Как упражнение "16 ассоциаций" помогло в поиске моей самооценки?

Я думаю, что тема самооценки не раз вставала в жизни большинства людей. Мы живём в обществе, взаимодействуем и, конечно, оцениваем себя по отношению к другим людям. От того, как мы видим себя, а это - внешность, успешность, возможности, отношение к нам окружающих людей, а также физические и духовные способности, зависит наша жизнь.

Почему эта тема заинтересовала меня? Наверное, потому, что я стала готова встретиться с проблемами, которые тянулись ещё с детства. Накопив довольно большой багаж знаний и опыта, я осознанно подошла к периоду в своей жизни, когда появилось большое желание наконец-то справиться со многими поставленными передо мной задачами. Конечно, я понимаю, что это не такая простая задача, а длительный процесс, который растянут во времени. Нужно больше узнать о сути вопроса, попробовать разные методики, запастись терпением, подключить волю, веру, а главное – действовать, и тогда обязательно всё получится.

Усиленно думать над своей самооценкой я начала примерно полгода назад. Конечно, до этого я о ней думала, читала, пробовала разные методы. Но осознанно и решительно работать над этим качеством я стала только недавно.

Чтобы начать что-то предпринимать, мне нужно было поглубже изучить себя, понять, кем я уже не являюсь на уровне мыслей, а какие привычно через меня реализуются. Появился запрос, и буквально вскоре у нас на Айфааре появилась группа по адекватной самооценке. Встречи проходили очень интересно и полезно. Мини группы дают возможность поближе узнать даже уже давно знакомых людей и так же самой больше открыться. Для того чтобы лучше узнать себя, нужно обладать довольно большим запасом знаний: это и психология, и медицина, и ииссиидиология, которую мы изучаем в Центре Интеллекта и Альтруизма. Анализ полученной информации помогает углублённому пониманию механизмов происходящих жизненных ситуаций.

В этой статье я не буду рассказывать обо всём пройденном пути обретения адекватной самооценки, а остановлюсь на одной методике, которую я использую. Через неё я стала нащупывать подводные камни представлений о себе, увидела, что то, что лежит на поверхности, часто таковым по сути и не является. Анализируя результаты моих представлений, я увидела, с чем мне нужно поработать.

С самого детства у меня был интерес ко всему новому, помогающему изменить мои старые представления о себе и окружающем мире. Поэтому поиск улучшения себя не прекращался. Ведь что такое изменить себя? Это сначала увидеть, признать в себе какие-то непозитивные качества, проанализировать их, найти методы работы с ними, и целенаправленно меняться. В череде таких поисков я вышла на упражнение «16 ассоциаций», которое предложили на одном из занятий внутреннего слоуллинга.

Что же это за практика? Вообще ассоциации - это связь в памяти, когда при появлении чего-то одного (слова, ситуации) у человека без обоснований появляется другое понятие, связанное непонятными для нас связями с предыдущим словом. Упражнение «16 ассоциаций» - это упражнение из области психолингвистики. С его помощью мы можем выйти на какие-то глубинные ассоциации, взяв одно слово, понятие, качество. То, что получается в конце прописывания ассоциаций, является внутренним отношением к выбранному понятию. Скажу, что таким способом я прочувствовала довольно много слов (понятий). И в каждом случае я сталкивалась с открытиями в себе чего-то нового и неожиданного.

Итак, в череде моих исследований себя по этой методике я подошла к слову «самооценка». На тот момент я всячески старалась поднять свою самооценку разными способами. Это понятие для меня складывалось из внутренних ощущений себя как человека, участника Центра Интеллекта и Альтруизма, женщины, мамы, жены. Все эти роли по-разному влияют на самооценку в разные периоды времени. Какие-то её укрепляют, возвышают, а какие-то потрясают вплоть до падения. Мне захотелось разобраться, а что же лежит в глубине моего представления о самооценке на данный момент, что движет моими устремлениями стать лучше?

В этой статье я поделюсь ходом моего исследования себя и результатом, который я получила. Оговорюсь, что поскольку многие годы моей жизни связаны с Центром Интеллекта и Альтруизма, изучением ииссиидиологии, культивированием качеств сердечности, мудрости, доброты, нового мироощущения, интеллекта, альтруизма, саморазвития, большого внутреннего труда, то и понятия, приходившие мне, были в этом ключе.

Итак, написав на листке бумаги слово «самооценка», мне нужно было быстро, не углубляясь в размышления, написать 16 понятий, которые я связываю с этим словом. Эти слова были на поверхности - это то, что лично я думаю о самооценке на данный момент.

Потом нужно было соединить эти 16 слов по паре, чтобы получилось 8 ассоциаций.

То же я проделала, соединив 8 слов по парам, и получила 4 слова.

Следующие две пары соединить в ассоциации стало сложнее, потому что быстро это не получалось. Ассоциации лежали глубже и нужно было точнее настроиться.

И в конце упражнения я пришла к целому представлению, о котором, если бы о нём сказали мне в начале, я бы и не подумала. Весь путь ассоциаций сложился в целую фразу – Служение людям в передаче знания.

Вот так, последовательно записывая слова-ассоциации, я смогла извлечь на свет то, чем же для меня является понятие «самооценка», что является действительно для меня определяющим в оценке себя как человека, что делает меня нужной в этом мире, куда я стремлюсь и что мне необходимо, чтобы чувствовать себя полноценной. Конечно, это только часть обширного понятия «самооценка». Оно довольно глубоко и всеобъемлюще. Выписывая таким образом ассоциации, при анализе мы можем увидеть до этого неявные взаимосвязи и поразмышлять, а почему именно они проявились. Проанализировав сложившуюся картину, можно трансформировать само понятие самооценки с более узкого представления на более глобальное, обширное, то есть создать карту, путь развития в этом направлении.

Анализ проделанной работы нужен для того, чтобы увидеть, в какой точке ты сейчас находишься, куда тебе надо стремиться и с чем ещё предстоит работать. Такую практику можно повторить через некоторое время, чтобы посмотреть, что же изменилось в восприятии этого качества, какие могут показаться подводные камни, которые не проявились раньше. В общем исследование себя - это непрекращающееся путешествие, в котором либо стараешься ехать осознанно, зная куда, либо тебя всё время бьёт о камни и уносит в разные непредвиденные стороны.

Анализируя своё путешествие по самооценке, я увидела, что 16 ассоциаций у меня были такими же, как я думаю, и у многих людей. Это оценка себя окружающими, сравнение, низкая, высокая, адекватная самооценка, самовосприятие, уверенность в себе. А вот ассоциации, вытекающие из них, показали мне тенденцию моего личного восприятия этого понятия. Для меня самооценкой оказывается не женская красота, успех у мужчин (хотя, я думаю, что это ещё пока находится в подводных камнях), а устремление, движение вперёд, познание нового, углубление в знании, новаторство. Так же я увидела, что из непозитивных качеств проявились зависть и неумение управлять собой. Вспоминая какие-то жизненные ситуации, удалось протянуть ниточки между самооценкой и этими качествами. Ведь зависть часто возникает, когда, пытаясь себя сравнивать с другими людьми, забываешь о своих лучших качествах, а акцентируешь внимание на том, чего нет, а хотелось бы иметь. Ловя себя на таких мыслях, я искала пути совершенствования себя и работы со своей ленью. Ведь если хочешь что-то иметь, нужно потрудиться. Тогда зависть уменьшается или проходит, и ты становишься обладателем своего опыта, а это дорогого стоит.

Далее я пришла к понятиям: устремлённость, уверенность, движение вперёд, путь, что указывало мне на то, через что можно повышать самооценку на более качественный уровень. В данном случае концевое слово (словосочетание) оказалось позитивным, заряжающим. Его не надо было трансформировать, оно уже было путеводным. Но в других случаях проведения упражнения, когда последнее слово проявлялось с негативным оттенком, его нужно проанализировать и трансформировать для себя во что-то позитивное, то есть найти пути решения своей проблемы.

В описании этой методики в интернете есть расшифровка каждого столбца. Предпоследние два слова перед глубинной ассоциацией (последним словом) являются чем-то вроде стратегии выбора. Интересно, что у меня ими оказались смелость и просвещение. Вспоминая себя, я поняла, что очень часто понижение самооценки было связанно с разнообразными страхами, которые при активизации смелости (а это, конечно, и обретение знания, опыта, и передача его другим людям - просвещение) уменьшались.

Итак, подойдя к последнему слову-ассоциации, я глубоко задумалась, как связаны для меня лично эти понятия: самооценка и служение людям в передаче знания. То есть получается, что суть моего адекватного самовосприятия в этом мире, моя встроенность в общий процесс, ощущение себя как человека, нужного окружающим, уверенного, устремлённого, обладающего мудростью, опытом, знаниями - в отдаче этого опыта другим людям. В передаче этого опыта заложен путь моего развития, а следовательно, и оценка себя с позиции более качественных представлений о себе. Когда эта оценка идёт с межличностных, бытовых уровней, то упасть она может в любой момент. А если мы себя оцениваем с позиции себя: творческих, устремлённых, увлечённых, мудрых, служащих людям, Идее, то есть отдающих, то зависеть от отношения к нам она будет в гораздо меньшей степени.

Вот так, познавая себя, мы сталкиваемся с огромным потенциалом прекрасного, заложенного в нас, и ждущего своего часа для творческой реализации. Надо быть смелым и не бояться искать! Встреча с самим собой – это всегда познание чего-то нового, а новое – это возможность стать лучше. Я благодарна создателям этой методики за то, что они помогли мне узнать себя ещё больше. Эти знания дополняют уже почерпнутые из ииссиидиологии представления о структуре личности, конгломератах, возможностях перефокусировок и многом другом. Тем, кто ищет более глубокое познание себя, думаю, будет очень интересно пуститься в путешествие по ииссиидиологии. И тогда, возможно, и для вас понятие самооценки приобретёт совсем иной более глубокий смысл.

Просмотров: 1554