ссылка на первую часть статьи: "Об эгоизме (часть 1): что такое эгоизм?"
Прежде чем перейти к описанию основных направлений внутренней работы по трансформации эгоизма в альтруизм, предлагаю разобраться в том, как любые перемены в мышлении, чувствовании, реагировании и поведении человека фиксируются в его физическом организме. Изложенная ниже информация поможет глубже понять суть описанных в этом разделе преобразовательных процессов.
На сегодняшний день нейропсихологи[9] в своих исследованиях уже установили, что существует тесная взаимосвязь между качественностью мышления и чувствования человека (например, импульсивностью или уравновешенностью, рефлекторными или осознанными реакциями) и активностью тех или иных отделов его головного мозга. Я не буду углубляться в особенности функционирования нервной системы и психики человека, потому как эти вопросы не являются основной темой этой работы. Скажу лишь, что одни области мозга ответственны за эмоциональную сторону жизни личности, другие − являются центрами наслаждения, активность третьих – даёт возможность мыслить конструктивно и принимать взвешенные решения, а четвёртых – инициирует потребность в духовном развитии и т. д. Вот почему, зная о том, какие из отделов головного мозга личности задействованы в её повседневной жизнедеятельности, можно без труда определять её текущие психические состояния, а также прогнозировать с высокой долей вероятности её последующие решения – насколько они будут взвешенными и продуманными или эмоциональными и импульсивными, насколько эгоистичными или альтруистичными.
Все отделы головного мозга человека объединены в единую нейронную сеть, распространяющую информацию между ними. Когда человек о чём-то думает, что-то переживает, действует каким-то образом, то каждый раз этот процесс инициируется активностью в его мозге определённых нейронов (в зависимости от качественности его мыслей и чувств), объединённых во взаимосвязанные цепочки передачи информации между разными его отделами. Чем чаще человек задействует какие-то из них (цепочек), тем быстрее у него формируются соответствующие их активности привычки мыслить, чувствовать, реагировать и поступать определённым образом. Исходя из этого, можно сказать, что склонность человека к эгоистичным проявлениям (стремление к личным удовольствиям и выгоде, пребывание в негативизме, продуцирование чувства разобщённости с окружающими) – это не результат того, что он «такой», а, скорее, следствие укоренившихся в его самосознании «вредных» привычек думать и действовать подобным образом. «Вредных» потому, что эгоизм в итоге ведёт к разрушительным результатам (болезням, конфликтам, неприятностям) в жизни самого человека и деструктивно влияет на его окружение.
Наверное, вам покажется странным сравнение эгоистичных стереотипов мышления и поведения с «вредными» привычками, но такой подход действительно открывает возможности для внутренних преобразований. Если считать привычки делом наживным, то в таком случае каждый человек потенциально может заменить любую из них на качественно иную. Безусловно, для этого ему придётся приложить определённые усилия: в каких-то случаях стараний потребуется не так уж много, а в каких-то это будет титанический труд и огромная сила воли. К тому же такой подход помогает человеку не питать иллюзий по поводу быстрых преобразований и раньше времени «опускать руки», а более адекватно оценивать свои силы и возможности.
На начальном этапе преобразования эгоистичных привычек в альтруистичные главным препятствием для человека обычно является его физиология, а именно, - годами наработанные предшествующими выборами нейронные цепочки мозга, как материально выраженная основа (в биологическом организме человека) любых его привычек. Эти цепочки автоматически активизируют выработку привычных для организма человека гормонов и возбуждение соответствующих им психических переживаний – от страха, злобы и возбуждения до безграничного состояния эйфории, счастья и вдохновения. Поэтому очень часто, желая поступить вопреки своим укоренившимся привычкам, человек сталкивается с серьёзным внутренним конфликтом – противоборством внутри себя разных интересов и желаний. Каждый раз, когда ему удаётся найти в себе силы и нужные мотивации, чтобы поступить по-иному, чем прежде (например более альтруистично), его старые (более эгоистичные) привычки постепенно ослабляют своё влияние на его выборы, заменяясь на новые.
Благодаря описанному выше механизму каждый из нас всегда имеет потенциальную возможность заменить любые свои привычки, стереотипы мышления и поведения (в том числе и эгоистичные) на качественно иные. Для этого необходимо в тех ситуациях, в которых мы обнаруживаем, например, проявление своего эгоизма, начать изменять привычный нам ход мыслей, психологических реакций и мотивов поведения. По мере интенсификации таких внутренних преобразований мы со временем обнаружим, что те реакции и поступки, которые мы раньше считали нормой своей жизни, со временем уже воспринимаются нами, как недопустимые и подлежащие изменению. Безусловно, описанные выше преобразования невозможно осуществить без глубокого пересмотра своих ключевых жизненных убеждений и переоценки ценностей, ведь последние являются основой формирования любых привычек. Поэтому такие глубинные перемены в нашем самосознании станут естественным следствием на пути замены эгоистичных привычек на альтруистичные.
Чтобы эти изменения были эффективными, важно внедрять их в нашу жизнь не время от времени, а регулярно (!) и постепенно. Конечно, это не исключает возможности совершать радикальные для нас альтруистичные выборы (то есть те, которые существенно отличаются от всего того, что мы делали ранее). При этом не менее важным является также процесс закрепления достигнутых результатов через укоренение новых привычек и стабилизацию активности новых нейронных цепочек.
Описанные ниже направления внутренней работы как раз и предполагают последовательное внедрение в жизнь человека новых – более альтруистичных – привычек, которые постепенно смогут вытеснить прежние – эгоистичные. Эти направления отражают наработанный в течении последних пятнадцати лет опыт жизни и взаимоотношений между постоянно проживающими и временно приезжающими на Айфаар в России (на полуострове Крым) людьми. Многолетний опыт применения нижеописанных подходов к процессу трансформации эгоизма в альтруизм на практике доказал свою эффективность и пользу как для индивидуального развития каждого из участников этих отношений, так и сообщества в целом.
Итак, основные направления преобразования собственного эгоизма в альтруизм − это:
Давайте подробнее рассмотрим каждое из них.
Сначала давайте определим, что такое «альтруизм». Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter - другой) - бескорыстная забота о благе (удовлетворении интересов) других людей[10]. То есть когда человек делает что-то во благо других людей, не получая за это ничего взамен, кроме внутреннего удовлетворения от своего поступка. Альтруизм принято считать противоположностью эгоизму, но лишь в том случае, когда он (альтруизм) действительно бескорыстен.
В одном из предыдущих разделов (раздел 3.1. «Потребность в удовольствии») я пришла к выводу о том, что человек может испытывать удовлетворение как от получения собственного удовольствия, так и от радости за других. Когда в самосознании личности преобладают эгоистичные представления, то она склонна больше стремиться к получению всего того, от чего ей самой хорошо и приятно. Присутствие же в её самосознании альтруистичных тенденций открывает перед ней возможности радоваться достижениям других. Для большинства людей порог доступного им состояния «счастья» ограничивается первым, и редко кто достигает второго, то есть умеет искренне радоваться успехам других и делать для них что-то, не требуя ничего взамен. И даже если человек очень сильно захочет совершить истинно бескорыстный поступок, вряд ли ему это удастся с первого раза. Но к этому можно прийти постепенно, начав прикладывать определённые усилия.
Переходным этапом от эгоизма к альтруизму в данном случае является способность человека получать удовлетворение от того, что он делает что-то полезное и нужное для других. Для этого он может начать совершать волевые альтруистичные поступки. Конечно, это ещё не будет тот самый бескорыстный альтруизм, который считается противоположностью эгоизму, но такие действия могут стать существенными шагами на пути в этом направлении. Волевым альтруизм можно назвать тогда, когда он ещё не стал насущной внутренней потребностью человека, но, прислушавшись к голосу своей совести, тот принял решение культивировать это качество в себе. В таком случае все свои акты помощи и заботы он мотивирует, скорее, словом «надо» («потому что это мне нужно или выгодно»), чем «хочу» («потому что по-иному поступить не могу»).
В данном случае важно начать делать для других то, что на первый взгляд противоречит эгоистичным интересам личности и чего раньше она не делала. Например, приготовить ужин для близких, устроить субботник по высадке деревьев и благоустройству придомовой общественной территории или пожертвовать определённую сумму денег в благотворительный фонд, который, по вашему мнению, занимается важной для общества деятельностью. Можно и дальше приводить множество других примеров альтруистичных поступков, но вам, дорогой читатель, придётся найти то, что захотите и сможете регулярно делать именно вы.
Поэтому очень часто, желая поступить вопреки своим укоренившимся привычкам, человек обычно сталкивается с внутренним конфликтом в собственном сознании – противоборством внутри себя разных интересов и желаний: одна часть его стремится поступать, как он привык (более эгоистично), находя для этого множество причин и доводов; а другая, наоборот, склоняет к поступкам ради блага других, жертвуя собственными интересами, временем или деньгами. Первая – это устоявшийся стереотип мышления личности, по которому она жила прежде. Вторая – это её новая потребность совершать альтруистические поступки, которую можно считать голосом совести. В связи с этим у человека поначалу обычно возникает множество сомнений в правильности того или иного своего решения. На первом этапе это даже хорошо, потому что вместо того, чтобы реагировать и вести себя по привычным шаблонам, он всё чаще задумывается о возможных вариантах своих решений и старается осознанно выбирать среди них те, которые считает наиболее приемлемыми для себя.
Когда по какому-то из интересов человека степень его удовлетворённости от помощи другим начинает превосходить удовлетворение от того, что он мог бы вместо этого сделать исключительно для себя, тогда можно считать, что по данному аспекту (интересу) у него произошла замена взаимозависимости «эгоизм – удовольствие» на качественно иную – «альтруизм – радость». В таком случае его акты альтруизма перестают вызывать в нём чувство некой жертвенности, а становятся источниками неподдельной радости. Так происходит в силу того, что при совершении действительно альтруистичных поступков в жертву обычно приносятся эгоистичные интересы личности. При этом страдания человека (состояние жертвенности) обычно связаны именно с невозможностью их реализовывать в дальнейшем. А когда подобные эгоистичные интересы аннигилируются в его самосознании, то вместе с ними уходит и состояние жертвенности.
Стоит отметить, что для того чтобы альтруизм стал нормой жизнедеятельности человека, ему необходимо произвести описанные выше преобразования по множеству своих актуальных эгоистичных потребностей (в пище, одежде, жилье, сексе, комфорте, достатке, отношениях с близкими и на работе и т. д.), изменяя тем самым свои привычные эгоистичные шаблоны реагирования и поведения на в большей мере альтруистичные. Иначе говоря, учиться в этих вопросах меньше брать и больше отдавать другим.
Безусловно, волевой «альтруизм» пока ещё мотивируется достаточно эгоистичными понятиями, поскольку человек совершает его в большей степени для себя, чем для других. К примеру, желая стать лучше, повысить собственную самооценку, улучшить мнение окружающих людей о себе, получить благодарность за свои действия или ожидая более благоприятных жизненных обстоятельств в обмен на свой «альтруизм» и т. п. При таких условиях в самосознании личности часто возникает внутреннее противостояние («не хочу») такому «альтруизму» и ей приходится пересиливать себя через волевое «надо». Каждая такая победа приносит прилив приятных ощущений в теле и сознании человека. Развивая в себе привычку мыслить и поступать альтруистично, он всё больше начинает находить возможностей для таких своих проявлений по отношению к отдельным личностям или целым коллективам. Постепенно доля эгоизма в его актах «альтруизма» снижается. А вместе с этим происходит переосмысление жизненных ценностей и приоритетов. В результате таких внутренних изменений человек начинает чувствовать потребность совершать более бескорыстные – альтруистичные – поступки.
Таким образом, волевое культивирование альтруизма помогает каждому человеку развивать в себе привычку испытывать радость от того, что он делает что-то для других. И является одним из первых шагов на пути трансформации грубого личностного эгоизма в способность совершать бескорыстные, альтруистичные поступки.
В одном из предыдущих разделов (раздел 3.2 «Получение личной выгоды за счёт других») речь шла о том, что когда человек желает извлечь из чего-то выгоду за счёт других, то использует в своём поведении один из следующих способов: демонстрирует либо своё высокомерие и желание управлять другими (превосходство над другими), либо неуверенность в себе и склонность к паразитизму (ложную несостоятельность). В таких случаях он старается использовать в собственных целях других людей, часто даже не осознавая этого.
Подобные проявления можно часто встретить в современных семьях (между супругами, детьми и родителями, детьми разного возраста), а также в рабочих коллективах, среди друзей или знакомых. Причём для каждого участника таких отношений указанные выше способы общения, несмотря на их конфликтность, весьма удобны, потому что помогают удовлетворить какой-то из его интересов, а значит, – получить необходимый ему опыт переживаний (об этом речь шла в разделе 1). Поэтому такой тип общения и взаимоотношений нельзя назвать неправильным, а скорее, – необходимым промежуточным этапом на пути духовного взросления личности.
Обе формы эгоизма – и превосходство над другими, и паразитизм – являются следствием реализации человеком его индивидуализированного честолюбия[11], которое нацелено на оберегание им границ своей личности. Такое честолюбие вынуждает человека постоянно оценивать самого себя и то, как он выглядит на фоне своего окружения (лучше, хуже или как все), а также стремиться утвердиться в собственной уникальности, первенстве в чём-то, авторитетности. При этом в случае превосходства он старается возвысить себя над другими, стать лучше их за счёт принижения последних. А в случае ложной несостоятельности, наоборот, пытается быть не хуже других или не выглядеть глупо в их глазах, вследствие чего он боится браться за какое-либо дело и нести за него ответственность, совершать ошибки и признавать их. До тех пор, пока человек проявляет описанные выше формы своего честолюбия, он не способен жить полноценной жизнью (без страхов, открыто, уверенно) и приносить пользу обществу. А постоянно ставит собственные интересы (высокомерие или всевозможные страхи) выше интересов любого коллектива, пытаясь тем или иным способом использовать окружающих людей для достижения своей выгоды.
Итак, что же необходимо начать делать для того, чтобы перестать использовать других людей в целях получения собственной выгоды и начать достигать их за свой счёт? В первую очередь – преобразовывать свои эгоистичные тенденции превосходства над другими и паразитизма (ложной несостоятельности) в более альтруистичные состояния. Во вторую ─ сформировать будущий образ себя и начать планомерно достигать его. Рассмотрим это более подробно.
Преобразование превосходства и паразитизма важно начинать с всестороннего анализа своих наиболее конфликтных отношений с окружающими. Для этого, мой дорогой читатель, составьте два списка. В первом перечислите, в чём и по отношению к кому вы выражаете своё превосходство, то есть свои «сильные» качества. Во втором ─ в чём и по отношению к кому вы проявляете неуверенность и паразитизм, иными словами, свои «слабые» качества.
Стоит отметить, что тенденции к превосходству и паразитизму являются взаимно компенсирующими. Поэтому если человек ведом в своих решениях и поступках своим индивидуализированным честолюбием, то обычно проявляет к кому-то одному и тому же обе эти тенденции. Так если он испытывает неуверенность (несостоятельность) в чём-либо перед кем-то, то в большинстве случаев ─ в целях оправдания этой своей некомпетентности ─ подсознательно ищет в другом «слабые места» (то есть то, что у того получается хуже, чем у него самого). И наоборот: любое проявление кем-то превосходства в чём-то по отношению к окружающим является следствием ощущения им своей «слабости» (несостоятельности) перед этими людьми в чём-то ином. Например, если у одного больше развит рациональный склад ума, логика, последовательность (ментальность), а у другого ─ образное мышление, способность чувствовать и понимать других (чувственность), то каждый из них в разных обстоятельствах может испытывать определённую неуверенность перед другим. Первый ─ в ситуациях, которые требуют от него творческого подхода, отзывчивости или добродушия, а второй ─ когда нужно составить чёткий план действий, например, и выполнять его. Как следствие, каждый может подсознательно пытаться компенсировать свою неуверенность в одном за счёт превосходства в другом. Но вернёмся к спискам.
В первом списке будут перечислены хорошо развитые вами качества, которыми вы можете дополнить реализацию любого общего дела или проекта. При этом очень важно наблюдать за собой, не служат ли эти ваши преимущества на фоне окружающих поводом для реализации по отношению к ним вашего высокомерия, кичливости и заносчивости. Если вы всё же обнаружили в себе подобные эгоистичные тенденции, то действенным способом трансформировать их в более альтруистичные является передача наработанного вами опыта и навыков тому, кто менее опытен в этом деле и хочет ему обучиться. Уступая другому человеку в реализации и получении необходимого ему опыта, признания и уходя при этом «в тень» от всеобщего признания ваших (и без того очевидных) достоинств, вы сознательно лишаете себя возможности реализовывать своё индивидуализированное честолюбие. Вследствие чего развитые вами навыки, полученные опыт и знания перестают быть средством реализации вашего эгоизма, способствуя проявлению вами альтруизма и обоюдного сотрудничества с другим человеком. Ваш альтруизм в данном случае будет заключаться в передаче другому человеку своего накопленного опыта и знаний таким образом, чтобы не ставить другого человека в полную зависимость от себя. То есть детально обсуждать с ним лишь ключевые моменты, способные повлиять на конечный результат, оставляя ему поле для проявления собственного творчества. Таким образом вы сможете постепенно трансформировать свой эгоизм в альтруизм, оставаясь при этом активным участником воплощения целей вашего коллектива.
Во втором списке будут перечислены качества, которые вы пока не успели в достаточной мере развить в себе, а также имена людей, у которых вы можете им обучиться. Чтобы предотвратить попытки собственного паразитизма (решения вопросов, в которых вы некомпетентны, за счёт других), вам необходимо начать сознательно развивать в себе недостающие качества и учиться в сложных для вас вопросах самостоятельно принимать такие решения, которые принесут наиболее благоприятные последствия как для вас самих, так и для окружающих. На начальных этапах подобных преобразований вам необходимо будет научиться признавать свои «слабые» (менее развитые) стороны и открыто обращаться к людям за помощью. Например, учиться этим качествам у других людей, посещать соответствующие тренинги и применять полученную на них информацию на практике или брать на себя некие обязательства, которые помогут вам развивать недостающие качества, заручившись поддержкой более опытного в этих вопросах человека.
При этом следует помнить о том, что вы можете оказаться в некой степени зависимости от тех людей (их мнения, выборов, их отношения к вам), которые в чём-то более опытные и знающие, чем вы сами. Поэтому необходимо будет научиться различать в себе попытки перенять опыт другого человека и эгоистичное желание переложить ответственность за свои поступки на других. В первом случае человек обычно обращается только к тем, кто имеет опыт решения ситуаций, похожих на те, что переживал он сам, стараясь собрать как можно больше разносторонней информации и возможных для себя вариантов решений. Он интересуется тем, как они тогда поступали, какими мотивами при этом руководствовались, что считали важным в конечном результате, а что – второстепенным; каковы были реальные последствия принятых ими решений и к каким выводам они пришли благодаря такому своему опыту. После чего он анализирует полученную от других людей информацию и самостоятельно принимает решение, как ему поступить в сложившейся ситуации. Во втором – человек обычно обращается к кому-то из авторитетных для него людей (независимо от того, оказывался ли тот в подобных ситуациях или нет) и просит дать ему совет, как поступить. Он может даже обратиться к нескольким таким людям, попросить у каждого из них совета и поступить согласно тому из наставлений, которое ему больше понравится. Таким образом он пытается переложить ответственность за собственные выборы и их последствия на других людей. И если принятое им решение на основе чьего-то совета всё же повлечёт за собой какие-то неблагоприятные для него или окружающих последствия, то он скорее всего обвинит в этом своего «советчика».
Такой всесторонний анализ своих отношений с окружающими помогает обнаружить в собственном мышлении и поведении описанные выше эгоистичные тенденции, пересмотреть мотивы своих решений и поступков и заменить их на более альтруистичные. Благодаря чему мы в каждом взаимодействии с другими стараемся сознательно уходить от неравноправных отношений с кем-либо, превращая своё общение с ними в акты равноценного обмена опытом и знаниями. Вследствие этого уходит предвзятость, неприятие, непонимание, враждебность к людям и всё чаще мы строим свои отношения с ними на принципах равноправия, дружелюбия, открытости, честности.
Индивидуализированное честолюбие личности при этом перестаёт доминировать в её интересах, а подчиняется ею самой интересам коллектива, которому она принадлежит. На смену ему у человека актуализируется честолюбие более высокого уровня, которое побуждает его становиться лучше самого себя прежнего (например, добрее, милосерднее, интеллектуальнее, человечнее) или делать что-то полезное для других. На этом этапе преобразований важно сформировать образ будущего себя (например, через год, пять, десять лет), на основе которого можно конкретизировать свои цели, задачи и приоритеты или, иными словами, задавать вектор своего развития. Наличие такого образа в сознании личности помогает заменить привычку принимать решения на основе сравнения себя с другими на привычку сравнивать себя со своим образом.
Найти образ будущего себя лучше всего удаётся в медитациях. Их можно практиковать как самостоятельно, так и под чью-то авторскую запись. Медитативный процесс помогает уловить не только визуальный образ, но и открывает возможность ощутить свои состояния в будущем, то есть побыть тем собой, каким бы хотелось стать. Если во время медитации приходят возвышенные и вдохновляющие состояния, значит это и есть другой вы, к которому можно начать стремиться. Пережив однажды в медитации опыт таких позитивных переживаний, необходимо чаще стараться вернуться в эти состояния в своей повседневной жизни, всё больше и больше становясь тем собой.
Не менее эффективным методом интуитивного формирования своего позитивного образа является практика песенной медитации. Суть её заключается в том, чтобы самостоятельно (под аудиозапись) или в коллективе единомышленников (так более эффективно) в течении тридцати-сорока минут подряд петь лирические, задушевные, наполненные особым (высокодуховным, объединяющим) позитивным смыслом Айфааровские песни. При этом важно отключиться от повседневных забот и суетных мыслей, настроиться на всецелое восприятие смысла текстов песен и фиксировать возникающие в сознании позитивные образы и ассоциации, вызванные этими песнями. Каждый раз запоминая себя в не свойственных нам обычно высоких позитивных состояниях, мы всегда можем мысленно вернуться к ним, когда подступает усталость, суматоха, тревога или безнадёжность. Ежедневная практика песенных медитаций не только помогает интуитивно прочувствовать гораздо более совершенный «вариант» самого себя, но также пробуждает в человеке волевой фактор для внутренних преобразований в лучшую сторону. Кроме того, пение и прослушивание Айфааровских песен способствует активизации нейронных цепочек мозга, ответственных за проявления альтруизма, эмпатии, доброжелательности, толерантности, щедрости, принятие социально ориентированных решений.
Подытоживая, можно сказать, что преобразование индивидуализированного честолюбия, которое проявляется в превосходстве над другими или в ложной несостоятельности, освобождает место для более конструктивного честолюбия. Когда человек определяет для себя, каким хочет быть, и приступает к претворению в жизнь задуманного – своего качественного образа, тогда он начинает обращать внимание на то, к чему стремятся окружающие его люди, замечать и уважать такие же устремления других людей, поэтому всё меньше использует их в собственных интересах, а старается строить с ними бесконфликтные отношения. Благодаря этому он перестаёт вносить диссонанс в свой коллектив и гармонично вписывается в реализацию коллективных интересов. Причём нельзя сказать, что такой человек растворяется в некой безликой массе коллектива и становится «как все». Скорее, он актуализирует свою личную индивидуальность и полноправно занимает «своё» место в коллективе.
В одном из предыдущих разделов (раздел 3.3. «Проявление негативных реакций и поиск виноватых») был сделан вывод о том, что причины всевозможных проявлений негативизма человека находятся в нём самом, а не в окружающих его людях или обстоятельствах. Безусловно, поводами для этого обычно служат какие-то поступки других людей или жизненные ситуации, но они вовсе не являются причинами, как принято считать. Поэтому работу в этом направлении важно начинать с внутренних изменений.
Для этого необходимо принять для себя за аксиому следующее: «Даже если я тысячу раз прав(а), но пребываю при этом в негативных состояниях по отношению к себе или окружающим, то значит – я не прав(а)». Иными словами, важно перестать оправдывать свой негативизм, вызванный «задетым честолюбием», «праведным гневом», «оскорбительным замечанием», «вопиющей несправедливостью» или «немыслимой неблагодарностью». И осознать, что причиной любых событий в вашей жизни являетесь вы сами и что они абсолютно справедливы по отношению к вам. Тому, кто действительно стремится трансформировать (преобразовать) свой эгоизм в альтруизм, просто необходимо уметь признавать неправоту при проявлении собственного негативизма и исправлять это в себе. Когда такие представления станут для вас основополагающими, тогда у вас появится естественное желание и интерес преобразовать любые свои негативные переживания в состояния понимания, приятия и позитива.
Суть процесса постепенной наработки механизмов «торможения» своих негативных мыслей и чувств заключается в способности своевременно их в себе обнаруживать и быстро трансформировать в позитивные.
Как же понять, дорогой читатель, что вы находитесь в негативном отношении к кому-то или чему-то? Если вы чётко помните о событиях, которые когда-то вызвали в вас негативные переживания, и вам до сих пор неприятно о них вспоминать или говорить, если вы целенаправленно избегаете определённых людей или ситуаций, то очевидно, что у вас по отношению к ним сформировалось негативное отношение. Вспоминая такие случаи, вы бесконечно прокручиваете их в собственном самосознании, снова и снова переживая возмущение, обиду, зависть, жажду мести или подобные этим чувства. Всё это свидетельствует о том, что вам пока не удалось найти действенную мотивацию для позитивного отношения к данной ситуации или человеку.
Действенная мотивация – это некий аргумент в пользу формирования у себя позитивного отношения к человеку или сложившейся ситуации, который бы помог личности понять причины происходящего с ней и быстро остановить поток своих негативных эмоций и мыслей. Например, каждое «неблагоприятное» обстоятельство всегда способствует наработке для того, кто в нём оказался, таких качеств, как терпение, ответственность, сочувствие и других. Если человеку удаётся понять, для чего ему дана конкретная жизненная ситуация, то он может посмотреть на неё под другим углом зрения. Благодаря чему его негативное отношение к ситуации может радикальным образом измениться на противоположное и он скорректирует соответствующим образом свои дальнейшие решения и действия. Если мотивация на самом деле оказалась действенной, то человеку с её помощью реально удаётся уравновесить ситуацию внутри себя. Это когда воспоминания о произошедшем вызывают у него вместо неприятных ощущений чувства понимания, приятия и прощения. А когда он оказывается в похожей ситуации или встречает человека, с которым был конфликт, то проявляет к нему позитивное и доброжелательное отношение.
На первых порах, когда человек начинает ловить себя на негативных переживаниях по отношению к кому-то или чему-то, ему не всегда удаётся сразу находить описанные выше действенные мотивации. Так происходит из-за нехватки у него подобного опыта и отсутствия более глубоких знаний, позволяющих понять истинные причины происходящих с ним событий. Безусловно, более верными причинами любых обстоятельств и отношений в жизни человека, являются его же предшествующие решения, реакции и поведение. Но далеко не каждому удаётся сразу это понять и перестать злиться, обижаться, осуждать или обвинять других в чём-то. Поэтому для таких случаев важно иметь некую универсальную мотивацию, вроде этой: «Пусть я пока не понимаю, почему со мной это происходит, но я знаю, что всё это мне во благо. Позже я обязательно это пойму, а сейчас негативом делу не поможешь». Или любая иная мотивация, которая хотя и не объясняет причины происходящего, но вместе с этим не позволяет человеку с головой уйти в свои негативные переживания.
Если описанные выше мотивации не помогают справиться с негативной реакцией, то можно постараться просто переключить своё внимание на какую-то приятную деятельность. А позже мысленно вернуться к ситуации и постараться проанализировать, почему она произошла и что необходимо изменить в своих убеждениях, намерениях и поведении, чтобы в будущем избежать подобного исхода. Разумеется, два последних варианта выхода из негативных состояний достаточно поверхностные и помогают решить ситуацию только «здесь и сейчас». Но благодаря им можно избежать бесконечного прокручивания негативной ситуации в своём сознании и сопутствующих этому переживаний, а также возможных конфликтов с окружающими по этому поводу.
Если же человек хочет изменить ситуацию в долгосрочной перспективе, то есть в любой критической ситуации быстро находить действенные мотивации для понимающего и позитивного отношения ко всему вокруг, то ему необходимо сформировать в своём самосознании определённый информационный базис. Для этого ему будет полезно разобраться с универсальными принципами взаимодействия человека с окружающим миром, с местом и ролью личности в мироздании, с многовариантностью своих выборов и судьбы, а также с тем, какие факторы являются определяющими в формировании его системы восприятия. Одним из источников подобных знаний является ииссиидиология.
Опираясь на такую информацию, человек гораздо глубже и разностороннее начинает воспринимать всё, что с ним происходит. За каждой негативной реакцией, которую ему удаётся осознать, у него следует анализ и попытки найти причины происходящего в себе. В процессе чего он постепенно пересматривает и изменяет какие-то из своих прежних эгоистичных и в чём-то «однобоких» убеждений, устраняет свою невежественность и непредусмотрительность в определённых жизненных вопросах.
Со временем у него вырабатывается навык быстро (меньше, чем за две минуты) останавливать свои негативные мысли, чувства и реакции, не давая им разворачиваться в собственном сознании. Почему только две минуты? Это обусловлено особенностями протекания биохимических процессов в организме человека и формирования памяти. Во время мыслечувственного процесса нейроны мозга непрерывно производят вещества, которые называют нейротрансмиттерами[12]. Последние, наряду с гормонами, являются материальными переносчиками всевозможных наших эмоциональных переживаний. В зависимости от того, выброс какого «коктейля» нейротрансмиттеров и гормонов был осуществлён в организме, такие чувства и мысли в тот же миг переполнили нашу систему восприятия. Чем чаще в определённой нейронной сети протекает описанный выше биохимический процесс, тем более устойчивой она (сеть) становится. При этом в памяти каждое воспоминание фиксируется в неразрывной связи с сопутствующим ему эмоциональным фоном и сопрягается с активностью определённой группы нейронов. Поэтому, оказываясь в ситуациях, которые когда-то ранее спровоцировали у нас негатив, мы вынуждены снова и снова задействовать именно ту нейронную сеть, которая тесно связанна с этим воспоминанием. Так будет происходить до тех пор, пока нам не удастся зафиксировать в своём сознании более позитивное отношение к сложившимся обстоятельствам и подкрепить новый тип своего психического реагирования устойчивой активностью соответствующей нейронной цепочкой в мозге.
К слову сказать, одно из основополагающих правил пребывания в «Центре Интеллекта и Альтруизма – Айфаар», расположенного на полуострове Крым в России, является «Правило двух минут», которое звучит следующим образом: при обнаружении своего негативного отношения к кому-то или чему-то (в том числе и к себе самому) человек обязан в течении двух минут сформировать позитивное отношение к источнику своих отрицательных эмоций. Это же правило распространяется и на те случаи, когда кто-то своими действиями или бездействием вызвал у кого-то из окружающих негативную ответную реакцию. Согласно правилу, он обязан приложить все усилия, чтобы в течение двух минут привести его (того, у кого он спровоцировал негатив) в позитивное и уравновешенное состояние.
Многолетний опыт проживающих в Центре показал, что регулярное изучение ииссиидиологии в сочетании с ежедневной практикой песенных медитаций (индивидуального или коллективного пения Айфааровских песен – см. раздел 5.2) помогает любому желающему буквально за несколько лет освоить навык быстрого отслеживая своих негативизмов и трансформации их в позитивные или хотя бы нейтральные состояния. Подобные изменения возможны благодаря тому, что при освоении ииссиидиологического знания (содержащего сложные абстрактные понятия) и пении песен высокодуховного содержания (способствующих интуитивному формированию позитивного образа самого себя и окружающей действительности) в головном мозге задействуются нейронные сети, ответственные за наше умение выявлять конфликты между собственными разнонаправленными интересами (например: реагировать в конкретной ситуации негативно или позитивно) и урегулировать их в себе, а также за искренние альтруистичные порывы по отношению к окружающим, способность понимать любые их проявления, стремление добровольно применять свои знания, навыки и опыт лишь во благо общества и его прогрессивного развития (вместо утверждения в собственной уникальности и значимости) и т. п.
Но все эти практики дают свои реальные плоды в качестве устойчивых позитивных психических состояний и раскрытого потенциала к бескорыстному интеллектуальному творчеству лишь спустя годы. Срок зависит от того, какие тенденции – более эгоистичные или альтруистичные – изначально присущи личности: чем больше интересы человека личностно, а не социально, ориентированы, тем дольше осуществляется внутренняя трансформация его сознания. Поначалу же, когда в сознаниях большинства проживающих в Центре не был сформирован базис ииссиидиологических представлений, практически никому не удавалось всецело следовать «Правилу двух минут». Поэтому для тех, кто готов прикладывать усилия, чтобы преобразовывать свои негативные реакции в позитивное отношение к происходящим событиям и окружающим людям, была введена практика так называемых «Солнечных дней». Суть её заключается в следующем: если человек не справился со своими отрицательными эмоциями за две минуты, то он может в течении трёх дней подряд (от рассвета солнца до его заката) трансформировать эти свои переживания в позитивно-конструктивные через общественно полезный альтруистичный труд. При этом решение о выходе на «Солнечные дни» каждый принимает только сам - абсолютно добровольно! То есть, делая выбор пройти данную практику, человек должен полностью осознавать необходимость её прохождения лично для него именно в этом конкретном случае и в виде той деятельности, того объёма, который он обязуется выполнить за три «Солнечных» дня.
Такой подход в работе с негативными реакциями преследует три цели. Первая – это воспитательная мера. Каждый раз, когда человеку не удаётся справиться со своим раздражением, критицизмом, претензией или обидой в течение двух минут и он проходит практику «Солнечных дней», в его мозге активируется нейронная цепочка, ответственная за следующую установку: «если я злюсь, обижаюсь, яростно отвергаю что-то или кого-то, обвиняю других или сам(а) испытываю чувство вины дольше двух минут, то потом буду вынужден(а) тяжело трудиться». Чем быстрее ему удаётся развить эту сеть, то есть чем чаще им применяется такой подход в работе со своим негативизмом, тем она более активно задействуется в принятии им последующих решений, в том числе и при выборе ответных реакций на любые проявления окружающей действительности. Помня о возможных последствиях отрицательных чувств и мыслей, человек, как правило, прикладывает все возможные усилия для того, чтобы справиться с негативом как можно быстрее.
Вторая цель описанного выше подхода заключается в том, чтобы за счёт интенсивной физической нагрузки сократить время воздействия гормонов (кортизол, нейропсин, адреналин, норадреналин и др.), которые во время переживания отрицательных эмоций в избытке наполняют наш организм. Благодаря этому существенно ускоряется процесс перехода сознания личности в режим позитивного мировосприятия.
Третья же цель может быть достигнута лишь в случае изначального присутствия в выборе человека альтруистичной составляющей. Это возможно тогда, когда он, стремясь справиться со своим негативизмом, выбирает сделать что-то полезное для других. Во время альтруистичного труда, когда влияние на психику гормонов, продуцирующих всевозможные негативные состояния, будет сведено к минимуму и сложившаяся неблагоприятная ситуация перестанет без конца прокручиваться в его сознании, он сможет интуитивно выйти на гораздо более мудрое решение беспокоящего его вопроса, найти действенные для такого случая мотивации, чтобы применить их в будущем. В следующий раз, оказавшись в подобных обстоятельствах, он непременно вспомнит этот свой опыт и найденные мотивации, и вполне возможно, что времени для трансформации негативных мыслей и чувств потребуется гораздо меньше, чем прежде. Таким образом, практика «Солнечных дней» становится надёжным подспорьем в овладении «Правилом двух минут».
Конечно, в условиях жизни в социуме далеко не каждый может выделить три дня для прохождения описанной выше практики. Поэтому давайте погорим о том, что же можно предпринять для трансформации своих отрицательных переживаний в конструктивный позитивизм, когда времени на это остаётся не так уж много.
Итак, если нам не удаётся быстро справиться с неожиданно возникающими в собственном сознании негативными реакциями и никак не получается отвлечь себя какой-либо деятельностью, то как следствие в нашем мозге происходит «зацикливание» биохимических процессов в определённой нейронной сети, из-за чего отрицательные эмоции идут словно по кругу. Причём чем дольше мы пребываем в негативе и ничего не предпринимаем для его трансформации, тем ниже вероятность включения в этот процесс цепочек нейронов, участвующих в формировании наших позитивных чувств и конструктивных мыслей. Вероятно, это происходит потому, что практически весь потенциал энергии мозга задействуется наиболее активной сетью (в данном случае, продуцирующей негативизм), а остальные (сети) вынуждены оставаться в пассивном состоянии.
Изменить сложившуюся ситуацию можно благодаря твердому намерению во что бы то ни стало справиться со своими негативными проявлениями и прийти в равновесное психическое состояние. Как только мы решаем поступить именно так, то тут же занимаем более альтруистичную позицию, чем когда пребывали в негативизме. И далее этот свой выбор важно подкрепить соответствующими действиями, сделав что-то в пользу других людей (семьи, соседей или знакомых). Например, убрать в доме или придомовую территорию, отремонтировать что-то или поработать в саду и т. п. При этом важно, чтобы выбранная работа была физически трудной (к примеру, уборка помещений, мытьё полов, копка земли, ремонтные работы и т. п.) и лично вам не нравилась бы. Начните делать это, как только осознали, что не можете справиться со своей негативной реакцией (чем больше времени пройдёт с момента вхождения в неё до начала внутренней работы, тем менее эффективным будет результат). При этом не погружайтесь полностью своим вниманием в работу, а продолжайте наблюдать за тем, что происходит в вашем сознании, какие мысли и эмоции возникают, как они сменяют друг друга. Возможно, вам удастся войти в некие медитативные состояния и почувствовать, как сознание словно «раздваивается» на две части: с одной стороны, кипит негодование, обида или гнев, а с другой – вы с пониманием наблюдаете за таким(ой) собой. Мысленно оставаясь на стороне наблюдателя, постарайтесь удержаться в таком «раздвоенном» состоянии до тех пор, пока бушующие страсти внутри вас не успокоятся.
Подобное внутреннее разделение на две разные личности свидетельствуют о начале процесса внутреннего разотождествления с тем собой, кто ещё долго будет оставаться в негативе (в параллельных сценариях), и отождествлением с другим вариантом себя, которому удалось изменить отношение к происходящему на более позитивное и понимающее. По сути, в такие моменты мы сознательно выбираем, кем (негодующим или понимающим, обижающимся или прощающим) хотим стать в следующий миг своей жизни. При этом важно во время описанного выше процесса разотождествления-отождествления не осуждать и не ругать себя за допущенные негативизмы, - это только замедлит процесс внутренней трансформации. Наоборот, стоит отнестись к себе с пониманием того, что если подобные реакции ещё возникают в сознании, значит, пока ещё есть потребность в получении опыта таких переживаний (см. раздел 4.3). И именно сейчас, во время выполнения практики разотождествления-отождествления, происходит радикальная замена прежних интересов (в переживании гнева, обиды или вины) и представлений о себе («я злой», «я слабая», «я возмущен») на гораздо более позитивные и жизнеутверждающие («я могу выбирать свои реакции», «я понимаю других», «я прощаю», «я доброжелателен» и т. п.).
Когда процесс разотождествления-отождествления будет завершён, то состояния неконтролируемой эмоциональности, взвинченности и гиперактивности сменятся ощущениями внутреннего облегчения, умиротворения и тихой радости за победу над собой. Часто после таких трансформаций из окружающего мира приходит информация, которой до этого не хватало для формирования более позитивного отношения к происходящему. Достижение внутреннего равновесия после негативной реакции является главным условием преобразования последней, поэтому, дорогой читатель, даже если на первых порах внутренняя работа будет отнимать у вас много сил и времени (по нескольку часов), не бросайте её на полпути. По мере освоения описанной выше практики вы обнаружите, как ваша жизнь начнёт постепенно меняться в гораздо более благоприятную для вас сторону.
Подводя итоги раздела, хочется отметить, что проявление человеком любого негативизма всегда является следствием недостатка у него нужной информации. Если негативные переживания касаются поступков других людей, то наверняка ему не хватает осведомлённости о причинах и мотивах их выборов и поведения. Если же негативизм связан с неприятием каких-то жизненных обстоятельств, то, вероятней всего, человеку не достаёт понимания того, какой опыт и качества в сложившейся ситуации он обретает и какие из его предшествующих выборов и реакций привели к таким последствиям. Каждый раз, получая через собственные наблюдения, размышления и анализ, а также в открытой искренней беседе с другими, недостающую ему информацию (см. раздел 5.4), у него появляется возможность найти ту самую действенную мотивацию для формирования положительного отношения к людям и событиям. Таким образом, преобразовывая раз за разом свои негативные мысли, чувства и реакции в более позитивные и понимающие, человек приносит в жертву собственные грубые эгоистичные интересы ради блага окружающих, проявляя тем самым качества альтруизма и персональной ответственности за собственную жизнь и жизни окружающих.
В одном из предыдущих разделов (раздел 3.4 «Чувство разобщения с окружающими») был сделан вывод о том, что неспособность человека проникнуть в суть представлений других людей или каких-то жизненных событий является следствием ограниченности его (!) же системы восприятия. Иными словами, любое непонимание кого-то или чего-то говорит об отсутствии у личности нужных для этого представлений (информации) и опыта. Всё неизвестное или малопонятное чаще всего вызывает в человеке разнообразный негатив и страхи. Чем больше в его самосознании накапливается неразрешённых конфликтов по отношению к кому-то или чему-то, тем мощнее становится его внутреннее напряжение (стресс) и тем сильнее желание обходить стороной источники своих стрессов − других людей или ситуации. То есть чувство разобщения и обособленности от конкретных людей или общества в целом является следствием неразрешённых внутренних конфликтов самого человека.
К сожалению, для многих людей некая отчуждённость и закрытость по отношению к тем, в общении с кем они испытывают дискомфорт, стали нормой жизни. Вероятно, так происходит из-за отсутствия у них мотиваций поступать по-иному. Когда человек воспринимает любые свои противоречия с другими как проблемы, а не открывающиеся возможности для расширения собственного кругозора, то он обычно не стремится сознательно разрешать возникающие с другими конфликты. Потому что не видит для себя в этом целесообразности. Поэтому давайте постараемся сейчас разобраться в том, как можно использовать описанные выше обстоятельства и отношения с пользой для собственного развития и самосовершенствования.
Итак, каждый человек (как и любая иная форма сознания) является носителем определённой информации и индивидуального синтезированного эмпирическим путём опыта. Иначе говоря, он обязательно обладает определённым набором каких-либо наработанных качеств − волей, душевностью, мягкостью, терпением, смирением, толерантностью, непредвзятостью, усидчивостью, устремлённостью, стрессоустойчивостью, коммуникабельностью или другими, − которые у окружающих его людей могут быть развиты в меньшей степени. Подобные различия в «сильных» и «слабых» сторонах личности, опыте и знаниях становятся определяющими в формировании индивидуальной системы восприятия человека. Именно поэтому каждый воспринимает одну и ту же ситуацию или подходит к решению одной и той же задачи по-своему. При этом, руководствуясь лишь своими – весьма ограниченными и субъективными – представлениями и не учитывая при этом мнений и интересов других, он обычно принимает решения, которые отличаются некой «однобокостью» − выгодностью для одних и невыгодностью для других.
Другое дело, когда людям удаётся интегрировать свои «сильные» качества, имеющиеся знания и опыт и прийти к некоему общему решению или идее, которые по своей разносторонности и универсальности во множество раз превосходят всё то, что смог бы придумать каждый из них по отдельности. Именно с этой целью в любом деле или отношениях встречаются люди с абсолютно отличными, а порой и совершенно противоположными, взглядами на жизнь, мнениями и приоритетами. Так в любых отношениях – будь то супружество, дружеская компания, рабочий коллектив, команда проекта, жители одного дома или города – для каждого человека открываются возможности равноценного обмена с другими своими знаниями и опытом и расширения круга людей, которых он способен понимать.
Добровольно объединяясь для какой-либо совместной деятельности – будь то семейные отношения, реализация совместного проекта, творчество или изобретение чего-то нового в науке, – участникам таких коллективов может открываться интуитивный «доступ» к опыту и знаниям друг друга. Это проявляется так, что человек, оказываясь в новых для себя жизненных обстоятельствах или ситуациях, точно знает, как лучше поступить, а чего делать не стоит. При этом опыта переживания подобных случаев у него вроде бы и нет, но он способен действовать так, как будто у него такой опыт есть. Конечно, это возможно лишь при условии формирования дружественных, доверительных и позитивных (!) отношений между участниками таких объединений. В противном случае ─ при существовании разногласий, противопоставления мнений одних участников взглядам других, ─ их интересы будут сконцентрированы не на сотрудничестве и совместном творчестве, а на выяснении отношений друг с другом, самозащите и всевозможных проволочках в общем деле.
Если вы, дорогой читатель, по каким-то обстоятельствам оказались в команде с людьми, у которых образ жизни, интересы и приоритеты существенно отличаются от ваших, то для достижения наилучших командных результатов вам прежде всего необходимо понять интересы и приоритеты других участников, а также научиться совместно приходить к таким решениям, которые удовлетворяют потребности всех заинтересованных сторон. Это, в свою очередь, поможет установить между вами открытые, доверительные и позитивные отношения, после чего можно будет переходить к реализации задуманного. Лишь при таких условиях перед участниками коллектива откроются возможности для объединения творческого потенциала каждого из них в единый эффективно действующий «организм». Описанный выше подход помогает затрачивать гораздо меньше времени и ресурсов на реализацию в чём-то несовершенных идей и решений, которые часто приводят к всевозможным неудачам, необходимости делать анализ ошибок и новые попытки их воплощения.
Здесь важно помнить о следующем: чем выше степень напряжения между людьми, тем больше времени и усилий им потребуется для того, чтобы смочь действительно понять друг друга, устранив существующую несовместимость в их взглядах и интересах, и сформировать позитивные отношения. На первый взгляд это может показаться невероятно сложным. Но именно такой путь является наиболее эффективным и приносящим гораздо больше «дивидендов» в долгосрочной перспективе. Во-первых, потому что самые лучшие результаты достигаются лишь коллективами со слаженными в них отношениями и работой. Во-вторых, аннигиляция человеком в собственном сознании внутренней конфликтности (негативизма, отрицательной неудовлетворённости) по отношению к чему-то или кому-то в итоге приводит к гораздо более благоприятным для него самого персональным жизненным сценариям (обстоятельствам, возможностям).
Действенной мотивацией к выстраиванию отношений и сотрудничеству в данном случае может служить следующая: «Если я кого-то или что-то не понимаю, то дело здесь вовсе не в других, а в том, что лично мне недостаёт какой-то информации, чтобы разобраться, почему люди так поступают или что-то происходит именно так». Когда человек убеждён в том, что любое его непонимание – это прежде всего его проблема, которую ему необходимо решить самому, тогда у него появляются искренний интерес и готовность к преобразованиям своей системы восприятия. Всё больше узнавая внутренний мир и ценности любого другого человека, мотивации его решений в разных жизненных ситуациях, его мнения по различным вопросам, каждый может убедиться в правомерности существования образа жизни и ценностей, свойственных интересующему в данной ситуации человеку. Пристально наблюдая за ним (часто неосознанно), мы отмечаем какие-то моменты в его реакциях, размышлениях и поведении, которые нам самим не свойственны. Анализируя их, мы можем выбирать те, которые нам интересно познать, и постепенно вводить в практику своей жизни. Таким образом, получая некий новый опыт, расширяя собственную систему восприятия, со временем мы непременно обнаружим, что присущие нам ранее категоричность и критицизм в определённых жизненных вопросах стали уже не такими явными, а на смену им пришло понимание и благодарность по отношению к тем, кто помог нам что-то переосмыслить и изменить в самих себе. Такое позитивное и альтруистичное состояние благодарности к тому, с кем ранее были противоречия в чём-то, является подтверждением аннигиляции в сознании конфликтности по отношению к этому человеку, а значит ─ расширения системы восприятия.
Подытоживая, хочется сказать, что описанные выше представления и подходы могут действительно помочь перестать избегать людей с отличными от собственных убеждениями и образом жизни и, наоборот, − осознанно искать всевозможные точки взаимодействия с ними для равноценного обмена опытом и знаниями. Таким образом, осознанное развитие своей способности понимать людей с совершенно другим мировоззрением, жизненными интересами и приоритетами помогает человеку расширять свой кругозор, становиться более терпимым, толерантным, открытым и дружелюбным в отношениях с окружающими, что несомненно можно отнести к проявлениям альтруизма.
Итак, подведём итоги данного раздела, в котором были рассмотрены основные направления преобразования собственного эгоизма в альтруизм. Вот эти направления: волевое культивирование альтруизма, достижение выгоды за свой счёт, наработка механизмов «торможения» своих негативных реакций, развитие способности понимать других.
Каждое из этих направлений нацелено на мощные внутренние преобразования в самосознании личности и выполнимо лишь при условии готовности человека приносить в жертву свои личные эгоистичные интересы во благо окружающих и преодолевать свои прежние эгоистичные привычки. Описанный выше процесс требует постоянного развития личностью своей осознанности и компетентности в этих вопросах. Осознанность в данном контексте следует понимать как способность в каждом моменте определять качественность своих мыслей, чувств, состояний и намерений, то есть насколько они эгоистичны (меркантильны) или альтруистичны (бескорыстны), позитивны или негативны, направлены на объединение или разделение. Компетентность же заключается в знании того, каким образом можно трансформировать разные виды эгоизма в альтруизм и каковы способности человека осуществить это на практике. Информацию по данной теме вы можете прочесть в разделах XXII и XXIII шестого тома «Основ Ииссиидиологии» (автор – Орис) [1].
Как было сказано вначале данной работы, эгоизм является своего рода издержкой или «платой» за необходимость получения людьми нужного им опыта через определённые формы самосознаний. Поэтому он свойственен абсолютно каждой живой форме, но проявляется у каждого по-своему: у одних ─ ограничивается лишь персональными интересами, у других ─ интересами коллектива, у третьих ─ интересами своего биологического вида, у четвёртых ─ интересами своей планеты и т. д. При этом эффективное искоренение любого вида эгоизма в обществе всегда начинается с внутренних преобразований личности, а именно ─ с пересмотра её ключевых жизненных ценностей и убеждений, образа жизни, привычек и отношений с окружающими. А впоследствии распространяется на все уровни взаимоотношений в социуме. Благодаря чему общество переориентирует свои ценности с эгоистично-потребительских в альтруистично и интеллектуально направленные.
Эгоизм человека обусловлен ограниченностью его системы восприятия и возникает в момент разделения целостной картины мироздания на «Я» и «не Я». Такой механизм локализации в определённых условиях пространства-времени открывает каждому возможности самопознания во всевозможных узконаправленных психических переживаниях, формируемых его мыслями, чувствами, интересами и намерениями. При этом каждая личность является неотъемлемой частью одного из бесчисленных вариантов миров, преобладающему большинству представителей которого свойственны определённые жизненные представления, интересы и у которого есть своя «история». Каждый же (как фокус собственного сознания) лишь выбирает из всех возможных и одновременно существующих вариантов форм и соответствующих им жизненных сценариев те, в которых он сможет получить необходимый опыт познания себя. То есть каждый становится кем-то лишь на краткий миг и тут же, следуя своему интересу и совершенно не замечая этого, сменяет прежнюю форму своего существования, в которой осознавал себя миг назад, на иную.
Наиболее ярко выраженно эгоизм проявляется у личностей, которые беспокоятся лишь об удовлетворении собственных интересов и нужд, а потребностями других либо вообще не интересуются, либо сознательно пренебрегают ими, когда видят в них препятствия для достижения собственных целей. Такое поведение обычно вызвано слишком сильной зацикленностью личности на себе и её нежеланием думать об интересах других. Если вы ощущаете необходимость искоренить подобный свой эгоизм, то выход один – вырабатывать в себе привычку заботиться о своих близких, друзьях, знакомых, которая развивает у человека чувство отзывчивости и соучастия к окружающим. Вместе с этим те, у кого забота о близких является нормой жизни, также не застрахованы от проявлений эгоизма. У них он часто маскируется под заботу, слишком активное участие в делах других и гиперответственность за них. При этом если человека лишить возможности так проявляться, то он в ответ выдаст всевозможные негативные реакции − возмущение, недовольство, обвинение других, высказывание претензий, требовательность и прочие. Подобное поведение является признаком наличия скрытых эгоистичных мотивов в действиях. Для трансформации такого эгоизма важно сконцентрироваться на обнаружении эгоистичной подоплёки в своих намерениях и сознательно заменять её на более бескорыстную, то есть альтруистичную.
Связь между эгоизмом, проявляемым человеком на личностном (преследование сугубо своих интересов) и коллективном (преследование интересов исключительно того коллектива, к которому он принадлежит) уровнях, очевидна. Любой коллективный эгоизм формируется на основе личностного эгоизма каждого участника такой группы. Из чего следует, что на каком бы уровне отношений человек не проявлял свой эгоизм – межличностном, корпоративном, внутригосударственном или межгосударственном – причиной этому всегда являются его собственные эгоистичные представления и интересы. Следовательно, для того чтобы в окружающей действительности произошли желаемые им перемены, ему в первую очередь необходимо трансформировать эгоизм в самом себе.
В этих целях были выделены и рассмотрены четыре основных признака эгоизма: потребность в удовольствии, получение личной выгоды за счёт других, проявление негативных реакций и поиск виноватых, чувство разобщения с окружающими. Многим на первый взгляд может показаться, что перечисленные выше признаки совершенно не связанны с эгоизмом, ведь они достаточно распространены и обыденны в нынешнем обществе. Например: индустрия развлечений (читай − удовольствий) занимает значимую часть в мировой экономике, что свидетельствует об использовании многими людьми удовольствий в качестве источников ощущения собственного благополучия и счастья; системы оценивания в учебных заведениях или ранжирования и поощрения работников на многих предприятиях предполагают конкуренцию и соревновательность между учащимися или сотрудниками; конфликтность в отношениях, решение спорных вопросов силовыми методами и вооружённые столкновения в горячих точках планеты также пока являются атрибутами нынешнего общества. Да, всё действительно обстоит именно так сегодня. При этом проявление именно перечисленных выше признаков весьма деструктивно влияет на жизнь каждого отдельного индивида и общества в целом, потому как изначально предполагает слишком эгоистичный подход ко всему − по принципу «выгодней брать, а не давать» или «для того, чтобы что-то отдать, нужно сначала это где-то взять». Думаю, вы согласитесь с тем, что подобным представлениям далеко до понятия истинного бескорыстного альтруизма.
Для эффективной внутренней работы по преобразованию эгоизма в альтруизм мною в данной статье предлагается рассматривать свои эгоистичные тенденции как «вредные» привычки, которые необходимо заменить на качественно иные. Такой подход позволяет человеку, который желает измениться, настроиться на длительный и последовательные процесс самопознания и замены привычных ему эгоистичных моделей поведения на качественно иные. Последовательность процесса преобразований заключается в том, что он изо дня в день начинает совершать несвойственные ему ранее (альтруистичные) выборы в разных сферах своей жизни (в семье, с коллегами, друзьями или просто знакомыми), постепенно уменьшая в своих выборах эгоистичную составляющую и повышая альтруистичность (бескорыстие). Длительность же обусловлена тем, что для максимальной трансформации эгоизма в альтруизм человеку потребуется произвести подобные преобразования по множеству свойственных ему жизненных интересов (потребность в безопасности, достатке и комфорте; обеспечение достойного уровня существования своей семье; собственная реализация в профессиональной или социальной сфере; потребность в саморазвитии и самосовершенствовании; необходимость создания гармоничных отношений с близкими и знакомыми и множество других). То есть по каждому из перечисленных выше интересов отфильтровать из всего множества возможных решений и выборов такие, в которых присутствует наивысшая степень бескорыстия, и постепенно ввести их в практику своей жизни.
Для этого необходимо начать регулярно совершать определённые шаги в направлениях, ведущих к формированию привычки культивировать альтруизм в разных его проявлениях. К ним относятся: волевое культивирование альтруизма, достижение желаемого за свой счёт, наработка механизмов «торможения» своих негативных реакций и развитие способности понимать других.
Конечно, как и в любом начинании, каждый человек непременно столкнётся на этом пути с препятствиями и трудностями. Ведь вся его внутренняя суть будет побуждать к привычным (в большинстве своём − эгоистичным) выборам. Поэтому ему потребуется приложить огромные внутренние усилия и волю, чтобы начать действительно изменять свои привычки и постепенно переставать быть прежним. То есть тем собой, которому пока ещё свойственен в той или иной мере хотя бы один из перечисленных выше признаков эгоизма. Чтобы достичь желаемого, важно всегда помнить о выгодности альтруизма в долгосрочной перспективе. Это поможет не ожидать быстрых результатов и не сдаваться на полпути к цели.
В целом описанный в начале данной работы подход «изнутри-наружу» неоднократно на практике доказывал свою эффективность в отношениях на межличностном уровне. Когда человек длительное время (от нескольких месяцев до нескольких лет - срок зависит от интенсивности прикладываемых им психических усилий для изменений и того, на сколько его нынешние представления и интересы тождественны его более совершенным «вариантам» себя) постоянно прикладывает усилия по преобразованию себя в перечисленных выше направлениях, практически ежедневно уделяя время освоению ииссиидиологической информации и пению высокочувственных Айфааровских песен, то он действительно может наблюдать существенные изменения как в собственном восприятии и понимании мира, так и во взглядах своего окружения. У него самого происходит серьёзная переориентация системы ценностей и приоритетов с эгоистичных на более альтруистичные, он начинает лучше понимать других людей, а также более истинные причины происходящего в собственной жизни, а высвобожденный (от эгоистичных интересов) потенциал психической энергии сознательно направляет в созидательное русло бескорыстного и вместе с тем конструктивного (интеллектуального) творчества. Люди вокруг такой активно работающей со своими недостатками личности тоже изменяются в лучшую сторону, отношения с ними становятся более уравновешенным, открываются новые возможности для проявления альтруизма.
Конечно, на первых порах внутренних преобразований сознания описанные выше перемены заметны человеку лишь на локальном уровне межличностных взаимодействий. Для того же, чтобы результаты изменений осуществились в гораздо большем масштабе (например, в мировой политике и международных отношениях), согласно информации ииссиидиологии, необходимо, чтобы хотя бы 8% населения планеты почувствовало насущную потребность стать более альтруистичными и мудрыми и начали активно трансформировать свой эгоизм, актуализируя интересы к бескорыстному служению отдельным людям, группам, обществу в целом. Тогда можно будет говорить о том, что изменения достигли планетарного размаха.
А пока что количество людей, стремящихся изменить миры своего существования посредством внутренних изменений ограничивается числом постоянно проживающих в «Центре Интеллекта и Альтруизма – Айфаар» (Россия, полуостров Крым) и теми, кто с разных уголков планеты приезжает для участия в жизни Центра: на субботники, слоуллинги (Айфааровские тренинги, на которых Айфааровцы охотно делятся своими знаниями и опытом), фестивали (для согласования совместных творческих планов) или просто для общения с единомышленниками. На сегодняшний день на планете существует только один такой Центр, в котором каждый посетитель может получить то, что ему необходимо на данном этапе своего развития для максимально эффективных внутренних трансформаций – будь то порция знания или действенных мотиваций, примеры выстраивания отношений по-Айфааровски или результаты собственных внутренних преобразований, озарений и творческих идей. И самое главное – это то, что каждый гость увозит с собой из Центра насущную потребность самосовершенствоваться во благо окружающих.
Но так обстоят дела лишь в этой группе миров, в которых мы себя осознаём. Я искренне верю, что недалёк тот день, когда каждый, кто сейчас прикладывает невероятные усилия для того, чтобы стать более Человечным (бескорыстно отдающим и глубоко понимающим происходящее вокруг), сможет сменить группу обитаемых им миров на те, в которых таких Центров на планете существует гораздо больше, а сама Идея интеллектуально-альтруистичного развития общества во множестве стран выходит на уровень первостепенных государственных программ!
Поэтому все желающие однажды осознать себя в мирах, в которых насущным интересом каждого человека является принесение как можно большей пользы обществу через служение, а главными принципами отношений являются дружелюбие, единство, милосердие, сопричастность, мудрость, альтруизм, открытость, ответственность, толерантность, могут начать с необходимых для этого и описанных выше преобразований в себе. А также делиться с окружающими своим опытом, снова и снова убеждаясь на практике в действительных преимуществах альтруистичного и мудрого образа жизни.
[1] Орис О.В., «Основы Ииссиидиологии», том 6 (разделы XXII и XXIII)
[9] Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
[10] Определение взято из «Большого Энциклопедического Словаря».
[11] Честолюбие — выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в некоей области деятельности, сфере общественной жизни.
[12] Нейротрансмиттеры – это по сути те же гормоны, но выброс которых происходит не в кровь, а в синаптическую щель для передачи информации следующему нейрону.