Психология и эзотерика насыщены различными понятиями и практиками, среди которых есть очень увлекательная тема, описывающая состояние просветления самосознания. Авторы эзотерических учений дают широкий диапазон лишь вольных интерпретаций этому понятию. Психологи и психотерапевты более глубоко и последовательно излагают свое представление о нем в виде классификаций и методологий, основывающихся не только на теоретических догадках и предположениях, но и имеющих в своей основе опыт работы с пациентами.
В ииссиидиологии интерпретация этого понятия описана автором в определенных закономерностях и сформулирована в особых терминах («трансмутация», «подчакрамная перефокусировка»). Анализируя представления из этих разных областей знания, а также руководствуясь личным опытом многогранных переживаний подобного состояния, я постепенно сформировала собственное представление и понимание этого процесса, сделав соответствующие выводы, чем и хочу сейчас поделиться с вами в процессе изложения этого реферата.
Психология и эзотерика насыщены различными понятиями и практиками, среди которых есть очень увлекательная тема, описывающая состояние просветления самосознания. Авторы эзотерических учений дают широкий диапазон лишь вольных интерпретаций этому понятию. Психологи и психотерапевты более глубоко и последовательно излагают свое представление о нем в виде классификаций и методологий, основывающихся не только на теоретических догадках и предположениях, но и имеющих в своей основе опыт работы с пациентами.
В ииссиидиологии интерпретация этого понятия описана автором в определенных закономерностях и сформулирована в особых терминах («трансмутация», «подчакрамная перефокусировка»). Анализируя представления из этих разных областей знания, а также руководствуясь личным опытом многогранных переживаний подобного состояния, я постепенно сформировала собственное представление и понимание этого процесса, сделав соответствующие выводы, чем и хочу сейчас поделиться с вами в процессе изложения этого реферата.
Термин «просветление сознания» связан с исключительно позитивными проявлениями мыслей и эмоций человека.
Согласно ряду трактовок в западных переложениях восточных учений (например, в тренинге «ЭСТ» [1]), просветление - это принятие реальности такой, какая она есть, то есть оно заключается в прекращении всяких попыток строения концепций либо интерпретаций непосредственно (чувственно) переживаемой реальности. В частности, следует признать автоматичность и неуправляемость своей системы «тело-ум», признавая за «собой» возможность только наблюдать и принимать эту систему, соглашаясь со всеми её решениями[1].
Согласно работам индийского философа Ошо, просветление является высшей точкой самореализации существа, происходящего с ним в результате внутреннего поиска.
Согласно научной трактовке термина: просветление – это наступившая ясность мыслей, сознания [2]; резкое полное осмысление ситуации.
Американский психолог и парапсихолог Чарльз Тарт последовательно описывает процесс, предваряющий просветление; он состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых этапов [6].
Состояние приближения человеческого сознания к просветлению, по его мнению, не может произойти без таких развитых и активных в нем качеств, как стремление к самопознанию и самосовершенствованию, получение нового опыта посредством приумножения знаний, касающихся не только повышения профессионализма в той или иной сфере творчества, но и личностного роста. По его мнению, процесс просветления состоит из отдельных «скачков», создаваемых действием измененных состояний сознания (ИСС). Он считает, что ориентироваться между такими состояниями помогает знание, специфичное для тех или иных состояний сознания. Признание личностью того состояния сознания, в котором она сейчас находится, оценка его преимуществ и слабых сторон, ведущее к оптимальному использованию этого состояния, является важным аспектом для достижения просветления в пределах данного состояния. Когда, например, человек знает, что в состоянии гнева принять умное и логичное решение он не способен, то для этого требуется выйти из этого состояния и суметь вызвать соответствующее спокойное состояние[6].
К раскрытию вопроса просветления сознания я вернусь после детального рассмотрения трактовки ИСС с позиции психологии и ииссиидиологии, поскольку считаю его раскрытие важным для понимания сути исследуемой проблемы.
По своей сути просветление сознания и есть измененное состояние.
В литературе термин ИСС принято соотносить с состояниями, при которых эпизодически (в целом или частично) с достаточной устойчивостью искажается самовосприятие, восприятие другого объекта, восприятие окружающего в целом, что приводит к чувству нереальности. Эти случаи преходящи, могут длиться от нескольких минут до нескольких дней, но могут возникать и на протяжении всей жизни. Нарушениям могут быть подвержены чувства, относящиеся к самым разным областям - к пространству, времени, сознанию, идентичности, ощущению реальности. Может затуманиваться зрение, образы казаться большими или меньшими, цвета ярче или тусклее; телесные чувства варьируют от ощущения покалывания до оцепенения и омертвения; могут изменяться тактильные и вкусовые ощущения. Возможны переживания изолированности отдельных частей тела или разума от тела, что сопровождается чувством отчуждения от себя или от окружения. Лица с подобными нарушениями способны, как правило, осознавать и регистрировать изменения, происходящие с ними или окружающим миром [3].
Проявления измененных состояний многообразны; некоторые из них настолько распространены, что имеют собственные обозначения: микропсия, феномен Исаковера, феномен deja vu, деперсонализация, дереолизация. Тесно связанные состояния, влияющие на сознание и идентичность, такие, как состояния диссоциации, транса, гипноза, замешательства, амнезии, ступоры, раздвоение личности, отличаются от предшествующих примеров тем, что предполагают меньшее осознание расщепления «я». Искажения функций «я», при перечисленных состояниях, возникают как защита «я» (зачастую посредством фантазий) от восприятий и представлений, несущих в себе угрозу на сознательном или, что более вероятно, на бессознательном уровне [3]. «Я» расщепляется на сохранную наблюдающую часть и на часть переживающую.
Феномены изменённого «я» могут возникать как у здоровых, так и у психически неуравновешенных людей. В повседневной жизни они проявляются в периоды кризисов, а при психоаналитическом лечении - когда вплотную к поверхности подступили инстинктивные импульсы, неприемлемые для «я»-идеала [3].
Согласно В.Н.Мясищеву, психические состояния, в том числе и ИСС, имеют промежуточное положение в феноменологии психических явлений и расположены между более динамичными психическими процессами и относительно стабильными свойствами личности. Они выступают фоном психической деятельности и отражают особенности характера личности, а также соматический статус человека [4].
Согласно У.Джеймсу, состояние сознания есть «совокупность мысленных объектов» [5].
Согласно разработкам Л.И.Спивака и Д.Л.Спивака, изменённые состояния сознания можно типологизировать и подразделить следующим образом:
Сознание личности человека можно гипотетически разделить на узкие составные части его интересов, каждый из которых избирательно проявляет свою разнокачественную активность. Каждый такой интерес отражает собой какой-то ограниченный набор представлений, позволяющий личности испытывать некие конкретные переживания о самой себе и об окружающем мире. Проявляясь в зависимости от конкретики обстоятельств, эти интересы компонуются в единый взаимосвязанный комплекс – «УУ-ВВУ-конгломерат», в большей или меньшей степени согласованный внутри себя по каким-то организующим его признакам. Каждый процесс обдумывания или действия сопровождается чередой сменяющихся конгломератов, но не проявлением лишь одного.
Общая суть такого конгломерата может включать различные категории жизненных ценностей (интересов, представлений), зависящих от социальной, культурной, политической, национальной, расовой принадлежности человека, а также его вероисповедания, различных взглядов на научную информацию, семейные ценности и прочего.
Как только возникает конкретика жизни, требующая внимания от личности, тут же в конгломерат «формируются» те интересы, которые в наибольшей степени (субъективно в каждый такой момент) соответствуют данным обстоятельствам и «могут участвовать» в процессе обдумывания, принятия решения, чувственного переживания, оценки, анализа, критики, обсуждения.
Поскольку конкретика внешних объективных обстоятельств постоянно меняется, то и переструктурируются конгломераты личности, каждый раз включая в себя новую совокупность интересов или их оттенков. Можно сказать также, что каждое мгновение перед нами человек с уникальным конгломератом, отличающимся от череды реализованных как за миг до этого, так и после.
Конгломераты, однажды проявившись, в последствии не дублируют друг друга в неизменном виде, но, пройдя каждый раз этап получения опыта в виде своеобразного микросинтеза (в процессе психоментального переживания вносится частица новой информации и ее переживания, не присущего «владельцу» этого конгломерата ранее), по-своему видоизменяются и представляют собой уже некоторое отличие в пределах данного интереса. Интересы могут компоноваться в конгломераты абсолютно непредсказуемо, сообразно тому, каких решений и реакций требует от человека та или иная жизненная ситуация. Весь их диапазон для одной личности (в пределах какого-то временного промежутка жизни человека) можно заключить в некоторую общую совокупность, на крайних полюсах которой могут находиться даже совершенно противоположные, противоречащие друг другу интересы и представления.
Конкретику промежутка времени в жизни человека важно учитывать, поскольку комплекс основных увлечений человека может меняться в процессе жизни. 5 лет назад, сейчас и 20 лет спустя, это будет все тот же один человек, но если посмотреть более детально на предмет его интересов со всей его конкретикой, взаимосвязями, то можно сказать, что это три разные личности. Хотя порой нам кажется, некоторые люди со временем совершенно не меняются. Все дело в качестве и скорости процессов получения опыта каждым из нас.
Продолжая раскрытие темы конгломерата, замечу, что противоречащие друг другу интересы и представления внутри одного конгломерата порой заставляют личность испытывать моменты затруднений в принятии решений или формировании какой-то конкретной точки зрения. Такая несогласованность взглядов может приводить человека даже к разного рода психическим отклонениям, внутренним диалогам и даже спорам. Однако в категорию измененных состояний также входят и те, что лишены внутренних противоречий, а являются целостными, но нетипичными для большинства людей состояниями. Взять, например, способность человека медитировать или видеть ауру других людей. Такая способность расценивается обществом как сверхъестественная и из-за этого подпадает под категорию нетипичных, а значит измененных. Но люди, которые научились или обладают этими способностями с рождения, не относят свои способности к чему-то необычному – они просто к ним привыкают. Точно так происходит с людьми, например, имеющими с рождения психические отклонения, занимающие свое место в классификации клинических ИСС. Поэтому можно сделать вывод о субъективности в применении этого термина.
Почему с человеком могут вдруг возникать такие внутренние противоречия, и от чего зависит внезапность и длительность их проявления? На все эти и другие вопросы возможно будет получить ответ в результате подробного изучения «Основ Ииссиидиологии» и комментариев к ним.
Далее для более полного раскрытия главного вопроса реферата - просветления сознания, добавлю еще одно понятие – трансмутация. Важно понять, что этот акт является своеобразным, переходным механизмом, «переключающим» сознание человека с одного ИСС в другое.
Этот термин встречается в некоторых науках:
Трансмутация в ииссиидиологии означает необратимое преобразование какой-то существенной части УУ-ВВУ-конгломерата вследствие нарастания критической массы каких-либо состояний (уже мешающих личности или наоборот подводящих к какому-то важному открытию) и как следствия этого - возникновения потребности (чаще неосознанной) в обретении какого-то нового опыта и знания взамен существующим представлениям. Как результат этого импульса происходит скачкообразная (кардинальная) смена представлений внутри одного интереса.
Раскрывая вопрос об ИСС, я уже упоминала о постоянном внутриконгломератном информационном изменении, но речь тогда велась мною о постепенности этого процесса.
Это явление трансмутации (как сам акт, так и его следствие), как правило, не осознается личностью, поскольку не может подтвердиться экспериментально и иметь какие-либо доказательства собственного существования, а мы только пока можем быть наблюдателем его. Для более детального углубления в суть вопроса и понимания всех введенных ранее понятий, приведу следующий пример.
Мужчина русской национальности преподает математику в университете, имеет умеренно правые политические взгляды (либерал-консерватор), женат, растит сына, атеист, ходит в театр каждые выходные, любит читать художественную литературу, а также интересуется новостями квантовой физики, имеет довольно ограниченный круг друзей и не любит шумных сборищ, его хобби – выращивание роз.
Исходя из этого краткого описания, уже можно сложить приблизительный образ такого человека (типаж со своеобразным стереотипом поведения) и его жизненную позицию в том или ином проявлении субъективной действительности. Замечу также, что каждый человеческий типаж в своей основе имеет определенную компоновку интересов, отличающихся между собой уже в зависимости от специфики самого типажа. Примерно схожей совокупностью черт одновременно могут быть наделено большое количество людей и в таком случае можно сказать, что их характеристики присущи какому-то одному типажу.
Когда наш преподаватель математики чем-то занимается или принимает решение, то может привлекать в этот процесс различные обоснования своего выбора. А эти обоснования весьма обширны. Он может, например, действовать с позиции своего эгоизма, чтобы его выбор более-менее как-то совмещался с его представлениями и критериями о самом себе. В противоположность этому он также может подключить и более высоконравственные представления, то есть мыслить с позиции альтруизма по отношению к другим людям. Он также способен мыслить в состоянии агрессии или ненависти, - например, понесет ли его обидчик заслуженное наказание, а если он уже сам принял решение «наказать», то возникают следующие представления - каким образом теперь избежать ответственности и так далее.
В конкретике жизни он может заниматься воспитанием сына, объясняя ему важность постановки приоритетов в жизни, при этом подключая определенную часть своих представлений (исходя из личного опыта), касающихся именно этого аспекта жизни. В процессе объяснения его могут также посещать и совершенно новые оттенки мыслей, ранее не свойственные прежним его представлениям. Это объяснение в общем случае будет составлять квинтэссенцию всех его знаний и представлений на данный период времени и отражать его мировоззрение. Хотя по ходу самой беседы он, вероятно, сможет выразить только какую-то его часть.
При этом мгновение за мгновением один конгломерат сменяется другим, окрашенным уже немного другими оттенками чувств и мыслей. Одни проявления как бы задают тон для последовательности следующих реализаций качественно других УУ-ВВУ-конгломератов. Немаловажную роль в этом играет гормональная активность физиологических систем человека в каждой конкретной ситуации. Выброс в кровь тех или иных гормонов порой бывает определяющим в принятии того или иного решения.
Влияние конкретного конгломерата на выборы человека происходит в момент, когда в какой-то конкретной ситуации его принципы и представления в наибольшей степени согласуются с творческими целями и задачами, вот тогда и создаются условия для их поочередного проявления. Выбор обязательно обусловлен многосторонним участием различных УУ-ВВУ-конгломератов. «Составные части» в виде жизненных убеждений человека компонуются между собой, что каждый раз заставляет реагировать его на конкретные обстоятельства строго определенным образом.
В результате таких разнообразных реакций меняется не только особая компоновка представлений в каждый последующий конгломерат, - каждое мгновение происходят изменения с самими представлениями. Ведь если бы они не менялись, мы бы всегда принимали одинаковые решения.
Насколько эти изменения могут быть существенны за конечный промежуток времени, в такой степени можно судить о наличии трансмутационного процесса. Смысл заключается в том, чтобы сделать свой выбор настолько кардинально (относительно усредненного уровня для данного интереса), чтобы необратимо преобразовать какую-то часть прежних представлений, закрепившись в этих состояниях через конкретные выборы.
Вернемся к нашему примеру с преподавателем математики. Какие из его представлений могут претерпевать глобальные изменения, и при каких обстоятельствах?
Например, представим, что в юности, проходя обучение в университете, он задался целью самостоятельно вывести какое-то сложное и длинное уравнение. На тот момент времени эта задача воспринималось им практически неосуществимой, но интуиция подсказывала, что шансы есть, требуется только расширить свой кругозор путем получения дополнительных знаний. На протяжении нескольких лет он периодически возвращался к своему увлечению и каждый раз уже с новым уровнем знаний, полученных для этой цели из различных источников. Таким образом происходило накопление узкопрофильной информации в пределах одного интереса, пока не стало достаточным (критическим) для разгадки поставленной задачи. К его первоначальным представлениям присоединилось необходимое количество составных элементов (добавились новые детали), и на заключительном этапе решения его «вдруг осенило», и ответ как бы сам собой нашелся. Это событие сопровождалось испытанным чувством радости, восторга, гордости и воодушевления, обретением некой уверенности в собственных силах и возможностях, и удивлением, - как он мог раньше не догадаться и затрудняться с таким простым решением!
Во время решения уравнения преподаватель находился поочередно в трех состояниях: сначала он вошел в измененное состояние - пока размышлял и подставлял цифры - ничего не слышал и не видел вокруг, мысли нагнетали волнение; далее в момент нахождения решения он испытал второе состояние - с ним произошла трансмутация, сопровождающаяся третьим состоянием просветления сознания, которую можно также характеризовать как озарение.
Если преподаватель решит поставить для себя следующую цель в виде нового уравнения, то подойдет к ее осуществлению уже с другим составом конгломератов, имеющим определенные изменения в отношении данного интереса, полученные в результате получения опыта реализации предыдущей цели.
Аналогичными по силе могут быть переживания череды воспоминаний событий из прошлого, внезапно открывающих новое их понимание; в результате смерти близкого и дорогого человека, когда вдруг наступает переоценка ценностей и потребность попросить прощения; при любом другом внезапном осознании того, что раньше было недоступно пониманию.
Трансмутации могут возникать у большинства людей, независимо от их уровня образованности или глубины познания в той или иной сфере науки, социального статуса или вероисповедания. Этот акт может происходить с различными УУ-ВВУ- конгломератами и касаться любых обстоятельств. Если здесь говорить об осознанности, то совершенно невозможно предугадать момент, в который все произойдет. Те состояния, которые для одного человека являются предпосылкой трансмутации, для другого - не представляют такого значения, а только являются основой для пребывания их в обычном состоянии.
Важно отметить, что трансмутационные процессы могут осуществляться в различных психоэмоциональных состояниях личности. От того, в каком из их разнообразия человек был накануне трансмутации (с негативной или позитивной окраской), будет зависеть направление смены и переструктуризации текущих его конгломератов и как следствие - углубление и закрепление сознания в новых представлениях. При этом возврат к прежним представлениям и сопутствующим психоэмоциональным состояниям в пределах данного интереса будет крайне затруднительным и потребует дополнительных энергозатрат и времени. К тому же, как я отмечала выше, возврат в ту же самую точку состояния невозможен из-за необратимости изменений внутри конгломерата.
Как это может быть ни парадоксально для читателя, не изучавшего ииссиидиологию (тему бессмертия в частности), но все пути развития, - и самые высоконравственные, и даже морально деградирующие, в конечном итоге, приводят человека, имеющего и реализующего большой потенциал низкой эмоциональности (что не исключает при этом его эволюции как личности), через множество смертей (которые сама личность не осознает, а продолжает существовать вечно уже в соседних сценариях развития) к Человеку с большой буквы, смысл будущего существования которого не вписывается в рамки сегодняшних усредненных представлений общества о счастье, творчестве, единстве, любви и многих других понятий.
Анализируя приведенные ранее интерпретации ИСС из разных областей знания, можно условно разделить их на две категории – контролируемые ИСС (обладающие в большей степени осознанностью, более высококачественные) и неконтролируемые ИСС (менее качественные, заполняющие собой сознание и менее подвластные контролю со стороны сознания). В зависимости от активности того или иного ИСС или состава группы конгломератов человек по отношению к одной и той же повторяющейся в его жизни ситуации может испытывать совершенно разные и, порой даже противоположные, чувства и мысли. Зная эту особенность, и осознанно относясь к каждому своему выбору и внутреннему состоянию, можно научиться контролировать и управлять своими эмоциями.
Есть также состояния сознания, при которых внутри каждого сменяющегося конгломерата могут быть активны сразу два или несколько противоположных интересов. При этом, с одной стороны, может происходить переживание состояния, а с другой стороны, активизироваться процесс наблюдателя этого переживания.
Менее устойчивые представления могут переходить под контроль более стабильной наблюдающей части сознания конгломерата, способной «производить с ними различного рода изменения». Здесь очень важно отметить, что существуют разные типы разбалансировки внутри конгломератов. В тех случаях, когда наблюдающая часть не в состоянии совладать с более дестабилизирующей сознание частью, или она вовсе отсутствует, можно назвать клиническими. В таких случаях требуется помощь и вмешательство со стороны психотерапевтов или психиатров, однако в саму возможность постепенной трансформации сознания такого человека они не верят даже гипотетически и пытаются «излечить» таких пациентов с помощью медицинских препаратов. В то время как ииссиидиология объясняет, что для того, чтобы уравновесить такую конфликтную конфигурацию, требуется включить в составляющие ее конгломераты необходимое количество недостающих фрагментов информации (и, как следствие, необходимый опыт), чтобы удовлетворить все те противоречивые интересы, которые заставляют человека быть ведомым ими и зависимым от них. Вопрос здесь только в количестве времени и затраченной энергии.
Если в сознании человека появится необходимость в собственном эволюционировании и развитии истинных Человеческих характеристик (гуманистических и разумных), то в таких критических ситуациях он уже сможет принимать решения с позиции более уравновешенных психоэмоциональных состояний и представлений на их основе.
Поэтому, первым фактором, способствующим просветлению, я бы обозначила присутствие в самосознании личности контролирующей части конгломерата. Его наличие стимулирует состояние (технику) разотождествления, описываемое в ииссиидиологии. Это своеобразное погружение в осознанность момента, когда, с одной стороны, есть понимание дефектности своего состояния через идентификацию его с определенной шкалой состояний [9] и, с другой стороны, желание это состояние изменить. Из собственного опыта отмечу, что личность прибегает к технике разотождествления при возникновении различных негативных ситуаций, для выхода из них в сторону позитивного разрешения. Сюда можно отнести как внутренние, так и внешние конфликты, порой погружающие сознание в состояния аффекта, и доставляющие ему дискомфорт.
Я выделила слова осознанность и желание, подчеркивая тем самым значимость этих двух составляющих и ту важную роль, которую они играют в процессе достижения человеком состояний просветления сознания. На мой взгляд, для личности, погрузившейся в деструктивное состояние сознания – это наиболее эффективный способ выхода из него. Стоит только осознать и признать человеку факт наличия ложных мыслей и поступков по отношению к себе и окружающему миру и захотеть это обстоятельство изменить, как тут же запускается процесс переструктуризации его конгломератов и погружение в состояние, отличающееся от предыдущего ровно настолько, насколько способна его конфигурация продвинуться в своем интеллектуально-альтруистичном развитии на данном этапе своего эволюционного пути. В ииссиидиологии этот процесс также описывается термином «подчакрамная перефокусировка». Это, по сути, та же трансмутация, только отличие состоит в объемах трансмутированной информации (групп интересов). С каждой подчакрамной перефокусировкой фактически происходит отсекание повторного проявления тех же реакций и переживаний с их заменой уже другими.
Если, например, наш преподаватель математики, проснувшись с утра с новым осознанием, испытает потребность изменить свою жизнь и вступить в клуб байкеров, то некоторая часть его прежних взглядов и интересов действительно претерпит серьезные изменения. Но эти изменения будут являться уже следствием подчакрамной перефокусировки, которая произошла в одночасье накануне такого осознания. По всей видимости, он подошел к такому решению не на пустом месте и не так внезапно как может показаться. Может быть, в прошлом у него появлялись новые идеи и желания изменить свою жизнь, что свидетельствует о том, что критическая масса и степень реализованности в прежних интересах накопилась до такой степени, чтобы наступила реальная возможность окончательно исчезнуть из его конфигурации и уступить место совершенно новым. Он постепенно полюбит шумные сборища, которые раньше являлись для него источником раздражения и утомления, чтение художественной литературы уступит место прослушиванию музыки, а атеистские религиозные взгляды заменятся на христианские. Таким образом, типаж преподавателя, переструктурируясь на уровне каких-то интересов, постепенно смениться типажом байкера-математика.
Без соответствующей цели и знания человек может бесконечно испытывать и даже еще глубже погружаться в неконтролируемые негативные ИСС, не понимая, по какой причине они с ним происходят, что с ними делать, годами испытывая бесполезные страдания, порой ведущие к депрессиям и суицидам.
И наоборот, сопутствующим фактором для «душевного выздоровления» является желание всякий раз проявлять осознанность, что позволит наработать навык привлечения уравновешивающих конгломератов, способствующих разотождествлению и выходу на позитивизм.
Очень часто люди ловят себя на деструктивных проявлениях, о чем свидетельствует анализ на основании сравнения с присущими им более уравновешенными и интуитивно «верными» состояниями, соглашаются с мнением о своей ущербности и неспособности по сравнению с другими людьми из-за собственного бессилия (а скорее, лени). Ничего так и не предприняв на протяжении длительного времени, такие личности могут добиться только развития в себе деградационных процессов, ведущих в многочисленные, далекие от Человеческих (пояснение далее по тексту), направления развития, одним из следствий чего, с моей точки зрения, является проявление разнообразных видов клинических ИСС и, как результат их длительной активности, - многообразие психических расстройств и заболеваний.
Можно сделать следующий вывод: процесс просветления сознания прямо пропорционален степени осознанности личности в каждом переживании ИИС.
Еще одним не менее важным фактором по мнению Чарльза Тарта (в этом я с ним соглашусь), влияющим на осуществление процесса просветления сознания – является степень субъективизма восприятия окружающей действительности. Он считает, что очень важно воспринимать мир приближенно к реальному его проявлению, более точно идентифицируя все его проявления в своей системе восприятия. Чем более искаженно мы воспринимаем окружающую нас реальность, и ошибочно отождествляем наш субъективизм с действительной реальностью, тем дальше мы находимся от возможности испытать состояние просветления и тем вероятнее испытать всевозможные ИСС (трансмутации, а с ними и подчакрамные перефокусировки), относящиеся уже не к просветлению, а скорее, к помутнению сознания!
Ииссиидиология на этот счет предлагает свои критерии состояний, помогающих более точно и объективно ориентироваться в процессах, происходящих с нами в окружающем мире. Существует базовый Человеческий фактор, отличающий нас от животного, растительного и окружающего биологического мира в целом. Он определяется основополагающими характеристиками, в основе которых такое качество психики, как интеллект, и такое социальное поведение, как альтруизм. Интенсивное взаимодействие и сочетание этих двух составляющих присуще только Человеку. Их прочная адаптация в процессах жизненного творчества будущего Человечества порождает производные качества – высокоинтеллектуальный альтруизм и высокочувственный интеллект. Чем менее эгоистична основная цель в жизни, которую выбирает человек, тем больше она способна воплощать в себе высокочастотные представления общепланетарной Идеи всеобщего Существования, главными признаками проявления которой – для людей! - являются именно высокоинтеллектуальный альтруизм и высокочувственный интеллект [10].
Далее, формируются более сложные для восприятия и идентификации с уже имеющейся базой человеческих морально-нравственных критериев, качества - гуманитарная свобода и иммунитантная ответственность. Второе понятие подразумевает безусловное состояние насущной потребности личности отвечать не только за свои поступки и действия и их последствия, но также и «персональную Ответственность» за выборы других людей; готовность к любым актам самопожертвования ради скорейшего достижения общего для всех людей блага, ради беззаветного Служения высочайшей гуманитарной Идее и наиболее высококачественного воплощения ее в условиях окружающей действительности; тип персональной Ответственности, которая свободна от любых признаков ограничения свободы выбора любого человека [11].
Активность УУ-ВВУ-конгломератов, включающих в себя вышеперечисленные качества в виде представлений, может в значительной степени ускорить процессы его перехода на уровни просветления сознания, несущие новые интуитивные знания и догадки, раскрывающие множество тайн и вопросов, не доступных ранее из-за дестабилизирующих факторов соответствующих частей конгломератов.
Подводя итог своего реферата, в качестве вывода отмечу, что просветленными можно назвать те измененные состояния, при которых происходит сочетание в конгломерате более высоких интеллектуально-альтруистичных интересов, что и причисляет их к категории Человеческих по сравнению с другими, проявляющимися в иные периоды, и требующих от личности решения обыденных эгоистично-направленных вопросов. Таким образом, просветленное состояние сознания – это самая высокая психоэмоциональная характеристика ИСС, которая только может быть свойственна конкретному человеку в его проявлениях на данном этапе его жизненного творчества.
Случается так, что большую часть своей жизни люди находятся в неосознанном состоянии, погружаясь в свои низкоэмоциональные состояния и совершая на их основе свои выборы. Искаженно воспринимающие реальность под давлением этих состояний, они могут бесконечно долго пребывать в неосознанности, перескакивая с одного состоянии на другое, так и не испытав в своей жизни возвышенных моментов радости от прозрения. По моему мнению, ориентация на два вышеперечисленных качества – альтруизм и интеллект, может помочь справляться со своими нежелательными эмоциями и строить множество различных мотиваций, необходимых для работы с процессами разотождествления и осуществления трансмутаций и достижения просветления в Человеческом направлении развития.
Кроме того, явление трансмутации из спонтанного (при определенных интеллектуально-психических усилиях) может перейти в осознанный и контролируемый процесс (то же самое относится к некоторым ИСС и подчакрамной перефокусировке), что само по себе уже означает эволюционный процесс роста личности в процессе ее самосовершенствования.
Эта осознанность подобна осмысленной медитации, своеобразной настройке человека на те свои высокочастотные глубинные слои самосознания, которые возможно активизировать в сознании, сделать их доступными в данный субъективно критический миг жизни для того, чтобы с их помощью запустить механизм резкого скачкообразного безвозвратного перехода с тех уровней активности, которые уже не устраивают личность.
Это становится возможным при глубоком изучении принципов собственного мышления, методик управления собственными состояниями, описанных во множестве специальной литературы, таких, как, например, учения - Дианетика и Транссерфинг, методики НЛП. Но, на мой взгляд, неподготовленное сознание, имеющее недостаточно жизненного опыта (рационального альтруизма [1]) или множество недопониманий, противоречий внутри, склонно к однобокости интерпретаций вышеприведенных областей знаний, ориентиры которых именно в Человеческом направлении развития в связи с этим, можно считать сомнительными. В отличие от этих разнообразных методик, ииссиидиология определенным образом включает в структуру своего знания одновременное стимулирование высокочувственной интуитивной составляющей, без которой, по мнению ее автора, очень сложно удерживать вектор Человеческого направления развития.
Каждое из понятий, раскрытых мною несет гораздо более глубокий и разносторонний смысл (в контексте ииссиидиологии), поэтому может являться самостоятельным предметом для дальнейшего анализа и рассуждений.
Надеюсь, что вся та информация, которой я поделилась в этой статье, поможет лучше разобраться людям, находящимся в поиске себя и той своей просветленной части, которая пока что слабо проявляет активность в самосознании.
1. Люк Рейнхарт Трансформация. Путь к полноценной жизни / Переводчик: Х. Безымянный, Издательство: ГАЛАКТИОН, ISBN 5-891731-45-2; 2005 г.
2. Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. «Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь».
3. Психоаналитические термины и понятия: Словарь /Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина
4. Мясищев В. Н. Проблемы личности в психологии медицине / Актуальные вопросы медицинской психологии. — Л., 1974. — С. 5-25.
5. Джеймс У. Воля к вере/ Пер. с англ. — М.: Республика, 1997. — С. 360.
6. Чарльз Тарт Пробуждение. Преодоление препятствий к реализации возможностей человека
7. Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Изменённые состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. — Т. 1, N 4, 1996. С. 48—55.
8. Орис Ииссиидиология. Бессмертие Доступно Каждому, том 11
9. Орис Ииссиидиология. Бессмертие Доступно Каждому, том15, том16, «Классификация уровней самосознания человека».
10. Орис Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому, 15 том.
11. Орис Основы Ииссиидиологии, 3 том (словарь терминов)