Личный блог

Как научиться доверять, когда вокруг столько лжи

В текущих мирах ложь стала абсолютной нормой жизни. Человек склонен привирать ради собственных интересов, мы даже обманываем самих себя, чтобы спать спокойно. И это стало настолько привычно, что в итоге ложь стала естественной частью маркетинга, политики и социальной жизни в целом.

На какую-то ложную информацию мы спокойно закрываем глаза, от какой-то защищаемся и сопротивляемся, а что-то и вовсе не замечаем… В итоге большая часть людей перестала доверять окружающему миру, смиряясь или постоянно ожидая подвоха. Не знаю, как вы, а я в себе часто отмечаю проявление недоверия, подозрительности и постоянного мониторинга информации на правдивость.

Не так давно мне представилась возможность увидеть в себе это качество во всей красе. И я осознала, что не доверяю жизни так, как стоило бы. В ответ захотелось стать ребёнком, чтобы вновь ощутить беззаботную доверчивость, наивность и открытость жизни, но с другой стороны, я хорошо понимаю, что ментальный опыт взрослого – это тоже ценный дар понимания, как устроена жизнь. И вот вопрос: как найти золотую середину, чтобы доверие стало разумным?

История произошла ещё в январе, однако вспомнилась сегодня в другой ситуации, когда представился выбор довериться или нет людям, которые делают доброе дело и организуют сбор помощи для фронта. Отклик внутренний пошёл, но тут же пошло сомнение в искренности намерений организаторов…

Январская история была связана с поездкой на такси до ж.д. вокзала в Севастополе. Начну с того, что перед поездкой появилось волнение, которое не могла себе объяснить – мне казалось, что я опоздаю. На то были объективные причины: в Крыму была сильная гололедица, что редкость для региона, Уулларг не рискнул ехать на своей машине, и мы вызвали такси. Интуиция подсказала, что лучше выехать пораньше, намного раньше с запасом на пробки – что я и сделала, но легче мне не стало. И вот за мной приехал таксист – мужчина кавказкой национальности, что вызвало мою первую волну недоверия к человеку – с ним ехать опасно. Но в ответ внутри получила успокаивающий аргумент: «волноваться нечего, ты едешь не на попутке, твоя поездка зарегистрирована в приложении».

Мне стало любопытно проанализировать свою первую бессознательную реакцию – почему такое недоверие к восточным людям? В личном опыте у меня была только одна ситуация, которая оставила негативные воспоминания от взаимодействия с восточными мужчинами. В остальном только позитивное и уважительное общение, при том, что я родилась в Казахстане, и до 15 лет моё окружение было русско-казахское. «Казахи – это казахи, а вот кавказцы – это другое», - недоверчивая субличность подначивала меня изнутри, врываясь в ход моих мыслей. Хорошо понимая, что подобные ярлыки, как «кавказец», очень сильно заужают мышление, я попробовала снять этот предубеждение и убрать недоверие к водителю такси, наблюдая за его поведением.

В итоге таксист оказался приятным и деликатным мужчиной, который тактично спросил о том, какую я предпочитаю музыку, покрутил ручку радио, и мы с ним остановились на ретро-музыке, громкость сделал комфортную, никаких лишних вопросов. Вождение было тоже аккуратным, он даже уточнил, тороплюсь ли я, и добавил, что нет смысла спешить. Я достаточно быстро расслабилась, и моё недоверие растворилось: можно надумывать себе, что угодно, но если наблюдать, то реальные поступки скажут о человеке лучше всего!

На вокзал я приехала за 2 часа до отправки поезда, каково же было моё удивление, когда на проходе к поезду мне порекомендовали поспешить, потому что поезд отправляется через 5 минут.

- У меня поезд через 2 часа, - ответила я спокойно.

- Девушка, это последний поезд на сегодня из Севастополя, вы ошиблись, поторопитесь! - услышала в ответ.

Бегом я помчалась к поезду, параллельно доставая телефон с электронным билетом. И уже по дороге обнаружила, что билет куплен из Симферополя, а не из Севастополя. Как так можно было промахнуться и не заметить заранее? Десять раз я перепроверяла билет на время и дату отправки с уверенностью, что билет куплен из Севастополя... На поезд меня не взяли – всё строго по билетам, за 2 минуты до отправки купить дополнительный билет было уже невозможно, пришлось помахать поезду ручкой и мчать вдогонку за ним.

Мне повезло, на стоянке около вокзала ещё стоял тот самый таксист, что привёз сюда, я радостно побежала к нему договариваться о поездке в Симферополь. Всё сложилось удачно, он согласился, так как новых заказов у него не появилось, да и времени хватало с запасом, чтобы вовремя доехать до Симферополя к поезду. Эмоционально перевозбуждённая, я порадовалась, что не смотря на мой промах, интуиция не подвела, и всё идёт по плану, пусть и с небольшой коррекцией. В тот радостный момент я ещё не знала, что это только первый акт пьесы и впереди ждёт продолжение теста на доверие водителю и жизни в целом.

Акт второй. На трассе таксист достал из бардачка пакет с двумя яблоками и предложил одно мне, я автоматически поблагодарила и отказалась, мол чтобы он кушал сам, но он по-доброму настоял, сказав, что у него как раз два яблока, что они домашние… Я не смогла отказать, но при этом внутри меня вновь поднялось недоверие, базирующееся на детских установках «брать еду у чужих людей нельзя, вдруг отравят». Мне стало смешно от этих мыслей, и одновременно грустно, потому что я осознала, что так и не могу довериться этому человеку, даже при всей его проявленной порядочности.

Я надкусила яблоко с мыслью, что несмотря ни на что, буду доверять жизни и, если мне суждено быть отравленной яблоком, то значит этому быть! – и смех и грех))) Казалось бы, простое поедание яблока для меня стало трансформационным процессом осознания моего глубокого недоверия людям. Именно людям, а не жизни… У меня ещё долго крутился вопрос, как же я докатилась до такого, что даже добрые поступки подвергаются сомнению. На что в ответ получила образ того, что мир соткан из лжи – искусной лжи, которую порой очень сложно отличить от правды. А инстинкты не дремлют и механизм защиты рационально вытесняет доверие. От этого мне стало грустно и накрыло состоянием безысходности так, что захотелось расплакаться.

- Вы не против, если мы заедем на заправку? Запас времени у нас большой, - задал вопрос водитель.

- Да, конечно, - ответила я. Так начинался третий акт истории под название «доверие». Мы свернули с трассы, и вновь внутри звоночек: зачем мы свернули, если заправки должны быть по пути? Возможно, что мы уже подъезжаем к Симферополю, поэтому и съезд. Я включила яндекс-карты, чтобы оценить ситуацию и успокоить себя, но наоборот растревожила и так эмоционально перевозбужденную психику: мы съехали с трассы намного раньше положенного маршрута, заправка осталась позади, но была ещё одна и впереди, а мы почему-то едем в сторону неизвестного района. И здесь недоверие уже превратилось в чистый страх! На это была причина из далёкого прошлого.

Двадцать лет назад в моей жизни был неприятный инцидент: я поймала попутку в городе, так как опаздывала на встречу, в машине сидели двое мужчин кавказской внешности, но по девичьей наивности я села в машину, о чём очень быстро пожалела. На первом же перекрёстке водитель свернул в другую сторону от запланированного маршрута. На мой вопрос: «куда мы едем?», я получила ответ: «всё хорошо, просто заедем на заправку по пути», после они стали шутить и что-то рассказывать, пытаясь создать позитивную обстановку. Я же судорожно ловила момент, когда машина остановится и можно будет выскочить из неё. Чуйка подсказывала, что вляпалась я конкретно.

По закону кармы, который иногда называют «законом подлости», на дороге был зелёный коридор – ни одного красного сигнала на протяжении продолжительного пути. Мы проехали парочку заправочных станций и приближались к лесу. На мои вопросы о том, что заправки остаются позади, звучали шуточки и отмазки, что едут они на особенную заправку. Я была сдержана снаружи, но внутри меня поднималась паника. На съезде с асфальтированной дороги на песочную просеку машина притормозила, недолго думая я открыла дверь и выпрыгнула на ходу, рванув со всех ног обратно к трассе. Парни видимо от неожиданности, а может и испуга, не остановились, а дальше поехали в лес, что меня успокоило.

Выбежав на трассу, я замедлилась в шаге и разрыдалась. Мне повезло, но опыт был неприятным. Это как раз тот единственный эпизод из жизни, когда мужчины восточной национальности оставили негативный след, который по всей видимости остался в памяти надолго и его хватило, чтобы не доверять людям похожего типажа.

И вот ситуация повторяется, я вновь судорожно оцениваю своё положение, что мне грозит и куда бежать... Небольшая дорога, похоже какой-то заводской район, людей нет, но есть вывески магазинов и складов – это немного успокоило, всё-таки не глухой лес.

- Что-то я не вижу здесь указанной заправки, - вдруг перебивает мои судорожные мысли голос таксиста.

- Так мы проехали заправку на трассе, - уточнила я.

- Нет, мне другая нужна, я заправляюсь на заправках одной компании. Наверное, где-то во дворе… - он немного сдал назад и повернул во двор. Его голос был спокоен и естественно растерян, что ещё немного утихомирило мою тревогу. Также успокоило то, что во дворе было множество окон и несколько вывесок, стояли машины, правда, ни единого человека в округе.

- Какое-то странное место для заправки, - продолжил размышлять мой водитель. И вот я вижу впереди одинокую заправку, полузаброшенную, но всё же существующую. Хеппи-энд!

Через полчаса мы были уже в Симферополе, я под впечатлением пережитых эмоций пыталась сделать вывод от полученного опыта с водителем такси. Благодаря ему, я осознала, что не доверяю людям, но при этом почувствовала острую потребность доверять, потому что это человечно! Важно доверять, но не быть наивной. Первично доверять незнакомому человеку, но всё же наблюдать. Уметь трезво оценивать ситуацию, но не перегибать палку. Чувствовать людей, но при этом не навешивать «ярлыки» из прошлого, ровняя всех под одну гребёнку. Доверять интуиции, но и адекватно оценивать инстинктивные подсказки.

Итог. Безусловно доверять людям пока не получается, но после пережитого, парадигма моего восприятия изменилась с «не доверять никому, проверять всех» на «я доверяю людям, но наблюдаю» - что меняет мою первичную оценку человека на более позитивную. В ситуации сегодняшнего дня, когда по рекомендации я попала в группу, где идёт сбор денег на подарки для наших военных, поймала себя на первой мысли, что я верю в искренность их намерений, что ребята реально делают доброе дело. И именно из этой позиции, а не критичной: «опять обман», я ознакомилась с перепиской в группе более внимательно, посмотрела видео, и почувствовала, что доверяю!

Ещё важно то, что я осознала, что, если людям сложно доверять, то жизни всё-таки мне доверять легче, потому что есть глубокое понимание, что всегда в любой ситуации я получаю нужный опыт, даже если он негативен. Я, как магнит, притягиваю ситуации, людей по своему резонансу и насущной потребности в получении опыта, необходимого мне здесь и сейчас – вопрос только в том, всегда ли я понимаю, что именно нужно мне для роста: быть обманутой или поучаствовать в реальном сборе – это уже карма!

И важно наблюдать, не паниковать, не жить шаблонно по «ярлыкам», не подменять мотивации… А в основе: следить за внутренними состояниями, чтобы лишний раз не накручивать снежным комом одно состояние на другое. Как в моём примере с таксистом, где тревожное состояние интуитивного предчувствия своей ошибки в оформлении билета - по факту недоверие себе, стало резонансом для дальнейших непозитивных распаковок, в которых водитель такси стал триггером внутренних процессов – за что ему огромная благодарность!