаков, С.Франк, работы академика А.А.Ухтомского и многих других.

На современном этапе внимание развитию интеллектуальных способностей с необходимостью синтеза с чувственностью уделяли и уделяют такие известные авторы, как Эдвард де Боно («Шесть медалей оценки», «Серьёзное творческое мышление», «Шесть шляп мышления»), Тони Бьюзен («Могущество духовного интеллекта», «Супермышление»), М.Б.Менский («Сознание и квантовая механика»), П.Гаряев, Ошо и другие. Огромный вклад в развитие глубоких человеческих ценностейвнес Стивен Кови («7 навыков высокоэффективных людей», «Восьмой навык. От эффективности к величию» и многие другие).

Говоря о необходимости синтеза (соединения) интеллектуальности и чувственности мы подошли к более детальному описанию ииссиидиологических концепций, раскрывающих энергоинформационную природу сознания, его уровни, а также раскрывающих мировоззренческие аспекты в межличностных отношениях.

Отличительной особенностью ииссиидиологии, в добавление к творчеству перечисленных авторов, является концептуальный подход, описывающий как саму природу возникновения, так и дальнейшую эволюцию сознания человека. Автор предлагает целостную систему детально взаимосвязанных взглядов на весь окружающий нас мир – от Вселенной до кванта, расписывая ее именно с позиции сознания и разума.

Мировоззренческий аспект человеческих отношений в ииссиидиологии очень ярко и подробно описывается автором в 15 томе «Бессмертие доступно каждому». В этом томе детализируется первостепенность и показывается важность в проявлении каждым человеком на пути его развития Интеллекта и Альтруизма. На жизненных примерах описываются возможно-реальные последствия отсутствия (деградации) или перекоса в сторону одного из этих двух составляющих самосознания в наших выборах.

Заключение

Пришло время становления новой парадигмы науки и образования в целом. Необходимость формирования интеллектуально-альтруистичного мировоззрения и выработка толерантной мировоззренческой позиции человека, привлечения внимания к гуманитарному образованию - все это требует разработки концепции становления и методологии НОВОГО мировоззрения и построение теории сознания и личности.

Анализ существующих концепций указывает на отсутствие целостного подхода, удовлетворяющего всем предъявляемым требованиям. Разработка такой концепции с точки зрения категорий, принципов, методов рефлексии позволяет привлечь категориальный аппарат философии.

Каким должно быть миропонимание и мировоззрение XXI века? Оно должно быть неклассическим, синергетическим, ноосферным, эволюционным, инновационным, гибким и креативным, для того, чтобы стать всеобщим основанием единой науки и единого образования. На мой взгляд, единственная концепция, гармонично сочетающая в себе и детально раскрывающая духовные аспекты человеческого развития с интеллектуальным – это ииссиидиологическая.

«Концепция представляет научное мировидение и общую (единую) картину мира, занимающую доминирующее положение в системе мировоззрения как целостность. Целостность мировоззрения имеет предпосылками целостность научного знания, идеи коэволюции - сопряженного и взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Для создания целостного мировоззрения необходим трансдисциплинарный подход, и синтез выводов гуманитарных, естественных наук, а также всех форм современной культуры. Более того, нельзя забывать, что научная картина мира конвергирует с картиной жизни и картиной человека, связывая основания науки о мире с экзистенциональными основаниями самого человека».[7]

Акцент на формировании именно ииссиидиологической картины мира обоснован структурой самого знания и целостностью предлагаемого мировоззрения, универсальностью идей и взглядов - теории возникновения сознания и его эволюции, а также развития и взаимосвязи сложных систем любой природы.

Главным отличием ииссиидиологического миропонимания в противовес классическому пониманию мира, для которого нет понятия настоящего, прошлого, будущего, являются понятия пространства и времени, роль сознания и информации в любых явлениях природы и общества. Данные вопросы очень детально изложены и объяснены в «Основах Ииссиидиологии».

Одной из задач проведенного исследования было выявить важность и актуальность рассматриваемой темы реферата и показать круг острых социальных проблем и вопросов, и как мало человечество действительно понимает, осознает и делает, как в направлении их решения, так и освоения своего истинно человеческого потенциала. Важность осознания смены мировоззрения в масштабах человечества огромна, также велика потребность в реализации конкретных шагов и действий по активному развитию в каждом из нас высокочувственного интеллекта и высокоинтеллектуального альтруизма.

Интеллектуально-альтруистичный тип жизненного творчества способствует развитию более качественной альтруистичной чувственности на фоне гармоничной позитивной интеллектуализации самосознания «личности», благодаря чему она начинает глубже воспринимать окружающую действительность и более гармонично ощущать себя в неразрывной связи с окружающим её миром.

Пока не придет осознание этого, на Земле будут продолжаться войны и насилие, нищета и голод, несправедливость и разруха. Существует огромное множество путей нашего общего развития, где главенствующее интеллектуально-альтруистичное мировоззрение, реализуемое в наших выборах, позволяет без огромных временных и материальных затрат сделать жизнь человечества лучше. Эволюция нашего коллективного разума через развитие в себе интеллектуально-альтруистичного восприятия неуклонно ведёт нас к значительному увеличению сроков жизни и насыщенной творческой деятельности, а впоследствии, за счет научных открытий в различных областях науки, удастся реализовать физическое бессмертие человека.

Для этого уже сейчас нам всем нужно научиться определять качественную динамику большинства наших выборов: являются они в большей степени альтруистичными и разумными или же, — по каким-то из направлений жизненного творчества, - оставляют желать много лучшего. Устойчивое состояние устремлённости к духовному и интеллектуальному самосовершенствованию, уверенно основывающееся на знании ииссиидиологии, очень сильно помогает ускорить динамику этого индивидуального эволюционного процесса.

В заключение еще хочется добавить, что информация, положенная в основу всех мировых религиозных верований, эзотерических концепций и духовных мировоззрений, является слишком поверхностной и далёкой от тех уровней понимания, которые действительно позволяют по-настоящему понять, глубоко осмыслить суть происходящих процессов и все причинно-следственные связи. А обоснование принципов своего мировосприятия только на том, что именно «так» (по преданиям!) в течение многих тысячелетий поступали все «просветлённые люди», и старания во всём в точности подражать им, ничуть не продвинули нас к глубокому пониманию тех истинных Причин, Законов и Принципов, благодаря которым всевозможные желания проявляются в нашем самосознании, а затем реализуются и преобразуются через него.

Мотивированность каждым из нас глубокими интеллектуально-альтруистичными воззрениями, являющимися фактически наиболее эволюционно более зрелыми и основанными на интегральном подходе, а также учитывающими весь накопленный человечеством опыт и множество конструктивных концепций, позволяет ставить перед человечеством долгосрочные гуманитарные цели и достигать их, в отличие от широко популяризируемых и используемых «сейчас» подавляющим большинством людей ложного «потребительского» мировоззрения и «гламурных» человеческих ценностей.

Сделать жизнь гармоничной, светлой, позитивной и интеллектуальной - это действительно трудная, но выполнимая Задача, если взяться за нее всем вместе. Эта Задача требует, помимо терпения, неудержимого желания и высокой целеустремленности, наличие мудрости, многогранных и глубоких знаний и любви к жизни! К жизни, в которой медицина борется не с последствиями, а эффективно устраняет причины заболеваний и максимально продлевает срок биологического существования, где уже найдены безграничные источники свободной энергии, а все отношения между людьми насыщены любовью, добротой, взаимопониманием, открытостью, чуткостью, поддержкой и Единством - в общем устремлении бесконечно жить и гармонично развиваться![16]

Распространение Центров Интеллекта и Альтруизма по всей планете несет в себе высшую гуманную цель, способную духовно преобразить всё Человечество и вдохнуть Веру в собственные возможности и безграничный творческий потенциал каждого. Центры Интеллекта и Альтруизма открывают эру нового, человеческого, интеллектуально-альтруистичного, всепланетарного мировоззрения! [16]

Ссылки на первоисточники:

1. Передачи научного-публицистического характера «Истории из Будущего» (РФ, «5 канал», С-Петербург, 2010-11 гг.)

2. Фильм «Живая Матрица – Наука исцеления» (The Living Matrix), 2009 г.

3. ВиКи

4. Эпигенетика. Александр Вайсерман

5. academic.ru

6. Словари на Яндексе

7. ххх

8. Орис, Ииссиидиология, «Бессмертие доступно каждому» 15 том

9. Арутюнян М. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы / М. Арутюнян // Высшее образование в России. - 2004. - № 12. - С. 32-37.

10. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке. - СПб.: Астерион, 2003. – С. 592

11. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - C. 82.

12. Савицкий, И.П. О философии глобального образования / И.П. Савицкий // Философия образования для XXI века. - М., 1992. - C. 10.

13.     Кондратьев К.Я. Экодинамика и геополитика. Т. I. Глобальные проблемы / К.Я. Кондратьев, В.К. Донченко. - СПб., 1999. –С. 1032

14. Субетто А.И. Ноосферизм. Т. 1. Введение в ноосферизм / А.И. Субетто. - СПб.: ПАНИ, 2001. – с. 537 

15. Субетто А.И. Ноосферный императив в системе качества социально-гуманитарного образования в университетах России в XXI веке / А.И. Субетто. - М.: Академия Тринитаризма, Эл. № 77-6567, публ. 10169, 24.12.2002.

16. МИЦИАР

17. Основные функции науки. Ее социальная роль. Андреева С.А.

Просмотров: 789