Всё время у наших ног. Выборочные комментарии к Основам ииссиидиологии

Серия статей «Выборочные комментарии к Основам ииссиидиологии». Всё время у наших ног

администрация сайта: данная статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с мнением и представлениями автора Ииссиидиологии

У каждого человека существует своё индивидуальное понимание понятия «время». Вероятней всего, большинство считает (как и я сам раньше довольно длительный период своей жизни), что время протекает линейно. То есть мы воспринимаем только текущие события, которые проходят безвозвратно, становясь прошлым, и обусловливают гипотетическое будущее на основании причинно-следственных взаимосвязей. С таким подходом к трактовке времени получается, что в каждый текущий момент мы имеем три категории: «прошлое», «настоящее» и «будущее». (см. рисунок 1. Цифры 1, 2, 3 условно показывают прошлое, настоящее и будущее)

Есть правда у многих авторов идеи о путешествии во времени, относящиеся пока к области фантастики. Однако время всё равно рассматривается линейно. Например, если что-то изменить в прошлом, попав туда с помощью специальных устройств или машин времени, то и цепочка всех последующих событий изменится, и то будущее, откуда прибыл путешественник во времени, может кардинально перестроиться. При этом сам исследователь может исчезнуть, если в новой цепочке событий его «будущим» родителям не суждено будет познакомиться, зачать и родить его. Такие представления красочно показаны в трёх фильмах режиссёра Роберта Земекиса «Назад в будущее» (по-английски Back to the Future). (см. рисунок 2)

Рисунок 1. Линейное время.

Рисунок 2. Линейное время. Возможность возврата в прошлое и другого развития событий.

Более сложная модель рассмотрения времени предлагается на основании концепций квантовой механики с возможностью существования параллельных вселенных или миров. В каждом таком отдельном мире находятся другие версии нас самих и всех окружающих нас обитателей, предметов и явлений с разными вариантами развития событий. Сериал «Скользящие» (в другом переводе: «Путешествия в параллельные миры»; по-английски Sliders) хорошо иллюстрирует множество таких альтернативных миров, чьи жители не догадываются о наличии многочисленных «копий» самих себя, которые порой придерживаются диаметрально противоположных взглядов. В этой модели времени тоже остаётся место для условного деления на прошлое, настоящее и будущее. (см. рисунки 3 и 4).

Рисунок 3. Линейное время. Выбор в настоящем с развитием других событий в альтернативных мирах.

Рисунок 4. Линейное время. То же что и в 3-й модели, плюс возможность возврата в прошлое.

Для упрощения схемы смещение в будущее на рисунках 2, 3, 4 не показано, потому что линейность течения времени всё равно остаётся.

Наиболее сложная (для умозрительного восприятия) и более универсальная (включает в себя все описанные выше модели) концепция времени предложена в ииссиидиологии. До её появления мне ни в каких других источниках подобные представления не встречались. Одной фразой её выразить можно следующим образом: абсолютно всё происходит только в один миг/момент и одновременно (т.е. одномоментно-одновременно, в ииссиидиологии – голохронно-симультанно[1]). Из-за ограниченности системы восприятия мы ощущаем время не в её полноте и одновременности, а лишь как череду событий. Сначала предлагаю рассмотреть один абзац из пятого тома Основ ииссиидиологии, в котором приводится образное описание указанного свойства времени. В абзаце присутствует много ииссиидиологических терминов (они выделены жирным шрифтом), и текст, скорее всего, будет непонятен для тех, кто впервые видит эти термины, или тех, кто уже читал что-то из последних книг Ориса, но ещё не полностью усвоил всю терминологию. Поэтому в фигурных скобках {} я привёл краткие пояснения. Цитату можно пропустить и перейти сразу к комментариям ниже.

5.0588[2]. Если же вы умозрительно представите себе Временной Поток не в виде прямой, где есть условно «прошлое» и условно «будущее» из возможных для вас субъективных состояний «личностного» Самосознания, а в виде некой трансфинитной {бесконечной, беспредельной; от латинского trans – через, за и finitio – пределы} сферы, внутри которой своей Фокусной Динамикой {чередой попеременной смены Фокусов Самосознания, или внимания/интереса} можно амицирировать {перефокусироваться или сменять множество фокусов} в любом направлении, то окажется (вы наглядно убедитесь в этом), что вы можете условно как «схлопывать» {делать более высококачественное решение после получения дополнительного опыта} множество «временных петель» {более длительный период времени, который требуется для получения необходимого опыта в одном из множества альтернативных сценариев и принятия более высококачественного решения}, возвращаясь в ту же «точку», так и, реализуясь разными маршрутами и траекториями, много раз пересекать одну и ту же «точку» хронологичного времени. Более того, каждая отдельная часть сллоогрентной Информации {сллоогрентность – свойство Информации потенциально содержать в любом фрагменте Информации взаимосвязь со всеми остальными фрагментами; более подробно об Информации написано в реферате «Ииссиидиология – новая теория информации»}, структурирующей вашу Фокусную Динамику, может из каждой «точки» вашего «текущего» субъективного существования распространяться сразу в разных направлениях своей возможной реализации (через множество других ваших «личностных» Интерпретаций). Эта воображаемая «картинка» и будет представлять собой условную схему осуществления симультанной {одновременной} мультиполяризации {мультиполяризация – наличие множества Фокусов Самосознания} вашей ФД {Фокусной Динамики} по разным сценариям развития {жизненным путям, версиям прожитой жизни}.

Приведённый в цитируемом абзаце выше образ времени в виде бесконечной сферы показался мне интересным, и у меня родилось желание поделиться своим пониманием не только данного абзаца, но и некоторых ииссиидиологических представлений о времени, описанных в уже опубликованных томах.

Согласно ииссиидиологии любое событие уже существует и происходит в текущий момент, какими бы субъективными отрезками времени мы ни разделяли разные события. Даже если две формы самосознания (два человека, например) разделяют сотни (тысячи, миллионы…) лет, они могут иметь похожие представления о чём-либо, то есть они будут частично резонировать друг с другом по этим представлениям. Иными словами, конфигурации этих форм самосознания совпадают по общим интересам, резонационно взаимодействуют друг с другом (имеется частичный резонанс между ними), но при этом есть отличия в деталях. И для получения необходимого недостающего опыта фокус самосознания может свободно переключаться с одной формы самосознания на другую.

Рассмотрим это на следующем примере. Современный (для нас) человек и человек, живущий в средние века, могут почти одинаково позитивно относиться к собакам, держать их у себя дома и холить. Однако у средневекового жителя может не быть необходимых средств для оказания ветеринарной помощи своим питомцам, в то время как современные ветеринары успешно лечат многие болезни животных. И когда одна из собак заболеет какой-либо неизлечимой ранее болезнью, человек из средневековья опечалится, и у него появится сильное желание, чтобы собака продолжала жить. Так часть его самосознания срезонирует со сценарием, где у современного человека собака тоже болеет, и тот везёт её к ветеринару, где её удаётся излечить. При этом беспокойство нашего современника по поводу здоровья своей собаки может быть не менее глубоким, чем у того, кто живёт в средневековье. У обоих собачников не только происходит интуитивное восприятие аналогичных переживаний за здоровье питомца, но и может осуществиться перефокусировка части самосознания (смена фокуса текущего интереса, связанного с данным переживанием) в конфигурацию другого для получения дополнительного опыта.

Сложность ииссиидиологической модели времени заключается в том, что каждая форма самосознания в каждый миг своего существования стоит перед множеством выборов. Каждый из этих выборов имеет место быть, т.е. данная форма самосознания (например, человек, личность) в совокупности совершает их все сразу, но через собственные многочисленные интерпретации, осознающие себя в параллельных сценариях и явно не воспринимающие другие интерпретации (восприятие опыта некоторых из них может быть интуитивным, как в примере с собаками и их хозяевами выше). В следующий миг опять совершается разветвление по разным сценариям в зависимости от выбираемых мыслей, желаний, чувств и действий. Получается, что за небольшой период времени накапливается большое количество таких разветвлений, и в каждом сценарии присутствуют «двойники» (интерпретации) как бы одной и той же личности. Даже если во множестве сценариев окружающие констатируют смерть данной личности, неисчислимое множество других интерпретаций этой же личности продолжает благополучно, или не очень, жить, не догадываясь о многочисленных «собственных» смертях.

В дополнение ко всему перечисленному, в каждый следующий момент субъективного течения времени фокус самосознания может «сместиться» в любую другую форму, с представлениями которой у данной формы имеется какой-либо резонанс. Эта другая форма может жить в любое время в прошлом, настоящем или будущем относительно первой, быть любого пола, возраста, представлять различные цивилизации не только на Земле, но и на других планетах. Поэтому можно сказать, что всё время лежит у наших ног. Возможности перефокусировок ограничиваются лишь мыслями, чувствами и желаниями, свойственными данной личности и той личности, куда осуществляется перефокусировка.

Чтобы пояснить «схлопывание» «временных петель», рассмотрим пример. Мальчик-подросток зашёл в подъезд и увидел, как бабушка-соседка с трудом поднимается по лестнице и тянет за собой тяжёлую сумку с продуктами. Сравним только два выбора подростка: охотно помочь бабушке дойти до квартиры, поднеся её сумку, и пройти мимо, даже не задумавшись о помощи. Поскольку любая форма самосознания стремится к самосовершенствованию, то более качественный выбор в данном случае выражается в оказании помощи. Если он не принимается, то подросток входит во «временную петлю», т.к. для принятия такого выбора требуется определённый опыт. Через какое-то время родители могут отправить мальчика за продуктами, и ему придётся самому донести сумку по этой же лестнице. Так он на себе ощутит тяжесть аналогичной ноши. Поскольку конфигурация самосознания мальчика, уже получившего опыт поднятия сумки по лестнице, очень во многом сходна с конфигурацией его самого, ещё этим опытом не обладающего, то может произойти перефокусировка части самосознания в свою «более раннюю» интерпретацию в момент, когда принималось решение о помощи, для совершения более качественного выбора – поднести бабушке сумку. Это и есть «схлопывание» «временной петли».

Интерпретация мальчика, который сразу помогает бабушке, более качественная, обладает большим опытом за счёт интуитивной связи или резонирования с той интерпретацией, которая получает этот опыт непосредственно эмпирическим путём и понимает, что нести сумку тяжело, особенно пожилому человеку. Такая «временная петля» будет не самой длинной. Другая интерпретация подростка может дожить до собственных преклонных лет, и в один из дней старик будет так же нести тяжёлую сумку, наблюдая как дети и молодые люди проходят мимо и не предлагают никакой помощи. Старик вспомнит, как и он сам не стремился в молодые годы помогать своей соседке, и он подумает, что тогда без труда мог бы поднести сумку. В этот момент и произойдёт «схлопывание» более длинной «временной петли». Конфигурация самосознания старика, осознавшего ошибку своего поступка в молодости, срезонирует и с тем мальчиком, который сразу помог пожилой женщине, и с тем, который это сделал чуть позже. Следовательно, часть его самосознания может перефокусироваться в их конфигурации, а также во множество других людей, получающих подобный опыт оказания помощи окружающим.

Схематично и крайне упрощённо множественность ежемгновенных перефокусировок в другие формы, включая собственные личностные интерпретации, показана на рисунке 5. Например, под цифрами 3 и 12 могут быть свои же или чужие личности из будущего, с которыми резонирует часть самосознания текущей личности (1); личности 4 и 9 могут быть собственными интерпретациями более молодого возраста; 2 и 11 могут быть другого пола в настоящем времени, а личности 5 – 8 могут представлять цивилизации людей на других планетах в разные исторические эпохи.

Каждый из нас незримо резонационно (общими представлениями) связан с бесчисленным множеством интерпретаций не только собственных, но и других форм. За счёт этих взаимосвязей осуществляется накопление и обмен обширным опытом. Если мироздание в целом рассматривать как среду самосовершенствования всех форм самосознаний, то именно такая модель одномоментно-одновременного взаимодействия кажется мне наиболее эффективной в космическом масштабе, потому что опыт накапливается сразу через множество вариантов аналогичных ситуаций, а не путём последовательно-постепенного совершения проб и ошибок одной формой.

 

Рисунок 5. Нелинейное время. Любая точка связана с множеством других в прошлом, настоящем и будущем. 

[1] Первая часть от греческого hólos – весь, полный и chronos – время; вторая от английского simultaneous – одновременный, произошедшего от латинского simul – в то же время, вместе.

[2] Нумерация абзацев может измениться, т.к. этот том в настоящее время ещё редактируется.

Просмотров: 2488