С незапамятных времен одним из наиболее важных, насущных вопросов в областях психологии, философии и социологии являлся вопрос о строении структуры сознания человека. За последние 150 лет были изобретены и апробированы многочисленные теории личности, зачастую противоречащие друг другу в своих ключевых концепциях в связи с принципиально разным подходом к объяснению мотивов поведения человека.
По сей день остаются актуальными следующие вопросы:
Эти и многие другие вопросы о структуре и взаимосвязи разноуровневых проявлений сознания до сих пор остаются актуальными в различных теоретических дисциплинах и практических исследованиях.
В данной работе проведены параллели между различными классическими и современными теориями личности с целью более глубокого изучения поставленных выше вопросов; внимание акцентировано на одном из аспектов этой темы – присутствии уровней инстинктивного, так называемого «животного» сознания как наиболее «грубой», условно нечеловеческой части психики в общей структуре сознания личности, их воздействие на сознание и взаимосвязь с другими уровнями. В первую очередь были исследованы теории и гипотезы, детально описывающие влияние бессознательных проявлений и дающие подробную информацию об их активности в человеческой психике. В работе представлены краткие обзоры этих материалов, интерпретированные с субъективной точки зрения автора при поиске ответов на поставленные вопросы.
Психология рассматривает личность как динамическую организацию внутренних психофизических процессов, которые определяют характерное для индивида поведение и мышление [1,2].
Впервые гипотеза о существовании неосознаваемых элементов в психике человека была предложена З. Фрейдом, что положило начало развитию направления Психоанализа и созданию разноуровневой теории личности. Фрейд утверждал, что личность постоянно находится во внутреннем конфликте междунеосознаваемыми инстинктивными побуждениями агрессивного и сексуального характера, логическими установками Я и морально-нравственными представлениями Сверх-Я, сформированными в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта [1,3]. Таким образом, в теории Психоанализа Фрейда психикарассматривается как динамический процесс непрерывного противостояния и поиска баланса между силами инстинкта, рассудка и побуждений совести.
В результате многолетних клинических исследований была предложена топографическая модель психики индивида, которая подразделяется на три уровня [3]:
Уровень бессознательного – в соответствии с данной теорией, представляет наиболее глубокую неосознаваемую часть сознания, в которой хранятся различные инстинктивные побуждения, в том числе инстинкты самосохранения, сексуальное влечение, проявление агрессии по отношению к себе и окружающей действительности.
Уровень бессознательного также структурируют эмоции и воспоминания, которые несут «опасность» сознанию из-за болезненных переживаний и тревоги, вследствие чего они подавляются и вытесняются из уровня сознания. Примерами вытесненных переживаний часто оказываются психические травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю, подавленные сексуальные желания.
Уровень предсознательного (доступная память) – не осознаваемая на данный момент информация, которую можно легко восстановить в памяти при небольшом усилии.
Уровень сознания охватывает лишь малый процент фильтруемой информации, которая обрабатывается мозгом, - это наши текущие осознаваемые мысли и чувства, которые через короткий промежуток времени перемещаются в область бессознательного или предсознательного.
В теории личности Фрейда были введены понятия гипотетических «структур» личности: Ид, Эго («Я») иСупер-Эго («Сверх-Я»), их взаимосвязь с уровнями сознания показана на Рис. 1.
Рис. 1. Связь структуры сознания с уровнями сознания (З. Фрейд)
В контексте темы данной работы особый интерес представляет часть структуры сознания человека, обозначенная Фрейдом «Ид» (или «Оно»). Характеристики этого психического конгломерата, полностью находящегося в области бессознательного: примитивные, инстинктивные, биологические побуждения, не подчиняющиеся правилам или законам, не имеющие ограничений. Будучи самой архаической составляющей структуры сознания, Ид выражается через импульсивную, иррациональную и зацикленную на себе активность, что реализуется, невзирая на последствия для других, стремится к получению сиюминутного удовлетворения.
Эго – часть структуры, которая напрямую взаимодействует с реальностью и формируется в результате взросления и воспитания; на этом уровне восприятия задействован аппарат логического мышления, удовлетворение инстинктов отстрачивается до подходящего и приемлемого момента, «грубые» психические побуждения реализуются в соответствии с социальными ограничениями. Супер-Эго (или «Сверх-Я») является той частью сознания человека, которая содержит морально-нравственные ценности, запреты и мотивы, определяемые обществом и значимыми для индивида людьми.
Инстинктивные желания, исходящие от структуры Ид, входят в противоречие с установками Супер-Эго, вызывая внутренний конфликт и состояние тревоги в сознании личности. С этими симптомами должна справиться структура Эго посредством своих механизмов психической защиты - вытеснение в бессознательное,регрессия (возвращение личности к более ранней стадии развития для нивелирования тревоги [5]), сублимация(перенаправление энергетического потенциала в другое русло реализации, например, творчество [4]). Теория Психоанализа Фрейда постулирует, что вся психоментальная активность человека, его мотивы и устремления неосознанно ведомы бессознательной структурой Ид с целью разрядки внутренних напряжений, и регулируются структурами Эго и Супер-Эго.
К. Юнг в своих трудах по Аналитической Психологии развил теорию Психоанализа З. Фрейда, расширив понимание уровня бессознательного добавлением категории коллективного бессознательного, к которой отнёс всё наследие человечества, животноподобных предков человека, которое «передаётся по наследству» через мозговые структуры [14]. Коллективное бессознательное структурировано архетипами – статическими паттернами и схемами поведения в отношении внешних и внутренних стимулов.
Утверждается, что архетипы коллективного бессознательного не были приобретены индивидуально (в отличие от уровня индивидуального бессознательного), а являются неосознанным унаследованным фундаментом поведения, инстинктивными моделями реагирования, общими для всех людей [15]; среди них можно выделить уровни животного, общечеловеческого, родового, семейного происхождения. Архетипы являются бессознательными, универсальными, коллективными и генетически обусловленными, им отводится роль компенсаторной и защитной функции, что позволяет личности в критической ситуации отреагировать инстинктивно быстро, как если бы человек многократно пережил такой опыт в своей жизни [9, стр. 144].
Наиболее нечеловечные и антисоциальные установки Юнг объединил в архетипе «тень», к которому относятся подавленные грубо-сексуальные желания, агрессивные импульсы, аморальные мысли, чувства, побуждения.
Представитель направления Гормической психологии У. Мак-Даугалл рассматривал инстинкты как «врожденное или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты, испытать при этом специфическое эмоциональное возбуждение и действовать по отношению к этим объектам определенным образом или по крайней мере испытывая импульс к такому действию» [10, 11, стр. 11].
Мак-Даугалл соотносил каждый инстинкт со свойственной ему простой и неделимой эмоцией, которая и является движущей силой реализации инстинкта; например, инстинкту бегства соответствует эмоция страха; инстинкту борьбы – эмоция гнева. Автор теории относил к инстинктам и более созидательные психические состояния, как-то: родительский инстинкт и эмоция нежности, инстинкт любопытства и эмоция удивления.
В результате исследования поведения личности автор предложил 17 инстинктов: голод, отвергание некоторых веществ, любопытство, бегство, борьба, половое влечение, материнский или отцовский инстинкт, стадность, самоутверждение, подчинение, строительство и приобретение, призыв (крик), смех, комфорт, отдых (сон) и миграция. Согласно теории, социальное поведение личности обусловлено более сложными комбинациями инстинктов, что определяется автором понятием «чувства».
Интерес представляет попытка увязать коллективные проявления инстинктов в обществе и социально-общественные тенденции, например: войны соответствуют коллективному проявлению инстинкта борьбы; накопление общественного богатства – инстинкту скупости; рост городов, стремление к объединению людей – стадному инстинкту [11, стр. 61].
В противовес классической теории личности Фрейда, который отводил основную роль в формировании сознания личности инстинктивным побуждениям, появились более современные «пост-фрейдисткие» направления.
Многие известные «пост-фрейдисты» в разработанных Гуманистической теории личности и Эго-психологии сместили внимание с трехуровневой топографической модели Фрейда на этапы социально-культурного развития как основы структуры личности [1, глава 5], не акцентируя свои исследования на изучении активности инстинктивно-бессознательных уровней. Часть психики, определённая Фрейдом как Ид, в этих теориях является второстепенной, отводя доминирующую роль структуре Эго – рассудочному логико-аналитическому, адаптивному мышлению, которое формируется в течение всей жизни личности и зависит от социального окружения и успешности прохождения этапов психологического взросления.
Современная теория Б. Скиннера, предлагающая направление Бихевиоризма в изучении мотивов личности, в корне отрицает воздействие интрапсихических и физиолого-генетических факторов на поведение человека и полностью опирается на изучение воздействия окружающей среды и жизненного опыта на индивида. В рамках исследования темы данной работы эти направления развития теорий личности детально рассматриваться не будут.
В отличие от многих теорий, основанных на клинических исследованиях, Факторные теории личности базируются на применении психометрического метода факторного анализа к статистическим данным о психологических характеристиках личности, что позволило исследователям обнаружить взаимозависимость между ними и определить основные черты личности как фундамент её жизненного творчества [1, стр. 188].
В методе факторного анализа [7,8] происходит определение коэффициентов корреляции (взаимозависимости между собой) изначально введённых переменных и их объединение в новые переменные, так называемые «факторы», что позволяет сократить количество изначально рассматриваемых переменных и найти взаимосвязи между ними. Применительно к психологическим исследованиям с помощью факторного анализа удалось объединить схожие между собой характеристики (изначальные переменные, вводимые в модель как результаты психологических тестов, или экспертных оценок) в черты личности (итоговые факторы).
Черта личности определяется как единица анализа для понимания и изучения личностных проявлений; это - предрасположенность человека вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Приверженцы факторного анализа по-разному трактовали результаты математической обработки данных. Рассмотрим две модели, предложенные Р. Кеттелом и Г. Айзенком, и в соответствии с темой данного реферата, оценим эффективность предложенных моделей для исследования инстинктивных уровней сознания человека.
Модель Р. Кеттела состоит из 16 факторов – черт личности, каждая из которых агрегирована из множества психологических характеристик. Проявление факторов в психике описывается в зависимости от значения оценки фактора для конкретной личности. Для примера в следующей таблице показано несколько вариантов проявления того или иного фактора в зависимости от значения оценки для конкретной личности:
Р. Кеттел также ввёл понятие «вторичных факторов», основные из них – Высокая Тревожность/Низкая Тревожность и Интроверсия/Экстраверсия, оценка которых состоит из комбинаций 16 первичных факторов. Например, высокая оценка Тревожности будет результатом определённой комбинации Фрустированности, Робости, Слабого Эго, Низкого Самоконтроля. Эти «вторичные факторы» соответствуют двум из трёх факторов, предложенным Г. Айзенком.
Г. Айзенк рассматривал модель психики исходя из следующих статистически независимых друг от друга параметров: экстравертность-интравертность, стабильность-невротичность, психотичность, которые определяют характер человека своим взаимоналожением.
Для примера в следующей таблице показаны черты, свойственные экстравертной личности при разных комбинациях остальных параметров:
Невротизм Айзенк связывает с повышенной силой реакции автономной нервной системы на стимулы, а точнее – с лимбической системой, которая опосредованно оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение, вызывая длительное беспокойное/агрессивное реагирование.
Психотические реакции пока недостаточно исследованы, но в соответствии с рабочей гипотезой, увязываются с функционированием системы, продуцирующей андрогены (мужские половые гормоны). Приверженцы этой теории рассматривают последнюю категорию в большей степени как результат генетической предрасположенности, чем приобретенный признак [1, стр. 219].
Из этого краткого обзора можно сделать вывод о том, что в Факторных теориях личности отсутствует переход от описания черт личности к структуре личности в целом (для сравнения: Психоанализ отталкивается от разноуровневой структуры личности, а черты выступают характеристиками того или иного уровня). Инстинктивные уровни сознания не рассматриваются как отдельная категория характеристик, – их проявления разрозненно можно найти в описании 16 черт личности и в агрегированных вторичных факторах Р. Кеттела (зависимо от значения оценки фактора у конкретного индивида), а также в характеристиках невротической ипсихотической категорий характера в модели Айзенка.
Приверженцы факторного анализа провели ряд исследований о влиянии генетической наследственности и окружающей среды на формирование черт характера, результатом которых стало убеждение о доминирующей роли воздействия окружающей среды (условный порядок: около двух третей характеристик личности определено воздействием окружающей среды, одна треть – наследственностью) [1, стр. 216].
В перспективе дальнейших исследований темы классификации и проявления инстинктов, факторный анализ является эффективным универсальным инструментом для нахождения взаимозависимостей между разными уровнями сознания, что может быть применено и для инстинктивных побуждений человека.
Будучи основоположником Гуманистической Психологии, А. Маслоу, в противовес теориям Психоанализа и Бихевиоризма, считал, что природа человека подразумевает изначальное устремление к высшим проявлениям – творческому самовыражению, свободе, здоровью, самосовершенствованию, и лишь «трудные» обстоятельства окружающей действительности, неудовлетворение фундаментальных потребностей и травматический жизненный опыт могут помешать этому.
В своей иерархической модели мотивации, известной также как «пирамида потребностей» (см. Рис. 2), А. Маслоу объясняет зависимость уровня ценностей человека от удовлетворения его более примитивных потребностей [1, стр. 330; 6]. Утверждается, что у личности есть инстинктоидные потребности биологической и генетической основы, которые являются лишь пережитками, отголосками «животных» инстинктов, которые подвластны человеку в гораздо большей степени, чем животным [1, стр. 346].
Рис. 2. Иерархическая модель А. Маслоу
Согласно теории Маслоу, удовлетворение потребностей происходит последовательно, от уровня к уровню, постепенно раскрывая потенциал человека в сторону более высоких интересов. Среднестатистический человек удовлетворяет свои потребности следующим образом (каждая потребность может быть удовлетворена на 0%...100%): (1) физиологические – 85%, (2) безопасность и защита – 70%, (3) любовь и принадлежность – 50%, (4) самоуважение – 40%, (5) самоактуализация – 10%.
А. Маслоу также считал, что лишь 1% населения достигает реализации в категории «потребность к самоактуализации» в связи с господствующими в нашем обществе тенденциями неверия в свой потенциал, непонимания пользы самосовершенствования, консервативного подхода к человеческому развитию.
Подводя промежуточный итог, можно сказать, что рассмотренные теории личности кардинально отличаются в оценке и объяснении степени влияния инстинктивной части сознания на психическое состояние и жизнь человека. Для детального изучения этого вопроса необходима более целостная, универсальная, многофакторная, разноуровневая модель, которая была бы способна увязать воедино предложенные теории посредством анализа причинно-следственных связей, степени и интенсивности воздействия бессознательного у разных категорий людей, классифицировать проявления инстинктов для их подробного изучения.
В гипотезе, предложенной О. Орисом в цикле книг «Ииссиидиология» [13], структура сознания рассматривается как многоуровневая сложнокомпонентная модель, взаимоувязывающая уровни сознания и их свойства с качественными характеристиками окружающей действительности (понятия «мерности» [16], диапазонов активности сознания [17]), а также объясняющая механизмы функционирования системы восприятия человека в зависимости от активности тех или иных уровней сознания (здесь и далее под «качественностью» подразумевается наличие существенных признаков, особенностей и свойств, отличающих предмет или явление от других, придающих ему определённость [19]. Большая или меньшая качественность оценивается с позиции разноуровневой структуры сознания человека, описанной в п. 4.1.3, 4.2).
Особый интерес в контексте темы данного реферата представляет предложенное детальное описание тех характеристик и свойств, которыми обладает каждый уровень сознания, взаимосвязь ментальной и чувственной активности, проявляемой личностью, а также гипотеза «синтетического» развития личности.
Рассмотрим детальнее некоторые из предложенных Ииссиидиологией концепций, ограничив поле нашего исследования сферой коллективного бессознательного [13, п. 1.0343 и далее]. Описание концепций и гипотез является субъективной интерпретацией материала, для более глубокого ознакомления необходимо обратиться к первоисточнику.
В Ииссиидиологии за условный уровень сознания принимается совокупность однотипной психоментальной активности (психизмов), обладающей схожими характеристиками, и имеющими принципиальные отличия от других типов психизмов. Предложенная структура описывает проявление каждого уровня отдельно в аспектахментальной (волевой) и чувственной активности, которые взаимоувязываются по своим качественным характеристикам.
Проявление в психике того или иного уровня сознания подразумевает конкретную психоментальную активность в виде представлений, мыслей, чувств, побуждений определённого характера.
Каждые 7 условно выделенных уровней объединяются в энергоинформационные Центры, которые являются функциональной основой сознания человека, средством и механизмом получения и обработки информации о себе и окружающем мире. Центры не располагаются в строгой линейной последовательности, а интенсивно взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга в условных «пограничных» областях. Так, для конкретного индивида можно выделить диапазон активности уровней разных «пар» Центров (соответствующих ментально-волевым и чувственны аспектам), что полноценно характеризуют всю его психическую деятельность: мысли, чувства, побуждения, жизненные ценности и устремления. Примечательно, что в каждый момент времени в сознании личности потенциально может быть проявлен достаточно широкий диапазон уровней психоментальной активности, о чём будет упомянуто далее.
Для углубления понимания структуры личности, предложенной Ииссиидиологией, рассмотрим несколько взаимодополняющих концепций о взаимодействии чувственной и ментально-волевой активности в психике индивида.
В своей теории Психоанализа З. Фрейд предложил две основные группы инстинктов – «инстинкты жизни» и «инстинкты смерти». Первая группа получила своё название в результате исследования психических побуждений к сексуальной активности, продолжению рода и размножению вида; это тип психической энергии, который находит разрядку посредством сексуального поведения и отношений, то, что можно в большей степени ассоциировать с «грубой» чувственностью.
Вторая группа инстинктов – инстинкты смерти – представляет собой конгломераты психических реакций, которые стремятся проявить себя через агрессию, жестокость, насилие, нанесение увечий, суицид, убийства, – то, что можно в большей степени ассоциировать с проявлением «грубого» волеизъявления, ментальности.
Согласно описанной выше теории Мак-Даугалла, каждому инстинктивному побуждению соответствует конкретная эмоция, посредством которой реализуется инстинкт.
Вопрос взаимодействия ментально-волевой и эмоционально-чувственной активности стал одним из ключевых вопросов нейропсихологов, нейрофизиологов и социологов современности. С появлением новых технологий диагностики начали проводиться разнообразные эксперименты для исследования взаимозависимости активности полушарий головного мозга и их связи с логико-аналитическим и образно-абстрактным мышлением.
Профессор философии Флоридского Университета Альфред Меле, участвующий в интерпретации нейропсихологических исследований, предлагает отличать побуждения и желания от решений и намерения действовать [20, 21], которые, функционируя в связке друг с другом, формируют психоментальную активность личности. Подразумевается, что под побуждениями и желаниями понимаются эмоции, чувства, а под решениями и намерением действовать – ментально-волевая активность, свободная от эмоциональной окраски. Утверждается, что ни одно совершенное решение или действие не может быть предпринято без осознанного или бессознательного вмешательства эмоций.
Эти представления также можно найти в концепциях Ииссиидиологии [12] о структуре сознания, объясняющих разноуровневую взаимосвязь и взаимозависимость двух направлений психоментальной активности человека, один из которых в большей степени соответствует чувственным проявлениям (от грубого сексуального влечения до высот альтруизма), а второй – ментально-волевым (от грубых проявлений агрессии и жестокости, эгоцентризма, до высот интеллектуального развития). Вводится понятие «синтетического» процесса как последовательного «сплавления» недостающих чувственных переживаний с ментально-волевой активностью в сознании индивида посредством получения жизненного опыта. «Синтез»этих двух компонент приводит к познанию личностью себя в узком диапазоне мыслечувственной активности и способствует переходу сознания на новый, более «высокий» уровень восприятия себя и окружающей действительности.
Рис. 3. Связь структуры сознания с уровнями сознания (Ииссиидиология)
Рисунок иллюстрирует нелинейность расположения Центров по отношению друг к другу, влияние более качественных, совершенных состояний личности на «менее синтезированные»; «синтетическое» взаимодействие ментально-волевых и чувственных проявлений друг с другом. Важно отметить, что концепцияне проводит дуального разделения ментальности и чувственности, - о «ментально-волевом» Центре можно сказать, что соответствующую ему психическую активность мы в большей степени можем отнести к ментальности и волеизъявлению; аналогично для «чувственного» Центра, активность этих уровней нами интерпретируется как в большей степени эмоционально-чувственная.
Необходимо отметить, что автор в своём описании структуры сознания уходит далеко за пределы привычного восприятия личности, раскрывая перед исследователем перспективы эволюции сознания человечества, но в контексте данной работы мы рассмотрим лишь небольшую часть этой многоуровневой структуры.
Синим цветом в схеме Рис. 3 показана структура сознания в привязке к уровням Первого и Второго Центров психоментальной активности. Здесь можно найти некоторые параллели с топографической моделью З. Фрейда и К. Юнга:
Наиболее примитивной частью структуры является инстинктивное сознание или коллективное бессознательное, общее для всей Ноо-сферы, которое формирует энергоинформационную основу для приобретения инстинктивного и биологического опыта существования человека и других форм жизни, в том числе, животных, растений, минералов. Эта межвидовая «общность» базируется в первую очередь на универсальных виртуальных представлениях (мыслях и чувствах), которые, будучи восприняты личностью из категории общегоколлективного бессознательного, переживаются ею в соответствии с психической активностью индивида и ассоциативно воспринимаются через призму уже приобретенного жизненного опыта. К примеру, переживание «страха грозы», которое могут испытать представители животного царства, также свойственны и многим людям, но будут восприняты каждым по-своему, при этом сохраняя определённую схожесть в своей природе. Запрещаемое морально-этическими устоями стремление к переживанию различного грубо-сексуального опыта и агрессивного поведения также имеет много общего у человека и представителей различных типов животных.
Ииссиидиологическая гипотеза о существовании общего энергоинформационного поля, на котором базируется активность всех уровней сознания человека, в том числе и низшая, инстинктивная мыслечувственная активность, объясняет схожесть в поведении и реакциях среди представителей разных категорий биологических существ, а также в строении биологического организма. Рассматривается допущение о том, что поставщиками и переносчиками психических представлений коллективного бессознательного являются самосознательные биологические структуры организма, а также популяции микроорганизмов, что неотъемлемо включены в структуру клеток наших тел [13, п. 1.0278]. Как и любое проявление окружающей действительности, биологические структуры и микроорганизмы генерируют электромагнитные колебания определённых частот, которые способствуют активизации той или иной психической активности индивида.
Примитивные, инстинктивные переживания коллективного бессознательного, возникая в сознании человека, проходят через аналитическо-логическую мыслительную деятельность, тем самым адаптируясь из категории инстинктивного, бессознательного, в категорию лично прожитого опыта. Человек накладывает на эти состояния свою индивидуальную оценку и отношение. Сам процесс декодирования, логического осмысления бесконечного множества представлений бессознательного уровня осуществляется структурой личностного самосознания. Таким образом, личностное самосознание постоянно пополняется новыми элементами, которые «черпаются» изколлективного бессознательного и адаптируются к человеческому типу мышления и чувствования. В результате адаптации представлений, образов, переживаний коллективного бессознательного и приобретения соответствующего опыта, формируется биологическая память, что включает память о состоянии здоровья, полученных травм, ощущений физического комфорта и дискомфорта, опыт опасности. Память, формируемая категорией личностного сознания, в большей степени относится к жизненным интересам и социальным целям личности [13, п. 1.0296].
Параллельно с этим в сознание индивида в той или иной мере (зависимо от уровня развития индивида) «проецируется» интуитивная информация из коллективного подсознания о необходимости в самосовершенствовании и реализации более высоких ценностей (семья, общество, творчество, развитие, расширение системы восприятия). В структурах коллективного подсознания «запрограммирована» и предусмотрена вся многовариантность жизненных сценариев и судеб личности, которые она последовательно выбирает посредством своих мыслей, чувств и действий.
В контексте рассматриваемой темы особый интерес представляет первая «пара» Центров, что соответствует уровням проявления инстинктивных побуждений индивида.
Прежде чем мы начнем рассмотрение уровней психоментальной активности, считаю важным снова подчеркнуть, что деление на уровни является достаточно условным, - в каждом из них можно выделить ту часть, которая в большей мере схожа с предыдущим или следующим. Также автор акцентирует внимание читателя на том, что психика личности не ограничивается проявлением одного, или даже двух уровней – она всегда представляет собой достаточно широкий диапазон, в котором какие-то из проявлений являются наиболее привычными, повседневными, вероятными (представляют больший интерес для человека), а какие-то – менее, но все же потенциально присутствуют в психоментальной активности и могут быть проявлены при соответствующих жизненных обстоятельствах. В описании даны примеры жизненного творчества при высокой степени активности тех или иных уровней сознания, но необходимо учитывать, что даже добродушный, альтруистичный и социально ответственный человек, попав в необычные для себя обстоятельства, может наблюдать активизацию в своём сознании инстинктивных, агрессивных побуждений, подробное описание которых рассмотрено в дальнейшем материале.
Активность первого, наиболее примитивного уровня ментально-волевой составляющей характеризуется высшей степенью кровожадности и агрессивности, необузданностью, непомерно завышенным самомнением, беспредельной эгоцентричностью, что проявляются без здравого смысла и элементарной логики. Происходит познание себя через высшую степень эгоизма и негативизма, реализация в актах насилия, жестокости, доминирования, терроризма, убийств и ненависти, беспощадной зависти и ревности.
Примерами проявления подобного антисоциального поведения являются жестокие преступления маньяков-убийц, жертвоприношения, пытки, каннибализм, инциденты насилия, массового уничтожения, садизма и деспотизма, особо кровавых преступлений, террористы-смертники, воинствующие секты, изуверские убийства и самоубийства и т.д.
В дополнение к описанной выше ментально-волевой составляющей психики, вторая, чувственная сторона условного первого уровня отражает ту же степень кровожадности, агрессивности и эгоцентризма в проекции на грубую сексуальность. Примерами этих инстинктивных проявлений являются некрофилия, зоофилия, необходимость дополнять сексуальный опыт кровопусканиями, крайними проявлениями жестокости и садизма.
В момент «опускания» на состояния первого уровня, личность очень сложно назвать человеком, - ведь описанные выше характеристики в гораздо большей степени свойственны диким животным, хищникам, чем людям; но, тем не менее, в нашем обществе подобные проявления всё еще возможны. Согласно концепции Ииссиидиологии, такие мысли, чувства и действия являются результатом недополученного личностью опыта в данной сфере жизненного творчества, и бессознательно побуждают человека к реализации самых грубых, инстинктивных переживаний.
По сравнению с первым, психоментальные проявления второго уровня ментально-волевой составляющейболее разумны, но сохраняют повышенную агрессивность, кровожадные инстинктивные побуждения, злость и ненависть ко всему, посягающему на их собственность, которая включает не только имущество, но и «близких» им людей; они склонны к мелочной обидчивости и крайне болезненному честолюбию. Эти состояния подразумевают логическое осмысление степени наказания за свои действия, предусмотрительность в своих преступлениях, поиск материальной выгоды.
В отличие от инстинктов первого уровня, власть и деньги становятся более важными, чем убийства как таковые. Жестокость и насилие проявляется как инструмент достижения честолюбивых целей или ухода от проблемы.
Примерами людей, в той или иной степени проявляющих психоментальную активность второго уровня, являются предводители группировок и уличных банд, агрессивных фашистских движений, «сатанинских» сект; тираны и деспоты, заказчики убийств, хладнокровные захватчики заложников, шантажисты, бандиты и грабители. Примечательно, что все проявления мягкости, душевности и альтруизма воспринимаются такими людьми как слабость и бесхребетность.
В грубочувственном аспекте эти проявления характеризуются стремлением к дикой страсти, садомазохизму, совокуплению с животными, жестокими оргиям, прилюдным унижением «жертвы».
Третий уровень ментально-волевой составляющей отличается более развитым практичным рассудком, меньшей воинственностью и агрессивностью, чем первые два уровня; проявляется через хитрость, лживость, скандальность и задиристость, тщеславность, провокационность, подозрительность, мстительность, стремление нанести уже не столько физические, сколько психические страдания.
В качестве примеров проявления третьего уровня в нашем обществе можно назвать участников разрушительных массовых протестов, уличных банд и группировок, хулиганов и вандалов; жуликов и мошенников, шантажистов.
Чувственная составляющая на третьем уровне проявляется в неразборчивости сексуальных контактов, примитивизме, грубости, насильственным наклонностям, зацикленности на себе.
Особенности представлений этого уровня в ментально-волевой составляющей отличаются гораздо большей степенью рассудительности, но вместе с тем эгоистичным отношением к своему окружению, поиском выгоды для реализации честолюбия и самоутверждения в своей правоте и тщеславии; в моменты преобладания четвертого уровня в психике человек склонен критиковать и поддавать сомнению всё, что не совпадает с его убеждениями, он подозрителен и насторожен, способен на причинение мелких и крупных неприятностей, самоуверен и циничен, зациклен на материальных ценностях и склонен к накопительству. Люди, «под влиянием» состояний четвертого уровня, - это «поборники» антиморали и антинравственности, проявляющие своё недовольство через презрение и ехидство. Они злопамятны и способны на скрытую месть, подлы, фанатично жадны, обидчивы и высокомерны, неспособны к самокритике и прощению.
Примерами проявления психоментальной активности четвертого уровня в нашем обществе можно назвать алчных воров и грабителей, авантюристов и мошенников, проституток, сутенёров, мелких спекулянтов; их также можно встретить и среди коррумпированных чиновников, «воротил» и наркоторговцев.
Мысли и чувства, которые начинают проявляться в сознании личности с этого уровня, последовательно приобретают всё большую степень альтруистичности, интеллектуальности, ответственности, терпения, понимания и способности прощать других, ответственности за свои действия и устремления к самосовершенствованию. Они становятся более постоянными в выборе круга общения и своих партнеров, сексуальность играет всё меньшую роль в межличностных отношениях с противоположным полом.
Все проявления, находящиеся ниже пятого уровня первой «пары» Центров в многоуровневой структуре сознания считаются инстинктивными в силу их деструктивной, несозидательной природы, стремящейся к выживанию и реализации собственных эгоистичных потребностей; пребывая в состояниях, свойственных этому диапазону инстинктивных побуждений, человек мало отличается от окружающих его животных, - по этой причине проявление подобных состояний можно условно охарактеризовать как «животные» уровни в сознании человека.
Таким образом, рассматриваемая модель определяет активизацию уровней психоментальной активности выше пятого как начало осознанного творчества человека, тогда как все предыдущие уровни формируют необходимый фундамент, базу для дальнейшей эволюции личности, проявляясь в качестве «животных», инстинктивных желаний биологической части личности.
У читателя может возникнуть закономерный вопрос: «Всё-таки, кто кем управляет: мы управляем своим сознанием со всей его разноуровневостью или же проявления определённых уровней определяют наше поведение?» Для развёрнутого ответа необходимо изучение гораздо более обширного объёма материала, и в первую очередь - поиск ответа на вопрос «А кто же во всём этом «Я»?», что послужит темой отдельного исследования. В концепции Ииссиидиологии утверждается, что каждого человека характеризует его Конфигурация, которая формируется активностью определённого набора уровней от наиболее «грубых», на которые способна данная личность при соответствующих обстоятельствах, до наиболее возвышенных; а «я» в каждый момент времени – проявление того или иного интереса в жизненном творчестве, тот ежемгновенный выбор, который мы совершаем в пользу доступных нам уровней сознания на основании своей Конфигурации.
С помощью детального изучения оригинала предложенной модели, лишь вкратце освещенной в данной работе, читатель обретает способность достаточно точно ориентироваться в проявлениях окружающих людей и проводить самоанализ для более объективной оценки состояний своей психики.
Важно подчеркнуть, что любая манифестация коллективного бессознательного способна отразиться в психоментальной активности конкретной личности только в случае предрасположенности к переживанию именно этих состояний. Подразумевается, что склонность к проявлению активности тех или иных уровней является отражением интереса данного индивида познать себя, получить необходимый опыт в своём жизненном творчестве. Чем выше интерес к переживанию конкретных состояний («недосинтезированность»), тем более интенсивно они проявляются в сознании. Примечательно, что этот интерес может быть неосознанно стимулируемым более «синтезированными» уровнями сознания (коллективное подсознательное) в связи с «пробелом» в переживании этих состояний в процессе приобретения жизненного опыта.
В результате проведения своих исследований, автор утверждает, что на данный момент человечество проходит стадию интенсивной проработки инстинктивных уровней сознания, о чем свидетельствует всё большая раскрепощенность общества, ослабление давления морально-нравственных устоев, доступность получения соответствующих переживаний. Активность коллективного бессознательного в структуре сознания человека по мере прохождения «синтетического» процесса постепенно снижается с 70-90% до 10-20%, уступая место более интеллектуально-альтруистичным, созидательным проявлениям высшего личностного сознания и получению интуитивной информации из коллективного подсознания [17].
Д. Хокинс, известный специалист по процессам мышления, кинезиолог, автор «Орто-молекулярной психиатрии» на основании практических исследований шаблонов поведения в своей книге «Сила vs Насилие» и докторской диссертации «Качественный и количественный анализ и калибровка уровней человеческого сознания» [18] предложил аттракторную шкалу измерения человеческой осознанности (Аттрактор определяется как «опознаваемая структура, возникающая из внешне бессмысленной массы данных»). В своей концепции автор опирается на гипотезы Р. Шелдрейка о существовании «морфогенетических полей» и голографическую модель работы мозга К. Прибрама.
Шкала измерения осознанности имеет диапазон от 0 до 1000 условных значений активности энергетических полей, генерируемых сознанием, и агрегирует разнообразные психические состояния людей в 17 уровней сознания.
Д. Хокинс определяет пограничную черту (условный показатель = 200), ниже которой основными целями человека являются выживание, проявление своих животных инстинктов, а выше нее – нарастает стремление к гармонии, позитивизму, постепенно приобретает значимость благополучие других. Посредством этой схемы объясняется взаимозависимость уровня сознания и количества силы, жизненной энергии, которой обладает человек – чем выше его созидательность и позитивизм, тем выше потенциал энергетических полей, которые он генерирует.
Даётся важное примечание о том, что цифры представляют не арифметическую прогрессию, а логарифм с основанием 10, что условно оценивает силу соответствующих энергетических полей; через эту зависимость автор акцентирует наше внимание на ускорении и интенсификации психических процессов по мере приобретения всё более позитивной жизненной позиции; соответственно, чем ниже уровень сознания, тем меньшим энергетическим потенциалом обладает личность.
В концепциях предложенных Д. Хокинсом и О. Орисом психика личности описывается как сложная динамика разноуровневых процессов, и ход эволюции по шкале происходит не строго линейным образом в рамках какого-то одного уровня, – скорее процесс осуществляется в соответствии с распределением интереса; человек последовательно приобретает спектр разноуровневого жизненного опыта, то «уходя назад», то «забегая вперёд», и лишь по усреднённой динамике его мыслечувственной активности, выборов и действий можно судить о диапазоне активности сознания. Более того, в разных сферах жизни личность может проявлять себя через радикально отличающиеся уровни сознания.
5.1 Шкала психической активности («Карта Сознания») Д. Хокинса
На табл. 1 показана шкала психической активности в формате, предложенном автором: эмоция, соответствующий ей энергетический уровень, ключевые отношения с жизнью и божественным.
Табл. 1. «Карта Сознания» Д. Хокинса
Начиная с уровня смелости человек способен преодолевать препятствия на пути к цели, в большей степени доверяя жизни и другим, воспринимая преграды как стимулы к развитию.
Люди в состоянии смелости решаются обретать профессиональные навыки, учиться, менять свою жизнь в более продуктивную сторону; согласно предложенной модели именно с таких проявлений начинается осознанное, созидательное творчество человека. Все состояния, которым свойственна отметка ниже 200, характеризуют разную степень фрустрации, деструктивных побуждений личности по отношению к себе и окружающей действительности. Критическую точку с отметкой «200» автор называет переходной зоной между отрицательным и положительным, негативным и позитивным, дуальностным и более осознанным поведением. Наиболее «грубыми» формами проявления психической активности, согласно этой шкале, являются апатичные, депрессивные состояния, в которых ведомая инстинктами личность способна на проявления крайней агрессивности и разрушительности, невзирая на неблагоприятные для себя последствия.
Примечательно, что в результате многолетних эмпирических исследований и сопоставления их с предложенной шкалой соответствия эмоций и энергетического уровня, Д. Хокинс приводит следующую общую характеристику коллективного уровня сознания человечества: «Коллективный уровень сознания человечества в течение многих веков оставался на уровне 190 баллов и, что странно, вырос до своей текущей отметки в 204 балла только в течение последнего десятилетия» [18]. «Прохождение» отметки 200 также символизирует переход от насилия к силе как созидательному ресурсу.
Среди недостатков предложенной Хокинсом концепции можно выделить отсутствие описания и классификации грубой чувственности и сексуальности человека, - это направление остаётся незатронутым в психической модели и не связанным напрямую с энергетическими уровнями.
Подведём итог: предложенная Д. Хокинсом модель качеств коллективного сознания человечества определяет «низшие» и «высшие» характеристики, что отличают инстинктивное сознание от уровня сознания созидательного человека, даётся описание общего состояния усреднённого человека. Согласно этой теории, количество психической энергии при задействовании всё более высоких уровней сознания умножается в логарифмической прогрессии. Низшим, инстинктивным уровням характерно проявление эгоцентризма, зацикленности на негативных состояниях, деструктивности и агрессии. Каждая личность представляет собой конгломерат разных уровней, которые могут проявляться параллельно. Эта модель является серьезной попыткой сопоставить уровни сознания, эмоции и интенсивность энергетического поля, а также теоретически обосновать перспективу человеческой эволюции и этапы дальнейшего развития созидательной личности.
Заключение
В контексте освещаемой темы реферата были рассмотрены классические и современные теории личности и схемы структурной организации сознания человека, среди которых: Психоанализ З. Фрейда, Аналитическая Психология К. Юнга, Гормическая Психология У. Мак-Даугалла, Гуманистическая Психология А. Маслоу, Факторные теории личности, Ииссиидиология О. Ориса, Шкала психической активности Д. Хокинса и др. В исследовании вышеназванных концепций раскрыта взаимосвязь между уровнями сознания, рассмотрены существующие мнения о степени активности инстинктивно-«животной» части психики.
Особый интерес при изучении «низших» проявлений человека представляет детальная классификация и поуровневое описание, которые предлагаются О. Орисом и Д. Хокинсом, что включают в себя классические представления более ранних теорий личности, и интегрируют современные представления о голографичной природе сознания и Вселенной.
Классические и современные теории личности радикально отличаются в интерпретации степени воздействия бессознательного, инстинктивного начала человека на его повседневную жизнь – от признания тотальной власти этой части психики над всеми мотивами личности (Психоанализ) до полного отрицания существования этих уровней (Бихевиоризм). Более универсальное представление, предложенное О. Орисом, описывает наличие у каждой личности определённой Конфигурации сознания, которая определяет диапазон активности уровней, что соответствует необходимости получения («синтезирования») того или иного жизненного опыта. Концепции А. Маслоу и Д. Хокинса также предлагают логично обоснованные выводы о необходимости поуровневого удовлетворения «низших», инстинктивных потребностей для последовательной активизации более возвышенных ценностей и целей в сознании индивида.
Среди рассмотренных теорий развернутый ответ на вопрос о важности инстинктивной чувственности и грубой сексуальности в жизни личности даётся в Психоанализе З. Фрейда, Аналитической Психологии К. Юнга и Ииссиидиологии О. Ориса. Первый источник описывает их как незыблемую бессознательную активность, постоянно воздействующую на психику человека, второй причисляет их к архетипам общечеловеческого коллективного бессознательного, третий – как наиболее примитивные, общие для разных видов биологических существ состояния, что представляют основу двухкомпонентного «синтетического» процесса, вторым элементом которого является грубая агрессивная ментально-волевая активность.
Всё больше новейших гипотез и исследований склоняется к восприятию врожденной устремленности человека к саморазвитию и высшим ценностям как главной эволюционной силе, стимулирующей жизненную активность личности; с этой точки зрения низшие проявления психики воспринимаются как определенный промежуточный этап между животным и Человеком, дающий необходимый опыт и удовлетворяющий инстинктивные, физиологические потребности личности на данной ступени нашей эволюции, которая подразумевает их «синтез».
Очевидно, что человек как личность развивается в течение всей своей жизни, и человечество как коллективное сознание постепенно эволюционирует в целом. Возникает закономерный вопрос, каким именно образом процентное соотношение «животной», инстинктивной части сознания постепенно уступает место более созидательной активности, возвышенным переживаниям и социально-полезным действиям, всё большего устремления человека к позитивизму?
Рассмотренные в этой работе теории личности с разных точек зрения дают похожий ответ на этот вопрос: приобретение недостающего жизненного опыта позволяет личности перейти на более «зрелый» уровень психоментального развития посредством коренных изменений в своём отношении к жизни, что базируется на последовательном переформатировании генной и мозговой деятельности; интересы предыдущих уровней постепенно исчерпываются.
При изучении разрозненных представлений множества теорий, гипотез и концепций, становится очевидной необходимость создания единой, более универсальной теории, которая объединила бы в одну фундаментально обоснованную модель все факторы, которые в разной степени и с разных сторон описаны в изученных материалах. Очевидно, что более универсальная модель должна опираться на представления разных областей науки, в том числе, социологию, психологию, новейшие исследования нейронной, генной, мозговой активности; поэтому я надеюсь, что данный материал станет отправной точкой вашего самостоятельного глубокого изучения этой темы.
Перспективным направлением в исследовании активности психики также может стать использованиемногоуровневой и многофакторной модели структуры сознания в комбинации с современными методами исследований и диагностики, используемые нейропсихологами, социологами, и психометрическими моделями математической обработки данных (например, факторный анализ, а также предложенные Хокинсом нелинейные математические модели, заимствующие концепции теории хаоса), что позволяет агрегировать наблюдаемые психологические проявления в характеристики, свойственные тому или иному уровню сознания.
Также для дальнейшего исследования инстинктивных, «животных» уровней в сознании личности особый интерес представляет анализ современных работ по декодированию генома человека, информация «Сравнительной Психологии», что изучает сходства и различия психики у животных и человека; нейрофизиологические и нейропсихологические исследования мозговой активности в различных состояниях сознания; предложенная гипотезой Ииссиидиологии модель разноуровневых и разнонаправленных «синтетических» процессов, трансформации и трансмутации «низших» уровней психической активности в более «синтезированные».
[1] Д. Зиглер, «Теории личности»
[2] R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth"
[3] А. Романов, статья «Модель психического аппарата в работе З. Фрейда «Я и Оно»» http://www.psihoterapevt.od.ua/articles/terapevticheskie/ja_i_ono.html
[4] Определение сублимации по теории Фрейда, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)
[5] Определение регрессии в теории З. Фрейда, http://vikent.ru/enc/1155/
[6] Теории А. Маслоу, http://www.psychologos.ru/articles/view/abraham_maslou
[7] Факторный анализ, общие сведения, http://ru.wikipedia.org/wiki/Факторный_анализ
[8] Электронный учебник по статистике «StatSoft», глава «Главные компоненты и факторный анализ», http://www.statsoft.ru/home/textbook/modules/stfacan.html
[9] Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы.- Спб.: Изд-во Вост.- Европ. Инст-та Психоанализа, 1994.- 382с.
[10] McDougall O. An introduction to social psychology. 20 ed. N.Y., 1926.
[11] История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. Ответственный редактор – академик Г. В. Осипов.- М.: Изд-я группа НОРМА – ИНФРА, 1999.- 576с.
[12] О. Орис, ИИССИИДИОЛОГИЯ, «Характеристики Формо-Творцов АРГЛЛААМУНИ»
[13] О. Орис, ИИССИИДИОЛОГИЯ, Основы, том 1, раздел 2
[14] Определение коллективного бессознательного в теории К. Юнга http://www.psychologos.ru/articles/view/kollektivnoe_bessoznatelnoe
[15] Доклад К. Юнга «Понятие коллективного бессознательного», Абернетти (Англия), 1936
[16] К.ф.-м.н. А.Хохряков. «Теория мерности. Общие положения», http://www.iissiidi.org/#!science-physic-multiworld-art2/c1i6e
[17] О. Орис, ИИССИИДИОЛОГИЯ, Основы том 1, стр. 721 (Таблица уровней самосознания)
[18] Д. Хоукинс, «Сила vs Насилие. Скрытые мотивы человеческих поступков»
[19] Определение понятия «Качество» в философии, http://ru.wikipedia.org/wiki/Качество_(философия)
[20] Mele A.R. Free Will: Theories, Analysis, and Data // Does Consciousness Cause Behavior? / ed. by S.Pockett, W.P.Banks, and S.Gallagher. - Cambridge: The MIT Press, 2006. – P.190.
[21] Эмоции и свобода воли в контексте нейрофизиологии/ Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология. » – 2012. – № 1(11) стр.37–52, http://www.phil63.ru/emotsii-i-svoboda-voli-v-kontekste-neirofiziologii