Блог проекта Статьи

Выученная пассивная агрессия и её влияние на сознание

В одной из своих прошлых статей я упомянула о том, что существующая в нашем обществе парадигма о недопустимости и порицаемости проявления гнева и агрессии начинает существовать и проявляться в нашем субъективном личностном мире с раннего детства. Чаще всего у ребёнка не бывает возможности выразить эмоции такого диапазона – это осуждается, расстраивает родителей и не приемлемо в обществе. В сегодняшней статье я хотела бы продолжить эту тему и рассмотреть, что происходит с таким механизмом сознания дальше, к чему приводит, каким образом этот детский запрет продолжает успешно жить дальше в наших выборах и решениях.

В тех случаях, когда родители не могут принять проявления гнева ребёнка и требуют быть послушным (удобным) и подавлять возникающие негативные реакции (потому что хорошие дети так себя не ведут) в ещё несформированном сознании моделируются паттерны, которые в будущем могут сильно повлиять на способность ребёнка преодолевать трудности или собственной защиты.

Например, в самой обычной бытовой ситуации, когда ребёнок отказывается есть еду, которую ему предлагают, выражая недовольство фразами вроде «Ненавижу манную кашу!», родители, пытаясь заставить его это сделать могут прибегать к манипуляциям, внушать чувство вины и, что называется, «давить авторитетом».

Такой запрет на открытое проявление чувств не оставляет ребёнку другого выхода, кроме как выражать те же эмоции, но теперь скрыто, не доводя до открытого конфликта, «приемлемо для общества». В случае с манной кашей ребёнок может баловаться за столом, медленно есть, отвлекаться. Видя, что таким поведением можно выражать обиду, гнев и злость – такие механизмы закрепляются в сознании как рабочие и продолжают использоваться во взрослом возрасте.

Формируется выученный навык подавлять чувства и умалчивать о своих желаниях. Если родители не обращали внимание на усталость, отсутствие интереса, особенности характера и желания ребёнка, то и способность говорить о своих потребностях без страхов и чувства вины у ребёнка (и далее у взрослого) как бы атрофируется. Человек может просто не понимать, не идентифицировать те события, которые его расстраивают, и даже те, которые приносят удовольствие, то есть контакт с собственными чувствами и их идентификацией может быть нарушен очень серьёзно. Поэтому такой человек вынужден подстраиваться под обстановку – стараться не испытывать потребностей, не чувствовать своих истинных переживаний, избегать участия в принятии решений. Человеку бывает трудно сформулировать суть недовольства и описать его причины, из-за чего он злится, считая, что его мнение никому не нужно и, соответственно, снова закрывается.

Поскольку мы живём в современном мире, в котором любые блага доступны без прямого проявления агрессии (например, нам не нужно защищать свою территорию или охотиться, чтобы добыть пропитание), то пассивная агрессия может расцветать буйным цветом в сознании до тех пор, пока на неё не обратить внимание.

А какими могут быть её явные «звоночки»?

  1. Перекладывание ответственности за свои решения, поступки, желания и за свою жизнь в целом на кого-то внешнего (людей, обстоятельства, судьбу, знак зодиака, бога).
  2. Критиканство и недовольство происходящим.
  3. Обвинение других в своих бедах, демонизация, а потом тихая злобная обида на них (пассивная фиксация) или истерики и требования (активная фиксация).
  4. Паразитическая позиция — желание «проехаться» за чужой счет, как материально, так и эмоционально (жить, развлекаться за чужой счет и считать это «нормой»). Часто обосновывается манипуляциями социально-половыми ролями («я же женщина/муж/твой отец/старше/младше/больной и т.п.» и потому имею право требовать).
  5. Ложь из-за боязни конфликтов.
  6. Неумение отказать и привычка выкручиваться, оправдываться и отчитываться.
  7. Заниженная самооценка и неуверенность в себе и их обратная сторона невротическая компенсация: вызывающие наряды, дорогие автомобили, в общем, «дорого-богато», сюда же можно отнести и косметологическое изменение внешности.
  8. Аутоагрессия или истерика – «неокультуренная» агрессия (панические атаки, повышенная тревожность, бессонница, повышенный самотравматизм).
  9. В лексиконе такие люди чаще всего пользуются «пассивными» глаголами, не отвечающими на вопрос «что сделать?» или «что делать?». Точно так же и себе человек привычно не задаёт таких вопросов по жизни (что же ему делать, чтобы достичь цели, чему научиться, что изменить и развить в себе), он хочет, чтобы оно само-собой «получилось», «произошло», «посчастливилось», «пришло», «ушло».
  10. Слабая развитость сердечных, душевных качеств: дружелюбия, доброты, любви, нежности, заботы, радости, милосердия.

Ведь для того, чтобы быть добрым, нужно сначала стать сильным и способным проявлять, а не подавлять, агрессию. Потому что в противном случае это не доброта, а собственная слабость, неспособность отказать и боязнь дать отпор, добиться своего. Добрый человек умеет прощать и не обижаться, но также может и наказать, если захочет и посчитает нужным, взяв на себя ответственность за это решение.

Чтобы любить, нужно стать самодостаточной, ресурсной и целостной личностью. Любят психически зрелые, целостные люди, которые готовы дарить и отдавать любовь от избытка, а не из дефицита, пытаясь найти того, кто им «даст» и заполнит внутреннюю пустоту.

Здоровая, «окультуренная» агрессия нужна даже для того, чтобы иметь право на своё мнение и выражать его. Потому что рано или поздно оно пересечётся с мнением кого-то другого и может ему не понравится, что приведёт к условному конфликту. Для человека неспособного управлять своей агрессией это крайне нежелательная и неудобная ситуация, поэтому он продолжает находиться «в домике», в защите от окружающих и от самого себя.

Просмотров: 3223
Комментарии для сайта Cackle
Блоги других авторов