В этой работе проведено исследование понятия ответственность. В ней рассматриваются различные виды ответственности и их характеристики, в том числе с точки зрения нового знания - ииссиидиологии. Также подробно описана другая сторона ответственности – безответственность, каким образом она проявляется в нашей жизни и как влияет на нашу судьбу.
Возьмите на себя ответственность за свою жизнь
и начинайте решать стоящие перед вами проблемы.
Они существуют для того, чтобы помочь вам вырасти,
а не для того, чтобы вас сокрушить.
Стив Павлина
Ответственные люди весьма востребованы в наше время, впрочем, как и всегда. Они приветствуются везде: на работе, в быту, в семейных, дружеских и духовных взаимоотношениях. Ведь на таких людей можно положиться в любом деле.
Достаточно подробно понятие «ответственность» рассматривается в психологии и социологии. Но есть новое знание - ииссиидиология, дающее дополнительное понимание этого термина, которого нет в наших обычных представлениях.
Этот термин довольно-таки распространён у человечества. Что интересно, во всех случаях он связан не только с умением отвечать за что-либо, но и реагировать на что-либо соответствующим образом. Устойчивое взаимодействие людей в рамках общества связано с выполнением ими определённых требований, обеспечивающих нормальное функционирование общества. Эти требования включают обязанности, выраженные в правилах, нормах, традициях, нарушение которых трактуется как безответственность и может повлечь за собой наказание.
Под социальной ответственностью понимается отношение к поступкам личности с точки зрения общепринятых правил. Это отношение может представлять собой негативную реакцию на несоблюдение установленных стандартов, но не всегда. Хотя с точки зрения психических переживаний самой личности желательно нести ответственность за каждый миг своей жизни, за каждое решение, за каждый поступок и даже за каждую тайную мысль, потому что в природе всё взаимосвязано. [1]
Об этом и говорит нам ииссиидиология, которая ставит своей целью коренное изменение коллективных представлений социума о мироустройстве с консервативных и эгоистичных на альтруистично направленные и более объективные, предсказывая тенденции эволюции человечества в более гармоничные и благоприятные сценарии его будущего. Она призывает следовать лишь в одном из множества возможных направлений, которое предполагает быстрый скачок интеллектуально-альтруистичного развития цивилизации, при котором и понятие ответственности трансформируется в более масштабное.
Ответственность делят на индивидуальную и коллективную, граждан и юридических лиц, материальную, моральную, политическую и т.д. В научной литературе в большинстве случаев она трактуется лишь как подотчётность и вменяемость. В юридической науке ответственность изучается главным образом в плане «наказуемости».Давайте немного познакомимся с каждым видом.
Индивидуальная ответственность заключается, на мой взгляд, в том, что мы должны быть ответственны перед другими, открытыми, искренними, чувствовать боль и радость другого человека, быть готовыми прийти на помощь в ситуации, когда не помочь нельзя. Но при этом не нужно пытаться взваливать на себя груз ответственности за жизни других людей.
Индивидуальная ответственность, по-моему, это не то состояние, когда от нас что-то требуют или заставляют что-то делать или в чём-то принимать участие. Это активная жизненная позиция, основанная на действии и его результатах. Совершая или делая что-то, мы не можем отнестись к этому без наивысшей степени прилежания, старательности, внимательности, компетентности, - тогда возникает чувство внутреннего удовлетворения от выполненной деятельности. Ответственность помогает идти дальше, добиваться поставленных целей.
Коллективная ответственность - форма ответственности, когда за деяния, совершаемые одним или несколькими членами группы (семьи, рода, хозяйственной организации, трудового коллектива, воинского подразделения, класса или группы в учебном заведении, жителей одного населённого пункта, страны и так далее) несёт ответственность вся эта группа целиком.
Юридическая ответственность есть разновидность обязанности, наступающей при наличии определённых деяний или их результатов, отрицательно оцениваемых законодателем. Такая обязанность выступает как мера определённых для субъекта лишений, ограничений и имущественного характера в том числе. Задачей юридической ответственности является не только наказание правонарушителей, но также удержание их от свершения новых правонарушений и стимулирование правомерного поведения людей. Это обязанность, но принудительно исполняемая. Общая обязанность всех и каждого удерживаться от причинения вреда другому лицу и не совершать правонарушения. В случае нарушения этой обязанности субъект обязан возместить ущерб потерпевшему, восстановить, привести имущественное положение в такое состояние, в каком оно находилось до нарушения права. [2]
Материальная ответственность – правовой термин, обозначающий обязанность лица возместить ущерб, причинённый другому лицу. Материальная ответственность в трудовом праве – это не только обязанность работника возместить ущерб, причинённый работодателю (предприятию, учреждению, организации и т.д.), но и также обязанность работодателя возместить ущерб, причинённый работнику (в случае незаконного лишения возможности трудиться, задержки заработной платы, причинения ущерба его здоровью, имуществу и т.д.).
Политическая ответственность представляет собой возникающую с участием субъекта в политических отношениях обязанность принимать решения и осуществлять действия в целях должной реализации своих политических полномочий и претерпевать соответствующие последствия в случае неисполнения или ненадлежащего их исполнения. Моральная ответственность означает ответственное поведение по отношению к другим людям, способность правильно понять нужды, как других людей, так и свои собственные, уважение к личности, помощь, поддержку.
Сегодня чувство ответственности больше ассоциируется с умением человека держать данное слово, а также принимать решения, при которых личность действует не только в собственных интересах. Воспитание чувства ответственности заключается в том, чтобы приучить себя видеть свои обязательства, а также уметь выполнять их и «расплачиваться» за последствия. Причём плата может выражаться во времени, в деньгах или в психических переживаниях. Необходимо уметь платить за собственные ошибки даже тогда, когда нет желания делать это.
В этике ответственность - это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть результат твоих поступков (действий). Этика ответственности в особенности актуальна в рамках политической или хозяйственной деятельности.
В истории философии идея ответственности развивается с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. В классической философии она затрагивалась только в этом контексте и далеко не всегда была терминологически оформлена. Ответственность - одно из проявлений свободы, в частности, как автономии: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. На это указывал ещё Аристотель, что произвольное (т.е. свободное) действие, но совершённое в неведении, свидетельствует о порочности действия, а то и испорченности самого деятеля. [3]
Ответственность – это составляющая совести. Создавая определённые ограничения, требуя контроля за собой, а также необходимости отвечать за свои поступки, она даёт свободу, уважение, придаёт уверенности и открывает новые возможности.
Ответственность - это не вина, но уверенность в себе. Она включает личную подотчётность и способность действовать на благо себя и окружающих. Её обратной стороной, как подсказывает мой личный опыт, то есть проявлением безответственности, является чувство вины. Вместо совершения действий по устранению последствий безответственных поступков, это чувство заставляет нас оправдывать свои прошлые действия, «застревать на них», постоянно как бы убеждаясь в собственной несостоятельности, никчёмности, невозможности что-либо сделать добросовестно и качественно. А когда мы, так сказать, застреваем (зацикливаемся) на наших прошлых неудачах и переживаниях, то нам сложно достигнуть чего-то позитивного в настоящем, так как мы теряем веру в собственные силы.
Но есть другая сторона крайности, - принимание на себя гиперответственности за негативные или дискомфортные состояния других людей, которые испытывают их не в силу нашей ответственности (например, если мы принципиально не пошли на какие-то уступки или противоправные, аморальные действия), а в силу своей собственной безответственности в отношении чего-нибудь или кого-нибудь.
Находясь в постоянном психическом напряжении от тревожности и страха, мы боимся допустить оплошность, совершить неправильный выбор, сделать кому-то плохо. В результате, это чувство вины может вылиться для того, кто его испытывает, в неконтролируемый гнев и раздражение на самого себя, в отчаяние, жалость к себе из-за проявляемой в этот период собственной неаккуратности, равнодушного отношения ко всему вокруг, а также несообразительности и всяческого несовершенства, как ему кажется. Это, как правило, чревато депрессией, психическими внутренними конфликтами, а затем может перейти в серьёзные болезни или даже закончиться суицидом.
Ещё одна сторона безответственности - это жалость к себе (её скрытая форма). Проблема жалости к себе заключается в том, что мы не всегда видим и признаём за собой это чувство. Что это за чувство и как распознать жалость к себе? По сути, это перекладывание личной ответственности за свои негативные или иные деструктивные состояния на других людей (детей, родителей, партнёра, соседа, чиновника, государство, человечество), на обстоятельства, взваливание на них всей вины за свой дискомфорт, просчёты, ошибки, недочёты, недоработки, лень, инфантильность и т.д.
В таких случаях используются все, на кого можно выместить всю свою злобу, раздражение, негодование, обвинить их в этом и выставить себя жертвой их безответственности. Такие состояния стали нормальными для всего человеческого сообщества, одним из признаков которого являются честолюбие и безответственность. Такие деструктивные отношения не смогут привести ни к чувственной гармонии, ни к интеллекту.
Более того, при устойчивом пребывании в непозитивных состояниях возникают болезни, полосы неудач, и если человек и дальше не признаёт своих ошибок, это значит, что снова последуют ещё более тяжёлые болезни и ещё более безвыходные ситуации, которые ожидают в неблагоприятных сценариях ближайшего будущего, - до тех пор, пока глубоко не осознается истинная причина всех бед и несчастий.
Как же распознать скрытую форму жалости к себе? Критерии таковы:
Безответственность (отсутствие ответственного отношения к жизни) – это личностная позиция, которая предполагает отсутствие задач и обязательств, неделание и неумение отвечать за последствия собственных действий. Безответственность проявляется в нежелании участвовать в важных процессах и принимать решения в сложных ситуациях. Такая позиция удобна для самого человека, избавляет его от лишних проблем и хлопот. Безответственный человек – это вечный ребёнок, убеждённый, что всё происходит само собой.
Это качество формируется в процессе воспитания. Безответственность детей часто формируют их родители, притом по-разному: опекая, укрывая и защищая от трудностей и житейских неурядиц. Иногда наказывая и подавляя, в результате чего у ребёнка формируется безучастие, равнодушие и озлобленность по отношению к взрослому миру. Сами родители являются «примером» для детей своей же безответственной жизнью или тем, что безынициативно относятся к порученной им работе, бездумно выполняя чью-то инструкцию.
В подобном случае это будет демонстрацией высокой степени ответственности руководителя, а не нашей, если наша степень ответственности ниже. Это может выражаться в так называемом «пофигизме», невнимательности, разгильдяйстве, неуклюжести, высокомерии и прочем, из чего складывается состояние безответственности, - тогда ответственность за результат работы полностью ложится на руководителя, так как именно он должен был предусмотреть разные варианты.
Бывает наоборот, когда наше состояние ответственности выше, чем у того, кто поручает нам работу, - тогда именно мы должны предупредить его о возможных и нежелательных вариантах последствий, которые можно не допустить тем или иным образом. Это делается не для того, чтобы снять с себя ответственность за возможные последствия, - это естественное состояние личной ответственности за что-то или кого-то, это уже созревшая и устойчиво активизировавшаяся в самосознании, альтруистичная способность именно так себя осознавать.
Это привычка делать всё по совести, что в любом виде деятельности поможет предусмотреть нежелательные и непредвиденные ситуации и каждый раз, глубоко осознав собственные ошибки, в будущем делать уже выборы взвешенно и ответственно. Тогда постепенно появится интуиция - способность предусматривать то, что станет менее вредным и более надёжным.
В ииссиидиологии про ответственность в отношениях говорится, что это способность позитивно и с глубоким пониманием отвечать на нужды, просьбы и ожидания тех, с кем мы общаемся, кого любим. Если мы находимся в состоянии безусловной любви, то мы добровольно возлагаем на себя ответственность за психоментальные состояния, качественность представлений и условия существования других форм окружающей нас действительности, к кому в данный момент направлены наши мысли, чувства, слова и действия.
Бывает, что наше неосознанное слово или даже мысль может повлиять на психоментальные состояния других людей, вызывая соответствующие реакции и последствия для них и для нас. Часто это является причинами чьей-то гибели или распадов семей, гражданских и мировых войн и т.д. Состояние ответственности основано на глубоком уважении и понимании каждой формы самосознания (животные, растения, насекомые, вода, планета и т. д) и проявлении её собственной индивидуальности, а не на страхе или благоговении перед кем-то.
Такое уважение не позволяет людям использовать другого в своих эгоистичных целях и меркантильных интересах. Высокочеловеческие отношения устанавливаются только при наличии обоюдной свободы, а любые признаки господства не могут породить ни взаимную любовь, ни уважение.
С ииссиидиологической точки зрения становится ясным, что в нашем вечном существовании всегда имеются разные сценарии развития событий и их бесчисленно много. Сценарии развития идут параллельно и одновременно переходят друг в друга. Каждую секунду мы в своём самосознании имеем большое количество сценариев, в котором собран весь опыт наших других личностных интерпретаций.
То есть всегда одновременно существует огромное количество сценариев, где мы совершаем разные выборы. В одних сценариях они менее качественные, потому что основываются на меньшем количестве опыта, недостающего для проявления более высоких степеней понимания и ответственности, в других более качественные, где опыта значительно больше.
Повышая степень качественности состояния собственной ответственности, то есть активизируя в самосознании устремлённость к самообучению и саморазвитию, мы усиливаем и углубляем позитивную самооценку, что гармонизирует наши отношения с окружающим миром, а также утверждает нас в психическом и физическом здоровье. И, кроме того, это помогает нам в большей степени проявляться в тех из возможных сценариев, где и остальные люди по отношению к нам прилагают такую же высокую степень ответственности, какую мы проявляем к каждому из них.
В ииссиидиологии есть такое понятие как «иммунитантная ответственность». Это один из качественных человеческих признаков, подразумевающий безусловное состояние насущной потребности личности отвечать не только за свои поступки и действия и их последствия, но также и за выборы других людей. [4]
Это тип персональной ответственности, которая свободна от любых признаков насилия над личностным самосознанием и результат взаимодействия состояния высокоинтеллектуального Альтруизма и высокочувственного Интеллекта. Эти два качества (состояния) относятся к ллууввумическому (человеческому) направлению развития. [5] Именно это направление развития имеет широкий диапазон и является наиболее гармоничным и ведущим к дальнейшей эволюции человека. Определяется оно наличием в выборах и реакциях человека двух вышеназванных признаков, в зависимости от активности которых будут становиться благоприятными обстоятельства его жизни, например, семейные отношения и взаимоотношения с другими людьми.
В данной работе проведено краткое исследование ответственности с позиции психологии, социологии, этики и истории философии. Все они в принципе говорят об одном, что это качество присуще человеку в той или иной степени. Знание ииссиидиология предлагает рассматривать ответственность в её наивысшем проявлении, то есть когда человек отвечает не только за себя, но и за других. Такая ответственность присуща уже более развитому человеку. Такой человек имеет глубокие знания о себе и об окружающей действительности, что позволяет ему понимать единство со всем. Именно поэтому он старается контролировать свои мысли и чувства так, чтобы они были только позитивными и не вносили в мир дисгармонию. К собственным выборам он также относится с большой ответственностью. Подобная ответственность в ииссиидиологии называется иммунитантной.
[1] TOP SECRET – сайт о психологии. Статья «Ответственность за безответственность»
[2] «ВСЁ О ПРАВЕ» - информационно-образовательный юридический портал. Понятие юридической ответственности.
[3] Словари и энциклопедии на сайте «Академик». Философская энциклопедия. Ответственность.
[4]. О.В. Орис, «Ииссиидиология. Основы», 3-й том, издательство: ОАО «Татмедиа» «ПИК «Идел-Пресс», г. Казань, 2014г.
[5] Орис О.В., том 15-й «Бессмертие доступно каждому»-17406, Изд.: ОАО «Татмедиа», г. Казань, 2012г.