Если любому образованному человеку задать вопрос о том, как он представляет трёхмерное измерение, то, скорее всего, последует ответ о системе координат с тремя осями X, Y, Z, о том, что любую точку, да и любой объект, в пространстве можно с их помощью описать, соотнеся с какой-то условной системой отсчёта. На этом принципе построены все системы позиционирования и ориентации на местности, потому что, в принципе, это с практической точки зрения весьма удобно. Но будет ли это описанием феноменального трёхмерного мира? Какое-то время я размышлял над этим вопросом и пришёл к выводам, которыми и захотел поделиться в данной статье.
К примеру, возьмём такой простой предмет, как деревянный брусок, который, как мы знаем, имеет три параметра размера: длину, ширину и высоту. Условно расположим длину бруска (на рисунке 1 это, например, ребро AD) вдоль оси Y, ширину (BB’) – вдоль X, а высоту (AB) – вдоль Z. Если брусок переместить как показано на рисунке 2, то вдоль тех же осей уже будут расположены другие его параметры (вдоль оси Y будет высота AB, вдоль X останется ширина BB’, вдоль Z будет длина AD). Из новых координат всех точек бруска мы сделаем вывод, что он изменил своё положение относительно одной и той же системы отсчёта.
Рисунок 1: Брусок в системе координат.
Рисунок 2: Перемещение бруска в той же системе координат.
А чем обычно измеряются параметры длины, ширины и высоты? Правильно, инструментом для измерения расстояния, которым обычно является линейка или рулетка[1]. То есть получается, что не только длину, но и другие параметры объёмной фигуры (и ширину, и высоту) мы меряем одним и тем же – длиной. Итак, геометрическое описание какого-либо объекта сводится к одной единственной системе измерения с использованием расстояний по трём базовым векторам.
Но почему же тогда мир, в котором мы живём, называется трёхмерным, если эти три меры – результат различных положений и степени выдвижения одной и той же измерительной ленты рулетки? Правильнее было бы его называть трёхкоординатным и одномерным, поскольку другие меры просто не используются в его условном описании. Более того, оба рисунка (1 и 2) выполнены на плоскости, а наш ум только вообразил, что нарисованный на них параллелепипед является объёмным.
Многие знают, что есть кинотеатры 3D, 4D и так далее до 7D. В них к указанному иллюзорному трёхкоординатному восприятию добавляют ещё движение стульев, на которых сидят зрители (это движение, кстати, описывается той же трёхосной системой координат), генерацию различных запахов (это, действительно, что-то новое по отношению к расстоянию), тактильные ощущения от падающих на зрителей брызг воды или прикосновения к их ногам чего-то (это тоже что-то отличное от расстояния), объёмный звук. На мой взгляд, подобное описание окружающей обстановки, например, с помощью: 1) трёхмерной системы координат, 2) обоняния, 3) осязания больше подходит под понятие трёхмерного пространства, когда в процессе самого восприятия участвуют три разные меры: ощущение расстояния, ощущение запаха и ощущение прикосновений.
Но при таком подходе можно также считать мир четырёхмерным, добавив ещё вкус, пятимерным, если добавить звуки, и так далее. Ведь множество параметров (температура, радиация, цвет и многие-многие другие), которыми можно охарактеризовать любой объект, находится за рамками описания крайне упрощённой геометрической системы с тремя осями. По сути, мы каждый день выходим за эти рамки. Мало кто ограничивается лишь параметрами длины, ширины и высоты. Предметы быта, профессиональной деятельности и роскоши люди сравнивают по материалу, твёрдости, сроку эксплуатации, надежности, хрупкости, опасности для здоровья и другим характеристикам, по-прежнему почему-то считая мир трёхмерным.
Конечно, более подробное описание окружающей действительности очень усложнит жизнь каждого человека, потому что придётся носить с собой множество измерительных приборов и передавать друг другу их показания. В условиях лавинообразно увеличивающегося потока информации это непозволительная роскошь. Пока нам свойственно всё упрощать, чаще всего довольствуясь лишь зрительными образами. Так, многие рекламы задействуют только зрительные образы, а воображение уже достраивает всё остальное, исходя из собственного опыта. Скажем, увидев дольку лимона на фотографии, те, кто его пробовал когда-то, сможет ощутить на языке характерный кислый вкус. Но сможет ли этот человек ощутить этот же вкус, если увидит описание предмета овальной формы в виде множества координатных точек? Думаю, что он даже не поймёт, что стоит за этими цифрами.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что Вселенная, описанная только с помощью рулетки, или меры длины, будет урезана настолько, насколько, скажем, известная картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» будет искажена, если изобразить её с помощью лишь одного одноцветного пикселя.
Какая же система может описать окружающую действительность ближе к самой этой действительности? Интересный подход к характеристике окружающего мира добавляет ииссиидиология. В ней все предметы и обитатели Вселенной представлены в виде различных самосознательных наборов разнородных фрагментов информации, сгруппированных по определённым признакам в двенадцать групп – Чистых Космических Качеств (ЧКК), далее подразделяющихся на Аспекты[2]. Ввиду преобладания в психоментальных процессах, два из этих 12 ЧКК являются доминантными состояниями для людей: Все-Любовь-Все-Мудрость и Все-Воля-Все-Разума. Этим двум Качествам также соответствуют такие физические явления, как электричество (Все-Воля-Все-Разума) и магнетизм (Все-Любовь-Все-Мудрость). Другим ЧКК приписываются такие проявления, как температура, радиация и другие. При взаимодействии двух человеческих доминант с фоновым участием остальных десяти Качеств получается некое третье состояние, синтезированное на их основе – Творческая Космическая Потенциальность (ТКП). ТКП привлекает Аспекты следующего ЧКК, которое постепенно также становится доминантным в деятельности людей. То же относится и другим формам самосознания (животным, растениям, минералам и т.д.), но только у них состав фоновых и доминантных Качеств будет отличаться от нашего.
Получается, что мир нашего текущего обитания характеризуется тремя различными преобладающими состояниями (2 доминантных ЧКК и результат их синтеза) информационного состава любой формы самосознания. Это и есть 3-мерная действительность, которая постепенно задействует 4-е состояние, следующую доминанту. Четырёхмерные миры уже полностью задействуют 4 состояния (3 ЧКК и результат их взаимодействия). А поскольку этот процесс постепенный, то в ииссиидиологии говорится, что мы находимся в 3-4-мерном диапазоне.
Такое описание окружающей действительности, в которой мы себя в настоящее время осознаём, больше подходит под определение трёхмерного мира, потому что каждый объект характеризуется тем, что в разной степени присутствует во всех других объектах, а именно, различным набором Аспектов одних и тех же Качеств. Для наглядности каждую форму самосознания можно сравнить с определённым положением калейдоскопа, в котором цветные стёклышки имеют уникальную картину в зависимости от их взаимного расположения (рисунок 3). Поверни чуть-чуть трубу калейдоскопа, и картина полностью поменяется, при этом сохраняя неизменным внутренний состав.
Рисунок 3: Два состояния калейдоскопа.
Ииссиидиологическое описание мерностей имеет огромные перспективы. Например, конфигурации качественного состава каждого человека можно подробно исследовать, выявлять признаки преобладания Аспектов того или иного ЧКК, связывать их с характером, поведением, заболеваниями, предпочтениями, совместимостью с другими людьми, обладающими сходными или совершенно отличающимися конфигурациями и вести многие другие наблюдения.
А пока при произнесении слов «чашка чая» многим достаточно представить свою любимую кружку и процесс заваривания этого ароматного напитка, а не вычислять координаты всех задействованных предметов или их информационный состав. И этот образ многих вдохновит на то, чтобы насладиться очередной чашкой чая. В этом опыте и заключается глубинный смысл познания многомерной действительности, какими бы мерами мы её ни ограничивали. А мир, как видите, совсем не так устроен, как мы его обычно описываем. Если же вам стал интересен способ его описания, предлагаемый ииссиидиологией, то ознакомиться с опубликованными книгами и множеством дополнительных материалов можно на сайте, посвящённом творчеству автора, или в разделе статей сайта Центра Интеллекта и Альтруизма, который ведут читатели.
[1] Руле́тка (франц. roulette, буквально – колесико, от rouler – кaтать) 1) инструмент для измерения длин в виде металлической или полотняной (лакированной) ленты с делениями, сворачиваемой в рулон в футляре… (Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание, 1970-1977).
[2] Более подробное описание классификации ЧКК и их типов, по-разному проявляющихся через самосознание человека, приводится в статьях «Ииссиидиология – новая теория информации», «Понятия Интеллекта и Альтруизма в ииссиидиологии», части 1-я и 2-я.