В этой небольшой статье я размышляю о применении в жизни практических качеств Айфааровского Образа Жизни: Открытости, Честности, Инициативности, Ответственности. "Что они дают?", "Почему именно эти четыре качества?", "В чём их преимущества?" Ответы на эти вопросы важны для человека, стремящегося к развитию в Человеческом направлении.
Открытость, честность, инициативность и ответственность играют очень важную роль в повышении уровня самосознания личности и поэтому входят в число основополагающих ценностей в рассматриваемой Интеллектуально-Альтруистичной динамической структуре. Эти качества невозможно культивировать в себе в одиночку, находясь в состоянии обособленности или раздельности с внешним миром. Человек – существо социальное. И как бы он не пытался возвышать себя над общей массой окружающих его людей или всячески противопоставлять свои интересы им, он в конечном итоге придёт к элементарному уровню понимания – общность и единство с другими выгодны прежде всего ему самому.
Поэтому социализация является минимальным необходимым условием и ключевым фактором в рассматриваемой модели. Известно, что процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей. И вопрос именно в том, какие роли он предпочитает выбирать. Позиция бездеятельного потребителя («мне все должны»), или в большей степени активная позиция развивающейся творческой личности («если не я, то кто»)? Разница очевидна.
В первом случае человек живёт только для себя, руководствуясь даже может не столько намерениями осознанно взрастить собственное ЭГО, а возможно по причине укоренившихся родительских установок, в которых прослеживается удобная и безболезненная для ЭГО позиция наименьшего сопротивления жизни. Ведь становиться развивающейся личностью не так-то просто. В одиночку это сделать трудно, и на первоначальном этапе придётся преодолевать собственные сомнения, страхи, неуверенность в себе и завтрашнем дне, критику других людей, зависть и соперничество.
Гораздо легче становится, когда есть твёрдая и уверенная поддержка со стороны единомышленников и людей, поддерживающих твою идею. Но для чтобы окружить себя единомышленниками нужно перейти уже на следующий этап личностного роста: преодолевая обособленность, учиться коллективизму, сотрудничеству, сплочённости, объединению с другими людьми. Здесь пригодится и способность к обузданию своих эмоций, проявлению гибкости в различных ситуациях, убеждённости в собственных принципах, умение прислушиваться к чувствам других людей, проявлять участливое отношение к их проблемам, понимание их позиции и принятие их точки зрения и многое другое.
Рано или поздно, но эгоистичный человек начинает испытывать потребность в социализации, потому что через других людей и общение с ними он познаёт разные стороны самого себя, неосознанно стремится испытать удовлетворение и пережить моменты счастья. Однако, осторожно и с опаской входя в «мир людей», мы часто задаёмся вопросами, ставящими под сомнение наши уже укоренившиеся убеждения.
На мой взгляд именно с открытости перед самим собой и людьми и начинается познание себя и окружающего мира. Когда мы закрыты? Тогда, когда накопленные обиды не находят объяснения, потому что чаще всего причины происходящего не доступны для нашего понимания.
Самоотрицание может быть ещё одной причиной закрытости. Принимая необходимость играть на публику, мы отрицаем себя, свои желания и эмоции. Подавление собственных эмоций и желаний возникает из-за навязанных правил общения, которые регулируют что позволено, а что нет. Это может усугубляться тем, что открытое поведение других людей, свободных от подобных рамок и ограничений, страхов и неуверенности в себе, становится объектом гнева и осуждения. Тогда появляется желание поставить их на место, подавить свободную волю и «напомнить», что нельзя делать всё что вздумается. Такой человек не понимает, что еще больше дистанцируется, отрезая все шансы к сближению с ним у других людей. Это может повлечь за собой усиление изолированности и возрастание страха перед открытостью.
Часто ошибаясь сами и с осуждением воспринимая поступки других людей, мы закрываемся и перестаём доверять миру, загоняя себя в угол нереализованных желаний и не понимания кто же мы на самом деле и для воплощения какой миссии живём. Погружаясь с головой в уровни низменных желаний, мы забываем о праве и абсолютной внутренней свободе на собственное творческое самоопределение. Одна из немаловажных задач человеческого сообщества – раскрытие индивидуальности на уровне самосознания отдельно взятой личности. Важно открыться своим интересами, целям и желаниям для того чтобы познать своё предназначение и найти своё место в коллективном созидательном творческом процессе.
Открыться себе – это большой труд, связанный с множеством преодолений. Ведь именно готовность смело решать свои проблемы, разбирая глубинные слои неразрешённых внутренних конфликтов, определяет первоначальный импульс к самоактуализации личности и её духовную зрелость. Открыться другим – это означает смело обнажить свои намерения, чувства и желания, предстать перед другими естественным и искренним, принимая своё духовное несовершенство как временный этап на пути саморазвития. Без открытости сложно прочувствовать взаимопонимание и эмпатию, трудно добиться надёжных и доверительных отношений с людьми, наладить коллективный творческий процесс.
Когда человек закрыт и чувствует себя изолированным по отношению к социуму, возможно причиной тому служит страх перед будущим, его неопределённость и непредвиденность. Всё, что происходит во вне (непредсказуемое поведение начальника, меняющийся курс валюты, нестабильная политическая ситуация в стране, агрессивность со стороны близких людей), имеет влияние на сознание. Неспособность мыслить критически и рационально погружает его в состояние страха и безысходности. Если у него нет собственной позиции по отношению к происходящему, то остаётся выбрать положение бездеятельного и подчиниться обстоятельствам. Он убеждён, что ничего против «системы» сделать нельзя и остаётся только идти по пути наименьшего сопротивления – не высовываться, чтобы не привлекать к себя внимание, и стараться лишний раз не высказывать вслух своей точки зрения на происходящее. Угодничество перед «сильными», конформизм и позиция жертвы больше всего подходит тенденциям в поведении такого человека. «Пусть лучше кто-то начнёт первым говорить, делать, а я уж со стороны посмотрю чем это закончится» или «вы мне докажите, что это правильно и может тогда я рискну брать на себя ответственность». Инициатива наказуема – говорят многие, так и не решаясь сделать шаги к улучшению ситуации.
Принимая в такой ситуации решение «действовать!», человек углубляется в процесс первоначального этапа социализации, преодолевая собственные барьеры в виде страха, неуверенности и заниженной самооценки. Они постепенно нейтрализуются и человек приходит к пониманию того, что без проб не будет ошибок, а без ошибок невозможно достичь умения принимать правильные решения. Что только через реальные собственные действия можно добиться изменений не только в собственной жизни, но также и в жизни окружающих людей. Далее, всё больше чувствуя внутреннюю свободу, развивая в себе социальную чуткость и способность управлять взаимоотношениями, человек постепенно замечает, что его уверенность в себе, в завтрашнем дне, в выбранной цели «заражает» других людей оптимизмом и энтузиазмом. Смело создавая команду для осуществления поставленных целей и задач, инициативность такого человека подкрепляется желанием бережно встраиваться в логические и чувственные процессы других, понимания и приятия их позиции. Эти навыки ставят такую личность на много ступеней выше от той, которая когда-то с завистью и осуждением воспринимала людей с подобным уровнем психоментальной активности.
С одной стороны речь идёт об ответственности человека за себя, свою жизнь и всё что с этим связано, а с другой – обязательства, которые он берёт на себя в отношении других людей и общего дела. Если ответственность за себя характеризуется первоначальным этапом становления человека как личности, то ответственность за других демонстрирует уже его «социальную зрелость».
Что мешает человеку быть ответственным? Выученная беспомощность или желание оставаться человеком-ребёнком? Бездеятельный потребитель рассуждает так, что все ему обязаны, а он никому ничего не должен. Ему проще слыть безвольным и неспособным на серьезные ответственные выборы человеком. Чаще всего такие люди предпочитают находиться под попечительством или покровительством «сильной» личности, боготворят её, но в случае возникновения угрозы собственным интересам, одновременно способны осуждать. Неспособность к адекватной самооценке, неуверенность в себе, стёртые границы чувства собственного достоинства, наложение обязательств на других, ожидание от них помощи и поддержки – такие проявления свойственны личности, уклоняющейся от всяких обязательств.
И только когда придёт понимание того, что собственную жизнь можно и нужно строить самому, не опасаясь за неверные решения, появится осознание, что всё это время происходило «проживание чужих жизней». И теперь нужно искать ресурсы для построения своей собственной. Не ленясь развивать свой аналитический потенциал (мышление), можно значительно повысить ответственность за собственное будущее: глубже продумывать возможные последствия от своих намерений, ясно представлять конечную цель и в конечном итоге чётко выстраивать стратегию своих планов.
Когда речь встанет о том, чтобы взять на себя ответственность не только за себя, но и за других людей, такая личность развивает способность к всесторонней оценке ситуации, уверенность в себе и умение донести собственную позицию другим людям. Ответственность произрастает от умения грамотно использовать все свои интеллектуальные способности, сочетая их с благими намерениями и пользой для других людей. Это также умение встать на место другого (других людей) и посмотреть на ситуацию не однобоко и с позиции эгоизма, а беря в расчёт и чужие интересы. Если личности была свойственна взыскательность к другим людям, то здесь она сменяется на самовзыскательность. Такие люди способны воодушевлять других, оказывать им помощь в самосовершенствовании и грамотно урегулировать конфликты.
Даже когда мы являемся единственным свидетелем собственных негативных реакций, процесс принятия решения «по совести» может стать настоящей проблемой. Ловко жонглируя перед окружающими различными «масками» и искусно отыгрывая разные «роли», люди давно научились скрывать свои истинные мысли, чувства и намерения, идя по жизни, как им кажется, с наименьшим сопротивлением. Это так только на первый взгляд. Притворство и лицемерие с одной стороны, бессовестность и беспринципность с другой, - являются хорошей защитой от «опасного» и «непредсказуемого» социума. Вот так бесконечно защищаясь от невидимого врага, человек иногда и сам не может понять где правда, где ложь, и где во всём этом он сам. Если шире взглянуть на проблему, то становится очевидно, что выбранная линия поведения не привносит радости и счастья ни в окружающий мир, ни самому человеку. Чем больше мы защищаемся, тем больше «напряжённостей» психики мы получаем.
Можно сказать, что честность – это смелость перед самим собой и другими. Ответственность за качество собственной (или чужой) жизни позволяет прибегать к честности, как к мостику, соединяющему текущую (в чём-то несовершенную) психоментальную конфигурацию с той, которой уже нечего скрывать ни от кого.
По сути успешное продвижение любого по-настоящему грандиозного проекта, развивающегося в рамках офисного пространства, или даже приобретающего масштабы общественной политической жизни, не обходится без людей, которые в своё время смогли найти в себе смелость и мужество не впустить страхи и сомнения и постепенно выработали в себе тот качественный потенциал, который, постепенно воплощаясь ими через благие дела, вызывает резонанс и доверие других людей.
* * *
Я думаю теперь вам стало более понятно, почему эти четыре качества ОЧИО являются составной частью ллууввумической системы ценностей. Они являются своеобразным трамплином, помогающим человеку сделать выбор вопреки собственным страхам и самоограничениям и стать полноценной личностью.