В данной работе я постараюсь кратко раскрыть понятие "мотивация личности", как основного инструмента функционирования самосознания, с точки зрения психологии, нейрофизиологии и ииссиидиологии.
В данной работе я постараюсь кратко раскрыть понятие мотивации личности, как основного инструмента функционирования самосознания, с точки зрения психологии, нейрофизиологии и ииссиидиологии.
Практически за каждым нашим выбором, тем или иным желанием стоит мотивация, и очень часто именно от неё будет зависеть результат не только очередного действия, но и предопределённость целой череды жизненных событий. Изучение мотивации важно и необходимо, потому что это один из методов управления личностью, стимуляции её к осознанности, воздействия на её потребности и желания.
В разные временные периоды человечество воспитывалось, развивалось и прогрессировало на основе свойственных тому времени представлений. Уровень самосознания нынешнего развивающегося человека стал гораздо выше и многограннее, чем десятилетия назад. Многие критерии качественности, на основе которых люди совершают выборы, ориентированы на улучшение и универсализацию представлений об окружающей действительности. В настоящее время, многие психологические, научные, эзотерические течения направляют свой интерес в сторону более детального изучения самосознания человека, чтобы максимально эффективно использовать заложенный в каждого из нас творческий потенциал, изучить и обосновать причинно-следственные взаимосвязи многих процессов.
Глубокое понимание принципов эволюции сознания – это один из насущных вопросов нашего времени и здесь есть необходимость более разносторонним образом взглянуть на формирование устремлений и целей личности, способов их достижения и необходимых для этого мотиваций. Давайте попробуем разобраться в принципах работы мотивационных механизмов, рассмотрим этапы формирования мотива как основного элемента мотивации. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Как ими осознанно научиться управлять? Что такое позитивные мотивации? Как повысить качественность своего мировоззрения с помощью мотиваций?
Давайте начнем с того, что рассмотрим наиболее интересные грани и различия понятий мотивация и мотивов, с точки зрения нынешнего состояния науки.
Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию. Это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поступков, а не описания поведения личности. Этому сопутствует поиск ответов на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Мотивация рассматривается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие психологические характеристики.
Мотив (лат. moveo — двигаю) является смыслом любой деятельности. Это причина, которая является основой действий и поступков, основополагающим «кирпичиком», формирующим такой сложный процесс как мотивация.
Мотивация – это в большей степени характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает активность личности на определённом уровне. Мотив в отличие от мотивации является свойством личности, изнутри побуждающим к совершению определённых действий.
Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. «Запутанность» внутреннего мира человека, обилие психологических защит может привести к тому, что основными двигателями будут неосознаваемые мотивы и действия. Люди с развитыми идеалами, принципами, определившиеся в целях, больше руководствуются осознаваемыми мотивами. Способность осознанно и интеллектуально мотивировать свои действия позволяет сделать жизнь слаженной и гармоничной, целенаправленно задавая ей необходимое направление. Поэтому так важна изначально выбранная высокая цель – именно она мотивационно определяет основное направление жизненных изменений в периоды повышенной или пониженной осознанности личности.
Мотив и мотивацию довольно сложно отделить друг от друга, но для того, чтобы понять принцип появления мотивации, давайте далее рассмотрим более детальный механизм формирования мотива, этапы и функции.
Процесс формирования мотива начинается с возникновения потребности личности и заканчивается возникновением намерения и побуждения к достижению цели. Доктор психологических наук Ильин Е.П. в своей книге [1, стр.77] детально разобрал этот процесс. Раасмотрим подробноэтапы формирования мотива по Ильину:
Для того чтобы нужда стала потребностью, необходимо принять её и сделать для себя значимой. Для этого необходимо осознание, то есть появление конкретного чувства, устойчивой мысли (например, голод, сон). На этом этапе важна интенсивность этого намерения, которое начинает вызывать дискомфорт, беспокойство, переживание. Что, в свою очередь, побуждает восстановить нарушенное желанием равновесие и направляет на поиск путей и средств её удовлетворения.
Этому этапу свойственен некий обобщенный образ потребности, просто сделать что-либо (мне нужно попить, поесть), абстрактная цель, без конкретизации (что именно поесть, выпить), и пока без вариантов её осуществления.
Задача второго этапа мотивационного процесса заключается в определении вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности. При выборе вариантов удовлетворения потребности, человек осуществляет сложную мыслительную деятельность или так называемые мотивационные операции:
Благодаря этим операциям определяется, будет ли удовлетворена потребность, совершит человек поступок или откажется. Таким образом, мотив как осознанное побуждение для определенного действия, формируется в процессе взвешивания, оценки, анализа обстоятельств, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает.
Другим важным фактором второй стадии формирования мотива является прогнозирование последствий и различных сопутствующих факторов на пути достижения результата. Некоторые критерии могут влиять на выбор, например, моральный запрет или мнение со стороны.
В мотивации может быть несколько причин и побуждений: одни приводят к поисковой активности, другие — к выбору цели и путей ее достижения. Поэтому мотивацию правильнее рассматривать не как сочетание одной причины и одного побуждения, а как определенную совокупность причин и побуждений.
После детального анализа различных вариантов удовлетворения потребности, человек может выбрать конкретную цель и способ ее достижения.
Факторы, оказывающие влияние на достижение целей:
Третьему этапу свойственно намерение достичь цели, волевое, сознательное побуждение к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека, и именно с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива. Отсюда видно, что побуждение не является самим мотивом, оно является лишь частью (компонентом) мотива. Побуждение – это энергетическая часть такого системного образования как мотив.
Следует отметить, что намерение и побуждение тоже имеют разную специфику. Намерение больше характеризуется как замысел, предположение сделать что-нибудь. При наличии намерения человеку может не хватить решимости и силы воли для осуществления задуманного. Сложность этапов формирования мотива обусловлена наличием в «характере» мотива 3-х компонент: интеллектуального, волевого и эмоционального. При этом в одних случаях в мотивах преобладает интеллектуальное начало, в других — эмоциональное, что приводит к затруднению его окончательного формирования и побуждения к действию.
Формирование этапов мотива многие могут представлять как линейный процесс. Но, по мнению А. Маслоу [1, стр.41], любое мотивационное состояние ошибочно представлять как некое особое, специфическое состояние, которое обособленно от процессов, происходящих в организме человека. В его интерпретации, мотивационные процессы имеют непрерывную, бесконечную и изменчивую природу; выступают универсальной характеристикой любого психоментального состояния личности.
Пирамида потребностей американского психолога А. Маслоу отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации - иерархию потребностей. Он объясняет такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.
Рис.1. Пирамида (иерархия) потребностей личности по Маслоу.
«До тех пор, пока не удовлетворены физиологические потребности, именно они играют доминирующую роль в организме, именно им подчинены все его силы и способности, именно они организуют их и направляют к единственной цели – к удовлетворению. Но, получив удовлетворение, пусть даже не полное, эти потребности отступают на задний план, уступая место потребностям следующего уровня, и теперь уже эти, более высокие потребности доминируют в организме и руководят поведением человека (человек теперь стремится не к утолению голода, а к безопасности). Этот же принцип действует и в отношении других групп потребностей – потребностей в любви, в самоуважении и в самоактуализации». [2]
Если рассмотреть структуру потребностей по Маслоу с позиции ииссиидиологии [3], в которой О.В.Орис предлагает радикально новый взгляд на строение человеческого сознания, то понятие иерархичности потребностей и мотиваций несколько расширяет свой спектр. Вводится такое понятие как «наблюдатель», которое ассоциируется с высшими потребностями и целями личности. Благодаря такому механизму фиксации своего внимания на высоких уровнях сознания, у личности появляется возможность как бы наблюдать со стороны за своими низшими желаниями, включая для них так называемый «фоновый режим».
Состояние «наблюдателя» [4] помогает человеку анализировать и фильтровать текущий поток психоментальной активности, более объективно расставлять акценты и приоритеты в сторону тех или иных выборов, анализируя гораздо большее количество причинно-следственных связей, чем это происходит в обычных, повседневных психических состояниях. То есть каждая ступень (уровень) потребностей, глубоко осознается и сопоставляется с внутренним состоянием «наблюдателя». Другими словами, это означает вступить в диалог с самим собой и понять свои истинные потребности и желания.
Состояние «наблюдателя» в ииссидиологии имеет некоторые сходства с методом «разотождествления» в трудах итальянского психолога Р. Ассаджиоли по психосинтезу [5] (направление трансперсональной психологии). В работе последнего выдвигается модель самосознания личности, благодаря которой можно рассматривать целостную личность «Я» как совокупность других «я» или субличностей. По словам автора, «субличности – это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира».
В его интерпретации личность имеет «сознательное Я», которое постоянно и непрерывно на протяжении каждого дня переходит от одного отождествления к другому: «Я расстроен», «Я счастлив», «Я голоден» и так далее. Как правило, это неосознаваемый процесс. Любое мыслечувственное побуждение – это некая субличность, поэтому «сознательное Я» имеет право выбора - отождествляться или разотождествляться с любыми такими проявлениями.
Одна из целей самонаблюдения – понять сущность собственного «я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. «Не зная и не понимая себя, нельзя управлять собой. Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили», - подчеркивает Р. Ассаджиоли.
В классической психологии (Д.Макклелланд, Д.Аткинсон, Б.Ф.Скиннер, Г.Хекхаузен) [6] выделяют такие разновидности мотивации: мотивации «достижения успеха» и «избегания неудач». Касательно данного вопроса, если принять во внимание иерархию потребностей по Маслоу, можно отметить, что мотивации «избегания» чаще всего возникают под воздействием желаний двух низших ступеней самосознания личности (физиологические потребности и потребность в безопасности), контролируемые присущими личности инстинктами самосохранения, страха, защиты. А мотивация достижения чаще подходит для удовлетворения более высоких потребностей личности (познавательные потребности, потребность саморазвития и духовного совершенствования.)
Положительные аспекты данной мотивации в том, что она является неким катализатором, активатором устремления, веры, оптимизма и позитивизма личности. Мотивация стимулируется наличием привлекающей цели, возможные проблемы не останавливают. Для мотивированных таким образом людей, характерными являются такие качества, как ответственность, организованность, энтузиазм, самостоятельность, смелость, решительность и многие другие.
К минусам можно отнести то, что такие личности настолько охвачены своими образами, идеями, планами, что не замечают вокруг возможных и явных несоответствий им, находясь в некой иллюзии как внешней, так и внутренней.
Негативная мотивация имеет такое название, потому что основана, прежде всего, на страхе, неуверенности, лени, неорганизованности. Например, страх потерять, страх не получить обещанное или страх наказания, - не побуждает, а скорее, вынуждает человека к действию. К минусам такой мотивации можно отнести:
В социальной сфере такую мотивацию называют «демотивацией», то есть не побуждением к вдохновению, а вынужденной стимуляцией к деятельности, принуждением, давлением. К плюсам такой мотивации можно отнести: понимание возможных ошибок в планируемой деятельности, предусмотрительность, осторожность, продумывание вариантов действий заранее, взвешенность принимаемых решений. Опыт жизненных ошибок и неудач, во избежание их повторных проявлений, откладывается гораздо лучше, чем при мотивации «пряника».
Следует отметить, что в чистом виде тот или иной тип мотивации встречается редко, и можно говорить только о степени преобладания какой-либо из них.
Множество ученых проделало огромную работу, прежде чем стало возможным разобраться в биохимических и нейробиологических аспектах наших эмоций. Каждая мотивация сопровождается специфической эмоциональной реакцией. Не будет преувеличением сказать, что от работы гормональной системы напрямую зависят многие наши чувства и эмоции. Прослеживается как прямая, так и обратная связь между гормонами, эмоциями, а также реакциями в организме. [7]
Ведущую роль в формировании мотиваций на биологическом уровне играет префронтальная область неокортекса и лимбическая система (эмоциональный мозг), а именно, гипоталамическая область мозга. Здесь осуществляются процессы трансформации биологической потребности в мотивационное возбуждение. Гипоталамические структуры мозга, на основе их влияний на другие отделы мозга, определяют формирование обусловленного мотивацией поведения с помощью выделения различных гормонов.
Возьмем для примера один из них. Ощущение счастья, довольства и легкости связано с присутствием в организме эндорфинов, из них наиболее известен серотонин - «гормон счастья». Под воздействием серотонина происходит стимуляция областей, отвечающих за процесс познавательной активности. Кроме настроения, серотонин отвечает за самообладание и эмоциональную устойчивость. Также он контролирует восприимчивость мозговых рецепторов к стрессовым гормонам, то есть адреналину и норадреналину. Поэтому у людей с пониженным уровнем серотонина малейшие негативные поводы вызывают сильную стрессовую реакцию. И наоборот, людям с достаточным содержанием серотонина гораздо легче находить выход из сложившихся ситуаций, подбирая необходимые мотивации.
Учёные и психологи сделали выводы, что любые наши эмоции – порождаются совокупной активностью гормональной системы либо наоборот, осознанно управляя эмоциями, можно активизировать выработку того или иного гормона. Существует нервная обратная связь, например, между лицевыми мышцами и мозгом. Психологи называют это «гипотезой лицевой обратной связи» (теория эмоций Джеймса-Ланге). [8]
Согласно этой теории, эмоции возникают благодаря произвольным или непроизвольным внешним воздействиям в двигательной сфере. Если насильно напрячь мышцы лица в улыбке, то настроение улучшится - потому что искусственная улыбка приводит к такой же выработке серотонина, что и улыбка от естественного хорошего настроения. Тонус мозга при этом повышается, усиливается его кровоснабжение. Электроэнцефалограммы показывают, что у хмурых и улыбающихся людей активизируются различные части мозга. Хорошее настроение стимулирует левую переднюю часть мозга (интеллектуальную активность), в то время как плохое настроение - правую переднюю часть (эмоциональную подавленность).
Руководитель научного направления позитивной психологии и президент Американской психологической ассоциации Мартин Селигман в своей работе [9], опираясь на результаты целой системы многолетних исследований, предлагает научно обоснованный обзор тех человеческих свойств и способов поведения, позитивных чувств и переживаний, которые способны делать жизнь человека счастливой и наполненной смысла.
В его экспериментах прослеживается закономерность в том, что оптимистичные и позитивные люди гораздо лучше способны мотивировать себя, чем пессимистично и негативно настроенные. Положительные эмоции делают восприятие мира человека более открытым, позволяют исследовать и находить новые, более оптимальные способы решения проблем и задач. Позитивные состояния личности определяются совокупностью сильных сторон и лучших черт характера человека, которые Селигман классифицировал на 24 положительные добродетели:
В процессе опытов и исследований им были выделены черты характера, наиболее способствующие преодолению депрессии и достижению счастья. Этими чертами являются: надежда, благодарность, любознательность, любовь и альтруизм.
Так, в области позитивной психологии за лучшие научные исследования, Барбара Фредриксон получила Темплтонскую премию за создание теории позитивных эмоций. Она утверждает: «Позитивные эмоции играют важнейшую роль в процессе эволюции. Они повышают наши интеллектуальные, физические и социальные возможности и создают резервы, всегда доступные в случае угрозы или необходимости. Когда у вас позитивный настрой, окружающие проявляют большую симпатию, и с ними легче установить дружеские, любовные или другие отношения. Негативные эмоции действуют как ограничители. А под влиянием позитива мы, наоборот, становимся свободнее, терпимее, подходим к любой проблеме творчески, открыты для новых идей и впечатлений». [10]
Из цикла книг по ииссиидиологии О.В.Ориса [11], также можно проследить необходимость культивирования принципов позитивного мировоззрения. Основой мотивационной сферы является глубокая внутренняя работа с любыми, даже не значительными, проявлениями непозитивных состояний: обидчивостью, осуждением, критицизмом, раздражительностью, безрадостностью, не говоря уже об агрессивности, злости, враждебности, ненависти и прочих негативных проявлений.
По мнению автора ииссиидиологии, основными критериями качественности мотиваций являются признаки высокочувственного интеллекта (ВЧИ) и высокоинтеллектуального альтруизма (ВИА) [12]. Если кратко обозначить эти понятия, то ВЧИ – это состояние потребности постоянно направлять деятельность своего интеллекта на безусловную пользу всем окружающим людям. Признаки ВЧИ по своей сути - позитивны, конструктивны и не эгоистичны. ВИА - это внутреннее состояние насущной потребности что-то отдавать, привнесение пользы общему делу. Это способность делиться всем, что имеешь: радостью, прекрасными мыслями и чувствами, информацией, интересами, хорошим настроением, тем самым воодушевляя и стимулируя окружающих людей на позитивное мышление.
Из основных человеческих качеств автор выделяет следующие проявления [12]:
Интеллектуально-альтруистичный образ жизни подразумевает необходимость постепенного осознанного перехода от эгоистичности, от влияния и давления инстинктивных программ на поведение человека.
В качестве примера хочу привести некоторые варианты мотиваций из собственной практики, основанные на представлениях ииссиидиологии:
Данные варианты мотиваций - лишь небольшая часть представлений, позволяющих на многие жизненные ситуации посмотреть с других, более осознанных позиций. Здесь можно отметить, что мотивация – это не только совокупность причин психологического характера, объясняющая поведение человека, но и определенный уровень восприятия того или иного явления, события, человека, окружающих обстоятельств.
Мотивации такого рода могут способствовать налаживанию и гармонизации внутриличностных, межличностных взаимоотношений, упрочнению социальных связей; появляются тенденции к объединению, консолидации, а в результате, снижение уровня враждебности и разрозненности между людьми, появляется интерес, аналитический подход и поиск взаимосвязей в возникающих жизненных ситуациях. [11]
В данной работе был проведен краткий обзор такого понятия как мотивация личности. Мною был сделан акцент на предпосылках возникновения различных типов мотиваций, и наличии соответствующего мотива как её основного элемента. В процессе анализа этапов формирования мотива, стало ясно, что мотивация как процесс дальнейшего стимулирования и побуждения к конкретной деятельности, может терять свою актуальность из-за недостаточной аргументации, целесообразности и других факторов, влияющих на её окончательное формирование.
Современная позитивная психология, а также другие науки привнесли свой неоценимый вклад в изучение мотивационной сферы личности. Причем концепции классической и современной психологии, хоть и отличаются в своих теориях, но могут взаимно дополнять друг друга. Потребности людей, которые выстраивались некоторыми психологами (Альдерфер, Маслоу) в иерархическую структуру по вероятности их осуществления, дополняются материалами других авторов (Ассаджиоли, Орис). Благодаря методу «разотождествления» и позиции «наблюдателя», у человека появляется возможность контролировать и управлять потребностями различных уровней (ступеней пирамиды Маслоу), осознанно направлять и мотивировать свою деятельность в необходимую сторону.
На базе проведенных исследований, М. Селигман, Б. Фредриксон, О.Орис пришли к выводу о влиянии позитивного мировоззрения на формирование положительных свойств характера и поведения личности, что позволяет человеку быть устремленным, оптимистичным, коммуникабельным, стрессоустойчивым, уверенным в себе и достижении поставленных целей. Таким образом, культивирование в себе позитивного отношения к любым обстоятельствам, интеллектуально-альтруистичного образа жизни позволяют личности быть более осознанной и разносторонне мотивированной на достижение своих целей и улучшение качества окружающей жизни.
Тема мотивации как механизма работы самосознания личности, конечно же, охватывает гораздо больший объём информации. Самосознание личности представляет собой один из самых загадочных и интересных феноменов развития человека. Частично о теориях личности, структуре самосознания и инстинктивных уровнях можно ознакомиться в работе другого автора. [13]
Для дальнейшего исследования мотивационной сферы, в следующем материале, целесообразно будет рассмотреть вопросы о причинах возникновения непозитивных состояний и реакций, анализ их проявлений, поиске и подборе конкретных мотиваций, нейтрализующих данные психические состояния.