В этой статье рассматривается необычный взгляд на природу времени, основанный на представлениях ииссиидиологии.
Вопрос времени с давних пор интересует людей, порождая самые разнообразные теории и концепции о природе данного явления в физике, философии, психологии, и других областях знания. И не удивительно, ведь течению времени кажется подвластной не только вся наша жизнь, но и всё, что окружает нас. Одним из первых о времени начал рассуждать Платон, определяя его как «Движущееся подобие вечности». Несмотря на тысячелетия исследований, многие вопросы о времени остаются открытыми и по наше время. В этой статье мы рассмотрим самые основные из этих вопросов и некоторые из множества теорий, дискуссируемых в науке на сегодняшний день, проведя аналогии с некоторыми позициями ииссиидиологии: «Чем на самом деле является время?», «Существует ли время без нас?», «Как время связано с сознанием?»
Понятие времени усложняется наличием множества его определений. Их часто выделяют в следующие группы:
Восприятие времени организмом является субъективным, ноявляется ли субъективным само время? На протяжении истории мнения философов расходились. Все согласны, что память о событиях возникает после самих событий. Если бы время являлось субъективным, то было бы слишком странно, что все так легко соглашаются с последовательностью публичных событий во времени. Эта согласованность на счет временного порядка такого количества событий (как психологических, так и физических) является одной из причин, по которым большинство философов и учёных уверены в том, что физическое время является объективным явлением и не зависит от факта его осознанного переживания. Другой причиной является то, что в нашей вселенной очень много постоянных во времени процессов, происходящих с чёткой периодичностью (частота вращения Земли вокруг Солнца, период полураспада радиоактивного изотопа урана и.т.д.). (1)
В ииссиидиологии предоставлена информация, способная взаимоувязать и объединить все из вышеперечисленных групп и определений времени в более глубокое понимание, основанное на принципе сллоогрентности (6) структур Самосознания. Какой же смысл вложен в понятие психологического времени в ииссиидиологии и как она отвечает на вопрос объективности времени физического?
Во-первых, психологическое время является эффектом Самосознания. То есть его восприятие и непосредственное переживание сугубо индивидуально как для каждого человека, так и для любой другой Формы Самосознания. Будь то растения, планеты, минералы, фотоны, животные, электроны – все они являются Формами Самосознаний, которые переживают течение психологического времени по-своему. Во-вторых, вспомните надпись на кольце царя Соломона: «И это пройдет». Так вот, с точки зрения ииссиидиологии всё УЖЕ прошло! Все события, от личных успехов и невзгод, явлений природы и катаклизмов, до рождений Звезд и Галактик, во всех возможных проявлениях и интерпретациях, все УЖЕ свершились в одно «Мгновение Вечности», которое не только мы с вами, но и все остальные Формы Самосознаний переживаем в своих субъективных «сейчас».
Каждая Форма Самосознания имеет определенную, постоянно дополняющуюся новыми взаимосвязями, Конфигурацию - некий набор свойственных ей представлений о себе и об окружающей её действительности: желаний, интересов и устремлений, которые проявляют (фокусируют) её в определенных условиях Пространства-Времени. То есть все возможные Конфигурации уже, изначально, каждый момент времени «вписаны» в строго соответствующие им по всем качественным характеристикам «сценарии развития» Формо-Систем Миров, а Мы (как Универсальные Фокусы Самосознания (5)), своими конкретными интересами, мыслями и чувствами лишь фокусируемся в одной из всего огромного множества потенциально доступных нам каждый миг Конфигураций.
Более того, все «распаковываемые» нами представления и переживания в своем изначальном, не «искаженном» виде, существуют вне привязки к Пространству-Времени и привлекаются каждой Формой Самосознания по резонансу с ее текущей фокусируемой Конфигурацией, привнося в нее новый опыт из общего информационного пространства. Одно и тоже чувство симультанно могут переживать и «разворачивать» в своем Самосознании Формы из временных потоков разделенных хронологически на сотни и тысячи лет, но схожих по своей информационной, качественной Сути.
Впечатление же о неизменности хронологического времени создается у нас в силу того, что шкала его отсчёта завязана не на психику и специфику Самосознания людей, а на «внешние» - по отношению к нашим системам восприятия факторам. В случае с обращением Земли время отражает несоизмеримо более глобальные энергоинформационные характеристики, присущие Фокусным Динамикам Земли и Солнца, которые никак не зависят от нас и обусловлены внутригалактическими или более значимыми Факторами. Поэтому эти субъективные временные потоки, генерируемые нашей психоментальной Фокусной Динамикой, не могут быть определяющими в общей инерционности нашего Существования: они лишь структурируют собой сллоогрентную Фокусную Динамику более глобальных космических процессов наряду с одновременными перефокусировками неисчислимого множества других Форм Самосознаний. Это сравнимо с тем как сбои в биохимических реакциях сотен клеток кожного покрова не могут повлиять на наш распорядок дня в плане приема пищи, сна и т.д. [Цит. по 4]
По мнению ряда авторов, отсчет биологического времени осуществляется с помощью сложной системы, в которой сочетаются эндогенные процессы организма в виде сердечных сокращений, дыхательного цикла, цикла обмена веществ и экзогенные влияния в виде циркадных ритмов, температурных изменений, изменения влажности и т.д. Связывают подобный отсчет времени с функционированием биологических часов. По мнению Б.И. Цуканова, субъективный образ длительности в данном случае строится с опорой на четко определенный временной промежуток, который выполняет роль своеобразного индивидуального «шага» и совпадает с длительностью эндогенных изменений. Подобная субъективная единица восприятия объективного времени примерно равна 0,87 – 0,89 сек. (7). Однако на сегодняшний день механизм функционирования «биологических часов» далеко еще не ясен, установлено лишь, что управляет этими часами некоторая область головного мозга, которая воздействует на гипофиз, а он, в свою очередь, задает режим (ритм) работы всех желез, регулирующих жизнедеятельность организма. [Цит. по 2]
Рассмотрение биологического времени с точки зрения ииссиидиологии подразумевает рассмотрение специфики взаимосвязей Фокусной Динамики Самосознания (смене в ее Конфигурации определенных резонационно активных качественных представлений о себе и окружающей действительности) с различными системами, фокусируемых ею на данном этапе развития биологических Форм, и мозгом, как “Квантово-голографичным молекулярным устройством” (11), в частности.
Мозг играет активную роль в создании пихоментальной картины происходящего. Например, попробуйте дотронуться до своего носа одной рукой и до своего колена другой одновременно. Несмотря на то, что сигналу от ноги потребуется больше времени, чтобы достичь мозга, у вас будет ощущение одновременности прикосновений – всё благодаря управлению информацией мозгом. Нейрофизиологи предполагают, что наш мозг около 80 миллисекунд ожидает входящую информацию, перед тем как мы воспримем «сейчас». (1)
В своей статье В.А. Москвич указывает на то, что вместе с выделением в литературе важности парной работы больших полушарий в восприятии времени, начинают увеличиваться сведения о специфическом участии каждой из них в субъективном восприятии времени. “Так, по мнению P.J. Polzell с соавт., левое полушарие при оценке длительности стимулов действует как чистый счетчик времени (таймер), в то время как правое осуществляет это посредством переработки зрительной информации” [Цит по 2 ; 9]. “Л.Я. Балонов с соавторами, показал в ходе изучений, что структуры правого полушария осуществляют непосредственный субъективный отсчет текущего времени. Структуры же левого полушария осуществляют абстрактный отсчет объективного времени по условной календарной схеме и по его символическому обозначению на часах, т.е. организуют временные категории, преобразованные в вербальные и другие абстрактные символы, отражающие опыт, накопленный социальной природой”. [Цит. по 2 ; 10].
Переходя ко времени социальному, еще А. Н. Лой и Е. В. Шинкарук отмечали, что социально-историческое бытие является не в меньшей степени реальным, чем бытие физических объектов. Они подчеркивали, что «социально-историческое время, будучи на ранних этапах человеческой истории зависимым от ритмики природы, в процессе развития человеческой жизнедеятельности все более освобождается от этой зависимости и выражает последовательность, повторяемость, длительность, ритмы, темпы социальных процессов». [Цит. по 2 ; 8] Здесь стоит отметить, что в ииссиидиологических представлениях каждая фокусируемая нами Конфигурация имеет свою память об историческом прошлом. И важно понимать, что та история развития человечества, о которой мы имеем представления «здесь и сейчас», может кардинально меняться при перефокусировках в последующие Конфигурации, структурирующие другие временные потоки.
Инерционность, которая присутствует в Фокусной Динамике Форм Самосознаний является объективным следствием наличия определенного «диссонационного расстояния», которое возникает между Конфигурациями Форм Самосознаний в результате расхождения используемых ими представлений. Чем большее «диссонационное расстояние» разделяет Конфигурации, тем больше времени потребуется Форме Самосознания на налаживание дополнительных взаимосвязей и перехода в устойчивое гармоничное состояние. Как часто события жизни, чей-то поступок, или поведение могут вызвать полнейшее непонимание и негативные реакции с нашей стороны! И сколько тягостных минут (а порой и лет!) необходимо, чтобы в полной мере переосмыслить свое к ним отношение и выйти на позитивное восприятие. Такие периоды можно представить в виде затянувшихся сквозь Пространство-Время «временных петель», своеобразных ответвлений от предлагаемого ииссиидиологией, человеческого пути развития, который подразумевает культивирование качеств высокоинтеллектуальной чувственности и высокочувственного интеллекта, а также таких качеств, как ответственность, честность, открытость, инициативность.[2]
Но, так как все возможные варианты всех ситуаций уже изначально произошли во всех возможных «сценариях развития», то где-то ведь мы приняли более качественный, с точки зрения альтруизма и интеллекта, выбор: где-то сразу попросили прощения, где-то не пожалели себя и приложили больше усердия, ответственности для достижения целей. И гораздо раньше - там, в тех сценариях, пришли к тому глубокому пониманию происходящего, к той безусловной любви, и, соответственно, кардинально иному жизненному творчеству, к которым в длительных «временных петлях» других сценариев мы в лучшем случае - стремимся…
А теперь давайте представим все человечество в целом. В наиболее качественных сценариях развития, где каждый принимал более качественные решения вопреки корысти, лени, и прочим эгоистичным реализациям, научный прогресс, социальные отношения, и другие аспекты жизни на сотни хронологических лет «раньше» вышли на уровень, который значительно выше «сегодняшнего». По своей природе, где бы мы не осознавали себя, мы непрерывно приобретаем новый опыт и рано или поздно замыкаем все свои «временные петли» на новые, но в большей степени качественные. Таким образом, мы в своем объективном «будущем» постоянно идем в субъективное более качественное «прошлое», которое всегда ждет нас!
Глубокое понимание эффекта времени неизменно влечет за собой удивительные перемены в жизненном творчестве личности. Ведь с ним приходит осознание неиссякаемых возможностей, доступных нам для познания каждое мгновение, с каждым нашим выбором. Лучезарные миры будущего [3] - все самые смелые и светлые мечты человечества, все уже существуют в Пространстве-Времени бесконечного множества сценариев нашего развития. И то, где мы станем себя осознавать, зависит только от каждого из нас. Ограниченные системы восприятия фокусируемых нами Форм Самосознаний создают иллюзию детерминизма нашей жизни, но по мере повышении качественности наших Конфигураций будет изменяться и наше восприятие времени, привнося всё новые открытия, которые позволят нам приблизиться к истинной сути нашего бесконечного существования!
Сноски:
1.Bradley Dowden, «Time». Internet Encyclopedia of Philosophy.
2.Москвин В.А., Попович В.В, «Философско-психологические аспекты исследования категории времени». Журнал Credo №6(12) 1998г.
3.Вейник В.А., "Время, которое есть. Часть 1". 2012г.
4.Орис О.В. ИИССИДИОЛОГИЯ. Том второй. Крым 2013, С. 584-586.
5.Универсальный Фокус Самосознания, словарь терминов.
6.Сллоогрентность, словарь терминов.
7.Цуканов Б.И. Анализ ошибки восприятия длительности// Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 149-154.
8.Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия// Вопросы фил. 1979. № 12.. С. 73-86.
9.Гареев Е.М. Межцентральные взаимоотношения неокортекса при оценке времени и ее психофизиологические закономерности. Дис. канд. биол. наук. Уфа .: 1987. 234 с.
10.Балонов Л.Я., Деглин В.Л., Кауфман Д.А., Николаенко Н.Н. О функциональной специализации больших полушарий мозга человека в отношении восприятия времени// Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем Под ред. Н.И. Моисеевой, Л., 1980. С.119-124.
11.Орис О.В. ИИССИИДИОЛОГИЯ. Том одиннадцатый. Москва.: 2010г. 256 с.
12.Орис О.В. ИИССИИДИОЛОГИЯ. Том пятнадцатый. 2012. Раздел XXII. С. 568 – 662.