Личный блог

Какой выбор лучше: эмоциональный интеллект на примере

Жизнь – непростая штука. Ежедневно она ставит перед нами сотни вопросов, решение которых определит её дальнейшее развитие: либо в благоприятную для нас сторону, либо же приведёт к трудностям и неурядицам. Поэтому я частенько ломаю себе голову либо над тем, какой выбор для меня лучше, или же над анализом последствий выборов. И это привело меня к поиску неких критериев, которые позволят определять более перспективные для меня выборы. Жизнь без таких ориентиров для меня подобна прохождению минного поля вслепую – это опасно: в любой момент можно подорваться. Одними из главных критериев, которые я для себя открыла, являются альтруизм и интеллект. Помимо теоретического обоснования пользы именно таких ориентиров в человеческих выборах, я неоднократно убеждалась на практике: альтруистично-интеллектуальные решения гарантированно меняли мою жизнь в лучшую сторону. В данной заметке я не буду детально раскрывать теоретическую основу данных критериев, но в её конце я укажу, как найти труды некоторых авторов, занимающихся их изучением. Здесь же я поделюсь личным опытом, который на маленьком примере позволил мне лучше прочувствовать: что значит альтруистичный, эмоциональный интеллект и как искать его в выборах.

Для начала в двух словах про альтруизм – это бескорыстная забота о других, противоположность эгоизму. В свою очередь, за исключением исследований эмоционального интеллекта, чаще в обществе пока ещё принято соотносить интеллектуальное развитие человека в большей степени с рациональной деятельностью, рассудком, логикой или анализом. Интеллект же, о котором я говорю, имеет принципиально более важную особенность: он должен быть альтруистичным. То есть он стремится к тому, чтобы не содержать личной выгоды и заинтересованности, в большей степени относится к эмоциональному интеллекту. Казалось бы, явное противоречие, ведь в основе нашего ментального, когнитивного развития лежит рацио, рассудок. Оно ориентировано на интересы ego — личного «я», на достижения, так или иначе связанные с личностью человека: его развитием, успехом в разных сферах, какой-либо выгодой. Фактически обобщённо я бы сказала, что в основе такой деятельности лежит эгоизм, т.е. явление как раз обратное альтруизму. Что же такое альтруистичный интеллект? Поскольку в основе альтруизма лежит бескорыстная забота о других, то альтруистичный интеллект смещает акцент с любой личной заинтересованности (достижений, выгоды, приобретений, успехов) в пользу интересов других людей. Если же сказать, что такой эмоциональный интеллект в первую очередь для меня самой более выгоден – то это прозвучит парадоксально. Для объяснения подобного парадокса давайте рассмотрим небольшой пример ниже.

В городе, где я проживаю, есть группа саморазвития (Айфааровская[1]) – это близкие мне по духу люди, которых объединяет идея «Человеческого пути развития» общества. Их встречи для меня важны, и я стараюсь при возможности уделять им внимание и время. В одну из таких встреч, на праздник – День Восьмого марта, с самого утра мои планы резко поменялись: перенеслось время встречи группы. Поэтому мне пришлось быстро сместить по времени другую договорённость – поход в кинотеатр со старым другом. Обе встречи были для меня значимы: и в первом, и во втором случае речь шла о дорогих и важных для меня людях - их благополучие в целом для меня стоит выше желания просто отдохнуть или приятно провести время. Тем не менее последние недели я много работала почти без отдыха и просмотр интересного фильма в кинотеатре казался мне таким соблазнительным! Когда же я приехала на встречу группы, жизнь опять неожиданно внесла коррективы. В кинотеатре поменялись сеансы, и нужно было за 10 минут принять решение: либо пойти на более интересный мне фильм, но уйти значительно раньше со встречи, либо же остаться подольше с группой и потом уже пойти в кино, но на малоинтересный мне сеанс.

Казалось бы, ситуация пустяковая. Но эти 10 минут вогнали меня в сильный стресс: я пыталась понять, какой выбор качественнее? Как я уже говорила, критериями такого выбора для меня является наличие в нём одновременно альтруизма и интеллекта: эмоциональный интеллект в нём должен иметь альтруистичную направленность. За это короткое время я пережила гремучую смесь противоречивых чувств и эмоций: чувство вины за то, что хочу раньше уйти со встречи группы и в праздник оставлю дорогих мне людей; желание получить удовольствие от более интересного мне фильма; возмущение, что, мол, я якобы «и так много для группы делаю»: на все встречи хожу, регулярно уделяю её интересам дополнительное время, - «ну неужели я не могу себе позволить отдохнуть?!»… В процессе таких эмоциональных метаний я всё-таки решила пойти на компромисс с совестью. Я подумала, что ничего страшного не произойдет, если я немного побуду на встрече, а потом пойду на интересующий меня фильм. Мир ведь на мне клином не сошелся – переживёт группа праздник и без меня! А так я убью сразу двух зайцев одним выстрелом: и немного на группе побуду, и своё желание удовлетворю.

В тот момент такой выбор казался мне разумным. Мне не показалось, что это нарушает какие-то принципы эмоционального интеллекта. Решение принято и билеты куплены – назад пути нет. Начинается песенная медитация (одна из практик саморазвития, проводимых в группе, в частности для культивирования сердечности и альтруистичности), и уже в самом её начале ко мне пришло раскаяние и понимание: выбор то был неправильный. Медитация быстро поменяла мои внутренние состояния на более высокочувственные, включила мой эмоциональный интеллект, позволивший увидеть эгоизм прежних мотиваций. Да, никто не умер бы от того, что я ушла бы со встречи раньше. Но ведь главный смысл был не в фильме, а в моём желании найти более благоприятное решение. Я ведь задавалась вопросом: какой выбор более качественный, то есть какой выбор содержит в себе больше альтруизма и интеллекта? Опыт моей жизни показал, что именно такие выборы – самые лучшие в первую очередь для меня же самой. В момент анализа вариантов решения я пыталась понять, в чем же здесь заключается интеллектуальная составляющая моего решения. Но тогда я не учла, что рационализм и интеллект – это разные вещи, что важны признаки именно альтруистичного, эмоционального интеллекта.

На первый взгляд мне показалось глупым сознательно выбирать малоинтересный фильм. Зачем отказывать себе в удовольствии, если на это нет никаких особо важных причин?! Разве в таком выборе не было бы интеллекта? Ведь на встрече к тому времени, кроме песенной медитации, не было запланировано ничего важного. При этом в ответ на решение уйти раньше что-то внутри меня гложело. Возможно, от того, что я искренне переживаю за развитие группы. И знаю, что праздник для многих был долгожданным глотком счастья и радости в веренице забот буден. Поэтому совесть немного тревожила мысль, что я только мельком, фактически лишь формально, смогу увидеться с близкими людьми в праздничный день. Но в тот момент «заменталенность» состояний – преобладание рационализма, целесообразности и рассудительности – помешали мне увидеть большую ценность и пользу от высокочувственного провождения времени, душевного, сердечного общения, что именно такое общение дает заряд вдохновения, лечит душевные раны, помогает духу воспрянуть, а сердцу – взлететь. Это очень важно для людей, для их развития! Что неоднократно доказано в исследованиях эмоционального интеллекта[2].

Но всё же, даже если совесть подсказывала мне более альтруистичное решение (потребности других людей выше личных желаний), то в чём бы заключалась здесь интеллектуальная составляющая выбора? Какой выбор содержал бы одновременно и альтруизм, и интеллект? Ведь именно отсутствие ясного понимания этого (не теоретически и абстрактно, а в конкретике жизненных выборов) повлияло на принятие мною решения, о котором я потом сожалела. Во время песенной медитации меня озарила мысль: да ведь я пыталась оценить благоприятность решения лично для меня всего из одного критерия – интересность фильма! Я поняла, что связывать ожидание удовольствия от будущего события всего с одним критерием, как раз наоборот, было мало интеллектуально. Это не отражало более глубокой и комплексной оценки ситуации со стороны эмоционального интеллекта. Каждое событие – это целая совокупность составляющих его факторов. Например, в случае просмотра фильма это, как минимум: моё эмоциональное и физическое состояние (ведь может всякое произойти, например неожиданно начнётся мигрень), состояние моего компаньона (его настроение) и людей, находящихся рядом (чтобы не храпели, или не закрыли экран причёской), погода (не намокнуть под дождём по дороге на сеанс), благоприятность похода в кафе после сеанса (теоретически от съеденного может разболеться живот), эмоциональный фон общения после фильма (банально не поругаться с другом). Каждое из вышеперечисленного может как минимум свести на нет или значительно снизить удовольствие даже от самого интересного фильма, как и оказать гораздо более серьезное воздействие на жизнь (например, в случае пищевого отравления или ссоры).

Помимо этих более или менее очевидных факторов, реальность, в которую вписано событие «просмотр фильма» содержит огромное количество никак не подвластных мне внешних обстоятельств. Например, я не могу предугадать, не упадёт ли мне кирпич на голову за ближайшим поворотом. И если это может показаться шуткой, то сосульки зимой падают не так уж редко, а автомобильные аварии происходят сплошь и рядом. И последствия аварии окажут на жизнь человека несравнимо более значимое влияние, чем удовольствие от просмотра кино. Также немаловажно, череда каких событий последует за просмотром фильма. Чтобы не случилось, как сказал один мой друг: «Веселитесь, веселитесь! Похмелье будет после». Таким образом, огромная совокупность факторов, сопутствующих просмотру фильма, определяет итоговый благоприятный исход события. Поэтому так важно знать принципы: какие выборы для меня лучше в глобальном понимании.

В момент активности желания – например, получить удовольствие от похода в кинотеатр, – выбор на основании критерия «интересность фильма» казался разумным. Но он не был в полной мере интеллектуальным с позиций альтруистичного, эмоционального интеллекта. Какой же выбор соответствовал бы этому критерию? Подразумеваемый мной интеллектуальный выбор был бы ориентирован знанием, которым я обладаю об устройстве мира вокруг, о его законах и принципах. Он был бы обусловлен перспективными интересами и приоритетами, моей системой ценностей. В этот день я более чётко прочувствовала, что при поиске интеллекта в решении нельзя концентрироваться на одном текущем интересе («хочу»), – нужно абстрагироваться от конкретики, не привязываться к ней. Также важно прислушиваться к голосу совести – учитывать подсказки эмоционального интеллекта. Ведь именно при интеллектуально-альтруистичном выборе конкретика жизненных обстоятельств сама по себе сложится таким образом, что в итоге мне же самой будет лучше. Вот почему интеллектуальный выбор не стоит привязывать к личной выгоде – потому что он оперирует абстрактными, нематериальными категориями. Какой выбор наиболее перспективный для меня в стратегическом отношении? Я думаю, что это – выбор, обязательно учитывающий альтруистичный интеллект, который апеллирует к механизмам взаимодействия с окружающей действительностью. Он позволяет увидеть систему и взаимосвязи за разрозненными, порой логически никак не связанными событиями и явлениями.

Может показаться, что часто я лично не могу заранее предугадать подавляющее большинство вышеперечисленных условий или непосредственно повлиять на них (например, на резко изменившуюся погоду, на причёски людей, сидящих на переднем ряду в кинотеатре или на наличие падающего кирпича за углом). Для чего тогда вообще об думать о том, какой выбор для меня лучше? Потому что я могу делать такие выборы, что обстоятельства моей жизни (в том числе внешние) будут складываться для меня более положительно. Даже не зная конкретики событий, я могу, тем не менее, в большей степени спрогнозировать вероятностно наиболее благоприятное для меня развития ситуации в целом: получу ли я приятные переживания, будет ли мне от этого польза, станет ли моя жизнь лучше, а я – счастливее. Как говорится, капля точит камень не силой, а частотой падения. Каждый мой день, каждый мой выбор глобально влияет на мою жизнь. Например, я знаю, что выборы, в которых одновременно есть и альтруизм, и эмоциональный интеллект, гарантированно будут для меня перспективными и будут сопутствовать моему счастью. Парадокс такого решения состоит в том, что оно то как раз наиболее выгодно в первую очередь для меня (хотя, казалось бы, ориентировано на интересы других). Даже более выгодно, чем решение, ориентированное на мои личные текущие интересы! Только выгода эта – перспективная. Пожертвовать пешкой сейчас, чтобы потом поставить шах и мат королю. 

Если же вам интересно больше узнать больше, почему именно альтруизм и интеллект так важны в нашей жизни и как, за счёт чего они способствуют нашему развитию и процветанию, ниже я приведу некоторых авторов, изучающих данные вопросы. Важность альтруистичной составляющей не только в повседневной жизни человека, но и её влияние на нашу эволюцию как вида в последние десятилетия всё чаще подтверждается независимыми исследованиями психологии, медицины и даже антропологии. Обзор некоторых из этих исследований дан во введении в книге психолога Клауса Фопеля «Создание команды». Нейробиология и исследователи эмоционального интеллекта уже много лет изучают влияние на психику и здоровье человека позитивных психических реакций, эмпатии и развития таких добрых душевных качеств, как открытость, сострадание, желание помогать, сочувствие и прочих. В частности, подробнее об этом вы можете узнать в публикациях на тему эмоционального интеллекта у профессора организационного поведения, психологии и когнитивной науки Ричарда Бояциса и психолога Дэниела Гоулмана, у доктора педагогики и доктора философии в медицине Мирзакарима Норбекова, у нейробиолога доктора Джо Диспензы и во многих других источниках. Также большое внимание интеллекту и альтруизму[3], в частности в контексте их влияния на развитие жизни человека, уделено в книгах современной протонауки Ииссиидиологии[4].

 

[1] Айфаар – это концепция общественного центра средоточия идей, методик и инициатив, целью которых является воплощение в жизнь «Человеческого пути развития» социума, перейти по ссылке.

[2] Коротко главные идеи из книги Дэниел Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», посмотреть ролик.

[3] Как культивирование Интеллекта и Альтруизма помогают нам находиться в благоприятных обстоятельствах, посмотреть ролик.  Интеллектуально-Альтруистичная модель как основа Человеческого мировоззрения, перейти по ссылке.

[4] Что такое Ииссиидиология http://ru.science.wikia.com/wiki/Ииссиидиология

Просмотров: 2235
Блоги других авторов