Личный блог

Внутренний взрослый

Недавно смотрела сериал. Главный герой, инопланетянин, попал на Землю и пытался маскироваться под землянина в немноголюдном городке штата Колорадо. Все жители города видели его в «человеческом» обличии, кроме одного мальчика. Разумеется, что инопланетянин за это мальчика невзлюбил.

В конце одного из последних эпизодов наш герой сделал вывод:

«Когда я понял, что он видит меня – я возненавидел его. Но, возможно, что я возненавидел не его, а то, что он заставил меня почувствовать: беззащитность, уязвимость… Я возненавидел себя.»

«Жаль, что не каждый человек может сделать такой вывод» - подумала я. Ведь в этих словах сочетается всё: зрелость и взрослый взгляд на ситуацию, умение взять ответственность за свои эмоции и, проанализировав, найти настоящую причину их возникновения, осознание и принятие собственного страха быть уязвимым и слабым и позволение себе быть таковым. Это вывод зрелого человека.

Я уверена, что многим часто встречается разнообразная информация, медитации и практики, связанные с внутренним ребёнком. Но сейчас я хотела бы поговорить о внутреннем взрослом - важнейшей части структуры нашей личности, о которой вспоминают гораздо реже:)

Кто такой внутренний взрослый?

Как я уже упомянула, внутренний взрослый – это важная часть личности, отвечающая за волю, принятие решений и действия. У большинства людей внутренний взрослый слабый и недостаточно развитый, кроме того, у него часто бывает нарушена связь с другими частями личности, например, с внутренним ребёнком. Поэтому вырастая, человек далеко не всегда становится действительно взрослым. Многие не могут выйти из детской позиции, боятся брать на себя ответственность, действуют на поводу неконтролируемых эмоций, бессознательно отказываются от полноценной гармоничной жизни из-за страхов, комплексов, «выученных» состояний беспомощности и подавления. Сейчас мы не будем углубляться в тему детских травм, которые когда-то повлияли на нарушение процесса взросления. Для начала я предлагаю обозначить функции, за которые ответственен наш внутренний взрослый и немного разобраться с тем, что можно сделать для укрепления этой части личностной структуры.

Какие процессы регулируются внутренним взрослым?

«Киты», на которых опирается внутренний взрослый это: воля (способность делать выбор и совершать действия) и жизнь в реальности (здесь и сейчас). Важно понимать, что проявить волю в данном случае не означает запланировать что-то, откладывать до критического рубежа, изводя себя претензиями и самобичеванием, и сделать всё в последний момент как попало. Взрослый здесь как раз почти отсутствует и включается только перед самым дедлайном, ребёнок саботирует, родитель давит и требует. Проявить волю – это значит решить, что мне это надо (потому что согласуется с моими жизненными ценностями), запланировать и сделать.

На этих двух базовых кирпичиках (воля и «здесь и сейчас») выстраиваются все процессы, которые регулирует внутренний взрослый, такие как:

  1. Принятие решений и ответственность за них.

    Взрослый имеет достаточный психо-ментальный потенциал на то, чтобы принять решение и принять всю ответственность, которое оно повлечёт.
     
  2. Поддержка и защита внутреннего ребёнка.

    Внутренний взрослый – это, по сути, родитель для ваших внутренний детей (да, их несколько;). В не очень благоприятном сценарии он может быть деспотом, тираном, бросаться унижающими репликами, критиковать и гасить потенциал ребёнка (помните, эти уничижительные диалоги внутри своей головы?), а может стать опорой и поддержкой. Зрелый внутренний взрослый берёт на себя роль заботливого и участливого родителя: он не закрывает глаза на проблемы, страхи, желания детей, а помогает им справляться с трудностями, оберегает, всегда находится рядом в сложные моменты. И мы в состоянии стать таким родителем самому себе. Помните инопланетянина в самом начале? Он нашёл причину ненависти и смог объяснить её сам себе – это и был внутренний диалог взрослого и ребёнка, когда зрелая часть личности помогает понять и разместить детские эмоции.
     
  3. Поиск нужной информации, ресурсов, возможностей.

    Чтобы реализовать мечты внутреннего ребёнка, взрослый собирает и анализирует данные: например, у внутреннего ребёнка есть желание поехать в Диснейленд. И задачей внутреннего взрослого становится сбор и анализ данных о визе, перелёте, проживании и так далее.
     
  4. Планирование и распределение ресурсов.

    Взрослый рационально распоряжается имеющимися ресурсами, потому что понимает их ценность (в том числе времени). Ищет способы оптимизации, пользуется приёмами тайм-менеджмента, повышает свою эффективность, чтобы успевать больше за меньшее время.
     
  5. Расстановка приоритетов.

    Только взрослый способен разрешить конфликт «хочу всё и сразу», выделив приоритетные области для приложения усилий и внутренне обосновав этот выбор.
     
  6. Воспитание воли и дисциплины.

    Взрослый не ждёт вдохновения, чтобы выполнить рутинные дела или сделать следующий шаг к цели. Он берёт и делает это.
     
  7. Умение проигрывать и признавать свои ошибки.

    Взрослый оценивает любой проигрыш не как крах своего эго и великое горе, а как возможность использовать полученный опыт для дальнейшего развития и работы над собой.
     
  8. Умение справляться с негативными эмоциями.

    Взрослый способен адекватно воспринимать критику, экологично переживать гнев или раздражение, держать свои эмоции под контролем (не подавлять, а управлять).
     
  9. Умение договариваться и находить компромисс.

    Взрослый умеет корректно (без обесценивания и критиканства) высказывать свою позицию, уважая собеседника, а также признаёт у других людей право на собственное мнение. Он умеет находить компромисс и выходить (не убегать) из конфликтов.

Как укрепить внутреннего взрослого?

  1. Развивать волю.

    Волю можно укреплять сначала в маленьких делах. Решили, запланировали и сделали. Благодаря этому способность действовать и проявлять волю будет расти. Если сейчас воля не очень развита, то планировать сразу много будет, скорее всего, неэффективно.
     
  2. Развивать осознанность, способность быть здесь и сейчас, и наблюдать.

    Замечать в себе, во внутреннем диалоге, когда прорывается оценивающий и критикующий родитель, когда активизируется ребёнок. Не нужно с ними бороться. Просто наблюдать и осознавать их. Если вступать в борьбу, пытаться их подавить или вытеснить — от этого будет только расти внутреннее напряжение и внутренний конфликт. И наоборот, если просто наблюдать за ними с принятием, давать им место и время — то со временем появится конструктивное взаимодействие.
     
  3. Понимать свои жизненные ценности и учиться расставлять приоритеты.

    Жизненные ценности становятся опорой для внутреннего взрослого, когда нужно сделать выбор или принять решение.

И в заключении приведу цитату Джеймса Холлиса, которая прекрасно здесь подойдёт:)

«Согласны ли мы отказаться от права на взрослую (читай «осознанную») жизнь лишь по той причине, что сохранили архаическое детское видение себя и мира, которое нужно оберегать изо всех сил? О чём речь – давайте, оберегайте этого внутреннего ребенка, как и положено, только не давайте ему распоряжаться вашей взрослой жизнью.»

С Любовью, Ааллдмаалла heart

Просмотров: 384
Блоги других авторов