Самоанализ. Причины непозитивных состояний

Данная работа ориентирована на тех людей, которые имеют желание и намерение изменить свою жизнь в сторону внутренней и внешней гармонии на основе позитивного мышления, узнать глубже собственные психизмы и попробовать научиться осознавать и контролировать свои состояния. В работе рассматриваются классификация и причины проявления непозитивных состояний, наиболее распространённые стереотипы мышления, иррациональные способы интерпретации событий.

1.  Введение

Как известно, любое дело всегда кажется простым и понятным, пока не берёшься его детально выполнять, скрупулёзно работать и доводить до нужного результата. Так же происходит и с внутренней работой над собой. Когда появляется желание что-либо поменять в своей жизни в лучшую сторону, подсознательно начинаешь с себя. Останавливаешь привычный поток мыслей, и начинаешь оценивать свою текущую жизнь, вспоминать последние дни, недели. Оглядываешься вокруг, а везде беспорядок… Вот так происходит и внутри нас. Не уделяя должного и постоянного внимания внутренней работе с собой, мы «тонем» в огромной массе латентных, бессознательных отрицательных установок, привычек и мыслечувственных шаблонов.

В нынешнее время существует множество мотивационных установок, которые помогают быть выше своих несовершенств, позволяют не обращать внимания на недостатки. Но чаще всего это лишь «видимость» работы над собой, дающая временное облегчение и кажущийся эффект результативности.

Затронув в предыдущей работе тему мотиваций, как одного из способов выхода из непозитивных состояний, [1] и попытавшись понять, как они работают в нас, я столкнулась со следующей задачей -  научиться анализировать и выявлять причины негативного поведения и вытекающие из него последствия. Ведь для того чтобы найти необходимые для себя мотивации в тех или иных случаях, необходимо более глубоко понять и достроить дополнительные причинно-следственные взаимосвязи, прежде всего внутри себя: почему именно сейчас и именно таким образом это со мной происходит?!

Цель этой работы заключается не в том, чтобы подчеркнуть наши отрицательные качества, привычки и стереотипы поведения, а в том, чтобы понять, как распознавать их среди множества других мыслей и чувств, попробовать найти способы для того, чтобы научиться мыслить позитивно и конструктивно. Главная сложность заключается в том, что человек может не видеть в себе непозитивных  состояний и не подразумевать, что именно они влияют на качество его жизни и обстоятельств. Отсюда - несбывающиеся мечты, недовольство собой и окружающими, периодические депрессии, болезни и т.д.

Некоторые люди уже привыкли мыслить в определенных рамках, то есть в соответствии со своим «наработанным» миропониманием, которое, в свою очередь, состоит из обширной системы стереотипов. Это естественные пережитки нашего воспитания и многих факторов, оказавших влияние на формирование нашей психики, которые нужно понимать и стремиться совершенствовать.

В этой статье я хочу подчеркнуть важность и необходимость работы со своими непозитивными состояниями, затронуть некоторые причины их возникновения с позиции своего собственного анализа и практического опыта, опираясь на психологию и ииссиидиологические обоснования  данных проявлений в нашей психике.

2. Основная глава

2.1.   Необходимость внутренней работы над собой. Самоанализ и самообман

Давайте вспомним, было ли вам комфортно, когда кто-либо оказывал на вас давление, управлял, манипулировал вами или контролировал ваши действия?!  Думаю, что нет. Подобный дискомфорт внутри нас создают многие, до конца не осознаваемые нами, непозитивные, деструктивные состояния, «назойливые» мысли и эмоциональные переживания. Для того чтобы понять причину их появлений в нашей психике, необходимо узнать, какими процессами наполнен наш внутренний мир.

Каждый из нас как личность имеет «сознательное Я», а также совокупность множества «внутренних Я», отдельных самостоятельных «субличностей» [2], имеющих определённые черты поведения и специфику характера. На протяжении каждого дня, постоянно и непрерывно «сознательное Я» переходит от одного отождествления к другому: «Я расстроен», «Я счастлив», «Я устал» и так далее. Как правило, это автоматический и неосознаваемый процесс. Любое настроение, впечатление, чувство - это некая «субличность». Мы настолько привыкли считать «их» собой, воспринимая своим собственным внутренним голосом, мыслями, что сложно принять и представить их отдельными «живыми» психологическими образованиями. Каждая «субличность»  ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира. И в целом сумма этих «субличностей» даёт нам картину целостного образа о себе.

Осознанная внутренняя работа над собой подразумевает идентификацию «субличностей» и разотождествление с теми из них, которые не соответствуют моделированию желаемого образа и поставленным целям. Таким образом, мы можем выбирать, кем нам быть и у кого из «своих Я»  пойти на поводу. В ином случае, все наши внутренние состояния приобретают вольный (случайный) характер проявления. Но здесь важно понимать, что никаких случайностей на самом деле не бывает, это лишь только наше неумение видеть «организованность» и справедливость всех происходящих событий, порождает иллюзию хаотичности и случайности. Все события, настроения, мысли – связаны между собой тонкими, невидимыми нами «ниточками», которые предопределяют дальнейшие обстоятельства и их последствия. Другими словами, отождествляясь с собой «обиженным, раздражённым, осуждающим», мы полностью подпадаем под власть соответствующих событий, выбирая конкретный вектор развития по принципу «притяжения подобного подобным». Мы постоянно осознаём себя между «тем, что уже есть» и «тем, что может быть», как в лучшую, так и в худшую сторону.

«Единственным  и неизменным правилом, по которому мы можем хотя бы как-то ориентироваться в своих ожиданиях после очередного выбора, является то, что наши менее эгоистичные и более обдуманные решения в долгосрочной перспективе всегда влекут за собой более качественные жизненные обстоятельства. А более эгоистичные поступки (мысли, эмоции) всегда наполняют нашу жизнь всевозможными неблагоприятными ситуациями, тем самым повышая нашу внутреннюю дискомфортность и конфликтность с окружающей действительностью» [3, п. 3.0476].

Изучение человеком самого себя, стремление познать свой внутренний мир, попытка проникнуть в глубины своей собственной психики, поиск причинно следственных связей, попытки найти объяснение тем или иным событиям – все эти процессы можно назвать самоанализом. Но как часто у нас хватает сил и желания поступать именно так, пытаясь измениться, а как часто мы занимаемся самообманом? Самообман - это стремление выдать желаемое за действительное и представить реальность такой, какой ее хочется видеть. Причины самообмана весьма разнообразны. Например, желание психической защиты, то есть потребность избавиться от возможного чувства вины, самообвинений (самоедства) за те или иные свои выборы, прикрывая их надуманными оправданиями. Либо честолюбивые тенденции, выражающиеся в том, чтобы возводить себя на некий пьедестал и не замечать своих недостатков. Бывает, что человек настолько привыкает к подобным механизмам оправдательной защиты, что потом сам не может понять, где правда, а где выдумка. Также причиной самообмана может быть элементарная лень тратить время и силы на внутреннюю работу с собой.

Подытожив, можно сказать, что работая со своими негативными состояниями, мы сможем узнать себя гораздо глубже и понять причины различных неблагоприятных ситуаций, научиться контролировать и осознанно управлять своими психическими состояниями, стать осознанными «режиссёрами» своих жизненных сценариев.

2.2.   Классификация психических состояний. Что такое негативные и непозитивные состояния

Психические состояния – это целый набор «субличностей»,   который можно условно идентифицировать как:

  • позитивное (радостное)
  • позитивное (нейтральное)
  • непозитивное (дискомфортное)
  • негативное (отрицание)

Давайте кратко рассмотрим каждое из них.

Позитивно-радостные состояния сложно не распознать в себе, потому что они генерируют одни из самых счастливых жизненных моментов для каждого из нас. Они преисполнены оптимистично-восторженными чувствами, вдохновенностью, верой, надеждой, мечтательностью, любовью, добродушием, дружелюбием и т.д.

Позитивно-нейтральные состояния не имеют яркой эмоциональной окраски радости, но также  не имеют и признаков негатива или деструкции. Чаще всего это концентрация на какой-то деятельности, умственной или физической нагрузке, любом действии созидательного характера, без состояний внутреннего дискомфорта.

Гораздо сложнее дело обстоит с непозитивными и негативными состояниями. Здесь стоит сразу сказать, что любое психическое состояние, склонное к отрицанию, можно назвать непозитивным. Причем оттенков непозитивных качеств имеется такое огромное множество, что порой понять, какой вид негатива мы сейчас испытываем, становится колоссально сложно. Человек может ощущать, что он раздражен, но быть не в состоянии различить, чувствует ли он себя раздосадованным, преданным, обманутым, подавленным, обеспокоенным, завидующим, оскорбленным или потрясенным. Каждое из этих слов описывает различные аспекты того, что люди объединяют в понятие «раздражение».

Хочу отметить тонкий, но важный нюанс в терминологии, а именно разницу понятий «непозитивное» и «негативное» состояние. Мне всегда казалось, что это синонимы. Однако, это не совсем так. Когда мы пребываем в состоянии радости, восторженности, вдохновения, то мы с уверенностью можем сказать, что это состояние позитивное. Когда же мы чувствуем все признаки негативного состояния: раздражение, агрессию, злость, - мы можем с определённостью признать наличие данного негативного состояния. Так вот, психическое состояние, которое характеризуется как «непозитивное» находится как бы «между» позитивностью и негативностью. Данные проявления «субличностей» практически не улавливаются человеком, и он может называть их «нейтральными».

Приведу некоторые примеры данных состояний: равнодушие, безучастие, нескромность, болтливость (пустословие), суета, недружелюбие, нетерпимость, неуверенность, безволие (слабоволие), робость, небрежность, беспокойство, слезливость, неискренность, недоверие, неблагодарность, несправедливость, невежество, глупость, предрассудки, рассеянность, несерьезность, нечуткость, невнимательность, пессимизм, любопытство, мнительность, упрямство, непоследовательность, непостоянство, скука, безделье, пассивность, неорганизованность, безответственность, несвоевременность, неточность, опоздание, недисциплинированность, торопливость, забывчивость, неряшливость, растерянность, самоедство, уныние, подавленность, апатия, неуравновешенность, несдержанность  и многие другие.

Если мы будем действительно искренни при самоанализе, не пытаясь оправдываться в собственных глазах, то сможем увидеть, что различные непозитивные эмоции являются составной частью нашего «образа жизни». Абсолютно отождествляясь с ними, мы чувствуем себя вполне нормально до тех пор, пока не появляется возможность сравнения. Задайте себе простой вопрос: «Я сейчас испытываю радость?». Именно такой вопрос, потому что истинно позитивное состояние – радостное. Попробуйте вспомнить те чувства настоящего позитива, счастья, которые когда-либо переполняли вас изнутри. Сравнивая их с текущими, можно заметить, что нынешние состояния и в самом деле не такие хорошие, какими казались до сравнения с жизнерадостными.

Как часто оказывается на практике, такие непозитивные качества являются наиболее преобладающими в нашей психической активности. Они чаще всего просто не замечаются и становятся привычными чертами характера, частью темперамента и т.д. Свыкаясь с ними, мы находим множество оправданий, чтобы ничего не делать, говоря себе: «Бывает ведь и хуже».

Опасность отождествления с ними чревата тем, что незаметно происходит погружение в ещё менее радостные состояния, которые в итоге сменяются на более явные проявления негатива: осуждение, критицизм, обиду, раздражение, зависть, злость и прочие. Необходимо научиться оценивать свои состояния не с позиции негативности, а с позиции позитивности. Можно попробовать оценивать позитивность своих состояний, допустим, по десятибалльной системе: «На сколько баллов у меня сейчас ощущение радости?». Если нет радости – «ноль».

Возникает закономерный вопрос: тогда какое состояние принять за «радость в 10 баллов?»

2.3. «Эталон» позитивного состояния

Какой он, «эталон» позитивного состояния? На этот вопрос, конечно, не может быть однозначных ответов. Каждый человек отличается своей индивидуальностью, видом жизненного творчества, интересами, характером, целями жизни и определяет для себя сам свою шкалу счастья, радости и внутренней гармонии. И для каждого «эталон» позитивности будет свой. Но всё-таки можно выделить некоторые индивидуальные ориентиры.

Позитивное состояние лишено любых видов отрицания, непонимания, неприятия, тоски по отношению к чему-либо; любых состояний с приставкой «не». Критерием позитивности является состояние радости, как внешней (видимой), так и внутренней (тихой), вдохновения, счастья. Но также позитив может выражаться в состояниях искреннего желания и готовности быть полезным другим, либо физически, либо интеллектуально и чувственно, - в состояниях доброжелательности, отзывчивости, сопереживании и многих других проявлениях.

Находясь в позитивном расположении, мы легко можем прощать ошибки и  понимать необдуманные поступки любого человека (без осуждения); умеем глубже почувствовать другого человека, его интересы; умеем слушать и слышать собеседника; становимся способными вдохновлять как себя, так и других.

 Ведь основное, что объединяет всех нас как людей – это критерий Человечности.

Многих из нас не раз искренне потрясали и глубоко трогали за душу добрые, альтруистичные, жертвенные поступки других людей. Когда случается беда, проблема или стресс, то как ценно, когда кто-то поддержит, поможет, выслушает или просто с пониманием и любовью обнимет. В нас, как в человеческом виде, действительно генетически заложены определённые качества, скрыты и сконцентрированы невероятные возможности, о которых мы даже не подозреваем. Многие Человеческие качества относят к мудрым добродетелям, а их обладателей причисляют к мудрецам, просветленным и особенным людям. На самом деле их знает в себе практически каждый. Что значит быть Человечным?

Человечность  - это благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, альтруистичность, интеллектуальность, а также скромность, честность, искренность, толерантность, эмпатия, милосердие, уважительность, доброта, совестливость, чуткость, сострадание, сопереживание, доброжелательность, справедливость, порядочность и прочее.

Если рассмотреть этот вопрос глубже, то действительно, все эти Человеческие качества нам доступны, и стремление развивать их в себе поможет стабилизировать нас в устойчивых позитивных состояниях. Поэтому самый непростой и основной этап нашего совершенствования – это культивирование в себе стабильного образа позитивного мышления в любых ситуациях.

Что же нам мешает быть позитивными и радостными, почему возникают непозитивные реакции?

2.4.  Анализ возникновения непозитивных реакций, возможные причины

Негативные проявления — это автоматический, привычный для многих «способ» решения каких-то трудных проблем, защиты от внешних обстоятельств. Мы берем их на вооружение потому, что ошибочно видим в них выход из различных ситуаций. Откуда же появляются эти негативные качества и почему они имеют на нас такое влияние?

В цикле книг по ииссиидиологии [4] представляется концепция того, что существует многоуровневость самосознания. Автор утверждает, что качественность чувствования и мыслительной деятельности напрямую зависят от активности в нас того или иного уровня (или «конгломерата») сознания, благодаря которому мы что-либо воспринимаем. Каждый «конгломерат» – самосознателен и имеет свой мотив поведения, наподобие вышеописанных «субличностей». Автор условно классифицировал любую психоментальную активность человека на многоуровневые диапазоны (1, 2, 3…n-ый). Рассмотрим 1–й основной для нас пока диапазон (базовый), который состоит из 7-ми ментально-чувственных уровней. [5, п.4.1.] Если их кратко описать, то получается такая характеристика:

  • 1-е, 2-е и 3-и (частично) уровни - относятся к негативным (крайне отрицательным) ментально-чувственным проявлениям;
  • 3-и (частично), 4-е уровни - непозитивные (дискомфортные) состояния;
  • 4-е (частично), 5-е (частично) - позитивные (нейтральные);
  • 6-е, 7-е - позитивные (радостные)
  • далее 2-й диапазон – позитивные (альтруистичные): позитивно-конструктивные, позитивно-созидательные и другие.

Каждый уровень состоит из множества «конгломератов», которые в совокупности объединяются в такую цельную структуру, которую мы воспринимаем как личность человека («конфигурацию»). Каждый конгломерат любого уровня, с одной стороны  имеет свои ограничения по степени активности и характеру интенсивности (то есть имеет некий поддиапазон), с другой стороны может трансформироваться в уровень либо выше, либо ниже текущего, изменяя тем самым мыслечувственную активность человека.

 Проявление любых психизмов  отражается, прежде всего, в нашей гормональной системе, через выработку определённых гормонов, которые подают сигналы в отделы головного мозга, и мы начинаем испытывать соответствующие этим гормонам психические состояния.

Набор активных в каждый момент времени «конгломератов» и является первичной причиной любых наших состояний.

Самые низшие уровни (1-е, 2-е, 3-и) - это  коллективное бессознательное [6, п. 1.0296], или архетипы инстинктов; им свойственны такие проявления, как агрессия, жестокость, злость, ненависть, деспотизм, воинственность и другие. Данные уровни характеризуются высокой степенью интенсивности и насыщенности негативом.  Конгломераты средних уровней (3-е, 4-е) проявляются в нас как различные негативные способы психологической защиты и выражаются через различные способы  проявления закрытости, недоверчивости, высокомерия: раздражительность, критицизм, цинизм, обидчивость, подлость, сарказм, собственничество, угодничество, хитрость и множество подобных проявлений.

Конгломераты более высоких уровней проявления (6-е, 7-е) можно соотнести с начальными  позитивными уровнями и отсутствием в них какой-либо степени негативности. Это состояния чуткости, внимательности, любознательности, бодрости, собранности, справедливости, признательности, доверия, порядочности и многих других.

Почему начальными позитивными уровнями? Мы здесь рассмотрели лишь условный первый 7-ми уровневый диапазон, который на этом не заканчивается, а трансформируется во 2-й, 3-й и т.д. диапазоны с подобной вложенностью «конгломератов» по уровням. И по мере повышения качественности системы восприятия (по множеству определённых параметров), можно задействовать в своей психике другие группы «конгломератов», абсолютно новой направленности. [11] Все деплиативные уровни являются базовыми для эволюц.развития и трансмутируются в более высокочастотные (и позитивно-конструктивные).

Далее мы рассмотрим некоторые часто встречающиеся «вторичные» причины проявления в нашей психике непозитивных состояний, то есть, каким образом различные «конгломераты» могут проявляться через нас. Это позволит нам находить необходимые мотивации для контроля и предупреждения различных нежелательных состояний и их последствий.

2.4.1.     Слабая степень осознанности, отождествление себя с конкретными эмоциями

Что понимать под термином «осознанность»?

Осознанность - это предельно честное углубление внутрь себя в данный момент, с целью понять, что сейчас во мне происходит: «кто и каков я сейчас». Это состояние наблюдения за своими мыслями, чувствами, желаниями с параллельным анализом их соответствия своим потребностями и целями. В моменты осознанности многие процессы внутри нас как будто  «раскладываются по полочкам»:  можно замечать и  отслеживать более тонкие грани собственной психики, которые могут быть недоступны в обычном состоянии.

В современной психологии осознанность определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем. [7] Человек, осознающий свою жизнь, может всегда ответить на вопросы: «Кто я? Что я делаю? Каковы мои цели?» (и в мелочах, и в большой жизненной перспективе). Осознающие люди понимают, что они видят, делают и как они разговаривают друг с другом.

Слабая степень осознанности сказывается на том, что человек  не отслеживает и поэтому не замечает своих непозитивных состояний. Соответственно не возникает желания попробовать найти мотивации и способы, чтобы их нейтрализовать. Благодаря осознанной работе над собой, мы пытаемся заметить существование отрицательных состояний внутри нас и не отождествлять себя с ними. Чем глубже и точнее мы осознаём непозитивные эмоции и отделяем себя от них (говоря себе, что они — это не мы сами, а только частные аспекты «ложного образа» нашей личности), тем слабее они могут оказывать на нас влияние. Постепенно, наблюдая и детально анализируя свои текущие состояния, мотивируя себя на поиск способов их трансформации в более гармоничные и позитивные, мы сможем освободиться от их активной динамики в нашем самосознании.

2.4.2.     Стереотипность мышления. Привычки. Навешивание ярлыков

Когда мы попадаем в некую ситуацию, то реагируем на неё автоматически каким-либо образом, не задумываясь. И только позже, спустя минуты, появляется анализ и другие варианты реакций в данном случае. То есть изначально пусковым механизмом системы восприятия служит стереотипность мышления или привычка думать и поступать определённым для нас образом. Стереотип – это принятый каждым для себя образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации об окружающей действительности, основанный на предшествующем жизненном опыте. Сказать однозначно, что «думать стереотипно» плохо, - нельзя. Потому что наш мозг «создаёт» стереотипы для удобства поддержания своей функциональной жизнедеятельности, чтобы не тратить огромное количество энергии на анализ постоянно происходящих в нас сотен тысяч ментально-чувственных процессов. Поэтому сталкиваясь с  похожими по каким-то признакам ситуациями, происходит машинальный подбор вариантов реагирования, исходя из «статистических данных памяти». Большая часть неосознаваемых реакций закладывается ещё в детстве и подростковом возрасте. Многое мы, естественно, не помним, поэтому часто не понимаем, почему автоматически непозитивно (с защитой) реагируем на что-либо.

Здесь следует отметить, что привычные схемы реагирования – это результат выстраивания нейронных цепочек в различных отделах головного мозга. Проведённые исследования в области нейрофизиологии [Ричард Девидсон,10] показали, что мы по собственной воле можем менять активность наших нейронных контуров и, как следствие, наши эмоциональные стили.  Из этого следует, что путём активизации других цепочек взаимодействия нейронов в различных отделах головного мозга, можно заменять привычные схемы реагирования. Иными словами, целенаправленная наработка позитивных способов восприятия действительности «обновляет» шаблоны нашего привычного (инстинктивного) образа жизни.

Стереотипность восприятия событий непозитивным образом связана прежде всего с множеством инстинктивных «конгломератов», составляющих наши бессознательные уровни и проявляющихся в виде разнообразных страхов, фобий, агрессии. Да, бывает, что в явной, открытой форме мы не видим в себе данные проявления. Но можно отметить для себя похожие элементы стереотипного поведения, которые не относятся к позитивным и стали для многих нормой: беспокойство, суетливость, лень, беззаботность, заискивание, лукавство, неряшливость, закрытость, неискренность, сравнение себя с другими, осуждение и так далее.

Психологи объясняют вышеописанное навешивание ярлыков защитным механизмом психики человека, а именно перекладывание собственных качеств на других людей. В этом заключается способ «ухода от работы с собой» с помощью переключения внимания со своих недостатков на кого угодно. Невежественность «шаблонного» способа восприятия действительности заключается в том, что человек окружает себя теми людьми, которых сам вокруг себя и сформировал, исходя только из собственных умозаключений. Например, если навесить на человека ярлык лицемера на основании одной или  нескольких ситуаций, то это постепенно станет стереотипным шаблонным восприятием не только данной личности, но и других похожих на него людей с некими «схожими» чертами. Таким образом, в самосознании формируются целые цепочки шаблонов для разного поведения людей, которых мы сами соответствующим образом воспринимаем. Порой мы забываем, что любой  человек – это не застывшая догма, а постоянно изменяющийся объект, это следует учитывать и принять как закономерность, как принцип нашего существования.

2.4.3.     Идеализация окружающей действительности и, как следствие, неоправдание ожиданий

Довольно часто мы можем сталкиваться с такой спецификой системы восприятия, как нереалистичное мышление, а именно «идеализация себя и других». Данное качество, с одной стороны, помогает видеть всё лучшим образом, быть оптимистичным. Но, с другой стороны, когда перед человеком предстает настоящая реальность, у него появляется чувство несоответствия между желаемым и действительным, что провоцирует в нём соответствующие реакции: разочарование, недовольство, критицизм, обиду. Почему так происходит?

Склонность к идеализации окружающих, как один из способов психологической защиты, формируется у нас ещё с детства. Чтобы уберечь себя от всевозможных страхов и обеспечить свою безопасность, ребёнок идеализирует образ родителей, придаёт им черты всемогущества и наделяет их множеством иллюзорных свойств. Такой «стереотип защиты» закрепляется в самосознании на протяжении жизни, переходя иногда из нормального в патологический. Появляется «мысленный шаблон»: «Если я буду идеализировать кого-то, то я буду в безопасности, а значит, он должен быть…». И здесь можно подставить сколько угодно качеств, чтобы кто-то им соответствовал. Когда же люди ведут себя иначе, чем мы представляли себе, не соответствуя нашим ожиданиям, наступает «детское» чувство разочарования, морального негодования и обиды. Более того, если кто-то другой достигает ожидаемых нами идеалов, то у нас также может появляться зависть, ревность, обида, осуждение и другие.

Обман ожиданием возникает при необоснованном завышении вероятности того, что конкретная личность выполнит то, чего мы от нее ждем. В таких ситуациях резонно задать себе несколько вопросов: можно ли ожидать всего этого от других, не было ли препятствий для них осуществить мои ожидания, знали ли они о том, чего я от них ожидаю?

Если эти вопросы могут помочь осознать чувство собственной неправоты, заблуждения и стыда за свои реакции в адрес другого человека, то можно утвердиться в новом «шаблоне» восприятия окружающей действительности. Суть его в том, чтобы понять, признать и принять тот факт, что ни один человек не должен соответствовать нашим ожиданиям лишь потому, что нам этого хочется. Люди  не должны себя вести так, как мы считаем нужным, ведь им может хотеться совсем другого. Мы не имеем права распоряжаться выборами других людей, каждый из нас свободен и индивидуален.

С другой стороны, склонность к идеализации не стоит рассматривать только с точки зрения психической патологии, потому что сама по себе идеализация и желание становиться лучше самому и видеть вокруг себя более совершенных людей - это естественная тенденция эволюционировать и развиваться.

2.4.4.     Оценка и сравнение себя с другими. Заниженная и завышенная самооценка

Склонность сравнивать и оценивать себя с другими также делает нас склонными к проявлению отрицательных черт характера. Способ «сравнительной» самооценки базируется на достаточно поверхностном восприятии, потому что всё внимание и концентрация направляется на некоторые детали, «обрывки» собственных качеств и подобных проявлений в других людях.  Не учитывается целостность и индивидуальность обеих сторон, идёт локализованное сравнение качеств и поспешные выводы, без глубокого анализа и желания разобраться глубже. Идёт констатация факта: «Я не такой, как он/она». И в зависимости от того, в какую сторону будет смещена самооценка (завышенная или заниженная), такие реакции можно ожидать.

 «Я не такая умная, как она» - это пример рассуждений человека с чувством заниженной самооценки, которому свойственны такие состояния, как неуверенность в себе, зависть, ревность, соперничество, обида, лицемерие, закрытость, мстительность, желание унизить и т.д.  Люди, склонные оценивать других, занижая собственный уровень, часто подвергают себя подавленным состояниям, депрессиям, пессимизму и жалости к себе. Вследствие заниженной самооценки, может появляться неосознанное желание вступать с другими людьми в конфликты, с целью доказать свое превосходство, чтобы хоть в такие моменты чувствовать себя значимым и добиться признания. Либо, напротив, оставаться в «тени» и выбирать пассивную модель поведения.

Люди с неадекватно завышенной самооценкой склонны идеализировать свои качества, наделять себя  поддельной «значимостью и важностью». Следствием завышенной самооценки «Я гораздо умнее него» являются проявления честолюбия, высокомерия, гордыни, тщеславия, нарциссизма и других качеств.

Наряду со всем сказанным, также существует модель  «одновременно завышенной и заниженной» самооценки. Это наиболее распространённый случай, потому что внутри себя мы имеем как «неудачников», так и «лидеров», поэтому в зависимости от ситуации, будут проявляться те или иные «конгломераты». В таких случаях можно устроить некий внутренний диалог со своими «субличностями», задать некоторые вопросы: «Что их беспокоит, чего они хотят? Почему сейчас они испытывают подобные чувства? Как им можно помочь?» и другие. Это поможет через их мысли и подсказки определить более глубокие причины проявления в нас той или иной самооценки.

2.4.5.     Поиск причин «снаружи». Перекладывание ответственности с себя на других

В жизни так часто случается, что ответственность за собственные, вполне подконтрольные нам самим поступки и действия мы приписываем внешним факторам. Например, можно слышать такие выражения: «этот человек меня раздражает (расстраивает, не устраивает)»,  «эта ситуация меня огорчила», «это он во всём виноват», «если бы не она, всё бы у меня получилось» и т.д. Скрытый смысл здесь таков: человек или ситуация вызывают у другого человека некоторое чувство. Смысловая невежественность выражений такого типа заключается в том, что никто и ничто не может в буквальном смысле создать в человеке какого-либо чувства, кроме него самого. Чувства же по этому поводу возникают в нас, и только мы можем быть ответственны за них. Только мы можем позволить им быть или не быть. Ведь это же наши чувства, пропущенные через собственную систему восприятия.

Выражения же подобного типа показывают, что мы не берём на себя ответственность за переживания, которые на самом деле могли бы контролировать. Мы говорим это так, как будто у нас нет возможности реагировать иначе, у нас нет свободы выбора. Таким образом, мы ставим себя в зависимость от внешних обстоятельств, так как признаём, что наши чувства определяются и управляются силами, находящимися вне нас.

2.4.6.     Иррациональные способы интерпретации событий

Альберт Эллис, основоположник РЭТ (Рационально-эмотивная терапия), подчеркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, а способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. Эллис предполагал, что у людей могут быть иррациональные способы интерпретации событий, которые часто формируются уже в детстве и проявляются неадекватными требованиями к себе, другим и окружающему миру. [9]

Аарон Бек, основоположник когнитивной психологии [8], условно разделил весь процесс человеческого мышления на три уровня:

  1. Произвольные мысли: наиболее поверхностные, легко осознаваемые, контролируемые.
  2. Автоматические мысли, как правило, это - стереотипы, навязанные нам в процессе взросления и воспитания.
  3. Базовые схемы - глубинный уровень мышления, возникающий в области подсознания, который труднее всего поддается изменению.

Всю поступающую информацию человек воспринимает на одном из этих уровней (или на всех сразу), анализирует, делает выводы и выстраивает на их основе свое поведение.

Аарон Бек исходил из того, что человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление - от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, неконструктивное, а то и просто ошибочное, неадекватное мышление, он имеет ложные представления и отсюда - ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого последствия.

Фундаментальное положение когнитивной терапии иллюстрируется знаменитой формулой «ABC».

  • «А» (activating event) — активизирующее событие: ситуация, стимул, обусловливающий процесс реагирования.
  • «В» (beliefs) — убеждения, ожидания, установки, верования, представления о ситуации, интерпретации и выводы.
  • «С» (consequences) — последствия: эмоции, чувства, поведение.

Другими словами, эмоция не является простой непосредственной реакцией на ситуацию. Наши эмоции будут зависеть не столько от реальных событий, сколько от «В» — наших мыслей по поводу происходящего. Эмоциональная реакция всегда возникает как ответ не на реальное событие, а на то, как мы его интерпретируем.

А. Бек и А. Эллис  называют неконструктивные мысли когнитивными ошибками, или иррациональным мышлением. К таким можно отнести, например:

  1. обвинение людей или себя, «мысли-обвинители» («всё из-за неё...если бы не он, то... это я во всем виноват»);
  2. инфантильные ожидания («всё должно быть так, как мне хочется»);
  3. перфекционизм («никогда нельзя терпеть неудачу, нужно делать все на 5»);
  4. искаженные умозаключения, явно не отражающие действительность («раз ты опоздал, значит, ты не уважаешь меня»);
  5. обесценивание важности происходящего, самооправдание («ну и что? меня это не волнует... мне не важно... кому какое дело...»);
  6. сверх обобщение - на основании одной несущественной неудачи человек делает глобальный вывод на всю жизнь ( «Я не справился, поэтому я неудачник»);
  7. завышение требований - предъявление к себе и другим жёстких требований в виде трёх основных «Должен»:
  •  «я должен»: получать одобрение окружающих, надо было сделать не так;
  •  «ты должен»: хорошо ко мне относиться, ты не должен позволять себе никаких поблажек;
  •  «мир должен»: быть справедливым ко мне.

Получается, что на основе данных установок, лишенных рациональности, возникают искажённые умозаключения, которые порождают различные недовольства и категоричный образ мышления.

Эллис подчеркивал, что характерной чертой этих убеждений является их ложный характер. Проблема не в том, что эти убеждения иррациональны: любые наши убеждения никогда абсолютно точно не отражают реальность, потому что всегда несут лишь субъективную оценку. [9] Эллис в дополнение к этому предлагает использование таких психотерапевтических техник, как исследование проблемы, её обсуждение, интерпретацию, конфронтацию, переобучение.

2.5.   Работа с негативными проявлениями как возможность осознанного личностного совершенствования

При столкновении с трудностями  работы над собой и с результатами самоанализа в виде множества отрицательных сторон характера, нередко могут возникать различные чувства:  собственного несовершенства, подавленности, депрессии и самобичевания. В итоге, всё, что мы пытаемся отторгать и не принимать в себе, становится для нас тяжёлым бременем. Целью самоанализа является комплексный и разноплановый подход для решения проблем, например:

  1. идентификация и обнаружение конкретных проявлений в себе.
  2. выявление всевозможных причин наличия этих качеств.
  3. анализ и выявление смежных с ними черт.
  4. поиск мотиваций для нейтрализации подобных “субличностей”.
  5. подбор альтернативного образа поведения и способа мышления.

Здесь важную роль играет именно конструктивный и методичный подход к своим недостаткам. Благодаря наличию любых качеств в нас, мы проходим неотъемлемый опыт, познавая разные грани самого себя. Возможность самосовершенствования изначально эволюционно заложена в  нас. Поэтому, если подавлять, игнорировать или “бороться” со своими несовершенствами, то возможности дальнейшего развития естественным образом замедляют свой шаг. Примечательно то, что в нашей структуре самосознания происходит некое разделение на тех «субличностей», которых любят, понимают и на тех, которых не принимают, отвергают и игнорируют. Таким образом, происходит дисгармонизация целостности системы восприятия человека не только на психическом, но и на физическом уровне. В связи с этим могут появляться различные заболевания, гормональные сбои и другие последствия.

Здесь можно провести  аналогию с подобной структурой взаимосвязей “семья - дети”.

Семья - это наше самосознание, дети - это её наполнение, структура. В семье имеются более взрослые, прилежные дети, а также маленькие, непослушные, и другие варианты. Давайте представим, что их много, также много, как каждодневных мыслей и чувств (n-е количество). Каждый ребёнок ведёт себя определённым образом, в зависимости от настроения: может баловаться, грустить, хорошо или плохо себя вести и т.д. Но опытный родитель всегда может корректировать и направлять поведение своих детей в нужную сторону. Практически также мы можем поступать с мыслями и чувствами внутри себя, управляя и регулируя их активность, направленность и характер. Ведь «субличности», как и дети, имеют свои слабые и сильные стороны, могут идти на компромиссы и поддаются нашему обучению.

Важно для себя понять, что чередование состояний - это нормальный процесс, и происходит он в силу самой природы эволюции человека; но в руках каждого постоянно стараться удерживаться в зоне позитива, тем самым меняя свою жизнь и жизнь близких людей в лучшую сторону, или же «сдаваться» своим недостаткам и выбирать «сомнительное будущее».

3. Заключение

Практически каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, которые необходимо наиболее благоприятным образом для нас решать. Непозитив и подобные его проявления  являются  базовой частью развития человека для получения им необходимого опыта и трансформации в более возвышенные (позитивно-созидательные) уровни самосознания.

Практика самоанализа как возможность осознанной внутренней коррекции психических состояний - это работа не одного дня, месяца или года - это умение глубоко и честно смотреть на свои мысли и чувства в любой момент времени.

В результате, научившись распознавать тонкие грани своей психики, можно избегать или предопределять различные конфликты, споры, сложные ситуации, умело управлять своей собственной жизнью.

Благодаря детальному анализу причин возникновения непозитивных состояний, появляется возможность повысить степень своей осознанности, грамотно контролировать свои эмоции, нести ответственность за себя и свои действия, не перекладывая её на состояния других людей. Ведь часто, непозитивный образ мышления – это всего лишь устоявшийся стереотип восприятия событий, привычка реагировать определённым образом: оценивать и сравнивать себя с другими, навешивать ярлыки и прочее. Как правило, подобные иррациональные способы интерпретации событий – это всегда возможность для осознанного личностного совершенствования, для получения  ценного опыта по наработке позитивного восприятия, благодаря которому можно многогранно осознать красочность своей жизни.

Ссылки на первоисточники:

[1] Ииррффлийррисс. Мотивация как механизм работы самосознания.

[2] Р.Ассаджиоли. «Психосинтез: теория и практика»,1994.

[3] Орис О.В., «Основы ииссиидиологии», Том 3, Изд.: ОАО «Татмедиа», г. Казань, 2014г.

[4]  http://ayfaar.org/ru/iissiidiology/books

[5] Дррааоллдлисс. «Инстинктивные или «животные» уровни в структуре сознания человека», 2014.

[6] Орис О.В., «Основы ииссиидиологии», Том 1, Изд.: ОАО «Татмедиа», г. Казань, 2012г.

[7] Экхарт Толле, «Живи сейчас!», Изд.: София, 2007г.

[8] Д. Зейг, А. Бек. «Эволюция психотерапии», Сборник статей. Т. 2. - Когнитивная терапия. Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.

[9] Альберт Эллис и Роберт А. Харпер. Руководство по рациональной жизни, 1961г.

[10] ССЫЛКА №10

[11]  http://ayfaar.org/ru/iissiidiology/books

Просмотров: 872