Жизнеутверждающая честность

Насколько велика ценность такого качества в человеке, как честность? В этой короткой статье мы поговорим о таком качестве, как жизнеутверждающая честность, которую человек может сформировать внутри самого себя, чтобы опираться на этот надёжный механизм решения множества сложных жизненных задач. 

Вопрос честного поведения достаточно неоднозначный, потому что социальная польза от него зачастую бывает сомнительна. Далеко не всегда человек «имеет право» говорить правду, поскольку он может быть связан разного рода обязательствами. Практически любая личность со временем накапливает в своём окружении всё больше и больше обязательств, обещаний, условий и договоров, что приводит к постепенному формированию внутренней растерянности, специфического ощущения, что «я» вынуждено постоянно лгать. Причём у личности образуется стойкая убеждённость, что по-другому, то есть открыто и честно, в нашем обществе вести себя просто невозможно. Человек, недолго думая, смиряется с таким положением дел, поскольку убеждён, что в противном случае материальные, социальные ценности, которые он так долго приобретал, могут быть легко потеряны. На работе, при ведении дел человек вынужден вступать в различного рода отношения с другими, зачастую договариваться и идти на такие компромиссы, о которых не только не хочется рассказывать, но даже нежелательно это делать в принципе.

Так же одним из сложных вопросов является наше общение с близкими людьми. Ситуации возникают самые разные. Вам, может быть, тяжело признаться ребёнку, что вы не сможете ему подарить дорогую игрушку сейчас или в обозримом будущем, или что вы не одобряете выбор вашей дочери в отношении профессии, личных отношений. Вам будет очень сложно сообщить своему деду о тяжёлом диагнозе его здоровья или вашей сестре о том, что вы больше не в состоянии помогать ей в её затруднительном финансовом положении. В подобных ситуациях честность будет достаточно рискованным шагом. Вы можете не только навредить вашим близким, но и разрушить собственное психологическое равновесие, которое, впрочем, в подобной ситуации и так остаётся достаточно шатким.

Часто в этой ситуации лёгким решением является «ложь во благо», которая, казалось бы, избавляет от проблем. Но это происходит только ситуативно! Мы скорее всего понимаем: едва ли стоит тешить себя надеждой, что этот обман в конце концов сойдёт нам с рук. И даже в том случае, если ситуация проходит, забывается, и другой человек так и не узнаёт правды, в душе остаётся неприятный осадок. Я сам помню похожие примеры из своего прошлого, про которые я могу сказать одно: если бы у меня была возможность ещё раз сделать выбор в тех ситуациях, я бы выбрал сказать правду вместо «спасительного» обмана.

Честность в современном бизнесе, политике для большинства вообще может показаться нонсенсом, поскольку в этой части социальной жизни царят законы конкуренции и личной выгоды. Для бизнеса честность допустима только в отношениях между партнёрами и практически всегда является вопросом огромного риска, в особенности, если на карту ставятся большие инвестиции. Кровное родство в этих социальных областях деятельности особо ценится в тех обществах, где качество честности ещё не набрало того уровня значимости, важности, чтобы в сложных ситуациях возыметь необходимый перевес в принятии важных решений. Родство является тем дополнительным стимулом к осознанности, определённой защитой от попыток отдельных личностей применять хитрость, обман, ложь и предательство в отношении своих партнёров.

Но даже если человек, который принимает какое-то бизнес-решение в ущерб себе, но ради успеха своих партнёров, решит, что честность является для него надёжной опорой, каковы будут его мотивации? Что в результате будет чувствовать этот человек? Будут ли его терзать сомнения в правильности решения, будет ли он после такого выбора уверен в своих партнёрах, как прежде?

Качество честности теоретически является определяющим при исполнении правосудия. Никто в здравом уме не осмелится заявить в суде, что окружающим не стоит рассчитывать на его честность. Однако законы, на основе которых исполняется правосудие, являются в высшей степени формализованными, законы не способны адаптироваться под каждую конкретную жизненную ситуацию. И здесь возникает широкая платформа для самых разнообразных видов манипулирования фактами, событиями, аргументами и, конечно, самими законами. Можно представить себе справедливого адвоката, но совершенно несерьёзно говорить о честном адвокате, потому что его деятельность заключается в отстаивании выгодной кому-то правоты.

Существует очень тонкая грань между честностью и лицемерием. Иногда, пытаясь быть то ли более справедливым в распутывании отношений, то ли более деликатным в вопросах приватности, права собственности, то ли более обходительным к чувствам других людей, можно легко «переиграть» самого себя и потеряться среди масок собственных достоинств. Зачастую так и получается, что мы носим эти маски неосознанно, и активизация честности перед самим собой будет представлять собой процесс снятия этих масок.

Теперь мы приблизились к более глубокому пониманию сути такого качества личности человека, как честность. Всё-таки честность относится к одной из человеческих добродетелей, к высшим моральным принципам личности. Значит, будет неправильным в его определении исходить из каких-то внешних описательных атрибутов, характеристик, шаблонов поведения и тому подобного. Очевидно, что честность выражается в активизации внутренних, психических состояний и проявляться может совершенно по-разному.

Честность невозможно полностью соотнести с правдивостью или откровенностью, истинностью или прямодушием, и даже с благородством. Наиболее подходящим для достоверного описания честности, мне кажется, является термин «жизнеутверждающая». Я бы назвал честность созидательным, творческим процессом, внутренним поиском наиболее гармоничных решений в самых разных ситуациях. «Быть честным перед другими людьми» в таком контексте будет некорректной постановкой задачи. К честности надо стремиться, прежде всего, перед самим собой. И естественно, что на поверку оказывается, мы слишком часто называем честностью вовсе не то, что подразумеваем. Недолго думая, мы используем красивый термин для того, чтобы показать себя в выгодном свете, создать яркий образ позитивного героя в вашем окружении. Но что это такое на самом деле? – эгоистичное самолюбование или «продажа» собственного идеального образа на перспективу.

Безусловно, честность связана с таким качеством личности, как открытость, но здесь важна открытость внутренняя, способность признаться себе в собственных недостатках или неправильном решении и, возможно, деструктивном отношении к окружающим тебя людям. Слишком поверхностным и поспешным будет простое совмещение честности и открытости, так как в результате всё это может превратиться в прямолинейность, граничащую с таким не самым лучшим проявлением нашей личности, как невежественность и бесцеремонность.

Да, часто мы бываем достаточно открыты, но нечестны по-настоящему, поскольку мы открываемся только в том, что нам выгодно. Мы продолжаем утаивать какие-то секреты, которые могут быть кому-то неприятны или, как нам кажется, неправильно восприняты и могут сформировать нелестное мнение о нас. Так, по сути, начинается торговля своей значимостью для других: своей псевдочестностью мы больше стараемся создать впечатление о себе, вместо того, чтобы обнажить перед другими свои проблемные стороны. Такое желание проявить честность выворачивает эту добродетель наизнанку: «Вот этот кусочек себя я тебе покажу, а всё остальное я ото всех припрячу, на всякий пожарный, потому что не за чем все это знать, лицезреть во мне всякий раз: это моё и останется глубоко во мне». Наверно, большинство людей сейчас пытается преодолеть именно эту стадию: обучение всё большей открытости, хотя, это ещё далеко не та честность, которая может в корне изменить нашу жизнь.

Жизнеутверждающая честность – это такое внутреннее состояние, которое нацеливает нас и наше окружение на позитивное развитие и позитивное отношение к жизни. Честность, возможно, с болью душевных переживаний, приносит облегчение и смирение. Допустим, если вы потеряли близкого человека, то честным перед собой будет признаться во всех своих ошибках, которые вы допустили в общении с ним, заочно поблагодарить его за весь тот жизненный опыт, который он вам подарил и «отпустить» его с пониманием, что жизнь не стоит на месте, и у вас нет права продолжать цепляться за прошлое. Ведь у вас есть ещё в жизни кто-то, кому требуется забота; кто-то, кто может вас порадовать и удивить. Если вы лишились своего имущества, или обрушилась ваша карьера, то честным перед самим собой будет принять всю полноту ответственности за обстоятельства, с глубоким беспристрастным анализом собственных ошибок и текущего положения дел, чтобы как можно быстрее выровнять ситуацию, чтобы зависящие от вас люди пострадали как можно меньше.

Жизнеутверждающая честность активизирует интеллектуальность высокого уровня, когда ваша открытость перед другими людьми подразумевает устремление давать именно то, что нужно каждому в данный момент для его и для всеобщего развития. Допустим, вам не нравится что-то в поведении другого человека или его внешности. Честность проявится либо как желание помочь человеку, подсказать, как исправить недостаток его поведения, или изменить внешность, чтобы он постарался быть более опрятным. Если же вам не нравятся физиологические данные, и вы высказываете человеку неприязнь из-за «его уродливой физиономии», то едва ли стоит пытаться прикрывать своё поведение этой добродетелью. Такое поведение будет натуральным хамством и невежеством.

Но как здесь проявит себя жизнеутверждающая честность? Это будет признание самому себе в том, что внешность другого человека пока что для вас по каким-то причинам является определяющей в ваших с ним отношениях. Обнаружив это, вы должны признаться себе, что не замечаете множество других качеств этого человека и выборов, которые он совершает. Значимость внешних данных этого человека легко уйдёт для вас на второй план, когда вы почувствуете, насколько важнее для вас и вашего окружения были его поступки. Вы можете почувствовать, как нелепо отвергать человека за то, каким его сотворила природа. А если у вас есть желание осуществить интроспективный анализ, то имеет смысл прочувствовать и проанализировать, откуда, возможно, из вашего забытого прошлого, у вас формируется неприязнь к такой внешности. Результаты такой интроспекции способны совершенно обескуражить вас, поменяв ваше отношение к человеку на полностью противоположное.

Честность, как я уже говорил, является высшим моральным принципом личности. Это такое состояние, которое позволяет человеку найти наиболее правильный (с глобальной точки зрения, по отношению к его судьбе) выход из любой ситуации, из любых негативных состояний или отношений. Честность, в первую очередь, перед самим собой проявляется как осознание и принятие своих ошибок, и, в результате, - как можно более быстрые и решительные действия по исправлению ситуации. Каждый понимает, что решение открыться, признаться в чём-то: в своей неправоте или в своих невежественных решениях, которые принесли вред другим людям, может даться очень нелегко. Но также очевидно, что чем раньше выяснится правда, тем меньше усугубятся ваши же личные обстоятельства.

Обманывая постоянно, мы выстраиваем паутину лжи и, по сути, обманываем самих себя. Люди сначала верят нам, потом смотрят с подозрением, а потом со скрытой неприязнью. Но мы, в очередной раз обманув, отмахиваемся от встречающих нас последствий. Мы сталкиваемся с неадекватным поведением людей и успокаиваем себя сиюминутными отговорками: «да это у него плохое настроение», «да это просто не повезло». И таким образом мы начинаем пожинать плоды своего обмана. Так всё в нашей жизни начинает идти не совсем по плану. Но не стоит думать, что это какая-то небесная кара: это лишь естественное следствие накопления информации, которая имеет непосредственное отношение к нашим выборам.

Чтобы честность стала жизнеутверждающей, надо стать внутренним наблюдателем для собственных представлений, состояний и принимаемых решений. Конечно, этот навык приобретается непросто, в результате проб и ошибок на протяжении всей жизни, и, по сути, является проявлением жизненной мудрости. Например, в сложной, кризисной ситуации в коллективе человек, используя механизм внутреннего наблюдателя, поставил бы перед собой вопрос: «Если бы на моем месте оказался мудрый человек, то как его решения повлияли на развитие текущего положения? Что бы этот мудрый человек сделал для предотвращения кризиса?».

Честность должна сопровождаться смелостью. Случается, в стрессовых обстоятельствах мы говорим себе: я ведь не виноват в этой ситуации! – и, как говорится, «умываем руки». Но попробуйте последовать своему мысленному эксперименту с выборами мудрого человека в этом положении, а потом сравните с тем, как поступили вы сами. Если вы «честно» заявили себе о своей невиновности, какой будет цена вашей честности? Смелость, даже если вы почти не причастны к сложной ситуации, будет выражаться хотя бы в частичном принятии ответственности за текущее положение дел. Иначе это ваше личное состояние останется лишь игрой разума без предпринятых действий. Почему-то вы ведь оказались рядом с другими в сложной для них ситуации? По сути, вы обманете других участников данной ситуации, объявив, что вы не имеете отношения к происходящему. Казалось бы, всё ничего; но осадок остаётся неприятный, не так ли?

Честность является специфическим состоянием личности, которое взращивается в самосознании длительное время на протяжении всей жизни. Причём значимых результатов достигнуть возможно только в случае осознанной работы со своими представлениями, состояниями и реакциями. В результате множества личных психоментальных наработок, человек, осознанно культивирующий жизнеутверждающую честность в своём самосознании, становится искренним и проницательным настолько, что его невозможно обхитрить. У некоторых этот человек может даже вызвать инстинктивный испуг и растерянность, потому что они почувствуют неприкрытость своих эмоций, мыслей и побуждений перед ним.

Если вам удалось прочувствовать подобные ощущения перед таким честным и открытым человеком – это замечательный опыт! Его можно использовать в качестве чувственного примера и ориентира - для трансформации своих нежелательных состояний и наработки бескомпромиссности при принятии решений в отношении своей слабости, нерешительности, закрытости, при попытках утаивания своих ошибок и невежественных поступков по отношению к другим.

Например, у человека попросили в долг значительную сумму денег. Он может длительное время утверждать самому себе, что поступает благородно, помогая своему ближнему, и тайком – по сути, от самого себя – пересчитывать обусловленные дивиденды, которые он получит в итоге по договорённости (материальные или моральные). Если он, одалживая деньги, будет фактически искать выгоду, то его легко можно «обмануть» или даже, скорее, предать его доверие. Такой человек будет нечестен перед самим собой и позже легко может пострадать. И совсем другое дело, если он честно признается себе в подобных помыслах и поймёт, что финансовая поддержка с его стороны, это прежде всего помощь, поддержка для другого человека: «Смогут ли они когда-то вернуть мне эти средства – на данный момент непонятно. Но в любом случае – я сделал хорошее дело!». Таким образом, человек, будучи честным перед самим собой, перестаёт искать выгоду и избавляет себя от, по крайней мере, тяжёлых разочарований и сложных ситуаций в будущем. Да и как будет вести себя в будущем должник, наверняка прекрасно помня об их общей договорённости, когда будет смотреть в глаза такому человеку?

Честность перед всеми нарабатывается при допущении, что другой умеет читать твои мысли. Пусть даже это будет нереальной фантазией. Однако насколько она сильно мотивирует в каждом конкретном случае! В этом случае ты начинаешь ощущать перед окружающими, что скрывать что-либо и некрасиво, и вредно, и, в общем- то, совершенно бесполезно. Честность можно сопоставить с предельной степенью открытости перед самим собой и желанием преодолеть свои эгоистичные проблемы, потребности и реализации.

Когда вы попробуете стать хотя бы немного более честным перед самим собой, то осознаете, что честность является ключом выхода из любых негативных состояний, будь то стыд, депрессия, растерянность, подавленность, чувство несправедливости, обида, эгоистичное самолюбование и многое другое. Для истинной честности больше всего подходит термин «жизнеутверждающая», потому что такая честность дарует человеку невероятное облегчение от всех его тяжёлых чувственных переживаний. Это, я бы сказал, феерическое ощущение лёгкости, дружественности, вдохновения и позитивного устремления к ожидаемым перспективам, когда каждый, кто рядом с тобой, становится настоящим другом и соратником на вашем совместном жизненном пути, - вот что скрывается за пугающей наше эгоистичное восприятие фразой «жизнеутверждающая честность».

Конечно, следует понимать, что, когда вас задела какая-то ситуация или поведение другого человека, – мало заметить и признать свою непозитивную реакцию, деструктивное состояние. За этим должны стоять, прежде всего, тщательный анализ, что произошло внутри вас, и кропотливая работа по избавлению от дисгармоничных ощущений. Бывает, что лишь через несколько лет ты приходишь к пониманию: «так вот почему он так поступил!». В общем, это многокомпонентный и сложный процесс, и здесь не стоит опрометчиво надеяться на быстрые результаты.

Настоящие механизмы, которые глубоко описывают такие состояния, их причины и следствия, обосновывают наиболее эффективные поведение и решения, рассматриваются в ииссиидиологии. В ней подводится теоретическая платформа, где описывается «мультиполяризация» наших выборов, эффективность решений, возможный спектр последствий и «временные петли», и так далее. Говорят, «ты не соври себе даже в малом!» Что стоит за этим утверждением? Почему не стоит пренебрегать этой мотивацией? Как сделать её рабочим механизмом в повседневности своих выборов? Надёжные ответы всему этому можно найти в ииссиидиологической теории[1].

В качестве резюме давайте подытожим, каким должно быть качество честности, чтобы сформировать в личности человека надёжный, эффективный механизм гармоничного сосуществования с другими людьми в дружном коллективе[2].

Качество жизнеутверждающей честности, как одно из проявлений высокочувственного интеллекта[3], последовательно формирует в человеке такую степень искренности и проницательности, что ему становится доступным глубокое понимание механизмов развития любой ситуации, побуждающих мотивов других людей и коллективов. Такого человека невозможно обманом или хитростью вынудить поступать против его воли, поскольку ему сразу становятся очевидными подлинные мотивации и цели окружающих людей. Данное качество опирается на следующие психические механизмы:

  • способность выходить из любых негативных состояний благодаря искренности перед самим собой и другими людьми, возможно, ценой существенного ущерба для собственных личностных интересов;
  • эффективное управление любой ситуацией (с помощью открытости и ответственности) благодаря контролю над потенциальными проявлениями честолюбия и личной корысти в самых разных их проявлениях;
  • абсолютность, бескомпромиссность проявления, изначально пресекающая любые тенденции личности к деструктивным, эгоистичным побуждениям и мотивациям;
  • осознание необходимости безотлагательного выяснения любых проблем и затруднений, базирующееся на правиле «другой человек потенциально (интуитивно, подсознательно) тебя полностью знает и понимает твои глубинные мотивы».

[1] Читателю стоит обратить внимание, в первую очередь, на следующие тома по ииссиидиологии: №10, №15, №1.

[2] Жизнеутверждающая честность является одним из человеческих качеств, которые в совокупности рассматриваются в статье «Айфаар. Концептуальная Парадигма».

[3] Высокочувственный интеллект наряду с высокоинтеллектуальным альтруизмом представляют собой первые и ключевые принципы человеческого (ллууввумического) развития. Более подробно с человеческим путём развития можно ознакомиться в 15 томе ииссиидиологии, цикл книг «Бессмертие доступно каждому». 

Просмотров: 1413