Самоанализ психоментальных состояний

администрация сайта: данная статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с мнением и представлениями автора Ииссиидиологии

Оглавление:

1. Введение
2. Самоанализ психоментальных состояний
  2.1. Почему важно отслеживать свои психические реакции
  2.2. Что такое «реакция», «состояние» и «черта личности»?
  2.3. Необходимость изучения характеристик непозитивных реакций
  2.4. Практика самоанализа
3. Заключительная часть с выводами
4. Ссылки на использованные материалы 

1. Введение

   Человеку, стремящемуся изменить свою жизнь в лучшую сторону и столкнувшемуся с трудностями, порой приходится искать ответы на следующие вопросы: «как я могу улучшить качество своей жизни, достичь целей и жить счастливо?», «почему мне не удаётся построить отношения с людьми так, как мне хотелось бы?», «почему я не могу быть счастливым каждый день, а что-то или кто-то постоянно вмешивается в мою жизнь?». И если эгоцентричная модель поведения подразумевает поиск ответов вовне и попытки во что бы то ни стало изменить ситуацию в соответствии со своими личными желаниями, то приобретающий всё большую популярность подход современных психологов, тренеров, консультантов и коучей говорит о необходимости пристального взгляда внутрь себя, изучения своего внутреннего мира, своей личности, а также о важности обучения инструментам владения собой для интегрального развития и достижения своих целей.

   Именно это – искусство самопознания и саморегуляции – является залогом гармоничной жизни, в которой всё оказывается на своих местах: возникновение ситуаций и поведение других людей вам во многом становится понятным и обоснованным, ваши реакции и состояния постепенно начинают восприниматься не как спонтанность и случайность, а как глубоко изученный вами закономерный процесс, в котором вы принимаете активное участие. Владение собой, своими состояниями, своими эмоциональными реакциями является одним из навыков цивилизованного, высокоразвитого человека, - ведь это искусство подразумевает тщательный анализ характеристик своей личности, глубокое понимание причин и следствий происходящего, а также убеждённость в том, что изменение мира в лучшую сторону начинается с индивидуальной работы каждого человека над собой.

   В этой статье приводятся обоснования необходимости самоанализа, даются простые и действенные практики, которые помогут читателю начать исследовать себя и повышать уровень своей осознанности.

2. Самоанализ психоментальных состояний

2.1. Почему важно отслеживать свои психические реакции

 

"Подлинное мужество состоит не в героических усилиях,
направленных на достижение внешних целей, а в решимости
пройти через ужасный опыт столкновения с самим собой.
До тех пор, пока индивид не найдет свою истинную сущность
в себе самом, любые попытки придать жизни смысл через манипуляции
во внешнем мире и достижение внешних целей останутся бесплодными
и в конечном счете обреченным на поражение донкихотством."
Станислав Гроф, «За пределами мозга»

   Основой нашего восприятия себя и окружающего мира являются свойственные нам психоментальные состояния, с помощью которых мы реагируем на внешние и внутренние стимулы. Наши психоментальные состояния постоянно меняются, и посредством этой динамики мы способны наблюдать смену своего настроения, своих желаний и намерений. В целом, приобретя некоторый жизненный опыт, мы также обретаем и понимание свойственного нам спектра состояний и характерных психических реакций, которые мы можем испытать при определённых обстоятельствах. В дальнейших рассуждениях будем опираться на предположение о существовании так называемого «внутреннего наблюдателя», - более осознанной «высшей части» сознания, способной воспринимать динамику психоментальных состояний как последовательный процесс, и не отождествляющейся с конкретными психоментальными состояниями и реакциями.

   По мере воспитания, взросления, обретения жизненного опыта, решения тех или иных вопросов, преодоления препятствий и трудностей, постепенно формируется наша психика, шаблоны восприятия окружающего мира и привычки реагирования. Часть реакций, с помощью которых мы «отвечаем» внешнему миру, можно отнести к осознанным, тогда как другая часть остаётся нами неосознаваемой, неисследованной, непознанной.

   Усвоенные сознанием, многократно повторяемые изо дня в день реакции впоследствии образуют наши привычки, а механизм их образования и запуска становится в меньшей степени осознанным и контролируемым; они возникают «автоматически» как программа, которая запускается сознанием в большинстве случаев при определённых условиях. [1] С точки зрения функционирования мозга, усвоенным моделям реагирования соответствуют конкретные нейронные сети, которые с большей вероятностью будут активизированы при распознавании и оценке системой восприятия соответствующей ситуации.

   К примеру, многие из нас с детства запомнили «эффективность» обиды как инструмента получить желаемое, исправить поведение окружающих в более выгодную для нас сторону, достичь некоего результата, оправдать себя, «облегчить себе жизнь». И сейчас, повзрослев, сотни и тысячи раз использовав этот психологический инструмент, мы часто даже не замечаем, как в ответ на ситуацию, которая нашей системой восприятия расценивается как подходящая для применения «инструмента обиды», мы автоматически начинаем обижаться. В ответ на событие, которое в наших представлениях достойно гнева, мы начинаем гневаться, - и если вовремя не задаться вопросом о том, «а почему я так реагирую – что во мне такого задето, что я гневаюсь, обижаюсь, негативно отношусь к этому?», - если вовремя не поймать и не осознать привычную реакцию, активизируются соответствующие нейронные сети, гормональная система начнёт свою работу по обеспечению организма необходимой порцией адреналина и кортизола, и мы испытаем то состояние, на которое вольно или невольно, сознательно или автоматически, по привычке «дали согласие».

   Таким образом, не задавая себе вопросов и не думая о причинах и следствиях, человек остаётся слугой своих унаследованных или ставших привычными программ и проекций бессознательной части психики. Например, в результате недопонятого нами жизненного опыта, который мы оценили как негативный для себя, мы зачастую привыкаем и дальше мыслить и реагировать негативно, накладывая на конкретные ситуации или мир в целом ярлык «берегись, защищайся, там опасно!». И мы сами не замечаем, как негативные ситуации начинают строиться уже в нашем сознании виртуально. Они будто моделируются кем-то внутри нас и призывают реагировать, и если мы реагируем автоматически, бездумно, негативно, - это еще больше утверждает нас в разделённости с миром, в ожидании неблагоприятных последствий, в необходимости защищаться. [2, стр. 45]

   Сознание накапливает неразрешенные ситуации, автоматически формируя шаблоны негативного поведения, проецирует их на дальнейшую жизнь, что создаёт повод для новых реакций при проявлении похожей ситуации. Этот замкнутый круг негативных переживаний прерывается лишь тогда, когда личность понимает крайнюю необходимость остановить всё ускоряющееся вращение колеса шаблонных реакций, принимает решение научиться жить по-другому, добавив больше осознанности в процесс восприятия реальности. Если такого решительного намерения нет, то у человека может не хватить сил и устремления действительно встретиться лицом к лицу со своими далеко не самыми лучшими сторонами с тем, чтобы осознать и перепрограммировать их.

   Здесь необходимо подчеркнуть, что само намерение самосовершенствования должно подкрепляться внутренней идеологией, глубоко усвоенными и всесторонне проанализированными позитивными мотивациями о том, почему именно так необходимо жить и поступать: «Почему нужно прощать?», «Зачем учиться неконфликтному общению?», «Почему нужно вовремя спохватиться, если вдруг появилась обида, вспыхнула ненависть, возникло неприятие?». Оглядываясь вокруг, можно заметить, что многим людям пока свойственно одобрение широкого спектра своих и чужих непозитивных реакций, ведь наш современный социум пока способствует и поддерживает проявление некоторой степени закрытости, ревности, собственничества, соперничества, злорадства, иронии, мстительности, «белой зависти», прагматизма, накопительства и т.д., тем самым «устанавливая» общепринятую «норму» допустимого реагирования. И для того, чтобы человек, существующий в подобном социуме, осознал необходимость радикальных изменений своих психоментальных шаблонов, должно произойти нечто, глубоко значимое для него; условно говоря, он должен подойти к черте, которой свойственны осознанные чувства: «я так больше жить не могу!», «я таким быть не хочу!». А подобные состояния всегда являются следствием мощного внутреннего конфликта между менее человечными и более человечными ценностями, мотивами и шаблонами поведения.

  В современной психологии уже есть направления, которые исследуют намерение человека работать над собой, личностно расти и развиваться. Так, автор концепции «саногенного мышления», Ю.М. Орлов, утверждает, что «Самовоспитание — это определенный тип отношения, поступков, действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия определенному идеалу, имеет целью сделать лучше, счастливее не только нас, но и всех, кто находится с нами в каких-либо отношениях». 

   Р. Ассаждиоли в своём методе «Психосинтез» ставит целью самопознание личностью себя, освобождение от иллюзорных убеждений и контроль над составными частями личности, формирование нового «центра Я» из более гармоничных и совершенных установок.

   Нейропсихолог Д. Амен, на основании своих исследований мозговой активности людей с различными жизненными трудностями, призывает пациентов запомнить: «то, что постоянно происходит у вас в голове, отражается на вашем поведении, которое может оказаться или самодеструктивным, или, наоборот, давать вам дополнительное преимущество». [2]

   Прогрессивные гипотезы о строении личности, её взаимосвязи с окружающим миром, а также о методах самосовершенствования, предложенные О.В. Орисом в цикле книг «Ииссиидиология», основываются на интеллектуально-альтруистичной модели поведения как эталонной для цивилизованного человека, стремящегося жить в гармоничном обществе. [3, раздел 12] Более того, даётся глубокое объяснение важности быстрого выхода из непозитивных состояний, что помогает человеку утвердиться в своём намерении работать над собой.

   Каждый миг нашего психического реагирования, осознаём мы это или нет, является актом нашего самовоспитания. Зависимо от нашей реакции на проявления жизни и нашего отношения к нашей реакции, произойдёт либо большая стабилизация в направлении развития гармоничного, цивилизованного человека, либо большая стабилизация в каком-то из эгоцентричных проявлений, что Ю.М. Орлов называет «антивоспитанием», так как это ведёт к становлению «личности с вредными, плохими качествами» посредством потакания своим непозитивным проявлениям.

   О.В. Орис предлагает людям, стремящимся к познанию себя, глубоко рассмотреть и осмыслить то, что мы одновременно являемся и излучателями, и усилителями тех психоментальных состояний, в которые мы осознанно или неосознанно входим. Более того, чем дольше мы пребываем в каком-то конкретном состоянии, тем больше мы в нём утверждаемся, постепенно мотивируя его как правильное для нас! Наверняка каждый ощущал, что если позволить себе разозлиться или обидеться, то с какого-то момента эту реакцию остановить очень сложно, – ведь гормональная система уже выделила соответствующие активные вещества для реализации нашей психической реакции, и состояние в полную силу развернулось, вытесняя собой предыдущее, и лишая нас возможности провести хоть какое-то сравнение и анализ ситуации.

   Согласно глубоко объясненной концепции автора «Ииссиидиологии» получается, что у каждого из нас в момент реагирования на ту или иную ситуацию есть в буквальном смысле только мгновение для того, чтобы отреагировать осознанно, пока гормональная система не поддержала реализацию автоматической психоментальной реакции.

   Имея множество потенциальных выборов своего реагирования, личность каждый миг своей жизни «стоит на перекрёстке» из разных вариантов своей дальнейшей судьбы, и для скорейшего осознания себя в гораздо более благоприятных жизненных обстоятельствах О.В. Орис рекомендует читателям «стараться совершать свои выборы на более высоком качественном уровне по отношению к предыдущим тенденциям». [4, п. 3.0523] 

   Качественный уровень мы можем по совести определить, опираясь в своей оценке на общечеловеческие высокие нравственные ценности, на гармоничное сочетание признаков высокоинтеллектуального альтруизма и высокочувственного интеллекта, которые автором «Ииссиидиологии» объясняются и преподносятся как основа существования будущего гармоничного общества.

   Один из наиболее популярных современных психологических документальных фильмов, «Секрет», также с разных сторон показывает зрителю, что лишь позитивные аффирмации, наполнение своей жизни осознанностью, избавление от автоматических запретов и ограничений, способны привести к гармоничному существованию и достижению своих целей.

   Кроме вышеописанных подходов, которые многим могут показаться излишне философскими и непрактичными в современном социуме, важно осознать взаимосвязь психических состояний человека с его здоровьем, физическим состоянием. Обширные исследования этого вопроса сформировали отдельное направление в медицине и психологии, - Психосоматику, которая изучает влияние психологических состояний на возникновение и динамику заболеваний или симптомов. Так, И.Г. Малкина-Пых в своей книге «Психосоматика» утверждает, что «в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Внутренние конфликты, невротические типы реакций или психореактивные связи обусловливают картину органического страдания, его длительность и течение». [10]

   О.В. Орис в своих книгах объясняет эту взаимосвязь как результат дестабилизации жизненных систем человека при его отклонении от наиболее гармоничных моделей поведения, основанных на интеллектуальных и альтруистичных мотивациях, устремлениях, чувствах. Наверняка многие читатели наблюдали в своей жизни или жизни близких людей, что стоит человеку войти в повышенное конфликтное состояние (по отношению к себе, кому-то или чему-то), и тут же падает иммунитет, появляются какие-то неприятные симптомы, происходят «случайные» травмы. Более длительное пребывание в непозитивных состояниях может привести к патологическим, хроническим заболеваниям, так как такой человек «уходит» из состояний человечности, которые балансируют все биологические системы организма, в состояния, больше свойственные тому или иному животному. В таком случае биологические органы претерпевают свою «корректировку», подстраиваясь под психические изменения, которые генерирует сознание человека.

   Затяжные непозитивные отношения, внутренние и внешние конфликты также приводят к тому, что в жизни начинают всё чаще появляться удручающие обстоятельства, дополнительные препятствия, усугубляются отношения с близкими людьми, не достигаются цели. Всё это происходит по принципу «резонационности», ведь пребывая в непозитивных состояниях, мир для нас «окрашивается» в соответствующие цвета, и мы как бы настраиваемся на волну соответствующих событий и отношений.

   Что из этого следует в контексте данной темы? Для того, чтобы жизнь и наше ощущение жизни стали более гармоничными, наполненными радостью, доверием, глубинным смыслом, психическим и физическим здоровьем, необходимо создать «нового себя», - более целостного, любящего, устремленного, способного брать на себя ответственность за происходящее; необходимо научиться осознавать себя, свои состояния, бессознательные убеждения, научиться их идентифицировать и трансформировать в более позитивные. Следующие части этой работы коснутся темы самоанализа и идентификации психоментальных реакций, будут даны упражнения, способствующие повышению осознанности.

2.2. Что такое «реакция», «состояние» и «черта личности»?

   Первый этап любого анализа и исследования – это этап познания и определения понятий. Каждому, кто стремится изучить свою психику и глубже понять других людей, предстоит разобраться с базовыми понятиями, которые описывают психические процессы, со структурой сознания, а также с классификацией реакций и состояний. Без понимания классификации легко запутаться и сделать неправильные выводы, что приведёт к не совсем точным трактовкам, а зачастую – к навешиванию некорректных «ярлыков» на самих себя и на других.

   Основные понятия, которые пригодятся в дальнейших размышлениях, это «черта личности», «реакция», «психическое состояние», «непозитивное психическое состояние».

   Черта личности – та или иная характеристика, привычка действовать определенным образом, которую человек стабильно с высокой вероятностью проявляет в схожих обстоятельствах. [1, стр. 25]

   Реакция – психическое проявление личности в ответ на определённый внешний или внутренний стимул. Реакция может быть осознанной или неосознанной, остаться незамеченной, отрицаемой человеком, но, несмотря на это, она является определённой объективностью, которая сама по себе не зависит от собственной субъективной оценки человека и проявляется в силу черт личности, привычек, программ и шаблонов, мотиваций и внутренних ценностей, наличия или отсутствия ситуативного жизненного опыта.

   Психическое состояние – это целостная характеристика психической активности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от явлений действительности, предшествующего состояния и психических качеств человека. [5] 

   Непозитивная психическая реакция, непозитивное состояние – то, что можно определить как нечто в разной степени «тяжелое», «агрессивное», «неприятное», «отрицательное», отделяющее человека от других и противопоставляющее его окружающей действительности. Психологические теории о структуре личности описывают промежуточную точку «нейтральности» между непозитивным и позитивным состояниями, по мере «ухода» от которой полярность усиливается. [6, п. 4, 5]

2.3. Необходимость изучения характеристик непозитивных реакций

   Доктор психологических наук Ю.М. Орлов утверждает, что «переживание и познание [своих эмоций] не тождественны. Переживание эмоций не дает нам ключ к их управлению, а их познание — дает». Эффективность процесса «работы над собой» возрастает пропорционально углублению нашего познания, понимания сути и причин возникновения реакций, ведь невозможно опознать то, чьих отличительных характеристик не знаешь.

   Для исследования своей психики необходимо научиться идентифицировать свои состояния, и по этой причине читателю можно порекомендовать ознакомиться с описанием непозитивных состояний, предложенным Ю.М. Орловым в его книге «Восхождение к индивидуальности». [1, стр. 98 - 114] Автор даёт подробное описание таких состояний, как: обида, чувство вины, ревность, зависть, высокомерие, гордыня, страх и стыд. Для обретения более полноценного понимая конкретных характеристик непозитивных состояний также могут пригодиться тематические статьи Энциклопедии Практической Психологии. [7]

   Следует отметить, что интенсивность проявления той или иной реакции может быть разной. Для дальнейшего самоанализа мы введем «шкалу интенсивности» от 0 до 10, в которой оценке «0» соответствует отсутствие проявления реакции, оценке «5» соответствует средняя интенсивность, поддающаяся контролю, а оценке «10» - максимально возможная интенсивность проявления.

2.4. Практика самоанализа

   Параллельно с изучением характеристик основных непозитивных состояний можно приступить к развитию навыков самоанализа.

   Особо важным моментом в процессе «работы над собой» является изначальная «позиция наблюдателя», которой свойственны следующие убеждения: «что бы я ни наблюдал в себе, даже если мне очень трудно согласиться с этим и принять себя такого/такую, я постараюсь максимально объективно определить своё состояние, назвать его и дать ему оценку», а также: «Я не боюсь ничьих осуждений и критики. Желание получить одобрение и хорошую оценку от окружающих я откладываю на потом. Сейчас самое важное для меня – разобраться в том, что во мне происходит!».

   Без глубокого и серьезного утверждения в таком безапелляционном отношении к своим непозитивным реакциям вся дальнейшая практика самосовершенствования может превратиться в «игру в духовность» и попытки доказать себе то, что «я хорошая» или «я хороший», и «работать мне не с чем»; или же в выборочную искренность: «вот это я хочу замечать в себе, а это я замечать не буду».

   Здесь важно понять и осознать, что если мы что-то заметили в себе, и начали отрицать это (что внутренне становится похожим на мысль: «нет-нет, эта реакция не может быть завистью/ненавистью/осуждением. Я не могу завидовать/ненавидеть/осуждать!»), то сама реакция никуда по сути не девается, а мы упускаем возможность как-то трансформировать её, изменить своё отношение к определённым обстоятельствам и сделать свою жизнь лучше уже с этого момента. Если мы пугаемся и отрицаем свои реакции, - это признак нашего инфантильного, незрелого отношения к своему развитию, внутреннее согласие на то, чтобы продолжать вести себя таким же образом и встречать те же проблемы на своём пути.

   Известные труды К. Юнга и А. Адлера, а также современного американского философа К. Уилбера, утверждают, что личность, отрицающая свои теневые, неблагоприятные стороны, отождествляется с наиболее узкой частью своего сознания, надевая на себя «маску» и сужая представления о себе как о более целостной структуре. Всё, кроме допустимых для личности представлений, она относит к категории «не-я», тем самым сильно ограничивая возможности своего самопознания и личностного развития, так как эти теневые стороны продолжают оставаться частью личности, даже будучи отрицаемыми.

   Важно выработать в себе позитивное и понимающее отношение к самому себе. Это в первую очередь означает понимание природы своих реакций, спокойное восприятие каждой из них как возможности стать еще человечнее, совершеннее, лучше. Ведь пока мы не отождествились с непозитивным отношением к какому-либо человеку или событию, мы не являемся этим. Непозитивные реакции – суть проявления бессознательного, устаревших, животных инстинктов, которые при желании можно «отследить», идентифицировать и не допустить их активизации в зоне сознательного. Таким образом, при должных усилиях, шаг за шагом, осознание за осознанием, формируется наша «новая личность», реагирующая на происходящее совершенно иначе.

   Из вышесказанного можно сделать вывод, что утверждение в намерении «быть наблюдателем» и трансформировать себя в более гармоничного, любящего, альтруистичного и интеллектуального человека, многократно повышает эффективность упражнений по развитию навыков самоанализа.

   Практические упражнения, которые даются дальше в этой статье, описаны в виде алгоритмов «размышления» над своими состояниями и реакциями в качестве ключей, которые помогают активизировать наши мысли в аналитическом направлении. Здесь изложены базовые принципы этих практик, а также некоторые источники, используя которые можно изучить эти методы более глубоко. Упражнения были отобраны по принципам простоты в применении, ясного и логичного изложения, отсутствия излишней ритуальности или эзотеричности, и вместе с тем, по наличию возможностей глубинных осознаний причин и следствий наших внутренних конфликтов.

Упражнение 1. Ведение рабочей тетради самоанализа

   Известный итальянский психолог Р. Ассаджиоли, создатель психотерапевтического направления «Психосинтез», описал и обосновал эффективность метода ведения «психологического дневника», или «рабочей тетради самоанализа». [8]

   Целями этого упражнения являются:

  • научиться осознавать и выражать чувства и мысли, придавать им форму;
  • разобраться с непонятными, фоновыми состояниями;
  • научиться снимать внутреннее напряжение посредством констатации и идентификации своих переживаний.

   Практика самоанализа подразумевает ежедневное применение. Ведение рабочей тетради – это тренировка, ваш помощник в оттачивании мастерства пристального наблюдения за собой. Вечером или в течение дня задавайте себе следующие вопросы:

  1. Какие позитивные состояния я испытывал? С чем они были связаны?
  2. Какие непозитивные состояния я испытывал? С чем они были связаны?
    • Как долго я в них находился?
    • Какой интенсивности были состояния по шкале 0..10?
    • Что именно меня «задело»?
    • Что я пытался с ними сделать и что мне удалось с ними сделать?
    • Какая позитивная мотивация мне помогла решить внутренний или внешний конфликт?
    • А как по-другому я мог бы поступить в этой ситуации, чтобы быстрее уравновесить своё психическое состояние? Как я хотел бы научиться реагировать в таких ситуациях?

   Уделив время этому упражнению, введя его в свою жизнь как естественный отклик «внутреннего наблюдателя» на любую вашу реакцию, вы сможете повысить осознанность и глубину восприятия своей жизни. Вскоре вы начнёте автоматически оценивать и анализировать каждую ситуацию, продумывая наперёд и запоминая для себя новые, более соответствующие вашим нравственным ценностям, модели реагирования.

Понятие суб-личностей и «чакрамных персоналий»

   Психологическое понятие «суб-личность» впервые научно определено Р. Ассаджиоли как отдельная подструктура психики, внутренний образ, у которого есть свои индивидуальные характеристики и стремления. [8] Знакомство и наблюдение за своими суб-личностями является одной из наиболее интересных задач самоанализа, так как, отточив этот навык, мы обретаем способность с первых секунд активизации того или иного психического состояния понимать, «кто это» и к чему это состояние может привести.

   О.В. Орис в цикле книг «Ииссиидиология» объясняет проявление суб-личностей в сознании как активизацию определённых психических конгломератов, так называемых «чакрамных персоналий», которым свойственен определённый спектр психических реакций и которыми мы в буквальном смысле пользуемся для реализации своего интереса испытать или пережить какое-либо состояние, чувство. Как только мы осознанно или бессознательно «настраиваемся» на определённую психическую «волну», чакрамные персоналии автоматически «распаковываются» в нашем сознании из безграничного потока энерго-информации, ежемгновенно доступного нам по принципу некоего волнового соответствия, как если бы мы сонастраивали свой радиоприемник с определённой частотой радиосигнала. Здесь может быть уместна аналогия из области компьютерных технологий: имея подключение к интернету (ежемгновенно потенциально доступный безграничный поток энерго-информации), любой поисковый запрос пользователя (генерируемый сознанием интерес испытать то или иное психическое состояние) тут же возвращает доступные варианты реализации этого познавательного интереса (чакрамные личности со свойственными им психическими состояниями, наполнением).

   Так и наше сознание, излучая необходимость в конкретных переживаниях, получает возможность осуществить свой интерес и познать себя в нём. Как и механизмы функционирования интернет-поиска или сонастройки с радиоволной в приёмнике, принцип нашего взаимодействия с чакрамными персоналиями остаётся для нас невидимым и неосознаваемым пока мы не начинаем глубже разбираться в этом и пытаемся отследить, как именно функционирует сознание, «откуда» оно берёт свои переживания, как оно сонастраивается с конкретными состояниями, что за механизм кроется за «позицией наблюдателя» и как она в принципе возможна среди непрерывного потока наших разнообразных состояний?

   Суб-личностям, которые резонационно соответствуют нашим интересам, свойственна некая «полу-самостоятельность», и иногда мы можем наблюдать «внутренний диалог» между разнокачественными суб-личностями (они отличаются качеством жизненных устремлений, желаний и намерений, спектра доступных переживаний). Наверняка каждый из нас когда-то испытывал состояние внутренней борьбы с ленью, пытаясь «заставить» себя сделать что-то полезное. Если внимательно «послушать» своё внутреннее пространство в этот момент, можно заметить, какие мотивации предлагает каждая суб-личность, склоняя нас сделать тот или иной выбор. И где в этот момент «мы»? J Если нам удаётся найти некое отстранённое состояние, которое способно взвесить позицию каждой суб-личности, проанализировать её и соотнести с собственными значимыми целями и принципами, это будет говорить об активизации «позиции наблюдателя».

   Некоторые из наших суб-личностей могут противоречить другим и вступать с ними в конфликт по причине их дуальностности, ограниченности, а иногда и полярности по отношению друг к другу. Например, позиция «жертвы обстоятельств», которую мы усвоили в детстве, противоречит позиции «духовно развивающегося человека», которую мы стремимся сделать своей основной жизненной установкой. Некоторые суб-личности «оперируют» на разных уровнях восприятия, не пересекающихся между собой, например та активность, что генерируется сознанием, когда мы занимаемся математикой или физикой, совершенно не пересекается с той, которая появляется, когда мы злимся, проявляем агрессию, кричим на кого-то. Внутренние конфликты, связанные с нестыковкой представлений суб-личностей о каком-либо важном жизненном вопросе, особенно остро воспринимаются человеком, когда он не осознаёт «подоплёки» своих состояний и не может осознанно усилить одно состояние и подкорректировать другое.

   Для идентификации и анализа суб-личностей важно научиться различать свои психические состояния, ведь суб-личности являются определёнными «конгломератами» состояний, которым свойственно узкое восприятие жизни. Следующее упражнение основано на методах, предлагаемых Р. Ассаджиоли. [8]

Упражнение 2. Анализ активных суб-личностей

   Суб-личностей можно насчитать много, но для целей обучения самоанализу постарайтесь сосредоточиться на следующих трёх категориях:

  • наиболее возвышенное, качественное, устремлённое к развитию проявление себя;
  • среднее, привычное состояние;
  • три более приземлённых, эгоцентричных суб-личности, активность которых вы время от времени наблюдаете в своём сознании; рассмотрите слабоактивную, среднеактивную и высокоактивную непозитивные суб-личности, - постарайтесь детально описать их по следующему алгоритму, даже если вы наблюдаете их крайне редко.

   Для каждой из этих суб-личностей ответьте на вопросы, припоминая обстоятельства их проявления и те чувства, которые вы испытываете, когда сталкиваетесь с ними.

  1. Опишите психические характеристики этой части себя, например: «альтруистичный», «внимательный к другим», «равнодушный»; или «требовательный», «непримиримый с чужими слабостями», «зацикленный на себе» и т.д. Составьте полноценное описание данного конгломерата. Если у вас есть образ такого себя, нарисуйте его, это поможет в дальнейшем быстрее идентифицировать данную суб-личность.
  2. Появляются ли какие-либо характерные физические ощущения во время активности этой суб-личности?
  3. В каких обстоятельствах проявляется каждая из них? Как давно вы её наблюдаете, была ли она «с вами» с детства?
  4. Какие цели каждой суб-личности в жизни, в отношениях, в развитии?
  5. Как бы вы оценили % активности каждой из них в своём сознании в течение некоторого времени, например, в течение дня, последней недели, последнего месяца?
  6. Отметьте для себя, какие из суб-личностей конфликтуют с вашими жизненными ценностями.
  7. Назовите эти суб-личности, чтобы вам было легче отслеживать их активность.
  8. Продолжайте наблюдать и анализировать их проявления в своей жизни в течение месяца и вносить записи в рабочую тетрадь самоанализа. Если вы заметите новые черты или закономерности, добавьте их в описание.

   По мере составления более полноценной картины каждой суб-личности, это упражнение поможет вам научиться быстро распознавать их отличительные особенности и сонастраиваться с более предпочтительным для вас состоянием.

Непроизвольные мысли и внутренние диалоги

   Что происходит тогда, когда вы «ни о чём не думаете»? Внутренние процессы обработки и осмысления информации ни на миг не прекращаются, и в те моменты, когда вы целенаправленно «ни о чём не думаете», ваше состояние наблюдателя за потоком мыслей и чувств может помочь заглянуть внутрь себя и разобраться с недоосмысленными процессами. Возможно, вы вдруг поймёте, что всё еще помните о событии месячной давности и до сих пор не понимаете, почему ваш друг поступил с вами «не так, как вы хотели». Или окажется, что соседи виноваты в том, что вы плохо спали, хотя сознательно вы так не считаете. Или возможно вы осознаете, что ваше «безмыслие» наполнено светлыми, радостными состояниями, вы напеваете приятную мелодию и мечтаете о том, как будет здорово, когда вы осуществите свою мечту или встретитесь с близким вам человеком.

   Откуда возникают непроизвольные мысли и полноценные внутренние диалоги? Кто ведёт эти беседы, кто задаёт вопросы, и кто на них отвечает? В предыдущей части статьи мы затронули тему фрагментированных чакрамных персоналий, которым свойственен определённый спектр психических состояний и реакций. Мы с вами как интегральные личности «пользуемся» множеством чакрамных персоналий или суб-личностей для реализации наших жизненных интересов. Внутренние диалоги, обсуждения и споры строятся на основе тех отличающихся принципов, пониманий и устремлений, которые мы резонационно «получаем» через разные чакрамные персоналии. Взгляд на один и тот же вопрос у них зачастую отличается, что порождает в сознании многовариантность нашей ответной реакции, «нестыковку» мнений. Здесь важно понять, что зависимо от нашего состояния, мы внутренне можем быть согласны с каждым из этих мнений, даже если сознательно они кажутся нам аморальными, неправильными, жестокими, неподходящими. В этом кроется ценность следующего упражнения, ведь посредством осознавания бессознательных процессов мы обретаем возможность перепрограммировать свои шаблоны восприятия происходящего.

Упражнение 3. Анализ непроизвольных мыслей и отслеживание внутренних диалогов

   Это упражнение самоанализа призвано развить навык наблюдения за собой, отвлечённого внимания, способного анализировать психоментальные процессы. Выполняйте это упражнение тогда, когда вы не заняты ментальным трудом, а делаете какую-то механическую работу, или же просто гуляете.

   Ощутите, что вы говорите сами себе.

  • Вы себя критикуете? Критикуете ли вы кого-либо другого?
  • Что вы чувствуете в целом?
  • Что вы ожидаете от себя и вашего окружения, вашей жизни?
  • Что вас тревожит и заботит?

   Анализируйте внутренний диалог с позиций своих убеждений, подумайте, каким суб-личностям свойственны эти мысли. Полезно записывать важные моменты в рабочую тетрадь самоанализа или на диктофон. Так вы сможете обнаружить установки, которые захотите осознанно трансформировать.

   Следующим этапом этого упражнения является параллельное перемотивирование (перепрограммирование) мыслей и чувств, которые не соответствуют вашим жизненным установкам. К примеру, если вы замечаете, что пока моете посуду, вам не даёт покоя мысль о том, что на вас кто-то «не так посмотрел», можно тут же начинать работать с этим состоянием по следующему алгоритму, не позволяя ему фоново влиять на ваше настроение и вашу дальнейшую жизнь.

Упражнение 4. Алгоритм анализа психических состояний

   У большинства начинающих практиковать самоанализ вскоре возникает вопрос: «Я отследил свою реакцию, но ничего не смог с ней сделать, моё состояние наблюдателя снова исчезло и реакция «победила» моё желание с ней справиться. Как быть?»

   Здесь необходимо учитывать следующее:

  1. Привычные реакции становятся автоматическими, они используют наработанные нейронные сети, и «отлаженный» алгоритм гормонального реагирования. Поэтому, если в нашей психике эта модель поведения долгое время являлась ведущей, с ней может быть трудно (или очень трудно) справиться в начале процесса самосовершенствования. Не переживайте, это – нормально, эту ситуацию на начальном этапе «работы над собой» проходят практически все, и здесь затраченные время и усилия «работают на вас».
  2. Состоянию наблюдателя, как и способности быстрого перемотивирования, необходимо научиться, закрепить его в своём сознании. Тогда этот алгоритм реагирования становится всё более привычным и доступным, формирует альтернативную модель поведения, которая при должном усердии становится автоматической, ведущей.
  3. Чем быстрее мы обнаружим реакцию, тем больше у нас шансов остаться наблюдателем за своим состоянием и перемотивировать своё непозитивное отношение к ситуации, ведь длительное пребывание в каком-либо состоянии через соответствующую гормональную активность всё больше утверждает в начавшей разворачиваться реакции.
  4. Для создания альтернативной реакции на происходящее необходимо глубокое понимание причинно-следственных связей и способность аналитически «разобрать» ситуацию, что невозможно без соответствующего фундаментального изучения структуры личности, - строения психики, определения шкалы самосознания, признаков и причин проявления разнообразных психоментальных состояний. Не имея такого опыта или знания, человек, столкнувшись в себе с неисследованной реакцией, и осознавая её деструктивность, чаще всего не может найти внутреннюю опору для формирования альтернативной реакции. Эмоции захлёстывают его и он остаётся «безоружным».

   Поэтому параллельно с развитием навыков самоанализа, каждому стремящемуся стать человечнее, понять жизнь и людей вокруг себя, крайне необходимо определиться с системой знаний, которая может дать ответы на поставленные вопросы, и сформировать на её основе свои жизненные ценности, в которых не будет места непозитивным состояниям.

   В следующем базовом алгоритме предложена схема, по которой можно проанализировать своё психическое состояние.

  1. Идентификация проблемы и её причинно-следственных связей:
    • «Как называется та реакция/состояние, которую я испытываю?»
    • «Какое действие или событие спровоцировало эту реакцию, послужило причиной её возникновения?»
    • «Что конкретно я испытываю?»
  2. Убеждения и ожидания, которые стоят за проблемой:
    • «Какие мои убеждения создали эту проблему, этот конфликт?»
    • «Какие мои ожидания создали эту проблему, этот конфликт?»
    • «Напоминает ли мне этот конфликт/поведение этого человека что-то болезненное из моего прошлого?»
  3. Осознать цели этой проблемы, к чему стремится – осознанно и неосознанно – та суб-личность, которая её продуцирует:
    • «Когда я испытываю это и проявляю себя вот так, к чему в первую очередь стремится эта моя суб-личность, что она бы хотела сделать?»
    • «Какие более высокие цели преследует это состояние?»

   Следующим этапом после анализа своих состояний является поиск эффективных положительных мотиваций - установок, которые помогут депрограммировать эту модель поведения и закрепить новую.

   Более глубокое рассмотрение и понимание своей проблемы (реакции, состояния) позволит каждому научиться впоследствии быстро «ловить» момент активизации подобного состояния и использовать подобранные мотивации, чтобы «разотождествиться» и ослабить воздействие этого состояния на психику. «Разотождествление» - это процесс устранения самоотождествления с чем-либо. Этому процессу свойственна внутренняя позиция «я наблюдаю это в себе, но я не являюсь этим». Разотождествление является основой обретения контроля над своими психоментальными состояниями и развития навыка быть наблюдателем. [9]

   Возвращаясь к вышеописанному алгоритму, следует отметить, что на втором этапе при определении конфликтующих установок, может быть полезным применение практики «автоматического письма» или так называемого «интуитивного письма», которое используется в Психоанализе как метод более глубокого понимания внутренних конфликтов и установок, скрытых от сознания.

   На третьем этапе предложенного алгоритма важно понять цели проявления того или иного состояния. С удивлением мы можем обнаружить, что первичные цели непозитивного состояния являются деструктивными, агрессивными, в то время как за ними могут стоять более высокие цели. Осознание целей наших суб-личностей ведёт к более глубокому пониманию причин и следствий нашего отождествления с ними. О целях своих состояний и методах их определения можно детальнее узнать в книгах Ж. Славинского «Аспектика» и «Возвращение к Единству».

Упражнение 5. Практика «Двух минут»

   Обретя первичные навыки самоанализа и осознав необходимость тренировки быстрого «выхода» из непозитивного психического состояния, перепрограммирования своих реакций, можно приступать к этому упражнению. ­

   Практика «Двух минут» уже несколько лет успешно используется на Айфааре (ЦИА "Айфаар") как одна из основных практик самоанализа и работы со своими непозитивными состояниями. Тысячи людей, опробовав её на себе, получили эффективный инструмент для быстрой идентификации и корректировки психических состояний.

   «Две минуты» - это внутреннее правило, установка, которую мы для себя определяем в качестве «счётчика» по перепрограммированию непозитивной реакции. Для того, чтобы присоединиться к многочисленному потоку людей, которые ежедневно используют практику «Двух минут», необходимо договориться с собой, что с этого дня вы будете стараться все непозитивные реакции ограничивать двумя минутами, в течение которых постараетесь сделать всё возможное для того, чтобы найти выход в нейтральное или позитивное состояние.

   Очевидно, что есть реакции, для которых это правило соблюсти легко (вышел на улицу весной, а там – мелкий дождь. Сначала расстроился, а потом улыбнулся, найдя позитивную мотивацию: «Так ведь скоро деревья расцветут, и станет так приятно гулять на улице!»). Другие ситуации, касающиеся наших ключевых жизненных ценностей, требуют гораздо больше времени для поиска причинно-следственных связей, внутренних установок и ожиданий, перепрограммирования их новыми позитивными мотивациями. В этом случае данное упражнение нацелено на переключение из вовлечённости в состояние наблюдателя, наиболее объективное в данных обстоятельствах, способное найти конструктивный выход из создавшихся обстоятельств. Мы можем подумать: «Да, пускай я пока не понимаю, в чём благо этой неприятной мне ситуации, - но я её принимаю, и обязательно разберусь, почему это происходит в моей жизни», или: «Я знаю, что если сейчас отреагирую непозитивно, я ситуацию не решу, а сделаю только хуже. Лучше я глубоко подумаю, понаблюдаю, а потом приму решение/поговорю с этим человеком».

   Когда практика «Двух минут» становится принципом нашего реагирования на всё происходящее, мы обретаем прекрасный ресурс для тренировки осознанности. Для того, чтобы упражнение дало максимальный эффект, для всех ситуаций, с которыми мы «не справились» за две минуты (не смогли отнестись позитивно, или хотя бы стать наблюдателем и «разотождествиться» с потоком эмоций), можно определить «последствия» в виде чего-то не приносящего удовольствия, а может быть даже неприятного, - и будет еще эффективнее, если эта деятельность принесёт общую пользу, - например, мы можем обязать себя вымыть всю посуду вечером, или неделю выносить мусор, или наконец сделать то, что мы постоянно откладывали по дому/ремонту/хозяйству, или убрать в подъезде/во дворе, посадить цветы, которые принесут удовольствие соседям, или купить что-то для общего пользования и так далее, и тому подобное.

   Смысл «последствия» очень прост: мы запоминаем, что ничто «не сходит с рук», мы обретаем реальный контроль и рычаг управления своими состояниями: «Да, я не справился с реакцией, я обиделся и наговорил глупостей, но теперь, чтобы запомнить этот проступок, я извинюсь, решу конфликт, и буду неделю вставать в 6 утра и готовить для всех вкусный завтрак». И каждый раз, вставая в 6 утра и идя на кухню, мы будем говорить себе, «Неужели так трудно было не обидеться или сразу же попросить прощения? В следующий раз я точно справлюсь!». Так, в результате глубоких размышлений мы строим новую модель поведения, основанную на наших нравственных ценностях и представлениях о той своей личности, которой мы стремимся стать.

   Здесь чрезвычайно важно отметить, что существует большая разница между самонаказанием и самовоспитанием. Самонаказание, самобичевание, самоедство часто уводят нас в затяжные непозитивные, депрессивные состояния, тогда как самовоспитание является конструктивным состоянием, которому свойственно аналитическое мышление по схеме «проступок – осознание – исправление последствий – выводы – перепрограммирование поведения». Самовоспитание – это результат доброжелательности и любви по отношению к самому себе. Людям с такими качествами присуще намерение по-доброму, по-хорошему помочь себе избавиться от привычек мыслить негативно, портящих жизнь и себе, и окружающим людям.

   Если вы наблюдаете в себе тенденцию к длительным переживаниям о своих проступках, Упражнение 4 может послужить началом анализа и поиска причин проявлений этих состояний, а также помочь построить новую модель реагирования.

   В своей книге «Восхождение к индивидуальности» Ю.М. Орлов так определяет процесс самопознания: «Самопознание — это не постижение некоторой скрытой метафизической и таинственной сущности, которую мы в быту называем «душой» или научным синонимом «психика», а воспроизведение и осмысление того, что мы делали, как делали и почему делали, как относились к другим и как они относились к нам и почему».

   Самоанализ психических состояний, объединённый с духовным поиском опоры своего мировоззрения на всё более глубокие знания о взаимосвязи психизмов человека и окружающей его действительности, создадут необходимый базис для более осознанного, вдумчивого, интуитивного восприятия жизни. Предложенные упражнения являются ключами, инструментами, которые, войдя в привычку, становятся нашими помощниками на пути к внутренней гармонии, пониманию себя и мира вокруг нас.

   Перепрограммирование непозитивных реакций, состояний и шаблонов освобождает большое количество психической энергии человека. Представьте, если бы вы не были вынуждены ежедневно противостоять жизни, каким-то ситуациям, внутреннему сопротивлению, конкретным людям, если бы практически ничто не вызывало в вас бурных реакций негодования, раздражения, осуждения, недовольства, - вся эта энергия была бы свободна для других видов творчества. И именно здесь становится важным, какое направление вы выбрали для своего развития, ради каких целей вы живёте; вы самосовершенствуетесь только для себя или же для того, чтобы мир стал лучше, а вы обрели способность помогать другим?

   Автор статьи, как и остальные ведущие обучающих программ МИЦИАР, уверены в том, что гармоничное общество нашего будущего будет основываться на альтруистичном и интеллектуально обоснованном устремлении каждого человека к развитию и процветанию каждого по отдельности и коллектива в целом. Именно по этой причине в МИЦИАРах разрабатываются и проводятся обучающие программы для тех, кто намерен как можно скорее расстаться с «багажом» своих непозитивизмов и уже сейчас стать представителем нашего будущего общества, гармонично развивающегося на благо всех. Читатель может ознакомиться с другими работами по теме саморазвития и самопознания на нашем сайте AYFAAR.RU.

3. Заключительная часть с выводами

   В современном мире психология и психотерапия перестали быть уделом психически-неуравновешенных людей и, посредством междисциплинарной интеграции с философскими, социологическими направлениями, стали рассматривать личностный рост и самосовершенствование человека как одну из своих ключевых задач.

   В этой статье внимание читателя акцентируется на важности практики самоанализа своих психических состояний для обретения внутренней гармонии, понимания себя и своего места в окружающем мире, своих отношений с другими людьми.

   Необходимость обучения самоанализу, механизмам корректировки своих психических реакций проистекает из повысившейся внутренней культуры современного человека, устремлённого к интегральному развитию и познанию самого себя.

   Особое внимание в этой статье уделяется природе «автоматических» реакций и важности быстрого «выхода» из непозитивных состояний, которые влекут за собой неблагоприятные последствия в виде повышенной конфликтности, углубления в свои переживания, осложнения состояния здоровья, а также, при затяжных непозитивных тенденциях, такие глобальные последствия, как усугубление жизненных обстоятельств, неспособность достичь своих жизненных целей, разрушение отношений и т.п.

   Читателю предлагается научиться практике осознанного наблюдения за своей психоментальной динамикой посредством нескольких аналитических упражнений из разных направлений практической психологии. 

Просмотров: 3154
Комментарии для сайта Cackle