Блог проекта Статьи

Эмоциональный интеллект

«…когда не в ладах с чувствами:
вроде, смех, но глаза – грустные…»

Помните, лет 15 назад все активно обсуждали и измеряли уровень своего IQ? Почему-то считалось важным иметь высокий коэффициент интеллекта для того, чтобы успешно, интересно и продуктивно выстраивать свою жизнь. Мне всегда казалось это странным. Я думала: «Каким образом способность решать задачки на логическое и пространственное мышление может сделать кого-то успешным, счастливым и социально-адаптированным?»

Сегодня об IQ говорят меньше и реже. Оказалось, что есть гораздо более важный и нужный навык, без обладания которым в динамичном непредсказуемом мире, человеку сложно обойтись. И это – эмоциональный интеллект или EQ (emotional quotient).

О главенствующей роли эмоционального интеллекта говорят все – от руководителей крупного бизнеса и политических деятелей до психологов и журналистов. Он необходим как для профессионального роста и развития, так и для выстраивания межличностных отношений.

Для человека, изучающего Ииссиидиологию и стремящего применять её в жизни, эмоциональный интеллект, на мой взгляд, является ценным личностным качеством, поскольку позволяет объединить ум, логику, эмоции и чувства. Иными словами, это комплексный навык, в котором гармонично сочетаются две инвадеренты: Воля-Разума и Любовь-Мудрость.

В широком смысле эмоциональный интеллект — это признание и принятие за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные чувства и эмоции (то есть своё субъективное восприятие) от фактов, а также умение чувствовать и понимать чувства, эмоции, мотивации и поведение других людей, независимо от того сколько времени вы знакомы.

Важной частью эмоционального интеллекта является умение человека распознавать, артикулировать и честно описывать свои собственные эмоции. Например, вместо фразы «Мне плохо», человек с высоким уровнем ЭИ скажет: я раздражён, расстроен, встревожен, взволнован.

Чем точнее удастся идентифицировать свои эмоции и переживания, тем точнее получится определить и причину их возникновения, которая не всегда может находиться непосредственно в проживаемой ситуации.

Артикуляция эмоций подразумевает «отделение» того, что переживаю Я, от ситуации или другого человека. Например, вместо «Почему ты снова опоздал?», человек с высоким ЭИ скажет: «Мне было грустно, обидно и одиноко, пока я ждал». В этом случае удаётся осознать источник «плохого» самочувствия и появляется возможность для обсуждения и решения той или иной проблемной ситуации.

Первым шагом в развитии эмоционального интеллекта может стать практика «называния» эмоции: своих и чужих.

Называя эмоции можно заметить, что, например, гнев сильно отличается от обиды и разочарования, а недовольство или паника от страха новизны и неопределённости. Чтобы научится точнее называть переживания, возможно, для начала нужно будет пополнить эмоциональный словарь новыми описаниями эмоций: отделить тревогу от раздражения, усталость — от апатии. Лучше всего это делать в сочетании с так называемым дневником настроения: вести ежедневно дневник меняющегося настроения и записывать эмоции во время и после событий — встреч, разговоров, культурных мероприятий. Таким образом можно проследить какие события дня и каким образом на вас влияют (положительно или отрицательно), а также разобраться в клубке противоречивых чувств, которые возникают в процессе. Научившись называть и определять свои эмоции, будет гораздо проще определять чужие — по вербальным и невербальным сигналам, и отделять эмоции, имеющие отношение к вам, от случайных.

Такая умственная аналитическая работа в контексте собственных переживаний и будет рождать в Самосознании более сложные СФУУРММ-Формы, основанные на сопряжении чувств и эмоций с разумом и анализом.

Управление своими эмоциональными состояниями так же играет весомую роль в отношении негативных эмоций.

Так исторически сложилось, что мало кого из нас в детстве научили правильно проживать негативные эмоции. Чаще всего их просто нельзя было испытывать и каким-либо образом выражать, и детская привычка подавлять такой род эмоций превратилась в некий защитный механизм, когда психика просто вытесняет эти эмоции, а мы теряем возможность хоть как-то их осознать. Понимаете, в чём засада? Нам КАЖЕТСЯ, что мы не испытываем негативные эмоции, в то время как на самом деле, не можем их РАСПОЗНАТЬ. Они незаметно «грызут» наш психо-ментальный корабль, а мы этого даже не чувствуем. Поэтому в развитии эмоционального интеллекта работа с негативными эмоциями, мне кажется, занимает первое место по важности.

Необходимо понимать, что нет плохих эмоций и всё, что испытываете вы, я или любой другой человек – имеет место быть. Ключевой момент заключается в том, чтобы научится правильно проживать эмоции любой окраски, чтобы мои или ваши негативные эмоции не оказывали влияния на окружающих людей, совместное времяпрепровождение или общее дело. Существует множество методов экологичного их проживания, о некоторых из которых я постараюсь рассказать в следующих статьях, а напоследок хочу поделиться парой книг по теме :)

1. Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект: почему он значит больше, чем IQ» (Изд. Манн, Иванов и Фербер)
2. Тревис Бредберри, Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0» (Изд. Манн, Иванов и Фербер)
3. Сьюзан Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научится радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни» (Изд. Манн, Иванов и Фербер)

С Любовью, Ааллдмаалла

Просмотров: 5607
Комментарии для сайта Cackle
Блоги других авторов