В данной статье рассматривается такое патологическое состояние человека, как кома с позиции новейшего космологического знания ииссиидиологии. Статья может быть полезна людям, уже знакомым с ииссиидиологией, родственникам пациентов, попавших в кому, а также врачам, которые понимают, что кома - это не только патологический процесс в физическом теле, но и неизученные процессы в самосознании человека. Вопрос, возникающий у врачей и родственников: что происходит в самосознании человека в это время - остаётся во многом без ответа.
Используя информацию, положенную в основу ииссиидиологии, о многомирии, многосценарности, перефокусировках, самом феномене смерти, процессах, протекающих в самосознании пациента - можно изменить отношение медицины и всего общества к людям, попавшим в такие ситуации. Понимая, что происходит в самосознании пациентов в коме, врачи могут осознанно вести их, а родственники, зная, что очень многое зависит от них (и это не только хороший уход, но и вера в выздоровление) могут помочь пациенту вернуться к нормальной жизни
Написать эту статью меня сподвиг один сайт, на который я вышла в поиске материала по проблеме комы. Наверное, именно чувства людей на форуме, которые ищут помощи и поддержки у тех, кто оказался в таких же обстоятельствах и смог выйти из них, активизировали моё желание поделиться своими мыслями по этой сложной теме, как врача, как человека, изучающего ииссиидиологию, да просто как небезразличного человека к страданиям других людей. Что же нового можно сказать в теме, о которой много написано, ведутся медицинские исследования, пишутся диссертации? Но оказывается, что сказать можно, потому что оставшихся вопросов гораздо больше, чем ответов на них.
Если рассматривать человека только как физическое тело (без принятия того, что это сложнейшая система психо-духовных и физиологических взаимосвязей) с функционирующими органами и в частности мозгом, то серьёзные нарушения (будь то травмы мозга или какие-то заболевания) приведут к отказу физиологически слаженно работающих систем, как к отказу механизма машины. Но человек является гораздо более сложной системой взаимосвязей, и поэтому процессы, происходящие при коме, должны рассматриваться с разных точек зрения, существующих в рамках теологического, философского, психолого-эзотерического и других подходов. Сама проблема комы - это целый комплекс порой трудно решаемых задач, которые встают перед медиками и родственниками (поддержание жизнеобеспечения, этические и правовые нормы, трансплантация органов, эвтаназия).
Кома – одно из загадочных состояний человека. Для окружающих оно является промежуточным между жизнью и смертью. Человек не умирает, но и нормально не живёт. И чтобы понять, что происходит в то время, пока человек находится в коме, необходимо больше знать о протекающих процессах. Имея более глубокое понимание о том, что происходит в нас и вокруг нас, а также знание о многомерности, многосценарности, взаимосвязях всего существующего, о бессмертии, даёт возможность каждому человеку осознанно выбирать, как жить и как справляться со всеми возникающими ситуациями.
«Кома (от греч. koma – глубокий сон, дремота) - это состояние, при котором у больного отсутствуют какие-либо реакции на внешние раздражители. Клинически кома проявляется полной потерей сознания, нарушением двигательных, чувствительных и соматических функций, в том числе жизненно важных. Кома — это не только состояние нарушения сознания, при котором пациент внешне не проявляет способности ощущать и отвечать на внешние раздражители, это также системное нарушение работы организма человека в целом, требующее мониторинга и экстренной коррекции» [1].
Кома бывает органической, при поражении головного мозга из-за инсульта, травмы, воспаления, а также дисметаболической из-за системных нарушений метаболизма. Последний вид ком разделяют на эндогенные (гипергликемическая, гиперосмолярная кома, кетоацидотическая кома при диабете), экзогенные (воздействие токсинов, алкоголя, седативных препаратов и наркотических веществ и т. д.) и постгипоксическую кому. Кома может развиваться быстро или постепенно, нарастая от утомляемости и оглушения до сопора и собственно комы [1].
Выход из комы у всех происходит с разным успехом. Часть пострадавших остаются в вегетативном состоянии длительное время. «Вегетативное состояние — это один из вариантов выхода из комы. С комой его объединяет только отсутствие контакта с пациентом. Проблема вегетативных состояний — результат развития медицины, прежде всего реаниматологии и неврологии, так как ранее такие пациенты, как правило, умирали. В клинической медицине разных стран нет единого определения вегетативного состояния.
По распространенному определению Американской врачебной ассоциации: «Вегетативное состояние — это когда человеческий организм, циркулярно бодрствующий (т. е. открыты глаза) или находящийся во сне, не проявляет никаких поведенческих реакций, когнитивных функций, не имеет способности отвечать обученным способом на внешние события или стимулы, включая невозможность речи, понимания обращений, способности инициировать или производить целенаправленные действия. Если такая потеря сознания длится дольше, чем несколько недель, то часто называется устойчивым вегетативным состоянием — УВС» [1].
В своей работе далее под термином кома (при длительном течении), я часто буду подразумевать и УВС (устойчивое вегетативное состояние).
Кома может длиться от нескольких часов до нескольких суток, недель и даже лет. В истории есть случаи нахождения в коме людей по 10, 19, 30 лет и даже 42 года: американский пожарный 43-летний Дон Херберт вышел из десятилетней комы, 39-летний житель США Терри Уоллис пришел в себя после 19 лет комы, китаянка Чжао Гуйхуа, которая очнулась после тридцати лет пребывания в коме[3]. Самая долгая в истории кома длилась 42 года! В возрасте 16 лет американка О’Бара впала в диабетическую кому, и с тех пор ни разу не «просыпалась» на протяжении 42 лет. СМИ прозвали её «Спящей Белоснежкой» [3].
На данном этапе развития медицины врачи не могут точно сказать, выйдет данный пациент из комы (УВС) или нет. И в таких случаях встаёт тяжелейший вопрос об отключении от аппарата ИВЛ (искусственной вентиляции лёгких) и прекращении поддерживающей терапии [4,5]. Как и любое неизлечимое заболевание, наступившая кома у одного из членов семьи – это всегда возможность (на фоне отчаяния, усталости, неверия) для проявления самых лучших качеств, которые изменяют жизнь как самих окружающих, так и попавшего в кому.
Говоря о коме, нельзя не сказать о том, что если рассматривать нашу жизнь как одну единственную, то и исход будет только тот, что мы видим (либо выход из неё, либо вегетативное состояние, либо смерть). С появлением знания ииссиидиологии горизонты представлений о существовании человека расширяются. В основе этого знания лежат базовые принципы многомерности, многомирия, многосценарности. А это значит, что мы проживаем не одну жизнь, а бесчисленное множество.
Понятия времени и пространства в ииссиидиологии также имеют совсем иные интерпретации, но существующие на данном этапе системы восприятия не позволяют увидеть всё это. А раз мы не видим, то значит, по нашим представлениям это и не существует. Для того чтобы постараться объяснить то, что происходит во время комы, мне нужно ввести некоторые ииссиидиологические понятия. Возможно, кому-то будет сложно из этой статьи сразу понять значение специфических терминов ииссиидиологии, поэтому для более глубокого понимания я предлагаю познакомиться с ними в первоисточниках [7,8].
Я постараюсь объяснить эти некоторые понятия, которыми оперирует ииссиидиология, на маленьком примере с вазой. Ваза состоит из разных химических элементов, которые объединены в форму. Вазе соответствует определённая информация, которая её структурирует и придаёт ей определённые свойства. Глазурь и краски – это тоже определённая информация. Вазу без этих элементов представить невозможно, а элементы без формы проявления тоже представить сложно. Ваза – это форма (её создают формо-творцы), а всё остальное, что её структурирует и даёт ей возможность проявиться – это информация (инфо-творцы).
Формо-творцы находятся в нашем самосознании, и представляют энергию, а инфо-творцы также находятся в нашем самосознании, но представляют уже реализованную информацию (это наши индивидуальные ОДС). ОДС (ОЛЛАКТ-ДРУОТММ-системы) являются информационной базой, хранилищем информации, принадлежностью коллективного сознания всего человечества, а также и других прото-форм (то есть растений, животных, минералов, и других не известных нам сейчас форм самосознаний, которые, в свою очередь, сформированы прото-формами молекул, атомов, элементарных частиц), а наши индивидуальные ОДС - это тот конкретный личностный опыт, который нарабатывается нами в течение жизни, это какие-то представления, свойственные для коллективного сознания человечества [6,13].
Инфо-творцы информационно находятся в ОДС и резонационно, своим фокусом дуального отражения (ФДО) откликаются на динамику фокуса пристального внимания (ФПВ) формо-творцов, которые находятся в формо-системе миров и образуют окружающую действительность [7, 8, 9, 10, 11, 12]. Как нет отдельно формы вазы от её структуры, так и нет отдельно ОДС от формо-систем миров. Можно сказать, что одно (формо-системы миров) без другого (ОДС) не имеет возможности проявиться – это заложено в самих свойствах информации. Через информацию проходят инициирующие импульсы, в результате чего происходит момент взаимосвязи каждого из разнородных структурирующих её фрагментов с каждым из других разнородных фрагментов. На базе этого проявляется всё то, что мы определяем, как энергия, время, пространство, формы самосознания, которые являются составляющими формо-систем миров [6,7].
Все формы самосознаний проявляются через фокусную динамику, которая является результатом смещения фокуса пристального внимания (ФПВ) - интереса от одной конфигурации к другой, а каждая конфигурация обладает своим набором уникальных, неповторяющихся сочетаний или специфических наборов взаимосвязей в различной степени активности всех физиологических, ментально-психических, чувственных характеристик в данное мгновение. Фокусная динамика - это проявление формо-системы, её неотъемлемая часть, без которой формо-система просто не в состоянии проявиться. То есть информация, которая находится в ОДС, через фокусную динамику имеет возможность постоянно проявляться в Мироздании как сочетания информационных фрагментов. Все формы самосознаний посредством ОДС осознают самих себя в качестве тех или иных форм проявления.
Таким образом, наш интерес определяет форму нашего проявления. А поскольку этот интерес многочастотный, мы и проявляемся в той форме, которая в наибольшей степени соответствует этой частоте и даёт возможность этот интерес осуществить. ОДС - это информационная составляющая, а ещё одно понятие, которое необходимо для объяснения процессов, происходящих при коме, - это ВЭН (временная эфирная наполняющая). Она обладает не только информацией, но и энергией, то есть ВЭН - это механизм реализации содержимого индивидуальной ОДС [6,7,8,9, 10, 11, 12].
Ещё одним важным понятием в ииссиидиологии являются УУ-ВВУ-конгломераты. Они служат структурной частью ОДС, в то время как проявленные формы (люди, животные, растения) - это структурная часть формо-систем миров. То есть УУ-ВВУ-конгломераты несут в себе определённые сформировавшиеся представления, мысли, чувства. Когда эти конгломераты проявляются через форму, они становятся участниками фокусной динамики личности, с помощью которой они и могут проявиться в Мироздании [6,7,8,9, 10, 11, 12].
Те представления, которые в большей степени принадлежат человеческому направлению развития, составляют главную временную ось, то есть синтез идёт между человеческими доминантными качествами при влиянии других фоновых качеств, которые в той или иной степени участвуют в этом процессе [19]. И, чем в большей степени фоновые качества влияют на междоминантный процесс, тем в большей степени представления носят признаки той прото-формы, которая в качестве доминанты вклинилась как катализатор синтетического процесса [13]. То есть главная временная ось – это те представления, которые являются доминирующими в синтезе человеческого направления развития, а факторные оси – это представления, которые являются разнопротоформными, но без которых невозможно двигаться в человеческом направлении [6,7,8,13,14].
В современном обществе смерть рассматривается как состояние полного прекращения жизнедеятельности человека. Но и человек рассматривается как биосистема. Что происходит за порогом смерти, никто не знает. Чем меня и привлекло знание ииссиидиологии – это тем, что в цикле книг «Бессмертие доступно каждому» и «Основы ииссиидиологии» автор Орис О.В. раскрывает одну из самых интригующих тайн человечества – бессмертие. И я приведу одну цитату, чтобы читателю захотелось побольше узнать, что же такое на самом деле смерть, прочитать первоисточник, перестать её бояться, и понять, что происходит при коме.
«Смерть» — это всего лишь один из бесчисленного множества методов, позволяющих ГООЛГАМАА-А непрерывно получать от всех своих Прото-Форм, вибрационно проявляющихся в этих специфических Уровнях Энерго-Плазмы, максимально глубокий и обширный синтезированный Опыт творческого Существования. «Смертей» — как факта непрерывной творческой динамики «личностного Самосознания» — нет, поскольку ни одно существо никогда не в состоянии переживать себя «мёртвым» (включая и такие известные состояния, как клиническая «Смерть» и «кома»), а всегда — только живым. Каждая, визуально наблюдаемая кем-то «Смерть», психологически «обставлена» таким образом, чтобы наблюдающим её «людям» предоставить максимально возможные (для каждого конкретного случая) условия для Синтеза каких-то из Уровней собственного Опыта (не делай этого, потому что погибнешь; не поступай так, потому что «умрёшь»...), а также для реализации близких, друзей и родственников «умершего» через разнокачественные психические реакции, влекущие за собой всю возможную гамму качественных изменений в их Самосознаниях» [12].
Ещё один базовый принцип ииссиидиологии – это то, что ВСЁ субъективно воспринимаемое как нечто «существующее», «происходящее», появилось одновременно-одномоментно и существует ВСЕГДА. Мы вписаны своими конфигурациями как кадры в киноплёнки, а киноплёнок бесконечное множество. И мы только можем нашим фокусом резонационно скользить по своим конфигурациям в зависимости от того, какие мы осуществляем выборы. Всё это и есть мультиполяризация (одновременная разнонаправленность) фокуса. Существование принципа многомирия и многосценарности объясняет одновременное существование огромного количества сценариев. В одних сценариях выборы менее качественные, потому что базируются на меньшем количестве опыта, полученной нами информации, в других – более качественные, так как там больше опыта. То, что мы сейчас сделали именно этот выбор, не значит, что он был единственным, ведь где-то в других сценариях, в других своих интерпретациях мы сделали совершенно другие выборы [6,7,8].
Перефокусируясь (смещаясь) из одного сценария в другой, мы обеспечиваем себе более качественный и более высокий энергопотенциал в следующей нашей конфигурации. Под перефокусировками (индивидуальное перепроецирование из одной фокусной конфигурации в качественно иную) понимается резонационный сонастрой на определённую конфигурацию, который создаёт возможности проявиться в определённых сценариях. Сама же конфигурация каждой формы самосознания обладает набором уникальных качеств и вписана по резонансу в соответствующий мир. Знание о перефокусировках необходимо для того, чтобы понимать, что самой смерти для человека не существует и всегда есть возможность перефокусироваться в более благоприятные сценарии [6,7,9,12].
Итак, после некоторого объяснения важных ииссиидиологических понятий перейдём к рассмотрению того, что происходит во время комы с позиции ииссиидиологии.
Кома — это очень необычное состояние самосознания, во время которого вся динамика осуществляется совсем по другой схеме, чем это бывает во время бодрствования. Кома не является тем, что мы называем смертью, так как при ней не происходит нарушения взаимосвязей с главной временной осью. При коме возникают гораздо более обширные возможности перефокусировок в другие личностные интерпретации. Человек, находящийся в коме, через ФДО-динамику в факторных осях его самосознания наиболее активных УУ-ВВУ-конгломератов (представлений) как бы осознанно одновременно взаимодействует со множеством других своих интерпретаций в других сценариях, и продолжает так же неосознанно взаимодействовать со всем его окружением в сценариях, где он лежит в коме.
Из-за повреждений или необратимых процессов в отдельных участках мозга (вследствие болезни или травмы) продолжают осуществляться взаимодействия между ФДО и ФПВ только на уровне некоторых систем биологического жизнеобеспечения, а также с отдельными, оставшимися неповреждёнными, центрами мозга. Остальная же динамика инерционно осуществляющихся перефокусировок сосредоточена в структурах самосознания одной или нескольких других личностей, не находящихся в своих формо-системах миров в состоянии комы. Это те личности, которые получили не столь серьёзные повреждения вследствие своих психических реакций, которые спровоцировали кому.
В состоянии комы перефокусировки осуществляются в те из сценариев, где формо-творцы структур мозга, которые остались неповреждёнными или лишь частично уничтоженными, переориентируют свою деятельность на процессы восстановления утраченных с индивидуальной ОДС взаимосвязей. Повреждённые участки мозга уже не восстановить, но при определённых методах возможно образовать новые нейронные пути, по которым информация из ОДС смогла бы достичь основных центров мозга. То есть при определённых методиках возможно перенаправить перефокусировки пациентов в те сценарии, где у них возникают новые нейронные взаимосвязи в мозге, и эти взаимосвязи могут проходить не по предыдущим путям, как было до аварии или травмы, а по новым альтернативным.
Примером восстановления нервных путей является случай с Терри Уоллисом, американским шофёром, который впал в состояние комы в 1984 году и вышел из неё через 19 лет. При изучении феномена учёные пришли к сенсационным открытиям: «Для изучения мозга Терри ученые применили комбинирование ряда методов сканирования мозга, включая новый — «отображение тензора диффузии» (diffusion tensor imaging — DTI), который отслеживает положение молекул воды. Все вместе эти методы позволили, во-первых, увидеть в мозге новые нейронные сети, выращенные взамен пострадавших при аварии, а во-вторых, определить активные и навечно пропавшие участки мозга.
Оказалось, что Уоллис постепенно вырастил новые структуры в своём мозге, причём их форма и расположение не соответствовали обычной анатомии. Фактически, мозг создал альтернативные схемы для самых разных своих функциональных участков, не копируя те сети, что погибли при аварии, а строя новые там, где получилось. Также анализ разницы между снимками, выполненными через два месяца после возвращения Терри к сознанию и через 18 месяцев, показал, что некоторые из вновь выращенных нервных сетей оказались неудачными и потом вновь «выключились». А другие, напротив, сильнее активизировались и еще более укрепились по мере того, как Уоллис демонстрировал все лучшие и лучшие результаты» [15].
Но так как у больного в коме нет чёткой фиксации самосознания в конфигурациях тех личностей, которые пребывают в коме, а ещё параллельно идёт противоречивая информация из других сценариев, то у него происходит сбой, как у компьютера. И для того, чтобы произвести все манипуляции, как у компьютера у человека нужно перезагрузить всю систему самосознания и направить его перефокусировки на самоотождествление с теми личностями, которые выходят из комы. Выйти больному из осознавания себя в этих жизнях бывает довольно сложно, и никакие физические, болевые воздействия со стороны не помогают. В современных исследованиях ведётся поиск методов, которые могли бы пробудить больных из состояния комы, но по большей части они пока являются экспериментальными, хотя есть и хорошие результаты от использования музыки, общения и других воздействий.
Состояния больного в коме напоминают состояния осознанного сновидения, личность как бы спит, но одновременно в той или иной степени участвует в других своих жизнях. В этот период у пациентов часто происходит переосмысление прожитой жизни. Но из-за того, что ФПВ-ФДО-динамика самосознания мультиполяризована, то процесс мышления более заторможен, чем он бывает в состоянии бодрствования. То есть у больного одновременно происходит сразу множество переживаний, которые не относятся к данной формо-системе миров, а процессы, происходящие в биологическом теле, осуществляются в мирах родственников и врачей, от которых очень многое зависит.
Чтобы понять, как происходит смещение в формо-системах миров, есть хороший пример с радиоприёмником: частота проявления нас в фокусируемых нами мирах сменяется точно также, как и частота в радиоприемнике. Используя ручку настройки частоты, мы можем смещаться в сторону выбранной нами частоты. Вот так происходит и с больным, находящимся в коме. В коме перефокусировки в те или иные сценарии происходят по степени наибольшего преобладания, доминирования в самосознании личности активности определённых конгломератов (переживаний) ОДС. И тело пациента, когда он выйдет из комы, будет одновременно прибывать в самых разных формо-системах миров, потому что всегда есть множество вариантов индивидуальных выходов из этого состояния. Такими вариантами при активности низкочастотных конгломератов могут быть перефокусировки в другие прото-формы, а при активизации более высокочастотных конгломератов, через множество смертей в менее качественных мирах, проявление в сценариях с выходом из комы, и даже в сценариях, где человек просто даже не попал в кому.
«Те родственники и врачи, кто в процессе одновременных разнокачественных перефокусировок остаются рядом с больным в менее качественных формо-системах миров (в менее качественных для самих окружающих), обнаруживают не того, кто находится в коме, а уже его труп, так как в коме (с последующим выходом из неё) он остаётся только в каких-то из более качественных сценариев. На практике это означает, что в прежних сценариях состояние комы заканчивается летальным исходом. Состояние же комы могут наблюдать только те родственники, врачи, чьи биологические тела проявляются хотя бы в чуть-чуть более качественных формо-системах миров.
Личности такого больного как бы частотно выпадают из менее благоприятных формо-систем миров, где он, находясь в коме, непрерывно умирает и умирает, а в сценариях более благоприятных миров, где кома заканчивается пробуждением, те, кто живут рядом с ним, могут заметить изменения в характере, привычках, интересах и даже порой изменения в мировоззрении. То есть по многим параметрам это уже не та самая личность, которая впала в кому. В истории медицины есть примеры выхода пациентов из комы, когда пришедшая в себя личность радикально отличалась от той, которую помнили родные до комы»[12].
Объяснить эти феномены ииссиидиология может как подключение новых УУ-ВВУ-конгломератов от других личностных интерпретаций, которые имеют какие-то определённые способности и особенности [10,11,12]. Почему у одних это происходит, а у других нет – это уже тема для отдельного разговора.
Но что происходит с больным, если он остаётся после выхода из комы прикованным к постели и ведёт неполноценный образ жизни? Эти ситуации являются следствием преждевременного пробуждения пациентов, которое происходит на полпути между таким (как бы неудачным) сценарием и гораздо более качественными из возможных для них в данной ситуации, сценариями, где восстановительные в мозге процессы привели к стабилизации биохимических (энергоинформационных) функций формо-творцов. В любом случае происходит обогащение некоторым опытом, который будет положительно влиять на последующую жизнь человека.
Пробудившиеся после комы пациенты часто ничего не помнят из того, кем они были и что они делали во время комы, а помнят только то, что происходило вокруг них, когда они лежали, но на что реагировать физически они не могли, так как их фокус пристального внимания был вовлечён в другие действия в других формо-системах и никак не мог влиять на активность их физического тела. То есть наблюдаемая амнезия после комы связана с тем, что только часть информации остаётся в памяти, а вся остальная является принадлежностью памяти личностей в других сценариях.
Сейчас всё больше и больше врачи, общественность, родственники начинают понимать неоднозначность и сложность процессов, происходящих при коме. Родным и близким разрешают навещать больного, общаться как можно больше, чтобы общение помогало восстанавливать нейронные взаимосвязи. Ведутся исследования, как можно вывести пациентов из комы [16,17]. Это всё очень хорошо, так как получается неоценимый опыт. Но если искать чёрную кошку в тёмной комнате, то прийти к результату будет сложнее. Ииссиидиология помогает понять, что происходит с пациентом и как он сам, родственники и медперсонал могут прийти к хорошему результату, то есть выходу из комы и продолжению полноценной жизни.
Во-первых, очень многое в успешности выхода из «комы» пациента зависит от него самого, от его желания, от его мощного импульса вернуться к жизни. Благодаря тому, что динамика ФПВ формо-творцов самосознания жёстко привязана к лежащему телу через интенсивную связь с главной временной осью, в сценариях, где больной продолжает жить (находиться в коме), перефокусироваться (умереть) он не может, а непрерывный поток приходящей информации из ВЭН к больному является односторонним (он не может физически отреагировать). Информационный поток всё равно автоматически проецируется в индивидуальную ОДС самосознания больного в виде опыта. То есть у больного всегда есть возможность переосмысления своих переживаний, изменения отношения к своим выборам. Желание жить может появиться, если остались какие-то неоконченные дела, близкие, о которых нужно заботиться, или стимул в виде сильного эмоционального переживания любимого человека, чьи мысли, чувства смогут как-то воздействовать на больного и привлечь ФПВ-ФДО-динамику его перефокусировок к группе более качественных конфигураций, где происходит выход из комы.
Примером такой самоотверженной любви может быть история с Яном Гжебски, который серьезно пострадал в результате происшествия на железной дороге. По мнению врачей, ему оставалось жить не более трех лет. 46-летний поляк впал в кому. Как сообщает газета Super Express, в течение 19 лет жена впавшего в кому поляка Гертруда ежедневно была у постели своего мужа, каждый час меняя положение его тела во избежание атрофии мышц и распространения инфекций [18].
И ещё один случай. Любовь и забота мужа помогли китаянке очнуться после тридцати лет пребывания в коме. Как писала газета "Чайна дейли", женщина по имени Чжао Гуйхуа впала в бессознательное состояние после дорожно-транспортного происшествия еще в прошлом веке. Все это время ее сердце работало нормально, точно так же в норме оставалось давление крови. Муж - Чэнь Дулинь кормил ее пищевыми смесями с помощью сложной системы питательных трубочек и никогда не оставлял надежды на возвращение супруги к активной жизни. Всегда старался говорить неподвижной женщине ласковые слова, рассказывал о последних событиях. За время беспамятства ей дважды делали операции. И чудо случилось - Чжао внезапно пришла в себя, к великой радости 77-летнего Чэня. Верный супруг, пишет газета, признан "образцовым мужем" специальным решением властей провинции Хубэй [2].
Но самое главное, что в собственных мирах пациента никогда не наступает летальный исход, так как, согласно ииссиидиологии, самоосознавать себя умершим невозможно в принципе. Все эффекты смерти разворачиваются только для окружения пациента [7,8, 9, 10,11,12].
Во-вторых, и это очень важно, каждый человек находится в своих мирах (то есть мирах, где его представления являются для него главными), и исход выхода из комы больного будет разным в зависимости от представлений, надежд, уверенности каждого человека, который видит этого больного. И если этот человек (близкий) настроит своё самосознание на то, что фактически больной уже где-то вышел из состояния комы, ему нужно только приложить все усилия, чтобы помочь человеку в этом. Близкому надо начать очень реально представлять себе, как больной раскрывает глаза, как они обнимаются, что он ему скажет. Но не только представлять, а и довести до конкретных действий. Больной продолжает лежать в коме, но близкий человек своей уверенностью в том, что это обязательно произойдёт и для него это очень важно, сможет смоделировать свой мир таким образом, что сам перефокусируется туда, где больной вышел из комы.
Незнание людьми механизмов и принципов существования о том, что они сами являются режиссёрами своих миров, приводит к тому, что ведомые своими сомнениями часто они оказываются в сценариях с летальными исходами близких. Чтобы приблизить сценарии выхода из комы, близким нужно постоянно позитивно общаться с больным, читать любимые книги, показывать любимые фильмы, рассказывать хорошие новости и что хорошего происходит в мире, семье, говорить о своих чувствах к ним, что будет активизировать более качественные уровни мышления и чувствования. То есть поддерживать позитивный настрой на выздоровление и в себе, и в больном, который находится в коме.
Коматозное состояние, как правило, сопровождается многофакторными обменными нарушениями. Длительность комы обычно адекватна тяжести первичной или вторичной мозговой патологии. Чем длительнее кома, тем меньше оснований надеяться на благоприятный прогноз, и более вероятен летальный исход. Если больной находится в состоянии комы более 2 недель, то в случаях выживания выход из этого состояния может протекать по-разному. Нередко больной из коматозного переходит в так называемое вегетативное состояние. Как правило, речь об отключении от аппарата ведётся как раз при длительно текущем вегетативном состоянии. У близких есть возможность не спешить с этим, так как может быть не было вложено достаточно психических сил, чтобы больной вышел из комы в их сценариях и есть шанс на выздоровление.
В-третьих, это отношение врачей к происходящему с данным пациентом. Так же, как и в ситуации с близкими, у врача всегда есть варианты сценариев, в которые он может спроецировать свой фокус. И тут много нюансов, от которых будет всё зависеть. Это и вера в выздоровление, знание врача об исходах при данных заболеваниях и травмах, личные состояния врача. Всё будет накладывать свой отпечаток на фокусирование врача в сценариях с разным исходом. Поэтому и врачи, и близкие должны быть в одной лодке. А это возможно при понимании того, что происходит с больным на самом деле.
В заключение своей работы, мне хотелось бы обратиться ко всем, кто находится рядом с больными в коме: родственникам, любимым, друзьям, врачам и медсёстрам. Да, феномен комы ещё далеко не изучен и остаётся огромное количество вопросов. В медицинских учреждениях могут отказать больному в продлении долго текущего вегетативного состояния. В какой-то момент от отчаяния у вас могут опуститься руки, и надежда уйдёт. Но если у вас будет больше смелости и желания узнать о том, кто такой по своей сути человек, по каким принципам он существует, с помощью каких механизмов осуществляется его бесконечная жизнь, а также, что смерти не существует для самого человека, а есть только её иллюзия для окружающих, то справиться с пришедшей бедой вам будет гораздо проще.
Поняв, что человек сам, и никто другой, формирует свою судьбу и отвечает за последствия совершённого, каждый сможет более осознанно делать эти выборы. Родным и близким я хочу сказать, что их вера, любовь, забота, устремлённость к благополучному исходу помогают им оказаться там, где всё так и происходит. А для того, чтобы это была не просто вера, а подкреплённая знаниями уверенность, очень советую прочитать книги Ориса О.В «Бессмертие доступно каждому» и «Основы ииссиидиологии».
[1] Костомарова Л.Г., Плавунов Н.Ф, «Устойчивое вегетативное состояние. Диагностика и ведение больных». Методические рекомендации. (№11), Москва 2001.
[2] Китаянка очнулась после тридцати лет пребывания в коме.
[3] Самая долгая в истории кома длилась 42 года.
[4] Тобин М.Дж. и Льюс Дж.М. «Новое в реаниматологии». Translated, with permission of the Americal College of Physicians, from Tobin M.J. and Luce J.M. Update in critical сare medicine. Ann Intern Med 1996; 125:909—916.
[5] Жарова М. «Этические проблемы окончания жизни человека» №10 [208]
[6] Клииннглиллс «Познание мира с помощью аналогий на примере информационных систем «человек» и «компьютер», г. Майнц, Германия, 2014.
[7] Орис О.В., «Основы ииссиидиологии», Том 1, Изд.: ОАО «Татмедиа», г. Казань, 2012г.
[8] Орис О.В., «Основы ииссиидиологии», Том 2, Изд.: ОАО «Татмедиа», г. Казань, 2013г
[9] Орис О.В., «Бессмертие доступно каждому», Том 10, г. Москва 2010.
[10] Орис О.В., «Бессмертие доступно каждому», Том 11, г. Москва 2010.
[11] Орис О.В., «Бессмертие доступно каждому», Том 12, ОАО «Татмедиа», г. Казань, 2010г.
[12] Орис О.В., «Бессмертие доступно каждому», Том 13, Изд.: ОАО «Татмедиа», г. Казань, 2011г.
[13] Ксеиллиргмийя К.О. "Взгляд ииссиидиологии на проблему рака".
[14] Зааомми Л. «Человек среди других видов существования. Его особенности и перспектива развития», 2014.
[15] Регенерация мозга. Лаборатория инновационных биомедицинских технологий.
[16] C помощью магнитной стимуляции мозга удалось вывести пациента из комы. 17.10.2008.
[17] Из комы научились выводить музыкой и задушевными разговорами.
[18] Житель Польши очнулся после 19 лет комы.
[19] Уйллуийллиисс, «Что такое ллууввумическое направление развития Человека».